Является ли евгений онегин героем своего времени. Сочинение на тему: Евгений Онегин - герой своего времени (по роману А.С

Страница 1

СОЧИНЕНИЕ.
Евгений Онегин-герой своего времени.

Роман в стихах «Евгений Онегин» писал А.С. Пушкин около восьми лет. Этот роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра 1.

Главный герой романа - Евгений Онегин. Онегин – светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза - Гувернёра. Он ведёт образ жизни «золотой молодёжи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему – ни будь и как - ни будь», он всё же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Благородство души, «резкий охлаждённый ум» выделяют его среди аристократической молодёжи, постепенно приводят к разочаровании в интересах светского общества, к недовольству, политической социальной обстановкой:

Нет, рано чувства в нём остыли,

Ему наскучил света шум…

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно – полезной деятельностью. Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живёт «без цели, и без трудов».

В деревне Онегин – богатый помещик, «сельский житель, заводов, вод, лесов, земель хозяин полный». Ведёт себя он там гуманно по отношению к крестьянам, не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения ощущение пустоты жизни. Порвав, со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связи с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной одарённой, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины её запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам испугавшись «шёпота, хохотни глупцов».

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствие по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить своё отношение к окружающей действительности, сколько бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне – теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, ежащие в остове чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Пушкин в романе «Евгений Онегин» отчётливо показывает, что во всех этих раковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещиц кий, крепостнический строй, непосильный, тяжёлый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и наиболее чутких из дворян, помещиков.
страница 1

ОНЕГИН - ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин дал образ той части образованной молодежи 20-х годов XIX века, которая, критичес­ки относясь к светскому обществу, вынуждена была жить в нем. Одиночество, неприспособленность к жизни, неумение приложить свой ум, образование к общественно-полезному труду - вот что характеризует Онегина. Именно за это Белинский назвал Онеги­на «умной ненужностью», «лишним человеком».

Онегин получил типичное для дворянского круга того време­ни воспитание и образование. Учили его «всему шутя», не доку­чали «моралью строгой» и, когда он наконец вступил в самосто­ятельную жизнь, то «по-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», в разговоре мог «коснуться до всего слегка». Для светской жиз­ни этого было вполне достаточно, «и свет решил, что он умен и очень мил». Онегин е головой окунается в светскую жизнь, пол­ную развлечений: балы, театры, обеды, ужины, любовные увле­чения. Жизнь текла бесцельно и была «однообразна и пестра».

Тем не менее, для своего круга Онегин был довольно обра­зованным человеком. Он читал Адама Смита, знал античную литературу, сочинения современных ему западных писателей. Пушкин сам отмечает незаурядность своего героя. Онегина отличали от многих «мечтам невольная преданность, непод­ражательная странность и резкий охлажденный ум». Есте­ственно, такого человека не могла долго удовлетворять бес­цельная и пустая жизнь света.

«Свободный, в цвете лучших лет», Онегин разочаровывает­ся в светской жизни и впадает в хандру: «ничего не трогало его, не замечал он никого». Он пытается найти точку приложе­ния своих сил, пытается читать, заниматься сочинительством, но «ничего не вышло из пера его». У него ничего не вышло и не могло выйти, потому что Онегин всей своей предыдущей жиз­нью не подготовлен к труду: «труд упорный ему был тошен».

Онегин уезжает в деревню и становится полным хозяином «заводов, вод, лесов, земель». Он доволен, что «прежний путь переменил на что-нибудь». В деревне он пытается заняться чем-то полезным, ввести что-то новое в жизнь крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но дела­лось это безо всякой цели, для того, «чтобы только время проводить», и поэтому деятельность героя не приносит ему удовлетворения и остается незаконченной. Соседи-помещи­ки, окружающие Онегина, чужды ему по духу, ограниченны и заняты разговорами о «сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Жизнь его здесь наполнена той же скукой и сознани­ем своей бесполезности, что и в Петербурге.

