В каком году была обнаружена кобанская культура. Памятники кобанской культуры северного кавказа

Берингов пролив: география

За много тысяч километров (для кого-то, возможно, и ближе) на далеком востоке и почти на таком же удаленном западе находится край нашего материка. Он отделен от американского континента широким проливом. Здесь также соединяются два океана - Северный Ледовитый и Тихий. Речь идет про Берингов пролив. Дельта его была известна еще в середине семнадцатого века, однако официально открыл его в первой половине восемнадцатого (1728 год) датский мореплаватель с русскими корнями. Его звали Витус Беринг. В честь известного географа пролив и назван. Ранее его ширина очень сильно менялась - со временем проступали большие участки суши. Теперь Берингов пролив имеет более или менее постоянные размеры. Так, самое короткое расстояние между континентальной Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки - примерно восемьдесят шесть километров. В пределах его водного пространства расположились два участка суши - остров Ратманова и еще один - Крузенштерна. Первый - более крупный. Он принадлежит России, а второй поменьше, и он является собственностью США.

- место, где можно потерять день

Между этими островами проходит очень важная полоса - линия перемены дат. Так как здесь граничат западное и восточное полушария, в этом месте соединяются часовые пояса, и время отличается почти на сутки. Проплывая от одного острова Берингова пролива к другому нужно не переводить стрелки часов назад или вперед, а надо переворачивать листы календаря. Так, если вы пересекаете эту линию, двигаясь из России в Америку, то вы экономите целый день, а если обратно, то, наоборот, теряете. Линия перемены дат проходит от Северного полюса через Берингов пролив и направляется дальше на юг к антарктическому полюсу через Тихий океан, разделяя порой совсем близко расположенные острова.

Проекты соединения двух континентов

Еще с конца девятнадцатого века начали высказываться идеи о том, чтобы построить огромный мост через Берингов пролив и тем самым связать Америку с Россией. С того времени разработано большое количество проектов моста, высказано множество предложений, проведены десятки международных собраний и конференций. Через Берингов пролив проектировались железнодорожные тоннели, автомобильные дороги. Предложения обсуждались, откладывались и отклонялись. До настоящего времени проект до конца не разработан. Сложности его реализации в России связаны с недостаточным развитием железнодорожных путей на севере страны. И для того чтобы строить мост или тоннель через пролив, необходимо дополнительно проложить более трех тысяч километров рельсов на территории страны для обеспечения подхода к нему.

На некоторое время в начале двадцать первого века вопрос соединения Америки с Россией был заброшен. Однако он снова был поднят в 2010 году в связи с извержением вулкана в Исландии, что значительно затруднило авиасообщение между континентами. Это природное явление напомнило, что железнодорожный транспорт практически независим от подобных неблагоприятных ситуаций. Вопросы проекта, финансирования и (тем более) строительства моста еще не решены, однако известно, что это будет комплексная магистраль, включающая железную дорогу для пассажирских и грузовых поездов, автомобильную, массивную линию электропередачи и связи. Дорога будет проходить через Берингов пролив, соединяясь

Берингов пролив отделяет Евразию от Америки. Он находится несколько южнее полярного круга на широте приблизительно 65°40° с. ш. Через пролив на север поступает более теплая поверхностная вода из Берингова моря, на юг вдоль западной прибрежной полосы - холодная вода из Северного Ледовитого океана.

Остров Ратманова, расположенный в Беринговом проливе, - самая крайняя восточная точка России. Его и соседний остров Крузенштерна открыла экспедиция Михаила Гвоздева (ум. после 1759 г.).
С октября по август Берингов пролив покрыт дрейфующими льдами.
В палеогеографии регион, к которому относится пролив, называют Берингия, понимая под этим те периоды, когда Азия с Северной Америкой были соединены вследствие падения уровня Мирового океана, а область Берингова пролива и континентального шельфа, окружающего материки, была сушей. Протяженность этого участка земли с севера на юг в районе нынешнего пролива была до 2000 км, и по этому широкому проходу происходил взаимный обмен фауной и флорой между Старым и Новым Светом, а впоследствии по нему прошли две волны миграций древнего человека.

