Жизнь и обычаи чукчей. Интересные традиции чукчей

Живут эти люди в условиях, совсем не похожих на наши. Казалось бы, ну чукча и чукча, чего же интересного? Ан нет, не угадали! Это весьма любопытный и самобытный народ. Так кто же такие чукчи и почему они называются именно так?

Проживают они, в основном, на просторах Чукотского автономного округа, небольшая часть — в Якутии и Корякском автономном округе. Изначально существовало определенное подразделение, зависящее от места обитания — есть тундровые чукчи и береговые. У них даже названия индивидуальные! Первые звали себя «чаучу », что в переводе означает «владеющий оленями», а вторые — «рамаглыт », или «жители побережья».

Но отличаются они друг от друга не только по названию. Территориальные особенности напрямую повлияли на образ жизни. Тундровые чукчи кочевали с места на место, вели охоту на диких оленей. Однако прогресс не стоял на месте, и с течением временем они начали осваивать оленеводство. Впоследствии именно оно превратилось в основу хозяйства северных жителей. Хотя и охоту те не забросили. Когда олени съедали всю доступную пищу — осуществлялся переход на новое место. И это понятно, животных много, надо же их чем-то кормить.

Тем же, что жили у моря, ничего не оставалось, кроме как промышлять морской охотой. Зимой и весной чукчи охотились на тюленей, т.к. именно в это время самки выходят на лед со своими детенышами. Ну, а лето и осень подходили, чтобы охотиться на китов и моржей. И в то же время рыбная ловля была развита не особенно сильно, хотя и имела место.

Домов в том виде, к которому мы привыкли, у них не было. Да и сейчас поменялось не многое. Конечно, те, что живут в поселках, имеют воду и свет. Но в тундре все осталось таким же, каким было много лет назад. Традиционное жилище — яранга. Это нечто вроде конуса или шатра неправильной многоугольной формы. Каркас обычно сооружался из дерева, но береговые чукчи также использовали для этой цели кости кита. Сверху эта конструкция укрывалась шкурами моржей либо оленей.

Когда кто-либо входит в ярангу, хозяин или хозяйка говорит «Йетык». Это можно воспринимать как наше «привет», однако переводится как «ты пришел». На что вошедший обычно отвечает «Ии», что значит согласие. Сегодняшние оленеводы, как правило, ставят обычные двускатные палатки из брезента. Сейчас у них есть вездеходы, а в те времена весь скарб приходилось перевозить на себе.

Чукчи гораздо более мудрый народ, чем принято думать. Они умеют ориентироваться в абсолютно суровых условиях, когда вокруг только снег и лед. Для этого им достаточно сделать лунку в реке, определить направление течения — и путь найден! Кроме того, они прекрасно говорят по-русски. Помимо всего прочего у них распространены кустарные промыслы. Вышивка бисером, выделка меха, художественная обработка клыков и костей. А еще чукчи танцуют, несмотря на все тяготы жизни.

Так что анекдоты анекдотами, но по ним не стоит судить ни о ком. Можно было бы написать еще очень много о семейном укладе этого народа, об их религии и быте. Однако суть в том, что привычное восприятие многих вещей в нашей жизни, если разобраться — обманчиво.

Часть 5. Чукчи Арктики

Древние арктические чукчи живут на полуострове Чукотка. В отличие от других коренных народов Сибири, они никогда не были покорены российскими войсками. Их среда и традиционная культура сильно пострадали за годы советской власти ввиду промышленного загрязнения и непрерывных испытаний новых вооружений.

«От того, как вы относитесь к своей собаке в этой жизни, зависит ваше место на небесах».

Ввиду сурового климата и трудностей жизни в тундре, гостеприимство и щедрость высоко ценятся среди чукчей. Они считают, что все природные явления одухотворены и персонифицированы. У чукчей до сих пор сохраняется традиционный образ жизни, который, тем не менее подвержен влиянию современной цивилизации.

Арктическая тундра, Ванкарем, Чукотка

Древние легенды и археологические данные позволяют предположить, что чукчи заселяли Чукотку далеко не мирным путём.

В отличие от других коренных жителей Сибири, они были отчаянно воинственны и никогда не подвергались завоеванию русскими войсками. При советской власти население Чукотки пережило массовые чистки и разрушение их традиционной культуры.

Люди из Второй бригады

Чукчи – это древний арктический народ, проживающий в основном на полуострове Чукотка. От прочих народов Севера они отличаются наличием двух различных культур: кочевые оленеводы Чаучу (Chauchu), живущие в глубине полуострова, и оседлые прибрежные морские зверобои Анкалины (Ankalyn), которые живут вдоль берегов Северного Ледовитого океана, а также Чукотского и Берингова морей.

Владилен Каври (Kavri)

Субпродукты, употребляемые в пищу жителями полуострова, поставляются оленеводами: вареная оленина, оленьи мозги и костный мозг, а также суп из оленьей крови.

Одно традиционное блюдо, «рилкиль» (rilkeil), готовят из полупереваренного мха из желудка убитого оленя с примесью крови, жира и кусков вареного оленьего кишечника. Рацион прибрежных чукчей включает варёное мясо моржа, тюленя, китовое мясо/жир и водоросли. Обе группы едят замороженную рыбу, съедобные листья и корни.

Традиционная кухня теперь дополняется овощными консервами и другими продуктами питания, приобретаемыми в магазинах.

Народное искусство

Скульптура и резьба по кости и моржовому клыку – наиболее развитые формы народного искусства у чукчей. Традиционными темами являются пейзажи и сцены из повседневной жизни: охотничьи вылазки, оленеводство и коренная живность Чукотки. В соответствие с традицией, только чукчи-мужчины могут заниматься этой деятельностью. Чукотские женщины – мастерицы шитья и вышивания.

