Виктор гюго краткая биография. Биография виктора гюго

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын

офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи,

и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в

Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными

отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: "Я буду Шатобри-аном, или никем".

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго

женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике

Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых

можно определить его же словами. "Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен

несправедливостью" Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как

Ша-тобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде

всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем.

Король Луи Филипп наградил его званием пэра Но когда власть поменялась - на трон

взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции

более 20 лет Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах,

как бы сегодня сказали, прав человека. "Я ненавижу всякое притеснение, а на

земле стонут народы под тяжким игом, - писал он. - Когда я вижу, как мучается

Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей

палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена

держит в когтях Милан - о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую,

что поэт - их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире

медную струну".

Гюго был, конечно, романтиком. "Первая потребность человека, первое его право,

первый его долг - свобода", - не уставал повторять он. Французская революция

1789 года стала основным источником творчества Гюго. "Революция, вся революция в

целом - вот источник литературы девятнадцатого века". "Романтизм и социализм -

одно и то же явление", - считал писатель.

мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой

мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это

мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего

человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и

общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых

парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном

произведении, как, например, "Собор Парижской Богоматери". Но кому не придет в

голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого

средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только

страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда

справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,

бесконечных сил своих".

В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Достоевский оценил его даже

выше своего романа "Преступление и наказание". Гюго писал его тридцать лет. Он

придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные

"Отверженным", способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные

проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу

хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за

кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок

епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,

становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает

бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и "злым гением" главного героя романа выступает полицейский инспектор

Жавер - "дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,

спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика".

На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает

Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает

жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,

кончает жизнь самоубийством.

В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле

1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю

Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне

политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается

настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.

Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.

Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,

что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального

сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан

Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как

"очистительное горнило", в котором выплавляется современная цивилизация. Но при

человеческий" становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин

убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки

зрения политика.

"Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой... Сглаживание неровностей пути - в

этом вся политика Бога", - к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые

поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического

элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем

суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех

позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался

Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный

критик назвал его влияние на французскую литературу "беспредельным".

Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний

путь великого писателя провожали почти миллион человек.

Не обязательно быть большим любителем литературы, чтобы знать, кто такой Виктор Гюго. Биография и творчество его, однако, многим из нас знакомы лишь в общих чертах. А между тем без которого невозможно представить себе французскую литературу 19 века. Виктор Гюго, краткая биография и творчество которого представлены в этой статье, - один из самых выдающихся романтиков Франции, теоретик и вождь романтизма в своей стране. Его творчество поражает разнообразием и многогранностью. И поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и публицист - все это Виктор Гюго. Интересная биография его предлагается вашему вниманию.

Происхождение и детство Виктора

Годы жизни интересующего нас автора - 1802-1885. В Безансоне 26 февраля 1802 г. на свет появился Виктор Гюго. Краткая биография его, таким образом, начинается этой датой. Отец его был мастером столярного цеха. В годы правления Наполеона он дослужился до генерала. Мать мальчика, напротив, ненавидела Бонапарта и была рьяной роялисткой. Известно, что семья Гюго нередко переезжала с места на место. Виктор с родителями некоторое время жил в Испании. Семья распалась в Мадриде после падения Наполеона. В этом городе отец Виктора был губернатором. После развода мальчика воспитывала мать.

Первые произведения

Поэтический талант Виктора проснулся рано. Еще в подростковом возрасте стал писать Биография его отмечена ранним признанием созданных им поэм и од. Они были замечены еще в 1815-16 годах. В эти годы Виктор отличился на конкурсах, проводимых Тулузской академией. Позднее его творчество получило признание и королевского правительства. В 1822 году появился первый поэтический сборник Виктора Гюго "Оды и разные стихотворения". Он был создан в стиле классицизма.

Развитие романтизма в творчестве Гюго

Следует сказать, что Виктор Гюго довольно рано изменил классицизму. Едва только Гюго вышел из стадии ученичества, он начал постепенно переходить на позицию романтиков, сначала несмело, а через некоторое время уже решительно. Однако в прозаических жанрах Гюго с самого начала придерживался романтизма. "Ган Исландец", первый его роман, созданный в 1821-22 гг., является доказательством этого. Виктор Гюго создал свой второй роман в 1826 году. Произведение называется "Бюг Жаргаль". Оно стало свидетельством дальнейшего утверждения на позициях романтизма такого автора, как Виктор Гюго. Биография его дальнейших лет отмечена развитием в данном направлении. В произведении "Бюг Жаргаль" Виктор описал восстание негров-рабов.

"Оды и баллады"

Реформа Гюго в области поэтического стиля состояла в попытке заменить языком человеческих чувств господство разума в стихотворениях классицизма. Гюго решил отказаться от украшений, являющихся заимствованиями из мифологии античности. Примерно в это же время он обратился и к балладе, считавшейся романтическим жанром, весьма популярным в те годы. Сборник Гюго "Оды и баллады" появился в 1826 г. Само название книги говорит о ее переходном характере. Ода, которая является образцовым жанром поэзии классицизма, объединяется в ней с балладой, свойственной романтической традиции.

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму "Кромвель". В этом романтико-историческом произведении говорится о в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

"Ориенталии"

В это время многогранная Виктора достигает небывалой интенсивности. Сборник "Ориенталии", появившийся в 1829 году, стал особенно значимым событием. Это первый законченный сборник романтической поэзии, создавший Гюго репутацию выдающегося лирика.

