Воробьев максим. Воробьев максим юрьевич

Строительство Северо-Крымского канала

Самым крупным и значимым из реализуемых сегодня инфраструктурных объектов в Крыму, конечно, является мост и его железнодорожные и автомобильные продолжения на обоих берегах Керченского пролива . Детальная проработка проекта была начата ещё в царское время: к 1910 году были выработаны ряд конкретных предложений, причём более перспективным считалось именно современное тузлинское направление. Революция и гражданская война подорвали экономический и людской потенциал страны, отодвинув Россию на десятилетия в прошлое. В новой исторической реальности появление моста стало возможно только сейчас как радикальная мера для создания транспортного коридора в Крым, ставший по сути островным.


За нынешними выдающимися свершениями плохо видятся достижения прежних поколений, тем более ставшие привычными или потерявшие свою значимость в новых условиях. К таковым следует отнести Северо-Крымский канал , доставлявший до 2014 года днепровскую воду в засушливые районы Крыма. Путешествуя по северной части полуострова на автомобиле, путник почти постоянно наблюдает бетонное русло этой колоссальной водной артерии, искусственные водоёмы, мосты, дамбы и насосные станции. И это неслучайно: инфраструктура региона во многом создавалась вместе с каналом, для его сооружения.

Хотя сам канал работал обычно в сезонном режиме (примерно с сентября по март вода не подавалась и проводились профилактические работы), в мае он был всегда заполнен водой. Сейчас же на севере Тавриды приходится наблюдать забитые перекати-полем и буйной растительностью каналы, на бетонных стенах которых нанесены диссонирующие надписи: “Купаться запрещено”, “Лов рыбы запрещён” или “Ныряние с моста опасно!”.

Лишь ближе к Восточному Крыму, за Джанкоем, в русле канала появляется вода — это ресурсы местных рек и подземных источников. Прежде всего, речь идёт о переброске воды в канал через построенный в 2014 году гидроузел речки Биюк-Карасу для снабжения Судака, Феодосии, Ленинского района и Керчи. К югу от Новоивановки к Владиславовке и далее на Керченский полуостров сейчас можно видеть и вовсе полный до краёв канал.


Любопытно, что в обычно засушливом северном Крыму после присоединения к России уже третий год вёснами наблюдается непривычно обильное выпадение осадков. Вот и в последние дни по всему полуострову не прекращаются дожди — это не может не радовать, ведь они наполняют местные водохранилища живительной влагой. Возможно, такое заметное изменение климата как-то связано с прекращением поступления днепровской воды по каналу — старожилы говорят, что до введения в действие искусственной водной артерии обильные осадки в Крыму были нормой.

По словам спикера крымского парламента Владимира Константинова , Крым оказался в выигрыше оттого что Украина перекрыла Северо-Крымский канал. Мониторинг состояния окружающей среды, который провели два года спустя показал, что экологическая ситуация на полуострове стала благоприятнее.

- Перекрытие Северо-Крымского канала не нужно воспринимать как некую трагедию , цитирует Владимира Константинова РИА Новости (Крым) . - Для нас это даже выгодно, поскольку канал не был оборудован по современным технологиям для транспортировки воды. Живительная влага проходила через всю Украину и загрязнялась промышленными отходами, что отражалось на её качестве .

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Решение о строительстве Северо-Крымского канала было принято ещё до революции, в 1916 году, но вернуться к реализации проекта наша страна смогла лишь после Великой Отечественной войны, в 1950 году, когда было принято решение о строительстве Каховской ГЭС, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов. К сооружению последнего приступили через 11 лет, по завершению проектно-изыскательных работ и разминированию обширной территории. Для возведения канала по комсомольским путёвками прибыло 10 тысяч молодых строителей и задействовано 2 тысячи единиц различной техники, включая специально разработанные машины.


Уже в 1963 году первая днепровская вода от Каховского водохранилища поступила в Крым. Вначале русло канала большей частью было земляным, что приводило не только к большим транзитным потерям, но и вызвало повышение уровня грунтовых вод и, как следствие, засолению прилегающих территорий. В конечный пункт, Керчь, днепровская вода поступила в 1975 году.

Северо-Крымский канал стал стройкой века во всесоюзном масштабе: он включает около сотни крупных гидротехнических сооружений, протяжённость основного бетонного русла превышает 400 километров, а с учётом широких разветвлений, включая подземные участки и акведуки, длина всей оросительной системы достигает 11 тысяч километров. Насосные станции способны прокачивать до 500 кубометров в секунду, поднимая воду на высоту от 10 до 105 метров для дальнейшего естественного спуска.


