Знаменитые французские писатели. Самые известные современные французские писатели

Литература Франции - одна из сокровищниц мировой культуры. Она заслуживает того, чтобы ее читали во всех странах и во все века. Проблемы, которые поднимали в своих произведениях французские писатели, волновали людей всегда, и никогда не настанет время, когда они будут оставлять равнодушными читателя. Меняются эпохи, исторические антуражи, костюмы персонажей, но неизменными остаются страсти, суть отношений между мужчинами и женщинами, их счастье и страдания. Традицию семнадцатого, восемнадцатого и девятнадцатого столетий продолжили современные французские писатели, литераторы XX века.

Общность русской и французской литературных школ

Что мы знаем о европейских мастерах слова относительно недавнего прошлого? Безусловно, многие страны внесли весомый вклад в общее культурное наследие. Замечательные книги писали и Британии, Германии, Австрии, Испании, но по количеству выдающихся произведений первейшие места занимают, безусловно, русские и французские писатели. Список их (и книг, и авторов) поистине огромен. Не мудрено, что издания многократны, читателей немало и сегодня, в век интернета, перечень экранизаций также впечатляет. В чем секрет этой популярности? И в России, и во Франции существуют давние гуманистические традиции. Во главу сюжета, как правило, ставится не историческое событие, каким бы выдающимся оно не было, а человек, с его страстями, достоинствами, недостатками и даже слабостями и пороками. Автор не берется осуждать своих персонажей, а предпочитает предоставлять читателю самому делать выводы о том, какую судьбу выбирать. Он даже жалеет тех из них, кто выбрал неправильный путь. Примеров много.

Как Флобер жалел свою мадам Бовари

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Монотонность провинциальной жизни была знакома ему с детства, да и в зрелые годы он редко покидал свой городок, лишь однажды совершив дальнее путешествие на Восток (Алжир, Тунис), и, конечно же, посещал Париж. Этот французский поэт и писатель сочинял стихи, которые многим критикам казались тогда (мнение такое есть и сегодня) слишком меланхолично-томными. В 1857 году он написал роман «Мадам Бовари», получивший в то время скандальную известность. История женщины, стремившейся вырваться из постылого круга обыденности и потому изменявшей мужу, тогда казалась не просто спорной, а даже неприличной.

Однако сюжет этот, увы, в жизни довольно частый, в исполнении великого мастера, далеко выходит за рамки обычного скабрезного анекдота. Флобер пытается, и с большим успехом, проникнуть в психологию своих персонажей, к которым он порой испытывает и злость, выраженную в беспощадной сатире, но чаще - жалость. Его героиня трагически умирает, презираемый и любящий муж, по всей видимости (это скорей угадывается, чем обозначается по тексту) знает обо всем, но искренне горюет, оплакивая неверную жену. И Флобер, и другие французские писатели XIX века довольно много произведений посвятили вопросам верности и любви.

Мопассан

С легкой руки многих литературных писателей его считают чуть ли не основоположником романтической эротики в литературе. Мнение такое основано на некоторых моментах в его произведениях, содержащих нескромные, по меркам XIX века, описания сцен интимного характера. С сегодняшних искусствоведческих позиций эти эпизоды выглядят вполне пристойно и, в общем-то, сюжетно оправданы. Более того, в романах, повестях и рассказах этого замечательного литератора совсем не это главное. Первое место по значимости опять же занимают отношения между людьми и такие личные качества, как порочность, умение любить, прощать и просто быть счастливым. Как и прочие известные французские писатели, Мопассан изучает душу человека и выявляет необходимые условия его свободы. Он терзается лицемерием «общественного мнения», создаваемого как раз теми, кто и сам отнюдь не безупречен, но всем навязывает свои представления о приличии.

К примеру, в рассказе «Золотарь» он описывает историю трогательной любви французского солдата к чернокожей жительнице колонии. Его счастье не состоялось, родные не поняли его чувства и убоялись возможного осуждения соседей.

Интересны афоризмы писателя о войне, которую он уподобляет крушению корабля, и которого следует избегать всем мировым лидерам с такой же осторожностью, как капитанам судов опасаться рифов. Наблюдательность Мопассан проявляет, противопоставляя низкую самооценку излишнему самодовольству, считая оба эти качества пагубными.

Золя

Не менее, а, пожалуй, куда более эпатировал читательскую публику французский писатель Эмиль Золя. Он охотно брал в основу сюжета жизнь куртизанок («Западня», «Нана»), обитателей социального дна («Чрево Парижа»), подробно описывал тяжелую жизнь углекопов («Жерминаль») и даже психологию маньяка-убийцы («Человек-зверь»). Необычна общая литературная форма, избранная автором.

Большинство своих произведений он объединил в двадцатитомное собрание, получившее общее название «Ругон-Маккара». При всем разнообразии сюжетов и выразительных форм, оно представляет собой нечто единое, что стоит воспринимать целиком. Впрочем, любой из романов Золя можно читать и по отдельности, от этого менее интересно не будет.

Жюль Верн, фантаст

Другой французский писатель, Жюль Верн, не нуждается в особом представлении, он стал основоположником жанра, получившего в дальнейшем определение «научно-фантастического». До чего только не додумался этот удивительный рассказчик, предвидевший появление атомных подводных крейсеров, торпед, лунных ракет и прочих современных атрибутов, ставших достоянием человечества лишь в двадцатом веке. Многие его фантазии сегодня могут показаться наивными, но читаются романы легко, и это их главное достоинство.

К тому же сюжеты современных голливудских блокбастеров про воскресших из небытия динозавров выглядят куда менее правдоподобно, чем история никогда не вымиравших на отдельно взятом латиноамериканском плато допотопных ящеров, найденных отважными путешественниками («Затерянный мир»). А уж роман про то, как Земля закричала от безжалостного укола гигантской иглой и вовсе выходит за жанровые рамки, воспринимаясь как пророческая притча.

Гюго

Не менее увлекателен в своих романах французский писатель Гюго. Его персонажи попадают в самые различные обстоятельства, проявляя себя яркие черты индивидуальности. Даже отрицательные герои (например, Жавер из «Отверженных» или Клод Фролло из «Собора Парижской Богоматери») обладают определенным обаянием.

Важна и историческая составляющая повествования, из которой читатель с легкостью и интересом узнает множество полезных фактов, в частности, об обстоятельствах Французской революции и бонапартизме во Франции. Жан Вольжан из «Отверженных» стал олицетворением простодушного благородства и честности.

Экзюпери

Современные французские писатели, а к таковым литературоведы относят всех литераторов «хеминуэевско-фицджеральдовской» эпохи, тоже много сделали для того, чтобы человечество стало мудрее и добрее. Двадцатый век не баловал европейцев мирными десятилетиями, и воспоминания о Большой войне 1914-1918 годов вскоре получили реминисценцию в виде очередной глобальной трагедии.

Не остался в стороне от борьбы честных людей всего мира с фашизмом и французский писатель Экзюпери - романтик, создатель незабываемого образа Маленького Принца и военный пилот. Посмертной популярности этого литератора в СССР пятидесятых и шестидесятых годов могли позавидовать многие эстрадные звезды, исполнявшие песни, в том числе посвященные его памяти и главному его герою. И сегодня мысли, высказанные мальчиком с другой планеты, все так же призывают к доброте и ответственности за свои поступки.

Дюма, сын и отец

Их вообще-то было двое, отец и сын, и оба замечательные французские писатели. Кому не знакомы знаменитые мушкетеры и их верный друг Д’Артаньян? Множество экранизаций прославили этих персонажей, но ни одна из них так и не смогла передать очарования литературного первоисточника. Судьба узника замка Иф никого не оставит равнодушным («Граф Монте-Кристо»), да и другие произведения очень интересны. Полезны они будут и для молодых людей, чье личностное становление только начинается, примеров истинного благородства в романах Дюма-отца много, хоть отбавляй.

Что касается сына, то он тоже не посрамил знаменитой фамилии. Романы «Доктор Серван», «Трое сильных мужчин» и другие произведения ярко высветили особенности и мещанские черты современного ему общества, а «Дама с камелиями» не только пользовалась заслуженным читательским успехом, но и вдохновила итальянского композитора Верди на написание оперы «Травиата», она легла в основу ее либретто.

Сименон

Детектив всегда будет одним из самых читаемых жанров. Читателю интересно в нем все - и кто совершил преступление, и мотивы, и улики, и непременное разоблачение виновных. Но детектив детективу рознь. Одним из лучших писателей современной эпохи, безусловно, является Жорж Сименон, создатель незабываемого образа комиссара парижской полиции Мегре. Сам по себе художественный прием довольно распространен в мировой литературе, образ детектива-интеллектуала с непременной особенностью облика и узнаваемой повадкой эксплуатировался неоднократно.

