Алексей толстой петр 1 анализ.  А

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное произведение в раскрытии петровский темы в творчестве писателя. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шедшая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибутами европейской цивилизации. И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки насадить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укоренялись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от лица автора. В произведении действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диалоги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. Толстой подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушистохвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взором, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует прежде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической героини: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза,

Как на иконе». В этом лаконичном описании простой русской женщины, по сути, раскрывается нелегкая судьба человека допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Василии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков с болью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку-куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, люди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементарной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого развлечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь представителей царского двора все глубже входят европейские манеры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голицын подумывает об освобождении крестьянства, создании академий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопическую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддерживающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спасские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущается имущественная пропасть в положении между высшей знатью и пародом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со своим родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол-Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и властный русский царь Петр впервые предстал перед своими подданными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их манеры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе-ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя немецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся устои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать.

Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчеркивают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво-личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполагалось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боятся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во время венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из последних уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева государя, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Петра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой -- не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную государственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на казаков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Толстой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощников - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые читатель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоинство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему самодельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра

Это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности подстерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что пока царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопоставлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Москве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает построить новый город - истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова понимает его желания. Этот герой обладает в романе незаурядным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Лефорта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Некоторые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрятность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестокостью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красноречиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки превратилась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немецкое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могущества и экономического процветания.

Шахбулатов Раджаб Саитасанович,Студент–ОтечественнаяфилологияЧеченскийязыкилитература,русскийязыкилитература.Чеченскогогосударственногоуниверситетаг.Грозный.

[email protected]

Сердюкова Елена Федоровна,

ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета; тренер, психологконсультант г.Грозный[email protected]

Жанровые и композиционные особенности романа «Петр Первый» А. Толстого

Аннотация.Данная статья написано в ходе исследования пороману «Петр первый». Во многом эта работа и статья нацелены определить Жанровые и композиционные особенности. «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, -композиция, архитектоника произведения. Что это такое -композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I».Ключевые слова:исторический роман об эпохе Петра, композицияи сюжет романа.

ВВЕДЕНИЕАктуальность.Алексей Толстой -один из крупнейших советских писателей, замечательный мастер слова, создатель ряда широко известных у нас и за рубежом литературных произведений. Его обширное творчество, в котором нашли своё воплощение лучшие традиции русской классической литературы, является ценным вкладом в литературу социалистического реализма.Художественный талант А. Толстого был исключительно ярким и разносторонним. Писатель проявил себя как прозаик и как поэт, как публицист и как драматург. Им создавались рассказы, повести, романы, стихи, сказки, пьесы, киносценарии, очерки, публицистические и критические статьи. С равным интересом и живостью рисовал он и современность, и события недавней гражданской войны, и далёкое прошлое нашего народа. Действие его произведений развёртывается то в обстановке русской жизни, то за рубежом. Палитра А. Толстогохудожника была так богата, его творческий диапазон был столь широким, что для него, казалось, не было ничего невозможного в творческомосвоении самой разнообразной тематики.По самому своему мироощущению А. Толстой был художником жизни, писателемреалистом, остро.чувствующим все краски и запахи её. Тяготея всегда к конкретному, зримому, наглядно представимому, Толстой как художник упорно сторонился всякого рода искусственных абстракций в литературе, надуманных декадентских ухищрений и условностей. По словам А. Толстого, подлинное искусство «должно пахнуть плотью», художник должен уметь «по локоть засунуть руки в тесто жизни».С зоркостью взгляда настоящего художникаживописца, с поразительным мастерством литературной формы Алексей Толстой умел сочетать постановку больших, глубоких социальнофилософских проблем, живых актуальных вопросов современности. Лучшие создания А. Толстого -его трилогия «Хождение по мукам» и монументальный исторический роман «Пётр Первый» -характеризуются исключительным богатством и глубинойсвоего идейного содержания.Материалом исследования является роман А. Толстого «Петр Первый», опубликованный впервые 19301934.

Объект роман А. Толстого «Петр Первый».Предмет–жанровые и композиционные особенности на примере романа "Петр Первый" А. Толстого.Цельработы определить жанровые и композиционные особенности романа "Петр Первый" А. Толстого.Для достижении данной цели сформулированы следующие задачи:рассмотреть творчество А.Н. Толстого;изучить жанровую организацию романа "Петр Первый; изучить композиционную организацию романа "Петр Первый";

проанализировать образную структуру романа "Петр Первый";выявить и описать авторскую картину мира романа.Цель и задачи определили выбор методовисследования применяются сравнительный метод, предоставляющий возможность изучить жанровую специфику, системный метод, позволяющий выявить идейнохудожественное единство, стилистический анализ произведения.

