Все про эмо как субкультуру. Субкультуры (неформальные движения молодежи) эмо

Современные подростки стремятся к индивидуальности. Они хотят выглядеть круто, нестандартно и в соответствии со своим внутренним миром, поэтому часто становятся представителями определенной субкультуры, например, эмо. Что же такое субкультура эмо , и в чем она выражается?

Субкультура эмо была образована поклонниками музыкального стиля. Представители этой молодежной субкультуры называются эмо-киды . Парень и девушка - эмо-бой и эмо-герл.

Что такое эмо

Субкультура эмо (от слова «эмоция») появилась в конце 80-х годов в Соединенных Штатах . Эмо в первую очередь является разновидностью хардкор музыки. Это песни о разлуке, несчастной любви и душевных переживаниях.

Субкультура эмо - это яркие позитивные и негативные эмоции, которые заполняют мир представителей этого направления . Эмо-киды считают, что главное - быть самим собой и не стесняться выражения своих чувств, и это не считается проявлением слабости. Эмо-киды стремятся к тому, чтобы получать яркие эмоции, не важно, страдание это или радость. Они жаждут самовыражения, их мироощущение очень чувствительное, и эмо-киды открыто протестуют против несправедливости. Представители субкультуры эмо открыто плачут и смеются, не стесняясь окружающих . Суть этого направления заключается в умении сочетать эмоции и разум.

Эмо-киды - это, как правило, подростки с уязвимой психикой . Они очень болезненно воспринимают все удары жизни и остро переживают неприятности. Их внутренний мир наполнен душевными страданиями, но в нем есть место и позитивным эмоциям, которые эмо-киды очень ценят.

Имидж эмо

Традиционная прическа представителей субкультуры эмо - это длинная рваная косая челка, из-за которой не видно глаз . Стрижка у эмо-кидов рваная, зачастую короткая сзади. Волосы прямые, жесткие, хаотично торчат. Цвет волос, как правило, черный. Девушки-эмо могут носить детские прически, например, два хвостика. Часто используют в прическе яркие заколки и резинки (бантики, сердечки). Чтобы создать прическу, эмо-киды тратят огромное количество фиксирующего лака для волос .

Имидж эмо предусматривает наличие пирсинга разных частей тела . Эмо-киды любят прокалывать неоднократно уши, делать в них тоннели. Популярным среди представителей субкультуры эмо является пирсинг губ, бровей, левой ноздри и переносицы.

Имидж эмо основан на яркости и вызывающем облике . Девушки и парни используют тональный крем светлых оттенков, красят губы под цвет кожи, глаза выделяют, не жалея черного карандаша или теней. Ногти эмо-киды красят черным лаком.

Одежда эмо

Субкультура эмо подразумевает «черно-розовый» образ . Одежда эмо-кидов в основном имеет розовый и черный тона. Другие яркие цвета также допускаются в одежде эмо. Представители этой субкультуры любят сочетания в широкую полоску. Одежда эмо часто имеет печальные рисунки вроде разбитого сердца. Также в одежде эмо предпочитают и веселые, мультяшные рисунки . Типичная одежда эмо: узкая футболка, узкие джинсы с дырками, ремень с большой бляхой, кеды с яркими шнурками, клечатая косынка на шее. Эмо носят сумку через плечо, любят яркие разноцветные украшения и значки.

Значение цветов эмо

Черный цвет является главным в эмо . Он ассоциируется с печалью, депрессией, несчастьем. Яркий розовый (или другой) цвет символизирует радостные моменты. Он ассоциируется с романтичностью, чувственностью и невинностью.

Давайте попробуем узнать, кто такие эмо. Чем живет группа людей, называющих себя эмо: их мироощущение, атрибутика и одежда, музыка которую они слушают, стиль жизни, которым они живут.

Кто такие эмо? Молодежная субкультура эмо (от английского emotional – эмоциональный) берет свое начало от одноименного стиля в музыке, поклонниками которой эмо являются. Представители культуры делятся на две категории по половой принадлежности: эмо-бой (парень культуры эмо) или же эмо-герл (девушка культуры эмо).

Вернемся к слову "emotional", которое произносится как «имоушнл» – значит, и звучать будет не как иначе, как имо, но в русском языке существует слово "эмоциональный", и именно от него и пошел вариант названия "эмо".

Мироощущение эмо

Эмоции и их выражение - пожалуй, самое главное в жизни любого эмо, им присущи самовыражение, противостояние и очень чувственное отношение ко всему происходящему в жизни. Кто такие эмо? Существует уже сложившийся у людей стереотип о культуре эмо – люди депрессивного настроя к жизни, видящие во всем только негативную сторону, постоянно проявляющие свою слезливую натуру (причем тут говорится не только об особях женского пола, но и об эмо-боях тоже), склонные решать проблемные ситуации в жизни суицидом. Но при всей этой жути, от других движений эмо выделяет то, что их культуру относят к склонной к романтизму и делающей акцент на возвышенных чувствах.

Культура эмо пропагандирует такое понятие как стрэйтэйджинг – вся философия этого понятия заключена в простейшей форме отрицательного отношения к алкоголю, табаку, наркотическим веществам, также в некоторых случаях приписывают вегетарианство, отказ от использования продуктов, содержащих кофеин, отказ от медикаментов и от беспорядочных половых связей. Сам по себе термин "стрэйтэйджинг " был позаимствован из песни группы Minor Threat «Straight Edge»(«Четкая грань»).

Эмо или гот? Кто такие эмо - те же готы или все же это две разные субкультуры? Очень схожие, но в то же время разные субкультуры. Все, что их объединяет, - пожалуй, это их мрачность, романтический настрой ко всему, что касается смерти и депрессивности, пристрастие к черному цвету. Самым же главным различием между ними всегда будет отношение к миру – эмо ненавидят себя, готы же в свою очередь ненавидят все вокруг себя, и в виду своего мироощущения готы меньше подвержены суицидальным настроям и плачевным исходам в отличие от эмо. Готическому движению присущи любовь к кладбищам, стиль барокко и готика, поэтому не стоит путать данные движения.