Мегре Сименона отличается от многих своих «коллег» опять же характерной для французской литературы добротой и душевностью. Он готов порой пойти навстречу оступившемуся человеку и даже (о, ужас!) нарушить отдельные формальные статьи закона, сохраняя ему все же верность в главном, не в букве, в его духе («И все-таки орешник зеленеет»).

Просто замечательный писатель.

Гра

Если отвлечься от прошедших веков и вновь мысленно вернуться в современность, то внимания заслуживает французский писатель Седрик Гра, большой друг нашей страны, посвятивший две книги русскому Дальнему Востоку и его жителям. Повидав многие экзотические регионы планеты, он заинтересовался Россией, прожил в ней много лет, выучил язык, что, несомненно, ему помогает познавать пресловутую «загадочную душу», о которой он уже заканчивает писать третью книгу на эту же тему. Здесь Гра нашел нечто, чего, по всей видимости, ему так не хватало на его благополучной и комфортной родине. Его привлекает некоторая «странность» (с точки зрения европейца) национального характера, стремление мужчин быть мужественными, их бесшабашность и открытость. Для российского читателя французский писатель Седрик Гра интересен именно этим «взглядом со стороны», постепенно становящийся все более нашим.

Сартр

Пожалуй, нет другого французского писателя, столь близкого русскому сердцу. Многое в его творчестве напоминает о другом великом деятеле литературы всех времен и народов - Федоре Михайловиче Достоевском. Первый роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» (многие считают его лучшим) утверждал понятие свободы как категории внутренней, не подвластной внешним обстоятельствам, на которую человек обречен самим фактом своего рожденья.

Позиция автора подтверждалась не только его романами, эссе и пьесами, но и личным поведением, демонстрирующим полную независимость. Человек левых взглядов, он, тем не менее, критиковал политику СССР послевоенного периода, что не помешало ему в, свою очередь, отказаться от престижной Нобелевской премии, присужденной за якобы антисоветские публикации. Из тех же соображений он не принял орден Почетного легиона. Такой нонконформист заслуживает уважения и внимания, почитать его, безусловно, стоит.

Vive la France!

В статье не упомянуты многие другие выдающиеся французские писатели отнюдь не потому, что они в меньшей степени заслуживают любви и внимания. Рассказывать о них можно бесконечно, восторженно и увлеченно, но до тех пор, пока читатель сам не возьмет в руки книгу, не раскроет ее, он не попадает под обаяние чудесных строк, острых мыслей, юмора, сарказма, светлой грусти и доброты, излучаемых страницами. Бездарных народов нет, но есть, безусловно, выдающиеся, внесшие особый вклад в мировую сокровищницу культуры. Для тех, кто любит русскую литературу, особенно приятным и полезным будет приобщение и к произведениям французских авторов.

С начала XIX в. во Франции выступили выдающиеся писатели-романтики - поэты, романисты, драматурги, ставшие властителями дум своего поколения: Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма. От других представителей романтического направления их отличало стремление обращаться к широким кругам читателей, к людям из народа, которых они начали изображать в своих драмах и романах.

Виктор Гюго (1802-1885)

Виктор Мари Гюго имел мало соперников даже в такой богатой литературе, как французская. Он получил безоговорочное признание с первых своих выступлений, когда пятнадцатилетним мальчиком по совету учителя участвовал в конкурсе Французской академии. Отрывок из поэмы Гюго был прочитан на ее заседании.

В 20-х годах выходят поэтические сборники Гюго - «Оды», «Оды и баллады», «Восточные мотивы». Гюго возглавил демократически мыслящих романтиков прежде всего как теоретик искусства («Предисловие к драме «Кромвель», 1827) и драматург. Его драмы «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) и «Рюи Блаз» (1838), поставленные в «Комеди Франсез», театре Корнеля и Расина, на многие годы всколыхнули общественное мнение, вызывая на скандалы аристократически настроенную публику своим демократизмом и новаторством.

К моменту, когда во Франции произошла июльская революция 1830 г., Гюго уже вполне сознательно выступал как республиканец в защиту социальной справедливости в повести «Последний день приговоренного к казни» (1829), в историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) и в рассказе «Клод Ге» (1834).

В «Соборе Парижской богоматери», создав идеально-прекрасный образ Эсмеральды и пугающе-уродливый образ Квазимодо, который, как в сказке, преображается под влиянием Добра, Гюго показал, что подлинная красота человека и его величие проявляются в любви и доброте. Вместе с тем Гюго создал необычайно яркий по своим краскам и драматическим обстоятельствам исторический роман о Париже XV в. с его знаменитым собором - живым воплощением средневековья.

Писатель осудил религиозный фанатизм и изобразил народ, который со временем оказался способен пойти на штурм Бастилии.

Виктор Гюго

После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На островах Атлантического океана (Джерси, Гернси), где он провел девятнадцать лет, Гюго создал сатирическую книгу стихов «Возмездие» (1853), направленную против Наполеона III, романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В «Отверженных» автор решительно защищает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего романтическая социальная эпопея. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и его наказанием. Преступен не голодающий народ, говорил Гюго, преступно отношение к народу правящих классов.

Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе Гавроша, одного из героев романа, - парижского мальчика.

Необыкновенно живой по натуре, неутолимо любопытный, Гаврош участвует в восстании республиканцев начала 30-х годов и погибает. Он бросает вызов врагам народа и даже самой смерти, проявляет бесстрашие, становится в романе воплощением народного героизма.

«Медленной поступью подвигалась она к нему...» Иллюстрация В. Бехтеева к роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

Квазимодо у позорного столба и Эсмеральда. Иллюстрация Ф. Мазереля к роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери».

«Свобода на баррикадах». Картина художника Э. Делакруа.

Первую рецензию на роман «Отверженные» написал в 1862 г. выдающийся французский поэт и теоретик искусства Шарль Бодлер (1821 - 1867). Он отметил, что в образах, созданных Гюго, воплощены «вечно живые отвлеченные понятия». Вальжан - воплощенное в художественном образе Несчастье, Те-нардье - Зло, Мириэль - Добро, Фантина - Материнство, Козета - Детство, Жавер - Долг. Это воображаемые, «идеальные фигуры, из которых каждая, изображая один из главных типов, необходимых для развития того или иного тезиса, поднята до эпической высоты».

Таким образом, Бодлер отметил, что в своем подходе к образам и жизни Гюго остался романтиком и в этом социальном романе о народе.

Вернувшись во Францию в 1870 г., после поражения страны во франко-прусской войне, после падения режима Второй империи, Гюго горячо откликнулся на борьбу Парижской коммуны и осудил ее палачей в прекрасном сборнике политических стихов «Грозный год» (1872). Вскоре он издал исторический роман «Девяносто третий год» (1874), рассказав о борьбе республиканцев с монархистами в период революции.

Александр Дюма (1802-1870)

Из новых литературных жанров, разработанных романтиками, в детское чтение широко вошел исторический роман. Вальтер Скотт в Англии, Александр Дюма-отец во Франции создали увлекательные романы приключений, построенные на историческом материале.

Однако, в отличие от В. Скотта, А. Дюма «не был ни эрудитом, ни исследователем. Он любил историю, но не уважал ее». Это замечание А. Моруа в его книге «Три Дюма» во многом справедливо. «Что такое история? - говорил Дюма. - Это гвоздь, на который я вешаю свои романы».

И все же романы Дюма - увлекательное чтение. Дюма увлекает нас своим пылким воображением, мастерством в построении сюжета и диалога. «Три мушкетера» (1844), «Двадцать лет спустя» (1845), «Граф Монте- Кристо» (1846), «Королева Марго» (1845), как и многие другие романы Дюма («Графиня Монсоро», «Ожерелье королевы»), представляют из себя вольное, но яркое изложение различных исторических событий. В романах Дюма выступают Людовик XIII, Ришелье, Анна Австрийская, герцог Букингемский. Многое в их характеристике достоверно. Но, по сути говоря, исторический роман Дюма знакомит нас с романтическими героями. События в романах развиваются по воле случая, часто по воле людей, непричастных ко двору и забытых историей, - мушкетеров, хорошеньких камеристок королевы...

Александр Дюма.

Иллюстрация к роману А. Дюма «Tpи мушкетера».

