Возникновение героического былинного эпоса явившегося егэ. Понятие «эпос»

Фонетические (Звуковые) процессы:

Позиционные. Звук оказывается в слабой позиции в слове. Например, оглушение согласного в конце слова. Редукция гласных - если гласный оказывается в слабой позиции, то он может быть редуцирован (качественно и количественно)

Комбинаторные - соседние звуки могут влиять друг на друга, создавая комбинацию. К ним относится: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, сингармонизм, диереза, эпентеза, метатеза, гаплология.

Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то звуки могут: влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий произношения. Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах:

Аккомодация - чаще всего встречающийся в речи фонетический процесс, наименее ощутимый говорящими. В речевой цепи при аккомодации мы, не закончив артикуляцию первого звука, мы переходим к артикуляции второго звука. Отступ первого звука накладывается на приступ второго звука. При аккомодации взаимодействуют два соседних звука разных типов - гласные и согласные. Например, после мягкого согласного в русском языке, гласные становятся более язычными.

Ассимиляция (уподобление) - при ассимиляции взаимодействуют звуки одного типа. Гласные с гласными, согласные с согласными. Для русского языка самый характерный фонетический процесс - это ассимиляция по глухости звонкости.

Ассимиляция бывает нескольких видов:

  • · Полная - при ней, один звук уподобляется другому по всем параметрам.
  • · Частичная - при неполной ассимиляции один звук уподобляется только по одной характеристике. Например, окончания множественного числа в английском языке придерживаются этих правил (s)

Направление уподобления - прогрессивная и регрессивная. При регрессивной ассимиляции следующий звук уподобляет себе предыдущий. При прогрессивной - предыдущий уподобляет следующий.

Контактная и дистантная

Контактная - два звука - ближайшие соседи. Дистантная (несмежная) - взаимодействуют звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга. Дистантная ассимиляция также называется сингармонизм. Суть сингармонизма в том, что задние суффиксы уподобляются передним по ряду.

Узаконенная и не узаконенная (в орфографии). Например, «свадьба», раньше писалось с буквой «т», потом это стало звучать как «д», и вскоре орфография поменялась

В русском языке возможна только регрессивная ассимиляция

Диссимиляция (расподобление) - это процесс противоположной ассимиляции, при котором из звуковой оболочки слова устраняется повторение близкого по артикуляции звука. Она также может быть узаконена. Слова «верблюд», «февраль» произошли в результате диссимиляции.

Диереза - это выпадение звука из звуковой оболочки слова. Например, «лестница», «солнце» пишется по одному, а произносится по другому

Эпентеза - вставка звука в звуковую оболочку

Метатеза (перестановка) - звуки в звуковой оболочке меняются местами. Например, латинское слово “marmor” перешло в русское «мрамор»

Гаплология - выпадение одного из двух одинаковых слогов в слове. Например, «минералология» стала «минералогией»

Позиционные изменения вызывает влияние общих условий произношения (оглушение звонких согласных в конце слов, редукция безударных гласных и др.) В позиционных изменениях тесная связь с вопросом об ударении, т.е. выделением из группы слогов одного слога. Ударение может быть причиной редукции, т.е. ослабления или изменения звучания безударных слогов во(А)да)


Содержание

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Тема № 3. Классификация гласных. Фонетические процессы в области гласных

Тема № 4. Классификация согласных. Фонетические процессы в области согласных

Тема № 5. Фонетические и исторические чередования

Тема № 6. Фонология. Фонема и ее аллофоны

Тема № 7. Сильные и слабые позиции фонем. Фонемно-фонетический анализ слова

Тема № 8. Графика. Однозначные и многозначные буквы

Тема № 9. Орфографические принципы и типы написаний

Тема № 10. Орфоэпия

Литература
Предисловие
Цель изучения раздела «Фонетика. Фонология. Графика. Орфография. Орфоэпия» определяется его местом в системе вузовского преподавания, характером изучаемого материала и требованиями школы. Данный курс открывает синхроническое изучение современного русского литературного языка. Важной задачей преподавания дисциплин первой ступени является не только раскрытие особенностей определенной языковой области, но и формирование навыков лингвистического анализа, а также расширение собственно лингвистического и культурного кругозора студентов.

