В каком году родился иван франко. Иван франко биография

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко

Среди славных художников слова, чье творчество неотделимо от жизни народной, имя великого писателя Украины Ивана Яковлевича Франко стоит в первом ряду могучих поборников свободы и справедливости.

Сама жизнь писателя, его дерзания и взлеты, сила его немеркнущего таланта показывают, чего может достигнуть художник, связав свою судьбу безраздельно с судьбой народа, отдавая Родине, как верный ее сын, всего себя.

К сожалению, жизнь писателя, его труд, его борьба еще мало изучены. Но вот уже много десятилетий книги Франко: романы и повести, стихи и поэмы, драмы и публицистика - все его многообразное и волнующее творчество служит человечеству в справедливой борьбе за лучшее будущее, в борьбе с темными силами произвола, в борьбе за мир.

Творчество Ивана Франко фундаментировало эпоху в украинской литературе и с новым течением продолжило дело, начатое гениальным Тарасом Шевченко .

...Полтора с небольшим века тому назад, 27 августа 1856 года, в селе Нагуевичи, Дрогобычского уезда Львовской области Западной Украины, в семье сельского кузнеца, родился будущий великий писатель.

Детство свое Иван Франко ярко и правдиво описал в замечательных рассказах «Маленький Мирон », «Карандаш », «Горчичное зерно ». В них не только черты автобиографии писателя, но и живая, убедительная картина жизни и быта западноукраинского села, прозябавшего в условиях лоскутной Австро - Венгерской империи под двойным гнетом - «своих» и чужих панов - помещиков.

Начав печататься в львовском студенческом журнале «Друг », Франко сразу проявил социальную устремленность своей музы.

Нет, не беспредметные вздохи и стенания волновали сердце молодого поэта! Не изысканные, безжизненные образы влекли его! Правда, и только правда звала его музу, или, верное, правда была его музой. Вот почему простые и незатейливые слова его стихов, рассказов пришлись не по вкусу декадентам - критикам, вызвали настороженное отношение старших коллег, искавших убежище от жизни в замысловатых «райских» садах поэзии.

Разве мог Иван Франко , с детских лет познавший жизнь простых людей, их горе и нужду, разве мог он писать о них неправду? Нет! Не такое сердце было у писателя.

Через два года после его поступления в Львовский университет деятельностью Ивана Франко заинтересовалась полиция. Вскоре молодого писателя сажают в тюрьму, где он находился более девяти месяцев. Эта мера, по мнению жандармов, профилактическая, она должна образумить «мужицкого поэта», как уже чванливо называют Франко националисты - литераторы. Но полиция не достигла ничего. Франко стойко стоит на своем. Его не согнуть ни тюрьмой, ни преследованиями или иными мерами, применяемыми против него. После выхода из тюрьмы с еще большим рвением он включается в рабочее движение Галиции. Писатель входит в состав «Рабочего комитета » и становится редактором польской рабочей газеты «Труд ». Он жадно изучает быт рабочих, условия их труда, ведет активную работу в кружках, пропагандирует идеи Маркса и составляет популярный учебник на основе трудов Маркса, Чернышевского, Милля.

В своей брошюре «Чего хотят Галицкие рабочие », опубликованной в 1881 году, Франко пишет:

«В скором времени можем надеяться, что и у нас в Галиции будет создана явно «громада рабочая», состоящая из рабочих украинских, польских, еврейских и всяких других народностей, проживающих в городах и селах».

Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежали тем рабочим, которые на них работают».

Мужественный голос Ивана Франко набирал силу. Он зазвучал особенно четко и призывно в первом большом сборнике стихотворений писателя - «Вершины и низины ».

Боритесь же! Смелей! Для всей земли

Путь правды расчищайте!..

В этих словах был уже горячий зов сердца поэта. Не прикрывая свои мысли никакими туманными словоизлияниями, как это делали многие его современники, Иван Франко заявлял откровенно и смело:

Придется стать за правду твердо:

Все вровень, и к плечу плечо,

Придется нам с врагом сразиться,

И кровь рекою потечет.

