Война и мир чему учит роман. Нравственные уроки романа Л.Н.Толстого «Война и мир

Столкновение двух миров: зла и добра в романе Толстого.

В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться. Сложно понять человека, его поведение, жизненные позиции. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" описывается множество судеб героев.

Само название состоит из двух слов война и мир. Сталкиваются два мира: зло и добро. Писатель стремится к добру - "к миру" и разоблачает зло-"войну".

Прочитав роман, понимаешь, что добро-чувстуо, которое проявляется в состродании и милосердии, в любви.Кто способен сопереживать, понимать и верить в человека, искренне любить, тот живет богатой жизнью.По-моему, таким героем является Наташа Ростова. Видя взаимоотношения в семье Ростовых, их дружбу и любовь друг к другу, добрые чувства, понимаешь, что такой должна быть семья. Мне кажется, в наше время такие семьи встречаются очень- очень редко.В наше жестокое время трудно найти понимание, даже в родной семье. Мы должны воспитываться на таких романах, как "Война и мир". Учиться на общении семье Ростовых.

Л.Н. Толстой показал всех своих персонажей с нравственной точки зрения.Военные типы он так же поделил на два лагеря: один связан с подвигами и трудностями, с простотой отношений, с честным выполнением долга; другой с привелегиями, с карьеризмом, с трусостью и равнодушием к дому и чести.

В наше время таких примеров можно увидеть много. Ярким примером сетного выполнения долга в наше время является служение в армии молодых ребят. Одни сами идут в армию, а другие делают, все чтобы не попасть туда.

Прочитав роман, я поняла, что самое страшное зло в нашей жизни-это война.Толстой показал это с удивительной силой и правдой. Но писатель еще показал нам, что даже в самом жестоком человеке можно найти что-то "человеческое".

Роман учит нас видеть в человеке не только плохое, но и хорошее.

Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Он заставляет подумать, что мы можем сделать такого, чтобы добра в нас было как можно больше. Надо задуматься, что рядом с нами такие же люди, как и мы. Надо стараться делать как можно больше добрых дел.

Прекрасным источником для духовного совершенствования человека является русская классика второй половины XIX века, которая представлена писателями той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой - это лишь малая часть той выдающейся плеяды русских писателей, которые прославились не только на родине, но и снискали признание во всем мире. Их произведения стали классикой. Недаром писателя Толстого назвали «учителем в жизни и искусстве». Рассматривая творчество Льва Николаевича Толстого, нельзя не остановиться на таком произведении, как «Война и мир».

Главной темой этого романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Но наряду с главной темой Лев Николаевич поставил много глобальных проблем и разрешил их с такой глубиной, что этот роман можно назвать учебником жизни. На какие же нравственные вопросы Лев Николаевич дал ответы? Это проблемы взаимоотношений личности и общества, роли личности в истории, ложного и истинного патриотизма.

Это произведение наполнено любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. В романе показано, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, русская отвага. Свою Родину народ защищал не только на фронте, в тылу действовали партизанские отряды, громившие врага. Как писал Толстой, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величавой силой и гвоздила французов до тех пор, пока не разгромила все нашествие». Я думаю, что роман Толстого стал величайшим памятником героям 1812 года, заняв достойное место в истории нашей страны.

Прочитав роман, я понял, что у каждого человека должна быть цель в жизни. В произведении Толстого каждый положительный герой ищет свой смысл в жизни и находит его. Не всегда искания выводили героев произведения сразу на правильный путь. Например, Пьер Безухов сначала предавался вину, кутежу, затем увлекся масонами. Вскоре он попадает на войну, и воина становится переломным событием в его жизни. Он находит свою цель - служение русскому народу.

Целью моей жизни также является служба на благо отечеству. В чем же она заключается? Жить, прежде всего, для своих близких, для тех людей, которые меня окружают, обрести работу и стать мастером своего дела.