Изучение фонемно-фонетического уровня языковой системы требует высокой степени абстрактного мышления, поэтому в разработках к курсу большое внимание уделено внутренней логике проводимого анализа. Сложность изучаемого лингвистом объекта часто диктует выбор среди нескольких аргументированных мнений. На материале достаточно жестко структурированной фонетики, допускающей минимум альтернативных решений, необходимо подготовить студентов к аналитической работе с семантическими языковыми ярусами.

Образ учителя играет немаловажную роль в процессе формирования личности воспитанника. В сверхзадачу пособия входит обратить внимание студентов на высокие образцы русской культуры и высказывания авторитетных ее представителей.

Материал пособия расположен в соответствии с тематикой практических занятий. Акцент, как в теоретическом, так и практическом плане, сделан на вопросах, вызывающих наибольшие затруднения и не всегда поддающихся однозначной интерпретации.

Теоретическая часть каждой темы включает образцы практического анализа. Все темы снабжены заданиями для самостоятельной работы. Задания повышенной сложности отмечены знаком *.

Тема № 1. Фонетическое членение речи

Речевой поток распадается на отрезки различной длины, выделяемые по определенным основаниям.

Звук – наименьшая единица речи, характеризуемая набором 1) акустических, 2) артикуляционных и 3) собственно лингвистических (социальных) характеристик. Звук в его социальном аспекте, рассматривается в фонологии.

Слог – минимальная произносительная единица речи, представляющая собой звук или сочетание звуков, один из которых более звучен. В русском языке носителем слога является гласный звук или сонорный согласный, о чем говорят рифмы типа рубль-убыль . В слове рубль между [б ] и [л’] за счет акустических признаков последнего (преобладания тона над шумом) возникает призвук гласного [ъ] – [руб ъ л’]

Граница слогов определяется следующим образом. Звукам в соответствии с их звучностью приписывают индексы. Гласные, как самые звучные, имеют максимальный индекс – 4, сонорные – 3, звонкие – 2, глухие – 1. Слоговая граница проходит между звуками, наиболее контрастными по звучности. При этом учитывается, что в составе слога должен быть один и только один гласный: ска 4 1 к 1 а , но ска 4 л 3 1 а . Если по индексам звучности определить границу между слогами невозможно, обращаются к дополнительному критерию. По экспериментальным данным санкт-петербургских фонетистов, внутрисловные слоги русских слов как тенденцию сохраняют праславянский закон открытости: са 4 3 б 2 о , а не са 4 м 3 2 о . Исключение составляет самый звучный и регулярно вокализующийся в безударных слогах сонорный [j] ([й]), закрывающий слог: та 4 й 3 2 а .

Фонетическое слово – слог или группа слогов, объединенных общим ударением. Фонетическое слово чаще всего совпадает с лексическим: диван [д, иван]. Однако, с одной стороны, оно может включать в свой состав два или даже три лексических слова: на диване бы [нд, иван, ьбы]. С другой – одно лексическое слово может распадаться на два фонетических: диван-кровать – [д, иван] и [крват, ].

При умеренном темпе произношения знаменательное слово присоединяет проклитические (предлоги и частица не ) и энклитические (частица бы ) элементы, образуя с ними одно фонетическое слово: не брал [н, и э брал], не брал бы [н, и э бралбы]. Постпозитивная частица ли является самостоятельным фонетическим словом, что видно из примеров типа снег ли [с, н, эк л, и], дождь ли [дошт, л, и] – согласные находятся не перед сонорным [л, ], перед которым не происходило бы их оглушение, а на конце слова, где в русских словах встречаются только глухие. Ср. с частицей бы : снег бы [с, н, эгбы].

Союзы в соответствии со своей соединительной функцией не примыкают к знаменательным словам: Слова не мальчика, но мужа […н, и э мал, ч, икъ / но мужъ]. В случае проклитического примыкания союза, произошла бы редукция гласного в союзе и возникли бы омофоны: но мужа и на мужа совпали бы в одном звучании [нмужъ].

Речевой такт – фонетическое слово или группа слов, объединенных интонацией неконца предложения. В потоке речи такт представляет собой отрезок до первой легкой паузы, после которой ожидается продолжение высказывания: Выткался на озере алый свет зари (С. Есенин) – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и].