Мир эмо всегда наполнен взрывным количеством глубоких личностных переживаний, отчего у таких людей притупляется реакция на общественные события, происходящие вокруг него, что может закончиться даже отрешением от мира и плачевным исходом суицида, потому что другого выхода эти люди, как правило, для себя просто не видят.

Внешний вид эмо

Кто такие эмо? Давайте рассмотрим самые важные отличительные признаки этой субкультуры, которые помогут вам точно определить, кто является эмо. Среди множества отличительных признаков можно выделить такие как:

  • Цвет в одежде: розово-черный. Черный символизирует депрессию, отчуждение от мира, а розовый – противопоставление связи с готическим движением.
  • Традиционная прическа эмо - косая рваная челка, свисающая до носа, закрывающая хотя бы один глаз, сзади же волосы короткие и торчащие в разные стороны. Это жесткие прямые волосы для молодых людей, у девушек - всевозможные почти детские прически (хвостики с яркими заколочками и бантиками), двухслойные прически, включающие в себя два цвета, основным из которых остается все тот же черный.
  • Наличие тоннелей в ушах, пирсинга на лице и других частях тела.
  • Как и девушки, юноши стиля эмо используют светлые тональные крема для кожи, густо подводят глаза черным карандашом, красят ресницы тушью, а ногти - лаком.
  • Узкие обтягивающие футболки, узкие темные джинсы с темным или розовым ремнем, простые кеды с яркими однотонными шнурками или шнурками шашечками (у эмо имеется свой определенный стиль шнуровки), на шее - клетчатая двухцветная косынка, полосатые гетры на руках и ногах; ободки с бантиком, очки большие и яркие, напульсники и разноцветные цветные браслеты, большая «почтовая» сумка с различными значками.
  • Что редко встречается в одежде эмо – одежда унисекс.
  • Разнообразные украшения от ободков с бантиками в волосах, больших очков ярких цветов, разнообразных видов напульсников и браслетов на руках, ярких больших бус до мягких игрушек, играющих роль талисманов, с которыми они в дальнейшем стараются не расставаться никогда и нигде.

Думаю, теперь Вы имеете хоть малейшее представление о том, кто такие эмо, и с легкостью сможете отличить эмо от гота или любого другого представителя иной субкультуры.

Музыка эмо-стиля

Наверное, первый вопрос, который появится: а в чем же отличие эмо-музыки от остальной? Эмо-музыка несет в себе визги, плач, шепот, переходящий в крик, это песни о разбитой и неразделенной любви, о несправедливости, насилии и полном жестокости мире. По звучанию есть как мягкие мелодичные композиции, так и тяжелые с надрывом. Нельзя сравнить ту или иную группу, каждый человек по-своему выражает различные виды эмоций, самое главное - искренность этих эмоций и чтобы они шли из самой души. Любая стандартная эмо-группа по составу не отличается от любой другой музыкальной группы – это бас, гитара, барабаны и, конечно же, солист с красивым мелодичным голосом, способный взять высокие ноты. Проще говоря: мощной силы музыка, сложные партии, импульсивность в музыке и исполнении, красивый голос солиста, поющего о проблемах своей неразделенной любви и вечной проблеме своего бытия - это эмо-музыка. Приведу лишь некоторые примеры групп, подходящих под стилистику эмо: My Chemical Romance, Cursive, Neversmile, Оригами и др.

В наше время все больше и больше подростков примыкают к стилю жизни эмо. А это все больше заставляет задуматься над тем, что же не так и где произошел тот переломный момент в жизни простого подростка.

Наверняка вы встречали на улицах больших городов парней и девушек, а то и подростков, одетых в странные черно-розовые одежды, с многочисленным пирсингом, с черными, часто крашеными волосами и длинной косой челкой. Их называют эмо. Часто эту молодежь путают с другими субкультурами (в первую очередь, с готами), высмеивают. А в некоторых странах их даже преследуют. Многие люди по незнанию считают, что эмо - всего лишь стиль одежды: густой макияж, смешные фенечки на латаной сумке через плечо.

Другие полагают, что эти ребята любят собираться на кладбищах и читать плаксивые стихи о смерти, что это явление, близкое к декадансу начала ХХ века. Есть и те, кто определяет этих трудных подростков как первых кандидатов на суицид. Так кто такие эмо? Как они возникли, чем отличаются от представителей других родственных субкультур? Читайте всё о них в этой статье.

История возникновения

Если бы вы спросили, кто такие эмо, в 1980-х годах, то большинство жителей нашей планеты недоуменно пожало бы плечами, а обитатели округа Колумбия (США) ответили бы вам, что это - поклонники определенного музыкального стиля. И действительно, духовные предки современных девушек и юношей с косыми челками звались панками. Они также слушали хард-рок, украшали свое тело татуировками и пирсингом, питали пристрастие к «удавкам» на шее. Но эмо-кора, отпочковавшееся от панк-рока, было слишком своеобразным, специфическим. И поклонники этих двух стилей исповедовали различные жизненные устои, ощущали мир совершенно по-другому, чтобы быть непохожими. А потому и в стиле одежды субтильные юноши с черными волосами стали отдаляться от накачанных, бритых под нолик парней. Чуть позже произошло их выделение из среды готов.

Мироощущение

С расцветом новой субкультуры и проникновением ее в страны Старого Света многие люди стали интересоваться тем, кто такие эмо. Главной отличительной чертой адептов этого молодежного течения является экспрессивность, яркое и неприкрытое выражение своих чувств. Поэтому в массах, далеких от субкультур, бытует мнение, что эмо - плаксивые, не желающие взрослеть склонные к депрессии и даже суициду. Да, романтизация смерти у них присутствует, впрочем, так же, как и у готов. Но то, что дало название течению, именуется не жаждой самоубийства, а стремлением к выражению эмоций - все равно каких, грустных или веселых. Просто наш мир дает больше поводов плакать, чем смеяться… Сами себя они называют эмо-кидами (от английских слов emotional и kid (ребенок), тем самым подчеркивая свое стремление оставаться по-детски непосредственными, отказ носить социальные маски, которые навязывает людям общество.

