Встречался ли гайдн с бетховеном. Йозеф Гайдн: от музыканта-фрилансера до «отца» венской классической школы

Современных детей не удивишь плюшевым медведем или цветной книгой. Теперь у каждого ребёнка есть и игрушки, и книжки, и гаджеты. Решить, что подарить ребенку на день рождения из года в год становится труднее. Корреспондент «АиФ-Челябинск» изучил интересы детей и возможности родителей, посмотрел популярные запросы в Сети и составил рейтинг подарков на день рождения для мальчиков и девочек от 5 до 15 лет.

Спиннер - новомодная игрушка, которую крутят все и везде, будь то школьная перемена или детский сад. У именинника она, наверняка, уже есть. Но многие дети коллекционируют спиннеры. Игрушки бывают светящиеся, пластиковые, металлические, двух- и трех конечные. Модельный ряд пополняется постоянно. Магазинчики, торгующие этими аксессуарами, есть во всех уголках мира. Чтобы удивить именинника, можно поинтересоваться у продавца, какая модель самая новая или самая редкая. Вам обязательно подскажут. Стоимость спинеров варьируется от 150 до 500 рублей.

Кроссовки на батарейках и светящиеся наушники . Если хотите сделать модный подарок ребенку, обратите внимание на «светяшки». В этом году особенно популярны кроссовки со встроенной в подошву подсветкой. Особенность новых моделей в том, что в комплекте к обуви есть зарядное устройство. В кроссовках стоят аккумуляторы и их можно ставить на подзарядку. Это новое принципиальное отличие от моделей прошлых лет. Самыми модными цветами этого года стали серебро, золото и все оттенки цвета меланж. Стоимость такого подарка не ниже 2400 рублей.

Если удалось найти дешевле, нужно уточнить в магазине, есть ли возможность подзарядки аккумуляторов. Если идея со светящими аксессуарами по душе, но бюджет подарка скромнее, можно остановить выбор на светящихся наушниках. Их стоимость в Интернете не превышает 1000 рублей. Они также имеют возможность подзарядки. Особенность аксессуара в том, что он мигает в такт музыки и идет в комплекте с микрофоном. Такой аксессуар можно встретить у бегунов. Если же бюджет подарка еще более скромный, то можно купить светящиеся сережки (от 500р.), шнурки для обуви, заколки для волос, браслеты (в среднем по 350р.) Как правило, все, что стоит менее 500рублей, не имеет встроенных аккумуляторов и будет мигать не долго.

Квадрокоптер или гексокоптер - это беспилотный летательный аппарат с несколькими пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли. Как правило, на нём устанавливается мини-камера, позволяющая вести в полёте фото- и видеосъёмку. Этот подарок подойдет ребенку, если он любит радиоуправляемые модели, но в машинки с пультами уже наигрался. Подарок заинтересует и подростков. Ошибается тот, кто считает, что это слишком дорогая игрушка для детей. Стоимость такого подарка от 1800 р. Что немаловажно, квадрокоптеры пока достаточно редки в школьных дворах и на детских площадках.

Гексокоптер отличается от квадрокоптера количеством лопастей винта. Фото: pixabay.com

Фото: www.globallookpress.com

3D ручка . Подарок в стиле высоких технологий. Эта ручка позволяет рисовать ABS-пластиком объемные фигуры прямо в воздухе, либо создавать на плоскости отдельные их части, а потом соединять их в объемные объекты. Любую 3D-ручку можно использовать в качестве клей-пистолета для скрепления небольших деталей в различной миниатюрной ручной сборке. К ручке обязательно нужен набор пластика. Подарок подойдет для детей 7-12 лет, а также для творческих личностей увлекающихся рисованием и творчеством. Стоимость подарка от 3000 рублей.

Гироскутер - это не подарок, а самое модное среди подростков средство передвижения. Об этой двухколесной современной колеснице мечтают все от мала до велика. Стоит гироскутер от 13 тысяч рублей. Главными критериями выбора считаются наличие функции самобаланса, мощность не менее 1000W, размер колес от 10 дюймов.

Кугуруми - Это супермодные во всём мире пижамки, напоминающие ростовую куклу или маскарадный костюм. Если ожидается пижамная вечеринка - то это беспроигрышная идея. Кугуруми бывают самые разные - тигр, панда, Пика-чу, дятел Вуди, Стич, миньон. Если ребенок любит мультики, то будет рад переоблачиться в такой костюмчик на ночь. Впрочем, любовь народа к кугуруми настолько высока, что пижамы шьют и на взрослых. Вещь удивляет своей функциональностью. Есть специальный замочек для туалета. Подарить кугуруми можно эффектно «Спорим, вы никогда не видели, как спят единороги?!». Для полноты облачения к пижаме можно подобрать и тапочки. Костюмы стоят около 2000 рублей, тапочки - 600р.

Кугуруми в моде и среди взрослых, и среди детей. Фото: pixabay.com

Привыкли дарить книги? Тогда персонализированные книги в единственном экземпляре - лучший подарок. Многочисленные компании готовы написать сказки, главным героем которых будет именинник. Издательства помогут подобрать сказки, которые смогут воспитать в ребенке недостающие качества. Этот подарок очень нравится детям. Для взрослых издатели спешат предложить истории любви и приключенческие романы с близкими в главной роли. Стоимость - от 2500р. Иллюстрации и участников книжного действа вы выбираете сами.

Портрет из шоколада . Все дети любят сладости. Специально для сладкоежек мастера ручной работы готовы сделать вкусные букеты из зефира, мармелада, свежих фруктов, ягод (от 500р.) Так же не останутся равнодушными гурманы и к собственному портрету из шоколада (стоимость работы от 1000р).