Да, путь к свободе и правде труден! Поэт не желал скрывать этого от своих читателей. Он ясно видел победу народа, верил в нее и поэтому твердо провозгласил:

Встанет мать родная Украина

В счастьи беспредельном...

Сгинут грани, те, что разделяли

Братьев меж собою,

Мать обнимет всех детей любимых

Теплою рукою...

Слова писателя оказались вещими. Они могли родиться в устах человека, преданного народу, глубоко понимавшего жизнь народа и горевшего одним стремлением - бороться за счастье народа. И так от книги к книге росло мастерство писателя, крепло мужество борца - революционера, непримиримого ко всяким отступникам и отступничеству. Эта его непримиримость, верность делу трудящихся, подлинное чувство интернационализма, чувство дружбы народов снискали ему любовь и уважение в сердцах миллионов трудящихся. К нему, как к старшему собрату по перу и учителю, приезжали Михаил Коцюбинский и Леся Украинка... К нему, как к неиссякаемому роднику, обращались сотни и тысячи молодых смелых борцов за правду. Его уже знала не только Западная, но и вся Украина. Его голос наполнял сердца мужественных патриотов верой и отвагой.

Неутомимым тружеником был Иван Франко . Двадцать томов его произведений, изданных к столетнему юбилею, охватывают самые значительные произведения писателя.

Его проза: повести «Борислав смеется », «Боа - констриктор » («Удав ») - имеет неоценимое значение для нашей литературы. Рабочий человек и его труд, его светлая совесть и чистое сердце - и рядом эксплуататор, враг - капиталист, присосавшийся к телу пролетария, пьющий из него все жизненные соки, пользующийся его трудом... Все это показано правдиво и ярко, убедительно и запоминается надолго. Иван Франко сквозь мрак видел свет правды, путь к ее торжеству.

Михаил Коцюбинский, характеризуя творчество Ивана Франко, писал: «Реалист в лучшем смысле этого слова, Франко любит останавливаться в своих прозаических творчествах на двух темах: первая - борьба капитала с трудом и обстановка этой борьбы, и вторая, - пробуждение людского чувства у людей, которое кажется совсем погибшими. Интерес к этой последней теме говорит нам о том, что у Франко есть великая вера в людей».



Вера Ивана Франко в человека была огромна. Она помогала ему преодолевать многие тяжкие невзгоды, выпавшие на его долю, долю борца; она вдохновляла писателя на тот труд, который сокрушает все преграды, и даже когда его тело сковал тяжелый недуг, дух Франко оставался крепким, свободным и непоколебимым. Он никогда не жаловался на свои личные беды и не опускал головы. Таким знали его современники, которым выпало счастье работать вместе с ним, таким он предстает перед нами в своих книгах, обогативших культуру нашего народа, ставших в советскую эпоху достоянием всех народов советской Родины.

Франко ненавидел тех, кто старался усыпить в людях чувство гражданского долга, он писал страстно и горячо:

Не бойтесь, коль порою стоны

Сквозь песни строй до вас дойдут.

Сердец страдавших миллионы

В той песне дружным боем бьют.

Диапазон творчества Франко огромен. Он интересовался не только современностью, но и историей. Образцом исторического романа остается и до наших дней его книга «Захар Беркут », посвященная борьбе Карпатской Руси с монгольским нашествием в XIII веке. Хочется тут процитировать слова Ивана Франко: «Повесть историческая - это не история... Писатель пользуется историческими фактами только в своих собственных художественных целях, для воплощения определенной идеи в определенных, живых, типичных персонажах».

В «Захаре Беркуте » Иван Франко стремился воссоздать картины будущего трудового общества. Повесть перекликается с идеалами русской революционной демократии шестидесятых годов.

Среди драматических произведений Ивана Франко особое место занимает широко известная драма «Украденное счастье ».

В основе личного несчастья, неудачи во многих случаях лежит классовая, социальная причина - таков неумолимый закон жизни. Вывод этот напрашивается по прочтении драмы. Необычайно ярко выписаны в ней характеры действующих лиц, никаких прикрас, одна правда, суровая, подчас жестокая, но правда. Появившись в 1893 году, пьеса поразила всех своим твердым стремлением указать обществу причину многих зол для человека, закованного в рабские цепи капиталистического общества. И снова Иван Франко смело и в полный голос звал к борьбе вопреки тем, кто пытался усыпить простого человека, примирить его с действительностью, толкая в объятия церкви, заменяя ему подлинную борьбу грезами о каком - то будущем благе.

