А. Грин и К

Сравнительный анализ биографии А. Грина и литературного портрета К. Паустовского «Жизнь Александра Грина»

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отсвет морей в янтаре,

С великою злобой, великой любовью,

С соленой, как море бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В. Саянов

В данной главе необходимо выявить путем сравнительно - сопоставительного анализа общее в виде фактов из биографии А. Грина и очерка К. Паустовского «Жизнь Грина». Также важным становится и определение художественного своеобразия очерка К. Паустовского, реализованного в столь необычном и сложном жанре - жанре романтического портретного очерка.

Проблематизируя содержание главы, обозначим вопросы, обусловленные темой:

1. Можно ли назвать очерк К. Паустовского «Жизнь Александра Грина» романтическим портретом?

2. Сюжетен ли данный очерк? В чем заключается своеобразие сюжета?

Раскрыв обозначенные выше вопросы, необходимо представить развернутый аргументированный вывод - исследование.

Русский писатель А. Грин родился 23 августа (по старому стилю - 11 августа) 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье «вечного поселенца» - ссыльного поляка-повстанца, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863 и служащего конторщиком на пивоваренном заводе. Мать - русская; умерла, когда Грину было 13 лет. Вскоре после рождения сына семья Гриневских переехала в Вятку. «Я не знал нормального детства, - писал Грин в своей «Автобиографической повести», - меня в минуты раздражения, за своевольство и неудачное учение, звали «свинопасом», «золоторотцем», прочили мне жизнь, полную пресмыкания у людей удачливых, преуспевающих». Объясняя происхождение своего литературного псевдонима, Грин говорил, что «Грин!» - так коротко окликали ребята Гриневского в школе, а «Грин-блин» - была одна из его детских кличек. Летом 1896, после окончания четырехклассного Вятского городского училища, Грин уехал в Одессу, захватив с собой лишь ивовую корзинку со сменой белья да акварельные краски. В Одессу он попал с шестью рублями в кармане. Худенький, узкоплечий, он закалял себя самыми варварскими средствами, учился плавать за волнорезом, где тонули и опытные пловцы. Голодный, оборванный, в поисках «вакансии» он обходил все стоящие в гавани шхуны. В первом плавании, на транспортном судне «Платон» он впервые увидел берега Кавказа и Крыма. Матросом Грин плавал недолго, - после первого или второго рейса его обычно списывали за непокорный нрав. Позднее был лесорубом и золотоискателем на Урале. Весной 1902 юноша очутился в Пензе, в царской казарме. Из казенного описания его наружности той поры: рост - 177,4, глаза - светло-карие, волосы - светло-русые; особые приметы: на груди татуировка, изображающая шхуну с бушпритом и фок-мачтой, несущей два паруса. Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства». Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трехнедельному строгому аресту «на хлебе и воде». Пензенские эсеры помогают ему бежать из батальона вторично, снабдив фальшивым паспортом и переправляют в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. За пропагандистскую деятельность в Севастополе он поплатился тюрьмой и ссылкой. После освобождения из севастопольского каземата Грин уезжает в Петербург и там вскоре опять попадает в тюрьму. Грина ссылают на 4 года в г. Туринск, Тобольской губернии. После прибытия туда «этапным порядком» Грин бежит из ссылки и добирается до Вятки. Отец достает ему паспорт недавно умершего в больнице «личного почетного гражданина» А.А. Мальгинова и Грин возвращается в Петербург, чтобы спустя несколько лет, в 1910 году, опять отправиться в ссылку, на этот раз в Архангельскую губернию. Тюрьмы, ссылки, вечная нужда… Недаром говорил Грин, что его жизненный путь был усыпан не розами, а гвоздями… В Петербург возвратился в мае 1912. Влившись в петербургские литературные круги, сотрудничал во многих журналах. В 1916 в Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса». С конца 1916 вынужден был скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград. В 1919 из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом. В 1920 тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград, где с помощью М. Горького ему удалось получить академический паек и комнату в «Доме искусств». Отец рассчитывал, что из его старшего сына, в котором учителя видели завидные способности, выйдет непременно инженер или доктор, потом он соглашался уже на чиновника, на худой конец, на писаря, жил бы только «как все», бросил бы «фантазии»… Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (агитброшюра за подписью А.С.Г. была написана в 1906) был конфискован и сожжен охранкой. Первые публикации (рассказы) были в 1906, в Петербурге. Подпись «А.С. Грин» впервые появилась в 1908 под рассказом «Апельсины» (по другим сведениям - под рассказом «Случай» в 1907). В 1908 вышел первый сборник «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Не только в юности, но и в пору широкой известности Грин, наряду с прозой, писал лирические стихи, стихотворные фельетоны и даже басни. Закончив роман «Блистающий мир», весной 1923 года Грин едет в Крым, к морю, бродит по знакомым местам, живет в Севастополе, Балаклаве, Ялте, а в мае 1924 года поселяется в Феодосии - «городе акварельных тонов». В ноябре 1930 года, уже больной, он переезжает в Старый Крым. Умер Грин 8 июля 1932 года в Феодосии. В 1970 в Феодосии был создан литературно-мемориальный музей Александра Грина. Среди его произведений - стихотворения, поэмы, сатирические миниатюры, басни, очерки, новеллы, рассказы, повести, романы.