Помимо собственно технических сооружений возводились целые жилые микрорайоны, разрастались города, развивалось сельское хозяйство, разбивались обширные рисовые плантации, появилась отрасль рыбоводства, строились асфальтовые дороги и прочие коммуникации, включая электроснабжение. Вдоль русла были насажены лесополосы для укрепления берегов, защиты канала от солнца и горячих ветров. Без преувеличения, эта стройка полностью преобразила Крым, улучшила условия жизни и многократно увеличила урожайность благодаря 7 крупным оросительным системам. Открылись возможности и для развития промышленности: были построены градообразующие предприятия.

За 30 лет в ходе непрекращающейся стройки с применением многих новых и уникальных технологий были завершены две основные очереди строительства канала, а в ранний период украинской независимости к 1997 году едва смогли закончить третью из шести запланированных. В том же году было прекращено строительство линии до Евпатории в рамках четвёртой очереди, хотя на её завершение требовались незначительные средства.


В дальнейшем столь крупное сооружение со сложной инфраструктурой едва поддерживалось в рабочем состоянии и приходило в упадок, так как его существование тесно связано с успешной работой сельскохозяйственных и промышленных предприятий края, которые массово закрывались или разорялись. Запущенное состояние объектов, оборванные линии коммуникаций, полностью уничтоженная система лотков, исчезнувшие с полей тысячи дождевальных машин, разграбленное оборудование насосных станций, заросшее местами русло — всё это многие годы свидетельствуют о гибельном состоянии самого длинного канала в Европе и третьего в мире.

А в нынешних условиях, когда Украиной, в точном соответствии средневековому варварству, прекращена подача воды, судьба этого выдающегося сооружения становится ещё более трагичной. Если при осуществлении текущих ремонтов, которые толком не производились в последние десятилетия, канал должен был бы просуществовать не менее 100 лет, не требуя серьёзных капитальных работ, то сегодня, при отсутствии в его северных частях воды и закономерном сокращении персонала (4 тысячи человек — в 2013 году), срок жизни значительно сократится. При дефиците поступаемой с гор и добываемой из недр воды, её транспортировка со значительными потерями по открытому каналу выглядит малопривлекательной, и в дальнейшем многие участки наверняка будут заменены трубопроводами.


Крымский производственный рыбокомбинат и другие зависевшие от канала рыбопитомники по сути прекратили свою деятельность. Закрыты и рисовые хозяйства, потреблявшие 60 % днепровской воды и окупавшие содержание канала, покрывая до 90 % потребностей населения Украины в этом продукте питания. Капельное орошение позволяет сохранить выращивание некоторых сельскохозяйственных культур. Для оценки бедственного положения ирригации в Крыму достаточно сказать, что объём воды для орошения сократился за два года с 700 до 17,7 млн куб. м. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населённых пунктов особо не пострадало: ранее от 13 до 20 % всего объёма потребляемой Крымом воды приходилось на местные источники, которые сегодня используются гораздо эффективнее благодаря ряду новых гидротехнических сооружений и дополнены артезианскими источниками, обеспечивающими треть общего водозабора.


Весьма вероятно, что в недалёком будущем Северо-Крымский канал сможет снова полноценно выполнять свои функции. Поэтому необходимо создать все возможные условия для консервации грандиозного комплекса и наилучшего сохранения его объектов.

Архивные фото предоставлены “Крымским музеем мелиорации”

История строительства Северо-Крымского канала

Впереди археологов и строителей шли саперы, обезвреживающие снаряды


Построеный всем СССР и с риском для жизней Северо-Крымский канал перекрыт Киевскими властями ().

Более полувека назад в Крым пришла днепровская вода. А перед этим, 17 октября 1963 года, в районе Армянска произошел взрыв. Рабочие подорвали перемычку, сдерживающую «большую воду», которая дала новый толчок развитию неселенных пунктов и сельского хозяйства автономии.


Влага, которой так не хватало Крыму, пошла в сотни колхозов, города, села и поселки. Северо-Крымский канал строили в три очереди - с 1961-го по 1978-й, с 1977-го по 1990-й и с 1985-го по 1997 гг. Планировалось охватить оросительной системой весь полуостров, но в 1997-м работы заморозили из-за недостатка средств. Для реализации всего проекта не хватило всего 23 млн гривен. Поэтому до Евпатории ветку канала так и не довели. Но днепровская вода в город все равно дошла по водоводу из Сак.

