Все актеры, сыгравшие Остапа Бендера (18 фото). Остап сулейман ибрагим берта мария бендер-бей

Одними из моих самых любимых книг являются «12 стульев» и «Золотой теленок». И я так подозреваю, что не только мне нравятся эти книги. Блестяще прописаны главные герои, чудесные диалоги, никаких излишеств в деталях. Читать одно удовольствие.
Впервые я прочел эти книги, когда мне было лет так 12-13. Потом естественно перечитывал. Неоднократно перечитывал. И каждый раз меня увлекали географические названия. В этом посте я попробую собрать все населенные пункты, где разворачиваются действия книги «12 стульев».
Начинается вся история в некоем загадочном уездном городе N . По сути это собирательный образ всех крошечных городков СССР. А вот дальше действие переплывает в Старгород. С таким названием города в нашей стране никогда не существовало. Зато он существовал в произведениях Н.Лескова и В.Лихачева. Ну и соответственно Ильфа и Петрова.
Версий о прообразе существует несколько. Основная говорит о том, что Старгород это Старобельск. Кстати с удивлением обнаружил, что в сообществе russiantowns оттуда нет ни одного поста. Пришлось дёрнуть фотографию из интернета.

Другие версии мне кажутся совсем фантастическими, но не лишенными смысла. Так на одном из форумов есть рассуждения о том, что Воронеж можно считать прототипом Старгорода. В пользу этой теории говорит факт открытия трамвая. По времени совпадает. Хотя к слову в те же годы трамвай был открыт и в Туле, и в Златоусте, и в Перми, и в Ногинске…
На мой взгляд, кстати, Ногинск тоже логичный вариант. Сцена, где приезжает съемочная группа из Москвы вроде бы намекает, что ехать операторам было относительно недалеко. И именно по этой причине они задержались по дороге снять закат. Отличная ж фактура. Ехать же в Старобельск из столицы было бы странно. Слишком далеко.

Если с первыми двумя населенными пунктами, фигурирующими в произведении «12 стульев» можно строить предположения до бесконечности, то дальше сюжет приводит читателя в Москву. Приводит на поезде. Там очень интересно описаны и вокзалы, и пассажиры, и атмосфера железнодорожного транспорта.
Из-за непотребств Ипполита Матвеевича в столице, герои упускают заветные стулья и вынуждены продолжить путешествие. Снова по ж/д. На этот раз до Нижнего Новгорода. Там им удается на некоторое время устроиться на «Скрябин». И дальнейшее путешествие развивается по воде.
Первую остановку теплоход совершает в населенном пункте под названием Бармино. Это нижегородская область. Здесь никаких загадок нет. А вот со следующей снова начинаются вопросы. Помните знаменитый межпланетный шахматный конгресс? Да-да. Речь именно про Васюки. Такого населенного пункта не существует на Волге (зато есть в Смоленской области и в Белоруссии), но мнения исследователей сходятся на двух вариантах. Прототипом легендарных Васюков служит либо Васильсурск, либо Козьмодемьянск.

Фотки взял в жруналах zorych и glazelki соотвественно.

После бегства на лодке из Васюков профессиональные туристы Киса и Ося оказываются в Чебоксарах. Город известный и широко представленный в интеренете. Мне понравилась фотография chronograph

И уже из Чебоксар наши герои попадают в Сталинград. Снова по воде в этот раз на теплоходе «Урицкий». Да, фотография не имеет никакого отношения к тому городу, что имели в виду Ильф и Петров, но, увы. После Великой Отечественной Войны от города Царицын почти ничего не осталось и ассоциируется он сегодня исключительно с подобными монументами и подвигом нашего героического народа.

Выяснив, что в Сталинграде театр играть не будет, а соответственно и стульев компаньонам не видать, они отправляются на Кавказ. Маршрут пролегает через Ростов-на-Дону до Минеральных вод снова по ж/д.

По дороге искатели бриллиантов на какое-то время расстаются. Остапа выгоняют из поезда на станции Тихорецкая. Однако к вечеру он догоняет Кису, и они вместе на дачном поезде прибывают в Пятигорск.