День рождения в трамвае . Впрочем, удивить именинника можно не только подарком, но и местом проведения праздника и современным оформлением стола. Так, среди необычных мест проведения дней рождения - трамвай. Как правило, дети с интересом воспринимают идею, ведь многие из современных школьников не часто ездят на общественном транспорте. Стоимость праздника в трамвае 10 000 рублей. День рождения в лимузине от 15 000 рублей.

Кенди-бар . Если вам предстоит организовать праздник для именинника и стоит задача удивить гостей, можно попробовать сделать кенди-бар . В дословном переводе это значит сладкий стол - стол со всевозможными сладостями, оформленный в тематическом стиле.

Традиционными угощениями сладкого стола уже стали капкейки («чашечный торт» - пирожное для одного гостя, запечённое в бумажной формочке, украшенное шапочкой крема, 75-100р.шт.), кейпопсы (пироженое-шар на палочке в цветной глазури или посыпке, 80-100р.), печенье макарони (сложное в приготовлении печенье из двух половинок с начинкой внутри, 35-45р.шт.), леденцы на палочке (50-100р.шт.), безе, меренги (белковое пирожное близкое по вкусу к безе, 10-20р.шт.), пряники тематические (60-100р.шт.), маффины (разновидность пирожных, 50-80р.шт.), чизкейки, трайфлы (бисквитный слоеный десерт, 120-180р.) и домашний зефир (60р.шт). Конечно же любимые детьми шоколадные фонтаны и сладкую вату никто не отменял. Гвоздь сладкого стола - торт. В этом сезоне на детских праздниках в моде муссовые торты с зеркальной гладью (1800 р. 1кг), а так же пиньята (торт с сюрпризом из сладостей внутри). Летний стол детского дня рожденья может украсить клубничный тирамиссу.

Чтобы сладкий стол удался, нужно соблюдать три правила:

  • запастись оригинальной посудой - баночки, вазочки оригинальной формы;
  • соблюдать цветовую гамму всего стола при оформлении;
  • оформить окружающее пространство: фонтаны из шаров, гирлянды, бумажные помпоны.
В 1767 году курфюрст Баварии Максимилиан III (1727-1777, курфюрст с 1745) задал Моцарту (1756-1791) музыкальную тему и, усомнившись в таланте юного гения, пожелал, чтобы мальчик сочинял в его присутствии.
Моцарт взял перо и, не подходя к инструменту, довольно быстро написал пьесу, которую тут же и исполнил в присутствии Двора и Его Величества ко всеобщему восхищению.

Занятия двенадцатилетнего

В 1768 году Моцарт сочинил обедню для освящения Сиротской церкви в Вене, а затем в присутствии всей Императорской фамилии дирижировал оркестром.

“Miserere”

В 1770 году Моцарт приехал в Рим на Страстной неделе. В этот день в Сикстинской капелле ежегодно исполнялось знаменитое “Miserere”, которое сочинил Грегорио Аллегри (1582-1652) в 1630 году. Понтифики очень дорожили этим произведением: единственный экземпляр партитуры этого сочинения был засекречен, и к нему имели доступ только музыканты, исполнявшие “Miserere” один раз в году. Копирование “Miserere” или его частей было запрещено под угрозой отлучения от церкви.
Моцарт прослушал в соборе всё исполнение засекреченного произведения и, придя домой, записал по памяти всю партитуру “Miserere”. Через несколько дней это произведение исполнялось ещё раз, и Моцарт снова прослушал его, чтобы исключить возможные ошибки.
Вскоре Моцарт исполнил “Miserere” в одном доме: он сам пел и аккомпанировал себе на клавесине. Даже Первое римское сопрано, исполнявшее свою партию в Сикстинской капелле, вынужден был признать, что Моцарт не допустил ни единой ошибки ни в одной ноте.
Так партитура “Miserere” вышла в свет, и в 1771 году знаменитый путешественник Чарльз Бёрни (1726-1814) опубликовал копию с "контрафактного" моцартовского списка в Англии, но, к сожалению, сама моцартовская копия не сохранилась до наших дней.

Опера по контракту

В 1769 году Директор миланского театра "Ла Скала" подписал с Моцартом контракт, по которому юный композитор обязывался написать оперу к карнавалу 1771 года.
В конце 1770 года Моцарт вернулся в Милан и 26 декабря сдал партитуру оперы “Митридат” (“Mitridat, Re di Ponto”). Опера была востороженно встречена слушателями и представлена более двадцати раз.
Обрадованный успехом оперы, Директор театра тут же заключил с Моцартом новый контракт, и вскоре получил партитуру оперы "Луций Сулла» (“Lucio Silla”), которая была представлена более тридцати раз.

Моцарт и Гайдн

Известно, что Моцарт и Гайдн с большим уважением относились друг к другу и всегда одобрительно отзывались о творчестве своего коллеги по музыкальному цеху. Однажды в присутствии Гайдна стали обсуждать оперу Моцарта “Дон Жуан” (“Don Giovanni”), однако сам Гайдн хранил молчание. Когда же его вынудили высказать своё мнение, Гайдн сказал:
"Я могу сказать лишь то, что на сегодняшний день Моцарт является лучшим сочинителем [музыки] в мире".
Йозеф Гайдн (1732-1809).

Выдающийся квартет

Известно, что 12 февраля 1885 года в доме Моцарта происходил квартетный вечер.
Первую скрипку играл Карл Дитерс фон Диттерсдорф (1739-1799), вторую скрипку - Йозеф Гайдн, сам Моцарт играл на альте, а виолончель была поручена Иоганну Баптисту Вангалу (1739-1813). Этот звёздный состав исполнил несколько квартетов Моцарта, после чего Гайдн подошёл к отцу Моцарта и проникновенно сказал:
"Говорю вам, как честный человек перед Богом, что ваш сын - величайший композитов, кого я знаю лично и по имени. У него есть вкус, а сверх того и величайшие познания в композиции".
Кстати, своё собрание квартетов Моцарт посвятил Гайдну.

