А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе

Биография Ивана Сергеевича Тургенева

Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек".

С переездом семьи в Москву в 1827 будущий писатель был отдан в пансион, провел там около двух с половиной лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства он знал французский, немецкий, английский языки.

Осенью 1833, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевелся в Петербургский университет, который окончил в 1936 по словесному отделению философского факультета.

В мае 1838 он уехал в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Провел за границей более двух учебных лет, сочетая занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии.

Вернувшись в 1841 на родину, поселился в Москве.

В 1842 успешно сдал магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессором не удалось.

В 1843 Тургенев поступил на службу чиновником "особенной канцелярии" министра внутренних дел.

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Еще до отъезда отдал в "Современник" очерк "Хорь и Калиныч", который имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием "Записки охотника".

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии.

В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.

Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). Работа над повестями облегчила переход к роману.

Летом 1855 в Спасском был написан роман "Рудин" и в последующие годы романы: в 1859 - "Дворянское гнездо"; в 1860 - "Накануне", в 1862 - "Отцы и дети".

С 1863 писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876).

Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

22 августа (3 сентября н.с.) 1883 Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя, тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге.

Предварительный просмотр:

Биография

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 - 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая "Отрочество" (1852 - 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским.

Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера - не моя..." - пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.

1860 - 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 - 69), "Анна Каренина" (1873 - 77).

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям.

В 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 - 90), роман "Воскресение" (1889 - 99).

В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые.

В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 - 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903).

В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким.

Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско Уральской железной дороги.

Похоронен в Ясной Поляне.

Предварительный просмотр:

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в городе Багдади, что в тогдашней Кутаисской губернии. Прославился как драматург, поэт, кинорежиссер и киносценарист, журналист и художник. Маяковский стал одним из наиболее известных советским деятелей искусства и символом эпохи.

Владимир Маяковский родился в семье Владимира Константиновича Маяковского, который трудился лесничим в Эриванской губернии. Мать, Александра Алексеевна Павленко, была родом из казацкого кубанского рода и перебралась в Кутаисскую губернию следом за мужем.

В 1902 году Маяковского отдали на обучение в городскую гимназию в Кутаиси. Проучиться здесь ему довелось всего четыре года. В 1906 году умирает отец Маяковский-старший, после чего вся семья перебралась в Москву.

В Москве Маяковский поступает в классическую гимназию. И здесь ему не довелось отучиться полностью: в 1908 году будущего поэта выгнали из гимназии из-за неуплаты денег за обучение.

Именно в этот период начинается становление Маяковского-революционера. Покинув гимназию, он знакомится со студентами, распространяющими революционные идеи.

Активное участие в работе марксистов не могло не навлечь неприятности: в 1908-1909 Маяковский три раза попадал за решеткуВ результате следствия по всем трем делам Маяковский был освобожден, - как несовершеннолетний и за недостатком улик.

Пребывание в тюрьме является периодом начала творческого становления Маяковского. Здесь он пишет свои первые стихи, которые впоследствии вызывали у него не слишком

В 1910 году Маяковский выходит из тюрьмы, а уже год спустя начинает очень активно интересоваться живописью. Вскоре Московское училище живописи, ваяния и зодчества заполучает Владимира в качестве студента. А в 1912 году его стихи начинают публиковаться в футуристических альманахах. И опять бунтарский характер не дал возможности Маяковскому окончить образование: за участие в публичных выступлениях Владимира исключают и из Московского училища живописи.

Вскоре после этого Маяковский отправляет продвигать футуристическое искусство в массы по городам страны. Он путешествует с группой единомышленников, но в творчестве является уже вполне самостоятельным.

Первая мировая война вызвала активный протест Маяковского. Он создает ряд произведений, в которых клеймит позором жестокость и бессмысленность войны.

Футуризм Маяковского, несмотря на коммунистическую направленность, далеко не всегда нравился Ленину.

В этот же период Маковский проявляет себя и как художник. В 1919 году, перебравшись в Москву, он приступает к созданию серии агитационных плакатов. За три года их количество достигло 1 100.

В начале 1920-х годов Маяковский создает целый ряд произведений, направленных на пропаганду мировой революции. где сотрудничает с Б. Пастернаком , С. Третьяковым, Н. Асеевым и другими.

