Что такое композиция в литературе коротко. Синтаксические связи в предложениях

Существуют три уровня литературного произведения:

    Предметная изобразительность – жизненный материал

    Композиция – организация этого материала

    Художественный язык – речевой строй литературного произведения, на всех четырех уровнях художественного языка: фоника, лексика, семантика, синтаксис.

Каждый из этих пластов имеет свою сложную иерархию.

Кажущаяся сложность литературного произведения создается тяжелым трудом писателя на всех трех уровнях художественного целого.

Познакомимся с несколькими определениями данного понятия и различными его классификациями, когда композиция текста раскрывается по разным признаками и показателям.

Художественный текст представляет собой коммуникативное, структурное и семантическое единство, что и проявляется в его композиции. То есть - это единство общения – структуры – и смысла.

Композиция художественного текста - это «взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств». Единицы изображаемого здесь означают: тема, проблема, идея, персонажи, все стороны изображаемого внешнего и внутреннего мира. Художественно-речевые средства – это вся образная система языка на уровне его 4-х пластов.

Композиция - это построение произведения, определяющее его целостность, завершенность и единство.

Композиция - представляет собой «систему соединения» всех его элементов. Эта система имеет и самостоятельную содержательность, которая должна раскрываться в процессе филологического анализа текста.

Композиция, или структура, или архитектоника – это построение художественного произведения.

Композиция – это элемент формы художественного произведения.

Композиция способствует созданию произведения как художественной целостности.

Композиция объединяет все компоненты и подчиняет их идее, замыслу произведения. Причем эта связь настолько тесная, что невозможно вынуть или переставить местами ни одного компонента из композиции.

Виды композиционной организации произведения:

    Сюжетный вид - то есть фабульный (эпос, лирика, драма)

    Несюжетный вид - бесфабульный (в лирике, в эпосе и драме, созданных творческим методом модернизма и постмодернизма)

Сюжетный вид композиционной организации произведения бывает двух типов:

    Событийный (в эпосе и драме)

    Описательный (в лирике)

Рассмотрим первый тип сюжетной композиции – событийный. Он имеет три формы:

    Хронологическая форма - события развиваются по прямой линии движения времени, не нарушается природная временная последовательность, между событиями могут быть временные промежутки

    Ретроспективная форма - отступление от природной хронологической последовательности, нарушение линейного порядка прохождения событий в жизни, перебивка воспоминаниями героев или автора, ознакомление читателя с предысторией событий и жизни персонажей (Бунин, «Легкое дыхание»)

    Свободная или монтажная форма - значительное нарушение пространственно-временных и причинно-следственных связей между событиями; связь между отдельными эпизодами – ассоциативно-эмоциональная, а не логически-смысловая («Герой нашего времени», «Процесс» Кафки и другие произведения модернизма и постмодернизма)

Рассмотрим второй тип композиции – описательный:

Он присутствует в лирических произведениях, в них в основном отсутствует четко ограниченное и связно развернутое действие, на первый план выдвигаются переживания лирического героя или персонажа, и вся композиция подчиняется целям его изображения, это описание мыслей, впечатлений, чувств, картин, навеянных переживаниями лирического героя.

Композиция бывает внешняя и внутренняя

Внешняя композиция (архитектоника) : главы, части, разделы, параграфы, книги, тома, их расположение может быть различным в зависимости от способов создания сюжета, выбранных автором.

Внешняя композиция - это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.

Внешняя композиция: границы каждой композиционной единицы, выделяемой в тексте, четко заданы, определены автором (главы, главки, разделы, части, эпилоги, явления в драме и др.), это организует и направляет восприятие читателя. Архитектоника текста служит способом "порционирования" смысла; с помощью... композиционных единиц автор указывает читателю на объединение, или, наоборот, расчленение элементов текста (а значит, его содержания).

Внешняя композиция: не менее значимо и отсутствие членения текста или его развернутых фрагментов: это подчеркивает целостность пространственного континуума, принципиальную недискретность организации повествования, недифференцированность, текучесть картины мира повествователя или персонажа (например, в литературе «потока сознания»).

Внутренняя композиция : это композиция (построение, расположение) образов – персонажей, событий, обстановки действия, пейзажей, интерьеров и т.п.

Внутренняя (содержательная) композиция определяется системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета.

Не путать: у сюжета - есть элементы сюжета, у композиции – есть приемы (внутренняя композиция) и части (внешняя композиция) композиции.

Композиция включает в себя, в свое построение как все элементы сюжета – сюжетные элементы, так и внесюжетные элементы.

Приемы внутренней композиции:

Пролог (часто его относят и к сюжету)

Эпилог (часто его относят к сюжету)

Монолог

Портреты персонажей

Интерьеры

Пейзажи

Внесюжетные элементы в композиции

Классификация композиционных приемов по выделению отдельных элементов:

Каждая композиционная единица характеризуется приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение важнейших смыслов текста и активизируют внимание читателя. Это:

    география: различные графические выделения,

    повторы: повторы языковых единиц разных уровней,

    усиление: сильные позициитекста или его композиционной части - позиции выдвижения, связанные с установлением иерархии смыслов, фокусированием внимания на самом важном, усилением эмоциональности и эстетического эффекта, установлением значащих связей между элементами смежными и дистантными, принадлежащими одному и разным уровням, обеспечением связности текста и его запоминаемости. К сильным позициям текста традиционно относятся заглавия, эпиграфы, начало и конец произведения (части, главы, главки). С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом).

Широкое распространение в русской литературе конца XX в. техники монтажа и коллажа, с одной стороны, привело к усилению фрагментарности текста, с другой - открыло возможности новых комбинаций «смысловых планов».