Вторая бригада оленеводов

Хотя представители обоих полов делят ответственность за ведение домашнего хозяйства, задачи перед ними стоят разные.

Чукчи-мужчины ездят на оленях в поисках растительности, а также наведываются на край тайги для охоты на морских млекопитающих и сбора дров и рыбы.

Женская работа – это уборка и ремонт яранги, приготовление пищи, шитье и ремонт одежды и подготовка оленьих или моржовых шкур.

Чукотка

Прибрежные чукчи, как и их соседи-эскимосы, любят подбрасывать друг друга в воздух на одеялах из моржовых шкур. Чукчи всех возрастов традиционно очень любят петь, танцевать, слушать народные сказки и произносить скороговорки.

Чукотские традиции

Традиционное платье чукотских женщин – «керкер» – комбинезон до колен, сделанный из оленьих или тюленьих шкур и расшитый мехом лисы, росомахи, волка или собаки. На праздники и в особых случаях женщины носят халаты из палевых шкур, разукрашенные бисером, вышивкой и меховой выделкой.

Мужчины во время важных традиционных мероприятий надевают свободные рубахи и брюки, изготовленные из того же материала.

Вячеслав и Олеся

Загрязнение, военные испытания, добыча ископаемых, чрезмерное использование промышленного оборудования и транспортных средств нанесли большой вред природе Чукотки. Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения.

Яранга – вторая бригада

На протяжении нескольких сотен лет конусообразная яранга оставалась традиционным жилищем чукчей-оленеводов. На изготовление яранги требуется около 80 оленьих шкур. В настоящее время все меньше и меньше чукчей живут в ярангах. Прибрежные чукчи традиционно пользуются собачьими упряжками и лодками из кожи для перевозок, в то время как в глубине полуострова чукчи разъезжают на санях, запряженных оленями. Эти традиционные методы транспортировки широко распространены, но все чаще дополняется воздушным транспортом, моторными лодками и снегоходами.

Вторая бригада, Чукотка

Чукчи, которые называют себя Лигораветлат (Lygoravetlat) – «истинные люди» – насчитывают в настоящее время чуть более 15 тысяч. Их территория – это, в основном, безлесная тундра. Климат суров, зимние температуры порой снижаются до — 54°С. Лето на Чукотке прохладное: температура колеблется в районе + 10°C.

Чукчи

Традиционные чукотские виды спорта – это гонки на оленьих и собачьих упряжках, борьба и бег. Спортивными состязаниями часто сопровождаются оленьи жертвоприношения в материковых областях Чукотки и подношения морскому духу у чукчей приморья.

Загадка

Чукотские верования и практики – это разновидность шаманизма. Животные, растения, небесные тела, реки, леса и другие природные явления наделены своими собственными духами. Во время своих ритуалов чукотские шаманы впадают в транс (иногда с помощью

галлюциногенных грибов) и общаются с духами, позволяя духам вещать через них, предсказывать будущее и произносить различные заклинания.

Наиболее важными традиционными праздниками у чукчей являются фестивали, в ходе которых совершаются жертвоприношения духам, отвечающим за благополучие и выживание народа.

Чукотские традиции

Вследствие сурового климата и трудностей жизни в тундре, гостеприимство и щедрость высоко ценятся среди чукчей. Отказывать в крове и пище нельзя никому, даже чужому.

Община обязана обеспечивать детей-сирот, вдов и бедняков.

Скупость считается худшим человеческим недостатком.

Устное народно творчество.

Фольклор чукчей включает мифы о сотворении Земли, Луны, Солнца и звезд, сказки о животных, анекдоты и шутки о глупцах, истории про злых духов, ответственных за болезни и другие несчастья, и рассказы о шаманах со сверхъестественными способностями.

Чукчи, луораветланы, или чукоты, являются коренным народом крайнего северо-востока Азии. Род чукчи относится к агнатному, который объединен общностью огня, общим знаком тотема, единокровностью по мужской линии, религиозными обрядами и родовой местью. Чукчи делятся на оленных (чаучу)- тундровых кочевых оленеводов и приморских, береговых (анкалын) - оседлых охотников на морских зверей, которые часто живут совместно с эскимосами. Есть и чукчи собаководы, которые разводили собак.

Название

Якуты, эвены и русские с 17 века начали называть чукчей чукотским словом чаучу , или чавчу , которое в переводе означает «богатый оленями».

Где живут

Народ чукчи занимает огромную территорию от Северного Ледовитого океана до реки Анюй и Анадырь и от Берингова моря до реки Индигирки. Основная часть населения проживает на Чукотке и в Чукотском автономном округе.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка - корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика - женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Численность

В 2002 году была проведена очередная Всероссийская перепись населения, по итогам которой количество чукчей составляло 15767 человек. После проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году число составило 15908 человек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни чукчей мала. Те, кто живет в естественных условиях, доживают до 42-45 лет. Основными причинами высокой смертности является злоупотребление алкоголем, курение и плохое питание. На сегодняшний день к этим проблемам присоединились наркотики. На Чукотке очень мало долгожителей, около 200 человек в возрасте 75 лет. Падает рождаемость, и все это в совокупности, к сожалению, может привести к вымиранию народа чукчей.


Внешность

Чукчи относятся к смешанному типу, который в общем является монголоидным, но с отличиями. Разрез глаз чаще горизонтальный, чем косой, лицо бронзового оттенка, скулы несильно широкие. Встречаются среди чукчей мужчины с густой растительностью на лице и почти курчавыми волосами. Среди женщин чаще встречается монгольский тип внешности, с широким носом и скулами.