Эти вымышленные герои ухитряются присутствовать в решающие моменты подлинной истории. Атос прячется под эшафотом во время казни Карла I Стюарта и слышит его последние слова. Атос и д"Артаньян вдвоем восстанавливают Карла II на английском троне. Арамис пытается подменить Людовика XIV его братом-близнецом, который впоследствии станет Железной Маской. Д"Артаньян и его друзья заставляют примириться французских вельмож со двором, диктуют мир Анне Австрийской и Мазарини.

Герои Дюма, его побратимы-мушкетеры, - бедные дворяне и потому люди гордые, но великодушные. Это отличные товарищи. Вовлеченные в самые невероятные приключения, они умеют сохранять верность своим идеалам.

Жорж Санд (1804-1876)

По своим общественным взглядам близка к Гюго Жорж Санд. Женщина выдающегося ума, республиканка по убеждениям, Аврора Дюдеван в 30 - 40-е годы выступила под псевдонимом Жорж Санд со своими романами «Индиана» (1832), «Валентина» (1832) и «Консуэло» (1843).

Жорж Санд была горячей сторонницей женского равноправия. Ее героини, как и сама писательница, - женщины волевые, самостоятельные, способные на глубокое чувство.

Жорж Санд умела найти пленительные краски, чтобы обрисовать богатый духовный мир своих героев, их горести и радости.

Писательница так рассказала историю Консуэло. Испанка по происхождению, Консуэло осталась одна после смерти матери, без средств к существованию. Жорж Санд поэтизирует это «дитя нищеты». Консуэло из милости получила музыкальное образование и могла бы сделать головокружительную карьеру, но, привязанная к своему другу детства Андзолетто, девушка не пожелала принять покровительство богатого мецената и предпочла остаться в бедности, сохранив свободу.

Жорж Санд рассказывает о скитаниях Консуэло по дорогам Италии и Австрии, о ее встречах с молодым Гайдном, которому предстояла великая слава композитора, о ее любви к графу Рудольфштадтскому.

Свободолюбие, осуждение всякой эксплуатации человека человеком, поэтизацию народных героев-тружеников мы находим не только в романах, но и в повестях Ж. Санд «Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо», «Чертово болото» и «Маленькая Фадетта».

В доме Жорж Санд в Париже собирались выдающиеся люди. Ее близкими друзьями были Альфред де Мюссе и Фредерик Шопен, Генрих Гейне и Бальзак, Флобер, певица Полина Виардо (послужившая прообразом для Консуэло) и И. С. Тургенев.

Жорж Санд.

Иллюстрация В. Бехтеева к роману Ж. Санд «Консуэло».

Для детей Жорж Санд написала «Бабушкины сказки» (1873), посвятив их своим внукам. Полны глубокого содержания ее поэтичные сказки «Грибуль», «Крылья мужества», «Розовое облачко» и др. Писательница хотела прежде всего развить в детях чувство добра, бескорыстия, самоотверженность, уважение к людям из народа.

Жюль Верн (1828-1905)

Эпоха романтизма породила и кипучий талант Жюля Верна, младшего современника Гюго, одного из основоположников жанра научной фантастики. Романтической является его безграничная вера в человеческие возможности, которые сами по себе в представлении Ж. Верна безграничны.

И вместе с тем это писатель, предвосхитивший возможности современного технического прогресса. Когда в 1962 г. группа школьников - читателей Ж. Верна - составила в Московском Доме книги таблицу, какие идеи Ж. Верна, высказанные в его девятнадцати романах, осуществились, они убедились, что из 108 гипотез писателя 64 были реализованы.

Увлекавшийся идеями технического прогресса, как и его герой капитан Немо, Ж. Берн был поэтом природы.

Однако именно Ж. Верну принадлежит мысль, что, создавая технические приборы, человек должен их делать «иначе, чем природа». Каким бы поэтичным ни было его путешествие «Пять недель на воздушном шаре» (1862), писатель предпочел воздушному шару самолет, сделался сторонником зарождавшейся в то время авиации. Не случайно он стал одним из учредителей «Общества сторонников летательных аппаратов тяжелее воздуха».

Вместе с тем Ж. Берн решительно отказывался от антропоморфного представления о технике. В его романах не появились роботы.

Он предпочитал писать о свободолюбивых и благородных людях - Паганеле, Немо, Айтоне, Роберте Гранте, которым обширные знания позволяли совершать чудеса.

«Приключения капитана Гаттераса» (1866), трилогия «Дети капитана Гранта» (1867 - 1868), «20000 лье под водой» (1870) и «Таинственный остров» (1875) являются гимном подвигам, человеколюбию и дерзаниям научной мысли.

Жюль Верн.

«Отец, бедный мой отец! - воскликнула Мери Грант, падая на колени перед лордом Гленарваном». Иллюстрация Э. Рица к роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта».

В «Детях капитана Гранта» юные герои путешествуют по трем океанам, разыскивая шотландского патриота капитана Гранта, потерпевшего кораблекрушение. Грант отправился на поиски острова, куда могли бы переселиться шотландцы, освободившись от владычества Англии. Интрига, захватывающая фабула, которую ценил у Ж. Верна Л. Толстой, завязывается сразу в виде загадки, тайны, к разгадке которой взволнованный читатель то приближается, то удаляется. Что касается победы над препятствиями, то она заложена в самих характерах героев.

«20 000 лье под водой» - вторая часть трилогии - одно из самых блестящих произведений романиста. В романтической обстановке раскрывается тайна капитана Немо, главного героя романа, принца Дакка-ра, участника разгромленного англичанами восстания сипаев в Индии.

Рассказ о судьбе капитана Немо, погребении его вместе с «Наутилусом» в глубинах Тихого океана по своей живописности напоминает нам лучшие страницы романов Гюго. Но при этом мы замечаем, что у Ж. Верна больше проработаны социальные мотивы, что он реалистичнее представляет себе национально-освободительное движение и социальную жизнь эпохи.

Создав робинзонаду в заключительном романе трилогии - «Таинственный остров», он изобразил людей, которые под руководством энциклопедически образованного Сайруса Смита стремятся взять у природы все, что она способна им дать.

Герои романа стремились преодолеть социальные и национальные противоречия: в их дружный коллектив входили и слуга-негр и «господин». После гибели острова спасшиеся герои Ж. Верна направляются на родину, чтобы строить там жизнь по законам свободных людей.

Подобно Бальзаку, который создал «Человеческую комедию» почти не выходя из своего рабочего кабинета, Ж. Берн большую часть жизни провел в своей огромной библиотеке ученого, географа, изобретателя.

У писателя была все же своя яхта, на которой он объезжал берега Франции. Заменив ее кораблем, Ж. Берн начал плавать по Северному и Балтийскому морям, побывал в Атлантике. На самом большом по тем временам пароходе «Грейт-Истерн» посетил Америку.

Проспер Мериме (1803-1870)

Проспер Мериме - наиболее признанный мастер французской реалистической новеллы. Отточенность его стиля, ясного и рассудочного, часто находится в некотором противоречии с драматическими сюжетами, лежащими в основе его замыслов. История Кармен, рассказанная Мериме («Кармен», 1845), мужественный и пугающий образ корсиканца Матео Фальконе, застрелившего своего сына («Матео Фальконе», 1829), повесть о негритянском вожаке племени «Таманго» (1829) знакомят нас с трагической судьбой людей сильных, решительных, противопоставивших свой «закон», закон племени, определенной социальной среды, понятиям о личности, сложившимся в буржуазной среде с ее лицемерием, с ее лживой моралью.

Проспер Мериме.

«Я упал к ее ногам, я взял ее за руки, я орошал их слезами... Я предлагал ей, что останусь разбойником, если она этого хочет». Иллюстрация В. Фаворского к новелле П. Мериме «Кармен».

Автор намеренно скрывает от нас свое сочувствие к таким героям, как Кармен и Хозе, самим стилем рассказа он как бы демонстрирует свое равнодушие к их драме, определившей сюжет оперы Бизе. На самом же деле Мериме испытывает читателя, ставя его лицом к лицу с не всегда поддающимися обычной оценке обстоятельствами. От этого образы Матео Фальконе и Фортунато, Таманго, Кармен и других «экзотических» героев Мериме становятся более впечатляющими, трагически-значительными.

Помимо новелл Мериме создал сборник народных песен «Гузла» (1827), выдав его за записи славянского фольклора. Даже А. С. Пушкин сначала принял песни Мериме за подлинно народное творчество. Позже, зная уже все обстоятельства создания сборника «Гузла», Пушкин продолжал переводить многие песни из него, опубликовав эти переводы в своем поэтическом цикле «Песни западных славян» (1834). Школьники хорошо знают балладу «Видение короля», стихотворение «Конь», в котором Мериме и Пушкин нарисовали живую картину жизни болгар и сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола. Стихотворение «Конь» очень характерно для сборника. Оно является одновременно и призывом к самозащите, и предсказанием гибели народного героя в схватке с поработителями.

