Все произведения достоевского по годам. Все произведения Достоевского: список

Е го имя известно во всем мире. Его романы - классика, но классика по сей день неразгаданная, о которой спорят литературоведы и читатели, которую экранизируют и ставят на театральной сцене самые известные и талантливые режиссеры.

Первый роман Федора Михайловича Достоевского. Книга простая - и болезненная в своей простоте. Произведение, из которого наряду с вышла «вечная тема» всей российской литературы - тема «маленького человека», раздавленного безжалостной силой бытия.

« »

Роман об одном преступлении. Двойное убийство, совершенное бедным студентом из-за денег. Трудно найти фабулу проще, но интеллектуальное и душевное потрясение, которое производит роман, - неизгладимо. В чем здесь загадка? Кроме простого и очевидного ответа - «в гениальности Достоевского» - возможно, существует как минимум еще один: «проклятые» вопросы не имеют простых и положительных ответов. Нищета, собственные страдания и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором: имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего? Это вечные вопросы.

« »

Роман, в котором Достоевский впервые с подлинной страстью, ярко и полно воплотил образ положительного героя, каким он его представлял. В князе Мышкине соединились черты образа Христа и одновременно ребенка, умиротворенность, граничащая с беспечностью, и невозможность пройти мимо беды ближнего. В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин - идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир!», утверждает Достоевский устами князя Мышкина, и в мире становится светлей.

« »

Роман-предостережение и роман-пророчество, в котором великий писатель и мыслитель указывает на грядущие социальные катастрофы. История подтвердила правоту Достоевского, и неоднократно. Кровавая русская революция, деспотические режимы Гитлера и Сталина - страшные и точные подтверждения идеи о том, что ждет общество, в котором партийная мораль замещает человеческую. Но, взяв эпиграфом к роману евангельский текст, писатель предлагает и метафизическую трактовку описываемых событий. Не только и не столько о «неправильном» общественном устройстве идет речь в книге - душе человека грозит разложение и гибель, души в первую очередь должны исцелиться. Ибо любые теории о переустройстве мира могут привести к духовной слепоте и безумию, если утрачивается способность различения добра и зла.

«Братья Карамазовы »

Итоговый роман Федора Достоевского, в нем сконцентрировались вся художественная мощь писателя и глубина прозрений религиозного мыслителя. «Братья Карамазовы» - это произведение, в котором испепеляющая страсть, борьба за наследство, богоискательство выводят на глобальные вопросы о самой сущности человека, о его природе. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины - это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.

Федор Михайлович Достоевский — известнейший русский писатель, мыслитель. Родился 30 октября 1821 года в Москве. В шестнадцать лет переехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, где увлекся литературой и попробовал себя в качестве писателя. Уже в двадцать два года опубликовал свое первое произведение. После окончания училища работал в должности полевого инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде. Прослужив всего год, будущий писатель решил полностью посвятить себя литературе.

Первой публикацией Достоевского стал перевод повести Бальзака «Евгения Гранде». В то же время Федор Михайлович начал работу над собственным романом «Бедные люди», который был опубликован в 1846 году и восторженно принят публикой. Следующий год стал для писателя непростым — его произведения натолкнулись на непонимание Белинского, Тургенева и Некрасова. Острое переживание резкой критики трудов писателя, бедность, вынуждавшая браться за любую работу, отразились на здоровье Достоевского — у него появились первые признаки эпилепсии.

Найдя друзей в литературно-философском кружке братьев Бекетовых, Достоевский посещает собрания, организованные Буташевичем-Петрашевским, и принимает участие в создании тайной типографии для печатания и распространения революционных воззваний. В 1849 году писатель был арестован за участие в революционной деятельности и приговорён к казни по обвинению в недоносительстве о распространении письма Белинского к Гоголю. В последний момент указом императора расстрел был заменен на четырехлетнюю каторгу в Сибири. Свои ощущения во время казни Достоевский впоследствии выразил словами князя Мышкина в романе «Идиот».

Период каторги и военной службы стал поворотным в жизни писателя, именно тогда он превратился в глубоко религиозного человека и до конца жизни проповедовал христианские ценности. Несмотря на лишения, Достоевский много писал — тогда были созданы «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Маленький герой» и получивший широкую известность роман «Преступление и наказание». В это время писатель публикует статьи, редактирует, пишет разные по формату произведения, печатается в журналах «Время» и «Эпоха». Вскоре вышел роман «Униженные и оскорбленные», чуть позже — «Записки из мертвого дома». Тогда же Достоевский стал идеологом славянофильского движения «почвенничество». Пребывание за границей сформировало у писателя критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада, которые нашли своё отражение в «Дневнике писателя» и ряде статей и заметок, в том числе, политических обзорах российских и иностранных событий.