Фраза (синтагма) – фонетическое слово, речевой такт или группа тактов, объединенных интонацией конца предложения. Конец фразы характеризуется глубокой паузой, сигнализирующей о законченности одного коммуникативного акта: Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари – [выткълс, ь ноз, ьр, ь / алый св, эт зр, и // нъбру сзвонъм, и плач, ут глухр, и].

Знаки препинания внутри предложения обычно соответствуют границам тактов, а знаки концов предложений – границам фраз. Но иногда знак внутри сложного предложения может совпадать с границей между фразами: С улыбкой на лице и со слезами Осталась ты на пристани морской, И снова шторм играет парусами и Всей моей любовью и тоской (Н. Рубцов) – […// и сновъ шторм / играйьт пърусам’и / и фс’эй мэй л’убов’йу и тской]. А знак конца предложения может совпадать с тактовой границей: Россия, Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов) – два предложения, но четыре такта: [рс’ийь / рус’ / хрн’и с’и э б, а /хрн’и].

1. Затранскрибировать текст, разделив его на слоги, фонетические слова, такты и фразы: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф (Н. Гумилев).

2. Привести по памяти стихотворные строки с проклитиками и энклитиками.

3. Сколько фонетических слов во второй строке: И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин). Ответ аргументируйте.

4.* Какие из вариантов произношения слова межинститутский можно допустить? Почему?

[м’эжынст’…] [м’эжинст’…]

[м’эшынст’…] [м’эшинст’…]

[м’ьжынст’…] [м’ьжинст’…]

[м’ьшынст’…] [м’ьшинст’…]

Тема № 2. Основные понятия фонетики. Фонетические процессы

Фонетические процессы – обусловленные фонетическими закономерностями данного языка регулярные чередования звуков в потоке речи. В целях разграничения области фонетики и орфоэпии среди фонетических закономерностей целесообразно различать законы и тенденции.

Фонетический закон – исключающая вариативность закономерность звуковых чередований в одних и тех же фонетических условиях. Закон требует одного произношения во всех случаях. Например, в русском языке действует закон неразличения шумных перед другим шумным по признаку звонкости/глухости. Приставка раз- будет всегда по-разному произноситься перед звонким и глухим: расставались [ръствалис’] и раздавались [ръздвалис’]. Частный случай этого же закона: перед [в] может быть и звонкий и глухой, но их произношение не факультативно, а обязательно: сверь [св’эр’] и зверь [з в’эр’].

Тенденция – фонетическая закономерность, допускающая вариативность в пределах орфоэпической нормы. Следует различать лексикализованное и собственно позиционное варьирование. В первом случае тенденция допускает два варианта произношения одного слова: твердить [т’в’и э рд’ит’] и [тв’и э рд’ит’]. Во втором – она допускает два варианта звуковых сочетаний, не разрешая их в одном и том же слове: [чт] и [шт] одинаково допустимы в русской фонетике, но в некоторых словах возможно [чт] и исключено [шт] (нечто ), в других – наоборот (что ). 1

Примеры типа твердить , дверь, могуществе , где наблюдается факультативное произношение иллюстрируют сохраняющуюся, но идущую на убыль тенденцию смягчения зубных перед мягкими губными. На стыке приставки, оканчивающейся на [д]/[т], и корня действует уже закон, а не тенденция: ответвить [тв’этв’ит’] и [тв’эт’в’ит’]; предвидеть [пр’и э дв’ид’ьт’]. Поэтому произношение [т’в’этв’ит’] и [пр’и э д’в’ид’ьт’] является нарушением фонетического закона и, как следствие, орфоэпической нормы.

Появление разных аллофонов одной фонемы в одинаковых произносительных условиях обусловлено не действием фонетического закона, а регламентацией орфоэпической нормы. Например, [ш] в что [што] чередуется с [ч, ] в словоформе чего [ч, и э во]. Чтобы признать расподобление [ч, ] и взрывного законом, нужно убедиться, что в этой позиции всегда происходит диссимиляция. Из предложения Почтальон Печкин мечтал о почтительной дочке , где каждое слово нарушает предполагаемый фонетический закон, видно, что это не так. Очевидно, что аффриката [ч, ] (=[т, +ш, ]) перед взрывным теряет первую фазу артикуляции не всегда, следовательно, в русском языке существует тенденция, а не закон расподобления аффрикаты и взрывного. Выбор [ч, ] или [ш] перед взрывным определяется социальными предпочтениями и принадлежит к области орфоэпии, а не фонетики.