Трагически складываются его отношения с Ленским. Пустая ссора с другом приводит к дуэли, В роковое утро перед поединком он явился «мячиком предрассуждений», рабом светской условно­сти. Именно отсюда и начинается ломка в его жизни, поспешное бегство из деревни, неприкаянное странствие по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезно­сти: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик… Я молод, жизнь во мне крепка, чего мне ждать? Тоска, тоска!..» В такой душевной смуте и раскрывает в конце романа он душу пе­ред Татьяной в письме к ней, Онегин теперь совсем не похож на того столичного денди, который в глуши деревенского сада «по­ставил Татьяне двойку за поведение»! Он стал не только старше, но и богаче духовно, содержательнее, глубже, просто человечнее. В объяснении с Татьяной он говорит: «Желать обнять у вас коле­ни. И, зарыдав у ваших ног, Излить мольбы, признанья, пени, Все, что выразить бы мог…» Этим открытым рыдающим призна­нием определен ответ на вопрос: «Уж не пародия ли он?»

Нет, Онегин не пародия, не случайное модное явление, а живая печальная судьба, обусловленная всем жизненным укладом дво­рянского общества. В конце романа Пушкин подтвердит итог жизни героя: Дожил без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга, Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел». И тем более горьким представля­ется смысл всего романа, Герой романа вовсе не «герой», а толь­ко печальный пример, выхваченный поэтом из жизненной гущи.

Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой - «лишние люди» своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая эти два образа, заметил: «Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою… Печорин - это Онегин нашего времени».

Несмотря на разность эпох, в которые создавались образы, – Онегин в эпоху декабризма, вольнодумия, в эпоху мечтаний и надежд на скорое преобразование общественного строя, Печорин - во время жестокого николаевского режима, последовавшего вслед за разгромом восстания декабристов, - и тот и другой недовольны жизнью, не находят применения своим недюжинным силам и от этого вынуждены тратить время впустую. И тому и другому не по душе общественный уклад, но оба они пассивны, не предпринимают никаких действий для того, чтобы изменить его. И пушкинский Онегин, и лермонтовский Печорин олицетворяют духовный кризис дворянской интеллигенции, которая выражала свое недовольство жизнью отказом от общественной деятельности и, не находя применения своим силам, растрачивала жизнь бесплодно.

И Онегин и Печорин принадлежат к одной и той же социальной среде. Оба они образованны. Оба сначала принимали жизнь такой, какой она была, наслаждались ею, используя привилегии высшего общества, к которому они принадлежали, но и тот и другой постепенно пришли к отрицанию света и глубокой неудовлетворенности жизнью общества и своей тоже. Оба стали понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. «Но рано чувства в нем остыли», - говорит Пушкин о своем герое. Примерно то же самое читаем мы и у Лермонтова, где автор сообщает, что у его героя очень рано «родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой». То, что оба героя – умные, образованные люди, несомненно, еще более обостряет их конфликт с обществом, потому что эти качества позволяют увидеть все негативные стороны, все пороки. Это понимание как бы возвышает Онегина и Печорина над молодыми людьми своего поколения, они не вписываются в их круг. Роднит героев и то, что они оба преуспели в «науке страсти нежной», и то, что ни тот ни другой не способны были отдаться любви всем сердцем, всей душой. Большая, всепоглощающая страсть, из-за которой многие готовы были отдать свои жизни, наших героев не могла коснуться: в их отношениях с женщинами, как и со светом, присутствовал холод и цинизм. Онегин считал любовь «пресыщенной гордыней», которая недостойна его. Печоринская любовь заключалась в достижении власти над возлюбленной. Он мог только брать, но не способен был отдавать. Он никогда не позволял себе влюбиться без ответного чувства. Добиваться чьей-то любви для него – верх низости: «.„Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить… я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть., оттого ли, что я никогда ничем очень не дорожу…». Не умея любить, Онегин и Печорин не дорожили любовью других -отсюда и холодность Онегина к Татьяне, и безответная любовь Бэлы и княжны Мери к Печорину.