Фредерик Стендаль (1783-1842)

Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, глубоко интересовавшихся историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.

Фредерик Стендаль (псевдоним Анри Мари Бей-ля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии.

В 1812 г. с главными силами французской армии, в которой Стендаль был высокопоставленным военным чиновником интендантства, писатель прошел путь до Москвы, видел сопротивление, оказанное русскими патриотами наполеоновской армии, а затем участвовал в ее отступлении и переправе через Березину.

Фредерик Стендаль.

Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал свои первые книги об искусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями - членами тайной республиканской организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В новелле «Ванина Ванини» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ итальянского патриота, отважного и гордого Пьетро Миссирилли.

В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», кеторый принес ему известность. Бальзак посвятил этому роману большую статью, назвав ее «Этюд о Бейле».

Два героя этих произведений вошли в мировую литературу как олицетворение непокорной, свободолюбивой юности. Один из них - Жюльен Сорель, сын плотника из французской провинции («Красное и черное»), другой - итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).

Шестнадцатилетний Фабрицио покинул родную страну, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии. Ему суждено было стать свидетелем разгрома французской армии при Ватерлоо, узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.

Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период Реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа, возможно, сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность продвинуться в обшестве он видел в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.

Представления Жюльена о жизни, о назначении человека носят героический характер, но обстоятельства заставляют Сореля «избрать себе в учителя» Тартюфа, носиться с честолюбивыми планами. В его душе, как показывает Стендаль, основоположник психологического реализма в литературе XIX в., борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность. Любая сцена романа дает богатейший материал для наблюдений над духовной жизнью героя. Заканчивая роман главами под общим названием «Суд», Стендаль говорит о мудрости Жюльена Сореля, который незадолго до своей казни, уже находясь в тюрьме, смог полностью разобраться в своих поступках, трезво оценить общество, в котором он жил, и бросить ему вызов. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия... - сказал Жюльен судьям. - Вот мое преступление, господа...»

Оноре де Бальзак (1799 - 1850)

Главой реалистической школы 30 - 40-х годов был Оноре де Бальзак. Им создан большой цикл романов и повестей, которые писатель объединил под общим названием «Человеческая комедия».

Бальзак запечатлел жизнь Франции в период Реставрации и Июльской монархии, всесторонне описав социальные, экономические отношения своего времени, без которых наше представление о буржуазном обществе оказалось бы неполным.

Всемирную славу принесли Бальзаку романы «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837 - 1843); повести и рассказы «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др.

Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х годов он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды.

Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях развития буржуазных отношений нашли отражение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь персонажа, поэтому своих героев он вводил в различные произведения. Иногда он изображал их уже взрослыми, сложившимися, а затем в другом романе описывал их юность. Например, с Эженом Растиньяком, выходцем из обедневшей аристократической семьи, мы знакомимся сначала в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену.

Оноре де Бальзак.

«По утрам она в задумчивости сидела под ореховым деревом на источенной червями и поросшей сырым мхом деревянной скамье...» Иллюстрация к роману О. Бальзака «Евгения Гранде».

Затем в романе «Отец Горио» мы встречаем Растиньяка совсем молодым человеком, впервые приехавшим в Париж. Здесь пока не он, а его «наставляют на путь истины» люди, для которых не существует ни чести, ни совести, в частности беглый каторжник Вотрен. Но многое из того, что говорят Вот-рен, Гобсек и сам Растиньяк о буржуазном обществе и его неписаных законах, попирающих нормы общественной морали, - истинная правда.

В своих романах и повестях Бальзак показал, что деньги - бич и кумир буржуазии - губят человеческие жизни, растлевают таланты, делают детей врагами родителей, поскольку в погоне за счастьем каждый из героев Бальзака готов отнять деньги у другого. «Да неужели все сводится к деньгам!» - восклицает Дервиль в повести «Гобсек». В течение последующего столетия крупнейшие писатели мира будут вслед за Бальзаком возвращаться к этой черте буржуазных отношений, рассказывая о власти денег над людьми. Достаточно назвать таких писателей, как Э. Золя и Ф. Мориак, Т. Драйзер и У. Фолкнер.

Гениальность Бальзака сказалась не только в том, что он глубоко раскрыл экономическую сущность буржуазных отношений. Он сумел их воплотить в необычайно живых характерах, создав около двух тысяч героев, ничем не похожих друг на друга. Индивидуализация характеров и индивидуализация человеческой речи - Бальзак был выдающимся мастером в построении диалога - привлекли к творчеству Бальзака Ф. М. Достоевского, переводившего в молодости роман «Евгения Гранде». А. М. Горький в статье «О том, как я учился писать» рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» - писал Горький.

Ги де Мопассан (1850 - 1893)

Ги де Мопассан, считавший себя учеником Флобера, выступил впервые в литературе в 1880 г. с рассказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне 1870 г.

Флобер успел еще прочесть рассказ Мопассана и признать его шедевром, в котором «все прекрасно в целом». Мопассан описал небольшую группу состоятельных людей, уезжавших в период оккупации из Руана, дав им уничтожающую характеристику. Это были состоятельные люди, спасавшие свое имущество, но выдававшие себя за патриотов. В рассказе им противопоставлена женщина улицы Элизабет Руссе, по прозвищу Пышка, красивая, но вульгарная женщина. Пышка тоже уезжает из Руана «по патриотическим соображениям», она не желает оставаться в городе, занятом пруссаками. Писатель не идеализирует Пышку, но сопоставление Пышки с другими героями рассказа оказывается оскорбительным для них.

Впоследствии Мопассан не раз возвращался к мотивам своего первого произведения. В новеллах «Дядюшка Милон», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль» стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерию господствующих слоев Франции.

Мопассан создавал новеллы, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, изображая трагическое наряду с комическим, всегда давая свое особое освещение событий. Новеллы французского писателя задушевны, лиричны.

Мопассан любил рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелегко и горько иногда складывалась их жизнь.

Нам симпатичны солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), молчаливый кузнец Филипп, заменивший маленькому мальчику Симону отца («Папа Симона»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В своей семье»).

Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим, становится жертвой грубости и цинизма мужа.

Ги де Мопассан.

«Несколько дней подряд через город проходили остатки разбитой армии. Это было не войско, а беспорядочная орда. Бороды.., были всклочены, мундиры порваны...» Иллюстрация Ф. Нововьевского к «Пышке» Мопассана.

Это роман о женщине, которая «не то чтобы гибнет, а бесцельно увядает, ничего не дав миру». Так определил тему романа Л. Н. Толстой.

Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Ж. Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» Франции Третьей республики, каким изобразил его Мопассан, - это человек с низменными стремлениями и мелкой душой.

В романе-памфлете «Милый друг» (1885) Мопассан дал портрет молодого мужчины, сильно отличавшегося от молодых героев Стендаля или Бальзака. Жорж Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Подогревая общественное мнение статейками Жоржа Дюруа (написанными не им самим), газетчик Вальтер и демагог-депутат Ларош-Матье провоцируют войну в Индокитае, называя ее «Танжерской экспедицией». Изображая эту авантюру, Мопассан осуждал колониальную политику Франции.

Эмиль Золя (1840-1902)

Критика буржуазной действительности определила основное направление творчества Эмиля Золя. Выступив в 80-х годах с рядом статей, он утверждал, что теперь искусство подошло ближе к изображению повседневных фактов, чем это делали Бальзак или Стендаль.

Золя возглавил группу писателей-натуралистов, которые относились к жизненному материалу как ученые-экспериментаторы.

Свою двадцатитомную серию романов «Ругон-Маккары» (1871 - 1893) Золя превратил в обстоятельную «естественную и социальную историю одной семьи в эпоху Второй империи», как сказано в подзаголовке «Ругон-Маккаров». Эта серия романов охватывает события с декабрьских дней 1851 г., когда Луи Бонапарт захватил власть («Карьера Ругонов»), вплоть до разгрома Франции в войне с Пруссией 1870 г. («Разгром»).

Золя обстоятельно освещает вопрос о влиянии среды на человека (история прачки Жервезы в романе «Западня»). Алчность и авантюризм буржуазии он описывает в романах «Добыча», «Чрево Парижа», «Деньги». Большой роман посвятил Золя жизни шахтеров и их борьбе против шахтовладельцев («Жерминаль», 1885). Писатель говорил, что он изобразил столкновение труда и капитала, за порогом которого стоит социальная революция. Интересный роман посвятил Золя жизни художника-импрессиониста Клода Лантье («Творчество», 1886).