Роман Льва Николаевича Толстого учит меня отличать истинный патриотизм от ложного. Я понял, что истинные патриоты - это люди, которые делают свое дело незаметно, иной раз не подозревая, что они совершают подвиг. Например, Тушин не знает, что победой сегодняшнего дня все обязаны ему, он даже считает себя виноватым, хотя во время боя подавал пример мужества, геройства, солдатской доблести. Наташа Ростова, не задумываясь, отдает подводы раненым. Пьер на свои деньги, из своих крестьян набирает ополчение и содержит его. Наташа Ростова, Пьер, князь Андрей, Тушин - все они ведут себя как истинные патриоты. Когда началась война, не все представители светского общества приняли участие в военных действиях. Автор с иронией говорит о введении штрафа для тех, кто не отказался от французского языка. Для этих людей патриотизм заключается в праздном пустословии. Беспощадно Толстой разоблачает их трусость. Ведь истинный патриотизм заключается в активных действиях, а не в пустых рассуждениях об отвлеченных предметах,

Роман учит понимать, что такое истинная красота, и понять это лучше поможет сравнение Элен с Марьей Болконской. Лев Николаевич изображает Элен блистательной красавицей, но ее внутренний мир нищенски беден. Зато княжна Марья, совсем не привлекательная внешне, наделена высокими душевными качествами. Толстой говорит, что истинная красота заключается в душе, в щедром человеческом сердце. Для него важнее душевная красота, чем внешняя. И я полностью согласен с этим.

Из романа я узнаю также и о том, что такое любовь, что такое настоящая дружба. На примере дружбы князя Андрея и Пьера видно, что такое настоящая человеческая дружба. Ближе познакомился я и с таким чувством, как любовь. Автор говорит, что любовь - это чувство, которое должно пройти через трудности. Многое испытав и выстрадав, Наташа понимает, что она любила одного Андрея Болконского.

В своем произведении Толстой разоблачает карьеристов. К ним относится Борис Друбецкой. Используя низкие качества своей души, этот человек ищет влиятельных знакомств, цель его жизни - пробиться вверх по служебной лестнице. Он отвергает женитьбу на Наташе Ростовой, так как это угрожало его карьере. Невозможно не осуждать таких людей.

Роман «Война и мир» для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга нравственности. Из нее я извлек множество нравственных уроков, которые будут мне помогать в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя. В наше непростое время, когда пересматриваются все ценности, нужен чистый источник, из которого можно почерпнуть самое святое, самое незапятнанное, самое светлое. Я считаю, роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является именно таким источником.

На вопрос Чему учит произведение Николая Толстого "Война и мир"? заданный автором Двутавровый лучший ответ это Терпению

Ответ от спросить [гуру]
Мне становится страшно, когда я вижу такое. Ведь в юношеском возрасте - позор называть Великого писателя другим именем.


Ответ от Никита Беркут [гуру]
Николай Толстой -- это круто.. .)))Так держать!


Ответ от Виктор Овсюков [новичек]
терпению, В каждом из нас живет хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться. Сложно понять человека, его поведение, жизненные позиции. В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" описывается множество судеб героев. Само название состоит из двух слов война и мир. Сталкиваются два мира: зло и добро. Писатель стремится к добру - "к миру" и разоблачает зло-"войну". Прочитав роман, понимаешь, что добро - чувство, которое проявляется в сострадании и милосердии, в любви. Кто способен сопереживать, понимать и верить в человека, искренне любить, тот живет богатой жизнью. По-моему, таким героем является Наташа Ростова. Видя взаимоотношения в семье Ростовых, их дружбу и любовь друг к другу, добрые чувства, понимаешь, что такой должна быть семья. Мне кажется, в наше время такие семьи встречаются очень-очень редко. В наше жестокое время трудно найти понимание, даже в родной семье. Мы должны воспитываться на таких романах, как "Война и мир". Учиться на общении семье Ростовых. Л. Н. Толстой показал всех своих персонажей с нравственной точки зрения. Военные типы он так же поделил на два лагеря: один связан с подвигами и трудностями, с простотой отношений, с честным выполнением долга; другой с привилегиями, с карьеризмом, с трусостью и равнодушием к дому и чести. В наше время таких примеров можно увидеть много. Ярким примером сетного выполнения долга в наше время является служение в армии молодых ребят. Одни сами идут в армию, а другие делают, все чтобы не попасть туда. Самое страшное зло в нашей жизни - это война. Толстой показал это с удивительной силой и правдой. Но писатель еще показал нам, что даже в самом жестоком человеке можно найти что-то "человеческое". Роман учит нас видеть в человеке не только плохое, но и хорошее. Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Он заставляет подумать, что мы можем сделать такого, чтобы добра в нас было как можно больше. Надо задуматься, что рядом с нами такие же люди, как и мы. Надо стараться делать как можно больше добрых дел.