Не буду напоминать о легендарном монтере Мечникове, сцене с попрошайничеством и прочих красотах разворачивающихся в Пятигорске. Перейдем сразу к дальнейшему маршруту. Театр уезжает в Тбилиси через Махачкалу и Баку по железной дороге, а искатели приключений принимают стратегическое решение добраться до Владикавказа и оттуда выдвинуться по военно-грузинской дороге в Тбилиси.

До Владикавказа концессионеры вновь добираются порознь. Остапа выгоняют из поезда в Беслане, и он добирается во Владикавказ на другом поезде. И уже здесь они принимают стратегическое решение идти пешком по военно-грузинской дороге.

Здесь фигурирует село Балта (на сегодняшний день его поглотил Владикавказ), станция Ларс, селение Сиони, Мцхета и под вечер очередного дня своих скитаний они въезжают на арбе в Тифлис (ныне Тбилиси).

Казалось бы здесь можно было бы и закончить путешествие, но неутомимые писатели переносят героев для начала в Батуми (суда по всему по ж/д), а дальше на пароходе «Пестель» в Ялту. По сюжету параход шёл в Одессу, но из-за шторма минуя Анапу, он оказывается в Ялте. На этом скитания героев заканчиваются.

Финал книги «12 стульев» разворачивается в Москве. Искатели бриллиантов так и не находят сокровища. Присутствует здесь и подлое предательство Кисы, и разочарование и трагедия. Однако к географии всё это уже не имеет отношения.

Отдельного внимания заслуживают телодвижения отца Фёдора. Свой путь он начинает из уездного города N , далее идет Старгород и на этом пути с основными героями романа расходятся. Отец Фёдор отправляется по маршруту Харьков, Ростов-на-Дону, Баку, Зелёный мыс, Махинджаури, Батуми, Тифлис, ну и собственно военно-грузинская дорога.
Единственное, что меня смущает в маршруте отца Федора это наличие такого населённого пункта как Зеленый мыс.

Итак подведем итог, где разворачиваются события книги:
1. Уездный город N
2. Старгород
3. Москва +
4. Нижний Новгород +
5. Бармино
6. Васюки
7. Чебоксары
8. Сталинград
9. Ростов-на-Дону
10. Минеральные воды +
11. Тихорецк
12. Пятигорск +
13. Владикавказ +
14. Беслан
15. Махачкала
16. Баку +
17. Тбилиси +
18. Мцхета
19. Сиони
20. Станция Ларс +
21. Батуми
22. Ялта
23. Харьков
24. Зеленый мыс (хутор в Ростовской области)
25. Махинджаури
Так же в книге упоминается и Киев, и Моршанск, и Одесса, и Париж и множество других населенных пунктов, но поскольку действие там не разворачивается то и разбирать их нет особого смысла. Вроде бы всё. В следующем посте разберём географию книги «Золотой телёнок».
А ну и да. Конечно же, я не мог не потешить своё ЧСВ. Плюсиками я отметил места, где мне доводилось бывать. Не так-то уж и много вышло.


Когда заходит разговор об экранизациях бессмертных романов Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой телёнок", сразу разгорается спор - какой актёр лучше всего представил образ Остапа Бендера на экране. При этом вспоминают только трёх актёров - Арчила Гомиашвили, Андрея Миронова и Сергея Юрского. А ведь образ Великого Комбинатора воплотили не только они. Про остальных даже и не вспоминают (а может и не знают). Так, давайте, устраним эту несправедливость и вспомним всех актёров, сыгравших Остапа Бендера

Первой адаптацией романа "12 стульев" в кино стала чешско-польская постановка 1933 года. Фильм был адаптирован под европейские реалии и Великого Комбинатора там переименовали в Владислава Клепку в исполнении Адольфа Дымша

В 1936 году вышел английский фильм "Пожалуйста сидите". Это ещё одна адаптация по мотивам романа. Здесь Джордж Формби сыграл Комбинатора под именем George Withers

В 1938 году был снят адаптированный под немецкие реалии фильм "Тринадцать стульев". Ганс Мозер сыграл помощника охотящегося за наследством парикмахера

В 1957 в Бразилии снял ремейк немецкого фильма. Вот только помощника парикмахера сделали дамой в исполнении Ренаты Фронци

