Василий суриков портрет дочери елены. Суриковы и кончаловские

Инструктаж по пожарной безопасности обязателен везде, где используется наемный труд. Главная цель — информирование сотрудников о существующих противопожарных мерах и нормативах, а также способах защиты в чрезвычайных ситуациях.

Виды инструктажей по пожарной безопасности

Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС от 12.12.2007 № 645 (далее — Нормы) предусматривают несколько видов инструктажей: вводное обучение, первичный инструктаж, повторный, целевой и внеплановый.

Каждый вид имеет особенности и свою программу. Информацию о проведении обучения необходимо занести в специальный журнал, заверить подписями инструктора и работника.

Вводный инструктаж по пожарной безопасности

Такое обучение проводят с новыми работниками. Это могут быть не только вновь трудоустроенные сотрудники, но и практиканты, сезонные рабочие и другие категории по решению руководителя юридического лица. Проводить обучение может руководитель компании или ответственное должностное лицо на основании специально разработанной в компании программы.

Порядок проведения вводного инструктажа по пожарной безопасности в 2016 году регулируется пп. 11-15 Норм. В соответствии с требованиями закона вводный инструктаж по пожарной безопасности должен быть организован в специальном помещении. Здесь необходимо разместить оборудование для тушения пожара и защиты от дыма, стенды с инструкциями и схемами эвакуации, учебные материалы.

В конце обучения важно закрепить приобретенные навыки на практике. Для этого можно смоделировать опасную ситуацию, дать работникам возможность использовать огнетушители, противогазы и другое противопожарное оборудование.

Инструкция вводного инструктажа по пожарной безопасности 2015-2016

Для эффективного процесса инструктажа по пожарной безопасности руководство компании своим приказом должно утвердить инструкцию по проведению обучения. Такой документ предназначен прежде всего для должностного лица, ответственного за обучение сотрудников. Он поможет определить объем и методы изучения материала.

Документ должен содержать:

  • наименование организации;
  • номер и дату приказа;
  • дату введения инструкции;
  • срок действия документа;
  • содержание инструкции;
  • подпись руководителя;
  • печать организации.

Инструкция должна излагать общие принципы обеспечения безопасности, методы профилактики чрезвычайных ситуаций на производстве, способы пожаротушения и эвакуации, схему действий сотрудников при обнаружении возгораний, методы оказания первой медицинской помощи.

Программа вводного инструктажа по пожарной безопасности — образец 2016 года

Программа вводного инструктажа по пожарной безопасности — еще один важный локальный акт, который должно составить руководство организации. В ней необходимо отразить обязанности сотрудников по соблюдению правил пожарной безопасности, особенности противопожарного режима в компании, все вопросы, которые должны изучить работники во время инструктажа, и время, необходимое для их изучения.

Образец программы в законодательстве отсутствует. При составлении документа можно ориентироваться на перечень вопросов вводного инструктажа, который приведен в приложении № 2 к Нормам, а также руководствоваться особенностями производственного процесса в компании.

Первичный инструктаж по пожарной безопасности на рабочем месте

После вводного инструктажа работодатель должен провести с сотрудниками первичный инструктаж по специальной программе. Обучение проходит на рабочем месте индивидуально с каждым человеком. Если у группы работников общее место для работы и они обслуживают одинаковое оборудование, инструктор может провести групповое обучение.

Первичный инструктаж обязателен для следующих работников:

  • впервые трудоустроенные на предприятие;
  • сотрудники, прибывшие в порядке перевода или в командировку;
  • специалисты, впервые выполняющие новые функции;
  • сезонные рабочие;
  • практиканты;
  • специалисты, выполняющие временно строительные работы в компании.

Во время первичного инструктажа по пожарной безопасности работники должны усвоить правила эвакуации при возникновении пожара, узнать все способы быстрого выхода из помещения, оказания первой медицинской помощи, особенности обращения со средствами тушения и защиты от огня. Важная составляющая первичного инструктажа — тренировка навыков на практике.

Повторный инструктаж по пожарной безопасности. Периодичность проведения

Постоянное повторение и закрепление информации в сфере пожарной безопасности — залог безопасного функционирования предприятия. С этой целью п. 22 Норм обязывает работодателей регулярно проводить повторный инструктаж.

