Все министры культуры ссср. Министр культуры ссср фурцева екатерина: биография, деятельность, семья

Мерседес W116 – как у Высоцкого!

Почти два года назад вышел фильм, посвященный известному актеру, поэту, певцу, легенде брежневских времен Владимиру Семеновичу Высоцкому – «Высоцкий. Спасибо, что живой». На съемках этого фильма был задействован автомобиль Мерседес 1974 года выпуска, который является точной копией голубого Мерседеса Владимира Высоцкого.

Утро первого дня 1980 года выдалось пасмурным и туманным. Серо-голубой «Мерседес» мчался по пустынному Ленинскому проспекту. Ни на дороге, ни на тротуарах не было ни души – граждане и гражданки Советского Союза, досмотрев «Голубой огонёк» и вдоволь насмеявшись над монологами в исполнении Райкина и Хазанова, наконец уснули. Лишь одинокий пустой троллейбус, следовавший, несмотря на новогоднее утро, строго по графику, начал отъезжать от остановки. В честь праздника водитель даже решил не мигать левым подфарником – всё равно никого на дороге нет. Серо-голубой «Мерседес» он даже не успел заметить, и когда услышал удар в левый борт, искренне удивился: «Откуда тут взялся этот дипломат?!»

Однако иностранный автомобиль принадлежал отнюдь не дипломату – номера на нем были обычные, черные – 92-99 ММБ. Под этим номером в ГАИ Краснопресненского района столицы 8 июля 1976 года был зарегистрирован автомобиль «Мерседес-Бенц-380» с номером двигателя и шасси 11028-10023792. Владельцем этого автомобиля числился актер Театра на Таганке Владимир Семенович Высоцкий.

Серо-голубой «Мерседес» не был единственной машиной Владимира Высоцкого, но героем фильма стал именно он. Чтобы добиться полной исторической достоверности, создатели фильма подняли архивные документы и нашли ПТС машины Высоцкого. Узнав его индивидуальный номер, они обратились к дилеру «Мерседеса» по подержанным автомашинам и заказали точно такой же автомобиль. Затем было восстановлено лакокрасочное покрытие. При подготовке машины к съемкам использовались материалы из архива музея Высоцкого: фотографии, свидетельства друзей. В игровом Мерседесе все также, как в аутентичном, даже магнитола – один в один как у Высоцкого, Владимир Семенович почти всегда включал ее за рулем. На кассетах были его песни, записи спектаклей, по дороге он репетировал под магнитолу.

Владимир Высоцкий одним из первых в СССР купил себе этот Мерседес оригинального цвета «голубой металлик». К сожалению, следы автомобиля Владимира Семеновича потерялись где-то в Грузии еще в 1989 году. Но создатели фильма предоставили всем желающим прекрасную возможность познакомиться с точной копией этого автомобиля, выставив его на всеобщее обозрение в московском кинотеатре «Октябрь». Этой возможностью воспользовались и мы.Высоцкий был известен не только своим творчеством, но и особенной любовью к хорошим автомобилям и быстрой езде. Он был одним из немногих, кто мог позволить себе в 1970-1980 годы автомобили иностранного производства. И это были не просто автомобили, а лучшие в своих классах Mercedes и BMW.

Но все-таки первым автомобилем, который Владимир Высоцкий приобрел 1967 на собственные средства, была Волга ГАЗ-21, которая довольно скоро была разбита. В 1971 году Высоцкий стал один из первых счастливчиков, которому удалось купить новинку советского автопрома – автомобиль ВАЗ-2101 серого цвета с номерным знаком 16-55 МКЛ. Это был представитель первой установочной партии. Даже слово «Жигули» к нему еще не применяли, а называли его просто «Русский Фиат». Судьба этого автомобиля печальна: 31 июля 1971 года после футбольного матча Высоцкий заспорил с соседом-болельщиком, владельцем точно таких же «Жигулей», только зеленых, кто из них первым отвернет, двигаясь навстречу друг другу лоб в лоб. Владелец зеленых «Жигулей» оказался ничуть не менее азартным, чем сам Высоцкий, и обе машины разбились в лепешку. После восстановления «Жигули» были сняты с учета 11 октября того же года и кому-то проданы.

Первой же иномаркой Высоцкого стал Renault 16TS, который Марина Влади привезла из Франции. Этот шестилетний автомобиль стоил при продаже 3300 франков, что в советских деньгах составляло 500 рублей. Высоцкий попал на ней в аварию буквально в первый же день, въехав в стоящий автобус. Авария не была серьезной и автомобиль всё-таки удалось отремонтировать, хотя в те времена найти запчасти на иномарку было непросто. На этом Рено Высоцкий и Влади задумывали совершить путешествие в Париж, но машина с парижскими номерами не могла выезжать более чем на 100 километров за пределы Москвы. Друзья помогли сделать специальный пропуск и в 1973 году, Высоцкий и Марина Влади всё-таки совершили это автомобильное путешествие. По приезду во Францию Марина Влади опубликовала объявление в журнале Paris-Match: «Марина Влади продает машину … Справки по телефону…», после чего автомобиль был продан.

Буквально через год Владимир Высоцкий уехал на гастроли в Германию и привез оттуда два BMW 2500v SST: один цвета металлик, а другой – кремовый. На учет в ГАИ удалось поставить только одну автомашину, так как вторая числилась в угоне. Высоцкий ездил на обеих автомашинах, просто переставляя номера с одного на другой. В конце концов одну машину арестовал Интерпол, а на второй Высоцкий отправился во Францию, где ее успешно продал.

