Жанр произведения "Герой нашего времени". Психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

М.Ю. Лермонтов

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов мастерски рисует образ молодого человека, который принадлежит к поколению 30-х годов XIX века и в котором обобщены пороки этого поколения.

Эпоха реакции в России наложила свой отпечаток на поведение людей. Трагическая судьба героя - это трагедия всего поколения, поколения нереализованных возможностей. Молодой дворянин должен был либо вести жизнь светского бездельника, либо скучать и ждать смерти. Характер Печорина раскрывается во взаимоотношениях с различными людьми: горцами, контрабандистами, Максим Максимычем, “водяным обществом”.

В столкновениях с горцами раскрываются “странности” характера главного героя. Печорина многое объединяет с людьми Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Его сильная воля не знает преград. Поставленная им цель достигается любыми средствами, во что бы то ни стало. “Таков уж был человек, Бог его знает!” - говорит о нем Максим Максимыч. Но цели-то Печорина сами по себе мелки, часто бессмысленны, всегда эгоистичны. В среду простых людей, живущих по обычаям предков, он несет зло: толкает па путь преступлений Казбича и Азамата, безжалостно губит горянку Бэлу только потому, что она имела несчастье понравиться ему.

В повести “Бэла” характер Печорина еще остается загадкой. Правда, Лермонтов слегка приоткрывает тайну его поведения. Печорин признается Максим Максимычу, что его “душа испорчена светом”. Мы начинаем догадываться, чтоэгоизм Печорина - результат влияния светского общества, к которому он принадлежит с рождения.

В повести “Тамань” Печорин вновь вмешивается в жизнь посторонних людей. Таинственность поведения контрабандистов обещала увлекательное приключение. И Печорин пустился в опасную авантюру с единственной целью - “достать ключ этой загадки”. Проснулись дремлющие силы, проявилась воля, собранность, отвага и решимость. Но когда тайна была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина.

И снова скука, полное безразличие к окружающим людям. “Да и дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!” - с горькой иронией думает Печорин.

Противоречивость и раздвоенность Печорина еще отчетливее выступают в сопоставлении его с Максим Максимычем. Штабс-капитан живет для других, Печорин - только для себя. Один инстинктивно тянется к людям, другой замкнут в себе, безразличен к судьбам окружающих. И неудивительно, что дружба их обрывается драматически. Жестокость Печорина по отношению к старику - это внешнее проявление его характера, а под этим внешним кроется горькая обреченность на одиночество.

Социальная и психологическая мотивировка поступков Печорина отчетливо выступает в повести “Княжна Мери”. Здесь мы видим Печорина в кругу офицеров и дворян. “Водяное общество” - та социальная среда, к которой принадлежит герой.

Печорин скучает в обществе мелких завистников, ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден пребывать.

Лермонтов показывает, как на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родился “нравственным калекой”. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, отзывчивое сердце, и твердую волю. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин научился руководствоваться лишь личными желаниями и стремлениями.

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал “нравственным калекой”? Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил молодой человек. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, - признается он, - лучшие мои качества, боясь насмешки, я хранил в глубине сердца; они там и умерли”.

А ведь Печорин - незаурядная личность. Этот человек возвышается над окружающими. “Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет, - писал Белинский, обращаясь к критикам лермонтовского Печорина. - В самых пороках его проблескивает что-то великолепное, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти - бури, очищающие сферу духа...”

Создавая “Героя нашего времени”, в отличие от прежних своих произведений, Лермонтов уже не воображал жизнь, а рисовал ее такой, какой она являлась в действительности. Перед нами реалистический роман. Писатель нашел новые художественные средства изображения лиц и событий. Лермонтов демонстрирует умение так выстраивать действие, что один герой раскрывается через восприятие другого.

Так, автор путевых заметок, в котором мы угадываем черты самого Лермонтова, сообщает нам историю Бэлы со слов Максима Максимыча, а тот, в свою очередь, передает монологи Печорина. А в “журнале Печорина” мы видим героя в новом свете - такого, каким он был наедине сам с собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда не открылся бы на людях.

Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. Гениальные страницы “Максима Максимыча” оставляют глубокий след в сердце читателя. Эта повесть вызывает глубокое сочувствие по отношению к обманутому штабс-капитану ив то же время негодование в адрес блистательного Печорина.

Болезнь раздвоенности главного героя заставляет задуматься над характером того времени, в котором он живет и которое его питает. Печорин сам признается, что в его душе живут два человека: один совершает поступки, а другой судит его. Трагедия страдающего эгоиста в том, что его ум и его силы не находят достойного применения. Равнодушие Печорина ко всему и ко всем не столько его вина, сколько тяжелый крест. “Трагедия Печорина, - писал Белинский. - прежде всего в противоречии между высокостию натуры и жалкостию действий”.

