Рисование обнаженной натуры. Рисование обнажённой натуры и Почему так страшно потерять форму

Аннотация

В пособии представлено развернутое тематическое планирование по технологии в 5-9 классах (вариант для мальчиков), составленное на основе Примерной программы общего образования в соответствии с авторской программой и учебниками по технологии под редакцией В.Д. Симоненко. Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Пример из учебника

Главой целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностность или общественно значимых продуктов труда;
– овладение обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного. и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время личностность ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Рабочая программа по технологии. 5 класс 7
Пояснительная записка 7
Развернутое тематическое планирование. Вариант 1 10
Развернутое тематическое планирование. Вариант 2 22
Рабочая программа но технологии. 6 класс 32
Пояснительная записка 32
Развернутое тематическое планирование. Вариант 1 35
Развернутое тематическое планирование. Вариант 2 46
Рабочая программа по технологии. 7 класс 57
Пояснительная записка 57
Развернутое тематическое планирование 60
Рабочая программа по технологии. 8-9 классы 70
Пояснительная записка 70
Развернутое тематическое планирование. 8 класс (Вариант 1) 73
Развернутое тематическое планирование. 8 класс (Вариант 2) 87
Развернутое тематическое планирование. 9 класс 95

Вместе с этим также читают:

«Технология» 5-9 класс

Учебное электронное издание «Технология» (5-9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.

Издание подготовлено в соответствии с проектом Федерального компонента Государственного Стандарта общего образования по Технологии.

Электронное издание является органической частью комплекса средств обучения, разработанных для образовательной области Технология, учебники, таблицы, видео фильмы, слайды, транспаранты и т.д.

Программа курса «Технология» основывается на изучении школьниками основ политехнических знаний и приобретении умений по элементам техники, технологий, материаловедения, информационных технологий в их интеграции с декоративно-прикладным искусством.

Основными целями образовательной области «Технология» являются:

  • приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;
  • развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;
  • создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;
  • способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитанию трудолюбия и культуры труда.

Обучение учащихся в образовательной области «Технология» строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от выбранных технологий во взаимосвязи с ними должно осваиваться общетрудовое содержание обучения по следующим сквозным тематическим линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • творческая проектная деятельность;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • история развития технологии и техники.

Решить поставленные перед образовательной областью «Технология» задачи в рамках традиционных методик преподавания достаточно сложно. Вместе с развитием содержания образования развиваются и методики преподавания. Одной из наиболее перспективных методик является применение в учебном процессе информационных компьютерных технологий. Они позволяют обогатить учебный процесс иллюстративным и справочным материалом, значительно расширяют зрительный ряд предъявляемой информации.

Данное электронное издание создано для учителя «Технологии» и ориентировано на содержание предмета, заложенное в действующий проект стандарта образования. Издание содержит дополнительную и расширяющую информацию к учебникам и учебным пособиям по предмету.

По своему назначению электронное издание многофункционально. Учитель получает обширный материал для подготовки к занятиям. Это особенно важно для школ, территориально удаленных от крупных культурных и образовательных центров страны. При наличии в школе соответствующих аппаратных средств учитель может организовать на занятиях широкую демонстрацию учебного материала.

Следует иметь ввиду, что между отдельными темами, разделами, и фрагментами нет логической взаимосвязи. Содержание диска представляет собой обширную базу данных, которая может быть использована учителем при построении различных методик проведения занятий. Кроме того, структурная организация диска позволяет учителю постоянно дополнять имеющиеся разделы собственными иллюстративными и справочными материалами.

Учебные материалы с учетом школьной программы структурированы по следующим разделам:

  1. ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

1.1. Древесные материалы
1.1.1. Натуральная древесина
1.1.2. Искусственные древесные материалы
1.1.3. Дефекты в древесных материалах
1.2.Инструменты для обработки древесины
1.2.1. Верстаки
1.2.2. Маркировочные, измерительные инструменты, приспособления
1.2.3. Режущие и профилирующие инструменты
1.2.4. Механизмы и инструменты для сверления отверстий
1.2.5. Инструменты и детали для крепежа
1.2.6. Инструменты для отделки деталей и изделий из древесины
1.2.7. Электрифицированные инструменты.
1.2.8. Технологические машины
1.3. Технологии обработки древесных материалов
1.3.1. Работы с ручными механическими инструментами
1.3.2. Работа с электрифицированными инструментами и на станках
1.3.3. Соединение деталей.
1.3.4. Отделка деталей и изделий
1.4. Художественная обработка дерева
1.4.1. Резьба
1.4.2. Роспись
1.4.3. Точение
1.4.4. Инкрустация