Эмиль Золя.

«Целую неделю Фердинанд бездельничал, подолгу спал на кушетке, в то время как его жена... простаивала с утра до вечера перед мольбертом». Иллюстрация Д. Дубинского к новелле Э. Золя «Госпожа Сурдис».

В 1898 г. Золя смело выступил на общественном поприще, обвинив шовинистически настроенную французскую военщину и правительственных чиновников в несправедливом осуждении офицера Дрейфуса.

Альфонс Доде (1840-1897)

В комическом свете колониальную экспансию французской буржуазии изобразил друг Флобера и старший современник Мопассана Альфонс Доде. В трилогии «Тартарен из Тараскона» (1872 - 1890) он заставил читателей смеяться над нелепой страстью к «приключениям» ничтожного обывателя Тартарена, труса, выдающего себя за храбреца. Автор нарядил своего героя в смехотворный костюм, окружил его восторженными глупцами - тарасконцами. Доде не выступает в романе разоблачителем, но юмор его на самом-то деле является беспощадным.

Почти все произведения Доде обращены равным образом и к взрослым, и к детям. Они поэтичны, лиричны, привлекательны, в них даны великолепные описания подростков, людей из народа, провансальской природы.

В циклах рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873) Доде изобразил юг Франции, его предания, обычаи.

Два романа Доде - «Малыш» (1868) и «Джек» (1876) - посвящены теме трудного детства. Герой первого романа, как это было и с самим автором, шестнадцати лет поступает воспитателем в коллеж.

Талантливый поэт Даниэль Эйсет вынужден терпеть издевательства своих учеников - «маленьких буржуа». С мягким юмором рисует Доде брата Малыша, Жака.

В трогательной повести «Прекрасная Нивернезка» (1886) писатель рассказал о семье честного, работящего лодочника папаши Луво, усыновившего ребенка, брошенного на улице. История Виктора, «найденыша», превратилась под пером Доде в гимн человечности, искренности, взаимной поддержки простых людей Франции.

Пьер Жан Беранже (1780-1857)

Французская поэзия прошлого века выдвинула двух народных трибунов, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.

Пьер Жан Беранже.

Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, - говорил он, - любовь к родине стала единственной страстью всей моей жизни».

В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, Беранже написал сатирическую песню «Король Ивето». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам. Всем было ясно, против кого она направлена.

Когда во Франции к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть «Священного союза» над народами Европы.

Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, провозгласивших установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда» «Челобитная породистых собак»). Людей искусства Беранже учил не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»). Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов - утвердить мир на земле («Священный союз народов»).

Беранже писал о народе, создавая яркие реалистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «порядочных» людей; солдаты наполеоновской армии («Старый капрал», «Два гренадера»); школьный учитель; Лизетта, беспечная подруга поэта, - герои песен Беранже.

Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский высоко оценили народность и художественное мастерство стихов Беранже. Как отмечал В. Г. Белинский, в его песнях переплелись любовь и политика, беспечность и серьезные раздумья о жизни.

Эжен Потье (1816-1887)

Сын парижского ремесленника Эжен Потье выступил со своим первым сборником стихов в четырнадцать лет, откликнувшись на события июльской революции 1830 г.

Как поэт-революционер Потье заявил о себе в период февральской революции 1848 г. Он принимал участие в июньском восстании парижского пролетариата. В дни ожесточенных классовых боев Потье в своих стихах призывал снести обветшалое здание старого общества, заявляя, что народ сам хочет стать «хозяином своей судьбы» («Старый дом на слом», «Народ»).

В 60-х годах прошлого века Потье стал одним из организаторов французского рабочего движения. Во главе большой группы трудящихся он вступил в ряды I Интернационала.

Во время Парижской коммуны 1871 г. Потье избрали революционным депутатом Парижа. С оружием в руках он защищал на баррикадах дело Коммуны, а в дни террора, находясь в подполье, написал «Интернационал» (июнь 1871 г.). Несмотря на трагический исход борьбы коммунаров, Потье провозглашал право народов на все блага мира, создаваемые их трудом. Нужно было обладать глубокой верой в конечную победу пролетариата, чтобы в такой момент сложить песню, ставшую впоследствии партийным гимном коммунистических и рабочих партий всего мира.

В. И. Ленин в своей статье о Потье отметил, что поэт «был одним из самых великих пропагандистов посредством песни».

В 1888 г. бельгийский рабочий-композитор Пьер Дегейтер написал музыку к «Интернационалу».

Сегодня шалун Фредерик Бегбедер отмечает 50 лет. Мы воспользовались этим поводом и вспомнили лучших французских писателей современности.

Благодаря Бегбедеру, Уэльбеку, Леви, Верберу и Гавальде современную французскую литературу читают и любят далеко за пределами Франции. Есть мнение, например, что Бегбедер и Уэльбек зарубежом популярны больше, чем на родине. Объяснить это можно тем, что издательский бизнес во Франции хоть и не цветет и пахнет, но и не останавливается - новые писатели здесь появляются каждую неделю, но самых читаемых выделить все-таки получилось.

Фредерик Бегбедер

Сотрудник рекламного агентства легко пережил свое увольнение - причиной увольнения стал скандальный роман 99 франков (сегодня - 14,99 евро), рассказывающий о стороне рекламного бизнеса, скрытой от обывателей. Выходец из небедной семьи, Бегбедер в принципе мог и не работать, и не писать, но после 99 франков его было не остановить - с небольшим опозданием стала популярной книга Любовь живет три года, выпущенная тремя годами ранее, и затем любое, одинаково циничное и снобское, творение Бегбедера имело успех у публики просто из-за его фамилии на обложке.

Мишель Уэльбек

Самый известный французский писатель за пределами Франции. Романы Уэльбека - резкие, сочные, и нередко психологически тяжелые. В каждом произведении - рефлексии интеллектуала, попытки понять мир и при этом не потерять уважение к людям. Читать: Расширение пространства борьбы, Элементарные частицы, Возможность острова.

Даниэль Пеннак

Обаятельный интеллектуал-юморист известен во Франции своими детскими книжками (Собака Пес, Глаз волка), а затем нашел себя в жанре ироничного детектива, начав серию романов о неудачнике Бенжамене Малоссене (читать: Людоедское счастье, Фея карабина, Маленькая торговка прозой, Господин Малоссен). Мультфильм Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя, снятый по сценарию Пеннака, получил французкую премию Сезар («коллега» Оскара).

Бернар Вербер

Философ и графоман, Вербер заполнил все книжные магазины - и не только на родине. Самые известные произведения - трилогия о муравьях (Муравьи, День муравья, Революция муравьев - практически Матрица, в общем!) и сильно претенциозная Звездная бабочка, проводящая навязчивые параллели с Библией.

Гийом Мюссо

Относительно молодой французский романист, дико популярный среди французских читательниц. Стоит выйти новому роману Мюссо - его тут же видишь в руках у каждого второго в метро и в ресторане. Читать: После… (две литературные премии и экранизация Заложник смерти, 2008), Бумажная девушка, Завтра.

Антуан Володин

Автор написал более 30 произведений в разных жанрах - и подписал их разными именами. Настоящее имя автора пока держится в тайне - известно только о русской бабушке, рождении в Бургундии, переводе Токаревой, Стругацких, Лимонова и др. на французский. Не давая критикам возможности отнести его к какому-либо литературному течению, Володин мечется между жанрами, и просит свой стиль называть постэкзотизмом. Читать: Дондог и все, что найдете на русском.

Андрей Макин

Андрей Сергеевич Макин - внук французской эмигрантки, осевшей в России с 1917 г. Учился в Москве, затем уехал во Францию и попросил убежища. Преподавал французам русский и писал книги, которые не хотели издавать - тогда он выдал их за перевод русских произведений на французский. После этого его начали печатать - и уже за третий свой роман (Французское завещание) он получил самую престижную литературную награду во Франции - Гонгуровскую премию.

Паскаль Киньяр

Лауреат Гонгуровской премии, эссеист, поэт, прозаик - пишет как романы, так и философские очерки, и поэзию. Читать: Секс и страх (об эволюции эротики в античном искусстве), Лестницы Шамбора (изучая архитектуру замка Шамбор в Луаре, спроектированного Леонардо да Винчи, главный герой размышляет о счастье и человеческих отношениях), Все утра мира (об искусстве и любви).