Нельзя не сказать о том, что роман “Герой нашего времени” обладает свойствами высокой поэзии. Точность, емкость, блеск описаний, сравнений, метафор отличают это произведение. Слог писателя отличается краткостью и остротой афоризмов. Этот слог доведен в романе до высокой степени совершенства.

Описания природы в романе необыкновенно пластичны. Изображая ночной Пятигорск, Лермонтов сперва описывает то, что замечает в темноте глаз, а затем - слышит ухо: “Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловеще облачко; месяц поднимался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом”.

Лермонтов, написав роман “Герой нашего времени”, вошел в мировую литературу как мастер реалистической прозы. Молодой гений раскрыл сложную натуру своего современника. Он создал правдивый, типический образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. “Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!” - говорит всем содержание книги.

Роман “Герой нашего времени” стал зеркалом жизни России 30-х годов, первым русским социально-психологическим романом.

«Герой нашего времени» впервые увидел свет в журнале «Отечественные записки», где он печатался по главам. Литературный критик Белинский высоко оценил роман, он первый понял, что это не отдельные повести, а единое произведение, замысел которого становится ясен только тогда, когда читатель ознакомится со всеми повестями.

Повести романа как портрет Печорина

Глава «Княжна Мери» является основной, так как в ней наиболее ярко раскрываются специфические черты характера Печорина, по причине чего роман можно назвать психологическим произведением. Здесь герой пишет сам о себе, что дает возможность ему наиболее полно излить душевные волнения. Неспроста автор указал в предисловии к «Журналу Печорина», что тут перед читателем встает история души человека.

Дневниковые записи дают возможность герою рассказать о том, что он чувствует и думает, а также обвинять себя в своих грехах. В этих строках заключаются ключи к его характеру и объяснение странностей его поведения.

Неоднозначность личности главного персонажа

Сказать, что Григорий Печорин только черный или только белый нельзя. Его характер многогранен, неоднозначен. Читая об отношениях с Бэлой или Максимом Максимычем, мы видим перед собой эгоиста, однако это умный, образованный, храбрый эгоист. Он не умеет дружить или любить, однако критически воспринимает сам себя, не обеляя своих поступков.

Григорий чувствует, что его личность состоит из двух человек, и один осуждает другого за плохие поступки. Эгоцентризм сочетается с трезвой самокритикой, скептицизм по отношению к общечеловеческим ценностям - с сильным умом, энергичность - с бесцельным существованием.

Холодность чувств как продукт эпохи

Книга показывает нам отношения Печорина в любви и дружбе. То это любовь страстная, следующая рука об руку со смертью, погонями, войной, обманом («Бэла»), то романтичная и таинственная («Тамань»), то трагичная («Княжна Мери»). Дружба показана со своими ровесниками - например, с Грушницким, или со старым офицером. Но каждая история демонстрирует его не на высоте.

Григорий не порочен, он всего лишь продукт своей эпохи, результат воспитания в том удушающем социальном и психологическом климате окружающего социума. Здесь взращиваются люди не умеющие ценить чувства других, не знающие, что такое живая жизнь. Лермонтов не осуждает главного персонажа, это делает сам Григорий.

Социально-психологическая злободневность романа

Чернышевский говорил о том, что эта книга направлена против пороков общества - она показывает, как замечательные люди под давлением окружения превращаются в ничтожества.

Бессмысленное, лживое, глупое - таким предстает общество аристократов по описаниям Печорина. Здесь не выживет ни одно живое и искреннее чувство, здесь невежество и злоба, спесивость и хамство дворянского круга выжигают саму жизнь. Тут не могут зародиться герои, а те, которые имеются, со временем становятся неотличимыми от прочих членов общества - без чувств, стремлений, целей, любви и привязанностей.

Автор показывает, что даже умнейшие личности опустошаются в этой гнилой среде. Попытка Печорина отстраниться от общества превращает его в тоскующего, мятущегося индивидуалиста, с повышенным эгоизмом, от чего страдают не только окружающие, но и он сам. Лермонтов умело рисует психологический портрет представителя той эпохи, реалистично изображает общество и бичует его пороки, создав глубокое произведение социально-психологической направленности.

"ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе "Евгений Онегинзапечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.

Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противоположная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и ПьерБезухов - лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого "Война и мир". Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ жизни в настоящее время совершенно другой. Все другое: идеалы, цели, мысли, мечты.

На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, независимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем. Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется центральная часть романа - "Дневник Печорина".

Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажение героем своей личности. Переживания героя анализируются им же со "строгостью судьи и гражданина".