Не хулите Гайдна!

Один из талантливых придворных музыкантов очень не любил Гайдна, и с выходом каждого нового произведения последнего, он бежал к Моцарту и с пеной у рта доказывал, что произведения Гайдна никуда не годятся. Моцарт обычно выслушивал этого музыканта, но ничего ему не отвечал.
Однажды Моцарт не выдержал очередного потока невежественной клеветы и вспылил:
"Сударь мой! Если и вас, и меня вместе растопить, то из нас не выйдет ещё и половины Гайдна!"

Настройщик

В одном небольшом немецком городке, в котором Моцарт остановился проездом, он позвал местного настройщика инструментов, чтобы тот поправил несколько струн в его дорожном клавесине. Исполнив свою работу, настройщик остался стоять возле композитора, и Моцарт поинтересовался:
"Что тебе надо, добрый старик?"
Настройщик поклонился Моцарту и начал:
"Смею ли величать вас..." -
после чего перечислил все известные ему обращения, называя Моцарта последовательно Высокоблагородием, Превосходительством и высокопочтенным господином Капельмейстером Его Императорского Величества.
Моцарт расхохотался и одарил старика несколькими червонцами.

Проездом в Лейпциге

Когда Моцарт посетил Лейпциг, местные музыканты дали концерт в его честь. Моцарт горячо расхвалил и оркестр, и певчих, а потом стал расспрашивать местных музыкантов об их достатке. В результате беседы Моцарт раздал беднейшим из них все деньги, которые у него были с собой.
Следует отметить, что в то время Моцарт находился в довольно стеснённых обстоятельствах, и приехал в Германию, надеясь поправить своё материальное положение.
Бетховен Фоконье Бернар

«Папа Гайдн»

«Папа Гайдн»

Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом он был на самом деле. Инструмент всегда был товарищем его музыкальной мысли, находок, чудесных построений, создававшихся в его уме. Что до его исполнительской манеры, наверное, ее нельзя было сравнить с игрой Шумана, Шопена, Листа, этих пианистов-спортсменов, которые сумеют в XIX веке выжать из инструмента максимум его технических возможностей. Бетховен был современником робких первых шагов современного рояля. Он освоил клавесин, потом фортепиано с еще суховатым звучанием, слегка расстроенным, столь странным для наших современных ушей, да простят меня «пуристы», снобы и поборники мнимой «музыкальной подлинности»: Бетховен часто сетовал, что инструмент, о котором он мечтал и для которого писал музыку, еще не существует!

Как бы то ни было, в начале 90-х годов XVIII века игру Людвига еще можно было усовершенствовать. В сентябре-октябре 1791 года он принял участие в большой поездке курфюрста в Мергентхайм и Ашшафенбург, что позволило ему сравнить свое юное дарование с более тонким даром Штеркеля, капельмейстера майнцского курфюрста.

«Штеркель играл очень легко, в невероятно приятной манере, немного женственной, по выражению Риса-отца {15} . Бетховен стоял подле него с выражением сосредоточенности на лице. Затем пришел его черед; он стал играть, хотя Штеркель сомневался, что автор вариаций сумеет исполнить их без запинки. Тогда Бетховен сыграл не только эти вариации, но и множество других, не менее трудных. К великому удивлению слушателей, он исполнил их в точно такой же легкой и приятной манере, которая поражала у Штеркеля. Настолько ему было просто изменить свою игру, подладившись под чужую», - пишет Вегелер.

Европа бурлила. Император Леопольд II скончался 1 марта 1792 года; его сменил весьма консервативный Франц I Австрийский, процарствовавший до самой смерти Бетховена и даже дольше. Яростный контрреволюционер, враждебный новым идеям в противовес своему дяде Иосифу II и отцу Леопольду II, Франц I вел страну от катастрофы к унижению, противостоя французским революционным войскам, а затем наполеоновским армиям, пока Венский конгресс не позволил ему взять реванш в 1814 году с благословенной помощью верного Меттерниха.

В апреле 1792 года Законодательное собрание Франции объявило войну королю Богемии и Венгрии, императору Францу. В августе был низложен французский король Людовик XVI. 20 сентября при Вальми армия из оборванцев-санюолотов разбила пруссаков, а в ноябре, при Жемаппе, солдаты Дюмурье выгнали из Бельгии австрийцев. Революционная Франция отныне была светочем свободы в Европе, по крайней мере в своих заявленных намерениях; ее целью было свержение монархий и победа над тиранией - планы обширные.

Эти события непременно должны были затронуть революционную струну в душе Людвига. Однако главным событием лета 1792 года стала его встреча с Йозефом Гайдном.