Наконец, Мерседес 1974 года выпуска (Mercedes 450 W116) – шикарный четырехдверный седан Высоцкий купил в Мюнхене в 1976 году. Это был автомобиль редкого для Европы цвета «голубой металлик». Приобрести автомобиль мечты Высоцкому помогли Марина Влади и его зарубежные друзья. На его покупку певцу пришлось истратить все деньги, вырученные от продажи BMW, и еще добавить несколько гонораров за концерты.Чтобы растаможить Мерседес, Высоцкий дал несколько бесплатных концертов перед советскими таможенниками. В благодарность ему позволили выплачивать таможенную пошлину за машину в рассрочку.

Именно этот автомобиль не раз ставил в тупик сотрудников Госавтоинспекции. В Москве хорошо знали, что у Брежнева есть пара-тройка Мерседесов, на которых генсек лихо передвигается по столице. Поэтому, увидев голубой Мерседес Высоцкого, постовые вытягивались по стойке смирно. Mercedes 450 W116, которым обладал Высоцкий, относился к мерсовскому семейству автомобилей S-класса, впервые появившихся в 1972 году. Мерседес W116 1972 года выпуска имел первую в мире систему ABS, гидропневматическую подвеску, а также трехступенчатую АККП. Этот модельный ряд, выпускавшийся вплоть до 1980 года, в основном состоял из «восьмерок» 350SE/SEL и 450SE/SEL. Также была дизельная модель 300SD с короткой базой (для североамериканского рынка), а флагманом стал 450SEL 6,9 с огромным 6,9– литровым V-образным восьмицилиндровым.

На все модели устанавливали дисковые тормоза на все колёса. Конструкция кузова была усилена множеством стальных поперечных и диагональных распорок. Зоны деформации спереди и сзади стали более энергоемкими. Поэтому эти автомобили стали одними из самых безопасных в мире.Форма капота была такой, что вся грязь, слетавшая с него, практически не попадала на переднее стекло. Имелись и специально разработанные для этих моделей стеклоочистители, которые очищали гораздо большую площадь ветрового стекла.
Салон W116 обшивался тканью, а в самых дорогих комплектациях AMG кожей.Mercedes 450SEL 6.9 AMG отличался более низким передним и задним бампером, боковыми аэродинамическими «юбками», колёсными дисками, которые предлагались покупателю в 3-х размерностях – 215/60R15 7J, 225/50VR16 8J и 235/45ZR17 8J. Хром отсутствовал. Подвеска была на один сантиметр ниже и жёстче. Мощность двигателя составляла 380 л.с. Ну чем не голубая мечта?
В 1974 году Mercedes 450SE получил премию «Автомобиль Года». Выпуск Mercedes S-Class в кузове W116 был прекращён в сентябре 1980 года. Всего было создано свыше 473 тысяч таких автомобилей. Владельцем одного из них и стал Владимир Высоцкий.
Но счастье длилось недолго, и этот автомобиль Высоцкого настигла авария. Седан был разбит 1 января 1980 года. Не справившись с управлением, Высоцкий на большой скорости врезался в трамвай. Вскоре этот автомобиль был отремонтирован и впоследствии продан.Интересно, что всем машинам Высоцкого была уготована одна участь – почти все они были разбиты вдребезги. Те, кто лично был знаком в Высоцким, вспоминают, что гонял Владимир Семенович страшно – менее 200 км/ч он не ездил.
aВ конце 1979 года на гастролях в Германии Высоцкий купит свой последний Мерседес –спортивное двухместное купе Mercedes 350 SLC желто-коричневого цвета. Этот автомобиль располагал восьмицилиндровым мотором в 3,5 литра с инжектором, который выдавал мощность в 202 л.с. при 5800 оборотах в минуту. Крутящий момент равнялся 29 килограммометрам. С такой энерговооруженностью купе с трехступенчатым автоматом могло достичь скорости в 200 км/ч. До Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на максимальной скорости он не справился с управлением и улетел в кювет. Этот Мерседес восстановили после смерти актёра, но из автосервиса его уже никто не забрал.

Однако гости задержались, на улице стемнело, и раритетное авто никто из них не заметил. К тому же разыгравшийся ветер и снег не давали даже оглядеться по дороге от транспорта до дверей БЦ «Высоцкий». Зато на машину обратили внимание прохожие. Мы же, пока ждали участников фуршета, успели вдоволь пофотографировать знаменитый автомобиль и расспросить о нем Андрея Гавриловского.

Андрей Гавриловский, девелопер, строитель самой высокой башни в Екатеринбурге «Высоцкий»:

О цене вопроса Гавриловский умалчивает - в том числе и во сколько обошелся ремонт мерседеса. Говорит, все эти пустые разговоры ни к чему. Бизнесмен вообще с неохотой рассказывает обо всех сложностях, которые возникали с приобретением и ремонтом знаменитого автомобиля. Но нам все-таки удается выведать кое-какие подробности ремонта. В частности - Андрей Гавриловский проговорился, что на одну только покраску ушло полтора месяца.

Андрей Гавриловский:

Сам Никита для фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» выбрал более яркий вариант «серо-голубого». Но когда узнал, что Янклович показал Гавриловскому на другой цвет, сказал: «Янкловичу лучше знать, он на этой машине ездил больше, чем я».

Вообще-то до открытия «Мерседес» никому показывать не собирались. Отреставрированная машина ждет дня рождения В.С. 25 января, когда откроется музей. Сейчас идут переговоры с Домом Высоцкого на Таганке, директор которого Никита Высоцкий взял под личный контроль создание второго в стране музея, посвященного его отцу.

Андрей Гавриловский взял под личный контроль приобретенный им знаменитый мерседес. Машина сейчас хранится на подземной парковке «Антея», так он даже к крыльцу «Высоцкого» перегнал ее сам, никому не доверил. Говорит, чтобы опробовать автомобиль, однажды поездил на нем по Екатеринбургу. Но больших впечатлений не получил - управлять, по сравнению с современными машинами, тяжелее, а раритетность авто все равно никто не оценил.