Женщины собирают волосы в две косы по обеим сторонам головы и украшают их пуговицами или бусами. Замужние женщины иногда выпускают на лоб передние пряди. Мужчины часто очень гладко стригут волосы, спереди оставляют широкую бахрому, на темени оставляют два пучка волос в виде ушей зверя.

Одежда чукчей шьется из меха подросшего осеннего теленка (детеныша оленей). В повседневной жизни одежда взрослого чукчи состоит из следующих элементов:

  1. двойная меховая рубаха
  2. двойные меховые штаны
  3. короткие меховые чулки
  4. меховые невысокие сапоги
  5. двойная шапка в виде женского капора

Зимняя одежда чукотского мужчины состоит из кафтана, который отличается хорошей практичностью. Меховая рубаха еще называется ирын, или кукашка. Она очень широкая, с просторными в области плеча рукавами, сужающимися в районе кистей. Такой покрой позволяет чукче выдергивать руки из рукавов и складывать их на груди, принимать удобное положение тела. Пастухи, спящие у стада в зимнее время, прячутся в рубаху с головой и закрывают отверстие воротника шапкой. Но такая рубаха не длинная, а до колен. Более длинные кукашки носят только старики. Воротник рубахи вырезан низко и обшит кожей, внутрь опущен шнурок. Снизу кукашка опушена тонкой линией собачьего меха, который молодые чукчи заменяют мехом росомахи или выдры. В качестве украшений на спину и рукава рубахи пришиты пенакалгыны - длинные кисти, окрашенные в пунцовый цвет, сделанные из кусочков шкурок молодых тюленей. Такое украшение более свойственно для женских рубах.


Женская одежда также своеобразна, но отличается нерациональностью и состоит из цельных сшитых двойных штанов с низко вырезанным корсажем, который стягивается в области талии. У корсажа в области груди имеется разрез, рукава очень широкие. Во время работы, женщины высвобождают руки из корсажа и работают на морозе с голыми руками или плечами. Старые женщины надевают на шею шаль или полоску оленьей шкуры.

Летом в качестве верхней одежды женщины носят балахоны, сшитые из оленьей замши или покупных материй пестрого цвета, и камлейку их шерсти оленя с тонким мехом, расшитую различными обрядовыми нашивками.

Шапка чукчи шьется из меха пыжика и теленка, лап росомахи, собаки и выдры. Зимой, если предстоит идти в дорогу, поверх шапки надевают очень большой капюшон, сшитый в основном из меха волка. Причем кожа для него берется вместе с головой и оттопыренными ушами, которые украшают красными лентами. Такие капюшоны носят в основном женщины и старики. Молодые пастухи надевают даже вместо обычной шапки головной убор, прикрывающий только лоб и уши. Мужчины и женщины носят рукавицы, которые шьют из камуса.


Вся внутренняя одежда надевается на тело мехом внутрь, верхняя одежа - мехом наружу. Таким образом, оба типа одежды плотно прилегают друг к другу и образуют непроницаемую защиту от мороза. Одежда из оленьей шкуры мягкая и не вызывает особого дискомфорта, носить ее можно без белья. Нарядная одежда оленных чукчей белого цвета, у приморских чукчей она темно-коричневого оттенка с белыми редкими пятнами. Традиционно одежда украшена нашивками. Оригинальные узоры на одежде чукчей имеют эскимосское происхождение.

В качестве украшений чукчи носят подвязки, ожерелья в виде ремешков с бусами и повязки. Большинство из них имеет религиозное значение. Есть и настоящие украшения из металла, различные серьги и браслеты.

Грудных детей одевали в мешки из оленьей кожи, с глухими разветвлениями для ног и рук. Вместо пеленок раньше использовали мох с оленьей шерстью, который служил памперсом. К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую.

Характер

Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.


Религия

Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей. Все, что есть в космосе сотворили северные животные.

У каждой семьи есть свои семейные святыни:

  • наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня;
  • семейный бубен;
  • связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»;
  • деревяшки с изображениями предков.

К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями.


Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью - день убоя оленей;
  • весной - день рогов;
  • зимой - жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират - обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.


Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.


Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.


Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа - отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.


Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом - китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.


Жилище

Чукчи живут в жилищах, называемых ярангами. Это шатер больших размеров, неправильной многоугольной формы. Покрывают ярангу полотнищами из шкур оленей таким образом, чтобы мех был снаружи. Свод жилища опирается на 3 шеста, которые расположены в центре. К покрову и столбам шалаша привязывают камни, что обеспечивает устойчивость напору ветра. С пола ярангу наглухо заделывают. Внутри шалаша посередине расположено огнище, которое окружено санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства. В яранге чукчи живут, едят и пьют, спят. Такое жилище хорошо прогревается, поэтому обитатели ходят в нем раздетыми. Отапливают чукчи свое жилье жировой лампой из глины, дерева или камня, где и готовят пищу. У приморских чукчей яранга отличается от жилья оленеводов тем, что в ней нет дымового отверстия.


Известные люди

Несмотря на то, что чукчи - народ далекий от цивилизации, среди них есть и те, кто стал известен навесь мир, благодаря своим достижениям и талантам. Первый чукотский исследователь Николай Дауркин является чукчей. Свое имя он получил при крещении. Дауркин был одним из первых русских подданных, которые высадились на Аляске, сделал несколько важных географических открытий 18 века, первым составил подробную карту Чукотки и получил дворянский титул за вклад в науку. Именем этого выдающегося человека был назван полуостров на Чукотке.