Композиция с точки зрения ее связности

В особенностях архитектоники текста проявляется такой его важнейший признак, как связность. Выделенные в результате членения отрезки (части) текста соотносятся друг с другом, «сцепляются» на основе общих элементов. Различаются два вида связности: когезия и когерентность (термины предложены В. Дресслером)

Когезия (от лат. - «быть связанным»), или локальная связность, - связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др.

Когерентность (от лат.- «сцепление»), или глобальная связность, - связность, нелинейного типа, объединяющая элементы разных уровней текста (например, заглавие, эпиграф, «текст в тексте» и основной текст и др.). Важнейшие средства создания когерентности - повторы (прежде всего слов с общими семантическими компонентами) и параллелизм.

В художественном тексте возникают семантические цепочки - ряды слов с общими семами, взаимодействие которых порождает новые смысловые связи и отношения, а также «приращения смысла».

Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Слова, связанные на этой основе, могут занимать разную позицию: располагаться в начале и в конце текста (кольцевая семантическая композиция), симметрично, образовывать градационный ряд и др.

Рассмотрение семантической композиции - необходимый этап филологического анализа. Он особенно важен для анализа «бессюжетных» текстов, текстов с ослабленными причинно-следственными связями компонентов, текстов, насыщенных сложными образами. Выявление в них семантических цепочек и установление их связей - ключ к интерпретации произведения.

Внесюжетные элементы

Вставные эпизоды,

Лирические отступления,

Художественное опережение,

Художественное обрамление,

Посвящение,

Эпиграф,

Заголовок

Вставные эпизоды - это части повествования, непосредственно не связанные с течение сюжета, события, которые лишь ассоциативно связаны и вспоминаются в связи с действующими событиями произведения («Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах»)

Лирические отступления – бывают лирическими, философскими, публицистическими, выражают мысли и чувства писателя напрямую, в прямом авторском слове, отражают авторскую позицию, отношение писателя к персонажам, каким-то элементам темы, проблемы, идеи произведения (в «Мертвых душах» - о молодости и старости, о Руси как птице – тройке)

Художественное опережение - изображение сцен, которые опережают дальнейший ход событий (

Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается художественное произведение, чаще всего это одна и та же сцена, данная в развитии, и создающая кольцевую композицию («Судьба человека» М. Шолохова)

Посвящение – короткое описание или лирическое произведение, имеющее определенное адресата, которому адресуется и посвящается произведение

Эпиграф – афоризм или цитата из другого известного произведения или фольклора, расположенные перед всем текстом или перед его отдельными частями (пословица в «Капитанской дочке»)

Заголовок – название произведения, в которое всегда содержится тема, проблема или идея произведения, очень краткая формулировка, обладающая глубокой выразительностью, образностью или символичностью.

Объектом литературоведческого анализа в изучении композиции могут стать разные аспекты композиции:

1) архитектоника, или внешняя композиция текста, - членение его на определенные части (главы, подглавки, абзацы, строфы и пр.), их последовательность и взаимосвязь;

2) система образов персонажей художественного произведения;

3) смена точек зрения в структуре текста; так, по мнению Б.А.Успенского, именно проблема точки зрения составляет «центральную проблему композиции »; рассмотрение в структуре текста разных точек зрения в соотношении с архитектоникой произведения позволяет выявить динамику развертывания художественного содержания;

4) система деталей, представленных в тексте (композиция деталей); их анализ дает возможность раскрыть способы углубления изображаемого: как тонко заметил И.А. Гончаров, «детали, представляющиеся в дальней перспективе общего плана обрывочно и отдельно», в контексте целого «сливаются в общем строе... как будто действуют тонкие невидимые нити или, пожалуй, магнетические токи»;

5) соотнесенность друг с другом и с остальными компонентами текста его внесюжетных элементов (вставных новелл, рассказов, лирических отступлений, «сцен на сцене» в драме).

Анализ композиции, таким образом, учитывает разные аспекты текста.

Термин «композиция» в современной филологии оказывается очень многозначным, что затрудняет его использование.

Для анализа композиции художественного текста необходимо уметь:

Выделять в его структуре значимые для интерпретации произведения повторы, служащие основой когезии и когерентности;

Выявлять семантические переклички в частях текста;

Выделять маркеры – разделители разных композиционных частей произведения;

Соотносить особенности членения текста с его содержанием и определять роль дискретных (отдельных частей) композиционных единиц в составе целого;

Устанавливать связь повествовательной структуры текста как его «глубинной композиционной структуры» (Б.А. Успенский) с его внешней композицией.

Определите все приемы внешней и внутренней композиции в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» (а именно: части композиции, тип сюжетный – несюжетный, событийный – описательный, виделение отдельных элементов, тип их связности, - NB

Значительно влияет на выражение его идеи. Писатель сосредотачивает свое внимание на привлекающих его в данное время жизненных явлениях и воплощает их посредством художественного изображения характеров, пейзажей, настроения. При этом он стремится так их соединить, чтобы они по-настоящему были убедительны и действительно раскрыли то, что он хотел показать, чтобы они побуждали читателя к размышлениям.

На то, что композиция в литературе существенно влияет на раскрытие идейного замысла писателя, постоянно указывал в своих работах и Белинский. Он считал, что главной мысли автора должны соответствовать следующие критерии: замкнутость и полнота целого, законченность, соразмерное распределение ролей между героями художественного произведения. Таким образом, композиция в литературе определяется позициями автора: идейной и эстетической. Но гармонично соединяться идея и тема могут только в зрелом произведении.

Композиция текста рассматривается литературоведами с разных точек зрения. Причем на общем определении они не сошлись и по сей день. Чаще всего композиция в литературе определяется как построение соотнесение всех его частей с единым целым. Известно, что она имеет множество компонентов, которые писатели применяют в произведениях для полноты изображения жизненных картин. Основные элементы, из которых состоит композиция в литературе, - это и лирические отступления, и портреты, и вставные эпизоды, эпиграфы, заглавия, пейзажи, окружающая обстановка.