Спустя два года после появления «Украденного счастья » Иван Франко опубликовал драму - сказку «Сон князя Святослава ». В ней он воспевает преданность родине, патриотизм, борьбу за единство Руси.


Могли ли подобные идеи, верность делу рабочего человека, призыв к борьбе, примирить Франко с теми, кто проповедовал, что все должно быть по - своему мирно и тихо?.. Конечно, нет. Франко, гонимый австро - венгерскими жандармами, подвергался травле и со стороны украинских националистов. Были попытки склонить Франко на иной путь. Ответ на подобные попытки - гневные слова писателя:

Какой я декадент? Я сын народа,

Который рвется к солнцу из берлог.

Мой лозунг: труд, и счастье, и свобода,

Я сам - мужик, пролог, не эпилог.

Пламенный патриот, Иван Франко все творчество свое посвятил отчизне, народу. Идеи научного социализма, с которыми он был хорошо знаком, традиции Тараса Шевченко , тесная связь с народом всей Украины, от берегов Черного моря до Карпатских вершин, а не одной Галиции, как утверждали приверженцы австрийского оккупационного режима, - все это придало творчеству Франко особую силу и размах. Этим нужно объяснить его огромное влияние на таких классиков украинской литературы, как Коцюбинский и Стефаник, Леся Украинка и Кобылянская, Черемшина и Мартович.

Непримиримость Ивана Франко к национализму и национальной ограниченности была кристально чиста. Подлинный интернационалист, писатель воплотил во многих своих произведениях идею дружбы народов, единства интересов угнетенных масс.

С душевным ликованием отмечал Иван Яковлевич в одной из статей, написанной им на русском языке: «Мужики - депутаты начали с крайней резкостью выступать против помещиков, а в добавку всего после нескольких заседаний мужики - украинцы и мужики - поляки соединились в один тесный «мужицкий клуб» для общей борьбы с панством».


О своем отношении к правам нации на свободу и независимость Иван Франко писал однажды так: «Нация, которая во имя будь то государственных или иных интересов душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, - копает могилу сама себе и тому государству, которому будто должен служить подобный гнет».

В дни, когда отмечается следующая, и следующая, и следующая годовщина со дня рождения великого украинского писателя, взоры невольно обращаются к Украине, которой отдал свой талант, свое сердце Иван Франко. И все, что сделано потомками великого писателя, не есть ли лучший памятник ему?! Ведь об этом мечтал он, начиная свой путь писателя, и этому отдал все свои силы!

Решение Всемирного Совета Мира о праздновании юбилея Ивана Франко является ярким признанием правильности и честности того пути, которым шел писатель.

Народ Украины по - братски признателен деятелям движения за мир за проявленное уважение к труду великого украинского классика, который понимал, как и лучшие представители других народов, что самым заветным чаянием простого человека, любящего свой народ и свою Родину, был и остается мир.

Иван Франко - известный украинский поэт и писатель. Он отличился не только в литературной, но и в общественной и научной деятельности. Одним из величайших жителей Украины является Иван Франко. Биография его, однако, будет интересна не только украинцам.

Происхождение Франко

Годы жизни нашего героя - 1856-1916. Иван Яковлевич Франко появился на свет в селе Нагуевичи. Сейчас оно находится во Львовской области (Дрогобычский район). Отцом его был сельский кузнец. Иван рос сиротой. Его отец, Яков Франко, умер в 1865 году. В это время мальчику было всего 9 лет. Позже, в 1872 году, скончалась и его мать, Мария Кульчицкая. Несмотря на непростое материальное положение, Иван учился.

Период обучения

С 1862 по 1864 год он ходил в школу, находившуюся в соседнем селе; в 1864-67 - в начальную школу, расположенную в Дрогобыче; а в период с 1867 по 1875 год Иван посещал гимназию в Дрогобыче. Впоследствии, будучи уже известным писателем, он с возмущением описывал порядки, царившие в гимназии. В таких рассказах, как "Карандаш", "Урок чистописания", "Гриць в школе", "Отец-юморист" Иван Франко с удивительной правдивостью изобразил жестоких учителей, которые вбивали в головы детей тупую гимназическую премудрость.

