Александр лобанов художник картины. Душевнобольной художник александр лобанов

(2003 ) Место смерти:

Ярославская областная психиатрическая больница «Афонино», Ярославский район , Ярославская область

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Жанр: © Работы этого автора несвободны

Алекса́ндр Па́влович Лоба́нов (30 августа -) - советский душевнобольной ар брют художник .

Биография

Александр Павлович Лобанов родился 30 августа 1924 года в городе Мологе Ярославской губернии в семье лодочника. В 7 лет переболел менингитом , от чего стал глухим . Собирал поделки, игрушки, смастерил во дворе качели, деревянную машину. Осенью 1939 года направлен в специализированную школу-интернат для глухонемых в Загорске , однако никакого образования получить не смог. В годы войны жил в Ярославле с семьёй, переселённой из затопляемой Мологи. Некоторое время работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе .

В 1947 году госпитализирован в психиатрическую больницу. В 1953 году переведён в Ярославскую областную психиатрическую больницу «Афонино», расположенную в одноимённой деревне в Ярославском районе . Находился там до самой смерти в апреле 2003 года.

Творчество

Находясь в «Афонино» под руководством психиатра Владимира Вячеславовича Гаврилова, разделявшего идеи арт-терапии , Лобанов начал рисовать. Создал тысячи рисунков, однако, не отличающихся разнообразием в содержании и стиле. Как правило, изображал себя, революционных героев и Сталина . Уделял большое внимание деталям. На его рисунках часто встречается оружие, особенно фантастическая «двустволка Мосина» - изменённая винтовка Мосина 1891 года; этот мотив связывают с тем, что в годы войны солдаты, шутя, пообещали подарить ему винтовку. На многих рисунках изображены охота и «несчастный случай»; тема охоты пошла вероятно от знакомства в конце 1950-х годов с заядлым охотником - водителем Геннадием. В 1970-е годы, со слов врачей, художник влюбился, вероятно в повариху - вскоре появился рисунок с её изображением, в руках у неё также была двустволка. Стреляет оружие лишь на одном раннем рисунке: мальчик защищается им от врача, к которому его привела женщина. С годами протест в творчестве автора «уступает место теме „взросления“ и становлению образа „Я-идеала“» (до 1970-х годов он упоминал о себе только в третьем лице). В 1970-х годах Лобанов начал заниматься также автофотопортретами (сохранилось более пятисот), которые оформлял аналогично своим рисункам. По мнению В. В. Гаврилова, рисунки и фото «убедительно демонстрирует не столько „болезненность“, сколько детскость души».

Творчество Лобанова было представлено миру в 1997 году на выставке ярославского арт-проекта «Иные». Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие художнику международную известность. В 1999 году он присутствовал на приуроченной к его 75-летию собственной персональной выставке «Аутсайдер» в Ярославском художественном музее . Работы представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). В 2001 году французский художник и кинематографист Bruno Decharme (фр.) русск. снял короткометражный документальный фильм о Лобанове.

Напишите отзыв о статье "Лобанов, Александр Павлович"

Литература

  • Alexandre Lobanov et l’art brut en Russie, avril 2003, Éditions abcd, préface de Bruno Decharme, textes de Jean-Louis Lanoux et Régis Gayraud.
  • Aleksander Pavlovitch Lobanov, auteur d’art brut russe, février 2007, Editions Aquilon, ISBN 2-9519567-1-1 un livre de Dominique de Miscault, réalisé par Alain Escudier.

Примечания

Ссылки

  • (фр.) (англ.)
  • (англ.)
  • Alexandre Pavlovitch Lobanov (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (фр.)
  • / под ред. В. В. Гаврилова. - Ярославль: Иные, 2005.
  • // Независимая газета, 2004-10-18.
  • // Ярославские страницы, 01/11/2007.
  • . Russian Naive and Outsider Art. Проверено 6 апреля 2016.