Ответ от Полосовой [гуру]
Он же Лев.


Ответ от Мария Рогачева [гуру]
НИКОЛАЯ???


Ответ от Ариша [гуру]
не читала Николая Толстого


Ответ от PortalX3 [гуру]
В каждом из нас живет хорошее и плохое. У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться. Сложно понять человека, его поведение, жизненные позиции. В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" описывается множество судеб героев. Само название состоит из двух слов война и мир. Сталкиваются два мира: зло и добро. Писатель стремится к добру - "к миру" и разоблачает зло-"войну". Прочитав роман, понимаешь, что добро - чувство, которое проявляется в сострадании и милосердии, в любви. Кто способен сопереживать, понимать и верить в человека, искренне любить, тот живет богатой жизнью. По-моему, таким героем является Наташа Ростова. Видя взаимоотношения в семье Ростовых, их дружбу и любовь друг к другу, добрые чувства, понимаешь, что такой должна быть семья. Мне кажется, в наше время такие семьи встречаются очень-очень редко. В наше жестокое время трудно найти понимание, даже в родной семье. Мы должны воспитываться на таких романах, как "Война и мир". Учиться на общении семье Ростовых. Л. Н. Толстой показал всех своих персонажей с нравственной точки зрения. Военные типы он так же поделил на два лагеря: один связан с подвигами и трудностями, с простотой отношений, с честным выполнением долга; другой с привилегиями, с карьеризмом, с трусостью и равнодушием к дому и чести. В наше время таких примеров можно увидеть много. Ярким примером сетного выполнения долга в наше время является служение в армии молодых ребят. Одни сами идут в армию, а другие делают, все чтобы не попасть туда. Самое страшное зло в нашей жизни - это война. Толстой показал это с удивительной силой и правдой. Но писатель еще показал нам, что даже в самом жестоком человеке можно найти что-то "человеческое". Роман учит нас видеть в человеке не только плохое, но и хорошее. Роман заставляет нас задуматься о проблеме добра и зла в нашей жизни, в самом себе. Он заставляет подумать, что мы можем сделать такого, чтобы добра в нас было как можно больше. Надо задуматься, что рядом с нами такие же люди, как и мы. Надо стараться делать как можно больше добрых дел.

Я впервые прочитал «Войну и мир» более полувека назад во время своего первого оплачиваемого отпуска, который проводил в Перрос-Гиреке. В ту пору я был сотрудником агентства France-Presse и писал свой первый роман, будучи глубоко убежден в том, что в этом литературном жанре, в отличие от других, главным условием качества был объем, что великие романы, как правило, были большими, поскольку охватывали столько пластов действительности и, казалось, воплощали в себе все богатство человеческого опыта.

Роман Толстого вроде бы полностью подтверждал это положение. С самого начала повествование, в беззаботном тоне рассказывающее о жизни светских салонов Санкт-Петербурга и Москвы, где представители дворянства говорят больше по-французски, чем по-русски, постепенно переходит на все слои сложного российского общества, показывая его во всем многообразии классов и общественных типов, от князей и генералов до крепостных крестьян, включая торговцев, невест на выданье, тайных масонских обществ со всей их атрибутикой, верующих, мошенников, военных, деятелей искусства, карьеристов и мистиков. У читателя создается ощущение, что перед его глазами проходит история со всеми возможными представителями рода человеческого.

Насколько я помню, наиболее выдающимися в этом огромном романе были сцены сражений, описания полководческого гения фельдмаршала Кутузова, который, несмотря на поражения, постоянно наносил ущерб вторгшимся в страну наполеоновским войскам, пока с помощью суровых морозов, снега и голода полностью их не уничтожил.