Для 1974 года автомобиль более чем шикарен. Здесь есть люк на крыше и коробка автомат, хотя стеклоподъемники еще механические. Сиденье водителя имеет собственную систему амортизации, благодаря которой при езде машина производит впечатление плавно плывущего корабля. К сожалению, не сохранилась родная магнитола. Впрочем, что тут рассказывать - смотрите сами!

О любви Владимира Семеновича Высоцкого к автомобилям слагаются легенды. Однако многие из них, по словам знакомых, лишь красивая выдумка. Что известно достоверно, так это то, что Высоцкий сел за руль автомобиля довольно поздно – в 30 лет, но сразу же полюбил процесс вождения машиной и за последующие 13 лет в его автопарке побывало семь автомобилей. К сожалению, большинство из них оказались разбиты, по словам знакомых артиста, «из-за агрессивной манеры вождения на скорости до 200 км/ч».

Первый автомобиль

В далеком 1967 году друг Высоцкого, Борис Диодоров, с которым он был знаком еще со времен Большого Каретного, посадил его за руль «Волги». Этот автомобиль был недоступен для большинства граждан закрытого СССР, но после недолгого обучения Владимир Семенович овладел мастерством вождения и вскоре приобрел себе серую «Волгу» ГАЗ-21. После непродолжительной езды автомобиль был разбит. Это был первый «погибший от рук Высоцкого» автомобиль. В последствии такую же учесть ждет еще четыре машины из шести.

ВАЗ-2101

Вторым автомобилем в жизни Высоцкого стал ВАЗ-2101 такого же серого цвета с гос. номером МКЛ 16-55. Эту машину Высоцкий получил одним из первых в СССР и очень гордился ею. По легенде, этот автомобиль был разбит Владимиром Семеновичем 31 июля 1971. После матча он поспорил со своим соседом-болельщиком, у которого был такой же автомобиль, только зеленый. Согласно пари, кто первым повернет свою машину, двигаясь навстречу друг другу, тот и проиграл. Как гласит история, второй владелец «Копейки» оказался не менее азартным человеком, что и привело к аварии, в которой оба автомобиля влетели друг другу лоб в лоб. После такого инцидента ВАЗ-2101, принадлежащий Владимиру Семеновичу, был восстановлен и 11 октября того же года снят с учета и продан.

Первая иномарка. Renault 16TS

После того, как ВАЗ-2101 был разбит, Марина Влади, третья супруга поэта, на которой он женился в 1970 году, привезла ему из Парижа Renault 16TS. Это была первая иномарка в автопарке артиста. Но, к сожалению, в первый раз сев за руль, поэт врезался в стоявший на остановке городской автобус. Машина отправилась на восстановление. Так как на этом Renault были установлены французские номера, автомобилю запрещалось выезжать из Москвы дальше чем на 100 километров. Друзья и знакомые Высоцкого помогли сделать ему специальную справку, благодаря которой он вместе со своей женой смог уехать в Париж и продать там восстановленную иномарку.

BMW в розыске. Гастроли в Германии

Через год после продажи Renault 16TS Высоцкий отправился на гастроли в Германию, откуда пригнал себе две BMW 2500v SST: одна машина была бежевая, а вторая серая. Причина такой странной покупки проста и никак не связана с большой любовью Владимира Семеновича к этой марке: найти в СССР запчасти на такую машину в то время было практически невозможно, и артисту пришлось купить две машины, чтобы одна из них могла стать «донором» для второй. Зарегистрировать артист смог только одну машину, серую, так как бежевая оказалась в розыске и в последствии была конфискована Интерполом. Но это не мешало Высоцкому просто менять местами номера на машинах и использовать оба автомобиля. Позже серый BMW 2500v SST был продан им во время поездки в Париж. Именно об этих двух авто поэт и написал свое произведение «Песня о двух красивых автомобилях», которую исполнял не только Высоцкий, но и его жена Марина Влади.


Mercedes 450 SEL с V8 на 6,9-литра

Венцом автомобильного автопарка Высоцкого стал Mercdes-Benz 450 SEL W116 1974 года выпуска. Это был действительно легендарный Mercedes: первая система ABS, гидропневматическая подвеска и первая трехступенчатая АКПП делали его также и самым продвинутым в технической части. Изюминкой этой машины был двигатель, а точнее, самый большой бензиновый мотор, который тогда устанавливался на легковые авто: V8, объемом 6,9-литра и мощностью 286 лошадиных сил. Крутящий момент составлял более 500 Нм, что по меркам того времени казалось запредельно. Это был самый дорогой Mercedes, за него Владимиру Семеновичу пришлось выложить все деньги, полученные с продажи BMW и еще добавить гонорары с нескольких концертов, в общей сложности около 73 тысячи марок. Пошлина за ввоз такого авто в СССР была такой же космической, как и стоимость авто, поэтому артисту пришлось дать несколько концертов для сотрудников таможенной службы, после чего ему разрешили выплачивать госпошлину в рассрочку. Это был первый Mercedes, который был поставлен на учет в ГАИ Пресненского района. В то время такой автомобиль был только у Высоцкого и у Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, поэтому при виде такой машины инспекторы попадали в ступор и вытягивались по стойке смирно, отдавая честь водителю авто. На этой машине Владимир Высоцкий проездил до конца 1979 года, после чего 1 января 80-го года попал в аварию, врезавшись в трамвай. Великий автомобиль, как и предыдущие разбитые артистом машины, отправился на восстановление, после чего был продан. Все поиски этого авто приводили поклонников творчества артиста в тупик. След этой машины был потерян еще в 1989 году где-то в Грузии. На данный момент в музее Высоцкого в Екатеринбурге можно увидеть точную копию того самого Mercedes 450 SEL.