Особую нагрузку несут в себе эпиграфы и заглавия.

Заглавие, как правило, указывает на следующие аспекты произведения:

Тематику (например, Бажов «Малахитовая шкатулка»);

Образы (например, Жорж Санд «Графиня Рудольфштадт», «Валентина»);

Проблематику (Е. Богат «Что движет Солнце и светила»).

Эпиграф - это своеобразное дополнительное название, которое обычно связано с основной идеей произведения или же намекает на яркие черты главного героя.

Лирические отступления стоят в стороне от сюжетной линии. С их помощью автор имеет возможность выразить собственное отношение к тем событиям, явлениям и образам, которые изображает. Встречаются и такие лирические отступления, в которых сливаются переживания нескольких персонажей, но при этом все же понятно, что здесь писатель выразил и свои чувства, мысли. Например, как в отступлении о материнских руках в романе «Молодая гвардия» Фадеева.

Выбирая последовательность соединения перечисленных элементов, свои принципы их «сборки», каждый автор создает уникальное произведение. А использует он при этом следующие :

  • Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Писатель повторяет художественные описания, строфы в начале произведения, а затем - в конце; одни и те же события или герои в начале повествования и в финале. Этот прием встречается как в прозе, так и в поэзии.
  • Обратная композиция. Когда в начало произведения автор помещает финал, а потом показывает, как развивались события, объясняет, почему именно так, а не иначе.
  • Использование приема ретроспекции - когда писатель помещает читателей в прошлое, когда формировались причины тех событий, которые случились в данный момент. Иногда ретроспекция подается в виде воспоминаний главного действующего лица или его рассказа (так называемый «рассказ в рассказе»).
  • Композиционный разрыв событий, когда одна глава заканчивается на самом интригующем моменте, а следующая начинается с абсолютно другого действия. Этот прием чаще встречается в произведениях детективного, авантюрного жанра.
  • Использование экспозиции. Она может предшествовать главному действию, а может и вовсе отсутствовать.

Ольга Валентиновна ВИКТОРОВА - старший преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств.

Литературная композиция на школьной сцене

Н аиболее распространённый театральный жанр на школьной сцене - это, конечно же, литературная композиция. Она популярна потому, что наиболее доступна в работе, как полагают многие учителя. Форма литературной композиции позволяет живо реагировать на события, происходящие в современном мире, высказываться, что называется, “на злобу дня”. Идея, основной замысел могут быть выражены особенно ярко и лаконично именно средствами литературно-художественной композиции, что позволяет использовать её как эффективный педагогический приём при решении задач школьного воспитания. Считается, что литературная композиция более доступна в работе и более предпочтительна для постановки, так как не требует большой репетиционной работы с исполнителями, позволяет соединять почти любой литературный материал и не “городить огород” из декораций на сцене, как при постановке драматического спектакля. Примерно таково общее мнение. Всё это так… и не так. Попробуем разобраться.

Особенности жанра “художественное чтение” формировались достаточно долго. У древних эллинов особым почётом пользовалось искусство декламации - жанр, в котором были определены жёсткие рамки мелодики речи и обязательные условные жесты. Форма произнесения текста являлась обязательной и подчиняла себе содержание. Создавался некий идеальный классический образец для подражания. Декламационные правила складывались на протяжении нескольких веков. Так формировался особый театральный исполнительский жанр. Однако строгость канона очень ограничивала творческую природу актёра, так как отступление от правил считалось бунтом против культуры. Только в начале XIX века лишённые жизни правила декламации начали отступать под натиском новой театральной правды, основу которой заложил великий француз­ский трагик Тальма. Начав обучение в Королевской школе декламации и пения, впоследствии он преодолел установившиеся правила напевности речи и внешнего жеста. На смену формализму и иллюстративности пришли эмоциональность и страстность, разнообразная жизненная интонация. Содержание произносимого текста стало для исполнителя не менее важным, чем форма.

Основа русской школы художественного слова была заложена в 1830-е годы на первых публичных чтениях писателей и актёров. У истоков этого начинания стояли А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, признаваемые как одарённые чтецы. Ими же были сделаны и первые теоретические обобщения в искусстве художественного слова. Простота и правдивая жизненная интонация - вот что должно лежать в основе искусства звучащей литературы. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь в главе «Чтения русских поэтов перед публикою» писал: “Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать… Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всему сочувствовать ”.

Вот, оказывается, что есть главное в звучащем слове - не идеальный образец для подражания, пустой и холодный, а живое слово, способное вызывать сочувствие у слушателей, авторские мысли и чувства, прожитые исполнителем на сцене, как свои собственные. Только через естественную живую интонацию можно добиться ответного сопереживания слушателя.

В XX веке жанр художественного слова достиг своего апогея и размножился на ряд родственных исполнительских жанров. Прежде всего это авторское чтение на встречах с читателями, которое очень любили, например, Есенин и Маяковский. В начале XX века становились популярны чтецкие вечера А.Я. Закушняка и В.И. Качалова, где актёры выступали как чтецы-рассказчики. Чуть позже сложился жанр “театр одного актёра”, одним из основателей которого был актёр В.Н. Яхонтов, и жанр “живого портрета” И.Л. Андроникова. “Театр одного актёра” совместил в себе черты художественного чтения, художественного рассказывания и, отчасти, законы драматического театра. Внутри этого жанра и появилась литературно-художественная композиция, вклинившаяся между литературой и театром.