Кандидат филологических наук Петр Иненликей тоже родился на Чукотке. Он изучал народности севера и их культуру, является автором книг по исследованию в области лингвистки языков северных народов России, Аляски и Канады.

Численность -15184 человека. Язык - чукотско-камчатская семья языков. Расселение - Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные округа.

Название народа, принятое в административных документах XIX - XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей научу, чавча-выт - «богатый оленями». Береговые чукчи называли себя анк"алъыт - «морской народ» или рам"аглыт - «прибрежные жители».

Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо"равэтлян - «настоящие люди». (В конце 1920-х гг. название луораветланы бытовало в качестве официального.) В чукотском языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного языка), западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты. Письменность с 1931 г. существует на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе. Чукчи - древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо-востока Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей и рыбаков. Неолитические находки на рр. Экытикывээм и Энмывээм и оз. Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н.э. К первому тысячелетию н.э., имея прирученных оленей и частично перейдя к оседлому образу жизни на морском побережье, чукчи устанавливают контакты с эскимосами.

Переход к оседлости наиболее интенсивно происходил в XIV - XVI вв. после проникновения в долины Колымы и Анадыря юкагиров, захвативших места сезонной охоты на диких оленей. Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали. В XIV - XV вв. в результате проникновения юкагиров в долину Анадыря произошло территориальное отделение чукчей от коряков, связанных с последними общностью происхождения. По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотиться), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество при­рученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных) и «пеших» (оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей). К XIX в. сформировались основные территориальные группы. Среди оленных (тундровых) - индигирско-алазеиская, западноколымская и др.; среди морских (береговых) - группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана. Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого - морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер. Крупнотабунное пастушеское оленеводство развилось лишь к концу XVIII в. В XIX в. стадо насчитывало, как правило, от 3 - 5 до 10 - 12 тыс. голов. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время - на побережье океана или в горах, а с насту­плением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5 - 10 км.

Стойбище

Во второй половине XIX в. хозяйство абсолютного большинства чукчей сохраняло в основном натуральный характер. К концу XIX в. увеличился спрос на продукты оленеводства, особенно у оседлых чукчей и азиатских эскимосов. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. постепенно разрушало натуральное оленеводческое хозяйство. С конца XIX - начала XX в. в чукотском оленеводстве отмечается имущественное расслоение: обедневшие оленеводы становятся батраками, у богатых владельцев растет поголовье, обзаводится оленями и зажиточная часть оседлых чукчей и эскимосов. Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в. высокого уровня развития. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и ото­пления жилища.

Желающим бесплатно скачать альбом произведений чукотского и эскимосского искусства:

Настоящий альбом представляет коллекцию произведений чукотского и эскимосского искусства 1930 - 1970-х годов Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Ядро ее составляют материалы, собранные на Чукотке в 1930-е годы. В коллекции музея широко отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, работы вышивальщиц, рисунки мастеров-косторезов. (Формат PDF)

На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей - в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей - индивидуально. С конца XIX в. на внешнем рынке бурно растет спрос на шкуры морских животных, что в начале XX в. приводит к хищническому истреблению китов и моржей и существенно подрывает экономику оседлого населения Чукотки. И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом - с берега или с байдар, зимой - в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. добывали луком со стрелами, копьем и ловушками; водоплавающую дичь - с помощью метательного орудия (бола) и дротиков с метательной дощечкой; гаг били палками; на зайцев и ку­ропаток ставили петли-ловушки.

Чукотское вооружение

В XVIII в. каменные топоры, наконечники копий и стрел, костяные ножи были почти полностью заменены на металлические. Со второй половины XIX в. покупали или выменивали ружья, капканы и пасти. В морском зверобойном промысле к началу XX в. стали широко применять огнестрельное китобойное оружие и гарпуны с бомбами. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым ору­дием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык

В XIX в. возникли косторезные объединения, которые продавали свои изделия. Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю - на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом - у русских. «Веером» обычно запрягали 5 - 6 собак, цугом - 8 - 12. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7 - 8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шку­рами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использо­вали прошлогодние. Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение (полог) из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги. Средний размер полога - 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них - толстыми шкурами. Постельное изголовье - два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, - находилось у выхода. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12 - 15, для постелей - около 10 больших оленьих шкур.

Яранга

Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя. Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, - продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд. Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые - вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. У приморских чукчей в XVIII - XIX вв. было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9-10 м в длину, 3 м в ширину и 1,8 м в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых суши­ли одежду и обувь. В конце XIX в. приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами. В полуземлянках жили в основном зимой. Тип и конструкцию их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие располагали сбоку. Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит лишь самые необходимые предметы: различного вида чашки собственного изготовления для бульона, большие деревянные блюда с низкими бортами для отварного мяса, сахара, печенья и пр. Ели в пологе, сидя вокруг столика на низких ножках или непосредственно вокруг блюда. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда. Посуду хранили в ящичке. Оленьи кости, моржовое мясо, рыбу, китовый жир дробили каменным молотком на каменной плите. Кожу выделывали каменными скребками; съедобные корни выкапывали костяными лопатами и мотыгами. Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь, добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии.