«Папа Гайдн», как его ласково называл Моцарт, скончавшийся полгода назад, был проездом в Бонне. К шестидесяти годам этот лишенный изящества человек скромной внешности, чья доброта подпитывалась пламенной верой, наконец-то освободился от опеки князей Эстергази после кончины князя Николая (Миклоша) в 1790 году, прослужив у них более трех десятилетий. Наверное, эта просветленная духовность и позволила ему не сломиться под тяжкой ношей своих обязанностей и разочарований несчастливого брака с женщиной, в сестру которой он был влюблен… Именно в замке Эстергази в Венгрии этот скромный, но плодовитый гений написал большую часть своего огромного наследия, подталкиваемый постоянной необходимостью поставлять партитуры княжескому оркестру и театру, а также камерные произведения: трио, квартеты, сонаты для фортепиано, бесчисленные романсы… Это лихорадочное творчество, с которым он справлялся с единодушно восхваляемыми добросердечием и порядочностью, сделали его мастером. Единственным неоспоримым мастером, остававшимся в Вене после смерти Моцарта. Хотя он признавал в своем молодом друге Вольфганге «величайшего из музыкантов, каких только носила земля», его собственное творчество заключало в себе сказочные сокровища и стало важнейшим этапом в истории музыкальных жанров симфонии, квартета и сонаты. Многие пианисты и некоторые сведущие меломаны даже утверждали, что его сонаты для фортепиано интереснее моцартовских, изобретательнее и таинственнее. Он достиг совершенства в струнном квартете. Симфонии же его очаровывают своим изяществом, поражают богатством и сложностью в использовании оркестра, как, например, знаменитая серия Лондонских симфоний.

Как раз в Лондон Гайдн и направлялся в конце 1791 года по приглашению импресарио Иоганна Петера Соломона, уроженца Бонна. Он остановился в Бонне и, вероятно, впервые встретился с Бетховеном. Людвиг показал ему одно из своих сочинений, наверное, знаменитую Кантату на смерть императора Иосифа II. Или это произошло по возвращении из Лондона, где Гайдн с триумфом провел больше года, - первого апофеоза после долгой жизни в рабстве? Во всяком случае, пожилой маэстро был впечатлен способностями почти неизвестного молодого человека. Конечно, Гайдн заметил ошибки в первых работах юного Людвига, но еще и темперамент и потенциал, и согласился давать ему уроки по просьбе курфюрста.

1 ноября 1792 года Бетховен уехал в Вену. Ему 22 года, но сам он думает, что всего 20. За его спиной остались дошедший до ручки отец, два брата с неясным будущим, трудная молодость, прошедшая под знаком отцовской грубости, но озаренная прекрасными встречами. С Бонном связаны его неизменная любовь к музыке, его призвание, первые любовные переживания, его характер - меланхолический и восторженный, волевой и мечтательный. Глядя на величественный Рейн, на эту милую и мощную природу, он проникался глубоким чувством реальности мира и его подспудных сил, в нем зародилось желание быть любимым ради его музыки и благодаря труду, добродетели, самопожертвованию людям-братьям сделаться тем, кем не смог стать его отец, - великим артистом. Крыши Бонна тают в тумане. Он не знает, что никогда не вернется в родной город. Даже в момент смерти своего отца, покинувшего этот мир 18 декабря 1792 года - возможно, от сердечного приступа. Уезжая, Бетховен не мог не знать, что дни Иоганна сочтены. Ускорил ли он отъезд, чтобы не видеть, как тот умирает? Теперь он наедине с собой, без грубого, хныкающего, малопочтенного сверх-Я, каким был его отец - развалина, несчастный человек, сидевший на его шее целых 20 лет.

«Примите из рук Гайдна дух Моцарта», - якобы написал ему граф Вальдштейн перед отъездом в альбом с пожеланиями его друзей. Слишком красивая фраза, чтобы быть подлинной; после смерти Бетховена множество документов были подделаны, в частности, рукой усердного Антона Феликса Шиндлера, написавшего его житие, о котором мы еще поговорим в свое время со всей благожелательностью, какой только заслуживают его дурные поступки. Думал ли Бетховен о Лорхен во время долгого пути в Вену? Перед расставанием они как будто поссорились, об этом известно из письма, которое Людвиг написал девушке по приезде в Вену, прося прощения. Лорхен же всегда питала к Людвигу чувства глубокой дружбы: «Пусть дружба и добро растут, как сень, покуда не погаснет солнце жизни». Эти строки Гердера {16} она записала ему в прощальный альбом.

И вот Бетховен в Вене - на всю жизнь, о чем он вовсе не догадывается, думая, что вернется в Бонн, когда закончит учебу. Город, в самом деле, роскошный, очаровательный - и ужасный, кишащий шпионами и фискалами императора, а вскоре - столица вальса и приторного китча. И еще психоанализа, что вовсе не случайно: венское бессознательное представляло собой для аналитика неистощимые залежи вытесняемых желаний. В Вене опасались революционной заразы из Франции, распространявшейся по всей Европе. Почему музыка там так прижилась? Потому что ее считали безобидной. Прочие формы самовыражения - философия, литература, эти рассадники мятежа, - там не приветствовались. Даже император Иосиф II, пожелав основать в Вене академию, столкнулся с легкомыслием населения, не принявшего «Дон Жуана» Моцарта, предоставив композитору умереть в нищете.

Известие о кончине отца не застигло Людвига врасплох. Иоганн уже столько раз умер в его сердце… Надгробная речь курфюрста о бывшем певчем может обойтись без комментариев: «Бетховен умер; какая тяжелая потеря для налога на алкоголь». Курфюрст продолжал выплачивать жалованье Иоганна, переведенное на Людвига, чтобы содержать двух его братьев в его отсутствие. Конечно, возвращаться в Бонн было незачем. Вальдштейн и курфюрст снабдили Людвига рекомендательными письмами, и он явился к барону Николаю Цмескалу фон Домановецу, придворному секретарю венгерской королевской канцелярии. Первая встреча прошла успешно, Цмескал станет для Людвига ценным и верным другом на всю жизнь, самым преданным из венских друзей и самым щедрым, не жалевшим для него ни времени, ни денег и задействовавшим все свои связи в столице. Тому есть верные признаки: обидчивый Бетховен ни разу не поссорится с Цмескалом, разве что на несколько часов!