Основная частьЛичностьПетра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и другие.Прежде чем перейти к теме Петра в творчестве А. Н. Толстого, кратко остановимся на изображении Петра и его эпохи в русской литературе, в частности в произведениях А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.Пушкин внимательно изучал историю Петра, работал в архивах, составил интересные заметки, но завершить свой труд ему не удалось. Верное понимание истории, свойственное поэту, помогло ему увидеть в великом преобразователе, чей образ он запечатлел в своих поэмах и стихах, глубокие противоречия. Так, он пишет в конспектах «Истории Петра»: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые -суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые -нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, -вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика»1. Уже в поэме «Медный всадник» поэт показал другую сторону прогрессивной деятельности Петра. Но у Пушкина это дано намеком, а в романе Алексея Толстого, который следовал пушкинской традиции в изображении Петра, развернуто, как справедливо замечает Д. Д. Благой, на «реальном историческом материале. Роман дает нам нагляднейшее представление о тех двух сторонах деятельности Петра, о которых догадывался Пушкин в своих не предназначенных для печати записях о царе».Лев Толстой в течение нескольких лет собирал материал, чтобы создать роман о Петре и его эпохе, но он так и не написал его, хотя и сделал целый ряд предварительных заметок. Толстойне смог написать его потому, что эта эпоха, как он говорил, «слишком удалена от нас». Но настоящие причины были, видимо, другими. Как указывают исследователи (Б. Эйхенбаум, А. Алпатов, Л. Поляк), роман из эпохи Петра не написан был, наверное, потому, что сама личность царя 1Серов С. А. Толстой и русская история // Толстой А. Н. Петр Первый. М: Художественная литература, 1990.С. 12.преобразователя, активно воздействующая на ход исторических событий, вступила в противоречие с толстовской концепцией исторического фатализма, его пониманием роли личности в истории.Свыше двадцати лет волновала и Алексея Толстого тема Петра. Рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, последние главы его исторического романа «Петр Первый» -в 1945. Не сразу сумел А. Н. Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, познавать прогрессивный характер петровских преобразований2.«На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, -писал А. Н. Толстой. -Я видел все пятна на его камзоле, -но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Об этом, свидетельствуют и его рассказ «День Петра», и трагедия«На дыбе» (1928), с которыми я рекомендую познакомиться.Сопоставление рассказа «День Петра» и трагедии «На дыбе» с романом «Петр Первый» наглядно показывает, какое значение для идейного и художественного роста Толстого имела марксистсколенинская историческая наука, помогающая правильно раскрыть движущие силы исторического процесса, личность Петра.Характерно, что к Петровской эпохе А. Н. Толстой обратился в 1917 году. В далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха -время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси -воспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год.Как же рисует Толстой Петра и Петровскую эпоху в рассказе «ДеньПетра»? Петр показан в обстановке повседневных дел и забот, писатель дает почувствовать масштаб его деятельности, его колоссальную волю, неутомимую энергию, направленные на преобразование государства.Но нужны ли эти преобразования России? Нужен ли весь этот перелом, крутая перестройка страны -вот мысль, проходящая через весь рассказ. Отрицая целесообразность резких переломов в развитии страны, Толстой в 1917 году не смог положительно ответить на этот вопрос, не смог показать закономерность петровских преобразований. Более того, он утверждал всем ходом своего рассказа и в авторских отступлениях бесплодность мероприятий Петра, невозможность резко повернуть медленно двигающийся, независимый от человеческой воли ход истории. Поэтому и страна не стала такой, какой хотел ее видеть царь Петр: «... Россия не вошла нарядная и сильная па пир великих держав. А подтянутая им за полосы, окровавленная и обезумевшая от ужаса и отчаяния, предстала новым родственникам в жалком и неравном виде -рабою».По мысли автора, весь перелом, происшедший в России, вызван одной личной волей Петра. Вся русская земля, все классы, все сословия были против реформ Петра, он один восстал против всей страны: «...сидя па пустошах и болотах, своей страшной волей укреплял государство, перестраивал землю». Мрачно, трагически изображает Толстой противоречия эпохи, показывает жестокость, суровые приемы осуществления реформ.Трактовка Толстым образа Петра близка к трактовке славянофилов, символистов, видевших в Петре разрушителя национальных устоев,привычного, веками сложившегося уклада русской жизни. Он представлен в рассказе жестоким гордецом, есть даже чтото мистическое в описании черных глаз Петра, «словно горевших безумием», душа его «жадная, лихая, голодная». Он одинок и страшен. Толстой преднамеренно снижает образ Петра. 2Алпатов А. В. Творчество А. Н. Толстого. M: Учпедгиз, 1956. С. 120; Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 123.