История

Согласно новейшим исследованиям, первая волна миграции прошла через Берингийский перешеек 25-39 тыс. лет назад. Это были предки отдельных американских народов, например, тлинкитов на юго-востоке Аляски и огнеземельцев на южной оконечности Южной Америки. Впоследствии Берингия почти на 15 тыс. лет покрылась ледником, и лишь незадолго до затопления этих земель в конце последнего ледникового периода, примерно 11 тыс. лет назад, путь через Берингию был вновь открыт, и по нему произошло переселение предков палеоиндейцев. И уже гораздо позже алеуты и эскимосы, жившие прежде в Северо-Восточной Азии, мигрировали в Новый Свет по льду, этой, третьей уже миграции наличие пролива не помешало.
В истории освоения Крайнего Севера процесс поиска места, где соединяются (или разделяются) Азия и Северная Америка, получил название «поиск Северо-Восточного прохода». К тому времени, как эти поиски начались, пролив уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет, но об этом еще не было известно. Поиск шел одновременно с севера и с юга. С севера работа шла крайне тяжело из-за того, что путь по морю был долог, а большую часть года моря Северного Ледовитого океана были скованы льдом.
Тем не менее впервые пройти пролив целиком удалось именно с севера на юг, и сделал это русский мореход Семен Иванович Дежнёв (1605-1673 гг.). Казачий атаман и торговец, он в 1648 г. в ходе экспедиции за «моржовой костью» (так в старину назвали бивни этих морских млекопитающих) и пушниной в бурю прошел пролив между Азией и Америкой по всей его длине на кочах (парусных судах с навесным рулем и веслами), из которых уцелели только три. В честь Семена Дежнёва был назван мыс, который является крайней северо-восточной оконечностью Азии.
Об открытии Дежнёва долгое время никто не знал, не осознавал его важности и сам мореход, бывший отважным путешественником, но не имевший образования.
Официально честь открытия пролива принадлежит Витусу Берингу (1681-1741 гг.) - датскому офицеру на службе российского императора Петра I (1672-1725 гг.). Незадолго до своей кончины царь Петр направил Беринга с экспедицией на Дальний Восток с секретной миссией: отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой.
В 1728 г. на боте «Святой Гавриил» экспедиция Беринга вышла через пролив в , хотя американское побережье не увидела. Тем не менее факт существования пролива был доказан, а он был назван в честь Беринга.
Берингов пролив находится между Евразией и Северной Америкой, он соединяет (Чукотское море) с Тихим океаном (). Острова Диомида, принадлежащие России и США, делят пролив на три прохода. Посреди Берингова пролива, между островами Диомида, проходит государственная граница Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Берингов пролив находится между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Посреди Берингова пролива находятся острова Диомида, а между ними проходит государственная граница России и США. Демаркация (обозначение) границы была осуществлена в 1867 г. в соответствии с условиями договора о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Северо-Американским Соединенным Штатам.
Российский остров Ратманова (Большой Диомид) больше по площади, административно он относится к Чукотскому району Чукотского автономного округа. На острове нет постоянного населения, но есть застава российских пограничников, а также работает станция полярных исследователей. Здесь находится один из самых многочисленных в регионе птичьих базаров, где живут 11 видов морских птиц общей численностью свыше 4 млн особей.
В целом фауна Берингова пролива отличается богатством. Это связано с тем, что морские воды, движущиеся из Берингова в Чукотское море и море Бофорта, относительно теплые и богаты пищей. Здесь много рыбы, особенно лосося, и морских млекопитающих, среди которых гренландский кит, белуха, серый кит, тихоокеанский морж, кольчатая нерпа, полосатый тюлень, ларга, лахтак (морской заяц). На побережьях Берингова пролива обитает и белый медведь.
Американский остров Крузенштерна в США называют Малый Диомид, его эскимосское название - Ингалик, или Игналук, что означает «лежащий напротив». Всего 3,76 км разделяют российский и американский острова. Остров Крузенштерна можно назвать сравнительно обжитым: здесь есть небольшой городок Диомид с населением численностью 115 человек. Административно остров входит в «неорганизованный боро» - часть американского штата Аляска, существующую независимо от шестнадцати остальных аляскинских «организованных боро». Каждую зиму местные жители прорезают в толстом слое снега взлетно-посадочную полосу для самолетов местной авиации, привозящих грузы с континентальной Аляски.
В годы холодной войны советско-американская граница была здесь закрыта - и местные жители лишились возможности навещать друг друга, как было принято ранее. Из-за этого здешнюю границу тогда прозвали «ледяной занавес» (по аналогии с «железным занавесом»).
В наши дни приграничная территория России в Беринговом проливе остается закрытой зоной, для посещения которой требуется специальное разрешение.
В России и США периодически обсуждают вопрос соединения берегов Берингова пролива (Чукотки и Аляски) посредством тоннеля или моста. Первые подобные проекты относятся еще к 1864 г., когда Русско-американская телеграфная компания собралась построить линию наземного телеграфа через пролив. Проект не удался из-за конкуренции с линиями подводного телеграфного кабеля через Атлантику.
Критики проекта заявляют, что строительство тоннеля или моста невозможно, так как это вне современных технических возможностей человечества: расстояние между берегами пролива в самой узкой точке велико (86 км), столь масштабное строительство на необитаемой территории практически неосуществимо, а затраты на строительство никогда не окупятся. Сторонники проекта соединения берегов пролива напирают на политический фактор: мост (или тоннель) будет способствовать укреплению взаимоотношений между Россией и США.