  1. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

2.1. Инструменты для обработки металла
2.1.1. Измерительные и разметочные инструменты
2.1.2. Инструменты для резки металла
2.1.3. Инструменты, элементы крепежа и материалы для соединения деталей
2.1.4. Металлорежущие станки
2.2. Технологии обработки металлов.
2.2.1. Ручное резание и опиливание
2.2.2. Обработка давлением
2.2.3. Сверление, точение, фрезерование, строгание, шлифование.
2.2.4. Механическое соединение деталей.
2.2.5. Пайка и сварка.
2.2.6. Термическая обработка.
2.3. Машиноведение
2.4.1. Основные виды механизмов
2.4.2. Технологические машины
2.4. Художественная обработка металлов
2.5.1. Чеканка
2.5.2. Дифовка (выколотка)
2.5.3. Электрохимическая обработка
2.5.4. Просечка металлов
2.5.5. Ковка, литье

  1. КУЛИНАРИЯ

3.1. Основы рационального питания
3.1.1. Физиология питания
3.1.2. Пищевая ценность продуктов
3.2. Обработка пищевых продуктов
3.2.1. Механическая обработка
3.2.2. Тепловая обработка
3.3. Технология приготовления
3.3.1. Первые блюда
3.3.2. Закуски
3.3.3. Вторые блюда
3.3.4. Напитки
3.3.5. Изделия из теста
3.3.6. Оформление блюд
3.4. Сервировка стола и этикет
3.4.1. Сервировка стола
3.4.2. Этикет

  1. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ И ПОДЕЛОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

4.1.материаловедение
4.1.1. Происхождение волокон
4.1.2. Производство тканей
4.1.3. Виды переплетений
4.1.4. Отделочные, прокладочные, утепляющие материалы
4.2. Машиноведение
4.2.1. История швейной машины
4.2.2. Швейная машина
4.3. Конструирование и моделирование одежды
4.3.1. История костюма
4.3.2. Системы конструирования
4.3.3. Моделирование
4.4. Технология изготовления швейных изделий
4.4.1. Стежки, строчки, швы
4.4.2. Машинные швы
4.4.3. Влажно-тепловая обработка
4.4.4. Технология обработки швейных изделий
4.5. Рукоделие
4.5.1. Вышивка
4.5.2. Вязание
4.5.3. Плетение
4.5.4. Роспись по ткани
4.5.5. Работа с мехом и кожей
4.5.6. Лоскутное шитье

  1. ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

5.1. Интерьер
5.1.1. История интерьера
5.1.2. Основные элементы
5.1.3. Цвет и свет
5.1.4. Состав и Функциональное назначение
5.2. Ремонтно-строительные работы
5.2.1. Подготовка к ремонту стен, потолков, деревянных и металлических поверхностей
5.2.2. Окраска стен, потолков, дверей и оконных рам
5.2.3. Отделка стен и потолков обоями
5.2.4. Укладка напольных виниловых и ковровых покрытий
5.2.5. Укладка плитки
5.3. Санитарно-технические работы
5.3.1. Схема и состав систем водоснабжения и канализации
5.3.2. Инструменты, приспособления и детали для ремонта
5.3.3. Технологии ремонта водоснабжения и канализации.

  1. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

6.1. Электрическая цепь
6.1.1. Условные графические обозначения
6.1.2. Схемы электрических цепей осветительных электроустановок
6.2.Электромонтажные работы
6.2.1. Инструменты для электромонтажных работ
6.2.2. Элементы электрической цепи жилого помещения
6.2.3. Технологии монтажа и ремонта элементов квартирной электрической цепи
6.3. Химические источники и электрические машины
6.3.1. Аккумуляторы
6.3.2. Генераторы
6.3.3. Электрические двигатели
6.4. Электронные устройства
6.4.1. Схемы простых электронных устройств
6.4.2. Бытовая техника

Базу данных электронного издания составляют информационные материалы, позволяющие проиллюстрировать каждую тему указанных разделов.

Исходными материалами для наполнения базы данных являются изображения и схемы инструментов, станков, видов трудовой деятельности, произведения декоративно — прикладного искусства, видео фрагменты, иллюстрирующие разные виды работ, анимация производственных процессов.

Каждый объект базы данных мультимедиа каталога атрибутируется не только по таким характеристикам как название, автор, время создания. Оно «привязано» к конкретным темам курса учебной программы. Один и тот же объект мультимедиа каталога может быть использован учителем как наглядный материал при объяснении разных тем.

Кроме того, создан набор готовых наглядных пособий (лекций) по темам учебного курса, который преподаватель может использовать на уроках, беря за основу сопроводительного материала прилагаемые методические рекомендации или сообразуясь с собственным опытом преподавания. Такие пособия (лекции) включают заранее подготовленные, расположенные в определенном, методически обоснованном, порядке информационные объекты мультимедиа каталога.

Имеется возможность копирования текста или другой иллюстрации с компакт-диска для дальнейшей распечатки для использования распечатанного материала в качестве раздаточного на уроке.