В 1920-х годах Маяковский работал сразу по нескольким направлениям: работал корреспондентом целого ряда газет Советского Союза, писал стихи (создавал агитационные плакаты. Часто бывал за рубежом, где черпал идеи для своих «анти-буржуазных» стихов. Поэт много ездил по всей стране, читая свои стихи со сцены.

К концу 1920-х годов Маяковский решил больше внимания уделять драматургии. В это время были написаны одни из лучших его пьес: «Клоп» и «Баня». Высмеивание в «Клопе» бюрократизма и прочих проблем навлекло на Маяковского серьезную критику. Посыпались резкие статьи в газетах, лозунги «Долой маяковщину».

В это время будто все напасти свалились на Маяковского сразу: он терпит поражение в личной жизни, его постоянно и очень жестко критикуют, ему грозит потеря голоса, а спектакль «Баня» проваливается. Скорее всего, это и стало причиной самоубийства Маяковского 14 апреля 1930 года.

Вскоре после смерти поэта от его творчества постарались побыстрее откреститься: его творчество попадает под негласный запрет. Только в 1936 году, по ходатайству Лили Брик перед Сталиным, запрет был снят. Сразу же начинают публиковать сборники произведений Маяковского, его называют лучшим поэтом эпохи, создают его музей. Ему воздают всяческие почести, но – уже посмертно.

Предварительный просмотр:

Куприн Александр Иванович (1870- 1938), писатель.

В годовалом возрасте потерял отца, умершего от холеры. Мать в 1874 г. приехала в Москву и из-за тяжёлого материального положения была вынуждена отдать сына в сиротское училище.

В 1880 г. Куприн поступил во 2-ю Московскую военную гимназию (с 1882 г. кадетский корпус), а в 1888 г. - в московское И Александровское военное училище.

Первые литературные опыты он предпринял во время учёбы в кадетском корпусе, а в 1889 г. увидел свет его рассказ «Последний дебют», за который автор получил в училище дисциплинарное взыскание).

В 1890- 1894 гг. Куприн в чине подпоручика проходил службу в Подольской губернии.

Выйдя в отставку, поселился в Киеве, в 1901 г. перебрался в Петербург, а затем в Севастополь. В течение десятилетия отставной офицер жил в постоянной нужде, перебиваясь случайными заработками. Однако именно в эти годы происходило становление Куприна как писателя, чему в немалой степени способствовала его дружба с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. Тогда были написаны повести «Молох» (1896 г.), «Поединок» (1905 г.), «Яма» (1909 - 1915 гг.), рассказ «Гранатовый браслет» (1911 г.).

В 1909 г. талант Куприна был отмечен Пушкинской премией. Писатель активно участвовал в общественной жизни: в 1905 г. он помог скрыться от преследования полиции группе матросов с мятежного крейсера «Очаков».

В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых.

Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его.

Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928-1932 гг.).

Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Пришвин Михаил Михайлович (1873- 1954), писатель.

Родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье.

С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в четвёртом классе за дерзость учителю. Образование удалось завершить в Тюменском реальном училище.

В 1893 г. Пришвин поступил на химико-агрономическое отделение Рижского политехнического института. Увлечение марксистскими идеями привело в 1897 г. к аресту и высылке в город Елец.

В 1900 г. Пришвин отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошёл резкий перелом в жизни Пришвина - он совершил путешествие в Карелию, результатом которого стало обращение к литературе. В дальнейшем писатель побывал во многих уголках необъятной страны - на Дальнем Востоке и в Казахстане, в Поволжье и на Крайнем Севере. Каждая поездка вносила свою толику (повесть, рассказ) в сотворение многоликой картины природы.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом. После 1917 г. он вновь уехал в деревню и вернулся к профессии агронома. Одновременно преподавал в сельских школах и занимался краеведческими исследованиями.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» появился в 1906 г. Через год вышла в свет книга «В краю непуганых птиц», объединившая путевые очерки о природе, быте и речи северян.

Все произведения писателя, в числе которых «За волшебным колобком» (1908 г.), «Чёрный араб» (1910 г.), «Башмаки» (1923 г.), проникнуты страстной любовью к родной природе, простым людям, пониманием своеобразной поэтики их сосуществования.

В более поздних работах автор вплетает в повествование сказочные и фольклорные мотивы: «Родники Берендея» (1925 г.), «Женьшень» («Корень жизни», 1933 г.), «Корабельная чаща» (1954 г.), «Осударева дорога» (1957 г.). Широкую известность получили детские рассказы и повести Пришвина, изданные в сборниках «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (оба 1939 г.), «Кладовая солнца» (1945 г.).