Общая информация

Местоположение : на Крайнем Севере, между Евразией и Северной Америкой. Соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Вдоль пролива проходит граница между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Диомида, Ратманова (Большой Диомид, Имаклик) - Россия; остров Крузенштерна (Малый Диомид, Ингалик, Игналук) - США.

Крупнейшие населенные пункты : Уэлен (северо-восток Чукотского полуострова, 712 чел, - 2012 г.); Уэйлс (запад полуострова Сьюард, 145 чел. - 2010 г.); город Диомид (остров Крузенштерна, 115 чел. - 2010 г.).

Языки : русский, чукотский, английский, эскимосско-алеутские языки.

Денежные единицы : российский рубль, доллар США.

Цифры

Длина : 96 км.

Ширина (наименьшая):86 км.
Максимальная глубина : 49 м.
Наименьшая глубина фарватера : 36 м.

Удаленность : от острова Ратманова до побережья Чукотки - 35,68 км; от острова Крузенштерна до побережья Аляски - 25 км.

Климат и погода

Субарктический, морской.

Средняя температура воздуха в январе : от-15 до -25°С.

Средняя температура воздуха в июле : от +5 до +10°С.

Среднегодовое количество осадков : 500-600 мм.
Среднегодовая скорость ветра : 7,5 м/с.

Относительная влажность воздуха : 85%.

Экономика

Судоходство.
Рыболовство, добыча морских млекопитающих.

Достопримечательности

    Остров Ратманова (Россия): крупные птичьи базары, лежбища моржей, место массовой миграции серого кита

    Остров Крузенштерна (США): город Диомид

    Природные : национальный парк «Берингия» (Аляска, США), природно-этнический парк « » (Россия), мыс Дежнёва (Россия), мыс Принца Уэльского (США)

    Прочие : международная линия перемены дат

Любопытные факты

    Коч - морское парусное судно сибирских рыбаков, охотников и торговцев. Кочи были деревянными, с одной мачтой и веслами. Особенностью коча была так называемая «коца» - особая дополнительная обшивка корпуса, способная противостоять давлению льда.

    После того как Россия продала Аляску США в 1867 г., даты в Аляске были сдвинуты на один день назад для синхронизации с календарной датой в США, так как ранее они соответствовали российской календарной дате.

    В 1971 г. был спущен на воду ледокол «Семен Дежнёв», и поныне несущий службу в качестве портового ледокола Морского порта Санкт-Петербурга.

    Самая высокая точка на острове Ратманова носит название гора Крыша, ее высота - 505 м.

    Название «Берингия» (Bering Land Bridge) носит национальный парк в штате Аляска (США). Парк был создан в 1978 г. на площади 1052,6 тыс. га для охраны своеобразных северных прибрежных ландшафтов, и в особенности озер, застывших лавовых потоков и горячих источников, а также палеонтологических памятников с остатками «берингийской» фауны. Также «Берингией» называется природно-этнический парк на территории Чукотского автономного округа (Россия), образованный в 1993 г.

    Именем Беринга назван ряд географических объектов: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, ледник Беринга (Аляска, США).

    На острове Ратманова в 1976 г. была замечена первая и пока единственная особь колибри, которая залетела на российскую территорию. Маленький первопроходец относился к виду охристого колибри.