По возвращении в Россию писатель переехал в Москву, вскоре потерял жену и брата. Еще через год Достоевский повторно женился и на несколько лет опять уехал за границу, где у него родилась дочь. После окончательного возвращения на родину Федор Михайлович поселился в городе Старая Руса и следующие восемь лет стали расцветом его творчества. Он работал редактором газеты «Гражданин», писал политические статьи и заметки, издал романы «Бесы», «Подросток», «Кроткая» и возобновил отношения с критиками, что привело к росту популярности среди читателей. Однако подлинная слава пришла к нему уже после смерти. Творчество писателя оказало большое влияние на русскую и мировую культур — Федор Михайлович стал самым ярким представителем так называемой «рефлексивной» литературы он был убежденным патриотом и более всего ценил и воспевал человеческую душу и любовь, верил в их бесконечную силу и торжество над любым насилием. Эта тема прослеживается во всех его произведениях, где он проповедует идеи всепрощения и призывает к познанию Бога.

В последние годы жизни писатель вел активную общественную и литературную деятельность. В 1877 году Достоевский был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук, в 1879 году принял участие в Международном литературном конгрессе в Лондоне, где был избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации. В 1880 году Достоевским был закончен последний роман — «Братья Карамазовы». В феврале 1881 года Федор Михайлович умер от эпилептического припадка, был похоронен на Тихвинском кладбище.

Произведения Федора Михайловича Достоевского в нашем магазине можно не только прочесть онлайн, но и приобрести в электронном виде для домашней коллекции.

Все которых является предметом настоящего обзора, стали классикой не только русской, но и мировой литературы. В данной статье будут указаны наиболее известные сочинения автора. Наиболее крупные книги писателя изучают в школе. Многие его сочинения неоднократно экранизировались и ставились на сцене, что говорит об их и актуальности.

Первый роман

Все произведения Достоевского (список начнем с упоминания книги, прославившей его в литературных кругах) демонстрируют разносторонний талант автора. Речь идет о романе «Бедные люди», созданном в 1846 году. Эта книга интересна тем, что она написана в Главный герой, Макар Девушкин, переписывается с девушкой, в которую влюблен, однако не смеет признаться ей в своих чувствах, поскольку старше. К тому же он считает, что недостоин ее, хотя она отвечает ему взаимностью.

С помощью такой формы изложения повествования очень подробно и достоверно смог передать чувства своих героев Федор Достоевский. «Бедные люди» - роман, который был высоко оценен известным критиком В. Белинским.

Он открыл молодому писателю путь в литературный мир и сделал его имя известным массовому читателю.

Юмористический рассказ

Автор не хотел останавливаться на жанре драмы и пробовал себя в самых различных стилях. Он писал не только прозу, но сочинял и стихи. Кроме того, после выхода первого романа в свет он решил создать комическое произведение в форме переписки героев. Так на свет появился «Роман в девяти письмах» - юмористический рассказ, который был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». Данное произведение - переписка двух шулеров, каждый из которых стремится обмануть напарника.

Писатель подражал Гоголю, выбрав обоим похожие имена и наделив каждого характерными чертами. Один из них - деликатен и вежлив, второй - напротив, грубоват и прямолинеен. Однако в конечном счете оба оказались обманутыми их общим знакомым. Все произведения Достоевского, список которых включает не только драматичные и трагичные, но и юмористические сочинения, показывают его как тонкого наблюдателя и незаурядного мыслителя.

«Униженные и оскорбленные»

Это было первое крупное произведение, написанное автором после возвращения из ссылки. Оно было опубликовано в 1861 году. Критика встретила его очень сдержанно, кроме журнала «Современник», который положительно оценил сюжет и героев. Повествование ведется от имени первого лица - молодого писателя Ивана, в котором угадываются автобиографические черты самого автора.

Роман Достоевского «Униженные и оскорбленные» имеет две сюжетные линии, что делает повествование несколько размытым. Тем не менее уже в этой книге отчетливо проступают черты стиля писателя - глубокий психологический анализ персонажей, сочувствие ко всем обездоленным - тема, которая красной нитью проходит через все творчества писателя.

«Игрок»

Глубоким анализом психологии человека и его поступков отличаются все произведения Достоевского. Список книг автора необходимо пополнить упомянутым автобиографичным романом.

Это один из самых сложных романов в творчестве писателя, так как отразил его пристрастие к игре, а также непростые отношения с возлюбленной, которая послужила прототипом главной героини романа, а также известной Настасьи Филипповны в книге «Идиот». В центре повествования - человек, который одержим страстью к любимой женщине, а также к азартной игре.

Произведения 1860-1870-х годов

Библиография Федора Достоевского включает большое количество работ самых разных жанров, однако наибольшей популярностью пользуются книги, созданные в указанное десятилетие.

В 1866 году он написал роман «Преступление и наказание», которое стало классикой жанра и одним из лучших сочинений автора. Изучение этого произведения входит в школьную программу, кроме того, оно неоднократно экранизировалось.

В следующие три года он сочинил одно из самых интересных и динамичных произведений - роман «Идиот», который считается самой романтичной его книгой, несмотря на трагическую развязку.