Вкратце опишем один из этих рассказов. В произведении "Отец-юморист" речь идет о человеке, которого считают весельчаком, юмористом. Однако на самом деле этот худощавый мужчина с лошадиным лицом дразнит детей, если они допускают ошибки, издевается над ними, наказывает розгами, сажает ребят на "ослиную скамейку". Другие учителя, изображенные писателем, были не лучше.

Фото, представленное выше, относится к 1870 году. Это гимназическая фотография, на которой запечатлены одноклассники Ивана (сам он - во втором ряду, первый слева).

Франко не стал бы выдающимся человеком, если бы в свое время не пополнял чтением книг свои школьные знания. Чтение было его любимым занятием. Иван добывал книги, где мог: в библиотеках, у товарищей, а иногда, скопив немного денег, покупал дешевые издания. Следует сказать, что Иван отличился в учебе. В 1875 г. ему была предоставлена стипендия из фонда Гловинского. В этом же году, осенью, он поступил во Львовский университет, на филологическое отделение. Стипендия Ивану Франко предоставлялась на весь период обучения в университете. Казалось, что Ивана ждет спокойное и обеспеченное будущее. Он мог стать профессором в университете или учителем гимназии. На это рассчитывали его друзья и родные.

Первый арест

Однако в первые же годы обучения в университете Иван Франко проявил себя в качестве общественного деятеля, к тому же социалистического, прогрессивного направления. Он завел дружбу с Михаилом Павликом и Остапом Терлецким. Через первого он завязал переписку с М. Драгомановым, находившимся в то время в Женеве. Драгоманов был революционным социалистом, опасным в глазах украинской полиции. Из-за переписки с ним наш герой был арестован в июне 1877 года.

Вместе с товарищами Ивана Франко обвиняли в создании тайного социалистического общества. В январе следующего года суд признал Ивана виновным. Он был приговорен к шести неделям заключения. Так как в то время срок следственного заключения не засчитывался в наказание, Ивана выпустили на свободу только через шесть недель, 5 марта 1878 года.

Последствия ареста

Срок наказания был небольшим, однако его последствия оказались ужасными. Дело в том, что человек, имеющий судимость, по закону не мог стать учителем. Из-за этого цель дальнейшего обучения Ивана Франко стала неясной. У нашего героя к тому же отобрали стипендию. Кроме того, Франко серьезно простудился во время заключения. Эта болезнь позднее стала хронической. Она преследовала Ивана всю жизнь. Но и это еще не все последствия заключения. Отец невесты Франко, Ольги Рошкевич, был священником и отказал ему в сватовстве. Он даже запретил Ольге видеться с "преступником" и переписываться с ним. Их брак, к сожалению, так и не состоялся.

Новые преследования

Полицейские преследования нашего героя на этом не закончились. Он был вновь арестован в Коломые в марте 1880 года. Франко опять обвинили в социалистической агитации. Он провел три месяца в заключении, пока длилось следствие. По его результатам было признано, что арест Франко не имеет оснований. 13 июня этого же года нашего героя отправили по этапу из Коломыи в Нагуевичи. Воспоминания, связанные с этим заключением, полученные Иваном впечатления отразились в его творчестве. Они легли в основу повести Франко "На дне".

Полиция не оставляла Ивана Франко в покое. В третий раз она вспомнила о нем в связи с прибытием во Львов группы украинцев, которые приехали из Киева. Иван был арестован во Львове в августе 1889 года. На сей раз он был обвинен не только в социализме, но и в шпионаже в пользу России. Однако и в этот раз обвинения оказались безосновательными. Тюремные впечатления этого времени отразились в "Тюремных сонетах" - поэтическом цикле, созданном Франко.

Личная жизнь

В 1886 году Иван женился. Супругой его стала девушка родом из Киева, Ольга Хоружинская. В семье Франко было четверо детей, однако семейное благополучие с 1902 года стало разрушаться. У жены Ивана началось психическое расстройство, усиливавшееся со временем. Это принесло нашему герою много горя.