    Берингов пролив не раз пытались пересекать самыми различными способами. В 1913 г. немецкий капитан Макс Готтшалк первым пересек пролив не на борту морского судна, а на собачьей упряжке. В 1979 г. француз Арно де Росней прошел через Берингов пролив на виндсерфере. В 1987 г. американская пловчиха Линн Кокс совершила символический заплыв в Беринговом проливе с целью «разрушить "ледяной занавес"». В 1998 г. российские путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро пересекли пролив на лыжах. В 2011 г. российские спортсмены-кайтсерферы Евгений Новожеев и Константин Аксенов сумели пересечь пролив по воде на доске-кайтборде при помощи воздушного змея-кайта.

    Остров Ратманова - российская территория, первой встречающая Новый год из-за своей близости к линии перемены дат.

    Местным жителям на берегах и островах Берингова пролива разрешено добывать морских млекопитающих для питания. Мясо морского зверя - необходимый компонент пищевого рациона коренных жителей Чукотки: только так они получают необходимые организму белки, витамины и микроэлементы.

    В 1956 г. СССР предложил США проект совместного строительства дамбы через Берингов пролив с целью повышения температуры вод Северного Ледовитого океана и ускорения таяния морского льда. Согласно проекту, теплая вода перекачивалась бы через дамбу в Северный Ледовитый океан. Американская сторона отказалась участвовать в проекте из-за его гигантской стоимости.

кобанская культура

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) конец бронзового - начало железного века (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) в центральной части Сев. Кавказа. Названа по пос. Кобан в Сев. Осетии (Российская Федерация). Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, земледелие, металлургия.

Кобанская культура

Кобанская культура , археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2≈1-го≈ середины 1-го тысячелетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники К. к. (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для К. к. характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники К. к. в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях ≈ из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение К. к.; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7≈4 вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. К. к. характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей К. к. со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники К. к. изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

═Лит.: Крупной Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, с. 77≈109 (библ.).

══Е. И. Крупнов.

Википедия

Кобанская культура

Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители - автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев,


КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

План урока:

  • История
  • Поселения и хозяйство
  • Металлургия
  • Военное дело
  • Религия
  • Искусство

Задачи урока:

Цели: проанализировать и охарактеризовать кобанскую культуру

Внутрипредметные связи: образование родовой общины и ее разложение, бронзовый век, металлургия.


  • Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IVвв. дон.э.)и железного веков (VII - IIIвв. дон.э.) . Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители- автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев), балкарцев, карачаевцев, осетин

Остатки кобанской культуры


  • Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника- «кобанского» , который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г.Д.Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В.Б.Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула- Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село

Остатки кобанской культуры


  • Ряд исследователей (Г. Вильке, М. Гёрнес, Б.В.Техов) относят носителей кобанской культуры не к автохтонным кавказским племенам, а считают их индоиранцами, проживавшими здесь с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, этим, например, Б.В.Техов объясняет их естественное объединение, с переселившимися позднее в центральные районы Северного Кавказа, ираноязычными аланами

Остатки кобанской культуры


  • Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа, а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI / XXV - XX / XIXвв. дон.э.).
  • Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Остатки кобанской культуры


Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. , а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий.

Остатки кобанской культуры


Кобанцы прошли через тот же путь, что другие цивилизации: родовая община, разложение родовой общины. Они никогда не жили замкнуто, а вели постоянное общение не только с кавказскими племенами, но и с другими племенами.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах- на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий. Дома строились глинобитными, турлучными, иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях- придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии, была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза-это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материалов.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто ждут хозяев кобанские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы, змеи.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Большое количество оружия, обнаруженного при раскопках кобанских могильников, ученые объясняют существованием военных дружин во главе с племенными вождями. Военная активность кобанцев в скифскую эпоху, их участие в азиатских походах скифов также указывают на высокий уровень военного дела. Оружием кобанских воинов были кинжалы, мечи, боевые топоры, луки и стрелы, копья и дротики, булавы и молоты. К защитному снаряжению относятся широкие бронзовые пояса, многовитковые боевые браслеты, бронзовые шлемы, кожаные панцири с бронзовыми пластинами.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Кобанцы были пешими и конными воинами. На поясах из знаменитого Тлийского могильника встречаются изображения боевых колесниц, но конской упряжи от них пока не найдено. Зато хорошо сохранились детали уздечек, бляшки, подвески и даже колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Остатки кобанской культуры


Религиозные представления кобанцев ученые питаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим магическое или ритуальное значение.

