6 кто написал басни о прометее. Образ Прометея в литературе и культуре

Миф о Прометее, получивший важное значение в греческой религии, ставший одним из любимых предметов поэзии, представляет собою легенду о ходе развития человеческой цивилизации. Прометей, сын титана Япета, был первоначально, подобно Гермесу, олицетворением огня в его применении к потребностям человека. Из этого развилось в мифах понятие о нем, как о представителе влечения человека к умственному развитию, к владычеству над природою, развилась мысль и о том, что это влечение легко приводит человека к сопротивлению богам, к восстанию против них.

Миф о Прометее у Гесиода

Другой миф о Прометее, который также дал содержание многим произведениям искусства и поэзии, говорил, что Прометей был создателем людей, – по одному рассказу, при начале мира, по другому, после Девкалионова потопа. Он вылепил тела людей из глины, и, по одному мифу, он же и оживотворил их посредством небесного огня; по другим рассказам, жизнь в них была вложена другими богами или силами природы. Прометей – это человеческий дух, стремящийся к свободе, чувствующий себя владыкою природы, и в сознании своей силы восстающий против Зевса. Миф о Прометее – миф о пробуждении человеческого самосознания, о борьбе и страданиях, которыми сопровождается это пробуждение.

Собака и хозяин

У одного человека была мальтийская собачка и осел. С собачкою он все время возился и всякий раз, обедая во дворе, бросал ей кусочки, а она подбегала и ласкалась. Ослу стало завидно, он подскочил и тоже стал прыгать и толкать хозяина. Но тот рассердился и велел прогнать осла палками и привязать к кормушке.

Басня показывает, что от природы не всем дается одинаковый удел.

92. Две собаки

У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую - сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке.
Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она, мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах.
Но сторожевая собака ответила:
«Не меня брани, а хозяина: ведь это он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом».

Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители.

93. Гадюка и пила

Забралась гадюка в кузницу и стала у всех кузнечных орудий просить подачки; собрав, что давали, подползла она к напильнику и его тоже попросила подать ей чего-нибудь. Но тот возразил ей так:
«Глупа ты, видно, коли от меня поживы ждешь: я ведь не давать, а только брать ото всех привык».

Басня показывает, что глупы те, кто надеется разжиться у скряги.

94. Отец и дочери

У отца были две дочери. Одну он выдал за огородника, другую - за горшечника. Прошло время, пришел отец к жене огородника и спросил, как она живет и как у них дела. Она отвечала, что все у них есть, и об одном только они молят богов: чтобы настала гроза с ливнем и овощи напились.
Немного спустя пришел он и к жене горшечника и тоже спросил, как она живет. Та ответила, что всего им хватает, и об одном только они молятся: чтобы стояла хорошая погода, светило солнце и посуда могла просохнуть. Сказал ей тогда отец:
«Если ты будешь просить о хорошей погоде, а сестра твоя о ненастье, то с кем же должен молиться я?»

Так люди, которые берутся за два разных дела сразу, понятным образом терпят неудачу в обоих.

95. Муж и жена

Была у человека жена, нрава которой никто вынести не мог. Решил он проверить, будет ли она так же вести себя и в отцовском доме, и под благовидным предлогом отослал ее к отцу.
Через несколько дней она вернулась, и муж ее спросил, как ее там приняли.
«Пастухи и подпаски, - отвечала она, - смотрели на меня очень сердито».
- «Ну, жена, - сказал супруг, - уж если на тебя сердились те, кого с их стадами и дома не бывает с утра до вечера, то что скажут другие, от кого ты целый день не отходила?»

Так часто по мелкому можно узнать важное, по явному - скрытое.

96. Гадюка и лиса

Змея плыла по реке на пучке терновника. Лисица увидела ее и сказала:
«По пловцу и корабль!»

Против человека дурного, что берется за злые дела.

97. Волк и козленок

Козленок отстал от стада, и за ним погнался волк. Обернулся козленок и сказал волку:
«Волк, я знаю, что я - твоя добыча. Но чтобы не погибнуть мне бесславно, сыграй-ка на дудке, а я спляшу!»
Начал волк играть, а козленок - плясать; услышали это собаки и бросились за волком.
Обернулся волк на бегу и сказал козленку:
«Так мне и надо: нечего мне, мяснику, притворяться музыкантом».

Так люди, когда берутся за что-нибудь не вовремя, упускают и то, что у них уже в руках.

98. Волк и козленок

Волк проходил мимо дома, а козленок стоял на крыше и на него ругался. Ответил ему волк:
«Не ты меня ругаешь, а твое место».

Басня показывает, что выгодные обстоятельства придают иным дерзости даже против сильнейших.