Для корректной работы электронного издания необходим компьютер, удовлетворяющий следующим требованиям:

  • Процессор Pentium 450;
  • оперативная память 64 Мб;
  • видеоадаптер с видеопамятью не менее 8 Мб;
  • монитор с разрешением 800х600 пикселов, 16-bit цветности;
  • привод для компакт-дисков CD-ROM не менее 12;
  • операционная система Windows 2000.

Основная задача интерфейса электронного издания – обеспечить пользователю комфортную среду для активной творческой работы.

Поскольку одной из целей электронного издания является предоставление учителю материалов по курсу «Технология» для подготовки наглядных материалов к уроку, в электронное издание включен каталог с поисково-справочной системой, редактор для подготовки наглядных материалов (лекций), а также программа-реализатор для демонстрации лекций.

  1. Мультимедиа каталог — база данных мультимедиа компонентов. Информационные объекты, включенные в библиотеку каталога атрибутируются по: названию, автору, дате создания, разделу, теме и параграфу курса учебной программы, ключевым словам.
  2. Редактор – инструмент для самостоятельного создания электронных наглядных пособий (лекций).
  3. Лекции – средства для презентации самостоятельно созданных или поставляемых с изданием на диске наборов электронных наглядных пособий.

Кроме того, электронное издание содержит:

  • словарь терминов;
  • справочные материалы по персоналиям;
  • библиографию;
    список интернет-ресурсов;
  • блокнот для работы с текстовой информацией по объектам;
  • портфель для самостоятельной работы с графическими, видео объектами, интерактивными иллюстрациями;
  • средства поиска объектов по разнообразным критериям.

Практика применения компакт-дисков (CD-ROM) в учебном процессе показывает, что CD-ROM вносит корректировку в систему приемов, применяемых преподавателем в русле традиционных методик. Это объясняется и несопоставимо большим объемом визуальной и аудиоинформации, предоставляемой CD, интересом современных школьников к мультимедийным технологиям, и возможностью для учителя применять интересные методические приемы, уделять больше внимания развитию творческих способностей учеников.

Как может учитель, ведущий соответствующий курс, организовать работу с помощью нового CD-ROMа? Остановимся на нескольких этапах урока.

Проведение предварительного контроля знаний учащихся в образовательной области «Технология»

На этом этапе работы чрезвычайно важно соблюсти корректность, то есть не стремиться продемонстрировать ученикам степень их незнания, а попытаться показать, что те знания, которые они получат в курсе «Технологии», расширят их представления о том, как в течение столетий люди изменяли мир вокруг себя, как происходило развитие техники и технологий в различных сферах деятельности человека.

Учитель может задать, например, такие вопросы:

Из какой части растения получают льняное волокно?

Назовите известные вам виды инкрустаций?

Почему ушко в машинной игле находится около ее острия, а не вблизи тупого конца как в ручной швейной игле?

Трудно рассчитывать на то, что ответы учеников будут исчерпывающими. Но именно здесь и можно продемонстрировать одну из важных функций CD-ROMа – поиск по заданному слову. Для ответа на вопросы учителя один из учеников (или поочередно несколько учеников) запросят информацию соответственно на слова «лен», «инкрустация», «игла» и т.п. и через несколько секунд получат информацию, достаточную для того, чтобы ответить на вопросы.

Представляется, что такой урок может быть не менее интересным, чем просто рассказ учителя о значении курса «Технология», хотя, конечно, одно не исключает другого.

Использование электронного издания на традиционном занятии

Изучение тем курса «Технология» проводится в соответствии с задачами, выдвинутыми программой, и учебным планом. Для выполнения этих задач можно пойти традиционным путем: использовать материалы диска как справочные и иллюстративные при подготовке к очередному занятию, сопровождая рассказ последовательным включением тех или иных изображений, видеосюжетов или интерактивных иллюстраций. Тем более, что с целью экономии времени учителей, в диск включены несколько наборов готовых наглядных материалов по ряду обязательных тем программы:

Виды ткацких переплетений
Рукоделие
Создание театрального костюма
Украшение блюд
Художественная обработка дерева
Художественная обработка металлов
и др.

Раздел диска «Механическая обработка овощей» необходим учащимся начиная с 5-го класса, когда проводятся практические занятия по приготовлению салатов из сырых овощей, вторых блюд из овощей и т.д. Электронное пособие содержит уникальный материал, в котором показаны не только различные способы нарезки овощей (соломкой, брусочками, дольками, спиралькой и др.), но и правильные безопасные приемы выполнения нарезки в динамике с использованием специальных приспособлений.

Такой вариант отличается от демонстрации художественного альбома или включения магнитофона лишь тем, что все материалы собраны компактно в одном месте.

Компакт-диск предоставляет также возможность интерактивных игровых действий учащегося при выполнении самостоятельных упражнений. Примером такого задания является сервировка стола. На экране слева расположен стол, который необходимо сервировать, а справа – посуда и столовые принадлежности. Учащийся должен перенести изображения столовых приборов с помощью «мыши» на стол в требуемую позицию. Если ученик «положил» вилку или ложку неправильно, то она вернется на правую сторону экрана. Такая игра занимательна и полезна одновременно.