Ираклий Андроников писал о Владимире Яхонтове: “То, что делал Яхонтов, представляло собой сплав художественного чтения с театральным действием ”. То есть в композиции должны сочетаться простота и жизненность интонации с театральным действием, выстроенным по законам драматического искусства. Только при соблюдении этого симбиоза литературно-художественная композиция будет целостной и воздействующей на зрителя. Таким образом, миф о простоте постановки литературной композиции заметно пошатнулся. “Городить огород” всё-таки придётся, только более продуманный и отобранный, чем в драматическом спектакле, да и работы с исполнителями не меньше, чем над ролью. Поиск той самой естественной интонации, понимание и проживание событий композиции учеником, а не учителем - работа очень кропотливая и не быстрая.

“Искусство выразительного чтения” как учебный предмет был в XIX веке введён в программы обучения гимназий и лицеев в России, Франции, Германии и Америки. Его необходимость объяснялась просто - он учил выражать содержание произносимого, он учил рисовать звуковые картины при помощи слов, чтобы зрители их увидели. Зачем? Чтобы вызвать ответную ожидаемую реакцию у слушателя. Это и есть наша цель, наша главная задача при постановке композиции. Каким образом этого достичь? Создать “киноленту видений” тех событий, о которых идёт повествование, как писал К.С. Станиславский, и передать её зрителю, вызвав тем самым его эмоцию, его сопереживание происходящим в композиции событиям. Занимаясь с учениками художественным словом, учителю нужно непременно помнить об одном интересном открытии - художественное слово формирует образное мышление . Согласитесь, это особенно важно сегодня, когда культура чтения снижается, заменяясь другими формами проведения досуга - кино, компьютерные игры, Интернет, где видеоряд уже задан изначально. Такая задача будет поважнее, чем просто получение информации об авторе или о времени. Нередко же учителя берутся за постановку литературной композиции, видя в ней только продолжение учебной программы, поданной в инновационной форме, и ставят исключительно информационные задачи.

Статья опубликована при поддержке компании "Гермес" – надежного поставщика и стабильного партнера на рынке одежды second hand в Москве. На складах компании в Москве, Брянске, Краснодаре и Орле всегда есть в наличии сортированный секонд хенд (мужская, женская и детская одежда, обувь, текстиль и предметы домашнего обихода), а также сток из таких европейский стран, как Швейцария, Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Англия и др. Продажа осуществляется как крупными, так и мелкооптовыми партиями от одной упаковки весом 15 кг. Секонд хенд оптом от "Гермеса" – это стабильное наличие на складах товара высокого качества и его бесплатная доставка по Москве и регионам РФ, гибкая система скидок для постоянных покупателей и специальные условия и предложения для новых клиентов, прайс-лист с весьма привлекательными ценами и удобный график работы. Став постоянным посетителем сайта http://www.secondhand-optom.ru/ , Вы сможете одним из первых узнавать о дате поступления новых партий товара, постоянно быть в курсе скидок, акций и спецпредложений, знакомиться с ассортиментом и категориями имеющегося в наличии секонд хенда.

Т еперь несколько слов об идеологической направленности в литературной композиции. Жанр складывался в 1920–1930-е годы. В России это была эпоха жёстких идеологических приоритетов. Слово выражает дух времени и передаёт его векам. Слово в художественных композициях 20–30-х годов выражало дух того времени очень определённо, безапелляционно. Видимо, это и послужило тому, что за жанром литературно-художественной композиции закрепилось клише “на злобу дня” и стало своеобразным “классицистическим идеалом” своего времени, к которому следовало стремиться. Идеологическая направленность в композиции стала канонической, что и явилось со временем “удавкой” для жанра.

Пусть художественное слово в композиции выражает дух своего времени, а не является учительской указкой, как это часто бывает сегодня. Идеал не может быть навязан извне, он должен сформироваться в человеке самостоятельно, родиться в нём через развитие эмпатии (вчувствования), через самостоятельное постижение добра и зла при помощи хорошей литературы с разнообразной жизненной интонацией. Вот и оказывается, что литературная композиция не так уж доступна и легка в работе, как казалось. Популизм не есть популярность жанра, и вреда от него куда больше, чем предполагаемой пользы, ибо клишированность в суждениях не лучше, чем вообще отсутствие суждений. Клишированность в образном мышлении не лучше, чем вообще отсутствие образного мышления. Так зачем же нам нужны школьные театральные “достижения”, ничего не достигающие - ни речевого слуха, ни вкуса к художественному слову и литературе в целом, ни развитого образного мышления, ни развитой творческой фантазии ученика? Будем помнить об этих “подводных камнях” и постараемся их обойти, будем верно определять приоритеты и выбирать действительно важные цели при работе с детьми, а не решать частные учебные задачи.

Е сли всё-таки вы решились взяться за постановку литературной композиции, то вам поможет знание некоторых театральных законов и правил создания литературно-художественной композиции. Относиться к ним нужно как к рекомендациям, не ограничивающим вашу творческую природу, а, наоборот, помогающим раскрывать её.

Что же такое литературно-художественная композиция? Это самостоятельное художественное произведение, создаваемое режиссёром на базе недраматургического материала, используемого полностью или частично, как то: поэзия, проза, публицистика, мемуарная литература, отрывки из пьес (как дополнение, оттенок мысли), научная литература, критика, документы. Композиция может включать в себя музыку, песни, фото и видеоматериалы.