У меня сложилось неправильное представление, что, если потребуется в одной фразе обобщить все содержание «Войны и мира», то можно было бы сказать, что это величественное полотно, рассказывающее о том, как русский народ сокрушил агрессивные устремления «врага человечества» Наполеона Бонапарта и отстоял свою независимость. То есть, великий военно-патриотический роман, в котором превозносится война, традиции и так называемая военная доблесть русского народа.

Перечитывая сейчас это произведение, я понимаю, что ошибался. Вовсе не стремясь представить войну как событие, в котором закаляется человеческий дух, формируются личностные качества и величие страны, роман на примере каждого из сражений — наверное, с особой силой это видно в потрясающем описании победы Наполеона при Аустерлице — показывает весь ее ужас, чудовищное количество жертв, бесконечную несправедливость и страдания, обрушившиеся на простых людей. Именно они-то и составляют основную массу ее жертв. Автор раскрывает зловещую и преступную глупость тех, кто вызвал все эти бедствия, разглагольствуя при этом о чести, патриотизме, гражданской и военной доблести. Вся пустота и бессмыслица этих слов становится очевидной, как только начинают громыхать разрывы снарядов. Роман Толстого в значительно большей степени рассказывает о мире, чем о войне. Наполняющая его любовь к русской истории и культуре вовсе не восхваляет шум и ярость бойни, раскрывает эту насыщенную внутреннюю жизнь, размышления, сомнения, поиски истины и стремление творить добро, воплощенные в образе добродушного и мягкого Пьера Безухова, одного из главных героев «Войны и мира». Хотя испанский перевод произведения, которое я сейчас читаю, не идеален, гениальность Толстого ощущается во всем, что он описывает, причем в значительно большей степени в иносказаниях, чем в том, о чем он говорит открыто. Его молчание всегда красноречиво, информативно, пробуждает любопытство читателя, который не может оторваться от текста, страстно желая знать, признается ли, наконец, князь Андрей в любви к Наташе, состоится ли свадьба или же угрюмому князю Николаю Андреевичу удастся ее расстроить. В романе практически нет эпизода, который не остался бы недосказанным, не прервался, не поведав читателю самого интересного и решающего, чтобы он пристально следил за развитием сюжета, не расслабляя своего внимания. Действительно, кажется невероятным, как в столь длинном и многоплановом произведении, в котором столько действующих лиц, всеведущий рассказчик столь искусно выстраивает сюжетную линию, что никогда не утрачивает над ней контроль, столь мудро распределяет уделяемое каждому персонажу время, что никого и никогда не забывает. Всем уделяется ровно столько времени и пространства, чтобы все шло так, как идет в реальной жизни, иногда очень медленно, иногда бешеными рывками, с каждодневными радостями и печалями, мечтами, влюбленностями и причудами.

Перечитывая сейчас «Войну и мир», я замечаю то, чего не понял при первом прочтении. А именно, что духовное измерение романа значительно важнее происходящего в салонах и на полях сражений. Философия, религия, поиск истины, которая позволит отличать зло от добра и действовать соответственно, является главной заботой героев романа, в том числе и такого выдающегося персонажа как фельдмаршал Кутузов. Несмотря на то, что он всю жизнь провел в сражениях — у него до сих пор заметен на лице шрам от турецкой пули, — это высоконравственный человек, который не ведает ненависти. Можно сказать, что он воюет, потому что нет другого выхода: кто-то же ведь должен этим заниматься. А вообще он предпочел бы посвятить себя более интеллектуальной и духовной деятельности.

Хотя, строго говоря, события, происходящие в «Войне и мире», ужасны, я очень сомневаюсь, что она навеет тоску или грусть на читателя. Скорее наоборот, роман дает ощущение того, что, несмотря на все ужасы жизни, обилие негодяев и подлецов, которые все равно добиваются своего, после подведения окончательного баланса получается, что хороших больше, чем плохих; счастья и покоя больше, чем горечи и ненависти, хотя это не всегда очевидно, человечество постепенно оставляет позади самое плохое, что оно в себе несет. То есть, зачастую невидимым способом, оно становится лучше, избавляясь от своих отрицательных свойств.