«Вести» нашли ветеранов строительства канала и узнали подробности большой стройки.


На первых этапах землю копали вручную.


ОШИБКА В ПРОЕКТЕ


Один из мастеров строительства, 80-летний Николай Карнаух, в числе первых начал рыть канал. «До запуска артерии вокруг Красноперекопска, кроме перекатиполя, ничего не росло. И когда комиссия решала, нужно ли строить канал, ее привезли в этот район. Тогда все вопросы и отпали», - вспоминает ветеран стройки. Не обходилось на строительстве без ЧП: «Однажды выкопали траншею 2,5 метра, но никто не увидел, как бригада спустилась туда работать, а тут пришла днепровская вода, и стенки обвалились, один человек погиб. Уже после строительства в проекте была обнаружена ошибка - при пробах грунта под Красноперекопском нашли гипс. От воды он растворился - и канал прорвало. Это было ЧП государственного масштаба. Потом эти участки около семи лет ремонтировали: делали дренажную систему, затягивали пленкой», - вспоминает Карнаух.


После ЧП около семи лет делали дренажную систему канала. Фото: Музей Северо-крымского канала.


КОПАЛИ ПО МИНАМ


Людмила Овсянникова, которая сейчас заведует музеем Северо-Крымского канала, во время строительства работала в отделе капитальной планировки: «Нам нужно было так спланировать площадь, чтобы вода под определенным уклоном шла и равномерно распределялась на поля. Можно сказать, я собственными руками создавала оросительную систему Крыма. Буквально на каждом шагу строителей подстерегала опасность, поскольку со времен войны осталось в земле столько боеприпасов, что только за один год было извлечено более пяти тысяч снарядов. Поэтому впереди археологов и строителей шли саперы. Бывало, снаряды взрывались, выводили из строя технику, но о ЧП особо не распространялись, поэтому количество жертв неизвестно», - делится женщина.


При строительстве использовали самую современную на то время технику . Фото: Музей Северо-крымского канала.


А вот Александр Новальнев, работавший фотокорреспондентом газеты «Строитель канала», вспоминает, что при строительстве третьей очереди канала выяснилось, что и своей воды в Крыму было много. «В Черноморском районе начали рыть котлован для насосной станции, и вдруг из-под земли ударил мощный источник воды. Какой-то работник залез по пояс в воду, подошел к этой бреши и начал ее затыкать, чем придется. После этого вода остановилась, ее откачали и срочно залили бетоном. А я в этот момент стоял рядом с Героем соцтруда Николаем Слипченко. Он смотрит и говорит: «Вот у меня недавно ведро оторвалось в колодце. Так его нашли аж в Керкинитском заливе через несколько дней. А узнали, что это именно то ведро, по маркировке - там каждая вещь была подписана. Это говорит о том, что в степном Крыму под землей целые реки текли», - рассказывает журналист.


Дмитрий Востриков
Источники - http://vesti.ua/

Первым автором идеи использования днепровской воды для орошения крымских земель в 1833 г. был действительный статский советник, инспектор южнороссийского сельского хозяйства Х. Х. Стевен, основатель и директор Никитского ботанического сада. Рождение этого замысла было связано с необычной засухой 1933 г., приведшей к голоду во многих регионах южной России, и существованием в Крыму обширной долины за Гнилым озером (озером Сиваш), которая, по описанию путешественника П. И. Сумарокова, на протяжении 132 верст представляла собой гладкую равнину, покрытую тощей засохшей травой и солончаками, без единого кустарника и признака жизни.

В 1846 г. идею Стевена поддержал академик Кеплен, указавший, что эта идея высокозамечательна в экономическом и общественном отношении. Но лишь после смерти Стевена с 1864 г. по 1875 г.г. экспедиция профессора Козловского собирала материалы и издала многотомное исследование для составления проекта строительства канала, которое Александр II сжег в камине, решив, что «этого не будет никогда».

Идея Стевена и исследования Козловского не могли умереть навсегда, т.к. они выявили, что население степного Крыма живет в условиях, непригодных для жизни, только в 155 поселениях из 926 имеется питьевая вода, в остальных, в лучшем случае, употребляют горькую и соленую воду.

Поэтому в 1916 г. было решено приступить к строительству каналу, но этот план был сорван первой мировой войной, октябрьской революцией, Гражданской и Отечественной войнами.