Последний автомобиль - Mercedes 350 SLC

За год до смерти, в 1979 году, Владимир Высоцкий купил свой последний автомобиль – Mercedes 350 SLC желто-коричневого цвета. Дефицит на эту машину был даже в Европе, поэтому артист уговорил расстаться со спортивным купе своего друга Серуша Бабека. После последующей покупки поэт самолично отправился на нем в Москву, но последний Мерседес Высоцкого так и не добрался до столицы СССР. На трассе Брест-Москва автомобиль вылетел в кювет на скорости порядка 200 км/ч, после чего долго восстанавливался и был продан уже после смерти поэта, 25 июля 1980 года, чтобы оплатить долги Высоцкого.

О манере вождения

По словам знакомых Владимира Семеновича Высоцкого, ездил он опасно, но в нужный момент мог усмирить свой пыл и соблюдать правила дорожного движения. Большее количество аварий артиста связано с тем, что он любил погонять на больших скоростях. Именно это и не позволило владеть артисту ни одним автомобилем больше, чем 2 года.

Ваши идеи

Мы предлагаем вам подумать над следующим вопросом: на какой бы машине Высоцкий ездил в 2018 году? Я считаю, что человек, который всегда выбирал самые роскошные автомобили, недоступные большинству граждан СССР, сегодня бы выбрал Mercedes-Benz S65 Coupé в кузове W217. Ответы пишите под постом в Instagram.

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. министром культуры РФ назначен Владимир Мединский, который руководит ведомством с 2012 г.

С 1990 г. Министерство культуры РФ возглавляли девять человек. Дольше всех на этом посту находился Владимир Мединский - 2 тыс. 188 дней, самый короткий срок пребывания - 62 дня - был у Александра Шкурко, и. о. министра культуры в 1991-1992 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о руководителях министерства с 1990 г.

Юрий Соломин (1990-1991)

Юрий Соломин (род. 1935), в 1957 г. окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в Москве. Сразу после завершения учебы поступил в труппу Государственного академического Малого театра, в котором служит вплоть до настоящего времени. С 1980 г. начал работать как театральный режиссер, с 1988 г. - художественный руководитель Малого театра, в том же году получил звание народного артиста СССР. 8 сентября 1990 г. был назначен министром культуры РСФСР. Он занимал этот пост в первом и втором правительствах Ивана Силаева. В годы его работы руководителям театров впервые было разрешено свободно распоряжаться средствами, как заработанными самостоятельно, так и выделенными учредителями. Кроме того, Соломин выступал против слияния министерства культуры и агентства по туризму. 15 ноября 1991 г. Совет министров РСФСР был распущен, полномочия министров прекращены указом президента РСФСР Бориса Ельцина от 5 декабря 1991 г. Юрий Соломин в состав нового кабинета не вошел и вернулся к творческой деятельности.

Александр Шкурко (1991-1992)

Александр Шкурко (род. 1937), окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, с 1964 г. работал научным сотрудником, с 1976 г. - заместителем директора в Государственном историческом музее. В 1981-1992 гг. был заместителем министра культуры РСФСР. В период с 5 декабря 1991 г. по 5 февраля 1992 г. исполнял обязанности главы ведомства. С 1992 по 2010 г. Александр Шкурко был директором Государственного исторического музея. В настоящее время является его президентом.

Евгений Сидоров (1992-1997)

Евгений Сидоров (род. 1938), выпускник юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1974 г. окончил аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС. Кандидат филологических наук (1974). В 1960-1962 гг. работал в Московском горкоме ВЛКСМ, затем заведовал отделами в газете "Московский комсомолец", "Литературной газете", журнале "Юность". В 1974-1978 гг. занимал должность заместителя заведующего кафедрой литературы АОН при ЦК КПСС, позднее был первым проректором, в 1987-1992 гг. - ректором Литературного института им. А. М. Горького. 5 февраля 1992 г. назначен на пост министра культуры РФ (в марте - сентябре 1992 г. - министерство культуры и туризма). Сидоров возглавлял ведомство в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. После отставки 28 августа 1997 г. был постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО (1998-2002), послом по особым поручениям МИД РФ (2002-2004). Профессор Литературного института.

Наталья Дементьева (1997-1998)

Наталья Дементьева (род. 1945), окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета. Работала старшим консультантом Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, была старшим хранителем филиала Шлисельбургской крепости "Орешек", Музея истории Ленинграда. В 1979-1987 гг. - начальник областной инспекции охраны памятников Леноблисполкома. С 1987 г. - директор Государственного музея истории Ленинграда (с 1991 г. - Санкт-Петербурга). С 28 августа 1997 г. по 30 августа 1998 г. была министром культуры РФ в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. С сентября 1998 г. по июнь 2004 г. занимала должность первого заместителя министра культуры РФ. С 2004 г. - сенатор от Республики Марий Эл.

Владимир Егоров (1998-2000)

Владимир Егоров (род. 1947), историк, выпускник Казанского госуниверситета, доктор философских наук (1988; тема диссертации - "Преемственность поколений в условиях социализма: проблемы теории и практики"). В 1974-1985 гг. занимал руководящие должности в аппарате ЦК ВЛКСМ, затем возглавлял отдел культуры в аппарате ЦК КПСС, в 1990-1991 г. был помощником президента СССР Михаила Горбачева. В 1996-1998 гг. - директор Российской государственной библиотеки. 30 сентября 1998 г. Владимир Егоров был назначен на пост главы Минкультуры РФ, руководил ведомством в правительствах Евгения Примакова, Сергея Степашина и Владимира Путина. Покинул пост 8 февраля 2000 г. В 2000-2010 гг. был ректором Российской академии госслужбы при президенте РФ (ныне - РАНХиГС). Заведующий кафедрой ЮНЕСКО Института государственной службы РАНХиГС.