Музыка эмо-кора

Конечно, субкультуру определяет определенная идеология, стиль жизни и мироощущение, но не стоит забывать, что родилась она в недрах меломанов. Первыми творцами эмо-кора были панки из Вашингтона, привнесшие в какофонию мэйнстрима некую гармоничность и музыкальность. В последующие годы на музыкальный стиль оказали влияние такие течения, как грандж и хинди-рок. Тексты песен эмо-кора отличаются лиричностью, а их исполнение - излишней эмоциональностью, экспансивностью. Длинные баллады преимущественно посвящены разбитому сердцу, тоске и страданию. Певцы должны обладать высоким и сильным голосом, способным резко переходить от шепота к визгу. Современный эмо-стиль в музыке раскололся на несколько течений. Одним из них является классический «кор», близкий к хард-року, но смягченный лиричными нотками. Ваоленс (от violence, насилие) отличается жестокими текстами, выплескивающими агрессию. Эмо-панк не лишен веселости и самоиронии. А вот скреамо тяжело выдержать людям неподготовленным, но и у этого стиля есть свои поклонники.

Известные эмо-группы

Многие музыкальные коллективы, которым поклоняются эмо во всем мире, открещиваются от принадлежности к данной субкультуре или же используют в своем творчестве разные стили. В России по популярности лидирует немецкая группа «Tokio Hotel». Ее альбом «Комната 483» получил у нас статус платинового. Музыканты «Fall Out Boy» называют себя поп-панками, хотя эксперты считают их творчество классическим эмо-стилем. В композициях «30 Seconds To Mars» слились воедино альтернатива, спейс- и прог-рок. С начала 2000-х различные эмо-группы появились и в России. Огромной популярностью пользуется «Monalisa». Она появилась в Москве в 2001 году под первоначальным именем «Послезавтра», а уже через полгода дала свой первый сольный концерт. Также нельзя обойти вниманием «Океан Моей надежды», чей альбом «То, о чем ты не узнаешь» очень популярен.

Разновидности в среде субкультуры

Эмо - это, прежде всего, стиль жизни. Не обязательно одеваться в черное и носить длинную челку цвета вороного крыла, чтобы принадлежать к этой субкультуре. Например, тру-эмо (от английского tru - настоящий), считающие себя истинными выразителями взглядов и жизненной позиции этого молодежного течения, одеваются в клетчатую одежду стиля ретро. Они также слушают музыку только на виниловых пластинках, бобинных и кассетных магнитофонах. «Настоящие эмо» не курят и не пьют алкоголь, чуждаются наркотиков. Для всего молодежного течения характерно вегетарианство и даже вегантство. Новые эмо - с черными волосами, длинной, свисающей до кончика носа челкой, напульсниками и пирсингом - очень узнаваемы.

Имидж

Особой чертой этой субкультуры, отличающей ее от готов, является одежда. Эмо-бой часто облачается в узкую футболку и джинсы черного или темно-синего цвета, с заплатами и дырами. Через плечо перекинута сумка, как у почтальона, где густо нацеплены значки и эмблемы. Эмо-герл украшает черная короткая юбка, из-под которой торчат рваные колготки. К рюкзачку или сумке прикреплены плюшевые игрушки, которым хозяйка вспарывает животы, а потом зашивает суровыми нитками. Представителей обеих полов выдает и ремень - черного или розового цвета - с цепями, огромной бляхой. Футболки украшают либо названия музыкальных групп, либо очень характерные принты: разбитые вдребезги сердца, скрещенные пистолеты, прочая кладбищенская атрибутика. Напульсники, суровые ошейники и пирсинг (на левой ноздре, а также губах, бровях и переносице) завершают облик.

Эмо-макияж

И девушки, и юноши, придерживающиеся этого стиля, наносят на лицо белую пудру, чтобы подчеркнуть контраст с черными волосами. Губы красят помадой телесного цвета. Глаза они густо подводят темным карандашом. Эмо-киды покрывают ногти черным лаком. Все в их облике должно говорить о мрачном неприятии этого жестокого мира, о собственной обиженности и беззащитности. Эмо-макияж создает определенный образ - милого ранимого ребенка, которого так хочется защитить. На бескровно-бледном лице (этот эффект достигается с помощью светлого тонального крема и белой пудры) выделяются глаза. Верхнее веко красят карандашом, нижнее - подводкой. Щедро наносят тени и растушевывают их. Тушью проходятся по ресницам два раза. Помада в макияже эмо (в отличие от готов) должна быть светлых пастельных тонов.

Прическа

Представителей этой субкультуры отличает длинная косая, полностью закрывающая один глаз, челка. Эмо для стрижки обращаются в специализированные салоны, поскольку требуется бритвой истончить кончики волос, сделать прическу как бы колючей. Обладатели волнистых локонов должны сначала выровнять пряди утюжком. Волосы эмо красят в черный или темно-красный цвет. Девушки часто носят массу аксессуаров - бантики, яркие заколки, резинки. Они часто заплетают кончики волос в хвостики или косички. С помощью лака или воска эмо фиксируют короткие волосы на макушке так, чтобы они стояли торчком.