Особую ценность представляют дневники писателя, которые он вёл на протяжении всей жизни. В них идёт постоянный спор с самим собой, поиск своего места в мире, содержатся раздумья об обществе, стране, времени.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: Михаил Михайлович пришвин. Подготовила ученица 7 класса: Смирнова Ольга. Учительница: Хирная Мария Александровна.

Родился 23 января 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим Е лецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил). Мать - Мария Ивановна (1842-1914, урожд. Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе « Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему « голубых бобров» - символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование. В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал - за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым - будущим известным философом - был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище, куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме, в 1900-1902 годах на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии - «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина « Сашок » был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию агронома, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по европейскому Северу. Несколько месяцев Пришвин провёл в Выговском крае. Тридцать восемь народных сказок, записанных им тогда, вошли в сборник этнографа Н. Е. Ончукова «Северные сказки». На основе впечатлений от путешествия в Карелию Пришвиным была создана в 1907 году книга очерков «В краю непуганых птиц (Очерки Выговского края)», за которую он был награждён серебряной медалью Русского географического общества. В мае 1907 года Пришвин по Сухоне и Северной Двине отправился в Архангельск. Затем он объехал берег Белого моря до Кандалакши, пересёк Кольский полуостров, побывал на Соловецких островах и в июле морем вернулся в Архангельск. После этого писатель на рыбацком судне отправился в путешествие по Северному Ледовитому океану и, побывав за Каниным Носом, приехал на Мурман, где остановился в одном из рыбацких становищ. Затем на пароходе он уехал в Норвегию и, обогнув Скандинавский полуостров, вернулся в Санкт-Петербург. В путешествии по Северу Пришвин знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков («За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. Максим Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912-1914 годах.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах. После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом « Кащеева цепь», начатый им в 1923 году, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х годов Пришвин побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести « Жень-шень » («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна». В 1933 году писатель снова посетил Выговский край, где строили Беломорско-Балтийский канал. На основе впечатлений этой поездки им был создан роман-сказка « Осударева дорога». В мае-июне 1935 года М. М. Пришвин совершил еще одно путешествие наРусский Север вместе с сыном Петром. Поездом писатель добрался из Москвы до Вологды и плыть на пароходах по Вологде, Сухоне и Северной Двине до Верхней Тоймы. От Верхней Тоймы на лошадях М. Пришвин добрался до верхнепинежских селений Керга и Согра, затем на весельной лодке достиг устья Илеши, на лодке-осиновке вверх по Илеше и её притоку Коде. Из верховьев Коды, пешком по дремучему лесу вместе с проводниками писатель пошёл искать «Берендееву чащу» - не тронутый топором лес, и нашёл его. Вернувшись в Усть-Илешу, Пришвин спустился по Пинеге до села Карпогоры, а затем на пароходе добрался до Архангельска. После этой поездки на свет появились книга очерков «Берендеева чаща» («Северный лес») и повесть-сказка «Корабельная чаща», над которой М. Пришвин работал в последние годы жизни. Писатель писал о сказочном лесе: «Лес там - сосна за триста лет, дерево к дереву, там стяга не вырубишь! И такие ровные деревья, и такие чистые! Одно дерево срубить нельзя, прислонится к другому, а не упадёт ».

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Максим Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему». Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана правдивая картина процесса « раскрестьянивания » России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

Семья: Первым браком был женат на простой смоленской крестьянке Ефросинье Павловне (1883-1953, урождённая Бадыкина, в первом браке - Смогалёва). В дневниках М. М. часто называл её Фросей или Павловной). Помимо её сына от первого брака Якова (погиб на фронте в 1919 году в Гражданскую войну), у них было ещё трое детей: сын Михаил умер младенцем в 1918 году, Лев Михайлович (1906-1957) - популярный беллетрист своего времени, писавший под псевдонимом Алпатов (уличное имя Пришвиных в Ельце), участник литературной группы « Перевал», и Пётр Михайлович (1909-1987) - охотовед, автор мемуаров (изданы к 100-летию со дня его рождения - в 2009 году). В 1940 году М. М. Пришвин женился во второй раз. Его супругой стала Валерия Дмитриевна Лиорко, в первом браке - Лебедева (1899-1979). О своём бракосочетании писатель позднее запишет в дневнике: « Сегодня все существенное в той борьбе было закончено, Л. получила развод, мы „расписались“ с ней. Вернулись домой: она без каблука, а у меня украли часы ».

