Звуки в доме маши и миши. План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Конспект урока по русскому языку Тема: «Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования / УМК «Перспективная начальная школа» авторская программа по музыке 1 - 4 класс Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. 2012 год.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на: реализацию их творческого потенциала; выработку готовности выражать свое отношение к искусству; формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности; проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с: активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии; формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе; познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров; осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет: умение слушать, уважение к мнению других; способность встать на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Эстетическое развитие учащихся направлено на: приобщение к эстетическим ценностям; формирование эстетического отношения к действительности; развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса; выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образова-тельных учреждений РФ всего на изучение музыки в началь-ной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), 2 - 4 классы 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения музыки являются:

наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются :

устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

1 КЛАСС (33 Часа).

«Мир музыки в мире детства».

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

раздела, урока

Наименование раздела, тема урока

Кол-во

часов

дата

Примечания

план

факт

1 четверть. «Звуки вокруг нас»

Звуки в доме Маши и Миши.

Рождение песни.

Колыбельная песня.

Поющие часы.

«Кошкины» песни.

О чём «поёт» природа.

2 четверть. «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Музыка осени.

Музыка про разное.

Звучащий образ Родины.

Здравствуй, гостья-зима.

Новогодний хоровод.

3 четверть. «Так и льются сами звуки из души!»

Зимние забавы

Музыкальные картинки.

Мелодии жизни.

Музыкальная азбука

Весенние напевы. «Перед весной».

«Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть. «Волшебная сила музыки»

Композитор - исполнитель — слушатель.

Музыка в стране «Мульти-пульти»

Всюду музыка живет.

Урок - концерт.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

К концу первого года обучения научатся знать и различать:

средства музыкальной выразительности (мелодия, лад, регистр, тембр, динамика, темп, ритм);

основные жанры (марш, песня, танец);

инструменты (фортепиано, скрипка, флейта, труба);

размеры (2/4, 3/4, 4/4);

русских композиторов (не менее 3);

зарубежных композиторов (не менее 3).

Получат возможность уметь:

определять характер и настроение му-зыки с учетом терминов и образных определений;

различать на слух разные (контрастные) или одинако-вые (повторы) части в простых двух- и трехчастных про-изведениях;

привести 2 - 3 примера (название произведения, фамилию автора) музыки разного эмоционального содержания, дать определение ее характера;

привести примеры марша, танца, песни;

назвать свои любимые произведения.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная и дополнительная учебная литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии).

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.

Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.

«Музыка» Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - М.: Академкнига/Учебник.

Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1-2 классы.

«Искусство слышать» под ред. Д.Б. Кабалевского: / Издательство «Учитель» 2009 г.

Справочные пособия (словари, справочники).

Наглядный материал (альбомы, таблицы, работа с проектором).

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей образовательной программы (компьютер, колонки, проектор).

Ольга Дюпина
Конспект занятия «В гостях у Маши и Миши. Звук и буква Ш»

В гостях у Маши и Миши . Звук и буква «Ш»

подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе /ФФНР/

Цель : Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со звуком и буквой «Ш» .

Задачи :

1. Коррекционно-обучающие :

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания;

Развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные :

Формирование положительной установки на участие в занятии ;

Умение слушать сверстников и логопеда;

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование :

звуковые схемы , кружочки красные, синие, зеленые, шарики Су-джок, картинки-листы задания по количеству детей, задания с буквой «Ш» по количеству детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Дети заходят в кабинет.

Ребята, посмотрите, к нам пришли гости . Повернемся к гостям и поздороваемся .

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

Сегодня на занятии нас ожидают игры , задания, встречи. Мы отправимся в гости , где познакомимся с новым звуком , но чтобы путешествие удалось, вспомним, чем отличается звук от буквы (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем ).

На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные?

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? (при произношении гласного воздух не встречает преграду, он поется; согласный звук не тянется , так как при его произношении воздух встречает преграду.)

У меня на подносе кружочки красные, синие, зеленые. Возьмите себе каждый по одному кружочку и назовите любой звук соответствующий данному символу, объясните, что это за звук . (Те, кто назвал, садятся за столы)

2. Сообщение темы (включить песенку из мультика «Маша и Медведь» )

Ребята, узнали к кому мы идем в гости ? (Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь» ) Правильно, мы сегодня пришли в гости к Маше и Мише .

Характеристика звука [ш] по артикуляционным признакам.

– Какие звуки я выделяю в словах Машшша и Мишшша? – Верно, это звук [Ш] .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуком Ш и буквой , которая обозначает его на письме.

Давайте покажем, как произносится звук «Ш» . Возьмите в руки зеркала.