Ещё один ремейк про парикмахера был снят в 1969 году. Это итальяно-французская комедия "Один из тринадцати" ("12+1"), в котором опять наследнику помогает очаровательная девушка в исполнении Шэрон Тейт

В 1962 году вышел Кубинский фильм "12 стульев". Действие фильма происходит на Кубе, вскоре после Кубинской революции. Главных героев зовут Оскар и дон Иполито. В этом фильме кубинского Великого Комбинатора сыграл Рейнальдо Миравальес

Первым отечественным Остапом Бендером стал Евгений Весник. Правда не в кино, а в театре. В 1956 году он сыграл его в постановке "Золотого телёнка" Эммануила Краснянского. А затем и в "12 стульях" Эраста Гарина


В общей сложности, по воспоминаниям самого Евгения Весника, он сыграл "великого комбинатора" шестьсот раз

Первым же экранным воплощением Остапа стал Игорь Горбачёв. Появился он в 1966 году в телеспектакле Ленинградского телевидения "12 стульев"

Следующим Комбминатором стал Сергей Юрский в знаменитой постановке "Золотого телёнка" Михаила Швейцера в 1968 году


Примечательно, что на момент съёмок фильма возраст Юрского составлял 33 года, в полном соответствии с романом: "Мне тридцать три года - возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?.."

В 1970 году в американской экранизации "12 стульев" Бендера сыграл Фрэнк Ланджелла

Ну, а в следующем, 1971 году, на экраны вышли "12 стульев" Леонида Гайдая, где Остапом стал Арчил Гомиашвили

Кстати Арчил Гомиашвили сыграл роль Остапа дважды: в "12 стульях" Леонида Гайдая и в фильме "Комедия давно минувших дней" Юрия Кушнерёва, вышедшем в 1980 году

Следующим Комбинатором стал Андрей Миронов в четырёхсерийном фильме-мюзикле "12 стульев" Марка Захарова

В 1993 году вышел фильм Василия Пичула "Мечты идиота", снятый по мотивам "Золотого телёнка". В этом фильме роль Остапа сыграл певец Сергей Крылов

Через 10 лет, в 2003 году, появился ещё один очень оригинальный Бендер - в фильме немецкого режиссёра Ульрике Оттингер "Двенадцать стульев" главную роль сыграл одессит Георгий Делиев

В музыкальной новогодней постановке "12 стульев" 2005 года роль Великого Комбинатора на себя примерил ещё один шоумен - Николай Фоменко

Ну, и последним (или крайним, как сейчас модно выражаться) Остапом Бендером стал Олег Меньшиков в восьмисерийнам сериале "Золотой телёнок" в 2006 году

Было ещё несколько зарубежных постановок по мотивам романа "12 стульев", например иранский фильм "12 сидений", австрийский "Мой дедушка и 13 стульев" или шведский "Семь чёрных бюстгальтеров". Но информация по ним крайне скудная.

Во время подготовки к съёмкам фильма "12 стульев" самая большая проблема возникла с исполнителем главной роли — Остапом Бендером. Весь январь и практически весь февраль Гайдай и его ассистенты безуспешно пытались найти актера, который сумел бы воплотить на экране этого героя. Гайдаю был необходим актер, который оказался бы полной антитезой Сергею Юрскому, сыгравшему великого комбинатора в фильме "Золотой теленок". В этих поисках Гайдай пересмотрел чуть ли не всех советских звезд мужского пола, кто по своему возрасту, внешним данным и таланту подходил на эту роль. Были просмотрены более ста актеров, прошли 23.


Чтобы было ясно, каким тщательным был отбор, давайте посмотрим удавшиеся найти фотопробы этих актёров

Олег Борисов

Александр Лазарев

Андрей Миронов

Анатолий Кузнецов

Николай Губенко

Спартак Мишулин

Евгений Евстигнеев

Фрунзик Мкртчян

Никита Михалков

Владимир Басов

Валентин Гафт

Алексей Баталов

Александр Ширвиндт

Александр Пороховщиков, Евгений Киндинов, Олег Басилашвили, Леонид Каневский

Михаил Козаков

Поскольку время поджимало, а главного исполнителя все не было, Гайдай решил пойти самым простым путем: он предложил эту роль актеру, который из их числа выглядел наиболее выигрышно - Владимиру Высоцкому.