В мирное время началась разработка проектов водоснабжения Крыма, первым из которых был подводный трубопровод из Кубани через Керченский пролив, затем опреснения Азовского моря, и лишь в 1950 г. СМ СССР утвердил проект CКК, как составную часть сталинского стратегического плана преобразования природы.

В общей сложности строительство всех очередей канала с ответвлениями от него длилось в Крыму 36 лет (1961-1997 г.г.), а первый участок канала на территории континентальной Украины был заполнен водой в 1958 г. 17 октября 2013 г в Крыму было отмечено 50-летие поступления днепровской воды в Крым. Именно в этот день 1963 года Хрущев и Шелест перерезали ленточку, и после взрыва перемычки днепровская вода поступила в Красноперекопск. 1-я очередь канала была сдана в эксплуатацию в 1978 г., 2-я в 1990 г, 3-я в 1997 г.

В настоящее время в связи с присоединением Крыма к РФ подача днепровской воды в канал прекращена. Крымчане уверены, что это не конец истории легендарного канала-кормильца.

Карты и схема канала

Канал начинается в г. Таврийске Новокаховского р-на Херсонской обл. и оканчивается в с. Зеленый Яр Ленинского р-на Крыма. Продолжительность движения воды с начальной до конечной точки канала составляет 33 дня. На протяжении канала, которое составляет 402,6 км и его ответвлений и разводящих сетей общей длиной более 11 тыс. км расположено 23 водохранилища суммарным объемом 200 млн. м3 и 4 насосные станции в Таврийске, Победном, Советском и Зеленом Яре, поднимающие воду Днепра суммарно на 82 м. По протяженности СКК - самый длинный в Европе и третий в мире, уступая двум азиатским каналам - Великому Китайскому, строившемуся 2 тыс. лет, и Каракумскому в Туркмении. Русло СКК шириной 150 м, соединяющее Каховку с Керчью, пересекает безводное Присивашье.

Карта Cеверо-Крымского канала , увеличить

Среди ответвлений наиболее значимые Раздольненский и Азовский рисовые каналы, Красногвардейская распределительная ветка, Соединительные каналы, соединяющие Раздольненский рисовый канал с ответвлениями на орошаемые участки 143 хозяйств в 10 районах Крыма и Сакский канал с водохранилищем Межгоное.

Канал обеспечивает питьевой водой Армянск, Джанкой, Керчь, Красногвардейск, Красноперекопск, Ленино, Саки, Севастополь, Симферополь, Старый Крым, Судак, Феодосию и другие населенные пункты, покрывая 85% потребности Крыма в пресной воде.

Видео о Cеверо-Крымском канале:

Строительство канала, объемы работ

На строительство канала было привлечено 10 тыс. молодых строителей по комсомольским путевкам из всех республик СССР, не считая военных строителей, и 3 тыс. строительных механизмов. Работы производились в 2-3 смены. Оборудование поставлялось из Архангельска, Таллинна, Биробиджана, Югославии, ГДР, Чехословакии, Болгарии. Ежегодно вводилось в эксплуатацию от 25 до 30 км канала. Кроме русла канала, возводились тысячи гидротехнических сооружений, мосты и дороги для автомобильного и железнодорожного транспорта, сотни насосных станций, водовыпуски и распределительная сеть.

В первые годы строительства условия труда были очень тяжелые: устаревшая строительная техника, нехватка запчастей, плохое обеспечение продуктами питания, отсутствие дорог. Перед изыскателями и строителями шли саперы, которые извлекли из грунта более 5 тыс. неразорвавшихся во время войны снарядов. Постепенно условия жизни строителей налаживались, поступили современные строительные машины, строители получали высокую зарплату от 500 до 1000 руб. в месяц (для сравнения такую зарплату учитель или бухгалтер колхоза получал в год). Вода, которую провели строители в Крым, позволила преобразить крымские поселения, многие строители поселились в них и остались навсегда.

Строители выкопали 1440 млн. м3 земли, уложили в конструкции 2942 тыс. м3 бетона. Сметная стоимость строительства составила 1,6 млрд. руб.

Значение и особенности канала

Оросительно-обводнительный СКК ежесекундно перебрасывает из Днепра 294 м3 воды, ежегодно 1,3 млрд. м3, перекачав в Крым за 50 лет объем воды, равный 1/2 объема Азовского моря.