В 1870-х годах свет увидело одно из самых сложных его произведений - «Братья Карамазовы». Эта книга отличается глубоким философским сюжетом, сложной историей и многогранными персонажами. Автор задался целью показать сложное моральное состояние общества в условиях распространение революционных идей и нигилизма, а также разрушение традиционных ценностей и обычаев.

Повести и дневник

Автор работал не только в жанре крупной прозы, но также писал и небольшие произведения. Одна из самых известных его повестей - философская книга «Двойник». В ней повествуется об истории мелкого служащего, который был очень неловок, нерешителен, рассеян. Однажды у него появился двойник, который быстро сумел занять его место благодаря ловкости, проворству, хитрости и подлости. Произведение обличает человеческую слабость и угодничество, которое привело к тому, что общество приняло двойника вместо знакомого им человека. В этом ряду также можно упомянуть про юмористическую повесть «Чужая жена и муж под кроватью». Это произведение проникнуто хорошим добрым юмором, который так свойственен перу писателя.

Отдельно следует сказать о его дневнике, в котором он не только рассказывает про свой творческий путь, но и излагает мысли об общественно-политическом развитии России, а также высказывает свое мнение о международном положении страны. Дневник раскрывает автора с внутренней стороны, так как в нем он делится секретами своего мастерства и приемами, объясняет мысли и идеи, которые проводил в художественной прозе. Дневник выходил с 1873 по 1881 год, что доказывает интерес самого автора и читателей к этому произведению.

Поэзия

Стихи Достоевского демонстрируют его талант не только писателя прозы, но и поэта. Одно из первых его лирических произведений "На европейские события 1854 года" посвящено времени Крымской войны. В ней автор излагает свое мнение относительно истории России и ее предназначения в освобождении православных народов. Он утверждает, что, несмотря на европейскую угрозу, страна все-таки вытерпит любые испытания, как и прежде в течение многих столетий.

Стихи Достоевского, в основном, отражают его общественно-политические взгляды. В произведении «На первое июля 1855 года» он вновь рассуждает о будущем России, выражает надежду на ее возрождение, а также просит царя простить его и сторонников за бывшие оппозиционные увлечения. Сочинение посвящено ко дню рождения императрицы и отличается патриотическим духом и философским содержанием.

Также он написал стихотворение "На коронацию и заключение мира", в котором прославляет наступление мира и коронацию нового императора Александра II. Среди лирики писателя также можно отметить его эпиграмму на баварского полковника, а также произведение "Борьба нигилизма с честностью". Последняя работа интересна тем, что в ней автор выражает свои общественно-политические взгляды на это новое движение в России. Необходимо также указать сборник стихов "Моя тетрадка каторжная" - сборник фольклорного материала, который он собрал во время своей ссылки.

Другие произведения

В данном обзоре рассматриваются только наиболее известные произведения знаменитого автора, краткая хараткеристика которых представлена в нижеследующей таблице.

Название Описание
"Неточка Незванова" Эта неоконченный роман писателя, который вышел в свет в 1849 году. В произведении автор повествует о судьбе девочки, которая провела тяжелое детство, а затем оказалась в богатом доме, куда ее взяли из сострадания. Однако страшная тайна этой семьи заставляет ее покинуть это пристанище
"Подросток" Произведение рассказывает о молодом человеке, который был незаконнорожденным, и от этого у него сложились тяжелые отношения с отцом. В романе автор тонко анализирует психологию формирующегося юноши и его взаимоотношения с окружающими
"Белые ночи" Это лирическое сочинение автора, пожалуй, самое трогательное и светлое из всех его драматических книг. История повествует о любви двух молодых людей, которые были вынуждены расстаться из-за возвращения жениха девушки
"Дядюшкин сон" Это очень непростое сочинение, в котором юмор и комедия смешались с трагедией. Книга посвящена необычному сватовству одного князя к молодой девушке, бывший ухажер которой сумел убедить его, что свою будущую свадьбу он видел во сне, отчего князь умирает
"Село Степанчиково и его обитатели" Сочинение повествует о необычном переполохе в маленьком селе из-за брачных планов героев
"Записки из мертвого дома" Произведение интересно тем, что оно автобиографично и повествует о быте заключенных в остроге. Автор передал свои эмоции и впечатления после ссылки
"Записки из подполья" Сочинение рассказывает о происшествиях из жизни одного молодого человека из интеллигентов. Оно интересно тем, что в нем автор анализирует поведение героя его же собственными устами
"Сон смешного человека" Рассказ повествует о попытке героя покончить жизнь самоубийством и его перерождении после необычного сна

Кроме того, следует упомянуть наиболее известные публицистические работы автора.

Итак, было очень многогранно: он работал в самых разных жанрах прозы, а также писал стихи.