Изучив биографию А. Грина, представим хронологически выдержанный жизненный и творческий путь писателя в соотнесении с очерком К. Паустовского «Жизнь Александра Грина», чтобы подчеркнуть преимущества, своеобразие жанра романтического очерка, выявить его художественные достоинства.

Биография

Родился в Слободском, уездном городке Вятской губернии, в семье служащего конторщиком на пивоваренном заводе.

Июль 1932 года

Умер в Старом Крыму

Умерла мать

«Дореволюционный строй»

«Старая Россия» …отняла любовь к действительности»

Уезжает в Одессу

«Пришла революция»

«Дело длительное вызывало досаду»

«Грин умер на пороге социалистического общества»

Весной 1902

Очутился в Пензе, в царской казарме.

«Отец Грина - участник польского восстания… Спился и умер в нищете»

Киев-Севастополь-Одесса - Туринск: революционная деятельность

Детские годы

«Устал от безрадостного существования»

Возвращается в Вятку, уезжает в Петербург

В реальном училище

«Исключили за невинные стихи»

Умерла мать

«Богатая фантазия изменяла при столкновении с действительностью»

Возвратился в Петербург, вливается в петербургские литературные круги

Годы скитаний

«В полном ликовании уехал из Вятки…» «новый мир не нуждался во мне…»

В Петрограде начал писать «повесть-феерию» «Алые паруса».

«Огни Ялты… Из Херсона в Одессу… от одесской жизни в Вятку»

«Опять начиналась проклятая вятская жизнь»

Из Петрограда был призван в Красную армию, где служил связистом.

«Годы бесплодных поисков места в жизни»

«Непрерывный холод и мрак»

Тяжелобольного Грина, заболевшего сыпным тифом, привезли в Петроград

Работа в эсеровской организации

«Арестован…»

Литературная деятельность

Сидит в тюрьмах

«Был захвачен мыслями о писательстве»

Живет в Крыму

«Многие годы его жизни почти никому не известны»

1932 год, июль

Умер в Старом Крыму

«Болдинская осень»

«Он писал еще робко, с оглядкой на редактора и читателя, писал с тем хорошо знакомым начинающим писателем чувством, будто за его спиной стоит толпа насмешливых людей и с осуждением вчитывается в каждое слово… Грин еще боялся бури сюжетов, которая бушевала в нем и требовала освобождения»

Февральская революция

«Отправился пешком в Петроград…бросил даже портрет Эдгара По»

«Грин был возвращен к жизни рукою Горького…»

Пишет «Алые паруса», «поэму, утверждающую силу человеческого духа, просвеченную. насквозь…любовью к жизни, к душевной юности»

Переехал в Феодосию…

«хотелось жить в тишине, которая давала ему возможность выдумывать свои рассказы… Там он много писал»

«Из Феодосии переехал в город цветов, тишины и развалин»

«Умер в одиночестве… тяжело, как и жил»