Творческое использование материалов, предлагаемых электронным изданием

Главная методическая особенность настоящего электронного издания — в предоставлении учителям и ученикам возможности поиска самостоятельных решений, не выходя за рамки программы по «Технологии». База данных мультимедиа каталога электронного издания, в данном случае, является основой для создания преподавателями «собственных» электронных наглядных пособий (с возможностью фильтрации материала по тому или иному параметру) для использования на уроках с помощью программы-реализатора, включенной в диск для осуществления демонстрации самостоятельно подготовленных наглядных пособий.

Представляется, что в том случае, когда учитель использует CD-ROM, он должен поставить перед собой и перед учениками дополнительную задачу: обучение поиску информации, а значит приобретения знаний, с помощью CD-ROMа.

Кажется очевидным, что работа с CD-ROMом требует меньше затрат времени, а поиск нужной информации осуществляется проще, но, что самое главное, эта информация доступна учителю и ученику независимо от географического положения школы, где они работают и учатся.

И если распределение информации в рамках курса сделано программой, то распределение умений поиска и сбора нужной информации по урокам может сделать сам учитель. Для этого, разумеется, он должен предварительно сам освоить CD-ROM: и по содержанию, и по функциональным возможностям. Необходимо ознакомиться с содержанием диска в полном объеме, чтобы иметь представление о возможностях его использования в учебном процессе. Сделать это можно, руководствуясь инструкцией, находящейся на диске и контекстной подсказкой в каждом интерфейсе издания (кнопка «Помощь»).

По нашему представлению, на первых уроках учащимся было бы полезно овладеть следующими умениями:

1.Умение из основного интерфейса выйти в тот компонент CD-ROMа, где может находиться интересующая информация.

2.Умение воспользоваться функцией «Поиск» в том случае, когда отсутствует представление о том, в каком тематическом разделе находится искомая информация.

3.Более сложное умение работать с Редактором, то есть создавать собственные наглядные пособия.

Овладение перечисленными умениями целесообразно на первых занятиях, когда работа с диском проводится в основном учителем или вместе с учителем. Так, например, для того, чтобы новый термин, введенный в рассказ учителя, был воспринят и усвоен, будет лучше, если ученики смогут прочитать его определение на экране. Для этого нужно показать, как в разделе «Справочники», «Словарь терминов» найти нужную информацию.

Конечно, часть учеников старших классов, особенно живущих в больших городах, с детства играют в компьютерные игры и пользуются Интернетом. Они владеют компьютером и легко сами справятся с любым CD-ROMом. Наши рекомендации адресованы преимущественно той школе, тому учителю и ученику, которые только осваивают новые мультимедийные технологии.

Самая интересная и творческая работа, которая возможна с использованием CD-ROMа это работа в разделах «Редактор» и «База данных». Пользователю получает возможности:

— самостоятельно подбирать экспонаты по избранной теме или проблеме в новую лекцию;
— пополнять мультимедиа каталог новыми экспонатами, в том числе и через Интернет;
— готовить свои комментарии к мультимедиа экспонатам, если предлагаемые кажутся недостаточными или, наоборот, избыточными;
— разрабатывать и сохранять собственные шаблоны для наглядных пособий и контрольных карточек;
— сохранять необходимую информацию, создавая персональные наборы наглядных пособий (лекций) учителей и учеников.

Наборы информационных объектов мультимедиа каталога, создаваемые пользователем, называются «Портфели». Каждый пользователь может создать один или несколько «Портфелей». В любой момент содержимое «Портфеля» может быть удалено пользователем.

Поможет преподавателю и «Блокнот», куда пользователь может последовательно помещать текстовые материалы.

Названные возможности работы предполагают использование на уроках элементов исследовательской, аналитической работы учащихся, когда им предлагаются не готовые формулировки, а материал для анализа.

Простота работы с данным компакт-диском позволяет учителю проводить уроки так называемой открытой методики, когда учитель рассказывает ученикам, как он готовил урок. Это будет способствовать выработке у учащихся более сложных умений, связанных не только с поиском информации, но и с ее отбором, фильтрацией и компиляцией. Такое методическое решение будет своеобразной подготовкой учеников к выполнению самостоятельных творческих заданий с помощью компакт-диска.

Творческие задания могут выполняться на уроке, дома и в качестве контрольных заданий. Предполагается, что в этих случаях формулировки заданий должны несколько отличаться от формулировок программы, находиться как бы на пересечении тем, ограниченных теми или иными условиями.

Разумеется, первые лекции должны быть очень простыми и составленными из материалов, присутствующих на CD-ROMе. Когда эта процедура будет освоена, то станут возможными и задания на составление более сложных лекций, например, с введением информации из Интернета или других источников.