Остатки кобанской культуры


Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи).

Остатки кобанской культуры


Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник - это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для питья бронзы, а также статуэтки людей и животных.

Остатки кобанской культуры


На самом труднодоступном для врага месте в каждом посепеиии строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущепье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта - космического символа движения сопнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком - одно из наибопее известных и почитаемых осетинских святилищ.

Остатки кобанской культуры


Религиозно-магическое знанение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» - благодати, благополучия и мира. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Остатки кобанской культуры


Искусство

  • Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира.

Остатки кобанской культуры


Искусство

Излюбленный орнамент кобанских художников - геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев..

Остатки кобанской культуры


Искусство

Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.


Домашнее задание

Параграф 2

Вопросы и задания 1 -5 (устно)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кобанская культура

В 60-ые годы прошлого века в горной Осетии была открыта неизвестная культура, впоследствии признанная одной из художественных вершин бронзового века.

Кобанская культура получила свое название от наименования селения Верхний Кобан, где в 1969 году были открыты могильники с огромным количеством предметов бронзовой культуры.

Предметы той же культуры были найдены во многих других пунктах территории Северной Осетии (в урочище "Фаскау” близ селения Галиат, в селениях Кумбулта, Чми), в Пятигорье, в Кабарде, на территории нынешней Чечни и Ингушетии, в Южной Осетии (селение Тли).

Время расцвета Кобанской культуры - вторая половина второго и первого тысячелетия до н.э.

Традиции Кобанского искусства хорошо прослеживаются в аланских древностях, и до сих пор существуют в осетинском прикладном искусстве.

Кобанская культура - условно принятое название для древностей эпохи перехода от бронзы к железу Северного Кавказа. Вошедший около 120 лет тому назад в научный обиход термин "культура Кобани”, как обозначение конкретной совокупности археологических артефактов, оказался весьма устойчив, несмотря на имевшие место попытки заменить его, такими как "колхидо - кобанская”, "центрально-кавказская”, "тлийско-кобанская”.

Учитывая новейшие достижения в изучении кобанской культуры, в особенности разрешения проблемы периодизации и относительной и абсолютной хронологии, назрела необходимость в новой схеме ее развития.

I. Протокобанский, или период Кобан I - XIY - первая половина XII вв. до н.э., в котором различаются 2 этапа: ранний (а) до середины XIII в. и поздний (б) до середины XII в. до н.э.

II. Ранний, или период Кобан II - середина XII - рубеж XI-X вв.

III. Классический или период Кобан III - начало второй половины X - начало YII вв. до н.э.

IY. Позднекобанский, или Кобан IY - серединаYII - начало IY вв. до н.э. (схема разработана Крупновым Е. И.)

Активные процессы формирования культуры в протокобанский период способствовали распространению раннекобанских изделий далеко за пределы Кавказа. Об этом свидетельствует факт появления топоров раннекобанского типа в Северном Причерноморье, именно в кладах XIII-XII вв. до н.э., что также подтверждает абсолютную дату переходного периода.

Период Кобан II характеризуется завершением оформления основных признаков культуры центральной части ареала, а к концу на западной и восточной переферии, В этот период в Кобанских памятниках появляется дуговидная бронзовая фибула с ассиметричной дужкой и узким иглодержателем, тесловидный топор с боковыми уступами, к концу периода появляется железо в украшениях. Завершается оформление бронзового топора с дважды изогнутым корпусом. Просматривается стремление к изощренной гравированной орнаментации фигурами хищников и земноводных.

Развитие древней кобанской культуры в метропологии фиксируется на протяжении около 1000 лет и на 2 - 3,5 столетий короче на периферии ареала, отражая неравномерность в эволюционных преобразованиях под влиянием разновидных факторов внешнего порядка. В течение длительного периода кобанская культура постепенно видоизменялась и обогащалась за счет инноваций и внутреннего поступательного саморазвития, тем не менее, сохраняя инофонд многих признаков. Почти во всех выделенных периодах, наряду с местной культурной основой, засвидетельствованы датирующие предметы некавказского происхождения, что обусловило возможность включения кобанской культуры Кавказа в общеевропейскую систему хронологии. При всей условности этой схемы в ней наглядно представлено место кобанской культуры на всех этапах ее многовекового развития.