Кто не может по-настоящему любить, тот не способен на настоящую дружбу, и наоборот. Так, Онегин убивает своего друга Владимира Ленского, хотя, как старший по возрасту и умудренный опытом, он мог отговорить ослепленного ревностью пылко влюбленного поэта. Но не сделал этого - разочарованный жизнью, презирая собственное существование, он не способен был достаточно ценить жизнь других. Не находят общего языка, встретившись через много лет, и Печорин с Максимом Максимычем. Добрый, мягкий и простодушный, Максим Максимыч не мог объяснить жестокости Печорина, не мог понять, что руководит поступками его бывшего сослуживца. Да иначе и быть не могло: старый солдат был как все, он был частью общества, которое лермонтовский герой презирал, с которым ему, личности незаурядной, было просто скучно. Не зря он всегда стремился к людям, которые могли бы с ним поспорить. Личная свобода, независимость для обоих героев - лучшее, что может быть в жизни, чему они готовы предпочесть все остальное. Не зря Онегин, вспоминая о прошлом, пишет в письме к Татьяне:

* Свою постылую свободу
* Я потерять не захотел.

Печорин же по этому поводу заявляет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам». Осознавая, что жизнь проходит впустую, лермонтовский герой совсем не дорожит ею. Свобода у него на первом месте, честь - на втором, и только на последнем - жизнь. Смысл поведения Печорина, его поступков мы находим в дневнике героя в повести «Княжна Мери». Читая ее, осознаешь, что Печорин - жертва своего времени. Он потерял веру в людей, в идеи, и это - результат эпохи, наступившей после поражения восстания декабристов, эпохи нравственной скудости, пошлости и трусости. Все это можно отнести и к Онегину. Очень хорошо сказал, сравнивая двух героев, В. Г. Белинский: «В дорогах разница, а результат один». Несмотря на внешнюю непохожесть, несмотря на разницу в характерах, и тот и другой - «лишние люди», опередившие время и потому не нашедшие общего языка с современниками, не сумевшие проявить и реализовать себя.

    Объяснение Онегина с Татьяной в саду. (Анализ эпизода четвертой главы романа А.С.Пушкина.) (by SSSoft.ru) А. С. Пушкин Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем...

    Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    План восьмой главы: Онегин появляется в петербургском светском обществе; Повествователь рассказывает, куда направился Онегин, убив Ленского на дуэли; Онегин на светском рауте встречает Татьяну, характеристика петербургского общества; Онегин полюбил Татьяну;...

Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин умен, благороден, способен глубоко и сильно чувствовать. Он сумел сразу же оценить Татьяну с ее неброской внешней красотой и богатым внутренним миром. Онегин тактичен в отношениях с Ленским:
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству.
Глубоко и искренне раскаяние Онегина, убившего на поединке друга: "Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться как зверь; он должен был обезоружить младое сердце..."
Ум Онегина проявился и в том, что он рано постиг никчемность светского общества и почувствовал себя чужим и лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было тяжело и
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою Идти,
не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Но прекрасные задатки Онегина подавлены социальными условиями, той средой, в которой он вырос и жил. Не случайно Пушкин в первой главе романа помещает краткое описание жизни главного героя. Из этого описания мы узнаем, кто и как воспитывал Евгения, чему его учили, как он проводил время, когда пришла пора "юности мятежной".
Воспитание Онегина, как показал Пушкин, круг его чтения, сфера его интересов - все это лишено национальных основ. Недаром в жизнеописании героя преобладает иноязычная лексика, передающая особенность великосветской культуры, далекой от национально русских истоков.
Преимущественное состояние Онегина - скука. Ничто не могло развеять его тоскующую лень. Жажда однообразных удовольствий при отсутствии реального, живого дела вкоренилась в психологию Онегина, и он не в силах ее побороть. "Труд упорный ему был тошен", - замечает Пушкин. А так как, по мысли автора, только в труде могли проявиться творческие силы личности, то итог жизни Онегина безрадостен:
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга,
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Любовь тоже прошла мимо, ибо чувства героя оскудели - он подавил в себе невольное волнение, испытанное при виде Татьяны и по получении ее письма. Лишь позже, потрясенный убийством Ленского и вновь встретивший Татьяну, Онегин обрел способность к большому и сильному чувству. В первых же главах Онегин лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских "истин", главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...
Эта "наука страсти нежной" - необходимая принадлежность светских салонов и гостиных.
И наконец, дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. В мотивировках поведения Онегина Пушкин постоянно сталкивает порывы его души с привычными, внушенными светской средой правилами поведения... Как бы благородный ум Онегина ни протестовал против поединка, верх все-таки взяли социальные условности, сформированные светом. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, Евгений убивает на поединке Ленского.
Пушкин в романе прослеживает социально-психологическое содержание образа Онегина. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин выведен в романе как национально-исторический тип русской жизни, порожденный в конечном итоге самодержавно-крепостническим укладом. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего "недуга новейших россиян", который охватил в начале века значительную часть дворянской интеллигенции. Пушкин осуждает не столько героя, сколько светскую среду, сформировавшую его как личность. Онегины обречены на бездействие. Они уже не способны ни на самоотверженную любовь, ни на дружбу. Отсюда возникает идея общественного суда и обвинение падает скорее не на героя, а на общественно-исторический уклад русской жизни.