Хотя снег, дождь и всё то, чему даже имени не бывает, когда разыграется вьюга и хмара под петербургским ноябрьским небом, разом, вдруг атаковали и без того убитого несчастиями господина Голядкина, не давая ему ни малейшей пощады и отдыха, пронимая его до костей, залепляя глаза, продувая со всех сторон, сбивая с пути и с последнего толка, хоть всё это разом опрокинулось на господина Голядкина, как бы нарочно сообщась и согласясь со всеми врагами его отработать ему денек, вечерок и ночку на славу, - несмотря на всё это, господин Голядкин остался почти нечувствителен к этому последнему доказательству гонения судьбы: так сильно потрясло и поразило его всё происшедшее с ним несколько минут назад у господина статского советника Берендеева! Если б теперь посторонний, неинтересованный какой-нибудь наблюдатель взглянул бы так себе, сбоку, на тоскливую побежку господина Голядкина, то и тот бы разом проникнулся всем страшным ужасом его бедствий и непременно сказал бы, что господин Голядкин глядит теперь так, как будто сам от себя куда-то спрятаться хочет, как будто сам от себя убежать куда-нибудь хочет. Да! оно было действительно так. Скажем более: господин Голядкин не только желал теперь убежать от себя самого, но даже совсем уничтожиться, не быть, в прах обратиться. В настоящие минуты он не внимал ничему окружающему, не понимал ничего, что вокруг него делается, и смотрел так, как будто бы для него не существовало на самом деле ни неприятностей ненастной ночи, ни долгого пути, ни дождя, ни снега, ни ветра, ни всей крутой непогоды. Калоша, отставшая от сапога с правой ноги господина Голядкина, тут же и осталась в грязи и снегу, на тротуаре Фонтанки, а господин Голядкин и не подумал воротиться за нею и не приметил пропажи ее. Он был так озадачен, что несколько раз, вдруг, несмотря ни на что окружающее, проникнутый вполне идеей своего недавнего страшного падения, останавливался неподвижно, как столб, посреди тротуара; в это мгновение он умирал, исчезал; потом вдруг срывался как бешеный с места и бежал, бежал без оглядки, как будто спасаясь от чьей-то погони, от какого-то еще более ужасного бедствия… Действительно, положение было ужасное!.. Наконец, в истощении сил, господин Голядкин остановился, оперся на перила набережной в положении человека, у которого вдруг, совсем неожиданно, потекла носом кровь, и пристально стал смотреть на мутную, черную воду Фонтанки. Неизвестно, сколько именно времени проведено было им в этом занятии. Известно только, что в это мгновение господин Голядкин дошел до такого отчаяния, так был истерзан, так был измучен, до того изнемог и опал и без того уже слабыми остатками духа, что позабыл обо всем: и об Измайловском мосте, и о Шестилавочной улице, и о настоящем своем… Что ж в самом деле? ведь ему было всё равно: дело сделано, кончено, решение скреплено и подписано; что ж ему?.. Вдруг… вдруг он вздрогнул всем телом и невольно отскочил шага на два в сторону. С неизъяснимым беспокойством начал он озираться кругом; но никого не было, ничего не случилось особенного, - а между тем… между тем ему показалось, что кто-то сейчас, сию минуту, стоял здесь, около него, рядом с ним, тоже облокотясь на перила набережной, и - чудное дело! - даже что-то сказал ему, что-то скоро сказал, отрывисто, не совсем понятно, но о чем-то весьма к нему близком, до него относящемся. «Что ж, это мне почудилось, что ли? - сказал господин Голядкин, еще раз озираясь кругом. - Да я-то где же стою?.. Эх, эх!» - заключил он, покачав головою, а между тем с беспокойным, тоскливым чувством, даже со страхом стал вглядываться в мутную, влажную даль, напрягая всеми силами зрение и всеми силами стараясь пронзить близоруким взором своим мокрую средину, перед ним расстилавшуюся. Однако ж ничего не было нового, ничего особенного не бросилось в глаза господину Голядкину. Казалось, всё было в порядке, как следует, то есть снег валил еще сильнее, крупнее и гуще; на расстоянии двадцати шагов не было видно ни зги; фонари скрипели еще пронзительнее прежнего, и ветер, казалось, еще плачевнее, еще жалостнее затягивал тоскливую песню свою, словно неотвязчивый нищий, вымаливающий медный грош на свое пропитание. «Эх, эх! да что ж это со мною такое?» - повторил опять господин Голядкин, пускаясь снова в дорогу и всё слегка озираясь кругом. А между тем какое-то новое ощущение отозвалось во всем существе господина Голядкина: тоска не тоска, страх не страх… лихорадочный трепет пробежал по жилам его. Минута была невыносимо неприятная! «Ну, ничего, - проговорил он, чтоб себя ободрить, - ну, ничего; может быть, это и совсем ничего и чести ничьей не марает. Может быть, оно так и надобно было, - продолжал он, сам не понимая, что говорит, - может быть, всё это в свое время устроится к лучшему, и претендовать будет не на что, и всех оправдает». Таким образом говоря и словами себя облегчая, господин Голядкин отряхнулся немного, стряхнул с себя снежные хлопья, навалившиеся густою корою ему на шляпу, на воротник, на шинель, на галстух, на сапоги и на всё, - но странного чувства, странной