В чем заключается исповедь мцыри. Cочинение «Монолог Мцыри история жизни героя

Сначала у поэмы был иной эпиграф: «У каж­дого есть одно отечество», потом Лермонтов заме­нил его на тот, который вы видите во всех изданиях: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?

Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…» Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к «вольности святой», прославляющими радость борьбы и слияния с миром.

Определите в поэме место исповеди Мцыри.

Исповедь Мцыри занимает централь­ное место в поэме - строфы с 3 по 26. Собственно исповедь - с 3 по 8 стро­фы. Строфы с 9 по 26 - вдохновенный рассказ Мцыри о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Исповедь - это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться - значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить. Однако исповедь Мцыри - не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», - говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом про­изведении?

Две первые строфы поэмы пред­ставляют собой введение, предшествую­щее монологу-исповеди Мцыри и содер­жащее ряд фактов - о месте, где нахо­дился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ре­бенка, в котором «могучий дух отцов» заставил его «тихо, гордо» умирать и от­вергать предложенную пищу. Затем рас­сказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи «и вновь в обитель принесли». «Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Последние строфы - это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей меч­той увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины. Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик мо­нах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.

Монолог Мцыри состоит из двух частей: в гла­вах (строфах) 3-8 перед нами собственно испо­ведь, а в главах 9-26 — рассказ о днях, проведен­ных на воле. Что отличает эти части друг от друга?

В собственно исповеди Мцыри раскрыва­ет свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожидан­ный для всех. Он убегает в то время, ког­да, казалось, готов был «изречь монаше­ский обет». Никто не знал, что внешне по­корный, «душой дитя, судьбой монах», Мцыри мечтал о свободе и знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» - во что бы то ни стало попасть на родину. Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» - жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри осмысливает увиденное за три «блаженных» (в высшей степени счастли­вых) дня на воле.

Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмот­ря на все опасности и страдания, испытан­ные им по пути на родину. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» - обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: «Жил». Какой смысл вкладывает герой в это сло­во? Что значит жить для него? В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя сча­стливым, ощущать полноту жизни.

Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об от­чаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три «блаженных» дня. События изла­гаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов. Так, бой с барсом дает возмож­ность утверждать, что он «мог быть в краю отцов не из последних удальцов», звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему «на ро­дину следа не проложить уж никогда».

Творческим воображением поэт оживляет прошлое: умирающий юноша, «собрав остаток сил», гордо начинает свою предсмертную исповедь. Всю жизнь он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре - оплоте духовного и добровольного рабства. И хотя монахи жалели его и даже по-своему заботились о нем, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым. Но во 2-й главе вырисовываются лишь контуры героя; изображена ситуация, в которой он ведет рассказ о себе. Многое, однако, и в его поведении, и в мотивах его бегства из монастыря остается неясным. Автор говорит о жизни Мцыри так, как мог бы рассказать сторонний наблюдатель, не вникающий в глубину переживаний героя. А чтобы верно судить о человеке, нужно знать не только его поступки, но и причины их и даже нюансы его духовной жизни. Во всяком случае, внимание читателя возбуждено, и он с возрастающим интересом будет следить за дальнейшим повествованием.

О своем духовном мире, о своих мыслях и чувствах рассказывает сам герой. И тогда становится ясно, что нельзя судить о человеке чисто внешне, только по его поступкам или только по первому впечатлению. Монологическая форма повествования, избранная поэтом, давала возможность обнаружить психологические пружины поведения Мцыри, показать трагическое противоречие между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами, не позволявшими этим силам полностью проявиться.

Вот почему рассказ о «трех блаженных днях», проведенных на воле, занимающий во 2-й главе всего семь строк, в центральной части поэмы разрастается до одиннадцати глав: ведь в этих днях весь смысл, все счастье, вся трагедия жизни героя.

Монолог Мцыри носит характер исповеди. Однако такое утверждение нуждается в поправке. Меньше всего страстный рассказ юноши проникнут чувством покаяния, меньше всего герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел и вымаливать за них прощение всевышнего.