Иван Франко в 1902 году перебрался в собственный дом (раньше он снимал жилье). Нынешний адрес дома, где жил Франко - ул. И. Франко, 152. Здесь действует мемориальный музей писателя. Для строительства жилья Иван взял большую ссуду. Выплаты по ней были завершены уже после смерти Ивана его сыном.

Болезнь Ивана Франко

Франко в апреле 1908 года отправился на лечение и отдых в Липик, который находится в современной Хорватии, близ Загреба. Здесь сильно обострилась его болезнь - обе руки его были парализованы. Кроме того, стали заметны признаки психического расстройства. В более поздние годы эти проявления болезни несколько смягчились. Однако Франко никогда уже не был полностью здоров. Современники полагали, что его болезнь является следствием сифилиса, перенесенного когда-то. Это доставляло большие неприятности Ивану Франко. В настоящее время, однако, врачи склонны полагать, что с 1877 года, со времени заключения, наш герой был болен одной из форм ревматизма. Речь идет о Понятия о нем были сформулированы спустя долгие годы после смерти Ивана.

Смерть Франко

Истощенный болезнями, общественными и семейными проблемами, безденежьем, наш герой скончался во Львове, в своем доме, 28 мая 1916 года. Могила Ивана Франко находится на Лычаковском кладбище.

Иван Франко как поэт

Предлагаем теперь поближе познакомиться с литературным творчеством Ивана. Впервые в качестве поэта выступил в 1874 году Иван Франко. Биография его отмечена созданием стихотворений до последних дней жизни, до 1916 года. Среди его произведений представлено множество прекрасных стихов об общественных делах и личных переживаниях. Они были собраны в несколько книг.

Однако поэтический талант нашего героя с максимальной силой проявился именно в больших поэмах, а не в лирике. Иван создал реалистические картины галицкой жизни, современной ему. Здесь нужно отметить такие произведения, как "Ботокуды" (1884 год), "По-человечески" (поэма 1889 года), а также созданная в 1890 году поэма "По любви". Иван Франко запечатлел также образы исторического прошлого украинского народа. Среди произведений на эту тему следует отметить "Барские шутки" (1887 год), поэму "Иван Вышенский", созданную в 1895 году, а также еще одно произведение - "На Святоюрской горе" (1900 год). Иван Франко посвятил несколько своих творений рассуждениям о боге и религии. Следует отметить поэму 1885 года Ex nihilo, а также "Смерть Каина", созданную в 1889 году.

Важное место среди написанных Иваном поэм принадлежит переработкам различных сюжетов из мировой литературы. Это такие произведения 1890 годов, как "Лис Микита", "Приключения Дон Кихота", "Царь и аскет", "Абу-Касимовы туфли", а также созданная в 1900 году поэма "Кузнец Бассим".

Какое же произведение является вершиной поэтического творчества интересующего нас автора? Исследователи полагают, что это созданная в 1905 году поэма "Моисей". В этом произведении, основа которого - библейский сюжет, представлен подъем украинского народа, который начал борьбу за свою независимость.

Франко - прозаик

Иван Франко был не только поэтом, но и прозаиком. В этих произведениях он выступал как реалист, который сосредоточен на проблемах галицкой жизни, современной ему. Именно Франко первым из украинских писателей изобразил быт рабочих Борислава, трудившихся на нефтяных промыслах, а также евреев-предпринимателей, которые были их классовыми антагонистами. В 1877 году появилось произведение "Обращенный грешник", в 1884 - Boa constrictor, в 1887 - "Яць Зелепуга", в 1899 - "Нефтяник". Созданный в 1882 году роман "Борислав смеется" считается лучшим произведением данного цикла.

Творения, посвященные жизни интеллигенции, также занимают значительное место в прозе Франко. В 1880 году Иван написал "На дне", в 1897 - "Для домашнего очага", в 1900 - "Перекрестные тропы". Важное место среди произведений этого ряда принадлежит тем, которые посвящены украинско-польским отношениям. Среди них нужно отметить "Лель и Полель" (1887 год), а также "Столпы общества" (1894). Оба произведения, к сожалению, остались незаконченными.