темной тоски своей всё еще не мог оттолкнуть от себя, сбросить с себя. Где-то далеко раздался пушечный выстрел. «Эка погодка, - подумал герой наш, - чу! не будет ли наводнения? видно, вода поднялась слишком сильно». Только что сказал или подумал это господин Голядкин, как увидел впереди себя идущего ему навстречу прохожего, тоже, вероятно, как и он, по какому-нибудь случаю запоздалого. Дело бы, кажется, пустое, случайное; но, неизвестно почему, господин Голядкин смутился и даже струсил, потерялся немного. Не то чтоб он боялся недоброго человека, а так, может быть… «Да и кто его знает, этого запоздалого, - промелькнуло в голове господина Голядкина, - может быть, и он то же самое, может быть, он-то тут и самое главное дело, и недаром идет, а с целью идет, дорогу мою переходит и меня задевает». Может быть, впрочем, господин Голядкин и не подумал именно этого, а так только ощутил мгновенно что-то подобное и весьма неприятное. Думать-то и ощущать, впрочем, некогда было: прохожий уже был в двух шагах. Господин Голядкин тотчас, по всегдашнему обыкновению своему, поспешил принять вид совершенно особенный, - вид, ясно выражавший, что он, Голядкин, сам по себе, что он ничего, что дорога для всех довольно широкая и что ведь он, Голядкин, сам никого не затрогивает. Вдруг он остановился, как вкопанный, как будто молнией пораженный, и быстро потом обернулся назад, вслед прохожему, едва только его минувшему, - обернулся с таким видом, как будто что его дернуло сзади, как будто ветер повернул его флюгер. Прохожий быстро исчезал в снежной метелице. Он тоже шел торопливо, тоже, как и господин Голядкин, был одет и укутан с головы до ног и, так же как и он, дробил и семенил по тротуару Фонтанки частым, мелким шажком, немного с притрусочкой. «Что, что это?» - шептал господин Голядкин, недоверчиво улыбаясь, однако ж дрогнул всем телом. Морозом подернуло у него по спине. Между тем прохожий исчез совершенно, не стало уже слышно и шагов его, а господин Голядкин всё еще стоял и глядел ему вслед. Однако ж наконец он мало-помалу опомнился. «Да что ж это такое, - подумал он с досадою, - что ж это я, с ума, что ли, в самом деле сошел?» - обернулся и пошел своею дорогою, ускоряя и частя более и более шаги и стараясь уж лучше вовсе ни о чем не думать. Даже и глаза, наконец, закрыл с сею целью. Вдруг, сквозь завывания ветра и шум непогоды. до слуха его долетел опять шум чьих-то весьма недалеких шагов. Он вздрогнул и открыл глаза. Перед ним опять, шагах в двадцати от него, чернелся какой-то быстро приближавшийся к нему человечек. Человечек этот спешил, частил, торопился; расстояние быстро уменьшалось. Господин Голядкин уже мог даже совсем разглядеть своего нового запоздалого товарища, - разглядел и вскрикнул от изумления и ужаса; ноги его подкосились. Это был тот самый знакомый ему пешеход, которого он, минут с десять назад, пропустил мимо себя и который вдруг, совсем неожиданно, теперь опять перед ним появился. Но не одно это чудо поразило господина Голядкина, - а поражен господин Голядкин был так, что остановился, вскрикнул, хотел было что-то сказать - и пустился догонять незнакомца, даже закричал ему что-то, вероятно желая остановить его поскорее. Незнакомец остановился действительно, так - шагах в десяти от господина Голядкина, и так, что свет близ стоявшего фонаря совершенно падал на всю фигуру его, - остановился, обернулся к господину Голядкину и с нетерпеливо-озабоченным видом ждал, что он скажет. «Извините, я, может, и ошибся», - дрожащим голосом проговорил наш герой. Незнакомец молча и с досадою повернулся и быстро пошел своею дорогою, как будто спеша нагнать потерянные две секунды с господином Голядкиным. Что же касается до господина Голядкина, то у него задрожали все жилки, колени его подогнулись, ослабли, и он со стоном присел на тротуарную тумбочку. Впрочем, действительно, было от чего прийти в такое смущение. Дело в том, что незнакомец этот показался ему теперь как-то знакомым. Это бы еще всё ничего. Он его часто видывал, этого человека, когда-то видывал, даже недавно весьма; где же бы это? уж не вчера ли? Впрочем, и опять не в том было главное дело, что господин Голядкин его видывал часто; да и особенного-то в этом человеке почти не было ничего, - особенного внимания решительно ничьего не возбуждал с первого взгляда этот человек. Так, человек был, как и все, порядочный, разумеется, как и все люди порядочные, и, может быть, имел там кое-какие и даже довольно значительные достоинства, - одним словом: был сам по себе человек. Господин Голядкин не питал даже ни ненависти, ни вражды, ни даже никакой самой легкой неприязни к этому человеку, даже напротив, казалось бы, - а между тем (ив этом-то вот обстоятельстве была главная сила), а между тем ни за какие сокровища мира не желал бы встретиться с ним и особенно встретиться так, как теперь, например. Скажем более: господин Голядкин знал вполне этого человека; он даже знал, как зовут его, как фамилия этого человека; а между тем ни за что, и опять-таки ни за какие сокровища в мире, не захотел