Существуют мнения, что древняя кавказская этническая общность - носитель кобанской культуры, являлась субстратом в последующем формировании почти всех современных народов Северного Кавказа от Кубани на западе до Дагестана на востоке.

Кобанская культура - одно из слагаемых, причем древнейшее, двуприродной основы этногенеза осетин.

Вторым элементом являются ираноязычные предки осетин - скифо-сармато-алананские племена.

Историческая принадлежность Кобанской культуры.

Существует несколько мнений в вопросе об этнической принадлежности носителей кобанской культуры.

К тому, чтобы считать их кавказоязычным народом всегда существовало больше политических, нежели каких-либо других предпосылок. Гипотеза об индоевропейском происхождении, очевидно, имеет будущее, но тоже остаётся недоказанной. (3, стр. 6.)

Центральный Кавказ являлся издревле местом пересечения миграционных процессов множества различных этносов. Еще в Ш тыс. до н.э. здесь жили наряду с кавказским этносы, говорившие на индо-европейских языках. Самыми древними из них были хетты. Они обитали на Кавказе издавна, но к концу Ш тыс. до н.э. передвинулись в Переднюю Азию, где возникло царство хеттов и лувийцев, Отдельные племена хеттов остались на Кавказе, что подтверждается данными лингвистики (Г. Мачавариани, Т.В. Гамкрелидзе, В. В Иванов). (1, стр. 24) В первой половине П тысячелетия до н.э. они слились с индоиранскими племенами, которые занимали пространство от Восточной Европы до Кавказских гор. Во втором тысячелетии до н.э., особенно к исходу его, на Кавказе и в Северном Причерноморье обитали широко известные киммерийцы. Их сменили скифы. Именно кобанцы были древнейшим населением, которое они застали на Центральном Кавказе и позднее ассимилировали.

кобанская культура могильник осетия

Скифские кочевые племена появились в степях Предкавказья в конце VIII - начале VII в. до н.э. Отсюда они совершили свои знаменитые походы в Переднюю Азию. Эти походы вывели скифов на авансцену мировой истории, дали мощный толчок их социальному и культурному развитию. Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. Под влиянием широких контактов с кавказскими и переднеазиатскими народами окончательно сложились самобытные черты скифской классической культуры.

Уже в VII в. до н.э. началась активная интеграция: приобретая политическое господство над местным населением, скифы оседали в среде носителей кобанской культуры. Ярким подтверждением такого взаимодействия скифов и кобанцев считается Тлийский могильник.

По-видимому, первоначально в горных районах оставались небольшие группы воинов, женившихся на представительницах местного населения.

Скифо-кобанский симбиоз развивался также на основе прямой заинтересованности скифов в союзнике, который владел передовыми металлургическими технологиями и опытом горных коммуникаций. Археология подтверждает участие кобанцев в скифских походах. (3, стр.6)

Во многих древних захоронениях Кобанского и Тлийского могильников обнаружены материалы, относящиеся к скифской культуре. Это костяные и бронзовые наконечники ножен, на которых имеются изображения пантеры в характерном для скифов стиле, а так же широко представлены железные секиры, ножи, предметы конской узды и т.д. (1, стр.24)

Позднее скифов сменяют племена савроматов (Y в. до н.э.), сарматов (IY в. до н.э.). Из ираноязычных сарматских племен, занявших территорию скифов, постепенно выделились аорсы, сираки, роксоланы, аланы.

Подведя итог, мы видим, что на территории Центрального Кавказа в течение тысячелетий всегда оставались группы ирано-язычного населения. Это также подтверждают сведения Страбона (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.):

"На Иберийской равнине обитает население, более склонное к эемледелию и миру, которое одевается на армянский и мидийский лад; горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются; однако они занимаются и земледелием.