99. Продавец статуй

Один человек сделал деревянного Гермеса и понес на рынок.
Ни один покупатель не подходил; тогда чтобы зазвать хоть кого-нибудь, он стал кричать, что продается бог, податель благ и хранитель прибыли.
Какой-то прохожий спросил его:
«Что же ты, любезный, продаешь такого бога, вместо того чтобы самому им пользоваться?»
Ответил продавец:
«Мне сейчас польза от него нужна скорая, а свою прибыль он обычно приносит медленно».

Против человека корыстного и нечестивого.

100. Зевс, Прометей, Афина и Мом

Зевс сотворил быка, Прометей - человека, Афина - дом, и выбрали они в судьи Мома. Позавидовал Мом их творениям и начал говорить:
Зевс сделал оплошность, что у быка глаза не на рогах и он не видит, куда бодает;
Прометей - что у человека сердце не снаружи и нельзя сразу отличить дурного человека и увидеть, что у кого на душе;
Афине же следовало снабдить дом колесами, чтобы легче было переехать, если рядом поселится дурной сосед.
Разгневался Зевс за такую клевету и выгнал Мома с Олимпа.

Басня показывает, что нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.

Олимпиадные задания по МХК 2014 г. 9 класс

(время выполнения 2 часа)

Часть А.

    Древнегреческий скульптор и архитектор - главный создатель афинского Акрополя:

А). Мнесикл

Б). Калликрат

В). Иктин

Г). Фидий

    Здание для проведения певческих и музыкальных состязаний в Афинах:

А). Одеон

Б). Театр Диониса

В). Парфенон

Г). Пинакотека

    Песня - вершина в иерархии искусств в Древней Индии:

А). Рага

Б). Раса

В). Гита

Г). Тала

    Центральное сооружение ансамбля афинского Акрополя:

А). Пропилеи

Б). Парфенон

В). Пинакотека

Г). Храм Эрехтейон

    Сатурн (Кронос) и Рея - родители верховного греческого бога:

А). Ареса

Б). Зевса

В). Посейдона

Г). Аида

    Кто написал басни о Прометее?

А). Овидий

Б). Гесиод

В). Гомер

Г). Эзопа

    О ком рассказывается в мифе о чудесном рождении из головы Зевса?

А). Гере

Б). Афине

В). Артемиде

Г). Афродите

    Колокольный звон, оповещающий о тревоге, пожаре:

А). Благовест

Б). Трезвон

В). Набат

Г). Малиновый

    Ильин день - главный праздник какого главного бога славянского пантеона?

А). Перуна

Б). Дажьбога

В). Велеса

Г). Световида

    Художественный символ Японии:

А). Нарцисс

Б). Лилия

В). Сакура

Г). Ирис

    Спутница Аполлона:

А). Флейта

Б). Гусли

В). Свирель

Г). Лира

Отметь изображение этого инструмента

    Композитор оперы «Орфей и Эвридика»- одной из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа:

А). Глюк

Б). Гендель

В). Бах

Г). Моцарт

    Первые святые, канонизированные русской церковью:

А). Петр и Павел

Б). Кирилл и Мефодий

В). Борис и Глеб

Г). Петр и Феврония

Отметь икону этих святых


1. 2. 3. 4.

    Композитор, написавший музыку к фильму «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна:

А). Д. Шостакович

Б). С. Прокофьев

В). М. Таривердиев

Г). А. Петров

Отметь портрет этого композитора

    Титан, похитивший огонь для человечества:

А). Посейдон

Б). Зевс

В). Прометей

Г). Аид

Отметь скульптуру этого бога

Запиши ответы части А в таблицу:

Часть В.

А. Изобразительные виды искусства: архитектура, скульптура, фото, живопись, графика.

Б. Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век, алюминиевый век.

В. Комплекс Великих пирамид Гизе: Хеопса, Мемфиса, Хефрена, Микерина.

Г. Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, кубическая статуя, барельеф, горельеф.

Д. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия: Лель, Купало, Ярило, Кострома.

Е. Испанские танцы: фламенко, болеро, сегидилья, тарантелла, хота.

Ж. Музыкальные жанры: романс, оратория, опера, кантата, соната.

З. Охра - естественные минеральные краски: желтые, оранжевые, красные, синие, коричневые, зеленые.

И. Эпические музыкальные произведения: «Борис Годунов», «Богатырская симфония», «Петрушка», «Сорочинская ярмарка», «Садко», «Князь Игорь», «Псковитянка».

К. Герои кукольного театра: Пульчинелла, Петрушка, Буратино, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез.

    Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» № ___

Б). «Лесные дали» № ___

В). «Рожь» № ___

Г). «На севере диком...» № ___

Д). «Берёзовая роща» № ___

Жанр изобразительного искусства _________________________

№_ __

Какая картина лишняя ___

1. 2. 3.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № ___ страна_________________________

Б). Оперный театр Ла Скала № ___ страна_________________________

В). Сиднейский Оперный театр № ___ страна_________________________

Г). Метрополитен-опера № ___ страна_________________________

Д). Венская Государственная опера № ___ страна_________________________


1. 2. 3.