Произведения: Лисичкин хлеб Жорки Золотой луг Этажи леса Говорящий грач Хромка Изобретатель Ребята и утята Синий лапоть Медведь Лоси Ёж Глоток молока Как Ромка переходил ручей Наш сад Остров спасения Лесной хозяин По Маймаксе Где, когда и что? Как я научил своих собак горох есть Вася Веселкин Гаечки Курица на столбах Лесной доктор Старый гриб Сухостойное дерево Ястреб и жаворонок Пиковая дама Моя родина (Из воспоминаний детства) Утиное купание Дедушкин валенок Лада Выскочка Сметливый беляк Кладовая солнца

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950), писатель.

Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались рабочие-строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки - всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой шмелёвской прозе.

Будущий писатель окончил гимназию, затем юридический факультет Московского университета (1898 г.).

После года военной службы восемь лет работал чиновником в глухих уездах Московской и Владимирской губерний, где встретил прототипов героев своих произведений. Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895 г. в журнале «Русское обозрение».

В 1897 г. в Москве вышла книга его очерков «На скалах Валаама», которая подверглась слишком сильной цензуре и успеха не имела. Прозаик замолчал на целое десятилетие.

Возвращение к творчеству произошло под влиянием революционных событий 1905 г. Наиболее значительное произведение этого периода - повесть «Гражданин Уклейкин» (1908 г.).

Знаменитым Шмелёва сделала повесть «Человек из ресторана» (1911 г.), увидевшая свет в одном из сборников товарищества «Знание», издававшихся М. Горьким.

В 10-х гг. писатель тесно сотрудничал с московским Книгоиздательством писателей, в котором выходили его рассказы и повести. В период Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял, и Гражданской войны Шмелёв выступал с осуждением войны «вообще» как массового психоза здоровых людей.

В 1922 г. писатель, после расстрела в Феодосии без суда и следствия его единственного сына, бывшего белого офицера, уехал в Берлин, потом в Париж. Гибель сына он так и не простил новой власти, хотя мечтал вернуться в Россию, пусть даже после смерти.

В эмиграции образы и картины старой России, яркие впечатления детства, воспоминания о любимой Москве оформились в книги, ставшие вершиной творчества Шмелёва. «Родное» (1931 г.), «Богомолье», «Лето Господне» (обе 1948 г.) - произведения, удивительные по поэтичности, духовному свету, прекрасному живому народному языку, подобного которому до Шмелёва русская литература ещё не знала.