Огниво

В настоящее время лучковые сверла хранят как культовую принадлежность семьи. Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей для пошива штанов и весенне-летней обуви; из кишок моржа делали плащи и камлейки. Из старых продымленных покрытий яранги, не деформирующихся под воздействием влаги, оленные шили штаны и обувь. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похорон­ную. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основа женского костюма - меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Типичная обувь - короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

Вшивка оленьим волосом

Традиционная пища тундровых людей - оленина, береговых - мясо и жир морских животных. Мясо оленей ели мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой. Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Заготовленное традиционным способом, оно хорошо сохраняется. Из спинной и боковых частей туши вырезают квадраты мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку закладывают печень и другие очищенные внутренности. Края сшивают кожей наружу - получается рулет (к"опалгын-кымгыт). Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. К"опал-гын едят в свежем, подкисшем и мороженом виде. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира. В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру. Мясо морских зверей очень жирное, поэтому к нему требуются растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире.

Наскальный рисунок

К XVII - XVIII вв. основной общественно-экономической единицей была патриархальная семейная община, со­стоящая из нескольких семей, имевших единое хозяйство и общее жилище. В состав общины входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных узами родства. У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел от количества членов общины. Во главе патриархальной общины стоял старшина - «лодочный начальник». У тундровых пат­риархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина - «силач». К концу XVIII в. вследствие увеличения численности оленей в стадах возникла необходимость дробления последних в целях более удобного выпаса, что привело к ослаблению внутриобщинных связей. Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько родственных общин, каждая из которых размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две-четыре семьи и занимала отдельную ярангу. 15-20 стойбищ образовывали круг взаимопомощи. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов. В XIX в. традиции общинной жизни, групповой брак и левират продолжали сосуществовать, несмотря на появление частной собственности и имущественного неравенства.

Чукотский охотник

К концу XIX в. большая патриархальная семья распалась, ее заменила малая семья. В основе религиозных верований и культа - анимизм, промысловый культ. Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, неспособные промышлять, просили ближайших родственников лишить их жизни); подземный мир - обиталище носителей зла - кэле, куда попадали люди, умершие от болезни. По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория благодетельных существ - домашние покровители, в каждой яранге хранились ритуальные фигурки и предметы. Система религиозных представлений породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых - с морем. Были и общие культы: Наргынэн (Природы, Вселенной), Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков и т.д. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер. Борьба с болезнями, затяжными неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали в промысловой деятельности семьи и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен

Чукотский бубен

Шаманские функции мог выполнять глава семьи (семейное шаманство). Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных - с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной - праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом - праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью - праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках, танцы, игра на бубнах, пантомима. Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающим охотником и т.п. Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жи­ра, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских). Христианизация почти не затронула чукчей. Основные жанры фольклора - мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Главный персонаж мифов и сказок - Ворон Куркыль, демиург и культурный герой (мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира).

Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя. Чукотские сказки (лымн"ыл) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных. Исторические предания повествуют о войнах чукчей с эскимосами, коряками, русскими. Известны также мифологические и бытовые предания. Музыка генетически связана с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три «персональные» мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости (чаще, правда, детскую мело­дию получали в подарок от родителей). Возникали и новые мелодии, связанные с событиями в жизни (выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т.п.). Исполняя колыбельные песни, издавали особый «курлыкающий» звук, напоминающий голос журавля или важенки. У шаманов были свои «персональные напевы». Они исполнялись от имени духов-покровителей - «песни духов» и отражали эмоциональное состояние поющего. Бубен (ярар) - круглый, с рукояткой на обечайке (у береговых) или крестовидной держалкой на тыльной стороне (у тундровых). Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках - тонкой палочкой из китового уса. Ярар являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». Другой традиционный музыкальный инструмент - пластинчатый варган ванны ярар - «ротовой бубен» из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган. Струнные инструменты представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых лучинок; струны (1 - 4) - из жильных ниток либо кишок (позднее из металла). На лютнях в основном играли песенные мелодии.

Современная чукча

Свой путь от Чаунской губы до Якутска описывает Макс Зингер в книге «112 дней на собаках и оленях». Издательство Москва, 1950 г.

Желающим бесплатно скачать книгу

Чукотское письмо

Чукотское письмо было изобретено чукотским оленеводом (совхозным пастухом) Теневилем (Тенвиль), жившем близ населенного пункта Усть-Белая (ок. 1890-1943?) примерно в 1930. До сего дня не ясно – было ли письмо Теневиля идеографическим или словесно-слоговым. Чукотское письмо было обнаружено в 1930 советской экспедицией и описано известным путешественником, писателем и полярным исследователем В.Г. Богораз-Таном (1865-1936). Чукотское письмо не имело широкого распространения. Кроме самого Теневиля этим письмом владел его сын, с которым первый обменивался посланиями во время выпаса оленей. Теневиль наносил свои знаки на доски, кости, моржовые клыки и конфетные обертки. Пользовался он при этом чернильным карандашом или металлическим резцом. Направление письма неустоявшееся. Фонетические графемы отсутствуют, что свидетельствует о крайнем примитивизме системы. Но в то же время крайне странно, что Теневиль посредством пиктограмм передавал такие сложные абстрактные понятия, как "плохо", "хорошо", "страшиться", "становиться"...