Субкультура в России

Как они появились? Многие музыкальные критики утверждают, что русские эмо - это «опопсевшие панки». Тем не менее, есть такие творческие коллективы, которые пытаются полностью копировать классический западный кор. Сами же фанаты пытаются следовать эмо-моде вплоть до мелочей. Несмотря на отсутствие в большинстве городов специализированных магазинов одежды и особенно обуви, юноши и девушки стараются полностью походить на своих американских и европейских «коллег». Несмотря на явную аполитичность представителей этой субкультуры, власти России не особенно их жалуют. В 2008 году в Госдуме даже рассматривалась «Концепция о вмешательстве государства в духовное воспитание детей». В этом законопроекте указывалось, что пропагандирует суицид и культивирует депрессию. В Армении в 2010 году прокатилась волна репрессий против представителей этого молодежного течения. Власти страны очень своеобразно высказались на тему того, кто такие эмо: дескать, иностранное влияние портит молодежь, и она вместо того чтобы наполниться национально-патриотическим духом, прибегает к попыткам суицида.

Эмо в переводе с английского обозначает эмоциональный. Сейчас субкультура эмо на слуху у каждого подростка и молодежи. Это движение распространено в разных странах.

Молодежная субкультура эмо появилось сравнительно недавно. Иногда на улице или в общественном транспорте можно встретить интересных молодых людей, одетых во все черное, говорящих о совершенно загадочных вещах. Течение также имеет своеобразные символы и отличительные особенности, отличающих данное движение от других субкультур.

Внешний вид эмо-кидов

Одежда представителей субкультуры эмо характеризуется темными и розовыми оттенками. Многочисленный пирсинг, большие гриндерсы, извечная тема смерти и суицида. В этом субкультура эмо чем-то напоминает готов. Но здесь есть и свои отличия. Эмо отличаются повышенной чувствительностью, эмоциональностью. Некоторые эмо-киды также предпочитают розовый цвет в компании с черным.

Представители данной субкультуры одеваются достаточно своеобразно для обычных горожан. Это подростки и молодые люди с черными волосами, спадающими на лоб. Девушки предпочитают носить зачастую смешные, детские прически, яркие заколки, несколько хвостиков.

И девочки, и мальчики красят губы в светлый цвет, используют различные пудры и тональные крема, чтобы придать коже мертвенно-бледный вид. Глаза они предпочитают красить темными тенями, подводкой. Зауженные джинсы с различными заплатками, майка с изображением любимой группы, яркий макияж, а также челка набок - все это атрибуты данной субкультуры

Футболки с детскими рисунками в сочетании с одеждой черного цвета смотрятся довольно забавно. На ногах они носят кеды, на руках присутствуют разнообразные браслеты, выполненные из бисера разных оттенков. На ногтях обычно присутствует розовый или черный лак, в ушах наушники со включенной музыкой в стиле эмо. У подростков данного течения зачастую есть суицидальные наклонности.

Особенности субкультуры эмо

Достаточно распространенное явление среди эмо- бисексуальность. Подростки зачастую образуют пары с однополыми партнерами. Что часто подвергает общество в шок. Но они живут по своим особым правилам.

Эмо-киды зачастую придерживаются принципов течения под названием стрейтэдж. Это движение, которое пропагандирует здоровый образ жизни. Многие из представителей данной субкультуры достаточно тревожные и ранимые люди, которые обычно живут в своем выдуманном мире. Они страдают депрессией, отгораживаются от внешнего мира и его агрессии, прячут лица под длинными челками. Иногда вы можете встретить большое скопление эмо-кидов. Обычно это бывает перед выступлением какой-нибудь известной музыкальной группы.

Актуальность проблемы.

Предметом нашего аналитического исследования является молодежная субкультура эмо (эмоциональная). Она представляет собой специфический сегмент рокнаркосексконтркультуры предназначенный для особой возрастной группы — подростков и раннего юношеского возраста. Субкультура представляет собой измененную до неузнаваемости инициативную практику элевсинских мистерий трагической Эллады связанную с ритуалом перехода из детства в юность и соответственно смерти старого Эго и рождение нового путем раскрытия архетипа Смерти-Возрождения в доиндустриальном обществе. В рамках данной субкультуры действует механизм подмены смерти эго-сознания на смерть человека как индивидуума. А так как подростки лишены элементарных духовных знаний — это сделать достаточно просто.

Рассматриваемая нами молодежная субкультура имеет тонкий и изощренный механизм патогенного воздействия на несформировавшуюся личность. Она открыто романтизирует и прославляет смерть, и унижает и обесценивает жизнь, последовательно подталкивая подростка к суициду. Механизм патогенетического воздействия субкультуры на неофита имеет сложный характер. Раскрытию этого механизма посвящена данная лекция.

Эмо-кор – деструктивная молодежная субкультура с наличием скрытых элементов психологического насилия присущих тоталитарным сектам. В отличие от сект она лишена жесткого иерархического управления внутри структуры и не имеет явных лидеров или вождей. Управление подобного рода движениями происходит по принципу бесструктурного управления, и это создает у подростка иллюзию свободы выбора и возможности определять свою судьбу.

Субкультура появилась, и некоторое время развивалась как подвид молодежного движения панков. Но в дальнейшем эта субкультура оформилась как самостоятельное направление среди разновидностей роксекснаркоконтркультур. Она жестко ориентирована на свой возрастной контингент и базируется на научном фундаменте психологии и физиологии подросткового периода и периода ранней юности. Эмо-кор является интеллектуальным продуктом Тавистокского института изучения человека в Великобритании. Она реализуется в рамках программы «Изменения облика человека» и плана Киссинджера-Венса по уменьшению численности населения планеты Земля. Основной научной предпосылкой для создания и распространения субкультуры эмо служит базовый конфликт онтогенеза человеческой личности, имеющей место в периоде ранней юности. Этот конфликт психоаналитик Эриксон называет кризисом самоидентификации и ролевого смещения. Именно в этот период психика человека наиболее подвержена манипуляции его сознанием.

Психологический профиль субкультуры.