Не следует путать с композицией инсценировку и монтаж. Инсценировка - это перевод прозаического литературного материала на язык драматургии, то есть написание пьесы. Монтаж - это способ отбора, построения и соединения частей композиции, через которые идёт развитие действия. Монтаж - это особый метод художественного мышления, способ создания художественного произведения. В качестве примера можно привести роман «Мастер и Маргарита»: здесь главы, где разворачиваются события современной истории, монтируются с главами, повествующими о событиях Священной истории. При таком способе построения художественного текста плавное развитие сюжетной линии прерывается. Зачем это было нужно Булгакову? Ответив на этот вопрос, мы поймём, зачем нужен монтаж в художественном произведении. Это и столкновение сквозного и контрсквозного действия, это и способ включения ассоциативного ряда у зрителя (таким способом часто пользовались Ф.Феллини и А.А. Тарковский в своих фильмах), это может быть и способ построения событийного ряда, когда событие прямо не называется, а воплощается в другом музыкальном или литературном материале. Например: документальная хроника событий дуэли Пушкина прерывается стихотворным текстом - это не иллюстрация произошедшего события, а его осмысление. Используемый стих - это авторская позиция по отношению к произошедшему событию, суждение.

Первым к методу художественного монтажа в композиции обратился В.Н. Яхонтов и довёл его до высочайшего уровня художественности - он синтезировал современный и исторический материал, сочетал различных авторов и различные жанры. О том, как он создавал свои композиции от выбора материала до воплощения на сцене, можно прочитать в его книге «Театр одного актёра».

С чего же начинать постановку композиции? С выбора и точного определения темы и отбора материала. Чтобы определиться с темой, прежде всего нужно проанализировать возможности и интересы ваших будущих исполнителей и аудитории, которой вы это будете показывать. Сформулированная тема и выбранный материал должны соответствовать исполнителям по возрасту, по глубине понимания проблемы, по сложности литературного материала, по их интересам. Язык композиции должен соответствовать языку аудитории, должен быть понимаем этой аудиторией и находить внутренний отклик у неё. Немаловажны и ваши технические возможности при простановке композиции: сколько человек может поместиться на вашей сцене без ущерба для восприятия? Каковы возможности вашей звуковой, световой и видеоаппаратуры? Все эти мелочи могут оказаться решающими при воплощении уже написанного литературного сценария. Если ваше решение строится на световых или видеоэффектах, а возможности для воплощения нет, то решение придётся менять по ходу репетиций, что не всегда возможно.

При отборе материала мы уже в общих чертах должны представлять структуру будущей композиции, её сюжетную линию. Попробуйте ответить себе на вопрос: “О чём я буду рассказывать историю ? И для чего я буду её рассказывать здесь, сегодня, этим людям?” Пример сюжета одной композиции: девочка живёт в любимом городе, которым гордится, среди любимых людей. Начинается война, и всё, что было дорого и любимо с детства, начинает на глазах разрушаться. Чтобы остановить разрушение, девочка и все оставшиеся жители города делают всё возможное и невозможное. В итоге общими усилиями останавливают врага и побеждают. Тема композиции - Ленинградская блокада. В композиции использованы блокадные дневники, стихи А.Ахматовой и О.Берггольц.

При работе над одним автором тему лучше ограничить какой-либо проблемой. Часто бывает так, что точная тема (о чём?) и идея (для чего?) формулируются только в процессе работы с композицией, а не заранее, они уточняются и проверяются. При работе с многими авторами и разнообразными произведениями отбор будет зависеть от вашего построения. Композиция должна иметь драматургическое развитие, оно будет зависеть от вашего сюжета. Из обилия отобранного материала мы начинаем собирать композицию с учётом кусков-событий, пользуясь методом художественного монтажа: экспозиция - начало начал, древние называли это приступом , в нём вскрываются ваши внутренние мотивы обращения к данной теме; завязка - это событие с которого начинает развиваться интрига; развитие действия - это развитие повествования, ряд событий и их следствий, препятствия на пути развития сюжета, которые приводят к высшей точке накала в композиции, то есть к кульминации; кульминация - это и есть та высшая точка накала конфликта, после которой жизнь не может идти по-прежнему и стремится к развязке конфликта; заключение - это ваша позиция, ваша оценка произошедшего. Не всегда композиция бывает сюжетной, но в бессюжетной ассоциативной композиции увеличивается нагрузка на исполнителя. Он должен тащить на себе развитие интриги, а это под силу только хорошему, опытному актёру. Но в любом случае без учёта драматургического построения композиция может оказаться “ни о чём”. Используя метод монтажа, мы выстраиваем не только события и факты, но и сталкиваем друг с другом конфликтные взгляды, мысли. Последовательные и мирно развивающиеся события можем сочетать с контрастными по форме и содержанию эпизодами. У В.Н. Яхонтова в композиции «Петербург» совмещались отрывки из пушкинской поэмы «Медный Всадник», повести Гоголя «Шинель» и «Белых ночей» Достоевского. Благодаря соединению образов Башмачкина, Евгения и Мечтателя, противостоящих “стихии”, у каждого своей, вылепился обобщённый образ Маленького Человека.

В от некоторые основные способы построения материала в литературных композициях. Они не обязательно существуют отдельно, чаще всего они смешиваются между собой.

  • Исторический (хронологический) способ построения материала. Чаще встречается в биографиях или при подаче событий исторического характера. Связующим звеном здесь являются даты или значительные события. При таком построении материала существует причинно-следственная связь.
  • Пространственный способ построения. Здесь встречается широкий временной или географический охват событий. Одна из композиций на тему любви и творчества строилась от Песни Песней, включала историю любви Данте и Беатриче (использовался комментарий Боккаччо и сонеты Данте), историю любви Маяковского и Лили Брик (использовались письма и стихи Маяковского) и заканчивалась сонетом Шекспира.
  • Ступенчатый способ построения использует последовательное изложение темы - цепочки посылок и следствий, когда одно вытекает из другого. Часто это сочетание внешней речи (письма и воспоминания) с внутренней речью (стихи как переживание лирического героя).
  • Построение, основанное на принципе повтора. В поэзии это единый образ или ритмическая фигура, сюжетный или мелодический элемент используется несколько раз, развивается и подчёркивает значимость поставленной проблемы. В кино это неоднократный повтор сюжета или кадра.
  • Концентрический способ подачи материала - когда изложение строится вокруг единого центра. Сквозь призму одного произведения воспринимаются и другие используемые литературные произведения. Через стихотворение Б.Пастернака «Гамлет», которое являлось основой литературной композиции, велось повествование о событиях и поэтах той эпохи, были использованы стихи и документальные материалы.
  • Дедуктивный способ подачи материала строится от общих положений к частным примерам и выводам. На этом принципе были основаны многие чтецкие агитки советской эпохи, например, яхонтовская композиция о Ленине: актёр начинал повествование с документов - первых декретов большевиков, а заканчивал отрывками из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
  • Индуктивный способ подачи материала строится, наоборот, от частностей к общим выводам.