Что делают наши губы? (вытягиваются трубочкой, вытянуты и округлены)

Что делают наши зубы? (заборчиком с щелью)

Где находится язык? (наверху)

Какой он узкий или широкий? (язык широкий, «чашечкой» )

Как мы произносим звук «Ш» с голосом или без голоса? (глухой)

Он твердый или мягкий? (всегда твердый)

Он гласный или согласный? (согласный)

Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой, обозначаем синим кружочком.

3. Игры со звуком Ш .

Маша и Миша предлагают нам поиграть со звуком Ш .

«Поймай звук »

Я буду произносить слова, а вы, если услышите звук Ш хлопните в ладоши : шапка, шорты, санки, кошка, маска, мышка, шея, каска, шлем.

«Повтори за мной» (с мячиком)

Ловите мяч и повторяйте за мной чистоговорку.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – и поёт хорошо.

Шу-шу-шу – поёт песню малышу.

Ши-ши-ши – Маша с Мишей хороши.

«Чемоданы» (определение позиции звука в словах )

Маша и Миша очень любят путешествовать. Поможем им собрать чемоданы.

Разложите картинки по чемоданам : в 1 –звук в начале слова , 2 – звук в середине слова , 3 - звук в конце слова (шапка, мишка, душ, карандаш, мешок, малыш.)

шапка мишка душ

4. Физкультминутка.

5. Игры с буквой Ш .

Давайте станем волшебниками и превратим звук «Ш» в букву «Ш» .

Платья звукам надеваем ,

Звуки в буквы превращаем .

«На что похожа буква »

Посмотрите это буква Ш . Из каких элементов она состоит? (из 3 вертикальных коротких палочек и одной горизонтальной длинной палочки).

Выложите букву Ш из палочек .

Допишите букву Ш .

6. Работа с кассами и звуковой анализ .

Откроем кассы и найдем, где живет буква Ш . На верхнюю полоску выложите слово МАША, МИША. Составьте звуковые схемы слов МАША , МИША.

7. Развитие мелкой моторики с использованием «Су-джок» терапии.

Миша предлагает вам поиграть с колючими мячиками.

Этот Мишка хочет спать,

Этот Мишка прыг в кровать,

Этот Мишка прикорнул,

Этот уж давно уснул,

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Мишек вы не разбудите.

«Разгадай ребус»

По последним звукам слов отгадайте загаданное слово.

«Веселый поезд» (деление слов на слоги)

Помогите пассажирам, отправится в путешествие, назовите и определите количество слогов в каждом слове, и узнаете, кто в каком вагоне поедет. Проведите линию.

8. Зрительная гимнастика

Нашим глазкам надо отдохнуть. Следим за предметами.

9. «Составьте предложение»

Даша нашла шишку.

Маша помогает бабушке.

Мама купает малыша под душем.

Алеша увидел мышку на полу.

10. Итог занятия

Молодцы! Мы с вами сегодня хорошо сходили в гости . Вы справились со всеми заданиями Маши и Миши .

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой буквой мы обозначаем звук Ш ?

Что вам понравилось?

Что было трудным?

Ребята вы старались, внимательно слушали, отвечали. Вам медали от Маши и Миши .

Публикации по теме:

«Подарок от Маши и Миши». Интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада «Подарок от Маши и Миши» (интегрированное логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада)

Конспект игры-путешествия в первой младшей группе «В гостях у медведя Миши» Цель: обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов цвета и величины. Задачи Обучающие: - обеспечить закрепление у детей умения соотносить.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование . Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.

Музыкально-пластическое движение . Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Класс (33 ч)

«Мир музыки в мире детства»

1 четверть «Звуки вокруг нас»

Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?

2 четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши»

Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья – зима.

3 четверть – «Так и льются сами звуки из души!»

Темы: зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.

4 четверть – «Волшебная сила музыки»

Темы: композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.

Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т.д.

Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования, программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности.

В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34песни и попевки, как народные, так и авторские.

Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально - художес твенных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности и имеющих преемственность с программой 2 класса.

Класс (34 ч)

1 четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

Темы: Главный кит – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.

2 четверть – «О чем говорит музыка»

Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.

3 четверть – «Куда ведут нас «три кита»

Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?

4 четверть – «Что такое музыкальная речь?»

Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.

Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.

Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.

Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с трех китов, трех основных сфер, основных областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в совей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусств, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.

Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.

Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».

Класс (34 ч)

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

1 четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы Миша и Маша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

2 четверть – «Интонация»

Темы: сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

3 четверть – «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

4 четверть – «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строят вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались 1-2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

Класс (34 ч)

«Музыка мира»

1 четверть – «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

2 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

Темы: «От Москвы – до самых окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.

3 четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразность музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

4 четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!


Похожая информация.





Top