Определенная творческая концепция автора находит выражение в художественной форме. Сопоставление отрывков из рассказа «День Петра» и романа «Петр Первый», посвященных изображению строящегося Петербурга, дает возможность убедиться в этом.Проанализируем отрывки и постараемся понять, что общего в изображении строительства Петербурга в рассказе и романе, чем отличаются описания, как проявляется в них авторская позиция.

«День Петра»

Сыройветер гнал сильный туман с моря... сдувало гнилуюсолому с изб и клетей, завывало в холодныхпечных трубах... много в то время пустело домов, потому что народ мер до последней степени от язвы, туманов и голода. Лихое,невеселоежитье было в Петербурге.Вздувшаясярека била в бревенчатые набережные; ...снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях п улицах...Па черномпожарище выгоревшегов прошлый четверг гостиного двора... торчали четыре виселицы... В грязи, в желтом тумане... возникали каждый день новые амбары, длинные бараки, госпитали, частные дома переселяемых бояр.Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, -народ не знал. (стр. 81-82).

«Петр Первый»

Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт. С востока потянулись бесчисленные обовы, толпы рабочих и колодников... На берегу стояли шалаши и землянки, дымили костры, стучали топоры, визжали пилы. Сюда, на край земли, шли и шли рабочие люди без возврата....Открытое море отсюда было-подать рукой. Ветер покрывал его веселойзыбью... Не хватало хлеба. Из разоренной Ингрии, где начиналась чума, не было подвоза... Петр писал князюкесарю, прося слать еще людей, -«зело здесь болеют, а многие и померли» (конец второго тома)....Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белесом и теплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море:., но не равняться им с морем Балтийским-широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.. Здесь и сердце бьется поособенному, и у мыслей распахиваются крылья, и сил прибывает вдвое......Ветер рвет флаг на крепостном бастионе, из топких берегов торчат сваи, повсюду ходят люди в трудахи заботах, и уже стоит город как город, еще не велик, но уже во всей обыкновенности. Рассмотренные отрывки из рассказа «День Петра» п романа «Петр Первый» посвящены одной теме -строительству Петербурга. Как в рассказе, так и в романе Толстой рисует каторжный труд народа, нищету, голод, бесчисленные болезни, косившие рабочий люд, строивший на краю земли город. Тем не менее впечатление от двух отрывков разное.В рассказе «День Петра» Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. «Да, полно, -пишет он ниже, -хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это двор его и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского?»3.И город Петербург -«царский» город, созданный по его прихоти, город, не нужный России, -такова мысль Толстого, которая находит свое выражение в подборе определенной лексики, создающей мрачную картину строящегося Петербурга.Тон отрывков из романа «Петр Первый» жизнеутверждающий, оптимистический. Показывая тяжелые условия жизни рабочих, многие из которых «померли» от каторжного труда и голода, раскрывая социальные противоречия Петровский эпохи, Толстой всем тоном повествования подчеркивает историческую необходимость строительства города Петербурга, от которого Балтийское море -«подать рукой». Это место -желанное, возлюбленное, ибо открывает перед Россией широкие возможности торговли с Западом, дорогу к «дивным городам, богатым странам».Отрицательное отношениек Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как справедливо; утверждают исследователи, с неприятием и непониманием. А. Н. Толстым в 1917 году Октябрьской революции.Одним из лучших произведениисоветской литературы на историческую тему стал «превосходный», по словам А. М. Горького, роман А. Н. Толстого «Петр Первый».Начало работы над этим романом совпадает, как известно, с событиями, имеющими большое историческое значение в жизни нашей страны. 1929 год -год великого перелома. Развертывается решительное наступление на капиталистические элементы города и деревни. На некогда пустых местах в 30е годы строятся новые города, заводы, электростанции. Изменяется облик деревни. Мощный трудовой подъем в стране, пафос социалистической перестройки города и деревни, расцвет культуры не могли не оказать влияния на Толстого4.Именно в эти годы Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского времени, «когда трещит и рушится старый мир», с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами, о чем и пишет в одном из своих конспектов: «...несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно какимто буйством сил, взрывами человеческой энергия и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».Основным в работе над романом стало изучение трудов классиков марксизма, оценка в этих трудах деятельности Петра и его эпохи. Петр перестал быть для художника «загадкойв историческом тумане».