Это наводит на мысль, что у чукчей уже была некая письменная традиция, похожая, возможно, на юкагирскую. Чукотское письмо – уникальное явление и представляет определенный интерес при рассмотрении проблем зарождения письменных традиций у народов, находящихся на догосударственных этапах своего развития. Чукотское письмо – самое северное из всех, где-либо разработанных коренной народностью при минимальном влиянии извне. Не решен вопрос об источниках и прототипах письма Теневиля. Принимая во внимание изолированность Чукотки от основных региональных цивилизаций, это письмо можно рассматривать как местное явление, усугубленное творческой инициативой гения-одиночки. Не исключено влияние на чукотское письмо рисунков на шаманских бубнах. Само слово «письмо» кэликэл (калеткоран – школа, букв. "писанья дом", кэлитку-кэликэл – тетрадь, букв. "письменная бумага") в чукотском языке (луораветланском языке ӆыгъоравэтӆьэн йиӆыйиӆ) имеет тунгусо-маньчжурские параллели. В 1945 художник-искусствовед И. Лавров посетил верховье Анадыри, где некогда жил Теневиль. Там и был обнаружен «архив Теневиля» – ящик, занесенный снегом, в котором хранились памятники чукотского письма. В Санкт-Петербурге хранятся 14 дощечек с чукотскими пиктографическими текстами. Сравнительно недавно найдена целая тетрадь с записями Теневиля. Теневиль разработал и особые знаки для чисел на основе двадцатеричной системы счисления, характерной для чукотского языка. Ученые насчитывают около 1000 основных элементов чукотской письменности. Первые опыты по переводу богослужебных текстов на чукотский язык относятся к 20-м годам 19 в.: согласно разысканиям последних лет, первая книга на чукотском языке была напечатана в 1823 тиражом в 10 экземпляров. Первый словарь чукотского языка, составленный священником М. Петелиным, был издан в 1898. В первой трети 20 в. среди чукчей отмечались опыты создания мнемотехнических систем, сходных с логографической письменностью, образцом для которых служило русское и английское письмо, а также торговые марки на российских и американских товарах. Наибольшую известность среди таких изобретений получила так называемая письменность Теневиля, жившего в бассейне реки Анадырь, сходная система применялась также чукчей-торговцем Антымавле на Восточной Чукотке (чукотский писатель В. Леонтьев написал книгу «Антымавле - торговый человек»). Официально чукотская письменность была создана в начале 30-х годов на латинской графической основе с использованием Единого Северного Алфавита. В 1937 чукотский алфавит на латинской основе был заменен алфавитом на кириллической основе без дополнительных знаков, однако алфавит на латинской основе использовался на Чукотке еще некоторое время. В 50-е годы в чукотский алфавит были введены знаки к’ для обозначения увулярного согласного, и н’ для обозначения заднеязычного сонанта (в первых вариантах кириллического чукотского алфавита увулярный не имел отдельного обозначения, а заднеязычный сонант обозначался диграфом нг). В начале 60-х годов начертания этих букв были заменены на қ (ӄ) и ң (ӈ), однако официальный алфавит использовался только при централизованном издании учебной литературы: в местных изданиях в Магадане и на Чукотке применялся алфавит с использованием апострофа вместо отдельных литер. В конце 80-х годов в алфавит была введена буква л (ӆ "л с хвостом") для обозначения чукотского глухого латерального l, однако она применяется только в учебной литературе.

Зарождение чукотской литературы приходится на 30-е годы. В этот период появляются оригинальные стихи на чукотском языке (М. Вуквол) и самозаписи фольклора в авторской обработке (Ф. Тынетегин). В 50-е годы начинается литературная деятельность Ю.С. Рытхэу. На конец 50-х- 60-е г. 20 в. падает период расцвета оригинальной поэзии на чукотском языке (В. Кеулькут, В. Етытегин, М. Вальгиргин, А. Кымытваль и др.), который находит продолжение в 70-е - 80-е гг. (В. Тынескин, К. Геутваль, С. Тиркыгин, В. Иунеут, Р. Тнанаут, Е. Рультынеут и мн. др.). Собиранием фольклора чукчей занимался В. Ятгыргын, известный также как прозаик. В настоящее время оригинальная проза на чукотском языке представлена произведениями И. Омрувье, В. Вэкэт (Итевтегиной), а также некоторых других авторов. Отличительной особенностью развития и функционирования письменного чукотского языка надо признать формирование активно действующей группы переводчиков художественной литературы на чукотский язык, в которую входили писатели – Ю.С. Рытхэу, В.В. Леонтьев, ученые и педагоги – П.И. Инэнликэй, И.У. Березкин, А.Г. Керек, профессиональные переводчики и редакторы – М.П. Легков, Л.Г. Тынель, Т.Л. Ермошина и другие, чья деятельность во многом способствовала развитию и совершенствованию письменного чукотского языка. С 1953 на чукотском языке издается газета «Мургин нутэнут / Наш край» .Известный чукотский писатель Юрий Рытхэу посвятил Теневилю роман «Сон в начале тумана», 1969 год. Ниже представлена чукотская латиница, бытовавшая в 1931 -1936 гг.

Пример чукотской латиницы: Rðnut gejьttlin oktjabrьanak revoljucik varatetь (Что дала Октябрьская революция народам Севера?) Kelikel kalevetgaunwь, janutьlьn tejwьn (Книга для чтения на чукотском языке, ч.1).