Михаил Швыдкой (2000-2004)

Михаил Швыдкой (род. 1948), окончил театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. В 1973-1990 гг. работал в редакции журнала "Театр". C 1993 по 1997 г. занимал пост заместителя министра культуры РФ. С 1997 г. - главный редактор и заместитель председателя, с мая 1998 г. - председатель ВГТРК. С 8 февраля 2000 г. Михаил Швыдкой был назначен министром культуры РФ, занимал этот пост до 9 марта 2004 г. Деятельность на посту министра совмещал с работой телеведущего программы "Культурная революция" на канале "Культура". Был сторонником передачи Германии т. н. трофейных ценностей, в частности, Бременской коллекции графики. После отставки в 2004-2008 гг. руководил Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Роскультура). C 2008 г. занимает пост специального представителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям МИД РФ. С 2011 г. - художественный руководитель Театра мюзикла.

Александр Соколов (2004-2008)

Александр Соколов (род. 1949), выпускник Московской консерватории, доктор искусствоведения (1992). В 1979 г. начал преподавать в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, был секретарем партийного бюро, доцентом кафедры теории музыки, проректором по научной работе. С 2001 г. занимал должность ректора Московской консерватории. 9 марта 2004 г. был назначен министром культуры и массовых коммуникаций РФ, занимал пост до 12 мая 2008 г. Выступал в поддержку приватизации памятников культуры, против безвозмездной реституции (возврата) культурных ценностей Германии и ее бывшим союзникам во Второй мировой войне. После отставки с поста министра вернулся в Московскую консерваторию, которую возглавляет вплоть до настоящего времени.

Александр Авдеев (2008-2012)

Александр Авдеев (род. 1946), дипломат, окончил Московский государственный институт международных отношений, работал в советских посольствах в Алжире и Франции, а также в центральном аппарате МИД. В 1987-1990 гг. был послом СССР в Люксембурге, в декабре 1991 г. - заместителем министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварнадзе. После распада Советского Союза работал в российском внешнеполитическом ведомстве, был послом РФ в Болгарии. В 1996-2002 гг. - заместитель, первый заместитель министра иностранных дел РФ. В 2002-2008 гг. - чрезвычайный и полномочный посол России во Франции. 12 мая 2008 г. Александр Авдеев был назначен министром культуры РФ, возглавлял ведомство в правительстве Владимира Путина до 21 мая 2012 г. После отставки вернулся на дипломатическую работу. С 11 января 2013 г. - посол РФ в Ватикане и представитель РФ при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству.

Владимир Мединский (2012 - н. в.)

Владимир Мединский (род. 1970), в 1992 г. окончил факультет международной журналистики МГИМО МИД России. Доктор политических (1999) и исторических (2011) наук. В 1992 г. вместе с несколькими однокурсниками организовал PR-агентство "Корпорация "Я", оставался одним из его соучредителей и руководителей до 1998 г. Затем был советником по связям с общественностью главы Федеральной службы налоговой полиции Георгия Бооса, руководителем управления центрального избирательного штаба блока "Отечество - Вся Россия". В 2002-2004 гг. - руководитель исполкома Московского регионального отделения партии "Единая Россия". С 2003 по 2011 г. - депутат Госдумы РФ IV и V созывов, член фракции единороссов, с ноября 2011 г. - председатель думского комитета по культуре. 21 мая 2012 г. был назначен министром культуры РФ в правительстве Дмитрия Медведева.

Фурцева Екатерина Алексеевна - это, пожалуй, единственная женщина в нашей стране, которая во 2-й половине 20-го в. смогла взойти на вершину власти. Девушка, родившаяся в Высшем Волочке, несколько лет подряд была "хозяйкой" Москвы, а после занимала места на партийном Олимпе, входя в состав секретариата и президиума правящего ЦК КПСС. Четырнадцать лет Екатерина Фурцева была главой Министерства культуры СССР.

Чем объяснить столь невероятную карьеру обычной девушки? Ее незаурядными личными качествами, случаем, удачей или симпатией вождей? Конечно, все это, без сомнения, присутствовало в ее жизни. Но тем не менее Фурцева Екатерина Алексеевна упорно пробивала свой путь в обществе, не поощрявшем стремительную карьеру женщины. И в этом плане наша героиня является исключением.

Карьера ткачихи

07.12.1910 г. в который находился в то время в Тверской губернии, и родилась Фурцева Екатерина. Биография ее была довольно непростой. Отец Екатерины, Алексей Гаврилович, был обычным рабочим-металлистом. В период Первой мировой войны его призвали в царскую армию, где он и погиб в самых первых боях. Несмотря на то что дальнейшая судьба Екатерины Фурцевой сложилась, на первый взгляд, весьма удачно, она, получив в раннем детстве психологическую травму от потери отца, постоянно боялась быть брошенной, оставленной и отвергнутой. Эта женщина очень сильно зависела от друзей и родных, любимых мужчин и подруг. Ей было страшно представить то, что она может остаться одна.

Мать Екатерины Фурцевой, Матрена Николаевна, замуж больше не вышла. Она одна поднимала на ноги дочь и сына. Матрена Николаевна была неграмотной женщиной. Однако в своем городе она пользовалась большим авторитетом.

Способность к самостоятельному принятию решений и внутреннюю силу унаследовала от матери Фурцева Екатерина. Биография ее в дальнейшем сложилась именно так благодаря твердому характеру, который, можно сказать, передался женщине по наследству. Однако, несмотря на это, Екатерина Алексеевна тщательно скрывала чувство своей беспомощности, которое сопровождало ее всю оставшуюся жизнь.