В случае каких-нибудь тревожных обстоятельств они выставляют много десятков тысяч из своей среды, так и из числа скифов и сарматов”. (2, стр. 234)

В свое время А.И. Болтунова высказала мнение, что под упомянутыми Страбоном скифами и сарматами " следует понимать северокавказские племена, составляющие основную массу населения Внутренней Картли до освоения ее иберами”. (2, стр.244)

Этот вывод подкрепляется и другими переводами разбираемого отрывка Страбона, в которых родственные скифам и сарматам горцы характеризуются как " воинственное большинство населения" Иберии. Заслуживают внимания также свидетельства Страбона о социальной структуре Иберийского царства, напоминающее троичное деление индоевропейских народов и, в частности, трех функциональное деление скифского общества и Ахеменидского Ирака. Этому не противоречит четырехчастное деление иберийского общества, так как у индоевропейских племен лишь три основные социальные группы - военная аристократия, жречество и рядовые общинники - были конструированы в культовой организации и ритуальных обрядах индоевропейской общины, хотя из них существовало и зависимое население. (2, стр.245)

На основе приведённых материалов возникает предположение, что скифы слились с родственными им по языку и культуре традиций племенами древних индо-иранцев, живших здесь со второго тысячелетия до н.э. И лишь по этой причине могло произойти скорое и естественное слияние двух этнических массивов - они, эти племена были ирано-язычными; этническое, культурное и языковое родство способствовало их быстрой этнической "адаптации”, их слиянию в один этнос.

Памятники материальной культуры.

Прошло около 120 лет с того дня, когда перед изумленным взором любителей кавказских раритетов молодого археологического музея в Тифлисе предстали присланные из далекого, сурового ущелья Гизельдона, алдаром из Тагаурии Хабошем Кануковым предметы вооружения и украшения удивительной гармоничности и красоты.

В настоящее время более 120 пунктов находок позволяют говорить о сосредоточении по обе стороны Большого кавказского хребта целых групп и отдельных находок однородных и стилистически близких вещей из многих памятников.

МОГИЛЬНИКИ

Наиболее яркой частью материальной культуры центрального варианта кобанской культуры являются древние погребения.

Они известны в настоящее время во всех трех ландшафтных зонах, главным образом, в ущельях рек, но открыты они в предгорьях, и в равнинной части, хотя и в меньшем количестве.

В Верхне-Кобанском могильнике хоронили преимущественно в массивных, сооруженных из сланцевых и песчаниковых плит, прямоугольных каменных ящиках, рассчитанных на одного и реже на двух человек. Размеры ящиков были примерно 1,2 х 0,7 м. Сверху ящик закрывался мощной каменной плитой, более толстой, чем те, что составляли стенки могилы. Дно каменных ящиков Кобанского могильника земляное, видимо, при захоронении покрывалось или древесными ветками, или войлоком.

Покойников укладывали в скорченной позе, на левом или правом боку, головой на северо-запад, но имелись и другие направления, что свидетельствует о том, что устойчивости ориентировки не придавалось решающего значения.

Особенно выразительны ранние погребения в каменных ящиках, раскопанные Э. Шантром. Например, в могиле № 9, "одной из наиболее богатых”, сооруженной из тяжелых плит от 12 до 15 см толщиной, захороненная женщина лежала скорченно, на правом боку, с полусогнутыми ногами и кистями рук перед лицом. Головой она была ориентирована на северо-запад. Головной убор украшали бронзовые бляшки, трубочки - накосники, две булавки с лопатообразными навершиями. У висков находились дважды изогнутые подвески " совершенно своеобразного типа”. На груди дуговидная фибула и ожерелье из сердоликовых и стеклянных бус. На руках многовитковые бронзовые браслеты - налокотники и более простые браслеты из массивного прута. На поясе остатки бронзового пластинчатого пояса с полуовальной бронзовой пряжкой, украшенной железной инкрустацией. Костюм украшали многочисленные бронзовые литые зооморфные привески. Бронзовыми трубочками была обшита, видимо, и обувь. Заупокойная пища, которая полагалась при переходе в загробный мир, находилась в двух изящных небольших сосудах с ручками. Кроме того, были положены части барана. В целом комплекс отличает большая выразительность форм. Для предгорных и равнинных районов бассейна Терека были более обычны кладбища из групповых могил без всякого оформления.

В могилах лиц высокого социального ранга отмечены захоронения вместе с покойником и коня. Например, в погребении 3, Комаровского могильника захоронение сопровождалось взнузданием конем. Конский убор состоял из железных двукольчатых удил и трехпетельчатых железных псалиев, костяных зооморфных поделок - украшения уздечки. Бронзовый ранний наконечник стрелы скифского типа и великолепный набор черносощенной посуды, украшенной нарезным геометрическим орнаментом, дополняли представление о составе погребального комплекса. Грунтовые ямы с оформлением рваным камнем были основным типом погребальных сооружений и на территории Южно-Кавказской группы центрального варианта кобанской культуры, причем во все периоды ее существования. Генезис таких форм погребальных камер уходит здесь, также как для каменных ящиков Тагаурского ущелья, вглубь начальных этапов поздней бронзы и даже в культурный пласт эпохи средней бронзы.