Отрывок, характеризующий Лобанов, Александр Павлович

В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее.
Мавра Кузминишна подошла к калитке.
– Кого надо?
– Графа, графа Илью Андреича Ростова.
– Да вы кто?
– Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос.
Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых.
– Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна.
Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком.
– Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!..
Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем.
– Вам зачем же графа надо было? – спросила она.
– Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности.
– Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа…
Мавра Кузминишна не дала договорить ему.
– Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.
В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру.
– Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту.
А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику.

В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой.
– Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.
Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка.
Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую.
Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника.
Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал:
– Ребята! наших бьют!
В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом:
– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
– Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
– Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!

Дата рождения: 1924 год
Место рождения: г. Молога Ярославской области
Место жительства: Психиатрическая больница
Дата смерти: 2003 год
Гражданство: СССР
Род занятий: Художник

Европейские учёные-исследователи пишут статьи о его творчестве, защищают диссертации, а картины Александра Лобанова являются своеобразной визитной карточкой Арт-проекта ИНЫЕ (г. Ярославль).

Александр Павлович родился в городе Молога, небольшом городке на Волге Ярославской области. Глухонемой с детства (в возрасте 6 лет, после перенесённого менингита), он любил мастерить игрушки, поделки. После затопления города Рыбинским водохранилищем семья переезжает в Ярославль. Одно из ярких впечатлений того периода - расквартированные в доме солдаты, в шутку пообещавшие подарить пареньку винтовку. Так родилась мечта, а может - и обида. С 1947 года безвыписно находится в загородной больнице «Афонино». Александр с трудом подчиняется её укладу, но постепенно увлекается творчеством. Рисует сцены охоты или «несчастного случая». Наивные сюжеты ассоциируются с собственной трагедией - изоляцией. Далее «протестный период» уступает место теме «взросления» и становления образа «Я-идеала».

Как мальчишка с восторгом играет пистолетиками, воображая себя героем, так и выдумщик Лобанов проводит жизнь в ИНОМ мире невсамделишного оружия, в котором нет места страхам и сомнению. Его ружья перестают стрелять, мироощущение преследуемого сменяется самоутверждением защитника, образы которого приобретают автопортретные черты. Оружие - сверхценный атрибут «отпугивания», символизирующий и мужское достоинство. К середине семидесятых годов завершился поиск и своей «миссии»: художник модифицирует «трёхлинейку» С. Мосина. «Сдвоенный затвор» винтовки стал предметом трепетной любви, надёжным и безотказным символом чудо-техники, компенсирующей ограниченные возможности автора.

Одновременно Александр с упоением фотографировался. В этих фотографиях он выступал оформителем, режиссёром и актёром «парадных» автопортретов. Изготовленные из картона разрисованные рамки - декорации - и муляжное оружие он устраивал в фотоателье и просил снимать. Развивающаяся личность А. Лобанова, благодаря творчеству, а значит, и необходимости осмысления, становится самодостаточной. Нет сомнений: он «зауважал» себя, нашёл роль в жизни, пусть и ограниченную стенами больницы. Рисунки и фото убедительно демонстрируют не столько «болезненность», сколько детскость души.

С первой выставки ИНЫЕ в 1997 г. творчество А. Лобанова зачаровывает зрителей. Отрадно, что ещё при жизни художник познал общественное внимание и признание. В 1999 г. в Художественном музее мастер присутствовал на персональной выставке «аутсайдер», приуроченной к его 75-летию; а далее началась его европейская биография. Работы представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). Художник - дипломант международного фестиваля «ФЕСТНАИВ-2004». Он предстаёт как наиболее масштабный мастер Аутсайдер-арт, «сделанный в СССР».