З амысел построения композиции рождается от идеи композиции, поставленной режиссёром цели. Также необходимо помнить о пропорциональности частей вашей композиции. Экспозиция и заключение (концовка) наиболее короткие части, а кульминация (главное событие) чаще всего располагается чуть дальше середины вашей композиции. При составлении композиции нередко приходится жертвовать некоторым отобранным материалом во имя целостности и законченности произведения.

Литературный материал собран, можно переходить к воплощению его на сцене. Исполнитель в композиции не является драматическим актёром, а является актёром-чтецом. Он не перевоплощается в персонажей композиции, а рассказывает о них и происходящих событиях, проживая мысли и чувства автора по-своему, делая свои выводы и расставляя свои акценты. Задача режиссёра - верно определить позицию чтеца: может быть чтец-автор , находящийся в центре событий и по-своему их оценивающий; чтец-персонаж , стоящий на позициях одного из героев, трактующий происходящие события с позиции персонажа; или чтец - лирический герой , повествующий о своих личных переживаниях, размышлениях.

Для исполнителя действие в композиции развивается до начала повествования. В драматическом спектакле актёр “не знает”, что с ним будет через минуту и чем закончится спектакль, его реакция непосредственна и сиюминутна; исполнитель же в композиции знает, что произойдёт далее и чем всё закончится, тем самым проставляет акценты в происходящих событиях и ведёт за собой зрителя к логическому завершению сценического действия. Исполнитель не перевоплощается в “образ”, то есть не играет персонаж, а передаёт своё авторское отношение к нему, так как перевоплощение не позволит ему выразить авторскую идею. Такое ненужное перевоплощение в “образы” часто встречается при неумелом чтении басен. Исполнитель, кажется, сыграл за всех персонажей, а о чём басня, так и не понятно. Общение с залом в литературной композиции происходит непосредственно в отличие от драматического спектакля, в котором присутствует “четвёртая стена”, то есть зрительный зал не объединяется со сценой в единое игровое пространство. Зритель же в композиции становится собеседником и партнёром, участником действия.

О речевой работе с исполнителями и приоритетах мы говорили в начале статьи, сейчас поговорим о внеречевых средствах выразительности: о музыке, мизансцене, жесте, костюме, реквизите и сценическом свете. Здесь важен тщательный отбор выразительных средств. Для композиции необходим предельный лаконизм средств при максимальной их выразительности. Неумело или не в меру используемые средства становятся вашими врагами, мешают исполнителю и зрителю, отвлекая их от главного, от основного сценического действия. Вот как об этом говорит мастер создания литературных композиций В.Яхонтов: “Сущность театрального очарования и механику иллюзий, порой самую незатейливую, я держал уже в руках - исходя из того великого закона, что палочка у мальчика превращается в боевого коня, и он убеждает в этом не только самого себя, но, что ещё удивительнее, и окружающих зрителей… Вступивши на этот путь, я заставил мои простые, ничем не замечательные предметы создать ряд дополнительных представлений. Предстояло уверить зрителей, что я поднимаю не палку, а пистолет Дантеса, убившего Пушкина… Зрителя убеждала моя актёрская вера в эти преобразования”.

Мизансцена в литературной композиции является самым скупым, но и самым выразительным и точным средством. Фигура человека на сцене сама по себе очень выразительна, и нет необходимости в добавлении ненужных суетливых движений. Часто только изменение жеста у исполнителя сродни изменению крупной мизансцены в драматическом спектакле. Вспомните, как об этом говорила героиня Вии Артмане актриса Джулия Ламберт в фильме «Театр», снятом по роману С.Моэма. Изменение мизансцены может привести к изменению идеи постановки. И, конечно же, сценическая пауза, которая часто бывает красноречивее подтекста, является основным выразительным средством в словесном действии. В жизни мы привыкли суетиться в словах и жестах, а они порой раскрывают внутреннее состояние исполнителя и очень важны для понимания происходящего. Позвольте зрителю увидеть и понять их, не спешите.

Реквизит в композиции не носит значения бытовых вещей, как в драматическом спектакле (так же, как и костюм). Он несёт глубокий образ, определённый смысл, обобщение. В одной из композиций о жизни А.С. Пушкина пасквиль, написанный на поэта, сворачивается в трубочку и становится дулом пистолета, из которого поэта убивают. У В.Яхонтова в композиции «Петербург» разные цвета зонтиков обозначают мужские и женские персонажи. У него часто один предмет на протяжении всей композиции трансформируется в различные образы.

Музыку в композиции надо использовать очень осторожно. Она концентрирует внимание зрителя на основной теме. В музыкальном подборе лучше придерживаться единого стиля и решения - она может быть иллюстративной, может вскрывать внутренние или грядущие события, может быть использована, наоборот, на контрасте с происходящими событиями и поддерживать внутренний ритм постановки. Часто музыка выполняет функцию внутреннего монолога и ведёт действие. Одна из наиболее распространённых ошибок начинающих режиссёров - использование музыки во время чтения. Музыка, по своей природе, может оказаться сильнее, чем смысловая нагрузка в слове, или исполнитель оказывается несостоятельным при сильном музыкальном сопровождении и слово становится мелким и ненужным. Читать на музыке очень сложно.