После окончания семилетки девушка поступила в фабрично-заводскую школу, где получила профессию ткачихи. Трудовая биография Фурцевой Екатерины началась с работы у станка. Впоследствии за будущим министром культуры закрепится обидная для нее кличка «ткачиха». Высшие политические деятели при каждом удобном случае будут высокомерно-презрительно вспоминать ее начало трудовой деятельности. Хотя ничего предосудительного в этом нет. И жизненная необходимость в том, что девушке пришлось рано приступить к труду, вызывает не только уважение, но и сочувствие.

Однако совсем недолго стояла за станком Фурцева Екатерина. Биография ее резко изменилась после вступления в комсомол.

Екатерина была спортивной и хорошо развитой девушкой, что полностью соответствовало ожиданиям эпохи. Это был период, когда Екатерина буквально разрывалась между желанием встретить в своей жизни настоящего мужчину и ни в чем не уступить сильному полу.

На протяжении шестнадцати месяцев она работала секретарем райкома комсомола в поселке Коренево (нынешняя Курская область). После этого Фурцева получила новое назначение, и больше в эти края не возвращалась. Краеведы уверяют в том, что личная жизнь Екатерины Фурцевой в этот период в дальнейшем тщательно скрывалась будущим министром культуры. Это касается того факта, что 25.08.1931 г. девушка вышла замуж за местного плотника. Однако спустя три месяца этот брак распался. Имя первого супруга Фурцевой краеведы держат в тайне.

Личное счастье

Фурцева была очень перспективным работником. Именно поэтому в 1931 г. ее перевели на должность секретаря горкома комсомола в г. Феодосию. Здесь, в Коктебеле, пришло ее большое увлечение планерным спортом. И девушка добилась рекомендации от обкома партии для прохождения обучения на Высших академических курсах Аэрофлота. После этого Фурцева попала в Саратов, где стала помощником у начальника политотдела по вопросам комсомола в авиационном техникуме.

Именно здесь Екатерина встретила свою первую большую любовь. Ее избранником стал летчик Петр Иванович Битков. В тридцатые годы прошлого столетия пилоты пользовались особым успехом у женщин благодаря окружающему их романтическому ореолу. А Петр Битков был интересным и видным мужчиной. Он полностью соответствовал представлению Екатерины о надежном спутнике жизни, который бы смог стать для нее настоящей защитой и опорой и дать ей то, чего девушка была лишена ранее. Молодые люди поженились.

В 1936 г. Петр Битков был переведен на работу в политуправление гражданской авиации. В связи с этим молодая семья переехала в Москву. В столице Фурцева стала работать инструктором в отделе студенческой молодежи ЦК комсомола. Она успешно справлялась с возложенными на нее обязанностями. И это, несмотря на то что у нее самой высшего образования не было и в студенческой жизни она никогда участия не принимала.

В 1937 г. Фурцева была направлена на учебу в Институт тонкой химической технологии им. Ломоносова. Однако студенткой Екатерина Алексеевна была неважной. Ведь сразу после поступления она стала активно заниматься общественной работой, заняв должность секретаря партийного комитета института. Конечно, диплом о высшем образовании она получила. Выдали ей его в 1941 г., накануне войны. Именно поэтому начать трудиться по полученной специальности Екатерине Алексеевне не удалось.

Распад семьи

Начало войны с фашистской Германией стало для женщины трагичным вдвойне. Муж Екатерины Фурцевой отправился на фронт, а затем объявил, что уходит из семьи. Вместе они больше не жили, хотя именно в это время у них появился на свет долгожданный ребенок.

Екатерина Алексеевна всегда мечтала иметь детей. Однако забеременеть она смогла только после одиннадцати лет супружеской жизни. Как и многие исторические факты о Екатерине Фурцевой, касающиеся ее биографии, рождение ребенка обросло мифами и слухами. Ходили, например, разговоры о том, что отцом девочки был вовсе не Петр Битков. Именно поэтому оскорбленный муж и оставил семью. Однако имеют место и другие версии. Петр Иванович, будучи молодым и видным мужчиной, встретил на фронте другую женщину. Он влюбился в нее и завел новую семью. Стоит сказать, что такой вариант развития событий более похож на правду. Ведь от Светланы Битков никогда не отказывался. Напротив, дочь Екатерины Фурцевой тепло отзывалась о нем. Она говорила о том, что до конца своей жизни Петр Иванович не терял к ней отцовских чувств.

Рождение дочери

Неудавшаяся личная жизнь Екатерины Фурцевой оставила в ее душе глубокий шрам. Забыть своего мужа женщина не могла. Оставшись одна и боясь неопределенности и одиночества, Фурцева готова была в какой-то момент отказаться от ребенка. Но ее всячески поддерживала мать, которая стала для нее в эти трудные времена настоящей опорой.

Еще во время беременности Фурцева была эвакуирована в Куйбышев (нынешняя Самара). В этом городе находились основные иностранные посольства и наркоматы. Роды прошли успешно. Екатерина Алексеевна записала дочку на свою фамилию. Однако в Куйбышеве Фурцева прожила недолго. Ее, партийного работника, вызвали в Москву.

Памятные годы

Несмотря на трудный военный 1942 г., он для Екатерины Фурцевой стал весьма знаменательным. Кроме рождения дочери, она получила новое назначение. На растущего и весьма перспективного молодого работника обратил внимание Петр Владимирович Богуславский, занимавший пост первого секретаря Фрунзенского райкома партии. Он и предложил Екатерине Алексеевне войти в состав его аппарата. С этого и началась весьма успешная партийная карьера женщины, которая через некоторое время привела ее на самую вершину власти. И вполне вероятно, что бурное начало партийной карьеры помогло Фурцевой пережить личную драму.