4. 5.

Часть С.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ на задания олимпиады по МХК 2014г.

Часть А. Тестовые задания (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный дополнительный ответ в заданиях 11-15). Максимальное количество баллов за часть А - 20.

Часть В. Задание с выбором ответа (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный ответ на дополнительный вопрос). Максимальное количество баллов за часть В – 30.

    Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркни.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А. фото

Б. алюминиевый век

В. Мемфиса

Г. кубическая статуя

Д. Лель

Е. тарантелла

Ж. соната

З. синие

И. «Петрушка»

К. Буратино

2. Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» _5_

Б). «Лесные дали» № _ 6 _

В). «Рожь» № _ 4_

Г). «На севере диком...» № _ 1_

Д). «Берёзовая роща» № _ 3_

Жанр изобразительного искусства пейзаж

Самая популярная картина художника №_5 __

Какая картина лишняя №_2__

3. Соотнеси названия крупнейших театров мира и их изображение. В какой стране они находятся? Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № _ 2 __ страна Россия

Б). Оперный театр Ла Скала № _ 3__ страна Италия

В). Сиднейский Оперный театр № _ 1__ страна Австралия

Г). Метрополитен-опера № _ 5__ страна Америка

Д). Венская Государственная опера № _4__ страна Австрия

Часть С. Задание с развернутым ответом. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

Музыка – один из древнейших видов искусства. Приведи примеры античных мифов о музыке и на примере одного из них расскажи о происхождении древних музыкальных инструментов.

Пан и Сиринга

(Древнегреческий миф)

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Аполлон и Гермес

Поэт Алкей рассказывает, что Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент - лиру. С тех пор сладкозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях. Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что превратился в бога музыки и поэзии.

Максимальное количество баллов за всю работу – 60.

Благодаря античной мифологии. Герой древнегреческих сказаний вызывает положительные ассоциации, ведь он помогал людям ценой собственной свободы. Образ Прометея в литературе и культуре увековечен во множестве различных произведений. О Прометее сложено немало письменных источников, также его часто изображали художники и скульпторы разных эпох. Чаще всего встречается героический образ Прометея в европейской литературе и культуре.

Кто такой Прометей

Прометей - это один из античных титанов, сын Фемиды, отец Девкалиона. Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед». В отличие от своего кровожадного родственника, Прометей был благосклонен к людям, искренне им сочувствовал и всегда старался помочь. Именно он научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте и даже подсказал, как правильно вести себя с богами. Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Чтобы несчастные не погибли и не замерзли, Прометей украл горящие угли для них у Гефеста, за что был жестоко наказан громовержцем. Титан был прикован к высокой горе тяжелыми цепями и каждый день страдал от невыносимой боли, причиняемой орлом, клевавшим его печень. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его ассоциировался с жертвой, принесенной во имя добра.

Предсказатель

Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана. Его съедало любопытство. Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Титан согласился. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он предупредил Зевса, чтобы он не связывал свою судьбу с богиней морей Фетидой, потому что у них родится сын, который будет сильнее и беспощаднее своего отца. Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. Будучи неподалеку от места заточения Прометея, греческий герой, узнав о мучениях титана, поднялся на гору и освободил страдальца. После освобождения вражда Зевса и Прометея не прекратилась, но владыка Олимпа был наказан самой судьбой за свой суровый нрав.

Образ Прометея в литературе

Что можно сказать по этому поводу? Фигура великого титана Прометея, образ которого любили воспевать поэты и писатели всех времен, была весьма значимой в литературе. В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Титан соорудил посох, полый внутри, и отправился к Гефесту. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. У Эсхила образ Прометея проникнут драматизмом, он полон любви и сострадания к нуждающимся людям. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. Гете же наделяет творческим началом и духом творца образ Прометея, античного героя, который несет в себе свободу и духовное величие.

Прометей в музыкальных произведениях

Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии. Танцмейстера Вигано образ Прометея побудил на создание балета, состоящего из двух актов и поставленного на музыку Бетховена.

Прометей в живописи

Ярким мастером в изображении античных фигур, а конкретно, самого Прометея, является известный фламандский художник, основатель стиля барокко, - Питер Пауль Рубенс. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный». Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Художник является последователем Рубенса. Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Еще один художник с похожим стилем письма - Ян Коссирс. Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Он создал картину под названием «Наказание титана».

Прометей в скульптуре

У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя. Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Данная работа выполнена в стиле неоклассицизма, акцентом в ней служит тщательная проработка деталей. Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. Для немецкого мастера Арно Брекера античный герой послужил эталоном человеческой красоты, силы, воли несгибаемого духа.




Top