Фонетические процессы вызываются двумя причинами: 1) позицией и 2) влиянием соседнего звука. Процессы, обусловленные первой причиной, называются позиционными , а процессы, вызванные второй причиной – комбинаторными . Различают два значения термина «позиция»: 1) произносительные условия вообще, т.е. место звука по отношению к соседним звукам, а также место по отношению к другим произносительным условиям: для гласных – к ударению и к абсолютному началу слова, для согласных – к абсолютному концу слова; 2) в узком смысле под позицией понимают только место звука по отношению к произносительным условиям, не связанным с влиянием соседних звуков.

Среди фонетических процессах выделяют мену и изменение , разграничивая их по двум критериям: 1) регулярности/нерегулярности и 2) осознаваемости / неосознаваемости носителями языка. Однако первый критерий не выдерживает критики. Согласно ему, аккомодации должны быть названы меной, т.к. происходят регулярно, но они относятся к изменению. Ассимиляция по звонкости/глухости относится к мене, а по твердости/мягкости к изменению, хотя ассимиляция зубного перед мягким зубным регулярна в той же мере, как и ассимиляция глухого перед звонким: оба вида ассимиляций знают по одному исключению – соответственно перед [л’] и перед [в].

Представляется возможным рассматривать этот вопрос в связи с аллофонами фонемами. Отказываясь от критерия регулярности/нерегулярности и оставляя критерий осознаваемости / неосознаваемости, можно предложить разграничивать процессы мены и изменения в зависимости от характера чередующихся звуков.

Мена – это процесс, при котором фонема реализуется своим вариантом – аллофоном, появляющимся в слабой позиции и совпадающим со звучанием смыслоразличительной единицы – другой фонемы. Внутрифонемное чередование [г] //[к] осознается носителями языка, потому что чередующиеся звуки важны для смыслоразличения, т.к. существует точно такое же межфонемное чередование // . Осознавание результатов мены хорошо заметно на курьезах типа И шаг твой землю тяготил (В. Брюсов) – при беглой декламации [ишак твой…].

Изменение – это процесс, при котором фонема реализуется своей вариацией – аллофоном, появляющимся в сильной позиции и не совпадающим со звучанием другой фонемы. Это позволяет нашему сознанию не реагировать на внутрифонемную модификацию, не пересекающуюся с межфонемной.

При таком подходе само употребление терминов «мена» и «изменение» получает более рациональное обоснование. Чередование [т] //[д] в паре пруд-пруда [прут]-[пруда] – мена, т.к. в символической записи процесса оглушения, в отвлечении от конкретного слова, можно подменить фонему без нарушения смысла. Запись  [т] допускает непогрешительное прочтение, если заменить на:  [т]. Лишь обращение к сильной позиции дает возможность выяснить, какая запись удовлетворяет процессу в данном слове.

Чередование [у] //[у. ] в паре прут-прутик – изменение, т.к. подменить в записи аккомодационного процесса  [у. ] невозможно. Тем самым мена осознается как процесс более радикальный, чем изменение, при котором наше сознание не перестает опознавать данную фонему и, следовательно, не допускает ее подмены другой фонемой.

1. Расклассифицируйте процессы текста (позиционный/комбинаторный и мена/изменение): Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек (В. Соколов).

2. Установите, законом или тенденцией являются следующие фонетические закономерности: оглушение в абсолютном конце слова; ассимиляция зубного перед [л’]; качественная редукция гласных; ассимиляция по глухости; ассимиляция по твердости.

Тема № 3. Классификация гласных

Все звуки русского языка можно охарактеризовать по акустическим и артикуляционным признаком. Наиболее общее деление звуков – на гласные и согласные.

Акустические свойства гласных .