Это позволило уже после сдачи в эксплуатацию 1-ой очереди канала оросить 180 га засушливых земель на полуострове, а в 1986 г. эта площадь увеличилась до 380 га, в начале 90-х годов более 400 га. 20% площади сельскохозяйственных угодий полуострова начали составлять орошаемые с помощью канала участки, при этом на них вырабатывается свыше 60% продукции растениеводства и животноводства Крыма. На потрескавшейся от недостатка влаги земле, на которой росла только верблюжья колючка, с помощью днепровской воды начали выращивать фрукты, виноград, пшеницу, рис и другие культуры. Урожайность пшеницы повысилась в 8-9 раз, а всей продукции аграрного комплекса почти в 5 раз.

На орошаемых участках задействованы тысячи дождевальных машин, что позволило в 1990 г. по сравнению с 1963 годом в 2-5 раз увеличить производство фруктов и овощей, зерна, кормов и мяса. Крым выращивает 38% винограда, 15% фруктов и ягод, 6% овощей от общего объема производства черноземной Украины, покрывает 90% потребности населения страны в рисе.

Решение вопроса обеспечения полуострова питьевой водой позволило создать благоприятные условия для проживания местного населения и развить мощную туристическую и курортно-оздоровительную инфраструктуру.

Полуостров, обеспечивающий своими природными ресурсами только 10% потребности в воде, получил ее в необходимом объеме из Днепра.

Рыбалка в Cеверо-Крымском канале

Обеспечение населения Крыма рыбой не планировалось, как одна из функций канала. Но на бетонных плитах, обрамляющих склоны канала, всегда можно увидеть множество любителей рыбной ловли. Излюбленными местами рыбаков являются Краснознаменский, Красноперекопский, Каланчацкий, Чаплинский, Красногвардейский, Джанкойский ответвительные каналы, мосты, акведуки, шлюзы, аварийные сбросы. При сбросах воды удачливые рыбаки собирают раков мешками.

Но перед рыбалкой необходимо ознакомиться с правилами рыбалки, установленные органами рыбоохраны, которые, например, запрещают вылов рыбы с помощью жаберной лесковой сетки. В селе Текущем госинспектор рыбоохраны задержал рыбака, выловившего с помощью такой сетки суммарно 6 кг плотвы, щуки, карася и окуня, за что был оштрафован на 10 336 грн. Именно в такую сумму оценил ущерб, причиненный рыбным запасам страны, госинспектор, т.е. 1 кг выловленной незаконным образом рыбы был оценен в 1722,7 грн.

Глубина канала

Глубина канала составляет 7-8 м. От Таврийского водохранилища до Джанкойской насосной станции (начальный участок канала) вода перемещается по руслу самотеком, для чего его ложе устроено на протяжении 208 км с уклоном 2 см на каждые 100 м, далее вода после подъема на 9,2 м продолжает двигаться самотеком еще 79 км и после второго подъема на 25,6 м - 82 км. Концевой участок канала представляет собой напорный трубопровод. Некоторые участки СКК являются подземными, например, 700 м под селом Фронтовое и 1800-метровый дюкер, проложенный на 10 м глубже дна реки Салгир. На других участках для пересечения глубоких рельефных впадин русло канала проходит по акведукам высотой 4-7 м.

Управление каналом

Наиболее проблемным вопросом в настоящее время является управление каналом, которое до момента не признанного миром легитимным присоединения Крыма к Российской Федерации, осуществлялось следующими структурными подразделениями управления СКК: Госкомитетом по водному транспорту Херсонской области, Джанкойским межрайонным отделением Госслужбы охраны, Красногвардейским межрайонным и Красноперекопским управлениями водного хозяйства.

Начальником управления СКК является А. Романенко, который не без основания считает, что такой сложный гидротехнический комплекс может нормально функционировать при едином диспетчерском управлении, которое трудно осуществлять в условиях конфронтации 2-х стран, претендующих на собственность основной части канала на территории Крыма.

Не признаваемое Украиной правительство Крыма и правительство РФ понимают, что в сложившихся условиях решить вопрос нормального функционирования канала не представляется возможным, тем более, что первым шагом управления каналом было прекращение подачи днепровской воды в Крым, несмотря на то, что Украина считает полуостров своей временно оккупированной Россией территорией, а население Крыма своими гражданами. Такой шаг, подрывающий экономику Крыма, и создающий резкое ухудшение доступности жизненно необходимых благ (питьевой воды и продуктов питания) для его населения вряд ли является адекватным.