Возможен и такой вариант, когда составленные дома (или во внеурочное время на школьном компьютере) лекции становятся материалом очередного занятия. Тогда учитель корректирует, при необходимости, материал, собранный учеником.

Интересное использование материалов диска возможно и на этапе контроля, как промежуточного, так и итогового. Учитель может приготовить несколько вариантов контрольных заданий или даже индивидуальное задание каждому ученику. Это задания, построенные по принципу занимательной викторины, веселого теста и т.д. Оценка работы ученика в этом случае может складываться из двух показателей. Первое – правильность ответа. Второе – умение исправить допущенную ошибку, используя возможности диска. Таким образом, в конце курса учитель сможет проверить не только то, какой содержательный материал был усвоен учениками, но и то, какими умениями работы с CD-ROM’ом они овладели.

Авторам представляется, что педагогический эффект от творческих заданий, выполненных с помощью компакт-диска, может быть двойным. Во-первых, это приобретение знаний, необходимых каждому современному молодому человеку для полноценного общения в своей среде, а также и в мире взрослых, а во-вторых, усвоение приемов работы с мультимедийным продуктом, обучение поиску нужной информации, умению логически рассуждать и действовать в рамках некоторого данного объема информации.

Рассмотрим пример, как можно воспользоваться информацией электронного диска на занятиях по конструированию одежды. Лучше всего начать занятие с истории данного элемента одежды. Для этого на диске представлены характерные модели одежды 17-20 веков, лучшие образцы костюмов, признанные классическими произведениями декоративно-прикладного искусства. Учащиеся могут рассмотреть основные особенности стилевых решений одежды, сравнить силуэты, фактуру тканей, крой, цветовое решение, виды отделки одежды разных времен. Это формирует у учащихся представление о стиле вообще и конкретном временном направлении моды. При конструировании и моделировании одежды и при выполнении творческого проекта эти сведения будут крайне полезны.

От точного измерения фигуры зависит качество изделия. Поэтому очень важно сформировать правильные приемы измерения фигуры человека. На изображении наглядно показано положение сантиметровой ленты. Его можно использовать как учителю во время объяснения нового материала, так и учащимися при проведении практической работы по снятию мерок.

На материалах этого раздела диска можно быстро показать разницу между коническими юбками в зависимости от коэффициента расширения, их отличие от прямых и клиньевых юбок. Демонстрация поэтапного способа построения основы чертежа юбки и брюк с подробным описанием помогут учащимся выполнить эту непростую практическую работу.

Электронный диск окажет учителю неоценимую помощь в эстетическом воспитании учащихся. В разделах «Художественная обработка дерева», «Художественная обработка металлов», «Рукоделие» учитель найдет большое количество иллюстраций произведений декоративно-прикладного искусства: инкрустация и резьба по дереву, чеканка по металлу, узоры вышивки, прекрасные орнаменты павлово-посадских платков и вологодского кружева. Произведениями искусства представлены также история костюма и история интерьера.

Интерьер – это сравнительно новый раздел «Технологии», по которому практически отсутствуют методические материалы. Диск предоставляет учителю обширный материал по истории интерьера, вариантам оформления интерьера кухни, гостиной, детской комнаты, кабинета, спальни, приведены примеры использования в оформлении интерьера комнатных растений, различных светильников, произведений декоративно-прикладного искусства.

Поскольку «Технология» интегрирует в себе знания, полученные учащимися в других образовательных областях, может быть полезным использование компакт-дисков других школьных предметов, таких как химия, биология, изобразительное искусство и др.

Для скачивания У чебного электронного издания «Технология», предназначеного для применения в учебном процессе с целью предоставления учителю дополнительных материалов по курсу «Технология».

Рисуя человека, мы обращаемся к живому объекту, поэтому первым важным моментом становится изображение именно живой натуры, непосредственное наблюдение и контакт. В начале обучения полезно делать небольшие трёхминутные скетчи, постепенно переходя к серьёзным штудиям. Однако, не следует забывать, что излишняя проработанность может “заморозить” рисунок, изображение начинает выглядеть как статуя и становится мёртвым.

Оптимальным является освещение модели одним источником света. Ещё старые мастера обнаружили, что наилучшее освещение для создания необходимой глубины и формы изображаемого обеспечивает один источник света. Лучше всего — высоко над моделью, немного сбоку.

Самые важные знания при рисовании фигуры: пропорции человеческого тела и анатомия человека. Вы можете отследить, что в рисунке обращаете внимание только на то, что уже хорошо знаете. Мы так устроены, что видим только то, что уже знаем. Сначала мы видим только контуры фигуры. Когда обращаем внимание на тени, стараемся передать форму и объём в своём рисунке. Зная строение мускулов, связок и костей, мы начинаем их видеть и включаем в свой рисунок.

Существует безграничное множество техник и способов рисования. Попробуйте использовать все средства и методики, которые вам нравятся, вызывают отклик. Важнее всего не то, чем мы рисуем, а как мы это делаем.