Обучение должно проводиться на рабочем месте индивидуально или коллективно, если сотрудники трудятся в пределах одного рабочего места и обслуживают идентичное оборудование.

Повторный инструктаж может проводить руководитель юридического лица или ответственное должностное лицо. Работодателю не придется составлять новую программу — законодательство позволяет использовать программу первичного инструктажа по пожарной безопасности (п. 24 Норм).

Периодичность инструктажа по пожарной безопасности установлена п. 22 Норм: в организациях с пожароопасным производством он должен проводиться раз в полгода, на остальных предприятиях — раз в год. График обучения работодатель составляет самостоятельно.

Внеплановый и целевой инструктаж — что это и как часто проводится?

В некоторых ситуациях недостаточно проведения повторных инструктажей по пожарной безопасности . В таком случае работодатель должен провести внеплановый или целевой инструктаж.

П. 26 Норм пожарной безопасности перечисляет случаи, когда необходимо внеплановое обучение:

  • введение новых документов по пожарной безопасности;
  • появление факторов, влияющих на производственный процесс с точки зрения пожароопасности (замена оборудования, материалов и т. д.);
  • перерывы в работе;
  • требование надзорных органов;
  • нарушение работниками правил безопасности;
  • поступление информации о пожарах на аналогичных производствах.

П. 28 Норм пожарной безопасности перечисляет причины для проведения целевого инструктажа:

  • разовые работы с высоким уровнем пожароопасности;
  • ликвидация последствий аварий;
  • огневые и взрывоопасные работы;
  • экскурсии;
  • массовые мероприятия;
  • работы с оформлением наряда-допуска.

Частота проведения вышеописанных инструктажей законодательно не определена. Работодатель вправе проводить их по мере необходимости.

Работодателю следует относиться серьезно к обучению работников. Хорошо подготовленный персонал, порядок в документации по пожарной безопасности — гарантия безопасной работы предприятия и сохранности его имущества, а также защита от штрафов и пристального внимания со стороны контролирующих государственных органов.

Суриков В.И. Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве. 1888. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Трогательный «Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве» Суриков написал в 1888 году, тогда же с успехом показав его на 16-й передвижной выставке.

«Миловидное круглое личико, в обрамлении темных пышных волос, серьезно. Но это не характер, это отношение к труду отца - она позирует деловито и спокойно. Мягкость и добродушие таятся в углах твердо очерченного рта: вот-вот улыбнется весело и лукаво! Глаза, умные, пытливые, глядят из-под густой челки, а под ней угадывается чистый высокий лоб. В этом портрете так четко увиден и схвачен весь ее счастливый, мгновенно откликающийся на все, пылкий и веселый нрав.
Ножки ее в красных чулочках на фоне белого кафеля по-хозяйски устойчивы, и в том, как они расставлены, чувствуется ее уверенность и некоторая своенравность. Их контуры, мягкие, не очерченные твердой линией, в то же время дают ощущение крепких и плотных мышц под чулками. Детская, без талии, фигурка - в низко повязанном кушаке, и стоит девочка, слегка подавшись вперед. Круглый белый воротник оттеняет розовую матовость лица. И нет в этой девочке ни малейшего девчоночьего кокетства, хоть вся она пластична и грациозна - залог будущей женственности. Ладошка левой руки прижата к белому кафелю, и пальцы написаны так, что кажутся теплыми. Правой рукой Оля прижала к себе неизменную куклу Верочку, уставившуюся голубыми глазами куда-то в пространство. Белокурая шапка куклиных волос играет золотом на красном фоне, и пышное розовое платье и бархотка на шее выдают в ней парижанку.
Дивный портрет! В нем вся прелесть и живость девочки, вся чистота и гармония ее ума и души и вся любовь и восхищение отца и художника останутся жить навсегда». (Источник: Кончаловская Н. Дар бесценный: Романтическая быль./ Наталья Кончаловская. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. – 300с.)

Из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» об истории создания портрета http://www.gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=185

В соседней столовой молодая учительница-курсистка занималась с Олей грамматикой, готовя ее в первый класс гимназии.

Ну вот, какой на тебе воротник - красный? - спрашивала она Олю.

Нет… Не красный, а белый.