Александр Павлович Лобанов родился в 1924 году в городе Молога Ярославской области. В детстве переболел менингитом, в результате чего стал глухонемым. В конце 30-х семья Лобановых переезжает в Ярославль, т.к. Молога попадает в зону затопления при создании Рыбинского водохранилища. Лобанов в детстве и молодости был довольно неуправляемым и агрессивным в результате чего в 1947 году был госпитализирован в психиатрическую больницу. После нескольких лет пребывания в больнице агрессивность уступила место замкнутости и одиночеству.
В 1953 году Лобанова перевели в загородную психиатрическую больницу «Афонино», где он и находился до самой смерти. Здесь, под руководством психиатра Владимира Гаврилова, приверженца идей арт-терапии, он начинает рисовать. Как правило – автопортреты, а также и революционных героев и Сталина. Рисунки отличаются большим вниманием к деталям. На рисунках часто фигурирует оружие, особенно часто встречается «двустволка Мосина» - фантастический вариант общеизвестной винтовки Мосина образца 1891 года. Появление этого мотива приписывают истории из детства: солдаты в шутку пообещали подарить ему винтовку, но, разумеется, не сделали этого.
Помимо рисунков, известны фотопортреты Лобанова - он сам выступал оформителем и режиссёром этих «парадных» портретов.
Широкой публике творчество Лобанова было представлено в 1997 году на выставке «Иные». В 1999 он присутствовал на собственной персональной выставке, приуроченной к его 75-летию.
А. П. Лобанов скончался в апреле 2003 года.

Александр Лобанов на сайте Иновидение: статьи и работы
Александр Лобанов на сайте My-Art.biz
Lobanov - auteur d"Art brut russe (сайт на французском и английском языках)
Alexander P. Lobanov @ abcd art brut

Алекса́ндр Па́влович Лоба́нов (30 августа -) - советский душевнобольной ар брют художник .

Биография

Александр Павлович Лобанов родился 30 августа 1924 года в городе Мологе Ярославской губернии в семье лодочника. В 7 лет переболел менингитом , от чего стал глухим . Собирал поделки, игрушки, смастерил во дворе качели, деревянную машину. Осенью 1939 года направлен в специализированную школу-интернат для глухонемых в Загорске , однако никакого образования получить не смог. В годы войны жил в Ярославле с семьёй, переселённой из затопляемой Мологи. Некоторое время работал учеником слесаря на Ярославском моторном заводе .

В 1947 году госпитализирован в психиатрическую больницу. В 1953 году переведён в Ярославскую областную психиатрическую больницу «Афонино», расположенную в одноимённой деревне в Ярославском районе . Находился там до самой смерти в апреле 2003 года.

Творчество

Находясь в «Афонино» под руководством психиатра Владимира Вячеславовича Гаврилова, разделявшего идеи арт-терапии , Лобанов начал рисовать. Создал тысячи рисунков, однако, не отличающихся разнообразием в содержании и стиле. Как правило, изображал себя, революционных героев и Сталина . Уделял большое внимание деталям. На его рисунках часто встречается оружие, особенно фантастическая «двустволка Мосина» - изменённая винтовка Мосина 1891 года; этот мотив связывают с тем, что в годы войны солдаты, шутя, пообещали подарить ему винтовку. На многих рисунках изображены охота и «несчастный случай»; тема охоты пошла вероятно от знакомства в конце 1950-х годов с заядлым охотником - водителем Геннадием. В 1970-е годы, со слов врачей, художник влюбился, вероятно в повариху - вскоре появился рисунок с её изображением, в руках у неё также была двустволка. Стреляет оружие лишь на одном раннем рисунке: мальчик защищается им от врача, к которому его привела женщина. С годами протест в творчестве автора «уступает место теме „взросления“ и становлению образа „Я-идеала“» (до 1970-х годов он упоминал о себе только в третьем лице). В 1970-х годах Лобанов начал заниматься также автофотопортретами (сохранилось более пятисот), которые оформлял аналогично своим рисункам. По мнению В. В. Гаврилова, рисунки и фото «убедительно демонстрирует не столько „болезненность“, сколько детскость души».

Творчество Лобанова было представлено миру в 1997 году на выставке ярославского арт-проекта «Иные». Вскоре последовали другие выставки его работ, принесшие художнику международную известность. В 1999 году он присутствовал на приуроченной к его 75-летию собственной персональной выставке «Аутсайдер» в Ярославском художественном музее . Работы представлены в художественных музеях Ярославля и Иванова, музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандлер (Кёльн). В 2001 году французский художник и кинематографист Bruno Decharme (фр.) русск. снял короткометражный документальный фильм о Лобанове.