Марксизм, как свидетельствовал сам художник, обогатил его искусство, марксистское познание истории дало ему «целеустремленность и метод при чтении книги жизни».Марксистсколенинская историческая наука, социалистическая действительность, поновому осветившая прошлое, помогли писателю понять закономерность и историческую неизбежность крутой ломки старого уклада России в начале XVIII века, прогрессивный характер петровских преобразований и их классовую ограниченность.«Работа над «Петром», -писал сам Толстой, -прежде всего вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски. Прежде всего -переработка своего художнического ощущения. Результат тот, что история стала раскрывать нетронутые богатства. Под наложенной сеткой марксистского анализа 3Андреев Ю. А. Еще раз о "Петре Первом" // Русская литература, 1958, № 2. С. 109,121.4Баранов В. И. Из творческой истории романа А. Н. Толстого "Петр Первый" // Филологические науки, 1983, № 1. С. 4.история ожила во всем живом многообразии, во всей диалектической закономерности классовой борьбы».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мысли А. Толстого особенно упорно обращались к познанию и раскрытию великих исторических судеб нашей родины. Теме родиныи революции, изображению героической борьбы русского народа за своё будущее, раскрытию замечательных свойств русского национального характера, процесса его формирования посвящены лучшие и самые задушевные страницы его произведений.Писатель видел истоки формирования характера нашего народа ещё в его далёком историческом прошлом. Он понимал вместе с тем, как неизмеримо вырос, преобразился наш народ, обогащённый опытом социалистической революции. С восхищением писал он о советских людях, изумивших весь мир своим героизмом, силой сопротивления, обнаруженной в обстановке недавней борьбы с фашизмом. Выступая с яркими публицистическими статьями, А. Толстой находил самые горячие и проникновенные слова для выражения своего чувства любви к родине, преданности ей.Писательпатриот А. Толстой гордился русской литературой, завоевавшей себе мировую славу. Он любил русский фольклор, восхищался созданным нашим народом прекрасным и выразительным языком. В самой работе своей над словом А. Толстой обнаружил удивительную способность глубокого проникновения в богатства народной русской речи.Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» А. М. Горький назвал «первым в пашей литературе настоящим историческим романом», «книгой -надолго». Горький назвал эту книгу настоящим историческим романом, какое значение для писателя, воспроизводящего события давно прошедшей эпохи, имеет марксистсколенинская историческая наука, как помогает она советскому художнику разобраться в движущих силах исторического процесса, в противоречиях изображаемой эпохи.Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского парода за свою независимость, роман А. Н. Толстого «Петр Первый» всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством.Этот роман имеет большое познавательное значение, ибо знакомит нас с жизнью России конца XVII -начала XVIII века, рисует борьбу новой, молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. «Петр Первый» -это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего -это, по словам А. С. Серафимовича, книга о русском характере.Роман Толстого -выдающееся произведение искусства, и это обязывает нас вскрыть его эстетическую ценность, показать высокое мастерство писателя в изображении ярких картин быта и нравов эпохи Петра, в создании живых образов, в умении воспроизвести своеобразие и колорит языка начала XVIII века. Изучение «сочного, музыкального и вместе с тем простого» языка романа поможет выработать художественный вкус, почувствовать, как «велик и могуч» русский язык.Путь работы над романом «Петр Первый», как и над каждым художественным произведением, -от эмоционального восприятия его к углубленному критическому анализу произведения, постижению его во всем художественном своеобразии, в единстве содержания и формы.

Ссылки на источники1. Петров С. М. Русский советский исторический роман. М: Современник, 1980. С. 24. 2. Толстой А. Н. Краткая автобиография И Толстой А. Н. Познание счастья. М: Молодая гвардия, 1981. С. 23. 3. Пауткин А. И. Советский исторический роман. М: Знание, 1970. С. 19 20. 4. Перхин В. В. Художественная проза А. Н. Толстого в оценке дореволюционной и советской критике // Художественный мир А. Н. Толстого. Статьи. Сообщения /В. Скобелев/ Куйбышев: Кн. Издательство, 1983. С. 126. 5. Алпатов А. В. Два романао Петре I (1933), Петр I читателюподростку (1933), Образ как бы вырезанный на меди (1934) цит. по Рождественская И. С., Ходюк А. Г. А. Н. Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1962. С. 3542. 6. Векслер И. И. Алексей Николаевич Толстой: жизненный и творческий путь. М: Советский писатель, 1948. С. 337.