«Евгений Онегин» был создан Пушкиным как первая в России книга, реалистично описывающая жизнь дворян. В этом романе в стихах создан сложный образ светского денди Евгения Онегина.

Онегин - кто же он?

Молодой человек, презирая окружающее его общество, тем не менее, следует правилам, установленным им. Он, не стараясь изменить высший свет, с равнодушием и скукой взирает на все вокруг. Его воспитание и природное хладнокровие не дают выступить в петербургских гостиных с обвинением общества.

Свой протест он выражает презрительным молчанием. Автор в образе Евгения создает типаж «страдающего» эгоиста. Этот человек обладает незаурядным умом, что не дает ему испытывать удовольствие от жизни, он недоволен собой и другими людьми. Однако он никогда не решится преобразовать себя и окружающую среду, чтобы изменить положение: «Упорный труд ему был тошен».

Друзья, затем враги

Приехав в деревню, Евгений получает удовольствие от спокойной жизни всего лишь пару дней, а затем опять приходят пресыщенность и скука. Он ощущает, что и здесь будет бесполезен и никчемен, лишний, как и везде. Только один человек из деревенского окружения становится ему близким - это молодой поэт Ленский.

Онегин и Ленский искренне дружат, так как они похожи. Оба были представителями думающей интеллигенции из дворян, оба стоят выше по кругозору и интересам, чем дворянство из провинции. И оба друга не понимают, чего они хотят от жизни. Дружба Евгения с Ленским выявляет настоящую сущность Онегина - он на самом деле не «пародия», не какая-то «модная причуда», а умный и хороший человек. Вместе с Ленским он рассуждает о вопросах философии, оставаясь вместе с ним чужим и непонятным дворянской среде. Друзья обречены на одиночество, так как по своему развитию и стремлениям намного лучше других, обладая хорошим образованием, имея глубокий ум и чувства. Общество мстит им, презирающим его правила, мстит уничтожением этого дружественного союза. Глупые законы кодекса чести заставляют Онегина убить единственного друга.

Неразделенные чувства

Рассмотрим образ Татьяны. Онегин и Ларина близки по многим качествам - им нравится читать, они умны, умеют рассуждать, не любят светское общество, обладают честностью. Различие этих двух личностей заключается в том, что Евгений, выросший вдали от деревни, безразлично относится к простым людям и природе, тогда как Татьяна всей душой привязана к ним.

Если бы Онегин ответил на чувства Татьяны, неизвестно, сумел бы он измениться. Он не способен любить, поэтому его эгоизм и легкомысленность привели к разрыву с Татьяной. Умея хорошо читать в людских душах, Онегин с первого момента смог оценить личность девушки. Но обстоятельства сложились так, что Евгений из-за собственного эгоизма и боязни нарушить правила света, который он презирает, оттолкнул Татьяну.

После долгих лет исканий Евгений, увидев Ларину вновь, запоздало обретает чувства к ней. Однако уже понимает, что время ушло, он сам разрушил свое счастье. Татьяна по-прежнему любит Онегина, но семья для нее важнее любви. В результате Евгений опять ощущает себя ненужным, чужим. Человеческие чувства оказываются слабыми перед мнением общества. Татьяна и Евгений разделены этим мнением, хотя были очень близки своим внутренним миром.

Пушкин создал образ человека, являющегося символом того времени. Это личность, которая была разрушена системой воспитания и окружающим обществом.




Top