Технологическая карта урока литературы.
Автор разработки: Кульмухаметова Э.Б., учитель
МОБУ СОШ №2 г. Баймак Республики Башкортостан
Класс: 6
Учебный предмет: Литература. Автор: Меркин Г.С.
Тема урока:В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности.
Тип урока: Первичное предъявление новых знаний.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с
произведением В.К.Железникова, на примере художественных образов
произведения показать, что собака-друг человека, за добро надо платить
добром.
Цели урока:1).Дать представление о писателе, о тематике его творчества.
2).Помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко
всему живому, вызвать у них чувство доброты и содействовать их
нравственному воспитанию.
3).Развивать навыки творческой работы в ходе анализа
художественного произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: _ совершенствуют исполнительное мастерство,
воспитывают внимательное отношение к художественному слову,
воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном,
раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету,
познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся
проникаются пониманием, что пословицы и поговорки - хранилище родного
языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном
совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на
все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности,
осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их
преодолению.
Познавательные - структурируют знания по предмету, осознанно и
произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают,
слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные - понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое
действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые
коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета
характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения
действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно
воспринимают оценку учителя.
Оборудование урока: портрет В.К.Железникова, диафильм по рассказу.
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение,
работа с текстом.
Урок рассчитан на два часа.
Ход урока.
1. Активизация учащихся ‚ настрой на урок: -Добрый день, друзья! Я
рада вас приветствовать в такой прекрасный весенний день!
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Посмотрите на иллюстрации, о ком и о чем мы будем говорить
сегодня на уроке? (показываю фото, иллюстрации на тему «Собака и
человек»). (ответы учащихся).
2. Сообщение учителя и учащихся о личности писателя Л.Н.Андреева.
Владимир Карпович Железников - известный детский писатель и
кинодраматург. Родился в 1925 году. Первую часть своей жизни, самую
короткую, - имеется в виду детство, - много путешествовал. Его отец был
кадровым военным, и поэтому семья часто меняла место жительства.
Мелькали города России, Белоруссии, Прибалтики... Как же сложилась
творческая судьба писателя? Как понял он, что хочет быть именно детским
писателем? Писать он начал очень рано. В девять лет уже вел какие-то
дневники, «Перед самой войной, когда мне было пятнадцать, я написал
маленькую повесть. Профессиональное писательское поприще я выбрал не
сразу. В годы войны я учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в
артиллерийском училище. После войны приехал в Москву, окончил здесь
юридический институт. Параллельно развивались мои занятия
писательством». Однажды со своей повестью начинающий писатель пришел в "Новый мир". Ознакомившись с произведением, там стали говорить о его
недостатках. А Владимира Карповича, как начинающего, волновал вопрос: «А смогу ли я вообще писать?» «Когда я задал его консультанту, он сказал: «Ну, вы знаете, молодой человек, и корову можно научить писать». Я был
настолько огорошен, что потом какое-то время не писал». Тем не менее, после юридического, Владимир Карпович поступает в Литературный институт.
Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в
котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир
Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале -- случайность,как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Его первая книга - сборник рассказов "Разноцветная история" - вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел считателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль. В 1961 г. Увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям - доброе утро». Писательский призыв - жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных - стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети,
но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и
глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в
повседневной жизни. Созданные им шедевры детской литературы - повести
«Чудак из шестого «Б» (1962) И «Чучело» (1975) обрели вторую жизнь как
классические кинофильмы «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». При этом «вина» Железникова в успехе обеих неувядающих картин немалая: он автор не только литературной первоосновы, но и сценариев этих фильмов. В целом же литератор очень часто «изменял» поприщу изящной словесности, вновь и
вновь помогая появиться талантливому произведению детского (и не только
детского) кинематографа. Впервые подобное имело место в начале 60-х годов, когда его сценарий по собственной повести "Таня и Юстик"
"материализовался" на малом, телевизионном экране. Дальше - больше. В
1965 году новый его сценарий, и опять по собственной повести, превратился
уже в картину для большого экрана "Путешественник с багажом". Но
Владимир Карпович не только "сам себе сценарист". Создавались и создаются им и оригинальные сценарии. Это, например, сценарий имевшего в свое время большой успех фильма "Серебряные трубы", повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара. Много было и кинематографических адаптаций произведений коллег по литературному цеху. С 1989 года он создает фильмы уже не только как сценарист, но и как продюсер, директор кинокомпании "Глобус", занимающейся производством в первую очередь детско-юношеских картин. Скончался в Москве в возрасте 90 лет.
3. Просмотр диафильма по рассказу «Троп» В.К. Железникова.
4. Беседа по рассказу:
1) О чём этот рассказ, какой теме он посвящён?
2). Какова композиция рассказа, как он строится? Можно ли части
озаглавить?
3). Какой изображается собака в начале рассказа?
4) Как познакомились Петя и Троп?
5)Что можете сказать об их дружбе?
6). Почему заскучал Троп?
7). Как собака отреагировала на появление Маши??
8). Что такое ревность? Как вы думаете, способны ли собаки ревновать?
9). Какой поступок совершил Троп? Какое выражение вы вспомнили в
данном случае?
Примерные ответы:
-Собака друг человека
-Хорошая собака без хозяина не останется.
-Каков хозяин, таковы у него и собаки.
-Не всякая собака кусает, которая лает.
-Собака бывает кусачей только от жизни собачей.
-Не та собака страшна, что лает, а та, что исподтишка кусает. (Поговорка)
-«Если бы собаки научились говорить, мы лишились бы последнего друга».
Данил Рудый
3. Работа в группах:
1 группа: охарактеризуйте собаку. -
2 группа: опишите Петю.
3 группа: опишите Машу.
4 группа: вспомните пословицы, высказывания о дружбе собаки и человека.
Объясните их смысл.
5 группа: рассуждение на тему «2017 год- Год Экологии».
Выводы, оценивание работы учащихся в группах.
5. Рефлексия:
- Что нового узнали мы на уроке?
-Понравилось вам произведение?
-Какой жизненный урок вы получили, что хотел нам сказать автор?
-Достигли ли мы цели и задач урока?
-Ваше настроение?
6.Домашнее задание:
1.Я поставила вопросительный знак в конце темы урока: «Ты навсегда в
ответе за всех, кого приручил?» (Это тоже слова Экзюпери).Напишите свой
ответ на этот вопрос.
2. Прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева.
Список использованной литературы:
Сайты1. https://www.livelib.ru/author/27189-vladimir-zheleznikov 2. http://diafilmy.su/3070-trop.html