«Меня часто спрашивают, почему я пишу «Петра I»? Потому что мы с вами не свалились с неба на равнины СССР.

Сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исто-рического процесса…»

«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывал-ся русский характер».

Исторические лица, изображенные в романе: князь Голицын, Петр I, Милославский, Нарышкины, Меншиков, царевна Софья, Ромодановский, Черкасские, Долгорукие, Салтыковы. Наряду с реально существовавшими историческими лицами в романе дей-ствуют и вымышленные персонажи: Бровкины, Буйнов, Кузьма Жемов, Цыган, Федька Умойся Грязью.

Многие исследователи русской истории, а также ученые, за-интересованные творческим наследием Толстого, задавались во-просом: почему именно Петр Первый, а не Голицын, смог стать преобразователем России?

Василий Голицын понимает, в отличие от многих окружа-ющих его бояр, какие именно перемены нужны России, какие преобразования помогут ей встать на ноги: «Во всех христиан-ских странах — а есть такие, что и уезда нашего не стоят — жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно. Скоро пустыней назовут русскую землю».

Перед нами человек, глубоко переживающий за судьбу Рос-сии. Он видит нищую, темную, отсталую страну, забитый народ и считает своим долгом облегчить участь народную. Именно по-этому в его голову приходят передовые для его эпохи идеи. Голицын — умный, высокообразованный человек. И в своих задумках по преобразованию страны он идет порой дальше Петра. Он исхо-дит из любви к своей родине, хочет видеть страну процветающей, богатой, активно сотрудничающей с соседними странами. Он меч-тает о народе просвещенном, богатеющем. Пожалуй, эти планы роднят его с преобразователем Петром.

Но много ли он сделал? Будучи фаворитом царицы, он имел на нее огромное влияние. Фактически целых семь лет он правил страной. Удивительно лишь то, что за все это время он не вопло-тил в жизнь ни одного из своих проектов. Более того, в конечном итоге он оказывается в ряду противников Петра.

Толстой явно дает понять, что Голицын — это не тот чело-век, который выведет Россию на более высокий, европейский уровень. Очевидно, для того, чтобы столь значительные сверше-ния имели место, необходимы совершенно иные качества челове-ческие.

Голицын получил великолепное европейское образование, за-мечательно знает правила света, он изящен, деликатен, галан-тен, красив. Но наряду с этими качествами в нем живут слабость и безвольность. Толстой мастерски подчеркивает это при описа-нии портрета Голицына: в углу рта его слабая жалкая морщинка. Софья, глядя на него, думает: «Ох, красив… да слаб, жилы жен-ские. В кружева вырядился».

Голицын на деле оказывается человеком нерешительным, не-уверенным в себе. В его словах и поступках нет твердости, прин-ципиальности: он то издает указ, по которому должны наказать виновного, то «по доброте своей» отменяет его.

Порой кажется, будто Голицын оторван от реальности. Ему не хватает энергичности, жизненной хватки и воли Петра.

Это становится особенно заметно, когда оба героя переживают неудачи. В романе Голицын ведет военные действия в Крыму, которые заканчиваются позорным поражением. Голицын слишком честолюбив, чтобы дать приказ об отступлении. Он фанатично рвется к победе. Но военные будни далеки от него. Его совершен-но не интересует тот факт, что его армии элементарно нечего есть, не в чем ходить. Войско в безнадежном положении. Вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию, он приказывает «плетьми гнать через огонь».

И совершенно по-другому ведет себя Петр. Перед битвой за Азов и на Нарве он трезво изучает обстановку. Он не строит ил-люзорных планов, он не охвачен честолюбивым пылом. В то вре-мя как князь Голицын в отчаянии ломает руки при первой неуда-че, Петр полон решимости.

Петр тверд и беспощаден. Но если князь следит издалека за ходом событий, окруженный своими фантазиями, то Петр нахо-дится в самой их гуще. Он требователен, прежде всего, к себе. И потому оправданна его непримиримость к чужим слабостям. Он не жалеет ни себя, ни других. Он делает все во имя государства. Голицын и Петр показаны в действии, только действия одного беспомощны и бестолковы, а в действиях и решениях другого ре-шительность, деловитость, жесткость.