В акустическом аспекте изучаются физические свойства звуков – высота, долгота, сила и тембр. Гласные состоят из чистого тона, возникающего в результате периодических колебаний голосовых связок.

Артикуляционные свойства гласных . В артикуляционном аспекте изучаются биологические факторы, способствующие членораздельной речи. Под артикуляцией понимается положение органов произношения, необходимое для образования звука. Артикуляционная характеристика звука состоит из двух моментов: 1) какие органы участвуют в звукообразовании и 2) каков характер их взаимодействия (где и каким образом органы произношения создают условия звукообразования).

При образовании гласных воздушная струя не встречает в полости рта преград, и поэтому об артикуляционных характеристиках гласных говорят с известной долей условности. Выделяют три артикуляционные характеристики гласных:

1) ряд – часть языка, участвующая в образовании гласного

2) подъем – степень высоты языка при образовании гласного

3) огубление – участие губ в артикуляции гласного

Фонетические процессы в области гласных .

Позиционные процессы . Для гласных позиция определяется местом по отношению к ударению. В ударном положении звучит гласный полного образования, в безударном – гласный в той или иной мере изменяется. Процесс редукции состоит в ослаблении звучания гласного в безударном положении. Количественная редукция сводится к укорочению долготы гласного, качественная редукция сопровождается изменением индивидуального тембра звука, который перестает опознаваться, совпадая по своим артикуляционным характеристикам с другими звуками.

Звуки неверхнего подъема [э], [о], [а] чередуются с одними и тем же звуками в одних и тех же позициях. Звуки, чередующиеся с [э], [о], [а], определяются местом по отношению к ударению и качеством предшествующего согласного.

Для [о], [а], [э] Тв. Мяг.

I позиция  и э

II позиция ъ ь

Примечания:

1. Звук [э] после твердого и в абсолютном начале слова чередуется со звуком [ы э ]: Желал шестой этаж [жы э лал шы э стой ы э таш].

2. В некоторых словах орфоэпическая норма допускает чередование [а] с [ы э ]: жалеть [жы э л’эт’] и его производных, двадцати , тридцати , лошадей .

Аккомодация – взаимоприспособление разнородных звуков (гласных к согласным и наоборот) друг к другу. Аккомодация гласных заключается в приспособлении их артикуляции к артикуляции соседних мягких и твердых согласных. Аккомодируют под влиянием мягких согласных гласные полного образования [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Для [у], [э], [о], [а] возможны четыре случая. Проиллюстрируем их на примере [а]:

1) мат [мат]

2) мят [м’ . ат]

3) мать [ма. т’]

4) мять [м’äт’].

В положении между двумя мягкими гласные переднего ряда [и] и [э]произносятся более напряженно, что передается диакритическим знаком ^ : миля [м’ûл’ь]

Для [и] возможен только четвертый случай, т.к. [и] не встречается после твердого, а в положение после мягкого перед твердым [и] не аккомодирует, потому что его артикуляция происходит в том месте нёба, где артикулируются мягкие согласные. Иными словами, – это обычная артикуляция [и], который в изолированном виде и в абсолютном начале слова перед твердым звучит так же, как после мягкого перед твердым. Для [ы] исключены второй и четвертый случаи, т.к. [ы] после мягких не встречается.

Аккомодация после твердого характерна только для [и], реализующегося в этой позиции как [ы], что в некоторых случаях отражает и орфография: Ира играла одна [иръ игралъ дна] – С Ирой сыграет Ирена [сыръй сыграйьт ирэнъ].

1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

Заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, аккомодирующий в конце своей длительности

Среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, сильно редуцированный, нелабиализованный

Среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

Неверхнего подъема, нелабиализованный

Переднего ряда, средне-верхнего подъема, слабо редуцированный, нелабиализованный

Переднего ряда, нелабиализованный

Средне-заднего ряда, средне-верхнего подъема, нелабиализованный

2. Почему в некоторых случаях невозможно опознавание? Что такое дифференциальный и избыточный признаки звука?

3. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области гласных: Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей (А. Ахматова).

4*. Почему носители русского языка не замечают количественной редукции?

Тема № 4. Классификация согласных

Фонетические процессы в области согласных

Любой согласный определяется четырьмя признаками – одним акустическим и тремя артикуляционными. По акустическому признаку согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие.