Тема. А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

Цель:

    познакомить ребят с событиями детства А.И.Куприна, оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя;

    формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развивать навыки работы с иллюстрациями;

    воспитывать интерес к жизни и творчеству А.И.Куприна.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

    Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в Наровчате.

    Детство во Вдовьем доме.

    Разумовский пансион.

    В кадетском корпусе.

    Музей писателя в Наровчате.

2.1.Слово учителя.

В захолустном городке Наровчате в Пензенской губернии в середине XIX века из шести тысяч человек более четырёх тысяч были неграмотными.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1870 г. в семье мелкого чиновника.

Отец вскоре умер, семья, оставшись без средств к существованию, переезжает в Москву. Мать устроила дочерей в закрытое учебное заведение, а сама поселилась с сыном во Вдовьем доме. Так началось пребывание Куприна в казённых заведениях, продолжавшееся 17 лет.

Уклад жизни во Вдовьем доме напоминал порядки монастырских гостиниц, в огромной комнате-зале жило пять-шесть «вдовушек»; у каждой отдельный уголок с кроватью, тумбочкой, креслом, шкафом. В середине зала большой стол, за которым обычно играли в карты или занимались рукоделием.

О Вдовьем доме Куприн впоследствии рассказывал: «Моя мать была единственной молодой женщиной, попавшей в этот дом, все окружавшие меня были пожилые женщины или старухи. Говоря о них, мать всегда называла их «вдовушками». Меня они баловали. Все они были очень богомольные и постоянно говорили о божественном. Меня они не только учили молитвам, но и рассказывали мне длинные истории о святых и угодниках».

Мальчик рано привык к тому, что он некрасив и беден, и Саша болезненно стыдился своей наружности, своей бедности. Дети смотрели на него косо, недружелюбно.

Когда Саше исполнилось 7 лет, мать отдала мальчика в Разумовский пансион.

О жизни Куприна в юные годы сохранилось мало сведений. О ней мы знаем главным образом из его произведений, безусловно, автобиографических. Одним из них был рассказ «Храбрые беглецы» (1917 г.)

2.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента статьи А.И.Куприна «Памяти Чехова» (1904) от слов «Бывало, в раннем детстве…» до слов «…капля по капле, каждую ласку».

2.3. Обращение к фотографии в учебнике «А.И.Куприн – кадет».

2.4. Слово учителя.

В автобиографическом рассказе А.И.Куприна «Храбрые беглецы» дан портрет героя рассказа, Нельгина, напоминающий Куприна в детстве. (Широкий лоб, зоркие глаза. Вероятно, упрямая воля. … такой маленький и худой...»

Из пансиона убегают два мальчика – Нельгин и Юрьев. Но побег не удаётся, и беглецы попадают в карцер.

Нельгин ждёт наказания. Приходит начальница пансиона в сопровождении «полной дамы с очень милым, толстым, простым и добрым лицом».

«…Дама его жалеет, обещает облегчить пребывание в карцере и, глядя на мальчика, говорит: «Ну, хорошо, непоседа, живи как хочешь. Только не делай ничего бесчестного. Прощай, бунтарь».

Куприн так и представлял своё будущее: жить, не делая ничего бесчестного.

Какие общие черты можно отметить в описании и на фотографии, помещённой в учебнике?

Встречи с матерью, по-прежнему жившей во Вдовьем доме, вносили, хотя и ненадолго, успокоение в его детскую душу. Любовь Алексеевна очень любила сына, и мальчик отвечал ей тем же.

Мать привила будущему писателю любовь к образному слову, от неё мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй. Её яркие рассказы на всю жизнь запомнились Куприну, и он признавался: «Сколько раз я обкрадывал её, вставляя в свои рассказы её слова и выражения».