Некоторые исследователи проводили параллели между изоб-ражением Петра у Пушкина и у Толстого. И если у Пушкина Петр показан как уже сложившаяся личность, то у Толстого Петр — еще сомневающийся.

Толстой прибегает к некоторой идеализации образа царя. Он показывает нам не только сына своего времени, но и человека, воплотившего в себе лучшие черты русского национального ха-рактера.

В романе рассматривается формирование характера Петра именно как будущего преобразователя под влиянием историче-ских обстоятельств.

Толстой изображает царя как проницательного, дальнозорко-го политика, выдающегося государственного деятеля. Он показы-вает читателю великого преобразователя России, чьи свершения носили огромное историческое значение.

Будучи еще маленьким, Петр воочию увидел несправедли-вость бояр. Отсюда зарождается его ненависть к патриархальной системе в целом. Он не находил приюта в домашней обстановке, все время тянулся к простым людям. Он видел добротность и чест-ность в работе обитателей Немецкой слободы. Именно поэтому у него была горячая привязанность к капитану Лефорту. Только среди простых людей в Немецкой слободе он находит спасение от окружавшей его скуки: «царица зевнула… стольники спали почи-тай что круглые сутки».

В селе Преображенском, в доме, где жила царица, царила та старина, дух патриархальности, которую Петр будет ненавидеть всю жизнь. Скука, невежественность, однообразие. Дни похожи один на другой. Позже Петр будет с горечью вспоминать о своем детстве, жалеть о том, что не получил хорошего образования. И всю свою жизнь он стремился пополнить свой «багаж» знаний.

Но жизнь в селе позволила ему сблизиться с народом. Толстой не раз подчеркивает, что в Петре не было чопорности, высоко-мерия в общении с простыми людьми. Напротив, он отличался полным равнодушием к своему царскому сану. Он приветствовал любовь к труду, стремился научиться все делать сам.

Россия этого времени была на такой стадии исторического раз-вития, когда преобразования были ей просто необходимы. Но мысль о реформировании приходит в голову к Петру не сразу, а лишь после того, как он побывал в Архангельске и увидел ино-странные корабли. Это были не военные, а торговые суда, но даже с ними не могли сравниться утлые русские судна. Петр ощутил отсталость страны, ее военную и экономическую немощь. И особенно остро он почувствовал уколы совести в отношении своих собственных деяний, ведь он, уже столько времени буду-чи на престоле, еще ничего не сделал.

Царь начинает задумываться над тем, какими путями он дол-жен вести Россию к улучшениям. Первое серьезное предприя-тие — поход на Азов — это его жизненный экзамен, проверка не только военной подготовки, но и волевых качеств самого Петра, его веры в себя, энергичности, целеустремленности. Это уже не игры в солдат в Преображенском. На его совести жизни других людей, ими он фактически распоряжается. В этом похо-де формируются навыки Петра как военного стратега и коман-дующего. Он учится наблюдать за противником, оценивать его и свои силы, учится вовремя остановиться, не поддавшись ис-кушению и честолюбию. Закаляется его воля.

Для того чтобы проследить в мельчайших деталях формирова-ние характера Петра, Толстой вводит две ситуации, два собра-ния: это собрания Боярской думы до и после похода.

Первое собрание наполнено духом победы, Уверенность Петра в скорой победе над врагом очень тверда: «Азов возьмем с нале-та». Но она быстро сменяется у Петра стыдом за свое недавнее молодечество. Военные неудачи сначала «изумили Петра», но он даже не подумал об отступлении. Толстой замечает, что «воля Петра как будто окаменела».

Петр целиком погружается в военные будни, сам разрабаты-вает план наступления на Азов. Сам он работает на пределе чело-веческих возможностей и всех вокруг заставляет трудиться не покладая рук, подчиняя своей недюжинной воле. Он далек от вы-сокомерия, признает свои ошибки, стремится их исправить.

В этих условиях закаляется мужество и воля Петра. Он борет-ся уже не за себя, а за свою страну.

Толстой мастерски показывает, как под руководством Петра мужают и его воины. Если при первой осаде «побледневшие вои-ны только крестились», ни на что не способные, то при послед-ней осаде солдаты, не обращая внимания на свист пуль, лезли по лестницам на стены крепости. Петр возмужал сам, а своим пылом, своей уверенностью в себе заразил своих верных солдат.