Марк Леви

Плодовитый романист когда-то построил бизнес в Кремниевой долине - занимался компьютерной графикой. После успеха своей первой книги (Только если это было правдой - по книге сняли голливудский фильм Между небом и землей с Риз Уизерспун) перестает заниматься бизнесом и полностью посвящает себя литературе. Леви - популярный писатель среди домохозяек и спокойной интеллигенции. Человеку, привыкшему к агрессивной и интеллектуальной прозе, его книги могут показаться чем-то вроде изысканной Дарьи Донцовой.

Анна Гавальда

Всего восемь романов - а какая популярность! Еще с первого романа - Я ее любил. Я его любила - стало ясно, что лавры Франсуазы Саган не дают Анне покоя. В дальнейшем она нашла свой путь: каждое ее произведение - рассказ о любви, в той или иной степени, и о том, как она украшает каждого человека. Читать: Просто вместе, Утешительная партия игры в петанк.

Фредерик Бегбедер родился 21 сентября 1965 года в семье, где с детства чувствовал себя неуверенно, ведь его старший брат был для всех, словно идеал. Мать автора множества бестселлеров работала переводчиком любовных романов, а отец занимался рекрутингом.

Еще со школы в мальчике просыпались писательские способности, несмотря на то, что он был совсем неуверен в себе и своих возможностях. После того, как закончилась его школьная пора, будущий писатель поступил в Парижский институт, параллельно выучившись на маркетолога, что было на тот момент очень популярно.

Он успешно начал свою работу в одной известной компании, и, вскоре, его стали приглашать рецензентом в журналы и ведущим на радио. Самые известные , которые он начала публиковать с 2000-го года, это «99 франков», «Любовь живет три года», «Романтический эгоист», «Идеаль» и «Воспоминания не образумившегося молодого человека»

Мишель Уэльбек

Родился 26 февраля 1956 года на острове Реюньон, что принадлежал Франции. Его родители были очень заняты своей работой, поэтому мальчику никогда не уделяли достаточно внимания. Только бабушка и дедушка со стороны матери не отказывались от внука и растили его некоторое время. Но, вскоре, бабушка по отцовской линии забрала к себе Мишеля и не пожалела об этом, ведь они начали жить друг с другом душа в душу.

В подростковом возрасте писатель познаёт творчество Говарда Лавкрафта, и после этого начинает активно писать всяческие произведения, создавая свой журнал и вписывая туда свои поэмы.

Популярность автора приходит к нему только через множество трудностей, пройденных ним. Только в 1994 году, после развода с женой и расставания с сыном, после долгой безработицы и глубокой депрессии, на свет появляется его первый роман «Расширение пространства борьбы», который тут же стал популярным. Позже выходят «Элементарные частицы», «Платформа», «Возможность острова» и другие.

Бернард Вербер

Талантливый писатель Бернард Вербер родился в 1962 году в городе Тулузе. Ещё с шести лет в нём проявлялись способности к писательству, а также к рисованию. Он писал маленькие детские произведения, которые удивляли своим сюжетом. Во владении Бернарда было множество талантов, которые он постоянно раскрывал.

Вне школы он увлекался инженерией, астрономией, играл на электрической гитаре, рисовал и многое другое. В лицейские годы автор писал множество романов, а, закончив учиться, в 1978 году начал писать роман «Муравьи». Он многое вложил в это произведение, но критики не воспринимали его. Но, позже, продолжение романа завоевало сердце читателей, и Вербер получил свою первую награду журнала. Самыми популярными романами являются «Муравьи», «Империя ангелов», «Звездная бабочка», « » и многие другие.

Гийом Мюссо

Гийом Мюссо родился в 1974 году 6 июня, в детстве его главным увлечением было чтение книг. Он читал очень много и всё время. Родители были против литературной деятельности своего сына, поэтому будущему писателю пришлось нелегко.

Издательства не хотели публиковать , но он ни на секунду не сдавался. Он работал продавцом мороженного и жил в ужасных условиях, пока не поехал учиться на преподавателя, вернувшись из Манхэттена во Францию.

Только в 2001 году его роман, наконец, приняли и опубликовали, что было счастьем для автора. «Скидамаринк» пользовался большим успехом, как и позже опубликованные произведения: «После», «Спаси меня», «Ты будешь там?», «Потому что я тебя люблю».

Марк Леви

Появился на свет 16 октября 1961 года в Булони. Отец писателя был чистокровным евреем, и во время Втором Мировой войны он сражался вместе с коммунистическими партиями против фашистского режима. Всё произошедшее с писателем стало основой для множества его романов.

Когда Марк окончил школу, он вступил в организацию «Красный крест», тогда ему было всего лишь восемнадцать лет. После этого он успел организовать свою собственную компанию, специализирующуюся на дизайне. Когда ему было 23 года, литератор уехал в Америку и так же создал там компанию по дизайну и технологиям. Вернувшись на родину, все американские филиалы он оставил на доверенных лиц, а сам занялся творчеством.

Первая его книга «Между небом и землей» сразу же стала очень известной, позже вышел роман «Где ты?», «Каждый хочет любить», «Семь дней творения» и многие другие. К слову, множество из них были экранизированы.

Анна Гавальда

Родилась в 1970 году 9 декабря в городе Белонь-Беланкур. С самого детства девочка очень любила писать произведения с яркими героями и сюжетом. В 14 лет она, из-за развода родителей, поступила в пансион, где обучалась и спала.

Позже, когда Анна была студенткой, она работала во многих местах, набирая для себя опыт. Вскоре после окончания института она стала учителем французского языка для первых классов. Её творчество началось тогда, когда она развелась со своим мужем. Все волнения по поводу этого направили её на литературный путь.

Множество произведений писательницы получили признание критиков: «Aristote», «Мне бы хотелось, чтобы меня кто-нибудь где-нибудь ждал», «Я его любила», «Просто вместе» и многие другие.

Даниэль Пеннак

Даниэль Пеннак родился 1 декабря 1944 года в Марокко в городе Касабланка. Детство писателя прошло во французских колониях. Выучился автор в Ницце, посвящая себя различным профессиям от обычного таксиста до учителя.

Произведения Даниэля не принимали никто из издателей, и только один из них, сжалившись, написал целую инструкцию, что нужно исправить в написанном и как. С 1978 года писатель принимает решение заняться детскими произведениями. Тот период известен двумя популярными книгами «Глаз волка» и «Собака Пес».

Вскоре он связался с политической литературой, высмеивая власть. А после этого стал увлекаться детективным направлением. Лучшие романы Пеннака – это «Как роман», «Дневник одного тела», «Людоедское счастье», «The Fairy Gunmother» и многие другие.

Паскаль Киньяр

Паскаль Киньяр родился 23 апреля 1948 года в городе Вернёй-сюр-Авр. В подростковом возрасте множество времени уделял древним языкам и философии. Однако, вскоре, перестал увлекаться философским направлением, оставив место в своей жизни для музыки. Его очень завлекала музыка эпохи барокко.

Попав в Елисейский дворец, он повлиял на его руководство, и они решили провести торжество в стиле барокко, устраивая разные театральные постановки с музыкой и оперой. А руководил этим всем Паскаль Киньяр, взяв на себя хлопоты.

После множества трудностей и набирания опыта, автор оставляет все должности, что занимал, и отдаётся полностью писательству. Его лучшие произведения: «Тайная жизнь», «Les Paradisiaques», «Sur le jadis», «Ладья Харона», «The Roving Shadows» и многие другие.

Антуан Володин

Антуан Володин появился на свет в 1950 году в городе Шалон-сюр-Сон. Его имя всего лишь псевдоним, настоящего же никто не знает, ведь он скрытен и не рассказывает никому о своей загадочной личности. Детские года автора прошли в городе Лионе.

В писателе есть русская кровь, он изучал русский язык, и, после этого, переводил множество русских произведений на французский язык. Популярность пришла к писателю после того, как он начал публиковать свои романы во множестве журналов.

Также Антуану была вручена награда в виде российской премии Андрея Белого. Лучшими романами считаются «Дондог», «Малые ангелы», «Бардо иль не Бардо».

Жан-Кристоф Гранже

Родился 15 июля 1961 года в городе Булонь-Бийанкур. Еще ребенком он много читал и очень увлекался музыкой. Писатель проучился в Сорбонне, параллельно изучая прозу современных авторов. Уйдя в рекламный бизнес, Жан-Кристоф недолго там пробыл, и вскоре ушел из этой отрасли.