Следует сказать, что творчеству Гюго в целом свойственно редкое разнообразие жанров. Одинаково успешно выступал и в прозе, и в поэзии, и в драматургии Виктор Гюго. Биография его, однако, свидетельствует о том, что он был в первую очередь поэтом.

Новые драмы

Что касается драмы этого автора, ее идейное содержание восходит к битве идеологий конца 1820-х годов, а также к произошедшей в 1830 году Июльской революции. Романтическая драма Виктора перекликалась с социально-политической проблематикой. Она отстаивала передовые устремления и идеалы автора.

В основу драм Гюго, созданных в 1829-39 гг. (кроме "Лукреции Борджа" 1833 года), было положено столкновение простолюдинов с монархией и феодальной аристократией ("Марион Делорм", "Мария Тодор", "Король развлекается", "Рюи Блаз" и др.).

"Собор Парижской Богоматери" (Виктор Гюго)

Биография дальнейших лет интересующего нас автора отмечена появлением множества новых произведений. Вторая половина 1820-х годов в истории литературы Франции - время господства такого жанра, как исторический роман. Произведение Виктора созданное в 1831 году, является одним из высочайших достижений этого жанра. В романе нашла отражение история Франции. В произведении имеется и актуальная проблематика, связанная с положением в стране в годы написания книги.

Произведения конца 1820-1840-х годов

Конец 1820-начало 1830-х годов - время необычайной творческой активности даже для такого плодовитого автора, как Виктор Гюго. Краткая биография его этого времени, а также периода изгнания (с 1851 по 1870 год) отмечена созданием множества различных произведений. Гюго разрабатывал романтическую драматургию, творил в прозе и в поэзии. В 1830-е и в начале 1840-х годов Гюго создал 4 поэтических сборника. В 1836 году появились "Осенние листья", в 1837 - "Песни сумерек", в 1841 - "Лучи и тень" и "Внутренние голоса". А в 1856 году вышел двухтомный сборник "Созерцания", относящийся уже к периоду изгнания.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой Луи Бонапарт стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу "Наполеон Малый". В 1877-78 годах появилось произведение "История одного преступления", которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник "Карты", считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились "Отверженные", в 1866 - "Труженики моря", а в 1869 - Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Общественно-политическая деятельность

Следует сказать, что Виктор прославился не только как поэт и писатель, но и как общественно-политический деятель. Он активно стремился изменить ход событий в жизни своей страны. В 1872 году Виктор Гюго создал сборник под названием "Грозный год". Это своего рода поэтическая хроника трагических событий 1870-71 гг., когда Франция участвовала во Франко-прусской войне.

Последние годы жизни

До последних лет жизни не угасала активность этого автора. В последний период его творчества появляются следующие поэтические сборники и поэмы: в 1877 - "Искусство быть дедушкой", в 1878 - "Папа", в 1880 - "Осел", в 1888-83 - "Все струны лиры" и др.

Писатель скончался в 1885 году, 22 мая. Общественность Франции восприняла его смерть как национальную трагедию. Проводы Виктора Гюго в последний путь стали грандиозной манифестацией. В ней участвовали тысячи людей.

Прочно вошли во французскую и мировую литературу произведения, которые создал Виктор Гюго. Биография, краткое содержание его творений, интересные факты об этом авторе - все это известно многим нашим современникам. Неудивительно, ведь Виктор Гюго сегодня является признанным классиком.

Французская литература

Виктор Гюго

Биография

ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802−1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж. Л. С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.

Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.

Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d’Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х. Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.

В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d’un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.

Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s’amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т. ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».

Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d’automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).

В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о. Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.

После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L"Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L"Art d’tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).

Виктор Гюго – знаменитый французский писатель-романтик, драматург (1802−1885) Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Виктор был третьим сыном капитана, а позднее генерала наполеоновской армии. Его родители часто ссорились и периодически жили отдельно и, в конечном счете, в 1818 году они развелись окончательно. На воспитание Виктора Гюго большое влияние оказывала мать. Ее роялистские и вольтерианские взгляды наложили на Виктора глубокий отпечаток. Его отец смог вернуть любовь сына только после смерти жены в 1821 году. Долгое время образование Гюго оставалось бессистемным. Только в 1814 году он поступил в пансион Кордье, а затем перешел в лицей Людовика Великого.

В 1821 году, по окончанию лицея, Виктор Гюго вместе с братьями издал журнал «Литературный консерватор», в котором были опубликованы его первые поэтические произведения. На первый сборник стихотворений Гюго, выпущенный в 1822 году, обратил внимание король Людовик XVIII. Виктору Гюгобыла назначена пенсия в 1200 франков ежегодно, благодаря которой 12 октября 1822 года он смог обвенчаться с его возлюбленной Адель.

В 1831 году выходит произведение Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» заняло особое место в его творчестве. В данном романе Гюго блестяще описал Париж 15 века и великое творение готики.

В 1841 Гюго получает признание Французской Академии за свои заслуги и становится ее членом. В 1843 году произошла трагедия в семье поэта: его любимая дочь Леопольдина утонула в Сене вместе с мужем Шарлем Вакри. С наступлением революции в 1848 году, Гюго начинает заниматься политикой и избирается в Национальное Собрание. В декабре 1851 года, после государственного переворота, он бежал в Брюссель, а в 1855 году обосновался на о.Гернси. С крушением режима Наполеона III в 1870 году, Виктор Гюго вернулся в Париж.

В 1872 году Гюго сложил полномочия депутата Национальной Ассамблеи в связи с протестом против политики консервативного большинства и потере иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию с 1842 года.

Умер Гюго в 1885 году. После смерти он был удостоен государственных похорон, и его останки поместили в Пантеон.




Top