Печорин говорит; "Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого родачувства кипят в груди моей". Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения за окружающими.

В сущности все отношения Печорина с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и на время развлекают удачей. Такова история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая "играс Грушницким, которого Печорин дурачит, заявляя, что Мери он небезразличен, чтобы потом доказать его плачевную ошибку. Печорин рассуждает о том, что "честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а счастье - всего лишь напыщенная гордость".

Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, является автором первого социальнопсихологического романа в прозе. Его роман отличается глубиной анализа психологического восприятия мира.

Изображая свою эпоху, Лермонтов подвергает ее глубокому критическому анализу, не поддаваясь никаким иллюзиям и обольщеньям. Лермонтов показывает все самые слабые стороны своего поколения: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.

Реализм "Героя нашего времениво многом отличен от реализма пушкинского романа. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредотачивает внимание на их внутреннем мире, подробно раскрывая мотивы, побудившие того или иного героя на какие-либо поступки. Автор изображает всевозможные переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью и детализированностью, которой еще не знала литература его времени.

Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого. И сэтим я абсолютно согласна, ведь именно у Лермонтова Толстой учился приемам раскрытия внутреннего мира персонажей, портретному мастерству и речевому стилю.

Из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, однако раздумья Лермонтова о роли страданий в духовной жизни человека, о раздвоении сознания, о крахе индивидуализма сильной личности превратились у Достоевского в изображение болезненной напряженности и мучительных страданий героев его произведений. Мятежная отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно "просит бури". Его натура слишком, богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы довольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений.

Самоанализ необходим современному человеку, чтобы верно соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей жизнью, чтобы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений - настоящая трагедия для героя и его поколения. В "Журнале Печоринаоткрывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа разума. Это доказывает нам не только то, что главный герой - фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений.

Он говорит: "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья". Эта же мысль повторяется и у Лермонтова в стихотворении "Дума": Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М. Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его произведения Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям.

"Зачем я жил? Для какой цели я родился... А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные", - пишет он. В этой неудовлетворенности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумываясь, коверкает чужие судьбы.

Пушкин писал о таких молодых людях: "Двуногих тварей миллионы, для них название одно". Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь "отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой".

Таким увидел свое поколение Лермонтов.

В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Лермонтов создал свой роман в очень непростое время. Именно поэтому главный герой романа получился разочарованным в жизни, одиноким эгоистом. Печорин – личность поистине уникальная. Он умен, решителен, расчетлив. Исходя из этого сложно осмелиться назвать Печорина героем. На его совести есть поступки, несвойственные героям. Достаточно вспомнить как он поступил с Мэри. Он влюбил в себя девушку, а затем бросил. Ему было все равно на страдания девушки. Мэри эта ситуация помогла стать духовнее. А Печорин показал своим поступком неуважение к женщинам.

Но в жизни героя появляется женщина, благодаря которой он понимает, что способен на сильные и глубокие чувства. А когда Печорин понимает, что может потерять любимую, его переполняют чувства. Он осознает – Вера ему дороже собственной жизни. Даже безумно любя эту женщину он разбивает ей сердце.

По какой-то странной закономерности Печорин приносят людям несчастья. Из-за него гибнут люди, женщины страдают.

Рассмотрим его дуэль с Грушницким. В начале дуэли Печорин пытается помириться с оппонентом. Но тот не обращает никакого внимания на все попытки Печорина и стреляет первым. Пуля задевает колено. Печорин стреляет в ответ, уже не думая о пощаде. Никакой радости поражение противника нашему герою не приносит. На мой взгляд, в этой дуэли не было никакого смысла и ее можно было избежать.

Хочется отметить умение Печорина критиковать не только окружающих, но и себя. И сам себя ненавидит он за свой эгоизм. Про себя Печорин рассказывает, что в молодости он был совсем другим: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешек, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли…». Исходя из его слов становится понятно, что в черствости и эгоизме героя виновато окружающее его общество. Как личность наш герой формировался в высшем свете и это наложило отпечаток на него.

В «Дневнике Печорина» мы видим полный психологический анализ. Лермонтов показывает все особенности души героя, его переживания, мотивы. Через анализ характера и чувств Печорина мы видим все социальные проблемы того времени. Довольно жесткому психологическому анализу автор подвергает всю эпоху.

В романе раскрыты основные проблемы человечества – любовные неурядицы, самовлюбленность и эгоистичность человека, конфликт разных культур. Проблема культур очень глубоко описана. Никто не мог предположить к каким последствиям приведет увлеченность Печорина дочерью горца. А последствия оказались весьма трагичны.

Роман «Герой нашего времени» – это зеркало, в котором отображается все поколение той эпохи.




Top