О родном городе Любовь Алексеевна так увлекательно рассказывала сыну, что Наровчат представлялся мальчику «вроде Москвы, но несколько красивее».

2.5. Сообщение подготовленного ученика «В кадетском корпусе».

В 1880 г., несмотря на неважную подготовку, Куприн выдержал экзамен во Вторую Московскую военную гимназию, которая в годы обучения в ней Куприна превратилась во Второй московский кадетский корпус.

Пребывание в кадетском корпусе оказало сильное влияние на характер Куприна. Из "нежного", "впечатлительного", "на других мальчиков не похожего" он превратился в одного из членов "бесшабашной мальчишеской республики", которая "закаляла их в физическом отношении и калечила в нравственном". В повести "Кадеты" Куприн с суровой честностью и подкупающей искренностью изобразил это время.

С особенной теплотой вспоминал Куприн в повести "Кадеты" преподавателя литературы Цуханова, который сиплым голосом замечательно читал вслух Гоголя, Тургенева, Лермонтова и Пушкина. Самые отчаянные лентяи, заведомые лоботрясы слушали его чтение, как зачарованные, боясь пошевельнуться, боясь пропустить хоть одно слово.

В мрачной атмосфере военной гимназии и кадетского корпуса зародилась у Куприна, благодаря талантливому преподавателю, любовь к родной литературе. Это и понятно: уроки и чтения Цуханова переносили его маленьких слушателей из удушливой обстановки корпуса в светлый мир русской литературы.

И в пансионе, и в кадетском корпусе, и, наконец, в юнкерском училище будущий писатель отличался "горячим" характером, часто и резко протестовал против школьных непорядков и правил, нередко подвергался взысканиям и наказаниям.

2.6. Слово учителя.

А.И.Куприн написал много прекрасных произведений, вселяющих веру в человека и уважение к нему, к его неисчерпаемым творческим возможностям, осуждающих пошлость, ложь и жадность.

2.7. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате.

В 1981 г. в Наровчате был установлен бюст писателя и открыт музей. В создании музея оказала большую поддержку дочь писателя Ксения Александровна Куприна. Этот музей единственный в России музей Куприна. Небольшой. Есть немного личный вещей, а в основном представлены фотографии, письма, книги.

III . Подведение итогов урока.

Запишите 5-6 предложений-ответов на один из вопросов:

    «Какие события детства А.И.Куприна пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?»

    «Кто помог А.И.Куприну открыть в себе талант писателя?»

IV . Домашнее задание.

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Подготовить пересказ от 3-го лица.

4.Инд.задание: подготовить сообщение о птице Феникс.

Советских времен Николай Носов, придумавший известного героя Незнайку, в жизни был нелюдимым и молчаливым человеком со сложным и непреклонным характером, но это совсем не мешало ему создавать очень веселые и забавные произведения. Биография Николая Носова особо не отличалась от жизнеописаний миллионов других его соотечественников, родившихся в лихие годы войн и революций, однако находивших в себе силы жить и творить. Носов был удостоен множества наград и медалей, среди них - «Орден Красной Звезды» (1943 г.), Сталинская премия III степени (1952 г.), Государственная премия РСФСР им. Крупской Н. К. (1969 г.).

Николай Носов: биография

Писатель родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Его отец был артистом, а заодно подрабатывал железнодорожником. Все свое детство Николай провел в небольшом городишке Ирпень под Киевом, где он и пошел учиться в гимназию.

Биография Николая Носова рассказывает о том, что у своих родителей будущий писатель не был единственным ребенком, у него были еще два брата и сестра. Маленький Коля обожал ходить на концерты и выступления отца. И родители начали всерьез задумываться над тем, что, возможно, их мальчик станет артистом. Коля захотел играть на скрипке, но дело оказалось ему не под силу, и он забросил это занятие.

Увлечения

Биография Носова Николая Николаевича дальше рассказывает, что детство и юность писателя пришлись на тяжелые годы Первой мировой и Гражданской войн. Голод и холод были спутниками его семьи. В итоге все ее члены переболели тифом, но Бог миловал, никто из них не умер. Сам Николай потом вспоминал, что он болел дольше и тяжелее всех, надежды на выздоровление почти не оставалось. Но, вопреки всему, он выжил, и его мама просто плакала от радости, когда он выздоровел. Так он понял, что слезы бывают не только от горя.