Осмысляя творческое наследие Грина

«Нужны ли нам такие неистовые мечтатели, каким был он…»

Представленные в таблице материалы свидетельствуют о явных преимуществах художественного текста. Если в биографических фактах текст хронологически выверен, то художественный очерк «Жизнь Александра Грина» начинается конечным фактом любой биографии - смертью писателя. «Писатель Грин - Александр Степанович Гриневский - умер в июле 1932 года в Старом Крыму - маленьком городе, заросшем вековыми ореховыми деревьями». Показательно, что уже первая синтаксическая конструкция имеет особенную философско-экспрессивную нагрузку: ключевыми словами здесь являются Грин - умер - вековыми. Читатели понимают, безусловно, что речь далее пойдет о трудной жизни писателя, ведь слово «умер» ассоциируется с потерей, трагедией, невозможностью предопределить дальнейшие события; философская трактовка бытийности раскрывается в слове «вековой», его смысловое значение явно свидетельствует о связи времен, повторяемости событий.

Все последующие факты биографии также представлены в хронологическом порядке, тогда как очерковый портрет имеют философскую направленность. Время выражено не датами, К. Паустовский предлагает читателям уникальную возможность посредством образов - символов прожить вместе с Грином его короткую жизнь. Чтобы убедиться в правильности нашего вывода, отметим, что даты в очерке встречаются всего лишь пять раз, тогда как в документальной биографии - семнадцать раз.

Чем же тогда обозначает К. Паустовский время в очерке? Анализируя текст «Жизни Александра Грина», заключаем, что в небольшом по объему произведении насчитывается более ста пятидесяти абзацев с конкретной микротемой, образом, персонажем, художественными достоинствами. Таким образом, совершенно своеобразной является композиция произведения: мини-сюжеты, обратное повествование, художественное своеобразие, личность главного героя в сопряжении с косвенными персонажами ирреального характера: море-мечта-время, любимые Грином писатели-работа-нищета, - все это формирует совершенно органичную литературную структуру. Именно из нее рождается романтический очерк, созданный К. Паустовским.

Детализация сюжета позволяет делать новые выводы: сначала Грин умер, потом пришла революция, затем детские годы, годы скитаний и снова смерть. Что же объединяет сюжет? Безусловно, личность главного героя - писателя Александра Грина.

К. Паустовский замечает, что «жизнь сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия». Однако, при всей эмоциональности на протяжении всего повествования, выражающей печаль, а зачастую истинную скорбь, очерк, несмотря на это, оптимистичен: одним из главных персонажей - символов является мечта, которую Грин пронес через всю свою тяжелую жизнь. Обращаемся к тексту очерка: «Было непонятно, как этот угрюмый человек, не запятнав, пронес через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку». Цитата взята из второй микротемы и убедительно доказывает, что в тексте существуют ирреальные персонажи. Раскрывается в цитате и писательский талант К. Паустовского: весь абзац состоит всего из трех синтаксических конструкций, одна из которых - простое предложение, особенно примечательное тем, что в нем ярко демонстрируется прием аллитерации: гр-р-ж-л-ж-л-ж-з-н. Звонкие согласные будто кричат о том, что родился талантливый человек, тогда как семантика самого предложения сообщает о тяжелой жизни, которая уже в прошлом (глагол употреблен в прошедшем времени - прожил). Далее следует сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия, думаем, неслучайно, так как тема очерка - образ жизни деятельного человека. В придаточном предложении отсутствует подлежащее, выраженное именем существительным, хотя три лексемы именно этой части речи. Это свидетельствует, на наш взгляд, как раз о том, что тяжелая жизнь не сделала из Грина ни преступника, ни злого обывателя. Ощущаемой предметностью в его жизни стали, возможно, не собственно предметы, а предметы-идеи, мечты. Третья синтаксическая конструкция, напротив, когда речь заходит о самом Грине, то автор очерка нарочито отделяет подлежащее от сказуемого одиночным деепричастием. Этим К. Паустовский подчеркивает одаренность и одиночество Грина. Особенную роль играют в этом предложении аллитерационно оформленные эпитеты: угрюмый, мучительную, застенчивую.