С ним он и отправился к Гайдну. Престарелый маэстро сразу же начал давать ему уроки. Довольно раскрепощенные по своей форме, судя по записям расходов Людвига: обычно они заканчивались в кафе - «папа Гайдн» обожал шоколад. Что же до сути, непохоже, чтобы между двумя столь разными характерами возникла привязанность или творческая сопричастность. Сначала Бетховен будет утверждать, что ничему не научился у Гайдна; позже он признает, что совершил бы много чудачеств без добрых советов «папы Гайдна» и Альбрехтсбергера, другого своего венского учителя. Правда в том, что в Бетховене было что-то мрачное, властное, даже странное, что беспокоило ясную натуру Йозефа Гайдна. Флейтист Друэ присутствовал при том, как Бетховен показал Гайдну свои первые сочинения. Вот как он передает их диалог:

У вас большой талант, - сказал Гайдн, - и он станет еще больше, гораздо больше. У вас бездна вдохновения, но… Могу я говорить с вами откровенно?

Конечно, я и пришел, чтобы узнать ваше мнение, - проворчал Людвиг.

Так вот, вы совершите гораздо больше, чем совершили до сих пор, к вам придут мысли, которые еще не приходили ни к кому, вы никогда не пожертвуете прекрасной идеей ради тиранского правила (и хорошо сделаете), но вы принесете правила в жертву своим фантазиям, ибо вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец, несколько душ и… Но я боюсь рассердить вас.

Вы рассердите меня, если не договорите.

Так вот, раз вы настаиваете, я скажу, что, на мой взгляд, в ваших произведениях всегда будет нечто причудливое и неожиданное, непривычное, конечно, в окружении прекрасных вещей, даже восхитительных, но нет-нет да и мелькнет нечто странное и мрачное, потому что вы сами немного мрачный и странный; а стиль музыканта - это всегда он сам. Взгляните на мои произведения. Вы часто найдете в них нечто жизнерадостное, потому что я сам таков. Вы всегда найдете там веселье рядом с серьезностью, как в трагедиях Шекспира… Так вот, ничто не могло убить во мне природной безмятежности, даже мой брак и моя жена!

Но уроки Йозефа Гайдна разочаровали Бетховена. Гайдн состарился, он достиг, наконец, всемирной, по меньшей мере европейской, славы. Он подумывал о второй поездке в Лондон. И что веселого в том, чтобы давать уроки, пусть даже будущему гению. Кстати, ему было не по себе с этим Бетховеном, не выбиравшим выражений. Он задал ему упражнения по контрапункту, гармонии, генерал-басу - тем вещам, в которых Бетховен, как он думал, уже поднаторел под руководством Нефе. Гайдн рассеянно поправлял эти упражнения: четыре десятка из двух с половиной сотен помечены его рукой. Чего Людвиг ждал от Гайдна? Благословения мастера, мнения равного себе, возможно, неких производственных секретов… Гайдн относился к нетерпеливому молодому человеку снисходительно, с оттенком юмора. Из-за его бескомпромиссного характера и смуглого цвета лица он прозвал его Великим моголом. При этом он относился к юноше с дружеским участием, тревожась о развитии его карьеры. Но между ними не возникло родства душ, таинства дружбы. Предчувствовал ли Гайдн, что его «ученик» толкнет музыку в неизведанные пределы, нарушит классическое равновесие, совершенным представителем которого он стал после смерти Моцарта?

За спиной этого уклончивого учителя Бетховен нашел себе еще одного наставника - Иоганна Шенка {17} . Автор «Деревенского цирюльника» был признанным мастером контрапункта, основы западной музыки, заключавшейся в том, чтобы путем сложных комбинаций сочинить два разных музыкальных мотива, которые исполнялись бы одновременно и совершенно гармонично. Шенк явился навестить Бетховена, великий талант которого ему расхваливали. Комната молодого музыканта находилась в неприглядном беспорядке. Остатки пищи пачкали ноты, разложенные на столе и поверх пианино, на полу валялась одежда сомнительной чистоты. Так будет всегда, о чем свидетельствуют посетители, где бы Бетховен ни жил в Вене в последующие почти 40 лет. В тот день у Бетховена было веселое расположение духа, он протянул Шенку несколько упражнений на контрапункт. С первого же взгляда маэстро нашел ошибки. Бетховен пожаловался ему на Гайдна, упрекнув того в недостатке усердия. Он был требовательным и нетерпеливым. Но чтобы не рассердить доброго «папу Гайдна», Бетховен из деликатности переписал набело отрывки, исправленные Шенком. Говорят, что Гайдн, узнав об этой уловке, только улыбнулся…

Очень скоро Бетховен сделался любимчиком венской аристократии. После смерти Моцарта, с которым обошлись так дурно, публика искала себе нового героя. Блестящий молодой пианист с огненным темпераментом и странной внешностью оказался в нужное время в нужном месте. Однако свой первый большой концерт он дал только 29 марта 1795 года, то есть больше чем через два года после приезда в Вену. Тем временем он блистал в аристократических салонах, где его талант высоко ценили. Его принимали в благородных семействах - Лихновские, Разумовские, Лобковиц, Лихтенштейн; эти имена известны и сегодня, но лишь потому, что он посвящал им свои произведения… Князь Лихновский стал его ангелом-хранителем: поселил его в своем доме, обеспечил известность в кругу людей, с которыми в Вене считались, поощрял занятия композицией, лично исполняя его произведения на фортепиано. Жена Лихновского, княгиня Кристина, оказалась радушной, но слегка навязчивой хозяйкой. «Еще чуть-чуть, - сказал Бетховен Шиндлеру, - и княгиня посадит меня под стеклянный колпак, чтобы ни один недостойный не дотрагивался до меня и не достигал своим дыханием».