Как говорили древние, дорогу осилит идущий. Понимание приходит с опытом, и с первого раза не удастся избежать ошибок. Но опыт нарабатывается не только при самостоятельных постановках. Читайте больше специальной литературы - книги Владимира Яхонтова, Сурена Кочаряна, Сергея Юрского, Александра Кравцова… Смотрите больше литературно-художественных постановок в профессиональных и любительских театрах. Учитесь на своём и чужом опыте.

Сегодня мы поговорим о способах организации структуры художественного произведения и разберем такое основополагающее понятие как композиция . Бесспорно, композиция является чрезвычайно важным элементом произведения, главным образом потому, что именно она определяет ту форму или оболочку, в которую «завернуто» содержание. И если в давние времена оболочке часто не придавали большого значения, то уже с ХIX века грамотно выстроенная композиция становится едва ли не обязательным элементом любого добротного романа, не говоря уже о короткой прозе (новеллах и рассказах). Понимание правил построения композиции является для современного автора чем-то вроде обязательной программы.

Вообще, разбирать и усваивать те или иные типы композиции удобнее всего на примерах из малой прозы, исключительно из-за меньшего объема. Именно этим мы и займемся по ходу сегодняшнего разговора.

Михаил Веллер «Технология рассказа»

Как я уже отметил выше, изучать типологию композиции проще всего на примере малой прозы, благо там используются почти те же самые принципы, что и в крупной. Ну а раз так, то и довериться в этом деле предлагаю профессиональному автору, посвятившему всю жизнь работе над малой прозой, — Михаилу Веллеру. Почему именно ему? Ну хотя бы потому, что Веллер написал целый ряд интереснейших эссе, посвященных писательскому ремеслу, из которых начинающий автор может почерпнуть много полезного и интересного. Лично я могу порекомендовать два его сборника: «Слово и судьба », «Слово и профессия », которые долгое время были моими настольными книгами. Тем, кто еще не читал их, обязательно рекомендую как можно скорее восполнить этот пробел.

Сегодня для разбора композиции мы обратимся к знаменитому труду Михаила Веллера «Технология рассказа ». В этом эссе автор буквально по косточкам разбирает все особенности и тонкости написания рассказов и новелл, систематизирует свои знания и опыт в этой области. Без сомнения, это один из лучших трудов по теории короткой прозы и, что не менее ценно, он принадлежит перу нашего соотечественника и современника. Думаю, лучшего источника для нашего сегодняшнего обсуждения нам просто не найти.

Давайте вначале определимся, что же такое композиция.

— это конкретное построение, внутренняя структура произведения (архитектоника), включающая в себя подбор, группировку и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое.

Данное определение, конечно, очень абстрактное и сухое. Мне все-таки ближе формулировка, данная Веллером. Вот она:

– это расположение отобранного для произведения материала в таком порядке, при котором достигается эффект большего воздействия на читателя, чем при простом последовательном изложении фактов .

Композиция преследует четко определенную цель — добиться от текста того смыслового и эмоционального воздействия на читателя, которое задумал автор. Если автор хочет запутать читателя — он выстраивает композицию одним образом, если решил поразить его в концовке — совершенно другим. Именно от целей самого писателя и берут начало все виды и формы композиции, которые мы будем разбирать ниже.

1. Прямоточная композиция

Это наиболее распространенный, хорошо всем известный и привычный способ изложения материала: сначала было так-то, потом произошло то-то, герой сделал вот что, и все закончилось тем-то. Главной особенностью прямоточной композиции является строгая последовательность изложения фактов с сохранением единой цепочки причинно-следственных связей. Здесь все последовательно, понятно и логично.

Вообще, для подобного вида композиции весьма характерна неторопливость и подробность повествования: события следуют последовательно одно за другим, и у автора есть возможность более основательно осветить интересующие его моменты. Вместе с тем подобный подход привычен для читателя: он исключает, с одной стороны, любой риск запутаться в событиях, а с другой, способствует формированию симпатии к героям, так как читатель видит постепенное развитие их характера по ходу истории.

В целом, лично я считаю прямоточную композицию надежным, но очень скучным вариантом, который, возможно, идеально подойдет для романа или какой-нибудь эпопеи, а вот построенный с ее помощью рассказ вряд ли блеснет оригинальностью.

Основные принципы построения прямоточной композиции :

  • Строгая последовательность описываемых событий.

2. Окольцовка

По большому счету, это та же самая прямоточная история с одним единственным, но определяюще важным нюансом – авторскими вставками в начале и в конце текста. В этом случае у нас получается своего рода матрешка, рассказ в рассказе, где герой, представленный нам в начале, будет рассказчиком основной внутренней истории. Этот ход рождает очень любопытный эффект: на изложение сюжета истории накладываются личностные особенности, мировоззрение и взгляды персонажа, ведущего повествование. Здесь автор намеренно отделяет свою точку зрения от точки зрения рассказчика и вполне может не соглашаться с его выводами. И если в обычных историях мы, как правило, имеем две точки зрения (героя и автора), то этот тип композиции привносит еще большее смысловое разнообразие, добавляя третий взгляд — точку зрения персонажа-рассказчика.

Использование окольцовки дает возможность придать истории неповторимый шарм и колорит, невозможный в других обстоятельствах. Дело в том, что рассказчик может говорить любым языком (разговорным, нарочито просторечным, даже абсолютно бессвязным и неграмотным), он может транслировать любые взгляды (в т.ч. и противоречащие любым общепризнанным нормам), в любом случае автор отстраняется от его образа, персонаж действует самостоятельно, а читатель формирует собственное отношение к его личности. Подобная сепарация ролей автоматически выводит писателя на самый широкий оперативный простор: ведь он вправе выбрать рассказчиком хоть неодушевленный предмет, хоть ребенка, хоть инопланетянина. Степень хулиганства ограничена только уровнем фантазии.