бы назвать его, согласиться признать, что вот, дескать, его так-то зовут, что он так-то по батюшке и так по фамилии. Много ли, мало ли продолжалось недоразумение господина Голядкина, долго ли именно он сидел на тротуарном столбу, - не могу сказать, но только, наконец маленько очнувшись, он вдруг пустился бежать без оглядки, что силы в нем было; дух его занимался; он споткнулся два раза, чуть не упал - и при этом обстоятельстве осиротел другой сапог господина Голядкина, тоже покинутый своею калошею. Наконец, господин Голядкин сбавил шагу немножко, чтоб дух перевести, торопливо осмотрелся кругом и увидел, что уже перебежал, не замечая того, весь свой путь по Фонтанке, перешел Аничков мост, миновал часть Невского и теперь стоит на повороте в Литейную. Господин Голядкин поворотил в Литейную. Положение его в это мгновение походило на положение человека, стоящего над страшной стремниной, когда земля под ним обрывается, уж покачнулась, уж двинулась, в последний раз колышется, падает, увлекает его в бездну, а между тем у несчастного нет ни силы, ни твердости духа отскочить назад, отвесть свои глаза от зияющей пропасти; бездна тянет его, и он прыгает, наконец, в нее сам, сам ускоряя минуту своей же погибели. Господин Голядкин знал, чувствовал и был совершенно уверен, что с ним непременно совершится дорогой еще что-то недоброе, что разразится над ним еще какая-нибудь неприятность, что, например, он встретит опять своего незнакомца; но - странное дело, он даже желал этой встречи, считал ее неизбежною и просил только, чтоб поскорее всё это кончилось, чтоб положение-то его разрешилось хоть как-нибудь, но только б скорее. А между тем он всё бежал да бежал, и словно двигаемый какою-то постороннею силою, ибо во всем существе своем чувствовал какое-то ослабление и онемение; думать ни о чем он не мог, хотя идеи его цеплялись за всё, как терновник. Какая-то затерянная собачонка, вся мокрая и издрогшая, увязалась за господином Голядкиным и тоже бежала около него бочком, торопливо, поджав хвост и уши, по временам робко и понятливо на него поглядывая. Какая-то далекая, давно уж забытая идея, - воспоминание о каком-то давно случившемся обстоятельстве, - пришла теперь ему в голову, стучала, словно молоточком, в его голове, досаждала ему, не отвязывалась прочь от него. «Эх, эта скверная собачонка!» - шептал господин Голядкин, сам не понимая себя. Наконец, он увидел своего незнакомца на повороте в Итальянскую улицу. Только теперь незнакомец уже шел не навстречу ему, а в ту же самую сторону, как и он, тоже бежал, несколько шагов впереди. Наконец, вошли в Шестилавочную. У господина Голядкина дух захватило. Незнакомец остановился прямо перед тем домом, в котором квартировал господин Голядкин. Послышался звон колокольчика и почти в то же время скрип железной задвижки. Калитка отворилась, незнакомец нагнулся, мелькнул и исчез. Почти в то же самое мгновение поспел и господин Голядкин и, как стрелка, влетел под ворота. Не слушая заворчавшего дворника, запыхавшись, вбежал он на двор и тотчас же увидал своего интересного спутника, на минуту потерянного. Незнакомец мелькнул при входе на ту лестницу, которая вела в квартиру господина Голядкина. Господин Голядкин бросился вслед за ним. Лестница была темная, сырая и грязная. На всех поворотах нагромождена была бездна всякого жилецкого хлама, так что чужой, не бывалый человек, попавши на эту лестницу в темное время, принуждаем был по ней с полчаса путешествовать, рискуя сломать себе ноги и проклиная вместе с лестницей и знакомых своих, неудобно так поселившихся. Но спутник господина Голядкина был словно знакомый, словно домашний; взбегал легко, без затруднений и с совершенным знанием местности. Господин Голядкин почти совсем нагонял его; даже раза два или три подол шинели незнакомца ударил его по носу. Сердце в нем замирало. Таинственный человек остановился прямо против дверей квартиры господина Голядкина, стукнул, и (что, впрочем, удивило бы в другое время господина Голядкина) Петрушка, словно ждал и спать не ложился, тотчас отворил дверь и пошел за вошедшим человеком со свечою в руках. Вне себя вбежал в жилище свое герой нашей повести; не снимая шинели и шляпы, прошел он коридорчик и, словно громом пораженный, остановился на пороге своей комнаты. Все предчувствия господина Голядкина сбылись совершенно. Всё, чего опасался он и что предугадывал, совершилось теперь наяву. Дыхание его порвалось, голова закружилась. Незнакомец сидел перед ним, тоже в шинели и в шляпе, на его же постели, слегка улыбаясь, и, прищурясь немного, дружески кивал ему головою. Господин Голядкин хотел закричать, но не мог, - протестовать каким-нибудь образом, но сил не хватило. Волосы встали на голове его дыбом, и он присел без чувств на месте от ужаса. Да и было от чего, впрочем. Господин Голядкин совершенно узнал своего ночного приятеля. Ночной приятель его был не кто иной, как он сам, - сам господин Голядкин, другой господин Голядкин, но совершенно такой же, как и он сам, - одним словом, что называется, двойник его во всех отношениях…