Удивительную жизнеутверждающую силу выражают в тексте К. Паустовского пейзажные зарисовки: «Вокруг маленького белого дома в густой и свежей траве цвели полевые цветы. Листья ореха, вялые от зноя, пахли лекарственно и терпко». Посредством этого пейзажного этюда докажем, что в основе композиции художественного очерка лежит метод контраста. Воспользуемся методом ассоциативно-смыслового сопоставления: белый дом - это семья, уют, дети. Проецируем ассоциации на биографические факты писателя А. Грина: все иначе - он одинок, лишен домашнего уюта. Полевые цветы - это скромная красота, незаметная в огромном пространстве (полевые). А в жизни снова обратное: рано постаревший Грин внешне непривлекателен, но его жизнь всегда на виду, он нищий пилигрим, постоянно конфликтующий, добивающийся правды. Вот таким видит его К. Паустовский: «Грин был некрасив…с лицом, иссеченным тысячами морщин и шрамов…его лицо похоже на измятую рублевую бумажку. Ходил тяжело, как ходят грузчики». В цитате в виде портретной зарисовки есть сравнительные обороты, развернутые метафоры.

Всякая новая микротема очерка «Жизнь Александра Грина» не последовательно сообщает о периодах жизни писателя-мечтателя, но всякий раз повествует о лишениях и нужде. «Потом были годы бесплодных поисков…

Грин был банщиком на станции Мураши, около Вятки, служил писцом в канцелярии, писал в трактире для крестьян прошения в суд. Он жил случайным копеечным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, вместе с босяками нанимался гасить пожары на нефтяных вышках». В данной цитате показателен синтаксический параллелизм, подчеркивающий мнимую монотонность, однообразность жизни. Но в отличие от пожаров на нефтяных вышках, им гасимых, пожар воображения Грина в страданиях лишь разгорался.

А одиночество в мире людей? Эту мысль автор максимально развивает посредством сюжетного повтора: Петроград - множество людей не понимают и не принимают Грина. «Пленительную и сказочную книгу «Алые паруса» Грин обдумывал и начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей». Еще: «Без крова, полубольной и голодный, с тяжелыми головокружениями, он бродил целые дни по гранитному городу в поисках пищи и тепла». В представленных цитатах, взятых из различных микротем, большую роль играет пространство, город становится персонажем, а люди безлики и равнодушны. К. Паустовский концентрирует внимание читателей на высоких духовных силах Грина, на его умении сопротивляться обстоятельствам жизни и мечтать тогда, когда кажется уже невозможным просто жить. Большую роль играют контрастные изобразительно-выразительные средства: эпитеты «пленительный», «сказочный» противопоставлены «обледенелый». Тема абзацев вновь аллитерационно оформлена.

Таким образом, проделанная практическая работа, связанная с анализом текста, сопоставлением фактов биографии с микротемами очерка, позволяет сделать следующий вывод: созданный К. Паустовским портретный очерк, можно назвать романтическим, в первую очередь потому, что писатель Александр Степанович Грин, прожив невероятно тяжелую жизнь, сохранил «прекрасный блеск» глаз и выдумал для читателей много необычайный историй. Созданный талантливым русским писателем К. Паустовским литературный портрет представляет собой уникальное произведение художественной литературы со своеобразным композиционным разрешением, сюжетом в сюжетах и характеристикой главного героя посредством ирреальных персонажей.

Очерк лаконичен в объеме и невероятно емок в смысловом значении; бесспорным украшением его выступает эмоциональность, особенная экспрессия, художественное своеобразие.

Урок литературы в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы: Быковская Людмила Алексеевна

Тема: «Я ценю людей, умеющих самостоятельно мыслить в любых ситуациях» (К.Г. Паустовский. Очерк «Александр Грин»)

Рабочее название урока: Что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полосы жизни?

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Осуществлять анализ и синтез.

7. Устанавливать причинно-следственные связи.

8. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

I . Мотивация. Определяем, можно ли отследить связь между судьбой автора и темами его произведений, всегда ли она бывает безусловной. (Формулируем цель урока)

II . Работа с текстом.