Василий Иванович вдруг представил себе дочь в белом воротнике поверх красного, белым горошком платья. Как оно мелькало, это платьице, в зарослях ивняка на Енисее, гасло в густой тени, а потом выпархивало на солнце и летело по песчаной отмели…

А как ты напишешь - «не» или «ни»?

Не красный.

Верно. А у меня какой воротник? Красный или белый?

А у вас… А у вас никакого - ни красного, ни белого!

А как ты напишешь это?..

Оля думает и потом твердо решает:

Молодец, правильно!

Василий Иванович слушает, улыбаясь: «Ишь ты, соображает головенок-то!»

А теперь встань и пойди туда, - говорит учительница. Слышно, как Оля отодвигает стул и торопливо шагает.

Так! Куда ты пошла?

К печке.

Какую букву поставишь в конце?

Пауза. Оля думает.

Букву «е» поставлю. Дательный здесь - кому, чему.

Хорошо! - радуется учительница. - А где ты стоишь?

Опять пауза.

Возле печки. «И» здесь будет, - торопится объяснить Оля, - потому что здесь родительный - кого, чего!..

Василий Иванович вдруг ясно представил себе Олю возле печки. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку. Оля стояла в красном платье горошками на фоне ярко-белого кафеля, прижав к нему, теплому, две своих пухлых ладони. Круглое лицо ее было освещено приветливой и веселой уверенностью.

«Вот как написать бы ее нужно», - подумал Василий Иванович и закрыл дверь…

Прошел месяц. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Оля была терпелива - умела позировать. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять.

В большом мягком кресле сидела сильно исхудавшая Елизавета Августовна и занимала Олю чтением или разговором. После поездки в Сибирь здоровье ее настолько сразу ухудшилось, что ей нужно было постоянное наблюдение врача. Лечил ее профессор Черинов. Он заходил к Суриковым почти каждый день. А Василий Иванович так доверял ему и так постоянно нуждался в его советах, что даже решил написать с него портрет, чтоб он подольше бывал у них в доме. Портрет этот висел у Суриковых в гостиной, как бы охраняя хозяйку, когда Черинова не было.

Вести хозяйство Елизавета Августовна уже не могла, гулять с дочерьми тоже ей было не под силу, и Василий Иванович все делал сам, чувствуя себя виноватым в том, что потащил жену в Сибирь. Только теперь понял он, что поездка эта «съела» Лилю. Нельзя было ей неделями плыть по воде в осенних туманах, нельзя было с больным сердцем трястись по ухабам, нельзя было испытывать его в борьбе с крутой неприязнью мамы. Ах, мама, мама!.. Торгошинская повадка - или душу отдаст тебе, или твою душу вымотает!.. Всего этого нельзя было Лиле. Вот теперь и не узнать прежней, красивой, веселой, распорядительной хозяйки дома. Недаром Лиля с таким недоверием относилась к Сибири, словно чуяла, что принесет она ей погибель, как той самой княжне Марии Меншиковой, для которой она позировала.

И в это холодное декабрьское утро, укутав ноги пледом, сидела Елизавета Августовна в кресле. Под розовой фланелевой кофточкой обрисовались ее похудевшие узкие плечи, а из-под белого чепца глядело изнуренное болезнью лицо. Она всячески старалась поддержать в себе бодрость, ей, как никогда раньше, хотелось принимать участие в их общей жизни, хотелось помочь дочке позировать, развлекать ее беседой. Разложив ящик с красками на табурете, сидя на венском стуле, Василий Иванович писал Олин портрет. Для работы он надевал старый черный пиджак, весь заляпанный красками, старые серые брюки, тоже все в пятнах. В этой одежде он чувствовал себя свободным - он не терпел специальных «блуз» и халатов, в которых обычно работают художники. Тут же бегала со своей куклой семилетняя Лена. В передней позвонили. Оля насторожилась:

Это учительница… Анна Михайловна. Где будем заниматься?

Веди ее в детскую, я еще здесь попишу, - сказал отец.

Оля, топая ножками, помчалась открывать дверь, усадив куклу прямо на пол возле печки…

И вот они остаются втроем. Нет, все-таки не втроем. Оля смотрит на них с холста, словно и не выбегала из комнаты.




Top