Кроме того, введение персонифицированного рассказчика формирует в сознании читателя иллюзию большей достоверности происходящего. Это ценно, когда автор – публичная персонала с широко известной биографией, и читатель прекрасно знает, что любимый автор, скажем, никогда не сидел в тюрьме. В таком случае писатель, вводя образ рассказчика – бывалого заключенного, просто снимает это противоречие в умах публики и спокойно пишет свой криминальный роман.

Окольцовка – очень действенный способ организации композиции, который нередко используется в сочетании с другими композиционными схемами.

Признаки окольцовки :

  • Наличие персонажа-рассказчика;
  • Две истории – внутренняя, рассказанная персонажем, и внешняя, рассказываемая самим автором.

3. Точечная композиция

Характеризуется пристальным рассмотрением одного единственного эпизода, момента из жизни, показавшегося автору важным и чем-то примечательным. Все действия здесь происходят на ограниченном участке пространства в ограниченный промежуток времени. Вся структура произведения как бы сжата до единственной точки; отсюда и название.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот тип композиции чрезвычайно сложен: от автора требуется сложить целую мозаику из мельчайших деталей и подробностей, чтобы получить в итоге живую картину выбранного события. Сравнение с живописью в этом контексте кажется мне весьма удачным. Работа над точечной композицией напоминает написание картины – которая, по сути, тоже является точкой пространства и времени. Поэтому здесь для автора будет важно все: и интонации, и жесты, и детали описаний. Точечная композиция – это момент жизни, рассмотренный через увеличительное стекло.

Точечная композиция чаще всего встречается в новеллах. Обычно это простые бытовые истории, в которых через мелочи передается огромный поток опыта, эмоций и ощущений. В общем, всего того, что писатель сумел вложить в эту точку художественного пространства.

Принципы построения точечной композиции :

  • Сужение поля зрения до единственного эпизода;
  • Гипертрофированное внимание к мелочам и нюансам;
  • Показ большого через малое.

4. Плетеная композиция

Отличается главным образом наличием сложной системы изображения большого количества событий, происходящих с разными героями в разные моменты времени. То есть, по сути, эта модель прямо противоположна предыдущей. Здесь автор целенаправленно выдает читателю массу событий, происходящих сейчас, происходивших в прошлом, а иногда и должных произойти в будущем. Автор в большом количестве использует отсылы в прошлое, переходы от одного персонажа к другому. И все для того, чтобы из этой массы связанных эпизодов сплести огромную масштабную картину своей истории.

Зачастую подобный подход оправдан еще и тем, что писатель вскрывает причины и взаимосвязи описываемых событий при помощи эпизодов, имевших место когда-то в прошлом, или неявной связи сегодняшних происшествий с какими-то другими. Все это складывается по воле и задумке автора как сложный пазл.

Данный тип композиции характерен скорее для крупной прозы, где есть место для формирования всех ее кружев и хитросплетений; в случае же новелл или рассказов у автора вряд ли будет возможность построить нечто масштабное.

Основные признаки этого типа композиции :

  • Отсылы к событиям, происходившим до начала истории;
  • Переходы между действующими лицами;
  • Создание масштабности через множество взаимосвязанных эпизодов.

На этом предлагаю остановиться в этот раз. Сильный поток информации часто рождает путаницу в голове. Попробуйте обдумать озвученное и обязательно почитайте «Технологию рассказа » Михаила Веллера. Продолжение – совсем скоро на страницах блога «Литературная мастреская». Подписывайтесь на обновления, оставляйте свои комментарии. До скорой встречи!

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Повести Белкина" А.Пушкина; роман М.Лермонтова "Герой нашего времени" - тоже цикл отдельных новелл, объединенных общим героем - Печориным). Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ :

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина "Евгений Онегин", песня "Солнце всходит и заходит…" в драме Горького "На дне"); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки , "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы . Разберем некоторые принципы и приемы:

  • действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
  • автор использует композицию обрамления , или кольцевую , при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);
  • автор использует прием ретроспекции , то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
  • нередко организатором композиции выступает художественный образ , например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
  • автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
  • композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной , как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
  • нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий : обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи . Прочитайте самостоятельно стихотворение А.Блока "Незнакомка" полностью, иначе наши рассуждения будут вам непонятны. Обратите внимание на первую и седьмую строфы, вслушиваясь в их звучание:

Резко и дисгармонично звучит первая строфа - из-за обилия [р], которое будет, как и другие дисгармоничные звуки, повторяться и в следующих строфах вплоть до шестой. Иначе и нельзя, ведь Блок здесь рисует картину отвратительной обывательской пошлости, "страшного мира", в котором мается душа Поэта. Так представлена первая часть стихотворения. Седьмая строфа знаменует переход в новый мир - Мечты и Гармонии, и начало второй части стихотворения. Этот переход плавен, сопровождающие его звуки приятны и мягки: [а:], [нн]. Так в построении стихотворения и с помощью приема так называемой звукописи Блок выразил свое представление о противопоставленности двух миров - гармонии и дисгармонии.

Композиция произведения может быть тематической , при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

  • последовательная , представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения ("Цицерон", "Silentium", "Природа - сфинкс, и тем она верней…" Тютчева);
  • развитие и трансформация центрального образа : центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения ("Море" Жуковского, "Я пришел к тебе с приветом…" Фета);
  • сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие ("Незнакомка" Блока); такая композиция строится на приеме антитезы , или противопоставления .



Top