Французские писатели - одни из самых ярких представителей европейской прозы. Многие из них - признанные романы и повести которых послужили основой для формирования принципиально новых художественных течений и направлений. Безусловно, современная мировая литература многим обязана Франции, влияние писателей этой страны распространяется далеко за ее пределы.

Мольер

Французский писатель Мольер жил в XVII веке. Его настоящее имя - Жан-Батист Поклен. Мольер - театральный псевдоним. Он родился в 1622 году в Париже. В юности учился на юриста, но в результате актерская карьера привлекла его больше. Со временем у него появилась собственная труппа.

В Париже он дебютировал в 1658 году в присутствии Людовика XIV. Большой успех имел спектакль "Влюбленный доктор". В Париже он берется за написание драматических произведений. За 15 лет он создает свои лучшие пьесы, которые нередко вызывали ожесточенные нападки со стороны окружающих.

Одна из его первых комедий под названием "Смешные жеманницы" впервые была поставлена на сцене в 1659 году.

Она рассказывает про двух отвергнутых женихов, которых холодно принимают в доме буржуа Горжибюса. Они решают отомстить и проучить капризных и жеманных девушек.

Одна из самых известных пьес французского писателя Мольера называется "Тартюф, или Обманщик". Она была написана в 1664 году. Действие этого произведения разворачивается в Париже. В доверие к состоятельному хозяину дома Оргону втирается Тартюф, скромный, ученый и бескорыстный человек.

Окружающие Оргона пытаются ему доказать, что Тартюф не так прост, каким себя выставляет, но хозяин дома никому не верит, кроме своего нового друга. Наконец, истинная сущность Тартюфа проявляется, когда Оргон поручает ему хранение денег, переписывает на него свои капиталы и дом. Только благодаря вмешательству короля удается восстановить справедливость.

Тартюфа наказывают, а Оргону возвращают имущество и дом. Эта пьеса сделала Мольера самым известным французским писателем своего времени.

Вольтер

В 1694 году в Париже родился еще один знаменитый французский писатель - Вольтер. Интересно, что, как и у Мольера, у него был псевдоним, а его настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ.

Он появился на свет в семье чиновника. Образование получил в иезуитском колледже. Но, как и Мольер, оставил юриспруденцию, сделав выбор в пользу литературы. Карьеру начал при дворцах аристократов в качестве поэта-нахлебника. Вскоре оказался в заключении. За сатирические стихи, посвященные регенту и его дочери, его заключили в Бастилию. Позже ему не раз приходилось страдать за свой своевольный литературный нрав.

В 1726 году французский писатель Вольтер уезжает в Англию, где три года посвящает изучению философии, политики и наук. Вернувшись, пишет за которые издателя сажают в тюрьму, а Вольтеру удается бежать.

Вольтер, в первую очередь, известный французский писатель-философ. В своих трудах он неоднократно критикует религию, что было неприемлемо для того времени.

Среди самых известных произведений этого писателя по французской литературе нужно выделить сатирическую поэму "Орлеанская девственница". В ней Вольтер в комическом ключе представляет успехи Жанны д´Арк, высмеивает придворных и рыцарей. Умер Вольтер в 1778 году в Париже, известно, что долгое время он переписывался с русской императрицей Екатериной II.

Французский писатель 19 века Оноре де Бальзак родился в городке Тур. Его отец разбогател на перепродаже земли, хоть и был крестьянином. Он хотел, чтобы Бальзак стал юристом, но он отказался от юридической карьеры, целиком посвятив себя литературе.

Первую книгу под своим именем он опубликовал в 1829 году. Это был исторический роман "Шуаны", посвященный Великой французской революции 1799 года. Славу ему приносит повесть "Гобсек" про ростовщика, для которого скупость превращается в манию, и роман "Шагреневая кожа", посвященный столкновению неискушенного человека с пороками современного общества. Бальзак становится одним из любимых французских писателей того времени.

Замысел главного труда его жизни приходит к нему в 1831 году. Он решает создать многотомное произведение, в котором отразит картину нравов современного ему общества. Этот труд он впоследствии назовет "Человеческой комедией". Это философская и художественная история Франции, созданию которой он посвящает всю свою оставшуюся жизнь. Французский писатель, автор "Человеческой комедии" включает в него многие ранее написанные произведения, некоторые специально перерабатывает.

Среди них уже упоминавшийся "Гобсек", а также "Тридцатилетняя женщина", "Полковник Шабер", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок", "Сарразин", "Лилия долины" и многие другие произведения. Именно как автор "Человеческой комедии" французский писатель Оноре де Бальзак остается в истории мировой литературы.

Среди французских писателей 19 века выделяется еще и Виктор Гюго. Одна из ключевых фигур французского романтизма. Он появился на свет в городке Безансоне в 1802 году. Писать начал в 14 лет, это были стихи, в частности, Гюго переводил Вергилия. В 1823 году опубликовал свой первый роман под названием "Ган Исландец".

В 30-40-е года XIX века работа французского писателя В. Гюго была тесно связана с театром, также он выпускал поэтические сборники.

Среди его самых известных произведений роман-эпопея "Отверженные", который заслуженно считается одной из самых великих книг всего XIX столетия. Его главный герой экс-каторжанин обозленный на все человечество, возвращается с каторги, где провел 19 лет из-за кражи хлеба. Он оказывается у католического епископа, который полностью меняет его жизнь.

Священник относится к нему с уважением, а когда Вальжан обворовывает его, прощает и не выдает властям. Человек, принявший и пожалевший его, так потряс главного героя, что он решает основать фабрику по изготовлению изделий из черного стекла. Становится мэром небольшого города, для которого фабрика превращается в градообразующее предприятие.

Но когда он все же оступается, на его поиски бросается французская полиция, Вальжан вынужден скрываться.

В 1831 году вышло еще одно знаменитое произведение французского писателя Гюго - роман "Собор Парижской Богоматери". Действия разворачиваются в Париже. Главный женский персонаж - цыганка Эсмеральда, которая своей красотой сводит с ума всех окружающих. Тайно в нее влюблен священник собора Парижской Богоматери Очарован девушкой и его воспитанник горбун Квазимодо, который работает звонарем.

Сама девушка хранит верность капитану королевских стрелков Фебу де Шатоперу. Ослепленный ревностью, Фролло ранит Феба, обвиняемой становится сама Эсмеральда. Ее приговаривают к смертной казни. Когда девушку приводят на площадь, чтобы повесить, за этим наблюдают Фролло и Квазимодо. Горбун, понимая, что именно священник виновен в ее бедах, сбрасывает его с вершины собора.

Рассказывая о книгах французского писателя Викторя Гюго, нельзя не упомянуть про роман "Человек, который смеется". Писатель его создает в 60-х годах XIX века. Его главный герой Гуинплен, которого в детстве изуродовали представители преступного сообщества торговцев детьми. Судьба Гуинплена очень похожа на историю Золушки. Из ярмарочного артиста он превращается в английского пэра. Кстати, действия разворачиваются в Британии на рубеже XVII-XVIII веков.

Известный французский писатель, автор повести "Пышка", романов "Милый друг", "Жизнь", Ги де Мопассан родился в 1850 году. Во время учебы он проявил себя как способный ученик, имеющий тягу к театральному искусству и литературе. Рядовым прошел франко-прусскую войну, работал чиновником в морском министерстве после того, как его семья разорилась.

Начинающий писатель сразу покорил общественность своей дебютной повестью "Пышка", в которой рассказал про полноватую проститутку по прозвищу Пышка, которая вместе с монахинями и представителями высших слоев общества выезжает из осажденного Руана во время войны 1870 года. Окружающие ее дамы поначалу относятся к девушке надменно, даже объединяются против, но когда у них кончается еда, охотно угощаются ее провизией, забыв про всякую неприязнь.

Главными темами творчества Мопассана стали Нормандия, Франко-прусская война, женщины (как правило, они становились жертвами насилия), собственный пессимизм. Со временем у него усиливается нервная болезнь, темы безысходности и депрессии все больше занимают его.

В России весьма популярен его роман "Милый друг", в котором автор рассказывает про авантюриста, которому удалось сделать блестящую карьеру. Примечательно, что герой не обладает никакими талантами, кроме природной красоты, благодаря которой покоряет всех окружающих дам. Он творит много подлостей, с которыми спокойно уживается, становясь одним из сильных мира сего.

Он родился в 1885 году в состоятельной семье евреев из Эльзаса, принявших католичество. Учился в Руанском лицее. Поначалу работал на суконной фабрике отца.

В годы Первой мировой войны был офицером связи и военным переводчиком. Первый успех к нему пришел в 1918 году, когда он опубликовал роман "Молчаливый полковник Брамбл".