Какую магнетическую силу излучал этот молодой человек, что его окружали такой заботой? Он явно представлял собой новый тип артиста, непривычную диковинку. В то время как Гайдн и Сальери появлялись в салонах в напудренных париках, шелковых чулках и башмаках с пряжками, Бетховен приходил в повседневной одежде. Он мало заботился о своей внешности, что подтверждает одна юная особа, присутствовавшая при его первых появлениях в свете, госпожа фон Бенгард:

«Он был небольшого роста, невзрачный, с красным некрасивым лицом, покрытым оспинами. Пряди его каштановых волос обрамляли лицо. Одет очень просто, но его манера далека от небрежности, которая была тогда в моде. При этом он говорил на диалекте и использовал довольно вульгарные выражения; в целом ничто в его внешнем облике не выдавало оригинальности, его жесты и повадки были так же дурны, как и манеры».

Через год после приезда в Вену Бетховен написал письмо Элеоноре фон Брейнинг. Он не только не позабыл ее, но всё еще не мог отделаться от мысли об их ссоре перед отъездом. Какие непоправимые слова могли вырваться у Людвига, а может быть, и у Лорхен, чтобы довести дело до такой крайности? Из этого письма мы можем многое узнать о характере Бетховена - раздражительном, вспыльчивом, сварливом, а потом сожалеющем о своей несдержанности и умоляющем его простить:

«Когда мне пришла на память роковая ссора, мое тогдашнее поведение показалось мне отвратительным! Но сделанного не воротишь; о, что бы я отдал, чтобы вытравить из своей жизни, если бы только мог, столь позорное поведение, кстати, совершенно противоположное моему характеру!»

Что же произошло? Можно догадаться: взрыв ярости Людвига, который не мог перенести из-за своего гордого и непримиримого характера то положение, в каком он оказался в семье Брейнинг: почти что приемный сын, всем обязанный хозяевам, был унижен тем, что его используют как учителя музыки при девушке, в которую он влюблен и которая держит его на расстоянии. Недоразумение, раздутое наговорами и поддерживаемое отсутствием объяснений. Смятение чувств, когда к братской любви примешивается смутное желание. Но чтобы заслужить прощение, Людвиг посвятил Лорхен написанное для нее сочинение - вариации на тему арии «Se vuol ballare…» («Коли хотите танцевать…») из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, в которой Фигаро - случайность ли это? - бросает вызов графу, желающему отобрать у него любимую женщину… Трогательная подробность: в том же письме он просит Лорхен связать ему фуфайку из ангорской шерсти - та, которую она подарила ему в Бонне и которую он трепетно хранит, уже вышла из моды. Ясно одно: Бетховен был беззаветно влюблен в Элеонору фон Брейнинг, его сердце быстро загоралось, потухало и вновь возвращалось к былой любви, словно терзаемое тоской утраты.

Йозеф Гайдн уехал обратно в Лондон в январе 1794 года. Перед отъездом он поручил своего непокорного ученика самому прославленному профессору в Вене - Иоганну Георгу Альбрехтсбергеру, придворному органисту, регенту соборного хора. Он будет давать Бетховену уроки 13 месяцев - с января 1794-го по февраль 1795 года. Этот музыкант познал славу как композитор. Будучи четырьмя годами моложе Гайдна, он написал симфонии, квартеты, концерты, но его репутация композитора осталась в прошлом, он посвящал много времени преподаванию - в самом классическом стиле: он утверждал, что, чтобы достичь мастерства в композиции, надо придерживаться традиции Фукса {18} , теория которого основана на фуге и контрапункте. Терпеливо, трижды в неделю, Альбрехтсбергер занимался с Бетховеном, которому была свойственна черта сильных характеров и людей, которые собираются прожить не зря: он не терпел никаких директив, уклонялся от школьной науки, пусть даже ему приходилось осваивать ее в одиночку, самоучкой, если она ему требовалась для сочинения музыки. Однако уроки нового учителя оказали на него влияние, хотя он и считал Альбрехтсбергера замшелым педантом, непревзойденным «в искусстве изготовления музыкальных скелетов». Это влияние особенно ощущается в обращении к религиозной музыке и широкому кругу барочного репертуара в этой области: Аллегри {19} , Бах {20} , Кальдара, Фукс, Гендель {21} , Орландо ди Лассо {22} , Палестрина {23} - всё то музыкальное образование, которого еще не хватало молодому Людвигу, чтобы стать мастером, усвоить наследие и превзойти его. Говорили, что учитель и ученик плохо ладили и терпеть друг друга не могли. Однако 20 лет спустя Бетховен, уже находясь на вершине славы, будет бесплатно давать уроки внуку Альбрехтсбергера, признавая в старом профессоре пример для подражания. Со своей стороны, Альбрехтсбергер якобы однажды заявил, что его ученик ничему не научился и никогда не создаст ничего достойного. Просто Людвиг, как все нетерпеливые люди, хотел мчаться вперед, послав ко всем чертям школьные упражнения. Для него музыка не сводилась к технике композиции, которую другие уже довели до высшей степени совершенства, как в фуге. Разве можно стать более великим архитектором, чем Бах? Кстати, форма фуги напрочь отсутствует в его первых юношеских сочинениях, а впоследствии он частично использовал ее как заблагорассудится, по мере необходимости, пока всё его ученичество не сублимировалось под конец его жизни в грандиозной «Большой фуге». В целом же, отказываясь подчиняться старым правилам, Бетховен не оставлял себе другого выбора, кроме как заново изобрести некоторые формы музыкальных произведений, чтобы ввести собственное их понимание, выстроить новые конструкции, выжать всё возможное из инструментов и оркестра, заставив их звучать непривычным образом.