Открытое выражение эмоций - главное правило поведения для эмокидов. Поэтому в современном обществе обозначился устойчивый стереотип — представление об эмо как о плаксивых и легкоранимых мальчиках и девочках. Их отличает: особая форма самовыражения, борьба с несправедливостью, иррациональное, чувственное мироощущение. Поэтому типичный представитель эмо-кид - ранимая и меланхоличная личность. Они склоны к невротической депрессии. Ее основные симптомы: чувство беспричинного страха, ночные кошмары, потеря смысла жизни делают жизнь подростка невыносимой. Смерть, страх, боль – непременные атрибуты обряда посвящения – инициации. Известный религиовед М.Элиаде считает: «Смерть – это Великая Инициация. Но в современном мире Смерть лишается своего религиозного значения, Вот почему она приравнивается к Небытию. А перед Небытием современный человек бессилен. Для верующего проблема смерти представляется в другом ракурсе. Для него Смерть является ритуалом перехода. Но значительная часть современного мира потеряла веру, и для этой части человечества обеспокоенность перед лицом смерти является болью и страхом перед небытием Я». Таким образом, в рамках позитивистского мировоззрения смерть с помощью суицида выглядит как самый быстрый и окончательный способ решения всех жизненных проблем. Но это как раз и является величайшим заблуждением.

Космологические мифы древних доиндустриальных (традиционных) культур описывали биологическую смерть как переход, а не как необратимый конец человеческого существования. Погребальные мифологии всех времен и стран, ровно, как и древние «Книги мертвых» содержат подробное описание приключений души во время посмертных путешествий. Мировая мифология, фольклор всех стран и народов изобилует яркими примерами переживаний, связанных со смертью и умиранием. Специальные, священные тексты посвящались исключительно описанию и обсуждению посмертных путешествий человеческой души – это тибетская «Книга мертвых», египетская «Книга мертвых» и их европейский аналог «Ars moriendi» – «Искусство умирания». Специалистам, работающим в области этнографии эти работы хорошо известны.

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «Слово о смерти» пишет: «Смерть – великое таинство. Она рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя грубую оболочку и духовным существом, тонким эфиром, переходим в другой мир, в обитель духов однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле действуют чувства, принадлежащие, впрочем собственно душе. Душа исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобна прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тленья, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что свершилось и совершается с душою? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным».

Ценным трудом по этой проблеме являются исследования Кэннета Ринга. Его исследования феномена клинической смерти позволили прояснить общую картину. Если суммировать их исследования, то общая картина картографии потустороннего мира будет приблизительно такая.

  • 1. “Умирая человек не сразу отдает себе отчет в этом. И только после того, как он видит своего “двойника” (тело) лежащее внизу и убеждается, что он беспомощен дать о себе знать, он догадывается, что его душа вышла из тела. Иногда встречается после внезапной аварии, когда разлучение с телом происходит мгновенно и совсем неожиданно, что душа и не узнает свое тело и думает, что видит кого-то другого, похожего на него человека. Видение двойника и невозможность о себе знать производят в душе сильный шок..
  • 2. Все пережившие временную смерть свидетельствуют о полном сохранении своего “Я” и всех своих умственных чувствительных и волевых способностей. Более того, зрение и слух даже становятся острее; мышление приобретает отчетливость и становится необыкновенно энергичным, память проясняется. Люди давно неимевшие каких либо способностей в следствии какой-то болезни или возраста, вдруг чувствуют что, они приобретают их. Человек, пониммает, что он может видеть, слышать, думать и не имея телесных органов.
  • 3. Облегчение. Обычно смерти предшествует болезнь и страдание. Выйдя из тела душа радуется, что больше ничего не болит, не давит, мысль действует ясно, а чувства умиротворены. Человек начинает отождествляет себя с душой, а тело кажется чем-то второстепенным и более ненужным.
  • 4.Туннель и свет. После видения своего тела и окружающей обстановки, некоторые переходят в иной мир, чисто духовный. Впрочем, некоторые, минуя или не замечая первой фазы, попадает во вторую. Переход в духовный мир некоторые описывают как путешествие по темному туннелю, в конце которого они попадают в область неземного света.
  • 5. Просмотр и суд. Некоторые, пережившие состояние временной смерти, описывают просмотр прожитой ими жизни. Иногда просмотр происходит во время видения неземного света., когда человек слышал из Света вопрос: “Что ты сделал доброго?”. При этом человек понимал, что вопрошающий спрашивает не для того, чтобы узнать, а для того, чтобы побудить человека вспомнить свою жизнь. И вот непосредственно после вопроса перед духовным взором человека проходит картина его земной жизни, начиная с раннего детства. Она движется перед ним в виде серии быстро сменяющих друг друга эпизодов, в которых человек видит очень детально и отчетливо все случавшиеся с ним. В это время человек переживает и морально переоценивает все, что он говорил и делал.
  • 6. Новый мир. Различия в описаниях пережитого во время смерти объясняются тем, что тот мир совершенно не похож на наш, в котором мы родились и в котором сформировались все наши основные понятия и представления. В том мире пространство, время и предметы имеют совсем иное содержание, чем то, к которым привыкли наши органы чувств. Душа, впервые попавшая в духовный мир, испытывает нечто подобное тому, что может испытать подземный червь, когда он впервые выползает на поверхность земли и видит мир, освещенный солнечным светом.
  • 7. Облик души. Когда душа покидает свое тело, она не сразу узнает себя. Исчезают отпечатки возраста. Дети себя видят взрослыми, а старики молодыми. Члены тела, например, руки или ноги, потерянные по той или иной причине, снова появляются. Слепые начинают видеть.
  • 8. Встречи. Некоторые рассказывают о встречах с уже умершими родственниками или знакомыми. Эти встречи происходят в земных условиях, а иногда в обстановке воздушного мира…
  • В основном рассказы людей, побывавших по “ту сторону завесы”, говорят об одном и том же, но детали различны. Иногда люди видят то, что ожидали увидеть. Христиане видят ангелов, Богоматерь, Иисуса Христа, святых. Люди не религиозные видят какие-то храмы, фигуры в белом или юношей, или же чувствуют их присутствие.
  • 9. Язык души. В духовном мире беседы происходят не на знакомом человеку языке, а посредством одной мысли.
  • 10. Граница. Люди, оказавшиеся в том мире, рассказывают о введении чего-то напоминающего границу. Эта граница условна и символична.
  • 11. Возвращение. Иногда недавно умершему дается возможность выбора остаться “там” или вернуться к земной жизни. Голос Света может спросить: “Готов ли ты?”. Возврат в тело иногда происходит моментально, иногда совпадает с применением электрического шока или других реанимационных приемов. Все восприятия исчезают, человек сразу чувствует себя снова в кровати. Некоторые чувствуют, что входят в тело как бы толчком. Сперва чувствуют себя неуютно и холодно. Перед возвращением тела бывает короткая потеря сознания. Врачи-реаниматоры отмечают, что в момент возвращения к жизни человек часто чихает.
  • 12. Новое отношение к жизни. С людьми, побывавшими „там” обычно происходят большие перемены. По утверждению многих из них, вернувшись, они стараются жить лучше. Многие из них стали крепче верить в Бога, изменили свой образ жизни, стали серьезнее и духовнее.
  • Меланхолия. А. Дюрер.