    Формулирование темы урока.

Как вы думаете, за что можно ценить людей?

А можно ценить людей за разум, способность мыслить?

Можно ли проследить связь между судьбой автора и темами его произведений?

– Давайте прочтём стихотворения (песни) Б.Ш. Окуджавы («Песенка о ночной Москве») и Ю.Д. Левитанского («Диалог у новогодней ёлки»). (Два ученика знакомят с краткой биографией авторов данных стихотворений)

Какие ассоциации возникают после прочтения?

Жизнь как зебра: чёрная полоса, светлая полоса… Главное – стараться не бежать долго вдоль чёрной полосы. Но что нужно делать, чтобы не сбиться со светлой полоски жизни? Может быть, на ней удержит мечта, желание сделать для людей что-то хорошее?

Я думаю о том, что эпоха, в которую живёт человек, определяет стиль поведения, даже его мысли. Она может бесцеремонно вторгнуться в нашу жизнь, поломать все планы, даже разрушить всё. Но духовная жизнь может защитить и спасти нас. Так Александр Грин придумал одну из самых лучших в мире книг о любви – «Алые паруса». В 1920 году Грина призвали в армию, он служил под Псковом и там заболел тифом. Его привезли в Петроград и вместе с сотнями других положили в тифозный барак. Грин чудом выжил. Голодный, обессиленный, он бродил по ледяному городу, ища ночлег. И в это время он начал обдумывать и писать «Алые паруса».

Может быть, именно работа над повестью помогла ему выжить – спасла духовная жизнь?

А вы как думаете?

Книги Грина стали известны только через несколько десятилетий после его смерти. Грина не печатали, потому что считалось, что его книги отвлекают человека от реальной жизни, уводят в фантастический мир грёз, мечты.

А может быть, та жизнь, о которой он пишет, и есть настоящая жизнь?.. Вот над этим вопросом мы подумаем вместе.

О чём стихотворения Б. Окуджавы и Ю. Левитанского со стихотворением А. Макаревича «Пока горит свеча»?

Чем эти стихотворения созвучны повести А. Гина «Алые паруса»?

На какой мой вопрос отвечают эти произведения?

( Тема урока: Что нужно сделать, чтобы не сбиться со светлой полосы )

Мне хотелось познакомить вас с ответами Б. Окуджавы на вопросы журналистов :

« Как вы можете быть таким последовательным, что помогает вам? О чём вы думаете в трудную минуту?

В своё время я старательно вырабатывал в себе одно умение – умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях. На сегодняшний день мне это очень помогает. И кроме того, я стараюсь – по мере возможностей – строить своё благополучие не за счёт благополучия других. Это очень укрепляет человека духовно. Я очень рекомендую этим заниматься». Воспользуемся советом мудрого человека.

    Работа с текстом К.Г. Паустовского «Александр Грин».

Беседа с классом.

Что поразило, что удивило вас в жизни Александра Грина?

Почему К.Г. Паустовский считает, что, прожив такую жизнь, Грин мог превратиться в «преступника или злого обывателя»?

Было ли присуще этому писателю «умение самостоятельно мыслить в любых ситуациях»?

Что ценил А. Грин в человеческих отношениях?

Какую роль в его жизни сыграл М. Горький?

Назовите писателей, творчество которых любил и ценил А. Грин. Какие из этих авторов вам уже знакомы?

Как, с вашей точки зрения, сам К.Г. Паустовский относится к А. Грину и его творчеству? Что вызывает интерес автора к Грину человеку и писателю?

Каков ответ Паустовского на вопрос, нужны ли нам мечтатели?

– Прочитайте в «Тетради по литературе» (задание I.1, с. 29) фрагменты стихотворений, посвящённых А. Грину. Есть ли что-то общее между К.Г. Паустовским и авторами данных стихотворений в их восприятии личности и творчества А. Грина?

Что нового вы открыли для себя в повести «Алые паруса», про читав очерк К.Г. Паустовского?

III . Рефлексия.

Что же надо сделать, чтобы не сбиться со светлой полосы?

Составляем Синквейн «Грин».