То же самое относится к опере, величайшим мастером которой в Вене после смерти Моцарта считался Антонио Сальери. Этот почтенный музыкант, прослывший, с легкой руки Пушкина, убийцей Моцарта, не имел себе равных в создании выспренних драматических сочинений (недавние попытки реабилитировать композитора как раз и подтвердили эту тенденцию к напыщенности, лишенной изобретательности). Бетховен был в хороших отношениях с Сальери, возможно, потому, что придворный музыкант, интриган, ревнивый к своей художественной всесильности, не видел в молодом пианисте-виртуозе потенциального соперника в опере. Будущее покажет, что он был прав: Бетховен не обладал ярким дарованием Моцарта для театра и «итальянской» оперы. Отторгала ли его опера своей пустотой и искусственностью? Однако он попробует в ней свои силы десятью годами позже: это будет долгое испытание «Фиделио», единственная попытка.

Пока же, в 1794 году, он не тратит всё свое время на уроки: он пишет музыку. Три сонаты для клавира, посвященные Гайдну, - наверное, из дипломатии. Прослушав их по возвращении из Лондона в 1795 году у князя Лихновского, Гайдн якобы сказал Бетховену, что «талант у него есть, но надо еще учиться».

Бетховен познал, что такое нужда. В Бонне дела шли из рук вон плохо. Империя стояла на пороге войны. В июне французы разбили австрийцев при Флёрюсе. В октябре войска Марсо и Клебера заняли левобережье Рейна. Прежде чем сбежать, курфюрст Максимилиан Франц, не имевший другого выбора, распустил придворных артистов и закрыл свой театр: Бетховен лишился постоянного источника дохода.

На что жить? Теперь у него нет господина, он свободен - он один из первых артистов, оказавшихся на воле. Он мог бы снова поступить на службу к одному из князей-меценатов, которым преданно служил какой-нибудь музыкант, - отказался. Даже у Лихновского, который обращался с ним уважительно и всеми способами старался привязать к себе, он вел себя как независимый гость, даже отказываясь ужинать каждый вечер у князя, потому что час, отведенный для трапезы, его не устраивает! Друг - пожалуйста, но слуга - ни за что.

Он дает уроки, хотя это ему претит. Чтобы не было скучно, он непременно влюблялся в своих юных учениц, если они были миловидны. Лорхен как будто покинула его мысли. И он подумывал о том, чтобы выручить хоть немного денег за свои первые сочинения, издав их. Поиск издателей стал одним из основных занятий в первые годы его карьеры: он тратил на это время и силы, даже задействовал своих братьев, когда они приехали к нему в Вену… Он пытался установить связи в Вене, Праге, Берлине и даже Бонне, где его друг Николас Зимрок основал собственное музыкальное издательство. По этому случаю было написано очень интересное письмо, датированное августом 1794 года, в котором он говорит о положении в Вене:

«Здесь очень жарко, венцы встревожены, вскоре им негде будет достать льда, поскольку зимой редко бывало холодно и льда мало. Несколько человек посадили в тюрьму; говорят, что скоро разразится революция, но я думаю, что пока у австрийца будет темное пиво и сосиски, он не взбунтуется. Короче, ворота предместий полагается запирать по вечерам в 10 часов. Солдаты держат оружие заряженным. Здесь не смеют распускать язык, иначе полиция подыщет тебе квартиру».

О возвращении в Бонн не может быть и речи. Что там делать? Вена сулит ему великолепную карьеру в самом центре империи. А если революция все-таки разразится, он сумеет написать музыку для новых времен. Кстати, в октябре в Вену явился сам Вегелер. В Бонне, занятом французами, жить стало тяжело.

Бетховен - всеми признанный пианист, им восхищаются, коллеги его боятся, он способен приводить в восторг и волнение посетителей салонов, в которых его принимают и которые создают репутацию. Иногда, вызвав слезы на глазах своих слушателей, он встает и, расхохотавшись, с шумом захлопывает крышку фортепиано: «Вы все ненормальные!» Но он еще ни разу не выступал в концертном зале.

Его дебют состоялся в конце марта 1795 года - три концерта подряд в Бургтеатре. Он играл концерт Моцарта, импровизировал, а главное, как отметила «Винер цайтунг», «снискал единодушное одобрение публики, исполнив совершенно новый концерт для фортепиано собственного сочинения».

Это Концерт си-бемоль мажор, опус 19, который сегодня носит номер два и который сам автор не относил к своим лучшим произведениям, как он признается пятью годами позже. Он закончил его наспех, накануне выступления, больной, страдая от кишечного расстройства, яростно заполнял нотные листы и передавал их переписчикам, а партия фортепиано еще не была написана - он сделает это позже, для публикации. Этот концерт - находка для солиста: можно импровизировать, искриться всеми красками инструментальной палитры в каденции, приберегая для себя самого эту часть произведения, чтобы сохранить ее в девственном виде до самого выступления. Только будучи напечатанным, это произведение примет навсегда фиксированную форму для пианистов будущего.

Выступление имело большой успех, и Людвиг поднялся на первую ступеньку лестницы, которая должна была привести его к триумфу. Вскоре после того, в мае, он передал издателю Артарии Три трио опус 1. До нас дошло ценное свидетельство об этом вечере от Фердинанда Риса {24} , будущего ученика Бетховена и соавтора, наряду с Францем Герхардом Вегелером, «Биографических заметок» об их встречах с Людвигом ван Бетховеном. Правда, его тогда не было в Вене, и это рассказ с чужих слов:

«Большинство венских артистов и любителей были приглашены, в частности, Гайдн, на мнение которого собирались равняться. Трио были исполнены и сразу же произвели невероятное впечатление. Сам Гайдн с этим согласился, однако посоветовал Бетховену не печатать третье Трио до минор. Это удивило Бетховена, поскольку он считал именно его лучшим из трех; именно так чаще всего считают и сегодня; оно произвело наибольший эффект.