    Психологической основой для этой формы субкультуры служит иррациональный интраверт с чувственным механизмом экстравертивной компенсации по классификации К.Юнга. Он ввел понятие двух типов личностной ориентации или жизненных установок: экстраверсия и интраверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг также выделил четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувства являются рациональными категориями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности.

    Философский и психологический аспект субкультуры эмо заключается в конфликте Эроса и Танатоса. С одной стороны возвеличивание романтической любви, с другой поклонение и вознесение на пьедестал Танатоса – бога смерти.

    Такой тип амбивалентности рано или поздно приводит к трагическому исходу. Эмо – это субкультура, где правит безысходность и смерть, а романтическая любовь придает смерти черты очарования. Следовательно, в отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви и, как правило, с трагическим финалом. Внимание эмо обращено на глубокие личные переживания, чем на внешние события. Эмо-субкультура практически не проявляет внешних признаков агрессии. Эмо часто сравнивают с субкультурой «готов». Между тем между этими субкультурами есть определённое родство. И оно заключается в интравертивном типе агрессии у эмо и причудливой комбинации экстравертивно-интравертивной у готов. Исследователи субкультуры утверждают, что представители субкультуры эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства чем «готы».

    Очевидные черты сходства внутреннего мира субкультуры готов и и эмо, отражают общую для них некрофильную тенденцию. Она заключается в романтизаци смерти депрессивности, любви к чёрному цвету, неприятие Эроса. Все это предполагает наличие единой генетической матрицы. Культурным ядром обеих субкультур является хорошо замаскированный сатанизм. Сердцевину этих субкультур составляет рок, имеющий лишь некоторые различия. Внешнюю оболочку составляет мода и возраст представителей субкультуры.

    Мода. Внешние признаки принадлежности к субкультуре.

    Таким образом, только на третьем морфофункциональном уровне между этими субкультурами есть существенные внешние различия. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. Девушкам свойственны детские, смешные на внешний вид причёски - два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» - «сердечки», по бокам бантики. Для создания этих причёсок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг — например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами одежды являются – черный и розовый (пурпурный). Вместе с тем, возможны и другие шокирующие обывателя сочетания. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов.

    Сердцевина субкультуры.

    Сердцевина субкультуры представлена рок музыкой различных направлений. Но такая эклектика имеет единую основу — музыкальные произведения должны явно или завуалировано призывать к совершению акта самоубийства. Как правило, это следует из репертуарного текста, который пишется по методике нейролингвистического программирования. Вместе с тем, существуют музыкальные группы, которые с оговоркой принято считать собственным направлением. Как отмечал исследователь сатанизма Д.Тодд: «Все посвящаемые дьяволу пластинки (рок-музыки) построены по одинаковым принципам. Используется чувство ритма, которое развивается соответственно движениям при сексуальном акте. Внезапно человеком овладевает чувство, будто он впал в бешенство, которое часто приводит к истерике. Если молодые люди определенное время подвергаются действию этих звуков, то у них возникает состояние депрессии, возбуждение, жажда агрессии.

    Тот, кто запасется терпением, чтобы разобрать тексты песен, быстро придет к выводу, что они, как правило, однообразны: сопротивление родителям, обществу, всему существующему. Раскрепощение всех сексуальных влечений в человеке является необходимым условием создания состояния анархии, которое в свою очередь, способствует установлению всемирного господства сатанизма». Вместе с тем, действие сердцевины благодаря совершенствованию музыкальной аппаратуры приобрело доминирующее значение и способствовало сокрытию ядра субкультуры так как позволило использовать явление акустического резонанса в полном объеме.

    Ядро субкультуры.

    Мистическое ядро субкультуры представляет собой архетип Героя или Героини, жизнь которых определяет полный фатализм и неизбежность трагического рокового конца. Сюжет во многом позаимствован из наследия трагической Эллады. Из европейской традиции — это образ печального рыцаря знающего о своей скорой кончине. И, наконец – это романтическая смерть княжны Тамары в поэме Лермонтова «Демон». Вместе с тем, следуя логике создания субкультуры готов, литературным ядром субкультуры будет романтизм Гете с его сентиментальным романом «Страдания молодого Вертера», где герой заканчивает жизнь самоубийством.

    Альбрехт Дюрер. Рыцарь, дьявол и Смерть.