Тот, не избалованный чрезмерным вниманием к своей персоне киношных режиссеров (за 10 лет сыграл в кино всего лишь две главные роли, причем, один фильм "Интервенция" - до зрителей при его жизни так и не дошел), согласился. Но в начале марта, когда пришло время сниматься, Высоцкий внезапно сорвался в очередное "пике" - то есть попросту запил. И Гайдаю пришлось срочно искать ему замену, причем опять из того же списка. Новым кандидатом на роль Бендера стал Александр Белявский

Именно с ним 10 марта 1970 года начались съемки фильма в 6-м павильоне "Мосфильма". Однако начались они неудачно. Почему? Перед началом работы, по давно заведенному обычаю, Гайдай должен был разбить бутылку шампанского. Так сказать, на удачу. Но она не разбилась. По всем приметам это был плохой знак. Гайдай очень сильно расстроился и на все заверения своих коллег, что все обойдется, ответил: "Нет, я чувствую, что это неспроста. Мы еще хлебнем горя на съемках". Как в воду глядел.

Спустя девять дней после начала съемок, они были остановлены: Сергей Филиппов оказался по актерской фактуре рельефнее Белявского, чего не должно было быть. Поскольку другого исполнителя на роль Бендера на тот момент больше не было руководство студии продлило срок начала съемок аж на целый месяц - до 16 апреля. До этого дня кровь из носу требовалось найти подходящего актера. Но где его искать, если до этого был перелопачен чуть ли не весь Советский Союз?

И тут кто-то рассказал ему, что в где-то уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили. Гайдай срочно пригласил его на пробы. 23 марта состоялась кинопроба с Арчилом Гомиашвили, которая вполне удовлетворила худсовет

Но нужна была еще виза Госкино.

В один из дней Гомиашвили повезли в Комитет, чтобы показать самому зампреду Баскакову. Тот же, нахмурив брови, спросил: "Почему в роли Бендера должен сниматься грузин?" На что присутствовавший на встрече Григорий Чухрай ответил: "А почему бы и нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподданный, но мама вполне могла быть грузинкой". Зампред посмеялся над находчивостью Чухрая и утвердил на роль доселе мало кому известного Гомиашвили....