Позже участвовал во французском Сопротивлении. Служил и во время Второй мировой. После того, как Франция капитулировала перед фашистскими войсками, уехал в США, в Америке он написал биографии генерала Эйзенхауэра, Вашингтона, Франклина, Шопена. Во Францию вернулся в 1946 году.

Помимо биографических произведений, Моруа славился как мастер психологического романа. Среди самых заметных книг этого жанра романы: "Семейный круг", "Превратности любви", "Мемуары", вышедшие в 1970 году.

Альбер Камю - известный французский писатель-публицист, которому было близко течение экзистенциализма. Камю родился в Алжире в 1913 году, который в то время был французской колонией. Отец погиб в Первую мировую, после этого с матерью жили в нищете.

В 30-е годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Увлекся социалистическими идеями, даже был членом Французской коммунистической партии, пока его не исключили, заподозрив в "троцкизме".

В 1940 году Камю заканчивает свое первое знаменитое произведение - повесть "Посторонний", которая считается классической иллюстрацией идей экзистенциализма. Рассказ ведется от имени 30-летнего француза по имени Мерсо, который живет в колониальном Алжире. На страницах повести происходят три главных события его жизни - смерть матери, убийство местного жителя и последовавший за этим суд, время от времени он заводит отношения с девушкой.

В 1947 году выходит самый известный роман Камю под названием "Чума". Это книга во многом является аллегорией на недавно побежденную в Европе "коричневую чуму" - фашизм. При этом сам Камю признавался, что вложил в этот образ зло вообще, без которого невозможно представить бытие.

В 1957 году Нобелевский комитет присудил ему премию по литературе за произведения, высветившие значение человеческой совести.

Знаменитый французский писатель Жан-Поль Сартр, как и Камю, был приверженцем идей экзистенциализма. Кстати, ему также была присуждена Нобелевская премия (в 1964 году), но Сартр от нее отказался. Он родился в Париже в 1905 году.

Проявил себя не только в литературе, но и в публицистике. В 50-е годы, работая в журнале "Новые времена", поддерживал желание алжирского народа обрести независимость. Выступал за свободу самоопределения народов, против пыток и колониализма. Французские националисты неоднократно ему угрожали, дважды взрывали его квартиру, расположенную в центре столицы, неоднократно боевики захватывали редакцию журнала.

Сартр поддерживал Кубинскую революцию, принял участие в студенческих волнениях в 1968 году.

Его самое известное произведение - роман "Тошнота". Он написал его еще в 1938 году. Перед читателем оказывается дневник некоего Антуана Рокантена, который ведет его с одной-единственной целью - докопаться до самой сути. Его беспокоят происходящие с ним перемены, в которых герой никак не может разобраться. Тошнота, которая время от времени одолевает Антуана, становится главным символом романа.

Вскоре после Октябрьской революции появилось такое понятие, как русско-французские писатели. Большое количество отечественных литераторов были вынуждены эмигрировать, многие нашли приют именно во Франции. Французским называют писателя Гайто Газданова, родившегося в Петербурге в 1903 году.

Во время Гражданской войны в 1919 году Газданов присоединился к добровольческой армии Врангеля, хоть ему и было в то время всего 16 лет. Служил солдатом на бронепоезде. Когда белая армия была вынуждена отступать, оказался в Крыму, оттуда на пароходе уплыл в Константинополь. В Париже обосновался в 1923 году, там провел большую часть своей жизни.

Судьба его складывалась непросто. Он работал мойщиком паровозов, грузчиком в порту, слесарем на заводе "Ситроен", когда не мог найти никакой работы, ночевал на улице, жил, как клошар.

При этом четыре года отучился на историко-филологическом университете в знаменитом французском университете Сорбонна. Даже став известным писателем, долго не имел финансовой состоятельности, был вынужден по ночам подрабатывать таксистом.

В 1929 году он выпустил свой первый роман под названием "Вечер у Клэр". Роман условно разделен на две части. В первой рассказывается о событиях, происходивших с героем до встречи с Клэр. А вторая часть посвящена воспоминаниям времен Гражданской войны в России, роман во многом автобиографичен. Тематическими центрами произведения выступают смерть отца главного героя, обстановка, которая царит в кадетском корпусе, Клэр. Одним из центральных образов является бронепоезд, который служит символом постоянного отъезда, стремлением всегда познавать что-то новое.

Интересно, что критики разделяют романы Газданова на "французские" и "русские". По ним можно отслеживать формирование творческого самосознания автора. В "русских" романах сюжет, как правило, основан на авантюрной стратегии, проявляется опыт автора-"путешественника", множество личных впечатлений и событий. Автобиографичные произведения Газданова - самые искренние и откровенные.

От большинства своих современников Газданов отличается лаконизмом, отказом от традиционной и классической романной формы, часто у него нет завязки, кульминации, развязки, четко выстроенного сюжета. При этом его повествование максимально приближено к реальной жизни, он охватывает множество психологических, философских, социальных и духовных проблем. Чаще всего Газданова интересуют не сами события, а то, как они изменяют сознание его персонажей, он пытается по-разному толковать одни и те же жизненные проявления. Его самые известные романы: "История одного путешествия", "Полет", "Ночные дороги", "Призрак Александра Вольфа", "Возвращение Будды" (после успеха этого романа к нему пришла относительная финансовая независимость), "Пилигримы", "Пробуждение", "Эвелина и ее друзья", "Переворот", который так и не был закончен.

Не менее популярны рассказы французского писателя Газданова, которым он в полной мере может себя называть. Это "Господин грядущего", "Товарищ Брак", "Черные лебеди", "Общество восьмерки пик", "Ошибка", "Вечерний спутник", "Письмо Иванова", "Нищий", "Фонари", "Великий музыкант".

В 1970 году у писателя обнаружили рак легких. Он стойко переносил недуг, большинство его знакомых даже не подозревали, что Газданов болен. Мало кто из близких людей знал, как ему приходилось тяжело. Умер прозаик в Мюнхене, был похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под французской столицей.

Немало популярных французских писателей среди современников. Пожалуй, самый известный среди ныне живущих - Фредерик Бегбедер. Он появился на свет в 1965 году под Парижем. Получил высшее образование в институте политических исследований, затем учился маркетингу и рекламе.

Начал работать в качестве копирайтера в крупном рекламном агентстве. Параллельно сотрудничал с журналами в качестве литературного критика. Когда его уволили из рекламного агентства, взялся за роман "99 франков", который принес ему мировой успех. Это яркая и откровенная сатира, обличавшая подноготную рекламного бизнеса.

Главный герой - сотрудник крупного рекламного агентства, отметим, что роман во многом автобиографичен. Он живет в роскоши, имея много денег, женщин, балуясь наркотиками. С ног на голову его жизнь переворачивается после двух событий, который заставляют главного героя по-другому взглянуть на окружающий мир. Это роман с самой красивой сотрудницей агентства по имени Софи и совещание в громадной молочной корпорации по поводу рекламного ролика, над которым он работает.

Главный герой решает взбунтоваться против системы, которая его же и породила. Он начинает саботировать свою собственную рекламную кампанию.

К тому времени Бегбедер уже выпустил две книги - "Воспоминания не образумившегося молодого человека" (название отсылает к роману Симоны де Бовуар "Мемуары благовоспитанной девицы"), сборник рассказов "Каникулы в коме" и роман "Любовь живет три года", впоследствии экранизированный, как и "99 франков". Причем в этом фильме Бегбедер сам выступил в роли режиссера.

Многие герои Бегбедера - сумасбродные прожигатели жизни, очень похожие на самого автора.

В 2002 году он выпустил роман "Окна в мир", написанный спустя ровно год после атаки террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Бегбедер пытается найти слова, которые способны выразить весь ужас надвигающейся реальности, которая оказывается страшнее самых невероятных голливудских фантазий.

В 2009 году он написал "Французский роман", автобиографическое повествование, в котором автора помещают в камеру предварительного заключения за употребления кокаина в общественном месте. Там он начинает вспоминать забытое детство, восстанавливая в памяти встречу своих родителей, их развод, свою жизнь со старшим братом. Между тем, арест продлевают, героя начинает обуревать страх, который заставляет его пересмотреть собственную жизнь и выйти из тюрьмы другим человеком, который вернул себе утраченное детство.

Одна из последних работ Бегбедера - роман "Уна и Сэлинджер", рассказывающий о любви знаменитого американского писателя, написавшего главную книгу тинэйджеров XX века "Над пропастью во ржи", и 15-летней дочерью знаменитого ирландского драматурга Уной О´Нил.




Top