Немного о художнике.
Александр родился в Мологе в семье лодочника, его мать была домохозяйкой. Сильным потрясением для всей семьи стало затопление родной Мологи (тогда строили водохранилище), последующий переезд в Ярославль. Именно тогда у ребенка начались проблемы. Он потерял слух и голос, врачи не смогли помочь. На одной из самых ранних работ художника изображена женщина, которая приводит маленького мальчика к доктору, а тот, защищаясь, стреляет в человека в белом халате из пистолета. Заметим, что это единственная работа художника, на которой оружие стреляет.
Образования Александр так и не получил, даже самого среднего. Болезнь прогрессировала - в возрасте 23 лет Александр Лобанов был определен в Афонинскую психбольницу, что недалеко от Ярославля. В ее стенах он провел всю оставшуюся жизнь. В 60-х годах родственники хотели забрать Александра Павловича из больницы, но он категорически отказался. Умер в 79 лет.

Рисовал Лобанов много и на любых клочках бумаги, которые ему попадались под руку. Но в основном это была обратная сторона политических плакатов, призывающих дать отпор агрессивным проискам империализма во Вьетнаме, в Палестине, на Кубе.
Над любым рисунком Александр начинал работу с рамочки, тщательно расчерчивая и вырисовывая ее. Причудливый орнамент – словно заставка, отделяющая реальную жизнь слабоумного пациента от жизни в искусстве талантливого художника. В последние годы у Александра появилась своя техника письма: из стержней выдавливал пасту, перемешивал ее и тоненькими палочками, а иногда и спичками, начинал рисовать. Александр Лобанов создавал свой иллюзорный мир, на защите которого всегда стоял человек с ружьем. Откуда это пришло? Возможно, из юношеских воспоминаний. Во время войны в один из соседских домов на постой пришли солдаты, сложили в груду ружья. Увиденное потрясло Александра. А когда один из солдат в шутку пообещал подарить ружье, а потом, естественно, «позабыл» о своем обещании, близкое, казалось, обретение желанного превратилось в настоящую трагедию для юноши. С тех пор более полувека на каждой своей картине художник упорно изображал оружие, и уже никто не смел его у Александра отнять.

Все его творчество посвящено оружию. Ружье становится для Лобанова символом силы, независимости, всего того, чего он был по определению лишен. Но возведенный в культ человек с ружьем у Александра Павловича не агрессивен. Он не нападает, а защищает. А оружие – тотем, своеобразная икона. Символичны и надписи на картинах: «Лобанов. Ружье. Хорошо», «Не добивай подранка стволами или ложей ружья. Не пользуйся ружья для того».

В конце 50-х годов у Александра Лобанова появился друг – водитель больничного грузовика Геннадий. Они общались на языке, совершенно непонятном для окружающих. При возможности Геннадий приглашал Александра Лобанова домой на обед и, будучи заядлым охотником, рассказывал художнику о своем увлечении. В результате тема охоты в творчестве Лобанова становится одной из основных. Свои работы Александр впервые показал и подарил именно Геннадию, который обклеил кабину своей машины портретами вождей. Их Лобанов рисовал в изобилии. Вместе с Геннадием художник впервые посетил галантерейные магазины, отделы игрушек и канцелярских товаров, где для Александра покупались значки и прочие безделушки.

До 70-х годов художник упоминал о себе только в третьем лице. Потом Александр Павлович начал осознавать себя не объектом, а субъектом и ставить подписи на картинах – сперва инициалами, а потом полным именем. В его небогатом словарном запасе, в основном на тему оружия, появляется местоимение «Я». И высшей самооценкой и оправданием своего существования на этом свете становится фраза «Я рисование».

В середине 90-х годов прошлого века к Лобанову приходит общественное признание. В 1997 году в Ярославле состоялся пилотный арт-проект «ИНЫЕ», в рамках которого произошло первое знакомство публики с творчеством этого маргинального художника. С тех пор у Александра Павловича состоялось четыре персональные выставки, которые демонстрировались не только в Ярославле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Германии, Франции. В ноябре этого года с творчеством Александра Лобанова познакомится Калифорния.




Top