Источник

Федор Раззаков "Чтобы люди помнили". "Эксмо" - 2006

Сочинение

ОСТАП БЕНДЕР - герой романов (дилогии) И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев» (1927-1928) и «Золотой теленок» (1930-1931). «Молодой человек лет двадцати восьми» в первом романе и чуть старше тридцати во втором, «сын турецко-подданного», как он себя аттестует, прозванный «великим комбинатором» за две свои авантюрные комбинации, составляющие сюжет дилогии, одна из которых была связана с поисками бриллиантов мадам Петуховой, зашитых в стульях семейного гарнитура, а другая имела объектом тайные капиталы подпольного миллионера Корейко. Оба предприятия О.Б. закончились провалом: в первом романе ему перерезали горло, правда, не смертельно; во втором - ограбили, когда он с добытым ценой долгих усердий миллионом пытался перейти границу, чтобы воплотить свою «американскую мечту». Однако, несмотря на такую печальную (и назидательную) развязку, О.Б. сохранил звание «великого комбинатора» и под этим прозвищем вошел в историю. Образ О.Б. скорее всего не имел прямого прототипа, хотя ряд лиц претендовали на эту роль или выставлялись в качестве претендентов. Например, В.П.Катаев, утверждал, что герой «написан с одного из наших одесских друзей», имевшего другую фамилию, но то же имя - Остап. Это был оперативник городского Угро, человек «романтического, чисто черноморского характера». С данным лицом, возможно, связаны детективные способности О.Б., которые тот выказывает в расследовании дела Корейко. Прототипом героя называют также другого одессита - «денди» Остапа Шора. Отдельные черты О.Б. усматривали у брата Ильфа - А.Файнзильберга; упоминается также некий Митя Бендер, на квартире которого в 1920 г. собирались одесские литераторы. Дилогия Ильфа и Петрова - откровенно цитатное произведение, перенасыщенное литературными реминисценциями и бесчисленными заимствованиями (от сюжетных до фразеологических). Цитатным героем выступает О.Б., что среди прочего выражается в прямых и косвенных отождествлениях с известными литературными персонажами: «Я типичный Евгений Онегин…» и т.п. В этой связи особое значение приобретает вопрос художественной родословной героя. Древнейшими предками О.Б. являются плуты античной комедии, в особенности римской паллиаты (например, Псевдол у Плавта), а также их многочисленные наследники в литературе (и драматургии) нового времени, в жанрах плутовского и авантюрного романа. Это мольеровский Скален и Труффальдино Гольдони, Жиль Блаз Лессажа и Фигаро Бомарше (последний - каким он представлен в «Севильском цирюльнике»). От этих персонажей О.Б. унаследовал менталитет плутовского героя, который, по словам М.М.Бахтина, «поставлен по ту сторону всякого пафоса» и выступает носителем «веселого обмана», направленного против «ортодоксальных» ценностей. О.Б. прямо не посягает на «ортодоксию» советской действительности; он ее просто игнорирует, творя «веселый обман» и искусную псевдологию. Для этого в первом романе надевает традиционную маску ловкого и предприимчивого валета, находящегося в услужении у недалекого господина: О.Б. нанят в качестве «концессионера» хозяином двенадцати стульев, бывшим предводителем дворянства Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым. Д.С.Лихачев отмечал ряд сюжетных и портретных совпадений между героем дилогии и Джинглем («Посмертные записки Пиквикско-го клуба» Диккенса), называя последнего литературным «дедом» О.Б. В нем находили черты и другого персонажа диккенсовского романа - Сэма Уэллера. Ю.К.Щеглов усматривал явное родство О.Б. с Рокамболем Пон-сона дю Террайля: оба жулика мечтают о спокойной респектабельной жизни, используют рискованные аферы, жертвой которых чаще всего оказываются проходимцы. В жилах О.Б. течет кровь двух самых замечательных авантюристов русской литературы XIX»Шв.- Чичикова и Кречинского. Подобно Чичикову, О.Б. владеет приемами мимикрии, умением приспосабливаться к людям и обстоятельствам, находя в каждом случае подобающую маску. По опыту Кречинского О.Б. строит одну из комбинаций на женитьбе. Однако существенны различия. Жертвой Кречинского становится добропорядочное семейство Муромских. Махинации О.Б. направлены на таких же мошенников, как он, а иногда гораздо ббльших. В современной Ильфу и Петрову литературе самые близкие к О.Б. персонажи - это Аметистов («Зойкина квартира» Булгакова), Беня Крик И.Бабеля, «великий провокатор» Хулио Хуренито И.Эренбурга. Герой Ильфа и Петрова сделался едва ли не самым популярным персонажем в компании авантюристов и мошенников мировой литературы (во всяком случае для русского читателя). Обаяние О.Б. оказалось настолько сильным, что почти полностью заслонило сомнительные стороны его предприимчивой натуры. С момента первого появления герой сразу же располагает к себе читателя и далее всячески старается это расположение поддержать. Секрет обаяния О.Б. обусловлен прежде всего тем, что среди многочисленных контрагентов героя нет ни одного, который мог бы вызвать сочувствие или симпатию. На этот момент обратила внимание еще А.А.Ахматова (в связи с эпизодами в литерном поезде, следующем на «смычку» восточной магистрали): «В поезде, набитом писателями, жулик оказывается талантливее и умнее их всех». В самом деле, О.