Первый поход Петра завершился бесславным отступлением русских войск. Но эта неудача не пошатнула веры Петра, он толь-ко приобрел некоторую озлобленность, которая долгое время пи-тала его силы. И причина ее была прежде всего в том, что Петр осознал истинные причины российского отставания. Еще в Ар-хангельске он понял, что враг, который мешает расстаться Рос-сии с ее нищетой и убожеством, «невидим, неохватим, враг — повсюду, враг — в нем самом». Этот враг — равнодушие к госу-дарственному делу страны, беспечность, невежество.

И действительно, как много страдают люди от собственного нежелания что-либо сделать для того, чтобы хоть как-то улуч-шить свою жизнь. Русский человек боится перемен, потому что для этого надо работать над собой, ломать свои стереотипы, пе-ределывать себя. И здесь ясно очерчивается главная русская бо-лезнь, описанная подробнее во многих произведениях русской классики (И. Гончаров, «Обломов»). Болезнь эта — лень.

Петр не таков. Ему присущи энергия, ум, сила воли, блестя-щие организаторские способности. Он тверд в принятии решений, упорно идет к достижению цели. И эти качества в конечном итоге приводят его к победе. Петр как нельзя лучше использовал вре-мя. Заполнял работой каждую секунду, сам работал наряду с простыми рабочими. Ценой жизни многих сотен русских рабо-чих был построен Воронежский флот. Турки были обложены с суши и с моря. Азов вынужден был сдаться.

И вот заседание Боярской думы. Здесь самовластный, твер-дый, с железной волей и стальным характером Петр не считает-ся с мнением бояр. Он уверен в правильности проводимых им ре-форм. Он продолжает активную борьбу с боярством, стрелецким мятежом и раскольничьим движением. В определенной мере это тоже борьба за светлое будущее России, это тоже шаги на пути к прогрессу.

Петр испытывает глубокую привязанность к России. Любовь эта проявляется и в глубокой боли за страну «Черт привел ро-диться царем в такой стране», — с тоской говорит он. Сердце его стонет при виде нищеты, бедствия народного, невежества и стра-даний.

Мудрый правитель, Петр понимает, что выход из этого поло-жения — в развитии промышленности, торговых связей, для чего России просто жизненно необходим выход к морю. Отсюда и воз-никает вопрос о Балтийском море. Голицын и Ромодановский так-же видели эти пути, но воплотить в жизнь все это под силу было лишь Петру. Он строит фабрики, заводы, разрабатывает руды. Он прекрасно понимает, что стране необходимо прежде всего раз-вивать внутренние ресурсы, а потому он без промедлений дает деньги купцу Демидову. Демидов — это реально существовавшая историческая личность. Он развивал железодобывающую отрасль.

Петр поощряет задумку братьев Бажениных, Осипа и Федо-ра, построивших водяную мельницу самостоятельно, без помощи и участия заморских мастеров.

Иван Жигулин получает от царя в свое полное распоряжение три корабля, чтобы развивать морскую торговлю.

Петр борется с безграмотностью и невежеством. Он выступает за развитие науки и культуры. Так, например, он утверждает при литейном заводе в Москве школу, в которую принимают 250 боярских, посадских и даже крепостных юношей («подлого звания»). Здесь их обучают математике, истории, фортификации, шитью. Петр «дубиной гнал в науку дворянских недорослей». Он понимал, что России нужны образованные люди. «Бесчеловеч-но», по словам самого Петра, борется он за то, чтобы «дворян-ские балды — сажень ростом» учились грамоте.

И вот Петр видит уже плоды образования. Он встречает Артамона Бровкина — из простых людей. Он поражает царя своей об-разованностью.

Недаром Петр Великий прославился тем, что окружали его не чванливые люди знатного происхождения, а люди умные, образованные, зоркие. «За ум графами жаловать» — таково реше-ние Петра. Он не терпит мерного степенного боярина, куда боль-ше ему по вкусу человек простой. С удивлением и восхищением смотрит Петр на рисунок Андрея Томского, даровитого живо-писца.

Во второй книге романа Петр — уже умудренный опытом го-сударь, способный трезво и правильно оценить создавшуюся по-литическую обстановку. Он выбирает наиболее приемлемые ходы и пути, по которым смело ведет Россию. Так — он просчитывает наиболее удобный для России момент для войны со шведами. И если для шведского короля Карла XVII война — это всего лишь игра, то для Петра — жизненная необходимость. Петр уже научился искусству войны в походе на Азов, потому он так рас-четлив в битве на Нарве. Здесь он видит, что русские еще не научились сражаться, воевать. Петр говорит: «Чтобы здесь пуш-ка выстрелила, надо ее в Москве зарядить».