Специфика чукотского языка – инкорпорация (способность одним словом передавать целые предложения). Например: мыт-ӈыран-вэтъат-арма-ӄора-вэнрэты-ркын «мы четырех бодливых сильных оленей охраняем». Также обращает внимание своеобразная передача единственного числа посредством частичной или полной редупликации: лиг-лиг яйцо, ным-ным поселок, тиркы-тир солнце, тумгы-тум товарищ (но тумгы-товарищи). Инкорпорация в чукотском языке связана с включением в форму слова дополнительных основ. Такое сочетание характеризуется общим ударением и общими формообразующими аффиксами. Включающими слова обычно являются существительные, глаголы и причастия; иногда – наречия. Включаться могут основы существительных, числительных, глаголов и наречий. Например: га-пойг-ы-ма (с копьем), га-таӈ-пойг-ы-ма (с хорошим копьём); где пойг-ы-н копье и ны-тэӈ-ӄин хороший (основа – тэӈ/таӈ). Ты-яра-пкэр-ы-ркын – приходить домой; пыкир-ы-к – приходить (основа –пыкир) и яра-ӈы – дом, (основа – яра). Иногда включаются две, три и даже больше таких основ. Морфологическая структура слова в чукотском языке нередко является концентрической, достаточно обычны случаи сочетания в одной словоформе до трех циркумфиксов:
та-ра-ӈы-к строить-дом (1-й циркумфикс – вербализатор);
ры-та-ра-ӈ-авы-к заставлять-строить-дом (2-й циркумфикс – каузатив);
т-ра-н-та-ра-ӈ-авы-ӈы-ркы-н я-хочу-заставить-его-построить-дом (3-й циркумфикс – дезидератив).
Порядковая модель пока не построена, но, судя по всему, в глагольной словоформе корню предшествует 6-7 аффиксальных морфем, за корнем следует 15-16 формантов.

Этноним чукчи – искаженное местное слов чаучу «богатый оленями», каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность приморским чукчам-собаководам. Сами чукчи себя называют лыгъораветльан «настоящие люди». Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, характерен некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка. Были попытки соотнести этот тип с америндским: чукчи плечисты, со статной, несколько тяжелой фигурой; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные; выражение лица мрачное.

Главные психические черты чукчей – чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе. Приморские чукчи прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в 17 в. В 1644 казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю. С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила с населенной русскими по реке Колыме на западе и Анадырю на юге. В этой борьбе чукчи выказали необыкновенную энергию. В плену они добровольно убивали себя, и если бы русские на время не отступили, они бы поголовно выселились в Америку. В 1770 после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые сношения. В 1775 на речке Ангарке, притоке Большого Анюя, была построена Ангарская крепостца.

Несмотря на обращение в православие, чукчи сохраняют шаманскую веру. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака – тотема. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен. Необычна традиционная прическа чукчей – мужчины выстригали волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей. Покойников раньше либо сжигали, либо обертывают пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени.

На Чукотке имеются своеобразные и самобытные наскальные изображения в зоне тундры, на прибрежных скалах р. Пегтымель. Они были исследованы и опубликованы Н. Диковым. Среди наскальных изображений Азиатского материка петроглифы Пегтымеля представляют собой самую северную, ярко выраженную самостоятельную группу. Пегтымельские петроглифы открыты в трех пунктах. В первых двух были зафиксированы 104 группы наскальных рисунков, в третьем - две композиции и одиночная фигура. Недалеко от скал с петроглифами на краю обрыва были обнаружены стоянки древних охотников и пещера, содержащая культурные остатки. Стены пещеры были покрыты изображениями.
Пегтымельские наскальные изображения выполнены в различной технике: выбиты, протерты или процарапаны на поверхности скалы. Среди образов наскального искусства Пегтымеля преобладают фигуры северных оленей с узкими мордами и характерными очертаниями линий рогов. Встречаются изображения собак, медведей, волков, песцов, лосей, снежных баранов, морских ластоногих и китообразных, птиц. Известны антропоморфные фигуры мужского и женского пола, часто в грибообразных шляпах, изображения копыт или их отпечатков, следов, двухлопастных весел. Своеобразны сюжеты, включающие человекоподобных мухоморов, которые упоминаются в мифологии северных народов.

Многовековую историю имеет знаменитая резьба по кости на Чукотке. Во многом этот промысел сохраняет традиции Древнеберингоморской культуры, характерной анималистической скульптурой и бытовыми предметами, выполненными из кости и украшенными рельефной резьбой и криволинейным орнаментом. В 1930-е гг. промысел постепенно сосредотачивается в Уэлене, Наукане и Дежневе.

Числительные

Литература:

Дирингер Д., Алфавит, М., 2004; Фридрих И., История письма, М., 2001; Кондратов А. М. , Книга о букве, М. , 1975; Богораз В. Г. , Чукчи, ч. 1-2, 1. , 1934-39.

Скачать бесплатно

Юрий Сергеевич Рытхэу: Конец вечной мерзлоты [журн. вариант]

Чукотский план

Карта на куске моржовой шкуры, сделанная неизвестным жителем Чукотки В низу карты показаны три корабля, направляющиеся в устье реки; левее их - охота на медведя, а немного выше - нападение трех чукчей на чужеземца. Ряд черных пятен изображает холмы, протянувшиеся вдоль берега залива.

Чукотский план

Среди островов кое-где видны чумы. Наверху по льду залива идет человек и ведет за собой пять запряженных в нарты оленей. Справа, на тупом выступе, изображено большое чукотское стойбище. Между стойбищем и черной цепочкой гор лежит озеро. Ниже, в заливе показана охота чукчей на китов.

Колымские чукчи

На суровом Севере между реками Колымой и Чукочьей раскинулась широкая равнина, Халарчинская тундра - родина западных чукчей. О чукчах как многочисленной народности впервые упоминали в 1641 - 1642 годах. С незапамятных времен чукчи были воинственным народом, люди закаленные как сталь, привыкшие к борьбе с морем, морозом и ветром.

Это были охотники, нападавшие с копьем в руках на огромного белого медведя, мореплаватели, на утлых кожаных лодках дерзавшие лавировать на негостеприимном просторе полярного океана. Исконным традиционным занятием, главным средством существования для чукчей было оленеводство.