У согласных – два основных артикуляционных признака (место и способ образования) и один дополнительный, который может отсутствовать (палатальность, или мягкость).

В русском языке существуют следующие артикуляционные характеристики согласных:

Место образования. Это классификация по органам произношения , образующим преграду воздушной струе.

Г у б н ы е

губно-губные губно-зубные

[б/б’], [п/п’], [м/м’] [в/в’], [ф/ф’]
Я з ы ч н ы е

  


переднеязычные среднеязычный заднеязычные

  [j] [г/г’], [к/к’], [х/х’]

зубные небные

[д/д’], [т/т’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [р/р’], [ч’/д’ж’]

[л/л’], [н/н’], [ц/дз]
Способ образования. Это классификация по характеру преграды.

Смычные – органы произношения полностью смыкаются: [б/б’], [п/п’], [д/д’], [т/т’], [г/г’], [к/к’].

Щелевые – между органами произношения остается щель: [в/в’], [ф/ф’], [с/с’], [з/з’], [ш], [щ],[ж], [х/х’].

Смычно-щелевые (аффрикаты) – начальная фаза артикуляции – смычка, конечная – щель: [ц/дз], [ч’/д’ж’].

Смычно-проходные – смычка и щель осуществляются одновременно: носовые [м/м’] и[н/н’], боковые [л/л’] или попеременно: дрожащие [р/р’].

Артикуляционные признаки согласных удобнее определять по мускульным впечатлениям при его произношении.

Полная характеристика согласного:

[р] – 1. сонорный; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-проходной, дрожащий; 4. твердый.

[в’] – 1. шумный, звонкий; 2. губной, губно-зубной; 3. щелевой; 4. мягкий.

[дз] – 1. шумный, звонкий; 2. язычный, переднеязычный, небный; 3. смычно-щелевой; 4. твердый.

Позиционные процессы .

Оглушение в абсолютном конце слова.

Шумный на конце русского слова может быть только глухим: здесь будет город-сад (В. Маяковский) – [з’д’эс’ буд’ьт горът сат]. В первых двух словах конечный согласный всегда глухой, а во вторых чередуется со звонкими: города-сада .

Вокализация – приобретение согласным признаков гласного.

Согласный [j] встречается только в положении непосредственно перед ударным гласным: ель . В остальный позициях он реализуется как согласный звук, близкий к гласному [и]: еловый [йи э ловый].

Комбинаторные процессы .

Ассимиляция – уподобление звуков в речевом потоке. В зависимости от акустико-артикуляционных признаков, по которым уподобляются звуки, выделяют несколько видов ассимиляций.

Ассимиляция по акустическим признакам происходит наиболее регулярно и знает только одно исключение: перед шумным звонким [в]/[в, ] звонкие и глухие согласные различаются, т.е. глухие не приобретают ассимилятивной звонкости.

1. по звонкости: просить-просьба [проз’бъ]

2. по глухости: сводить-сводка [своткъ]

Ассимиляция по твердости/мягкости происходит непоследовательно. Во-первых, разные сочетания согласных произносятся по-разному: зубной перед мягким зубным, как правило, смягчается – возраст [возраст], но расти [рс’т’и], а зубной перед мягким губным факультативно смягчается в корне и сохраняет твердость на стыке приставки и корня – сбой [збой] и сбил [зб’ил]. Во-вторых, одни и те же сочетания произносятся по-разному в разных словах: январь и сентябрь имеют конечный [р’], но январский произносится [йи э нварск’ий], а сентябрьский –[с’и э н’т’абр’ск’ий].

Наметилась устойчивая тенденция к утрате ассимилятивной мягкости. В орфоэпическом словаре 1989 года издания слова конституция, институт имеют факультативное произношение [ст’] и [с’т’], а в словах четверокурсник , холстина произношение , [с’т’] дается уже только как допустимое.

3. по мягкости: лист-листик [л’ис’т’ик]

4. по твердости (только на стыке корня и суффикса или суффикса, начинающегося с зубного): кровь-кровный , Русь-русский , царь-царство . Здесь есть исключения: январь-январский , но июнь-иньский .