Весьма примечательна также сказка Ивана Франко "Фарбований лис" ("фарбований" означает "крашеный"). По ее мотивам в 1953 году был создан советский мультфильм, режиссером-мультипликатором которого является Александр Иванов. "Крашеный лис" является одной из самых популярных работ А. Иванова.

Многим украинцам известен фильм под названием "Захар Беркут". В нем рассказывается история борьбы свободолюбивого народа с социальным гнетом и захватчиками. Речь в этом фильме идет об одном карпатском селении. В основу сюжета легло произведение "Захар Беркут" Ивана Франко.

Иван Яковлевич проявил себя и в драме. Его пьеса "Украденное счастье" была новаторской для своего времени. Да и в наши дни она выглядит вполне современной. В пьесе "Украденное счастье" изображается жизнь семьи, которая внешне выглядит счастливой. Однако эта семья разрушается прямо на глазах у зрителей. Местом действия был выбран провинциальный украинский городок. Классический любовный треугольник лежит в центре сюжета этого произведения. Жизни трех людей сплелись воедино - Анны, ее супруга Мыколы и возлюбленного Михайло. Ревность, измены, любовь, истинные и мнимые смерти, покаяния и убийства, чудесное "воскрешение" - эта пьеса по накалу страстей не уступает драмам Шекспира.

Переводческая деятельность

Всю свою жизнь Франко работал над переводами различных произведений мировой литературы. Его заслуги на этом поприще очень велики. Из переводов, принадлежащих ему, можно составить целую библиотеку.

Чрезвычайно широк спектр произведений, которые привлекали Франко. Его переводы включают творения древнегреческой, древнеарабской, древнеиндийской литератур; древней вавилонской поэзии. Что касается новой литературы, можно отметить Иван Франко перевел его в 1882 году. Его интересовали и другие немецкие, а также французские, польские, английские и итальянские произведения.

Среди переводов Франко - целые книги сочинений К. Гавличка-Боровского и А. С. Пушкина. Отдельно следует отметить цикл переводов трудов, созданных историками древнего Рима. Иван Франко работал над ними с августа 1915 года по март 1916, то есть в последний год жизни.

Нужно отметить, что он переводил на немецкий язык украинские народные песни, а также помогал М. С. Грушевскому создать немецкий вариант "Истории Украины-Руси". Не одни лишь художественные произведения адаптировал Иван Франко. Биография его отмечена интересом и к научно-популярным трудам различной тематики, к которым он обращался в 1870-80-е годы. Иван считал их полезными в деле просвещения украинского народа.

Деятельность в качестве фольклориста

С самого начала своей творческой деятельности Франко проявлял интерес к фольклору. В 1876 году была опубликована первая народная сказка в его записи. "Галицко-русские народные пословицы", а также "Студии над украинскими народными песнями" стали важнейшими достижениями Франко на этом поприще. Иван опубликовал множество этнографических и фольклорных записей и исследований. Кроме того, он записал целый ряд народных песен.

Франко как историк литературы

В нескольких направлениях протекала работа Ивана Франко над историей литературы. Первое из них - история сюжетов. Самое значительное достижение в этом направлении - докторская диссертация Франко, защищенная в 1895 году. Второе направление - собирание, изучение и публикация различных произведений украинской литературы. Здесь нужно отметить сборник Франко "Апокрифы и легенды из украинских рукописей". Иван нашел и опубликовал творения Ивана Вышенского, о котором написал ряд исследований. Он также опубликовал произведения Т. Шевченко, Ю. Федьковича, А. Свидницкого и других украинских писателей. Еще одно направление, в котором работал Франко, - написание синтетических работ, посвященных истории украинской литературы.

Общественная деятельность

Молодые галицкие интеллигенты в 1890 году создали Русско-украинскую радикальную партию, которую до 1898 года возглавлял Иван Франко. Партия эта придерживалась социалистического направления. Она стремилась к тому, чтобы стать представительницей широких кругов трудящихся.

Иван Франко в 1895 году стал кандидатом в венский парламент (от Радикальной партии) по избирательному округу Мостиска - Добромиль - Перемышль. В 1898 году он был кандидатом по другому округу - Скалат - Збараж - Тернополь. Однако оба раза Иван Франко все-таки не был избран.