В настоящее время в селе Колымском - центре Халарчинского наслега Нижнеколымского района - живут представители малочисленных народов Севера. Это единственный в Республике Саха (Якутия) район, где компактно проживают чукчи.

Колымское по протоке Стадухинской расположено от поселка Черский в 180 км, а по реке Колыме - в 160 км. Само село было образовано в 1941 году на месте юкагирского кочевого летовья, находившегося на левом берегу реки Колымы напротив устья реки Омолон. Сегодня в Колымском проживает чуть менее 1000 человек. Население занимается охотничьим промыслом, рыболовством и оленеводством.

В XX веке все коренное население Колымы прошло через советизацию, коллективизацию, ликвидацию неграмотности и переселение из обжитых мест в крупные населенные пункты, выполняющие административные функции, - районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов.

В 1932 году первым председателем кочевого совета стал Николай Иванович Мельгейвач, возглавивший Туземный комитет. В 1935 году было организовано товарищество под председательством И.К. Ваалыиргина с поголовьем в 1850 оленей. Через 10 лет, в труднейшие военные годы поголовье стада было увеличено в десять раз благодаря самоотверженному героическому труду оленеводов. За собранные средства на танк «Турваургинец» для танковой колонны и теплую одежду для фронтовиков в Колымское пришла благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

В то время трудились в Халарчинской тундре такие оленеводы, как В.П. Слепцов, В.П. Ягловский, С.Р. Атласов, И.Н. Слепцов, М.П. Слепцов и многие другие. Известны имена представителей больших оленеводческих родов Каургиных, Горулиных, Волковых.

Оленеводы-колхозники в ту пору жили в ярангах, пищу готовили на костре. Мужчины следили за оленями, каждая женщина обшивала с головы до ног 5 - 6 оленеводов и 3 - 4 детей. Чумработницы к каждому коралю и празднику всем детям и пастухам шили новую красивую меховую одежду.

В 1940 году колхоз перевели на оседлый образ жизни, на его основе выросло село Колымское, где была открыта начальная школа. С 1949 года дети оленеводов стали учиться в школе-интернате в селе, а родители продолжали работать в тундре.

До 1950-х годов на территории Халарчинского наслега находись два колхоза «Красная звезда» и «Турваургин». В начале 1950-х годов доходы от забоя оленей подняли уровень жизни населения.

Колхоз «Турваургин» гремел на всю республику как колхоз-миллионер. Жизнь налаживалась, в колхоз стала поступать техника: тракторы, катера, электростанции. Было построено большое здание средней школы, здание больницы. Этот период относительного благополучия связан с именем Николая Ивановича Таврата. Сегодня его имя присвоено национальной школе в селе Колымском и улице в районном центре поселке Черский. Именем Н.И. Таврата названы также теплоход-буксир Зеленомысского морского порта, студенческая стипендия.

Кем был Николай Таврат?

Николай Таврат начал свою трудовую деятельность в 1940 году в Халарчинской тундре, был пастухом, затем счетоводом в колхозе. В 1947 году его избрали председателем колхоза «Турваургин». В 1951 году колхозы наслега объединились, а в 1961 году были преобразованы в совхоз «Нижнеколымский». Село Колымское стало центром Колымского отделения совхоза с 10 стадами (17 тысяч оленей). В 1956 году в Колымском силами самих колхозников началось строительство современных жилых домов. По воспоминаниям старожилов, три 4-квартирных Дома, детский сад, а позднее столовую торговой конторы «Колымторга» и восьмилетнюю школу построили очень быстро, так как колхозники работали в три смены. Таким же образом построили первый Двухэтажный 16-квартирный дом.

Николай Таврат хорошо знал родную тундру. Много раз он выручал нижнеколымских авиаторов, помогая им найти в бескрайних просторах и сложных метеоусловиях стойбища оленеводов. На одной из советских киностудий в 1959 году был снят документальный фильм о колхозе «Турваургин» и его председателе Н.И. Таврате. В одной из бесед председатель сказал: «Необычен мой отчий дом. Он стелется на тысячи километров. И нет, пожалуй, иного места на земле, где бы человек так тесно был связан с природой, как в тундре...»

С 1965 по 1983 год Н.И. Таврат работал председателем Нижнеколымского райисполкома, был депутатом Верховного Совета РСФСР 5-го созыва (1959), депутатом Верховного Совета Я АССР (1947 - 1975). За свою трудовую деятельность был награжден орденами Октябрьской революции и орденом «Знак Почета».

Местный историк и краевед А.Г. Чикачёв написал о нем книгу, которую назвал «Сын тундры».

В Колымской национальной средней общеобразовательной школе им. Н.И. Таврата учащиеся изучают чукотский язык, культуру, обычаи, традиции этого народа. Преподается предмет «Оленеводство». На производственную практику учащиеся выезжают в оленеводческие стада.

Сегодня нижнеколымчане глубоко чтут память о своем земляке, ярком представителе чукотского народа Николае Ивановиче Таврате.

С 1992 года на базе совхозов образовалась кочевая община «Турваургин», производственный кооператив, основная деятельность которого - оленеводство, рыболовство, охотничий промысел.

Анна Садовникова

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос "Где живут чукчи?". На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: "Где живут чукчи и эскимосы?", возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов. Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты.

Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков. Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе. Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая - морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком. Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние - носят чёлки.

Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту - чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы. На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. крайне независима, самобытна. В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: "погода есть" или "погоды нет". Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы. Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж - добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков.

Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча - герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.

Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в. у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали. Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они "белые".

Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. "Неискоренимая народность", как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу. Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.




Top