Поэтому слова Гайдна внушили Бетховену дурное впечатление, что Гайдн завистлив, ревнив и не желает ему добра».

Решительно, отношения между двумя музыкальными гигантами не были безоблачными. Несмотря на восхищение, уважение, привязанность. В 1801 году они снова встретились. Бетховен прослушал ораторию «Сотворение мира», один из последних шедевров своего старого учителя, а тот - балет Бетховена «Творения Прометея».

Я слышал вчера вечером ваш балет, - сказал Гайдн, - он мне очень понравился.

О, папа, - отвечал Бетховен, - вы очень добры, но это не «Сотворение мира», до него мне далеко.

Гайдн задумался:

Верно, это не «Сотворение мира», и мне с трудом верится, что вы смогли бы его написать, поскольку вы атеист.

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

ПАПА В 1969 году маме оставалось несколько лет до пенсии, но папа решил: «Леля! Ты у самом разгаре (успехе). Нам надо щас, и только щас уходить з работы, время вже кончилося. Уходить надо раньший, пока тебе не сделали намек, у людей будет добрая память про нас. Ты вже не та, он як

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Папа Хэм Эрнест Хемингуэй. Папа Хэм. Замечательный писатель и легендарная личность. Лауреат Нобелевской премии. Несколько десятилетий (30–60-е годы) был властителем дум. Его называли Байроном XX века и даже, правда, в шутку: Эрнест Хемингуэй Ламанческий.В самом деле были два

Из книги Неужели это я?! Господи... автора Басилашвили Олег Валерианович

Папа Стою в быстрых сумерках Койшаурской долины на берегу Арагвы… Вокруг круглятся предгорья Кавказского хребта.Додо Алексидзе, председатель Грузинского театрального общества, повез нас, нескольких артистов БДТ, находящихся с театром на гастролях в Тбилиси, в село

Из книги Корабль плывет автора Караченцов Николай Петрович

Папа Тут трудная история. Папа с мамой разошлись еще до моего рождения, но мы с отцом много общались.Родители как-то очень интеллигентно развелись. Без выяснений отношений. Папа к нам приходил, мама легко меня отпускала к нему. Я прекрасно знал свою бабушку, папину маму,

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Это мой папа! Неожиданная суета и шум в доме разбудили меня. Любопытство преодолело желание снова уснуть, и я тихонько, чтобы не разбудить Шурика, встала с постели и прижала свой нос к застекленной двери. В столовой тускло горела лампа. Бабушка суетилась у стола,

Из книги Круговорот автора Форман Милош

Папа В это время мой отец был еще жив. Мы все еще получали от него письма и посылали ему посылки. И я все еще не знал, почему эти два вежливых человека в кожаных пальто увели его из моей жизни. Чего они хотели от него? Никто не мог мне ответить.Я был слишком мал, чтобы мне могли

Из книги 100 пенальти от читателей автора Акинфеев Игорь

3. Папа Своего папу, как и маму, я люблю больше всех на свете. Конечно, по характеру он совсем другой. Очень часто строгий и требовательный, но когда нужно – внимательный и понимающий. Без своего отца я бы, наверное, не стал футболистом. Именно он не только привел меня в

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Папа Лев X Джованни Медичи стал папой в 1512 году в возрасте тридцати восьми лет. Была надежда, что он положит конец бесконечным войнам не только внутренним, но и внешним. В Европе шел раздел собственности. Возвысился австрийский дом Габсбургов. Его объединение с испанским

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Папа Я помню отца с первых лет моей жизни, то есть с 1927-28 годов. От папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем. Его любили не только родные, но абсолютно все: и соседи, и сослуживцы, и знакомые - все, кто его знал. Он был одинаково учтив как к прислуге, к старушке, к простому

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Папа Папа у меня был в молодости красивым: высокий, худой; быстро ходил, хорошо танцевал. В нем была какая-то врожденная элегантность. Ходил он всегда в костюме, при галстуке, хотя костюм у него был один, намного позже появился второй. Он мне очень нравился. Я замечала, что он

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги События и люди 1878–1918 автора Гогенцоллерн Вильгельм II

XI Папа и мир Летом 1917 года я принял в Крейцнахе папского нунция Почелли, явившегося ко мне на аудиенцию в сопровождении капеллана. Благородный, обаятельный, высокоинтеллигентный, с превосходными манерами, Почелли представлял собой типичную фигуру католического князя

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН 31 МАРТА 1732 - 31 МАЯ 1809АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕННАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«Папа, папа, не кляни, не сетуй..» – «Папа, папа, не кляни, не сетуй, Пред тобой с повинной дочь твоя; Там… вчера… на вечеринке этой… Потеряла… ах!.. невинность я…» – «Ну и задала ты мне тревогу?.. Страх мой – тьфу не сглазить! – был нелеп; Говоришь – невинность, слава

Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович

«Самый лучший папа» Другое название: «Самый клёвый папа на свете» / World’s Greatest Dad Режиссёр: Боб ГоулдтуэйтСценарист: Боб ГоулдтуэйтОператор: Горацио МаркинезКомпозитор: Джеральд БрунскилХудожник: Джон ПэйноПродюсеры: Ховард Гертлер, Ричард Келли, Шон Мак-Киттрик, Тим

Из книги Че Гевара, который хотел перемен автора Войцеховский Збигнев

Папа Че В книге Джона Ли Андерсона «Че: жизнь революционера» содержится много трогательных фотографий «папы Че» с его милыми маленькими дочерьми на коленях.Описывая прощальную сцену с участием Гевары, когда тот покидал Кубу в конце 1966 года и направлялся в Боливию,




Top