(ученики получили листы для составления синквейна,

там же есть раздел для оценки своей работы на уроке)

IV . Оцените свою работу на уроке. Заполните лист Самооценки.

V . Домашнее задание. Прочитайте повесть А. Грина «Алые паруса».

Проиложение.

ФИ ________________________________________

Грин

1 существительное – тема

______________________

2 прилагательных – характеристики

___________________________________________

3 глагола – характеристики

________________________________________________

короткое предложение – отношение автора

__________________________

1 существительное – вывод, оценка, ассоциация

Самооценка.

Я работал (а) на уроке на « »

Алгоритм самооценки.

1 шаг. Поднимал ли руку для ответа? Отвечал ли сегодня на уроке?

2 шаг. Это был развёрнутый ответ или короткий?

3 шаг. Самостоятельно отвечал или помогал учитель, одноклассники?

Жизнь Александра Грина

В двух словах: Грин родился и жил в нищете, перенёс тюрьму, каторгу, ссылку, голодал, несколько раз болел тифом и умер от рака лёгких, но сумел осветить свои повести даром могучего воображения.

Всё в тяжёлой жизни Грина, как нарочно, сложилось так, чтобы сделать из него преступника или злого обывателя. Непонятно, как этот угрюмый человек сохранил дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

Старая Россия с детских лет отняла у Грина любовь к действительности. Окружающее было страшным, жизнь - похожа на дикий самосуд. Грин выжил, но недоверие к действительности осталось у него на всю жизнь.

Жизнь Грина ограничивалась обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом.

Но где-то за чертой серого горизонта сверкали страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили люди, коричневые от солнца, … весёлые и нежные, как дети.

Жить без веры в то, что такие страны есть, было для Грина невыносимо. Несмотря на революцию, светлое будущее казалось Грину очень далёким, а он хотел осязать его, дышать чистым воздухом будущих городов, участвовать в заманчивых экспедициях, жить осмысленной и весёлой жизнью.

Отец Грина, участник польского восстания 1863 года, сосланный в Вятку, работал счетоводом в больнице, спился и умер в нищете. Будущий писатель Александр рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Он увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал приключенческие романы.

С восьми лет Грин мечтал о путешествиях. Эту жажду он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение. С детства у Грина было очень точное воображение. Когда он стал писателем, то представлял себе придуманные им несуществующие страны не как туманные пейзажи, а как хорошо изученные места.

Жизнь Александра проходила в тесноте убогой квартиры, среди грязных пелёнок и диких ссор. В училище процветали зверские драки. За копеечную плату мальчику приходилось переписывать сметы городской больницы, переплетать книги и переписывать роли для актёров провинциального театра.

Грин не умел устраиваться в жизни. Он прятался от людей, стыдясь своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжёлой действительностью. В зрелом возрасте нужда заставила Грина клеить фанерные шкатулки и продавать их на рынке. В Старом Крыму с трудом удавалось продать одну-две шкатулки. Чтобы избавиться от голода, Грин сделал лук, и стрелял из него птиц на окраинах Старого Крыма, надеясь поесть свежего мяса. Но из этого тоже ничего не вышло.

Как все неудачники, Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Этими мечтами полны все рассказы Грина, особенно повесть «Алые паруса». Эту пленительную книгу Грин начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпного тифа он бродил по зимнему городу и искал ночлега у полузнакомых людей.

Семье Грин был в тягость, поэтому никто не возражал против его отъезда в Одессу. Отец раздобыл ему на дорогу пять рублей и торопливо попрощался со своим угрюмым сыном, ни разу не испытавшим ни отцовской ласки, ни любви.

В Одессе Грин впервые встретился с морем, которое залило потом ослепительным светом страницы его рассказов.

Грин любил не столько море, сколько выдуманные им морские побережья, где соединялось всё, что он считал самым привлекательным в мире: архипелаги, …тёплые лагуны, … уютные приморские города.

Почти в каждом рассказе Грина встречаются описания этих несуществующих городов, в облик которых писатель вложил черты всех виденных им портов Чёрного моря.