* Но людям я не делал зла,
* И потому мои дела
* Немного пользы вам узнать,
* А душу можно ль рассказать?
* Старик! я слышал много раз,
* Что ты меня от смерти спас,
* Зачем?..
* Конечно, ты хотел, старик,
* Чтоб я в обители отвык
* От этих сладостных имен, Напрасно…
* …ты слаб, ты сед,
* И от желаний ты отвык.
* Что за нужда! Ты жил, старик!

* Тебе есть в мире что забыть,
* Ты жил, - я также мог бы жить!
* Тебе, я знаю, не понять
* Мою тоску, мою печаль;
* И если б мог, - мне было б жаль…
* …Верь моим словам
* Или не верь, мне все равно.

Читатели убеждаются, что монолог Мцыри скорее не исповедь в ее церковном понимании, а проповедь свободы, что центральную часть поэмы, пожалуй, даже можно назвать диалогом-спором, хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу.

О чем же спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мяр тревог и битв» (глава 3); не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими и милыми людьми (глава 4); не самоограничение и аскетизм монахов, а полнота жизни, радость бытия (глава 5)-таковы жизненные идеалы Мцыри, отстаиваемые им в споре с монахом.

Обетованной землей представляется ему страна отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством (глава 7). Мысли и желания героя высоки и бескорыстны. Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он не принимает мир как данность, он хочет проникнуть в самую суть бытия,

* Узнать, прекрасна ли земля,
* Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родимся мы
* стремление с точки зрения монахов, совершенно бунтарское, крамольное.

Церковная мораль и живая жизнь несовместимы-вот вывод, который следует из рассмотрения начальных глав «исповеди». Вот главная причина разрыва героя с монахами.

А душу можно ль рассказать?

М. Лермонтов. Мцыри

Замечательная поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — о несостоявшемся монахе, но стойком, смелом, непокорном бойце. Лермонтов создал драматический образ юноши, ко-торый волей случая был оторван в раннем детстве от ро-дины, спасен от смерти, а впоследствии и воспитан в мона-стыре. Замкнутый и одинокий, он постепенно привыкает к новой жизни, но вдруг, неожиданно для «святых отцов», совершает побег. Лишь через три дня удалось найти лежа-щего без чувств юношу, который

Страшно бледен был и худ И слаб, как будто долгий труд, Болезнь иль голод испытал?

Гордый Мцыри не хотел отвечать на вопросы о произо-шедшем, и лишь перед смертью юноши монаху удалось услышать его рассказ.

Был ли рассказ Мцыри исповедью? С одной стороны, безусловно. Юноша ничего не утаил от монаха, открыл ему свое сердце, посвятил в свои надежды и стремления, раскрыл истинные причины побега. Мцыри считает, что перед смертью

Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь.

Однако юноша не совершал страшных грехов и не де-лал зла людям, поэтому считает, что «немного пользы вам узнать» о «его делах».

С другой же стороны, повествование Мцыри — далеко не исповедь, а, скорее, спор с монахом, несогласие с его жиз-нью и ценностями, противопоставление себя требованиям монастырской жизни.

Миру «келий душных и молитв» Мцыри противопо-ставляет вожделенный

Чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.

Люди же монастыря не вольны решать свою судьбу. Покорность и смирение не дает им права выбора, поэтому Мцыри считает, что

Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Таким образом, мы видим, что побег юноши — это по-пытка изменить свою жизнь, научиться самостоятельно распоряжаться ею.

Мцыри не чувствует в своем сердце благодарности за спасение своей жизни в детстве, ведь он здесь — «грозой оторванный листок». Лишенный отчизны, дома, друзей, род-ных, Мцыри

Знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть, —

Вырваться из сумрачных стен монастыря, вновь уви-деть родину.

Мир роскошной свободной природы, подарившей Мцы-ри все, что не сумело ему дать человеческое общество, юно-ша противопоставляет своей «тюрьме», где невозможна пол-нокровная жизнь, гармония человека с природой, свобода, полная приключений и опасностей.

Меня могила не страшит, —

упрекает Мцыри монаха в непонимании его стремлений:

Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, — я также мог бы жить!

Молодой и сильный бунтарь не признает атмосферу удушливой покорности монахов судьбе и их страха перед неожиданностями, поэтому выбирает для побега

Час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле.

