Металлика в ссср 1991. «Монстры рока» в Тушино: самый безумный концерт перестройки

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, близ Солянки (Подкопаевский пер., 15/7), впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после
пожара, истребившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.

Существует, впрочем, следующее предание... Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование "в Подкопаях".

Известен так же рассказ,опубликованный С. Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова "встал на корень", то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.

Еще одна версия объясняет название также подкопом, - здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор находятся залежи отменной красной глины.
Интересно,что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Церковь несколько раз переделывали - в конце XVII - начале XVIII вв., в середине XVIII века. В результате пожара 1812 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в 1855-1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получает статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор 17 века. Сейчас уже видны некоторые фрагменты открытые реставраторами.

В церкви три престола: Казанской Божьей Матери, Свт. Николая Чудотворца и Прп. Сергия Радонежского. Каменная шатровая часовня при Никольской церкви построена в 1885 г. на средства настоятеля Александрийского подворья архим. Геннадия. Освящена в 1887 г. Закрыта вместе с храмом в 1929 г., тогда был уничтожен шатёр, сломаны кресты и главки на приделах. В церкви устроили жилые помещения, а затем - гальванический цех.

Храм возвращён и вновь освящён в 1991 г. При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Концерт в "Олимпийском" в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в "Лужниках" и "Монстры рока" на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.

Организаторы: BIZ Enterprises и date 2 Warner Inc, а также многие другие

Выступали: Pantera. The Black Crowes, Э.С.Т., Metallica, AC/DC.

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент - задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: "Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?". Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет "не знаю". Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про "три дня мира и музыки" в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь "у них", а в Москве.

Сколько-сколько, говорите, "детей цветов" внимали Хендриксу и Jefferson Airplane на этом самом вашем Вудстоке? 600 тысяч? А 28 сентября на взлетное поле в Тушино явились дети "ржавого железа" в количестве один миллион человек. Вдумайтесь в эту цифру. Попробуйте представить себе такое количество людей в одном месте. Задумайтесь о возможных последствиях...

"Монстры Рока" отнюдь не были отечественным изобретением, самый первый фестиваль серии был проведен в Англии на поле автодрома "Доннингтон Парк" еще в 1980 году. С 1983 года мероприятие стало международным и окончательно переориентировалось на любителей той музыки, что потяжелее. Из списков выступавших за разные годы можно было бы собрать неплохую энциклопедию хард-рока, пост-глэма, спид-металла, трэша, хэви и тому подобных жанров. Загибайте пальцы: Rainbow, Judas Priest, Motorhead, Dio, Van Halen, Accept, Оззи Осборн, Guns N"Roses, Whitesnake, W.A.S.P., KISS, Iron Maiden, Antrax, Metallica, Ян Гиллан... не устали?

В листе тура 1991 года значились Metallica, AC/DC, The Black Crowes, Queensryche и Montley Crue. Последние две команды до Москвы не доехали и на полпути их заменила еще мало кому тогда известная Pantera. Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, Германии (уже не состоявшей из ФРГ и ГДР), Италии, Венгрии, Польше... Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела - по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и "Лебединое озеро", а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал "трещать по швам", а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами "калашниковых" и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой "Металлике".

Тем временем из-за советской границы на "Монстров Рока" с завистью смотрел председатель свежесозданного кооператива BIZ, будущий основатель MTV-Russia и папа певицы Лены Зосимовой, Борис Зосимов. Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса.

Делалось все в последней момент и по русскому обычаю - на авось. Date 2 Warner Inc уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. "В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно", - сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и "открывателем" техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось...

То есть "завертелось" по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла "война законов", никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: "У вас будет сто калек на концерте, о чем речь...". Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего.

Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: "Умри, но сделай так чтобы пропустили". Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную "точку невероятности", в которой на мгновение стало возможно все.

Фестиваль Monsters of Rock. Фото: ИТАР-ТАСС

Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы "Чайки" из гаража Совета Министров, "челночными рейсами" их гоняли в первый московский "Макдональдс" на Пушкинской.

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали "поставить" на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности "новой Ходынки". И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали "Крылья" и "Максидром".

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки - группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты "Металлики" без сопровождения отправились гулять по ночному городу. У Белого дома "последние могикане" августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. "А вы говорите: Metallica, Bon Jovi, Guns N" Roses... Scorpions - вот, что в России главнее всех других команд вместе взятых!", - с грустью констатировал Ларс в постфестивальном интервью.

А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос. Над толпою взметнулась огромная растяжка: "Мы ждали 8 лет!". Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова "свободный вход" означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые "напитки в стеклянной таре" - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию. Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели. На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские "секьюрити" и отечественные "бойцы" из охранного кооператива "Алекс". Больше всех "отличились" обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное "месиво" началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: "Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда "Ласковый Май"!". Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам "Тушинского побоища" получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них - 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия. На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского "сухого закона" - были полностью разгромлены. Да еще журналист "Комсомольской правды" Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим "Росмузимпорта" Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого "черного Вудстока", организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной "Ангелами Ада", с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть. В Тушино же обошлось совсем без умертвий.

О музыке говорить и вовсе бесполезно. Все желающие могут найти фильм Уэйна Ашэма Monsters of Rock in Moscow"1991, посмотреть ролики на Youtube и попробовать получить хотя бы часть впечатлений самостоятельно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта. А уж пытаться передать такое словами - увольте. Если вкратце, то Black Crowes, пытавшихся воскресить ритм-энд-блюз 60-х в "тяжелой" упаковке, наша публика не поняла и не приняла, но зато Pantera показала себя во всей красе. Пик популярности этой группы в России был еще впереди, пока же наша музыкальная пресса презрительно обфыркала техасский трэш, назвав выступление группы "самым слабым на фестивале". Удачной находкой Зосимова стал вытащенный на одну сцену с мировыми звездами отечественный Э.С.Т. Задорная смесь порой откровенно "кабацких" текстов с кустарным хэви в стиле "сделано под Motorhead" мало кого оставила равнодушной, и сотни тысяч людей в едином порыве подпевали: "Запомни, Катюша, я гений, запомни, я твой командир...". Что касается "Металлики", то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е. Это о чем-нибудь, наверное, говорит. AC/DC выступали последними, когда у большей части зрителей от усталости уже подкашивались ноги. Но австралийцы "зарядили" Тушино и играли еще два часа. Исполнение коронного номера For those about to rock завершилось, как и положено, - залпом из 20 пушек заранее установленных по периметру сцены. Многие, полагая, что это конец, начали уходить - но тут AC/DC вышли "на бис" и грянули T.N.T. Только после этого все, наконец, закончилось

Результат: Тушинский фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса.... и был благополучно забыт через несколько лет. В памяти этот день оказался прочно заслонен событиями официальной истории - путчем ГКЧП и последующим распадом СССР. Случись событие такого масштаба в какой-нибудь другой стране - и еще годы спустя после этого многочисленные продюсеры устраивали бы очередные провальные "ремейки", очевидцы бы напропалую строчили воспоминания и вообще столь масштабный концерт просто не мог бы не стать частью национальной мифологии, как это произошло с тем же Вудстоком. Тушинским "монстрам" не повезло с датой и теперь, лишь достав с антресолей старые подшивки "Ровестника" или Zarazzы, можно вспомнить о том, что все это вообще было.

Алексей Байков




Top