У моря Грин особенно остро ощутил свою беспомощность, ненужность и одиночество. Морская жизнь сразу же обернулась к Грину изнанкой. Он неделями слонялся по порту и робко просил капитанов взять его матросом на пароходы, но ему или грубо отказывали, или высмеивали хилого юношу с мечтательными глазами.

Устав от одиночества, Грин вернулся в Вятку. Начались годы бесплодных поисков какого-нибудь места в жизни. Александр был банщиком, служил писцом в канцелярии, писал для крестьян прошения в суд. Долго он в Вятке не выдержал, уехал в Баку. О жизни в Баку у Грин вспоминал как о непрерывном холоде и мраке. Он жил случайным трудом: забивал сваи в порту, счищал краску со старых пароходов, грузил лес, гасил пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на безводных песчаных пляжах Каспийского моря. Ночевал Грин в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или под заборами.

Грин стал печален, неразговорчив, бакинская жизнь наложила на него печать преждевременной старости. Он опустился на самое дно нищеты, но не изменил своему чистому и детскому воображению. Им снова овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком на Урал - искать золото. Отец дал ему на дорогу три рубля.

На Урале в Александре вспыхнули наивные надежды найти самородок. Грин работал на Шуваловских приисках, скитался по Уралу, был дровосеком и сплавщиком. После Урала Грин плавал матросом на барже, но и эта работа окончилась.

Не найдя в жизни на радости, на разумного занятия, Грин решил идти в солдаты.

Было тяжело и стыдно вступать добровольцем в замуштрованную до идиотизма царскую армию, но ещё тяжелее было сидеть на шее у старика отца.

В пехотном полку Грин впервые столкнулся с эсерами и начал читать революционные книги. Прослужив около года, Грин дезертировал и ушёл в революционную работу. Эта часть его жизни мало известна.

Грин работал в Киеве и Севастополе, где прославился среди матросов и солдат крепостной артиллерии как горячий подпольный оратор. Осенью 1903 года Грин был арестован и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. Там Грин впервые начал писать. Показывать кому-либо свои первые литературные опыты он стеснялся.

Следующий период – «белое пятно» в биографии Грина. Известно только, что он был вторично арестован и сослан в Тобольск, но по дороге бежал к старому, больному отцу. Отец выкрал для него из городской больницы паспорт умершего сына дьячка Мальгинова. Под этой фамилией Грин долго жил и даже подписал ею свой первый рассказ «Остров Рено», напечатанный в Петербурге, в газете «Биржевые ведомости».

Грин начал печататься. Годы унижений и голода медленно уходили в прошлое. Первые месяцы свободного и любимого труда казались Грину чудом. Вскоре Грина арестовали за принадлежность к партии эсеров. Просидев год, он был выслан в Архангельскую губернию.

Когда в 1912 году Грин вернулся в Петербург, начался лучший период его жизни. Грин писал почти непрерывно. С ненасытной жаждой он перечитывал множество книг, хотел всё узнать, испытать, перенести в свои рассказы.

Грин очень ценил внимание. Даже самая обычная ласка или дружеский поступок вызывали у него глубокое волнение. В 1920 году Грин был призван в Красную Армию и служил в караульном полку под Псковом. Там он заболел тифом. Его привезли в Петроград и положили в Боткинские бараки. Из больницы Грин вышел почти инвалидом.

Бездомный, полубольной и голодный он бродил по городу в поисках пищи и тепла. Мысль о смерти становилась всё крепче. Спасителем Грина стал Максим Горький. По его просьбе Грину дали академический паёк и тёплую, светлую комнату с кроватью и столом. Кроме того, Горький дал Грину работу.

В 1924 году Грин переехал в Феодосию, поближе к любимому морю, где прожил до 1930 года. Осенью 1930 года Грин переехал в Старый Крым и умер в одиночестве от рака желудка и лёгких.

Грин умирал так же тяжело, как и жил. Он попросил поставить его кровать к окну. За окном синели далёкие крымские горы и отблеск любимого и навсегда потерянного моря.

Перед смертью Грин сильно тосковал о людях, - этого раньше с ним никогда не случалось.




Top