Могильники кобанской культуры разных периодов и разных географических условий местоположения показывают чрезвычайно сложную, разнообразную и неоднозначную картину развития погребального обряда. Долговременный характер кладбищ, концентрация в определенных местах предполагает оседлый образ жизни оставившего их населения.

ПОСЕЛЕНИЯ

Сведения о местах поселения носителей кобанской культуры, в том числе и не на территории Северной Осетии, весьма отрывочны и скудны. Объясняется это тем, что на первых порах изучения кобанской культуры исследователей интересовали богатые могильники, а вопрос о поселениях стоял не на втором плане, а только лишь подразумевался.

Места поселений центрального варианта кобанской культуры весьма немногочисленные в настоящее время, известны на территории Северной Осетии в предгорьях и на равнине, прилегающей к их отрогам.

Они занимали, как правило, самые возвышенные места в конкретной топографической обстановке: отдельно выступающие холмы, приподнятые над окружающей поверхностью, плато или высокие мысы над поймой реки. Все известные пункты поселений практически не исследованы и дают самое отрывочное представление о характеристике древних поселков. Общей чертой их является отсутствие, скорее всего искусственных укреплений, что может свидетельствовать об относительной безопасности их существования. Несомненно, и то, что это были долговременные поселки оседлого населения, т.к. культурный слой каждого из них был не менее 1 м.

Находки в поселениях свидетельствуют о земледельческо-скотоводческой направленности быта населения. Помимо многочисленных каменных зернотерок овальной формы, камней-терочников, костей домашних животных, это подтверждает и комплекс керамики, в которой выделяется четыре основные категории посуды; орнаментированные корчаги, горшки, небольшие кружки и миски. Вся посуда лепкая, но высокого качества, мощенная и хорошего обжига, указывающая на глубокие традиции местного керамического ремесла.

Заслуживает внимания Змейское поселение, возникшее на отдельно стоявшем холме, возвышающемся над старой поймой левого берега Терека на высоту 24 - 28 м. Глубина культурного слоя составляла в разных местах от 60 до 80 см.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и общая характеристика афанасьевской культуры как южносибирской археологической культуры бронзового века, ее территориальное распространение, этапы развития и главные признаки. Происхождение и этническая принадлежность, антропологический тип.

    презентация , добавлен 17.10.2014

    Возникшая в начале третьего тысячелетия до н.э. в степях от Эмбы до Днепра скотоводческая культура. Культуры бронзового века. Археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Социальный строй племен катакомбной историко-культурной общности.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Оригинальность янковской культуры раннего железного века. Кроуновские поселения в континентальных районах. Памятники ольгинской культуры.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    История изучения трипольской культуры. Высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения, характерные для трипольской культуры. Племена Триполья в период основания, расцвета и упадка культуры. Идеологические представления и верования.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    История изучения большереченской культуры. Физико-географические особенности Кузнецкой котловины. Характеристика материалов памятники большереченской культуры на территории Кузнецкой котловины. Хронология памятников культуры. Керамика ирменской культуры.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2012

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Племена и народности Казахстана в раннем средневековье. Рост городов, развитие материальной, духовной культуры. Казахстан в XIV – XV вв. Казахское ханство в XV – XVII вв. Изменения в развитии материальной культуры. Традиции, обычаи и обряды казахов.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2009

    Особенности и достижения материальной культуры представителей персидской цивилизации: технологии, транспорт, обработка металла, архитектура и искусство. Памятники духовной культуры исследуемого периода: наука, язык, письменность, литература персов.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2015

    История культуры как интереснейший раздел жизни каждого народа. Характеристика письменности – основы любой древней культуры. Красота и неповторимость архитектуры Руси. Анализ культуры народа, которая неразрывно связана с бытом и повседневной жизнью.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Человек умелый: начало материальной культуры. Возникновение зачатков духовности с осознанием смертности. Кроманьонец: творение языка. Охотничье-собирательное хозяйство как экономическая основа жизни общества в верхнем палеолите. Мир духовной культуры.




Top