    Данная работа Дюрера символически отражает все составные части мистического ядра этой молодежной субкультуры и фатализм ее представителей. Остановимся на фигуре рыцаря. В мистическом понимании рыцарь – это мастер, дух, Логос, управляющий своим конем, то есть материей. Рыцарство — путь, ведущий к превращению обычного человека в человека духовного. Рыцарь достигает совершенства путем овладения своим духом и телом. Основные качества рыцаря: сила, отвага, нравственное совершенство, рыцарская цельность. Укрепив свое тело и душу, развив чувства и разум, а, также получив образование, рыцарь занимал место в социальной иерархии – от барона до короля, которая в свою очередь отражала иерархию небесную. Известны различные типы рыцаря: странствующего, охотника, освободителя, хранителя сокровищ. Рыцарская символика включает коня как символа материальности, физического плана, и всадника – принципа духовности. Особое место занимает образ обреченного рыцаря, которого ожидает неизбежная и скорая смерть. Образ Смерти и ее символическое содержание выражены в классическом варианте и особом разъяснении не нуждаются. В руках Смерть держит песочные часы, показывающие что время жизни на исходе. Дьявол также готов к скорому исходу души из тела и только этого момента, а лежащий череп указывает на неизбежность скорого конца земной жизни и скорое забвение нашего героя. Особое место отведено собаке. Образ собаки — амбивалентен. С одной стороны – это преданное животное и верный друг, с другой стороны – это Цербер или Анубис, охраняющий вход в царство Мертвых. И именно этот образ придает гравюре особую трагичность.

    А теперь процитируем отрывок из поэмы Лермонтова «Демон».

    Дыханьем чистым аромата

    Окрестный воздух напою

    Всечасно дивною игрою,

    Твой лелеять буду я;

    Чертоги пышные построю

    Из бирюзы и янтаря,

    Я опущусь на дно морское,

    Я полечу за облака

    Я дам тебе все, все земное –

    Люби меня!

    И он слегка

    Коснулся жаркими устами

    Ее трепещущим губам,

    И лести сладкими речами

    Он отвечал ее мольбам

    Могучий взор смотрел ей в очи;

    Он жег ее во мраке ночи

    Над нею прямо он сверкал,

    Неотвратимый как кинжал.

    Увы! Злой дух торжествовал…

    Смертельный яд его лобзанья

    Мгновенно в кровь ее проник,

    Мучительный, но слабый крик

    Ночное возмутил молчанье,

    В нем было все: любовь, страданье,

    Упрек с последнею мольбой

    И безнадежное прощанье –

    Прощанье с жизнью молодой!



    выше представлены работы Врубеля – «Тамара и Демон», «Демон поверженный» и «Тамара в гробу».

    Строки из поэмы Т.Г.Шевченко «Тризна» характеризуют смятение в душе ангела Тьмы:

    Душа рвалась, душа рыдала,

    Просила воли… ум горел,

    В крови гордыня клокотала…

    Он хохотал, как демон лютый,

    И длилась страшная минута…

    П. Брейгель-старший. Триумф смерти.

    Символизм, регрессия, психо- и нейрофизиологические механизмы личностной трансформации.

    Такая инфантильного вида внешняя атрибутика – это своеобразные фейс и дрес-коды. Они имеют глубокий и скрытый от постороннего глаза символический смысл. Именно они связаны с механизмом самоидентификации подростка с субкультурой и принятие ее мировоззрения, норм поведения и традиций. Существует и другой более мощный механизм инициативного воздействия – это специфический, присущий данной субкультуре вид рока. Механизм его воздействия подобен инициативной практике шаманских комланий. С одной стороны под действием низкочастотных звуковых волн изменяется физиологическую активность мозга, а с другой — развитие психических основ личности направляется на путь идентификации с субкультурой. Тем самым, подросток легче интегрируется в ее ряды.

    Опыт переживания смерти и возрождения лежит в основе пси-воздействий и с методологической позиции его следует рассматривать как аналогию проявление трансцендентного переживания.

    Опыт смерти и возрождения другими словами дезинтеграции и реинтеграции является очевидным психологическим и духовным процессом. Он чаще всего проявляется во время сверхпороговых психо-эмоциональных стрессов. Этот подъем или стресс активирует психические и эмоциональные напряжения ранее скрытые конфликты до невыносимого уровня. В результате наступает кризис эго-сознания, при котором старые жизненные стратегии не в состоянии поддерживать психологический баланс. Ранее эффективно работающие психодинамические паттерны, конфликты, меры поддержания физического гомеостаза, устройство жизни, убеждения и представления о самом себе отметаются и разрушаются. Таким образом, целостная психическая организация на какой-то период времени прекращает свое существование. Происходит полное крушение привычного мироощущения и мировоззрения.

    Этот дестабилизирующий временной этап клинически проецируется и переживается образно.

    После этапа хаоса наступает переустройство и воссоздание. Реинтегрирует, прежде всего, структура эго-сознания. Ум человека в значительной мере освобождается от старых привычек. Переустройство происходит при помощи архетипических сил. Этот процесс приводит к реконструкции психики, структуры личности и сознания, формируя новый тип мироощущения и мировоззрения. Старая индивидуальность умерла и рождается новая.

    Получив мощный вызов в виде эмоционального стресса, практически параллельно психическим процессам включается механизм адаптивной дезинтеграции мозга. Ответ включается на уровне иерархии нейронных ансамблей. В конце ХХ века одной из интересных и перспективных точек поиска к объяснению феномена работы человеческого сознания был принцип, выдвинутый американским нейрофизиологом Верноном Маункастлом. Этот принцип базируется на трех основных моментах.

    Во-первых, кора головного мозга состоит из сложных многоклеточных ансамблей, основная структура которых образована примерно сотней вертикально связанных нейронов всех слоев коры. Принято считать, что в эти мини-колонки входят 4 основных звена: 1) нейроны, которые получают входные сигналы в основном от подкорковых структур – например, от специфических сенсорных и двигательных ядер таламуса; 2) нейроны, получающие входные сигналы от других областей коры; 3) все нейроны сетей образующую вертикальную колонку; 4) клетки передающие выходные сигналы назад к таламусу, к другим областям коры и к клеткам лимбической системы.