Ассимиляция может происходить по нескольким признакам: сделать [з, дэлът, ] – звонкость и мягкость; советчик [св, эч, ч, ик] – способ образования, место образования и мягкость. Последний случай называется полной ассимиляцией, потому что предшествующий звук превратился в последующий, уподобясь ему по всем дифференциальным для них признакам.

5. по месту образования (всегда полная): сшить [шшыт, ].

Буквенное сочетание сч произносится как [ш, ш, ] или [ш, ч, ], что отражает процесс ассимиляции по месту и способу образования, а в случае с зч еще и по глухости. Фонетический процесс здесь двунаправлен: одновременно осуществляются прогрессивная и регрессивная ассимиляции. Перед аффрикатой [ч, ] звонкий, зубной и твердый [з], оставаясь щелевым, приобретает глухость, небность и мягкость, а [ч, ] ([т, + ш, ]) после [з] утрачивает артикуляционную фазу смычки и становится щелевым: отсюда два мягких [ш, ]: извозчик [извош, ш, ик].

Долгий звук [ц], передаваемый буквенным сочетанием тьс/тс в инфинитивах и личных формах глаголов обычно рассматривается как результат ассимиляции по способу образования. Скорее, можно говорить об адаптации согласных, по технологии напоминающей аккомодацию. Здесь происходит именно приспособление артикуляций согласных, а не уподобление звуков [т] и [с] звуку [ц]. Взрывной [т] и щелевой [с], произносимые друг за другом, последовательно воспроизводят две фазы артикуляции аффрикаты [ц]. В результате слитного произношения [тс] должен бы получаться обычный [ц], но так как произносительная энергия отпущена не на две фазы одного звука, а на реализацию двух звуков [тс], то фаза выдержки продолжается дольше, чем при произнесении [ц], в результате чего [ц] получается долгим: в матраце спица никак не спится [вмтрацъ сп’ицъ / н’икак н’и э сп’иццъ].

Диссимиляция – процесс расподобления звуков.

Встречается только в словах легкий и мягкий и их производных.

В полной и краткой форме прилагательного легкий чередуются [х’] и [г] легок . Звук [г] находится в сильной позиции, т.к. стоит перед гласным, а в слове легкий [л’ох’к’ий] он претерпевает следующие трансформации:

1. ассимилирует по глухости

2. ассимилирует по мягкости

3. диссимилирует по способу образования: [г] и [к] взрывные, а [х’] щелевой.

Диэреза (выкидка) – процесс выпадения согласного в труднопроизносимой группе согласных: сердце [с’эрцъ], праздник [праз’н’ик].

Задания:


1. Опознайте звук и приведите слово, в котором он встречается:

сонорный; переднеязычный, зубной, огубленный; смычно-проходной, боковой; мягкий

шумный, звонкий; заднеязычный; щелевой; твердый

шумный, звонкий; переднеязычный, небный; смычно-щелевой; мягкий

2. Затранскрибируйте текст и опишите фонетические процессы в области согласных: Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука (С. Есенин).

3. Звук [] называют обычно «г фрикативный». В каком случае это неправильно?

страница 1

Звуки подвергаются взаимовлиянию и изменяются в зависимости от места, которое они занимают в составе слова. Изменения звуков связаны с их положением или позицией в слове. Такие изменения называются позиционными изменениями. Существуют несколько типов позиционных изменений.

Позиционные изменения

Комбинаторные изменения

Позиционные изменения вызваны произносительными позициями, т. е. положением звука по отношению к ударению или к месту в слове.

Позиционные изменения делятся на:

§ Редукцию – это ослабление и изменение безударных слоговых звуков, обычно гласных.

§ Полная – полное исчезновение гласного или целого слога в слове

Неполная

ü Количественная – При качественной редукции происходят такие изменения гласного, при котором он изменяет свои качества. Качественной редукции подвергаются гласные а, о, э: дом - дома.

ü Качественная - Означает, что согласный звук звучит короче и слабее в безударном положении, чем под ударением. В русском языке количественной редукции подвергаются гласные звуки и, ы, у: ед.ч. [лес] – [лиса] мн. ч.

§ Оглушение - происходит у звонких согласных перед паузой.

Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляционно близко расположенных звуков друг на друга.