Пропорции тела

Конечно, не существует одинаковых типовых людей. Однако, знание общих пропорций значительно упрощает рисование. У классических греческих фигур и фигур эпохи Ренессанса рост составляет восемь размеров головы, а размер головы используется в качестве единицы измерения. В природе, средняя длина человеческой фигуры составляет семь с половиной длин голов, однако, фигура в восемь размеров выглядит на рисунке благороднее и её удобнее измерять.

У классической мужской фигуры ширина плеч составляет два размера головы, а бёдер — полтора размера. У женской наоборот: бёдра — два размера головы, плечи — полтора.

Некоторые кости проступают на поверхности кожи и становятся важными опорными точками для рисования, при оценке пропорций. На худом теле они выступают, на полном выделяются в виде ямочек.

Передача формы

Изображая любые объекты живой или неживой природы, мы рассматриваем их или их части как простые фигуры. Части человеческого тела имеют формы цилиндра или сферы. Все угловые плоскости тела всегда завершаются мягкими скруглёнными краями. Рисуя торс или палец(в основе обеих частей тела цилиндр), мы решаем одну и ту же задачу на передачу формы. Где нам важно чётко представлять соотношение света и тени.

Легче всего рассмотреть эти отношения на примере освещённой сверху и сбоку сферы. Средним тоном мы называем общий оттенок освещённой области. Это, как правило, 80% нашего изображения. Наиболее яркая часть, выделенная светом, располагается ближе всего к источнику света. Область, обращённая в сторону, противоположную от источника света, называется тенью. Самая тёмная тень лежит на границе со средним тоном, это “акцент тени”. Область на нашем рисунке, лежащая у “границ” сферы будет светлее, так как на неё даёт рефлекс фон или другие расположенные рядом предметы. Сфера будет отбрасывать падующую тень на фон или расположенные рядом предметы. По насыщенности такая тень темнее всего рядом с самой сферой. Насыщенность смягчается, становится более светлой и диффузной, к краям отбрасываемой тени. От самого светлого к тёмному оттенки можно расположить таким образом: блик, самый яркий свет, средний тон, отражённый свет(рефлекс), тень, падающая тень, акцент тени, начало падающей тени.

По отбрасываемым теням можно определить как объекты соотносятся друг с другом.

Большинство старых мастеров использовали один источник света, получая три четверти освещённого пространства и одну четверть тени.

Формы тела

При изучении форм тела важно уяснить и держать в голове, прежде всего, как женская фигура отличается от мужской. У женщин обычно больше жировой ткани, это придаёт форме их тела и теням мягкий округлый вид. Кости обоих скелетов одинаковы, за исключение бёдер, но у женщин они меньше. Черты лица у женщин тоньше, шея изящнее и визуально выглядит более длинной, ключицы располагаются более горизонтально, а формы мускул на груди и плечах не просматриваются. Грудь лежит поверх мускул груди, различаясь по форме и строению. Женская талия выше, чем мужская, а ягодицы тяжелее, их линии плавнее. Пупок расположен ниже талии и глубже утоплен в живот.

У мужчин сильнее выдаётся челюсть, шея толще, плечевые мышцы больше. Ключицы вытянуты и указывают своими кончиками на верхнюю часть плеча. Размеры рук и ног, относительно размеров тела, больше, чем у женщин. Мужской скелет крупнее, а мышцы более развиты. Меньше жировой ткани, что придаёт фигуре более угловатый вид.

При рисовании стоящей фигуры, нам не нужно учитывать перспективу, в этом случае нам легче пользоваться своими знаниями о стандартных пропорциях.
Существует три способа постановки фигуры: с опорой на одну ногу, когда вес равномерно распределён на обе ноги, с опорой на одну ногу, другая поднята.

Когда вес тела перенесён на одну ногу, бедро с этой стороны располагается выше, чем с другой. Другая нога обеспечивает равновесие тела. Плечи обычно образуют противоположный угол, обеспечивая баланс фигуры. Это, так называемая, поза противостояния. Когда вес тела равномерно распределён, плечи образуют прямую линию.

В большинстве случаев, высота сидящей фигуры составляет шесть размеров головы: четыре на торс и две на ту часть ноги, которая расположена не в перспективе. Вес тела переносится на ягодицы и бёдра, что делает их более плоскими.

Когда фигура стоит на коленях, вес распределяется на оба колена или на одно, а также, иногда, на локти или кисти рук. Высота фигуры составляет шесть размеров головы. Фигуры в коленопреклонённых позах могут быть очень выразительными.

Довольно сложно изображать фигуру, сидящую на корточках. Такая поза даёт ощущение ожидания действия. Распределение веса тела носит временных характер. Трудно рисовать руки и ноги в сложной перспективе.