    Во вторых, по мнению Маункастла, несколько таких первичных колонок объединяются с помощью между колоночных связей, образуя более крупную клеточно-информационную структуру – модулярную колонку.

    В третьих, Маункастл предполагает, что нейронные модули не только передают и перерабатывают информацию. Они совместно функционируют в составе обширных петель, по которым информация, выходя из колонок, передается другим кортикальным и субкортикальным структурам-мишеням, а затем возвращается обратно в кору. По подсчетам Маункастла, в такой топологической структуре участвуют миллиарды нейронов.

    Приведенный выше морфо-функциональный субстрат активно участвует в феномене зомбирования, кардинально изменяя свою нейрофизиологическую и биохимическую активность, в различных звеньях этой сложной иерархической организации начиная от анатомических зон памяти до первичной слуховой и двигательных зон коры. Происходит также установление новых форм взаимодействия с лимбической системой, эпифизом, гипоталамусом, создавая морфо-функциональный субстрат для неповторимого колорита клинических проявлений и индивидуального восприятия эмоционального переживания. Подобным образом выглядит психофизиологический механизм индуцированного пси-воздействия.

    Таким образом, вышесказанное свидетельствует о существовании молодежной субкультуры, которая деструктивна по своей сути. Самоидентификация подростка с этой субкультурой является сложнейшим психофизиологическим процессом, который не имеет обратного течения. Клинический исход мало предсказуемый и может заканчиваться суицидальной попыткой вплоть до летального исхода.

    Пути противодействия данной деструктивной субкультуре сложны и неоднозначны. Требуется применение системного подхода. Он включает в себя как социальный механизм противодействия на уровне силовых структур, так и работу с индивидуальной личностью. При этом требуется применение методов, как классической педагогики, так и психотерапии включая даже ее экзистенциальную форму. Поэтому основа противодействия, как и при ВИЧ-инфекции — профилактика. И основная профилактика – формирование православного религиозного мировоззрения.

    В условиях нашего общества объектом воздействия современной рокнаркоконтрсекскультуры является молодежь и особенно подростки, т.е. люди, у которых еще не завершен период эго-идентификации, а психика, которых особенно уязвима и подобного рода воздействиям. Когда этим психоделическим «коктейлем» пичкают современного молодого человека, к тому же воспитанного в рамках рациональной атеистической по форме и содержанию культуры, то у него просто «едет крыша». У такого человека после такого воздействия возникает душевное опустошение, а в случае приема наркотиков к ним развивается физическое и психическое пристрастие.

    Но существует и другой, более скрытый элемент феномена любой разновидности рокнаркосексконтркультуры и он связан с явлением общественной гегемонии и манипуляции сознанием. Например, рок составляющая этой контркультуры создаёт систему «мягких» межклассовых общественных связей между выходцами из различных классовых структур общества. Такие связи абсолютно не опасны для класса находящегося на верхнем ярусе общественной пирамиды и в основном направлены на подрыв родительского авторитета и разрушения семьи, развитие нигилизма и нарушение взаимосвязи между родителями и детьми. Другим удачным элементом для правящего класса является тот момент, что рок-культура производит разно векторный выброс агрессии, которая никогда не бывает узко направлена против правящего класса, третий элемент этой субкультуры – создание системы ложных авторитетов и кумиров, что противоречит одной из главных заповедей Декалога Моисея – «не сотвори себе кумира». Ослеплённый ложными авторитетами молодой человек становится лёгкой мишенью для манипуляции его сознания. Есть ещё и другой элемент в этом производстве кумиров – это разрушение архетипа положительного героя и подмена его на антигероя типа наркомана Элвиса Престли, гомосексуалиста Элтона Джона или самоубийц Иэна Кёртиса и Розза Уильямса.

    Список литературы

    • 1.Боголюбов Н. Тайные общества ХХ века. Второе изд. (исправленное и дополненное). Изд-во Вера. Санкт-Петербург. 2011. – 239 с.
    • 2. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2000.
    • 3.Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о смерти. Мн: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004 – 336 с.
    • 4.Кемпиньский А. Психология шизофрении / Пер. с польск. А.А. Боричева. –СПб.: «Ювента», 1998. –293 с.
    • 5. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997.- 190 с.
    • 6. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.
    • 7. Лисовский В.Т. Советское студенчество: соц. очерки. – М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
    • 8.Лэнг Р.Д. Расколотое «Я».:Пер. с англ. – СПб.: «Белый кролик», 1995. –352 с.
    • 9.Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова. – М.: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
    • 10. «Real Экстрим» журнал об экстремальном спорте и развлечениях. Пилотный выпуск. Август 2004.
    • 11. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан. // Социс 11/98
    • 12.Славин О. Беседы со странником. Образ потустороннего мира. – М.;Вагриус 2001 – 317с.
    • 13. Харчева В.Г. Основы социологии: учеб. – М.: Логос, 1997.
    • 14.Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование, применение. Сер. «Мастера психологии». – СПб.: «Питер Кош», -1998.
    • 15.Уолш Р. Дух Шаманизма.:Пер. с англ. –М.: Изд-во Трансперсонального института, -1996. –288 с.
    • 16.Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М., -1923.
    • 17. Журнал «Социс», выпуски за 1998, 2003 гг.
    • 18.Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. Перевод Софии Лорке, пер. и доп. В. Зеленским. – СПб.: «Ювента». – М.: «Прогресс-Универс», -1995. –765 с.
    • 19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Г.С. Драбининой. – М.: Независимая фирма «Класс», -1999. –576 с.
    • 20. Еrikson EH (1963a) Childhood and society (2 end ed), New York: Norton.
    • 21.Erikson EH (1958) Youngman Suther: Astudy in psychoanalysis and history. New York: Norton.

    Николай Головачев, Бойко И.В. г. Днепропетровск.




Top