Франко в 1899 г. вышел из Радикальной партии, созданной им, и вошел в Украинскую национально-демократическую партию. В результате этого радикалы потеряли влиятельного лидера, а национал-демократы так и не получили значительной власти. Франко в новой партии особой деятельностью не отличился. Через некоторое время он прекратил политическую борьбу и всецело сосредоточился на научной и литературной деятельности.

Подводим итоги

Иван Франко, биография которого рассмотрена в статье, был литератором и поэтом по своему призванию. Однако он не мог спокойно наблюдать за политической ситуацией в своей стране. Поэтому он не позволил себе оставаться только писателем. Иван Франко решительно и охотно принимался за любое дело, которое было, по его мнению, полезным для украинского народа. Поэтому многие литературные планы так и не смог реализовать Франко, стихи и проза которого тем не менее пользуются заслуженным признанием. В некоторых лирических произведениях наш герой горько сетовал на то, что ему не удалось реализовать все свои замыслы в литературе.

Однако именно благодаря универсализму деятельности Франко мы можем говорить о том, что он является одним из строителей современной украинской нации. Это подтверждается тем, что Иван Яковлевич изображен на купюре номиналом 20 гривен. Безусловно, этот факт свидетельствует, что его фигура очень важна для украинского народа. С 1992 года изображение Ивана Франко находится на купюре номиналом 20 гривен. Ее дизайн несколько раз менялся, но фигура Франко всегда оставалась на месте.


Франко Иван Яковлевич (1856-1916) - великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. (см.) и русских революционных демократов - (см.), (см.), (си.), (см.), (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал « (см.) Маркса и Энгельса и « » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из « » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он - атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это - мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь - главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия - это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» - и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» - революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко, направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.

Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии.

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск, а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково.

Биография

Родился в семье крестьянина-кузнеца, мать из шляхетской семьи, её девичья фамилия - Кульчицкая, была химиком; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу. Отчим, тоже крестьянин, заботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном украинском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет, Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой «москвофильской», которая тогда была в королевстве Галиции и Лодомерии ещё сильна; эта партия пользовалась в качестве литературного языка «язычием», то есть смесью церковнославянского со словами польскими и русинскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детріи и Добощуки», в стиле Гофмана. Одним из первых кто обратил своё внимание на творчество молодого поэта Ивана Франко был украинский поэт Кесарь Александрович Белиловский, который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова, молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа - русинский; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъярённые массовой потерей молодёжи, старые москвофилы, особенно редактор «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое консервативное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя» (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах. ?

1885 год и далее

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой украинскому шовинизму чуялась «москалефильство».

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство. В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко" совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

1893 год и далее

Около 1893 года Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1899)[уточнить] обширное психологическое исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье і Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 году, после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о психологии творчества Мицкевича, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» "Поэт измены" (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьёй.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского, прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Иван Франко С 1898 года он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, психологии, социологии, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Германом Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, основателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Основные произведения

Память

Россия

Имя писателя носят улицы в Москве, Липецке, Перми, Туле, Уфе, Чебоксарах, Тамбове и Иркутске.

Украина

Имя писателя носит город Ивано-Франковск, а также улицы в Киеве, Виннице, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Симферополе, Измаиле, Керчи, Луцке, Львове, Николаеве, Одессе, Сумах, Черкассах, Черновцах, Хмельницком, Луганске, Кировограде, Коростене, Евпатории.

Казахстан

Имя писателя носят улицы в Рудном

Канада

Имя писателя носит улица в Монреале.

Иван Франко на деньгах

Иван Франко изображен на трёх различных видах купюр Украины достоинством в 20 гривен:

    20 гривен, 1992-1994

    20 гривен, 1994-2003

    20 гривен, 2003

Иван Франко в филателии

    Почтовая марка СССР, 1956 год

    Почтовая марка СССР, 1956 год

    Почтовая марка СССР, 1956 год

    Почтовая марка Украины, 1994 год, 3000 карбованцев (Михель 134)

    Почтовая марка Украины, 2006 год

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.




Top