Рисование лежащей фигуры представляется наиболее сложной задачей из-за необходимости изображения форм тела в перспективе и различных ракурсах. Самой главной трудностью становится соблюдение пропорций. Трудно пользоваться правилом восьми голов, из-за того, что восприятие лежащего человека не так привычно, как стоящего. По-видимому, самый простой способ заключается в том, чтобы разделить протяженность фигуры на половины, потом на четверти и отметить опорные точки.

При работе над изображением фигуры человека в перспективе, важно не находиться слишком близко к объекту, так как слишком близкое расположение визуально искажает пропорции. Важно найти части тела, которые находятся на одной линии.

Чтобы создать впечатление движения фигуры, следует рисовать её свободно, не углубляясь в проработку деталей. Необходимо уловить основную линию жеста. Изображение движения бывает трёх характеров: подготовка к движению, само движение и момент, когда оно произошло. Фигура должна выглядеть несбалансировано для придания движению реалистичности.

Классик американской графической и рекламной иллюстрации Эндрю Лумис обучает своих читателей основам рисунка обнаженной натуры. Остроумно и энергично он рассказывает о перспективе и освещении, об особенностях работы с моделью и фотографией, о том, как «остановить» течение жизни и сделать качественный набросок буквально за мгновение.
Его методика и приемы доведения изображения до совершенства позволяют художнику создать работу, которая будет одинаково достойно выглядеть как на выставке, так и на обложке журнала.
Эти упражнения, точные и практические, внушают читателю уверенность в его способности справляться с реальной работой и обеспечивают его необходимым портфолио. Авторские указания по работе с моделями, использованию фотографий, умению удержаться в рамках заданной темы и общей организации студии для хорошей и приятной работы предоставляют читателю опыт, который большинство художников обретают в течение долгого времени путем проб и ошибок.

ИЗУЧИТЕ БЛИЖНЕГО СВОЕГО.

Постарайтесь выработать привычку тщательно наблюдать за вашим окружением. Однажды вы захотите поместить фигуру, которую будете рисовать, в аналогичную обстановку. Вы не сможете в полной мере добиться успеха в рисовании тела, пока не научитесь рисовать детали окружающей обстановки. Так что начинайте сразу собирать детали, которые придадут обстановке ее «атмосферу».
Учитесь отмечать значительные детали. Необходимо обращать внимание не только на прическу Марты. Чем именно отличается Марта в форменном платье от Марты в шортах или в брюках? Как складки платья спадают на пол, когда она садится?
Следите за жестикуляцией и эмоциями. Что делает девушка руками, когда говорит: «О! Это замечательно!»? Или ногами, когда, падая в кресло, говорит: «О, боже! Как я устала!»? Как изменяется лицо матери, когда она обращается к врачу со словами: «Неужели нет надежды?» А что выражает лицо ребенка, когда он говорит: «Ух ты, вот здорово!»? Вы должны обладать чем-то большим, чем просто техническое умение создавать хорошие рисунки.

Почти каждым успешным художником движет особый интерес, страсть, эмоциональный подъем, которые дают направление развития его техническим навыкам. Часто на это уходит довольно значительная часть жизни.

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ
ПОДХОД К РИСОВАНИЮ ТЕЛА
СОДЕРЖАНИЕ
КОСТИ И МЫШЦЫ
РИСОВАНИЕ ЖИВОЙ ФИГУРЫ: МЕТОДИКА ПРОЦЕССА
НЕПОДВИЖНАЯ МОДЕЛЬ
ФИГУРА В ДВИЖЕНИИ: ВРАЩЕНИЕ И СКРУЧИВАНИЕ
ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ: ТОНКАЯ ЛИНИЯ БАЛАНСА
БАЛАНС, РИТМ, ИСПОЛНЕНИЕ
ФИГУРА В ПОЛОЖЕНИИ НА КОЛЕНЯХ, СОГНУВШИСЬ И СИДЯ
ЛЕЖАЧАЯ ФИГУРА
ГОЛОВА, РУКИ И НОГИ
ЗАКОНЧЕННАЯ ФИГУРА В КОСТЮМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как работает художник
Откройте свою студию
О ваших ценах
Представьте себя
Сделайте все по-своему

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обнаженная натура, руководство по рисованию, Лумис Э., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

обнаженных натур. Женских обнаженных натур.

Пропорции, пропорции и еще раз пропорции

Вот что является главным при рисовании с натуры, так это четкое определение пропорций, стоящей перед вами, особы. Основой измерения по традиции являются размер стопы, головы или лица. Для среднестатистического человека среднего роста пропорции обычно определяются следующим образом:

Размер головы с размером тела – 7:1

Лицо, кисть руки – 10:1

Ступня – 6:1

Суть, думаю, ясна. Голова в рост человека укладывается примерно 7-8 раз, ступня – 6, ну и так далее. На самом деле, это просто такие себе замеры, но если вы будете обращать на них внимание, то вот этих гадских проблем с короткими руками и огромными ступнями у вас не возникнет. Очень важна и соразмерность частей тела. Ваша ладонь приблизительно одного размера с лицом, двуглавая мышца руки – с высотой головы и большой ягодичной мышцей.