Правительство РФ и Крыма принимают меры, чтобы не ввергнуть Крым в состояние гуманитарной катастрофы. Прекращается на полуострове выращивание риса и создаются условия для возможности рисоводам переформатировать бизнес. Половину потребности в питьевой воде планируется удовлетворить с помощью бурения в ближайшее время 36 скважин, способных подавать 200 тыс. м3 в сутки доброкачественной воды. Минприроды РФ разработала план включающий десятки мероприятий, которые до 2017 г. полностью обеспечат потребности Республики Крым в питьевой и поливной воде. В настоящее время уже переброшена в СКК вода из реки Биюк-Карасу, что дает возможность спасти часть урожая на участках орошаемого земледелия.

Необходимо отметить, что в постсоветские годы управление каналом осуществлялось неэффективно. В 1997 г. было прекращено предусмотренное планом строительство канала до Евпатории, хотя до его окончания требовалось всего 23 млн. грн.

При рассмотрении вопроса в Верховной Раде о праздновании 50-летия подачи днепровской воды в Крым, один из депутатов счел возможным назвать этот легендарный канал канализацией. С ним можно согласиться, т.к. за годы рыночных реформ уничтожены и сданы в утиль дорогостоящая система лотков, 400 км труб орошения и оборудование ряда насосных станций, что привело к сокращению площади полива на 35%. Прекращение полива на солончаковых участках приводит к вторичному засолению грунта, что превращает его в непригодный для дальнейшего использования в земледелии.

Такая же судьба постигла построенные 2 очереди из 3-х запланированных Краснознаменского канала в Херсонской обл., строительство которого и обслуживание было прекращено, оборудование разворовано, степень износа в 2013 г. составила 80%.

Оптимизация управления каналом задолго до присоединения Крыма к РФ стала насущной задачей Украины.

orologi replica rolex replica

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!

Начинается из Каховского водохранилища, доходит до Керчи. Длина 402 км, максимальная пропускная способность 300 метров кубических в секунду. Ширина достигает 150 м, глубина - 7 м. Основной канал и его ответвления питают густую сеть более мелких каналов оросительной системы общей протяженностью свыше 6000 км.Главный водозабор размещён на Каховском водохранилище, откуда вода самотеком подается на расстояние 208 км к насосной станции № 1 (высота подъёма - 9,2 м).В 1986 году площадь орошения составляла 380 orologi replica тыс. га и обводнения свыше 600 тыс. га. Снабжает водой Феодосию, Керчь, Судак, часть сёл Ленинского района АР Крым, посёлки Симферопольского района (Комсомольское, Грэсовский, rolex replica), некоторые районы г. Симферополя.На протяжении большей части стенки канала расположены под крутым углом и обшиты скользкими бетонными плитами. Если упасть в канал, то выбраться из него будет проблематично. Купание в канале запрещено. Тем не менее каждый год фиксируется множество смертей связанных с утоплением в канале.

В прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку — и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.

Канал-кормилец

Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, — вспоминает Лисовская. — Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»

За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала — гидроузла возле поселка Танковое — свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы — десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками — вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас — главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.

«Продукты по карточкам, десны кровоточили»

Двое строителей Северо-Крымского канала — Сергей Ващеня и Николай Козачок — в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.


— Как вы попали в Крым?

С. В.: — В 24 года, в 1963-м. После армии — год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.

Н. К.: — Я тоже после армии отучился в училище — на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала — сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.

— В каких условиях работали?

С. В.: — Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали — нас на ДТ-54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!

Н. К.: — Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т-74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2–3 года.


— Что было сложнее всего?

С. В.: — Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь — и растягиваешь. Но это было в 1964-м и в первой половине 1965 года. А потом всё наладилось.

Н. К.: — Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15–20 километров — на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.

— Много зарабатывали?

С.В.: — В месяц получали по 500–600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь — столько и получишь. Тысяча рублей в то время — это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем — жизнь свою устраивать.

Н. К.: — Точно. Но через год всё вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала — это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо — зачем куда-то ехать? Вот и остались.

— Понимали тогда — насколько важным делом занимаетесь?

С. В.: — Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10–12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.

Н. К.: — Да что там пшеница! На солончаках — засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, — начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.

Могло быть иначе

Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке — после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен . Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916-м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.

Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.

Северо-Крымский канал. Цифры и факты

  • Самый длинный в Европе. Протяженность канала — 402 километра;
  • 33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается;
  • Половина Азовского моря. Столько воды — 130 миллиардов кубометров — прошло по каналу за все время его эксплуатации;
  • 11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем — 200 миллионов кубометров;
  • «Монополист». 85 % пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу;
  • 10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал;
  • 7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте;



Top