Ф.М. Достоевского знают все без исключения. Его романы читают во всем мире, но кроме этого он написал ещё много интересных рассказов.

Литературный портал Букля подготовил полный список произведений великого русского писателя и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского.

Романы

Романы писателя всегда отличались точностью описаний, раскрывали человеческую душу и всегда близки к простому народу. На страницах всегда можно найти что-то близкое сердцу и отражение собственных мыслей. А точность описаний природы, городов, времени – позволяет ближе узнать прошлое.

Повести

  1. «Хозяйка» появилась в 1847 году в журнале «Отечественные записки», при этом была опубликована по частям, в 10 и 20 номерах. В этой повести автор уходит от темы и образов чиновничества, а создает нового героя – героя-мечтателя. Повесть насыщена и переполнена снами, видениями, переплетениями реального и мистического, бредом героя и символами. Сюжет повести завязан на главном герое Василии Ордынове, который пишет работу по истории церкви в уединённом месте. На старике-старообрядце Мурине, которого Василий считает колдуном и на девушке Катерине, которая находится во власти Мурина. Василий силой своей любви и веры хочет вырвать прекрасную Катерину из лап нечестного и злого Мурина.
  2. «Слабое сердце» опубликована в 1848 году. В центре повествования находится бедный молодой чиновник Вася Шумков, который собирается жениться. Он ответственный работник, которому начальник поручает переписывать документы. Вася из-за предстоящей свадьбы часто отвлекался от работы, а по ночам не щадил себя. Нервное напряжение и желание всё сделать вовремя сыграли злую шутку с молодым человеком.
  3. Повесть «Неточка Незванова» рассказывает о жизни главной героини с 8 до 17 лет. История о ребенке, которая прошла через бедность, страдания, предательство и клевету. Но при этом она верит в людей, любовь и умеет мечтать.
  4. «Белые ночи» одна из самых известных повестей Фёдора Михайловича Достоевского. Впервые она появилась в журнале «Отечественные записки» в 1848 году. Главный герой повести – мечтатель, очень робкий и одинокий человек. Однажды он встречает прекрасную девушку, которая рассказывает ему свою грустную историю. Хоть она и не любит мечтателя, решает ответить на его чувства. Но женщины коварны и когда Настена встречает свою любовь, уходит от мечтателя, оставляя его в одиночестве.
  5. После длительной паузы в творчестве Фёдор Михайлович в 1859 году написал повесть «Дядюшкин сон». Действие разворачивается в небольшом городке, где почтенная дама мечтает выдать свою дочь удачно замуж. Но в небольшом городе достойных кандидатов нет, кроме Павла. Девушка отвергает его предложение. Однажды в их город приезжает старый князь, который страдает старческим слабоумием. И вот у дамы созревает план выдать свою кровиночку за князя. Женщинам почти удается воплотить замысел в жизнь, но вмешивается Павел и убеждает князя, что ему приснилась будущая семейная жизнь. Вскоре князь умирает, а судьба надолго разводит главных героев.
  6. Повесть «Село Степанчиково и его обитатели» издана в 1859 году в журнале «Отечественные записки». В небольшой повести довольно много действующих лиц, которые играют важную роль в судьбе бедной девушки Настеньки и полковника Ростанева. Одни пытаются расстроить свадьбу, а другие пытаются помочь соединить их жизни.
  7. Произведение «Записки из Мёртвого дома» состоит из повести в двух частях и нескольких рассказов. Ф.М. Достоевский написал эту повесть после заключения в Омском остроге и носит документальный характер. Эта история знакомит читателей о жизни и быте заключенных преступников сосланных в Сибирь. С помощью художественного слова автор смог передать все свои переживания и пережитое за время свой четырёхлетней каторги.
  8. «Записки из подполья» одна из самых знаменитых повестей автора, изданная в 1864 году. Повествование идет от лица бывшего чиновника. Он рассказывает о своей жизни, сначала очень скупо, но потом все подробнее. Особенно ярко выделяет два эпизода, которые стали главными в его жизни.
  9. В 1870 году в свет вышла повесть «Вечный муж» . В основу этого произведения легла реальная история. Роман случился между другом писателя Врангелем с замужней дамой Екатериной. Кроме этого писатель вложил в повесть свои воспоминания и впечатления.
  10. Повесть «Кроткая» является одной из последних произведений автора и опубликована в 1876 году. Сам Фёдор Михайлович назвал эту повесть фантастической и стремился в ней показать человека из подполья. История о мужчине, который потерял жену, а вернее она закончила жизнь самоубийством. История о двух людях, которые прожили непростые жизни.