С Петром Владимировичем Богуславским у Екатерины Алексеевны сложились особые отношения. Первый секретарь райкома высоко оценил ее не только деловые, но и женские качества. Молодая Фурцева была хороша собой. Многих мужчин привлекала ее яркость, стройная фигура и бурный темперамент. Какие сложились личные отношения Петра Владимировича и Екатерины Алексеевны, доподлинно неизвестно. Такими историями не делятся даже с самыми близкими людьми.

Пост первого секретаря

Основные правила достижения успеха в роли партийного работника были усвоены Екатериной Алексеевной довольно быстро. Вскоре Фурцева сменила Петра Владимировича на его посту. Она стала хозяйкой целого столичного района. Для того чтобы доказать право называться первым секретарем райкома, Фурцева усвоила многие манеры и привычки мужчин-руководителей. Ей пришлось научиться не смущаться от непристойных шуточек и не робеть в мужском коллективе. Кроме того, она могла в случае необходимости послать человека по матушке и прилично выпить.

Однако Фурцева никогда не забывала о том, что она весьма привлекательная женщина. И это давало ей иные средства воздействия на мужчин.

Екатерина Алексеевна отличалась требовательностью, собранностью и замечательной работоспособностью. Кроме того, она всегда выполняла свои обещания. Высоко ценился и ее талант организовывать массовые мероприятия. И не важно, какую они имели направленность. Речь могла идти о «чистке» районного аппарата от людей, приехавших в Москву из Северной столицы, что требовалось в разгар «ленинградского дела», или об обеспечении мрачного «дела врачей». Екатерина Алексеевна всегда успешно опережала своих коллег-секретарей.

Продвижение по карьерной лестнице

Крупные перемены в биографии Фурцевой произошли в тот период, когда Сталин выдвинул на пост руководителя Москвы Хрущева. Одним из секретарей горкома Никита Сергеевич захотел назначить женщину. Выбор пал на деловую и энергичную Фурцеву.

Конечно, карьера женщины в партийном аппарате продвигалась «со скрипом». Существовало мнение о том, что с возложенными на плечи такого работника обязанностями могут справиться только мужчины. Сам Сталин во время своей беседы с руководителем нефтяной промышленности СССР Н. К. Байбаковым выразил мнение о том, что наркому прежде всего нужны бычьи нервы, а также оптимизм. Однако первого Екатерине Фурцевой явно не хватало, так как она была чересчур эмоциональным человеком.

Во главе Москвы

Спустя год после смерти Сталина, 26.05.1954 г., Фурцева была назначена первым секретарем столичного комитета партии. До этого момента столь крупную партийную организацию не возглавляла ни одна женщина. Таким образом, Екатерина Алексеевна вошла в роль полноправной "хозяйки" большого города.

Никаких личных отношений между Фурцевой и Хрущевым не было. Глава государства хранил верность жене, и с дамами у него были только деловые отношения. Кроме того, спрашивал со всех Хрущев одинаково, не делая никому исключений.

Замужество

Конечно, замечательную карьеру сделала Екатерина Фурцева. Семья ей, тем не менее, все же была необходима. Женщина не покидала надежды на встречу с сильным и уверенным в себе мужчиной. И наконец она нашла личное счастье. Работая в партийном аппарате столицы, Екатерина Алексеевна влюбилась в Николая Павловича Фирюбина - своего коллегу-секретаря. Он был старше нее на два года и состоял в законном браке.

Роман Фирюбина и Фурцевой стал в столице предметом пересудов. Это было время, когда разводы обществом не поощрялись, а женщине была отведена роль самоотверженной матери и жены. Понятие «любовница» вызывало негативные эмоции. Именно поэтому не торопился уходить из своей семьи. Тем не менее через некоторое время они все же стали жить вместе. Стоит сказать о том, что нового члена семьи падчерица и теща встретили крайне недоброжелательно. Это была ревность Матрены Николаевны и Светланы, которые не хотели ни с кем делить близкого им человека.

Назначение мужа

Большая политика не позволила Фурцевой наслаждаться семейным счастьем. В январе 1954 г. Николая Фирюбина назначили послом в Чехословакии. Человека на этой должности, как правило, сопровождает жена, которая участвует в работе представительства. На ее плечи возлагается обязанность в организации приемов и налаживании дружеских отношений с дипломатами из других государств. Однако жертвовать своей карьерой Екатерина Алексеевна не стала. Ей было мало чувствовать себя просто женой, и с мужем в Прагу она не уехала. ЦК партии принял во внимание эту ситуацию и разрешил Фирюбину находиться в Чехословакии одному.

Конечно, длительные разлуки не приносят пользу браку. Фурцева не хотела, чтобы Фирюбин покидал страну надолго, однако отказаться от назначения послом было невозможно.

Вершина власти

Особую роль в жизни Фурцевой сыграл Его решением Екатерина Алексеевна была поднята на вершину власти. По рекомендации Хрущева она была назначена секретарем ЦК и вошла в список кандидатов в члены президиума. Новая должность была весьма весомой в стране. Без согласия секретариата ЦК не могло ничего предпринять ни одно ведомство или министерство.

Никита Сергеевич считал Екатерину Алексеевну «своим человеком». Это позволило ей 29.06.1957 г. стать членом президиума Назначение это было весьма громкое. Стоит сказать о том, что подобного в истории СССР не случалось еще никогда, а следующая женщина заняла подобный пост лишь при Горбачеве.

Хрущев сделал Фурцевой ценный подарок. Он вернул на родину ее мужа, назначив его заместителем министра иностранных дел.

Вскрытие вен

На вершине власти Екатерина Алексеевна Фурцева пребывала всего три года. 04.05.1960 г. Хрущев неожиданно для всех убрал из списка секретариата несколько человек. Среди них была и Екатерина Алексеевна.