Мцыри уверен, что «без этих трех блаженных дней» его предыдущая жизнь бессмысленна и бесцельна. А в том, что этот период счастья был так короток, юноша опять винит монахов: Материал с сайта

На мне печать свою тюрьма Оставила...

Протест против жизни в неволе звучит и в завершение его рассказа:

Увы! — за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял...

Таким образом, мы видим, что «исповедь» Мцыри перед смертью на самом деле — бунт против жизненных ценно-стей и идеалов монахов, отрицание атмосферы смирения, размеренного быта монастыря. В последние минуты жиз-ни Мцыри не молит о прощении. Рожденный на воле, ге-рой поэмы умирает свободным и непокоренным, оставляя в наших сердцах сожаление о несбыточности его мечты

Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лермонтов-мцыри (исповедь-монолог)
  • сочинение про молодого юношу из рассказа мцыри
  • была ли исповедью мцири или проповедью перед смертью
  • сочинение по поэме мцыри а душу можно ль рассказать
  • почему мцырий назвал свой расказ исповедью?

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?. . Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать» .
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен, –
Напрасно: звук их был рожден
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

Несколько интересных сочинений

  • Крестьяне и хозяйство Манилова в поэме Мертвые души

    С первых минут пребывания в Маниловке становилось понятно, что заманить гостей сюда непросто. Вся обстановка поместья, дом, открытый всем ветрам, двор с жиденькими березами, нелепые клумбы свидетельствуют об отсутствии хозяйской руки

  • Сочинение Сказочный образ Царевны-лебедь Пушкина

    Все произведения Пушкина гениальны и считаются высшей степенью культуры и образованности человека. К этому числу относится и «Сказка о царе Салтане». Волшебная сказка в стихах о том, что добро торжествует над злом.

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • Образ Николая Ивановича в рассказе Крыжовник Чехова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Иванович Чимша-Гималайский, представленный писателем в образе потомственного дворянина, служащего с ранних лет государственным чиновником.

  • Николай Иванович в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Николай Иванович, сосед Маргариты с нижнего этажа, стал очередной невольной жертвой пребывания в Москве Воланда и его свиты.

И повествующая нам о непокорном юноше, смелом бойце, которого захотели сделать монахом. Замечательная работа, что показывает нам бунт против устоев и существующих идеалов.

Размышляя над поэмой и над заданием на тему «Исповедь Мцыри», попытаемся ответить на вопрос, что же именно отстаивает в своей исповеди герой и является ли его монолог исповедью.

Монолог — исповедь Мцыри

— юноша, которого оторвали от родного края и оставили в монастыре на воспитание монахам. Этот одинокий мальчик не смог смириться со своей судьбой, не смог он больше находиться в стенах святыни, поэтому он . Только через три дня его все-таки нашли бледного и худого, голодного и израненного. Не хотел он отвечать на расспросы монахов, и только перед своей смертью юноша раскрылся.

Был ли его рассказ исповедью? С одной стороны, да. Юноша раскрывает свое сердце и показывает свою душу монаху, ведая причины побега. Но с другой стороны, он не кается, а просто передает свои мысли. Его монолог, как спор с монахом, где он рассказывает о чудном мире, который ему удалось повидать, где люди как орлы вольные и свободные. А вот в стенах монастыря нет права выбора. Он рассказывает, что жил здесь как в плену, поэтому и мечтал вырваться из сумрачного монастыря.

Три дня изменили жизнь Мцыри. Всего три дня, но какие же они были разнообразные, они как глоток воздуха для задыхающейся в темнице души мальчика. На свободе проявились и настоящие черты характера горца, о которых мы узнаем из его исповеди. Это сила, ловкость, прыть, смелость, проявление любви и стремление к своей цели.

Да, Мцыри не вернулся на Родину, он заблудился, оказавшись вновь у стен монастыря. Но он не был сломлен и единственной разрядкой в этой ситуации становится его горячая исповедь. Но не о своих грехах он говорит, его монолог об освобождении. В своей исповеди Мцыри не просит прощения, он просто прощается. И умирает свободным и непокоренным.




Top