Рассказы

  1. совместная работа Фёдора Достоевского, Николая Некрасова и Дмитрия Григоровича. Это шуточный рассказ в стихах с элементами прозы, который был опубликован 1 апреля 1846 года. Главный герой чиновник Блинов, которому сниться хороший сон. В это время в квартиру проникает вор, и приятный сон сменяется кошмаром. Блинов просыпается и понимает, что его ограбили. Он гонится за преступником практически раздетый, а на улице встречает начальника. А дальше действие развивается стремительно и не очень хорошо для Блинова.
  2. «Господин Прохарчин» вышел в «Отечественных записках» в 1846 году. В этом рассказе автор показывает жизнь мелких чиновников, их быт и закулисные интриги.
  3. В 1847 году был опубликован юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» . Переписка идёт между двумя шулерами Петром Ивановичем и Иваном Петровичем. Каждый старается перехитрить другого, но в дело вмешивается третье лицо.
  4. «Ползунков» (1848) – история о чиновнике, который обхитрил сам себя и в результате остался у разбитого корыта.
  5. «Честный вор» (1848) – история о Астафии Ивановиче, который был честным и благородным человеком. Он рассказал историю о том, как приютил у себя пропащего, но хорошего человека – Емелю. Емеля пил и все деньги тратил на выпивку и ничего не помогало. И вот у Астафия Ивановича как-то пропали новые рейтузы. И украл их Емеля. И признался он в краже только перед самой смертью.
  6. «Ёлка и свадьба» (1848). Рассказчик хочет рассказать о свадьбе, но чтобы передать свои впечатления, он вначале говорит о детском празднике, который произошел пять лет назад. Эти две истории связаны главными героями.
  7. «Маленький герой» (1857). Рассказчик вспоминает своё детство, вернее одно лето и свою первую любовь, ради которой он мог совершить подвиг. Ради любви он стал настоящим героем для одной единственной женщины.
  8. Рассказ «Чужая жена и муж под кроватью» (1859). Это рассказ появился из двух других рассказов «Чужая жена» и «Ревнивый муж». Рассказ написан в форме диалога и раскрывает тему неверности и предательства.
  9. «Скверный анекдот» (1862). Статский советник проникся идеей гуманизма. Он считал, что если люди будут верить и любить его, то и реформы государственные тоже. Однажды он случайно попал на свадьбу своего подчинённого и, выпив лишнего, опустился до уровня маленьких людей. Автор очень тонко и саркастично описывает быт и нравы низших чинов.
  10. Сатирический рассказ «Крокодил» (1865). Чиновника по имени Иван Матвеич проглотил крокодил, но чиновник остался жив. И планирует прожить 1000 лет, вещая умные мысли из крокодила. Другие персонажи ведут себя также странно, как и главный герой.
  11. Фантастический рассказ «Бобок» (1873). Повествование ведет спившийся литератор, который стал меняться, а самое главное слышать голоса. Чтобы разогнать скуку он отправляется на похороны дальнего родственника. После похорон он остается на кладбище и засыпает. Просыпается от того, что слышат спор мёртвых. Но стоило ему чихнуть и разговоры стихли. Он отправляется на другое кладбище, чтобы узнать больше о загробном мире.
  12. «Мужик Марей» (1876). Рассказ имеет под собой реальные воспоминания их жизни писателя. Это рассказ вошел в «Дневники писателя».
  13. «Мальчик у Христа на ёлке» (1876). Нищий мальчик смотрит в окно богатого дома, где стоит ёлка и много-много игрушек, еды, счастья и тепла. А мальчик мерзнет на улице, всеми покинутый и забытый. Он мечтает о счастливом и спокойном детстве. В какой-то момент он оказывается на празднике среди других детей. И это были предсмертные грёзы замерзающего ребёнка.
  14. «Сон смешного человека» (1877). Один из самых знаменитых и читаемых рассказов Фёдора Михайловича Достоевского. Молодого человека с детства считают чудаком. Он хочет застрелиться, но его мучает одно воспоминание. Он засыпает перед оружием, а во сне видит идеальный мир без пороков. Но мир этот умирает и становится таким же, как Земля. Мужчина просыпается и понимает, что в мире надо сеять добро и любовь.

За время своей творческой жизни Ф.М. Достоевский писал не только романы, повести и рассказы, а также очерки. Занимался публицистикой и критикой своих коллег современников.

Кроме этого писатель выпустил свои дневники. Первый вышел 1873 году, второй спустя три года. Два дневника в 1877 году во временные промежутки январь-август и сентябрь декабрь. И ещё два дневника в 1880 и 1881 годах. Эти записи имеют огромное значение для понимания как личности Ф.М. Достоевского, так и того трудного времени в которое он жил.

Отметим и сборник фольклорного материала «Моя тетрадка каторжная» или «Сибирская тетрадка». Этот сборник автор написал во время своей каторги.

Важно отметить, что Фёдор Достоевский кроме прозы писал и стихотворения. Их вышло совсем немного, но каждое по-своему прекрасно.

Каждое из произведений великого писателя нужно прочитать хотя бы единожды, чтобы понять всю суть России прошлого и гений самого автора.




Top