Череп человека, по сути, имеет форму овала. Для обозначения поворота лица наметим вертикальную профильную линию (грубо говоря, пилим голову пополам). Горизонтальная ось (линия разреза глаз) определяется наклоном головы вверх или низ. Она пересекается с вертикальной линией в области переносицы, образуя опорную крестовину. Если вы рисуете объект в профиль, то горизонтальные линии должны быть ровными, при наклоне головы эти линии выгибаются вверх, ухо перемещается выше, четко выделяются надбровные дуги.

Лицо я в подробности расписывать не буду, ибо главное – красота тела в нашем случае, но наша натура будет не очень рада, если тело ее будет хорошо собой, а вот лицом она не выйдет. Для начала следует обозначить горизонтальной линией середину высоты головы, на этом уровне располагаются глаза. Верхние края ушей расположены на уровне бровей, нижние – на основании носа. Расстояние между глазами равно длине глаза.

Руки. Безусловно, вся работа будет зависеть от того, как ваш объект будет расположен. Сидит\стоит, находится в расслабленном состоянии или напряженном. Это дело уже ювелирной тонкости. Поэтому в общих чертах: если кисть находится в напряженном состоянии, то одной из главных деталей являются сухожилия разгибателей пальцев (веерообразные штукенции). Если девушка держится рукой о стул (или еще что), между сухожилием короткого разгибателя большого пальца и его длинного разгибателя образуется впадинка, которая придает кисти более выгнутую форму.

Плечевой пояс состоит из ключиц и лопаток. Тут стоит также провести серединную линию от яремной ямочки до пупка, от этой линии уже отталкиваемся при прорисовке парных форм. При напряженных руках (в случае опоры на них) выделяется надключичная ямка, напряженная грудная мышца. Груди прекрасной барышни имеют чаще не ровно круглую, а скорее немного каплеобразную форму, соски (вид сбоку) направлены чуть вверх и в стороны. Если девушка тощая, не стоит вырисовывать ей выпирающие ребра и тем более очерчивать их тенью, достаточно будет слегка обозначить их выпуклость наравне с ложбинкой между грудью.

Торс, собственно, состоит из грудной части и части живота. При расположении девушки спиной, их соединяет позвоночный столб, который чаще всего не прорисовывается, но служит вертикальной серединной линией, определяющей изгиб в ту или иную сторону. От нее обозначаем объем большой грудной мышцы, линии ребер и мышцы живота. Грудную клетку обозначаем формой цилиндра, сужающегося кверху. Сама грудь фиксируется так же лопатками, но если барышня находится в расслабленном положении, то они никак не обозначены.

Ноги. Если мы рассматриваем нашу даму со спины, то самыми примечательными в ее ногах будут формы икроножной мышцы. Особой тонкости в такой позе требует и ахилловы сухожилия. У девушек, занимающихся, допустим, танцами, мышечная часть ноги чаще всего находится в непроизвольном напряжении, что особенно выделяет накаченную мышцу. При ровном расположении ступни, наружная лодыжка всегда находится ниже внутренней. Без плоскостопия хорошо выделяется арочный изгиб стопы. Большой палец обычно чуть приподнят вверх, остальные расположены четко на уровне плоскости.

Постановка

После того, как девушка заняла нужную нам позу, ее постановка на листе начинается с наметок общей массы фигуры, определения центра тяжести. Если девушка стоит, гораздо легче провести эту вертикаль (ориентир устойчивости тела). В положении сидя первое внимание уделяется наряду с массой фигуры наклону бедренного и плечевого пояса. Средняя линия так же отмечается, но после схематичной конфигурации всего силуэта. Для упрощения можно сразу наметить линиями направление движения рук и ног. Далее находим общие пропорции фигуры, углы наклона плечевого пояса и головы, объем таза, плеч, спины. Обозначаем объем точками, начиная намечать каркас фигуры.

Не следует акцентировать на чем-либо внимание, сначала придайте силуэт (рисуя парными формами), двигаясь по всей фигуре. Прослеживайте натяжку мышц, помечая хорошо выделяющиеся их части штрихом (в итоге туда ляжет тень). После наметки каркаса переходите к прорисовке кистей рук, от них к предплечьям и локтевым суставам, передайте общие черты лица. Переходите к абрису лонной дуги, коленным чашечкам, постепенно убирая или смягчая линии построения. Далее прорабатываем бедра и голень, намечая тени.

Ну и в конечном итоге снова возвращаемся к голове. Придаем тон прическе, конечно, формируем лицо, добавляя в него светотеневое отношение, уделяем большое внимание мелким деталям: прорисовываем впадинки ключиц, отмечаем разгибатели пальцев, расставляем теневые акценты. Проводим сверку с натурой, хотя завершение рисунка (если, конечно, все тени были намечены ранее) происходит чисто автоматически, чаще, девушка нам для этого уже не нужна.




Top