1. Аккомодация – это частичное приспособление артикуляций смежных согласных и гласных звуков в потоке речи. ЛЮК (ЛУК)

2. Ассимиляция – артикуляционное уподобление однотипных звуков в потоке речи. , т.е. приобретение фонетического сходства. Если предшествующий звук звонкий, а последующий глухой, то предшествующий может стать глухим: шуба - шубка.

3. Сингармонизм – гласные в аффиксах уподобляются гласному в корне.

4. Диссимиляция – звуки расподобляются. БОМ БА – БОН ДА, ДОК ТОР – ДОХ ТОР – регрессивная, контактная, неполная.

5. Диереза – это выпадение звуков. ПРАЗДНИК, СОЛНЦЕ, ЗДРАВСТВУ ЙТЕ.

Разновидностью диерезы является гаплология (выпадение слога) ЗНАМЕНО НО СЕЦ, МИНЕРАЛО ЛО ГИЯ

6. Эпентеза – процесс вставки букв (в, v,j) – РАДИО – РАДИВ О, ЛАРИОН – ЛАРИВ ОН, КАКО-КАКАВ О, СРАМ – СТ РАМ, ШПИОН – ШПИЙ ОН

7. Протеза – вставка звуков, только в начале слова. 8 - В ОСЕМЬ

8. Метатеза – взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Чаще всего бывает при заимствовании, при переходе в диалекте глаголов, при освоение детьми речи взрослых. МРАМОР – MARMOR (лат.), ТАРЕЛКА – TALLER (нем).

Аккомодация

Аккомодация (приспособление) возникает между согласными и гласными звуками, стоящими рядом. Аккомодация может приводить к появлению дополнительных звуков (так называемых глайдов).

Например, в произношении слова воля, можно расслышать очень короткий звук у между звуками в и о.

Ассимиляция

В процессе ассимиляции происходит артикуляционное и акустическое сближение звуков - согласных с согласными, гласных с гласными.

Например, слово отдать произносится как [аддать], в результате чего последующий звук д уподобляет предшествующий звук т, создавая ассимиляцию.

Диссимиляция

Диссимиляция представляет собой процесс, обратный ассимиляции. При взаимодействии согласных звуков с согласными, а также гласных с гласными эти звуки могут расподобляться.

Например, в разговорной речи слово трамвай произносится как [транвай]. Здесь происходит диссимиляция - два губно-губных звука м и в расподобляются, образуя, переднеязычный звук н и губно-губной звук в.

Эпентезы

Процессы с названием эпентезы (вставки) имеют диссимилятивную основу. В результате этого процесса происходит вставка звуков в или й между гласными.

Например, слово радио произносится как [радиво], слово скорпион - как [скорпиён], а слово какао - как [какаво]. Иногда происходит вставка очень короткого звука между двумя согласными, например, слово нрав может произносится как [ндрав].

Протезы

Протезы (надставки) - это разновидность эпентез, но они приставляются спереди к началу слова. Например, в южнорусских диалектах слово шла произносится как [ишла]. Здесь приставляемый звук и позволяет разгрузить группу начальных согласных. Другой пример - произнесение слова это как [ето].

Диерезы

Диерезы (выкидки) могут иметь ассимилятивную или диссимилятивную основу. В первом случае устраняются звуки между гласными, а во втором - выкидывается один из двух одинаковых или подобных слогов.

Например, слово честный произносится как [чесный], а минералология - как [минералогия].

Фонетические чередования

Фонетическими чередованиями называются изменения звуков в потоке речи, вызванные фонетическими процессами современного языка. Например, в словах воды-вода-водовоз (читается как [вады-вада-вадавоз]) чередуются ударные и безударные гласные, образуя различные варианты фонемы о. В словах друг-друга происходит чередование звонких и глухих согласных звуков. Эти слова читаются как [друк-друга], при этом фонема к является вариантом фонемы г.

Традиционные чередования

Традиционные чередования не обусловлены фонетической позицией, а складываются исторически. Они не имеют ни смысловой, ни фонетической причины появления, а сохраняются лишь в силу традиции. Например, чередования сон-сна, пень-пня, простой-упрощение, брюзга-брюзжать, запоздать-позже.




Top