По всей видимости, в этом и заключался главный подвиг Толстого, подобный тем, что совершили Сервантес, написавший «Дон Кихота», Бальзак, создавший «Человеческую комедию», Диккенс, автор «Оливера Твиста», Виктор Гюго с его «Отверженными» и Фолкнер с историей американского Юга. Несмотря на то, что, читая их романы, мы погружаемся на самое дно человеческого зла, у нас складывается убежденность в том, что, при всех своих перипетиях человеческая жизнь неизмеримо богаче и глубже, чем все неприятности и невзгоды. Если посмотреть на жизнь во всей ее глубине, взвешенно и спокойно, то можно сказать, что она стоит того, чтобы ее прожить. Хотя бы потому, что мы можем жить не только в реальном мире, но также и в мире героев больших романов.

Не могу завершить данную статью, не задав публично вопроса, который давно не дает мне покоя: как получилось, что первую Нобелевскую премию по литературе дали Сюлли Прюдому (Sully Prudhomme), а не Льву Толстому? Разве тогда не было столь же очевидно, как сейчас, что «Война и мир» — это одно из тех чудес, которые из века в века случаются во вселенной литературы?

Если бы по каким-то причинам надо было
назвать величайший роман XIX века,
я бы назвал «Войну и мир» Толстого.
Джон Голсуорси

Я помню, как пугала меня мысль о том, что надо будет когда-то прочесть эти четыре тома с таким серьезным и скучным названием, с бесконечными французскими цитатами...

Но вот «закончен труд упорный», прочитанный роман лежит передо мной, и я смотрю на него с чувством удовлетворения и удивления: состоялось и мое приобщение к «величайшему роману XIX века». Не без усилий пробираясь через французские реплики, привыкая к десяткам, а потом сотням имен и титулов, вникая в родственные отношения героев, я вживалась в роман, в девятнадцатый век, в войну и мир и не заметила, как сроднилась с Андреем и Пьером, с Наташей и княжной Марьей. Вместе с ними я прошла через двенадцатый год, через Бородино... Вместе с Болконским и Николаем Ростовым преодолевала свой страх и мечтала о славе, восторгалась удалью Долохова и Денисова, с удивлением смотрела на нелепого и бесстрашного Пьера.

Сколько может вместить в себя книга? Сколько может понять и открыть человеческий гений? Даже если иметь в виду только «Войну и мир», Толстой кажется бесконечным, неисчерпаемым.

Что дало мне чтение романа? Во-первых, огромный читательский опыт. Немного найдется книг, которые давали бы такую работу уму. Ожили мои знания по истории. Девятнадцатый век стал ближе, понятнее. Да и наше время стало более понятным, сложные человеческие отношения осветились новым светом.

Я продолжаю думать над словами Толстого о роли личности в истории: «...ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей...» Они сплетаются в кольцо, и я не могу найти его начало, а так хочется!

Я думаю о том, как сложна жизнь человека, сам человек. Да, «люди как реки». Мы смотрим, как в зеркало, друг на друга, и все же надеемся, что сможем избежать чужих ошибок, падений.

Роман дал возможность общения с интересными и мудрыми собеседниками. Как не прислушаться к Пьеру, говорившему, что надо жить, надо любить, надо верить, несмотря ни на что! Как проста его мысль о том, что всем честным людям необходимо объединиться! «Ведь так просто!» — убежден Пьер. Материал с сайта

В этой книге столько умных людей, объясняющих не только то, что было, но и то, что есть сегодня, будет завтра.

Мне кажется, после Толстого я стала лучше думать о людях: ведь в каждом из нас — целый мир, и в нем непросто. Княжне Марье тоже нелегко было со стариком Болконским. Но сколько в ней терпения, понимания. Сколько еще всего в этой книге! Хватит на целую жизнь. Когда-нибудь я перечитаю роман снова и, наверное, снова удивлюсь его неисчерпаемости и мудрости.




Top