Кроме музыки и театра Носова влекло к фотографии, шахматам, электротехнике. Времена были тяжелые, поэтому ему приходилось с 14 лет подрабатывать торговлей газетами, косарем, землекопом. После революции их гимназия стала школой-семилеткой. После ее окончания в 1924 году Носов сначала идет разнорабочим на Ирпеньский бетонный завод, а затем - на кирпичный завод в Буче.

Поиск профессии

Раскрывая далее тему «Носов Николай Николаевич: биография», хотелось бы отметить, что с юности будущий писатель сильно увлекся химией, у него была даже своя лаборатория на чердаке, где он с друзьями проводил свои опыты. Тогда-то он и начал мечтать о профессии химика и захотел поступить в Киевский политехнический институт. Для этого он пошел учиться в вечернюю профшколу, по окончании которой его планы резко поменялись. В свои 19 лет он решил, что будет учиться в Киевском художественном институте.

Затем, после двух лет обучения, в 1929 году переводится в Московский институт кинематографии Николай Носов. Биография содержит сведения о том, что в 1932 году он успешно его закончил и пошел работать режиссером и постановщиком анимационных, учебных и научных фильмов.

Свою автобиографию Николай Николаевич частично отразил в книге «Тайна на дне колодца». Во время Великой Отечественной он работал режиссером учебных военно-технических фильмов для вооруженных сил страны.

Творчество

Дальше Николай Носов пробует себя в качестве детского писателя в 1938 году. Первый его рассказ вышел под названием «Затейники», потом появились «Живая шляпа», «Чудесные брюки», «Фантазеры», «Мишкина каша» и другие. Печатались все эти рассказы в журнале «Мурзилка». В 1945 году был издан первый сборник рассказов «Тук-тук-тук», а еще через год вышел другой его сборник - «Ступеньки».

Сам Николай Носов признавался, что детским писателем стал совершенно случайно. Все началось с того, что он начал придумывать и рассказывать веселые истории своему сынишке, и дальше понял - это для него лучшее занятие, которым он бы мог заниматься. Носов начал основательно изучать не только детскую литературу, но и детскую психологию. Писатель считал, что к малышам надо относиться с любовью, теплом и большим уважением, именно поэтому его книги стали популярными у детской аудитории.

Другие произведения для детей

В 1947 году вышел еще один приключенческий сборник Николая Носова «Веселые рассказы». А самыми известными стали его повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».

В 1952 году Николая Носова наградили Сталинской премией III степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома». Чуть позже, в 1954 году, по ней был снят детский фильм «Два друга».

Он показывал детям на примерах своих героев, что такое дружба, отзывчивость, взаимопомощь, и как сложно жить без всего этого. Такие нехорошие качества, как зависть, тщеславие и ложь, очень уж осуждал Николай Носов. Биография (для детей она тоже доступна и понятна) указывает на то, что во всех его произведениях прослеживается нравственная воспитательная тема.

Незнайка

Самыми известными произведениями Носова стали приключенческие истории о Незнайке. Все началось с первого его произведения «Винтик, Шпунтик и пылесос», а за ними появилась трилогия «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

Самым первым иллюстратором его произведений о Незнайке стал Лаптев А.М., который и подарил детскому зрителю образ непоседливого мальчишки в шляпе. Потом иллюстрациями книг Носова занялся Г.О. Вальк, а дальше - художники И. Семенов, А. Каневский, Е. Афанасьева и другие.

Иронические юморески

Николай Носов - не только детский писатель, в 1969 году он выпустил сборник сатиры под названием «Иронические юморески», в которых затрагивались вопросы современной литературы. Он также писал об отношениях преподавателя и ученика, взаимоотношениях родителей и детей, о вредных привычках и т. д.

Тему «Носов Николай Николаевич: биография» очень хорошо раскрывает его автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», состоящее из трех частей, которое было написано в 1972 году. Третья часть этого произведения, «Тайна на дне колодца», вышла в 1977 году, когда писателя уже не было в живых.

У Носова было две жены. Первая жена умерла и оставила сына - пятнадцатилетнего Петра. У второй жены детей не было. Сын писателя Петр Носов был фотожурналистом.

26 июля 1976 года в Москве на 68 году жизни и скончался всеми любимый писатель Николай Носов. Биография его упоминает о том, что он похоронен на столичном Кунцевском кладбище.

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.




Top