Что же послужило причиной изменения списков высшего эшелона государственной власти? Полагают, что это дело рук чекистов. Они вели записи вольных разговоров секретарей ЦК в комнатах отдыха. Никакой крамолы в их речах не было. Однако они позволяли себе критически подходить к поведению Никиты Сергеевича. Однако есть и другое объяснение данному факту. В характере Хрущева было поднять понравившегося ему человека до головокружительных высот, а затем, разочаровавшись в нем, с легкостью расстаться с недавним любимцем и начать продвигать кого-нибудь другого.

Еще немногим более года Фурцева продолжала оставаться представителем высшего эшелона власти. Однако 21-й съезд в состав президиума ее уже не включил. Данный факт стал для Екатерины Алексеевны страшным ударом. И женщина даже попыталась покончить с собой.

В тот же день, когда она побывала на заседании 21-го съезда, Фурцева пришла домой, легла в ванну и вскрыла себе вены. Однако в тот момент умирать она вовсе и не собиралась. Этот факт подтверждается тем, что Екатерина Алексеевна не отменила встречу со своей подругой. Именно на нее Фурцева и возложила роль ангела-спасителя. Подруга сделала все возможное. Екатерину Алексеевну спасли. Однако этот «крик души» не вызвал никакой реакции у Хрущева. Уже на следующий день после случившегося он пояснил на расширенном заседании ЦК, что не стоит на эту попытку ухода из жизни даже обращать внимания. Эти слова были переданы Фурцевой. И она замкнулась в себе и стала много пить. Этот факт подтвердили подруги Екатерины Фурцевой, одной из которых была Людмила Зыкина.

Пост министра

Через месяц пришло сообщение о новом назначении Фурцевой. Министр культуры СССР тут же получила прозвище, которое стало достоянием всей страны, - Екатерина Великая. В ее команду входили десятки тысяч работников мира искусства, занимающих должности в Москве и Подмосковье. И еще своей «армией» она считала 3-4 миллиона рядовых культоргов по всей территории Советского Союза, ученых-музейщиков, служащих киностудий, театров и т. д.

Министр культуры Фурцева была практически единственным человеком из руководства СССР, который был искренне заинтересован в культурном обмене между странами. По ее инициативе наши мастера ездили на заграничные гастроли, а Советский Союз посещали иностранные артисты, певцы и музыканты. Привозили в нашу страну и выставки лучших мировых музеев.

Министр культуры СССР имел немалую власть. Однако каждое принятое решение могло нести в себе опасность для карьеры. Этому способствовала та идеологическая ситуация, которая сложилась в стране. Она сопровождалась атмосферой запретов и ставила крест на том, что казалось кому-то неким отступлением от генеральной линии партии. В интересах Фурцевой было, скорее, не дать добро, чем разрешить. Ведь за удачно поставленный спектакль или снятый фильм похвалы доставались артистам и режиссеру. За допущенные «ошибки» отвечать нужно было именно ей.

Однако Фурцева шла порой наперекор цензуре и брала всю ответственность на себя. Помимо существующих партийных установок она часто руководствовалась личными антипатиями и симпатиями.

Смерть матери

Кончина Матрены Николаевны в 1972 г. стала настоящей трагедией для Фурцевой. Она во многом зависела от матери и нуждалась в ее одобрении. Подруги Екатерины Фурцевой прекрасно знали, что на душе у нее очень неспокойно. Она жаловалась им на то, что никому не нужна и что ее никто не понимает. Насколько эти упреки были справедливы? Муж Екатерины Алексеевны, Николай Павлович, ничего о своих отношениях с женой не рассказывал.

Окончание карьеры

Будучи на посту министра культуры, Фурцева решила заняться строительством собственной дачи. При этом она попросила помощи в подведомственных ей учреждениях. Но кто-то из посвященных в этот вопрос написал на министра донос. В нем говорилось о том, что Фурцева, нарушив партийную и государственную этику, купила у Большого театра по льготным ценам строительные материалы. Екатерине Алексеевне пришлось сдать дачу государству. Взамен она получила компенсацию в 25 тыс. рублей. Тем не менее руководство страны решило отправить Фурцеву на пенсию. Но в разговоре со своей подругой она выразила твердое намерение умереть, будучи министром. Так оно и случилось.

Как умерла Екатерина Фурцева? Это произошло в тот день, когда ей стало известно о назначении пенсии и о том, что Николай Павлович уходит к другой женщине. Такого двойного удара Екатерина Алексеевна выдержать не смогла. Ведь впереди ее ожидала тоскливая жизнь одинокой пенсионерки. Это оказалось для нее самым страшным.

Официально смерть Екатерины Фурцевой произошла от острой сердечной недостаточности. Случилось это 24.10.1974 г. Однако вскоре Москва наполнилась слухами, что вторая попытка суицида ей все же удалась. По неофициальным данным, Фурцева отравилась цианистым калием.

На похоронах Екатерины Алексеевны присутствовал ее первый муж - Петр Иванович Битков. Тогда же он сказал дочери Светлане о том, что всю жизнь любил только ее мать. Кстати, он совсем ненадолго пережил свою первую жену.

Фирюбин же сошелся с Клеопатрой Гоголевой, вдовой бывшего партийного секретаря московского обкома.

Где похоронена Фурцева Екатерина Алексеевна? На Новодевичьем кладбище в Москве. Ее могила находится в 14-м ряду на 3-м участке. Рядом с ней покоится и ее дочь Светлана, которая умерла в 2005 г. На этом захоронении установили семейный памятник. Его авторами являются архитектор М. О. Барщ и скульптор П. Е. Кербель. Этот мемориал представляет собой четыре вертикальные стелы, выполненные из светлого мрамора. Одна из его боковых граней имеет форму арфы. В верхней части мемориала находится рельефное изображение, на котором - сама Екатерина Фурцева. Годы жизни покойных не указаны. На памятнике выгравированы лишь имена.




Top