Б. талантлив и умен, широк натурой и не лишен благородства. Все это особенно заметно на фоне компаньонов героя (жадного и мелочного Кисы Воробьянинова, трусливого и нечистоплотного Паниковского, кромешно глупого Шуры Балаганова), не говоря уже о его жертвах, надувательство которых только поднимает О.Б. в глазах читателей. Ум О.Б. лишен расчетливости. Герой часто следует обходными путями, выказывающими романтический характер этого авантюриста. (Чтобы выпотрошить один из двенадцати стульев, что достался вдове Грицацуевой, не обязательно было жениться на ней.) В свете этого романтизма не кажется «неправдой характера», как считал писатель К.Симонов, попытка О.Б. освободиться от миллиона, отправив его в посылке на адрес Наркомфина. Выполняя «роль розги для жуликов и дураков» (Ю.К.Щеглов), герой вершит справедливость, хотя сам того до конца не осознает и не стремится к этому. В данном ракурсе оправданны сопоставления О.Б. с булгаковским Во-ландом (частая в литературоведении тема). Как и Воланд, О.Б. наказует порок и не посягает на добродетель. Подобно Воланду, повелевающему царством теней, О.Б. промышляет на теневой стороне советской действительности, в ее подворотнях, медвежьих углах и вороньих слободках. Принципиальное отличие картины мира, воссозданной в дилогии, от orbis pictus булгаковского романа: территория, на которой обитает О.Б. с его компаньонами и жертвами, имеет тесный, ограниченный характер, а за ней расстилаются широкие просторы торжествующего социализма. По ходу сюжета эти светлые дали все более расширяются, тогда как пространство О.Б. сжимается, уменьшаясь в объеме, наподобие шагреневой кожи, и к концу второго романа О.Б. не находит места, где бы он мог себя применить, а главное, потратить собственный миллион, добытый с таким трудом. В фигуре О.Б. исследователи отмечали наряду с плутовской некую демоническую составляющую. Д.С.Лихачев обратил внимание, что зеленый костюм О.Б. (такой же у Джингля) указывает на цвет дьявола, «зеленого змия». Из этого наблюдения Ю.К.Щеглов вывел формулу героя, существующего, по мнению ученого, в двух постоянных ипостасях - плутовской и демонической. Последняя выражается в редкой проницательности О.Б. и в его способности подчинять своему влиянию разных людей. Такое толкование не лишено почвы. Существует давняя традиция наделять образ мошенника демоническими чертами, свойственными, например, Чичикову и отчасти Хлестакову. «Цитатный» герой Ильфа и Петрова не остался в стороне от этой традиции. Вместе с тем ни одну из основных функций дьявола (искусителя, провокатора и профанатора) О.Б. не исполняет сколько-нибудь последовательно, напротив, его самого искушают (взятками) и провоцируют на дурные поступки (постоянная роль Кисы Воробьянинова). Нет в О.Б. и демонизма «олитературенного, печоринского толка» (точка зрения Щеглова): герой не убивал никого (его пытались убить), не бунтовал против действительности (только лишь бегло обмолвился о «разногласиях» с советской властью и о том, что ему «скучно строить социализм»). Жертва любовной интриги О.Б.- вдова Грицацуева - все-таки не княжна Мери, чью жизнь сломал «демон» Печорин. Фигура О.Б., если судить роман «более реалистично» (по словам Д.С.Лихачева), может рассматриваться как характерный пример образа-маски, «феноменология» которого складывается из плутовской интриги, а также многочисленных «мо» героя, вошедших в пословицы и поговорки: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!», «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» и проч. В киноверсии дилогии Ильфа и Петрова наиболее удачные воплощения образа О.Б. принадлежали С.Ю.Юрскому (фильм М.А.Швейцера «Золотой теленок», 1968) и А.А.Миронову («Двенадцать стульев» режиссера М.А.Захарова, 1976).

Лит.: Яновская Л.М. «Почему вы пишете смешно?». М., 1969; Лихачев Д.С.

Литературный «дед» Остапа Бендера // Лихачев Д.С.

Литература-реальность-литература. Л., 1981; Курдюмов А. В краю непуганных идиотов. Книга об Ильфе и Петрове. Париж, 1983; Щеглов Ю.К.

Литературная генеалогия Остапа Бендера и его функции в романе // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Щеглов Ю.К. Комментарии. М., 1995. С.30-45.

Остап Бендер – главный герой знаменитых романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Вне всякого сомнения, Бендер – один из самых ярких персонажей русской литературы, каждая реплика которого давно разобрана на цитаты. Это удивительно обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный, цель, вера и вечная страсть которого - деньги. Он не скрывает своей искренней любви к денежным знакам, и вся его жизнь подчинена их добыче. Несмотря на то, что в итоге все его грандиозные проекты терпят фиаско, Бендер всегда остается победителем – даже с перерезанным горлом, даже ограбленный и пойманный, как случилось с ним в развязках обоих романов.


Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".



Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.


Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрский , Арчил Гомиашвили , Олег Меньшиков , и, конечно же, Андрей Миронов .

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".




Top