Петр решает отступать. Дальнозоркий стратег, он проницатель-ным взглядом замечает, что русское войско идет на верную ги-бель. И, не страшась прослыть трусом, он оставляет поле битвы. Жизни человеческие для него куда важнее собственной репута-ции. Свою честь и славу он кладет на алтарь.

Однако автор показывает и некоторую ограниченность Петра. Одним из основных недостатков в его деятельности Толстой ви-дит то, что Петр накладывает свои реформы на старую почву, стремится построить новое государство на заведомо гнилом фун-даменте. И фундамент этот — крепостное право. Оно крепко дер-жит в руках всю Россию, не отпускает. А Петр лишь только укрепляет его.

В романе много эпизодов, которые ясно показывают читате-лю близость Петра народу. Но, тем не менее, это не сделало его тем государем, который заботится о благополучии простого люда, об угнетенных, униженных, обездоленных. Именно поэтому ни-каких надежд на него не возлагают «ободранные до нитки» ка-бальные крестьяне, рабочие на Тульском и Невьянском заводах. Он — «надежда-государь» для купцов и помещиков. Об этом пря-мо говорит Петру «большебородый мужик».

Все те прогрессивные реформы, превратившие Россию в мо-гучее государство, способное соперничать с передовыми европей-скими государствами, стали лишней обузой для крепостных кре-стьян. Они стали бременем, легшим на и без того натруженные плечи простого люда.

Трудолюбивый, энергичный, деятельный, простой, Петр — беспощадный самодержец, жестоко расправляющийся с зачин-щиками восстаний и бунтов, подавляющий любое неповиновение.

Это противостояние, глубокое противоречие в сознании и де-ятельности Петра связано с преклонением перед Европой, перед развитыми европейскими канонами, разумными и справедливы-ми, перед европейской культурой. И Петр, следуя своей страсти, «прививал», а на самом деле насаждал все европейское.

А. С. Пушкин писал о преобразованиях Петра: «Все реформы Петра написаны кнутом». Во имя народа, но народ так и остался в зависимости.

Толстой в большой мере затрагивает тему о роли личности в истории. Он показывает, что историю вершит народ. Само по-вествование о Петре — это вовсе не его биография или перечис-ление его заслуг перед Отечеством, а повествование о петров-ской эпохе, эпохе, когда коренным образом перестраиваются все слои общественной жизни. В первую очередь это переделка пат-риархальной России, борьба русского народа за свою независи-мость.

Тема русского народа — очень важная в романе. И если в на-чальных главах она воплощена чаще всего в собирательном обра-зе угнетенной и отсталой России, то постепенно Толстой все четче раскрывает духовный облик народа, характер человека из наро-да. Толстой — даровитый художник слова — сумел в зримой по-этической форме воспроизвести сложную диалектику Петра и народа.

В романе присутствуют многочисленные массовые сцены, рас-крывающие народный характер. На их примере мы можем про-следить мужание народной массы, пробуждение сознания. В на-чале романа Толстой описывает сцену, когда стрельцы подня-лись против вступления на престол рода Нарышкиных. «Люди, разинув рты, глядели на его парчовую шубу, на самоцветные перстни на его руке… люди пятились, ничего не отвечали…» Та-кое поведение свидетельствует о полной пассивности со стороны народа, о его невежественности.

Постепенно народ начинает принимать участие в деяниях Петра, становится активнее. Во время расправы со стрельцами народ тоже молчит («народ молчал, и палач начал свое дело), но это молчание зловеще.

Писатель показывает нищету, беспощадный крепостнический гнет. Вначале крестьяне обращались к царю с жалобами: « …ныне у нас ни хлеба, ни скотины нет, погибаем голодною и прозябаем холодною смертью… лебеду едим, тело пухнет… смилуйся». Но Петр в это время совсем не задумывался над тем, чтобы освобо-дить народ от оков крепостного права. «Неспокойны были разгово-ры в народе. За твердынями стен, где пестрели чудные, наряд-ные крыши боярских дворов и государева дворца, творилось не-ладное… у всех накипело. Жить очертело при таких порядках. Грозили кремлевским башням». Росла сила протеста. Материал с сайта

Автор создал целую галерею народных образов. Среди них са-мые разнообразные незаурядные личности: участники разинского восстания — смелый, мужественный, решительный, «пе-гобородый Иван» и Овдоким, «пытанный, мученный много», но не утративший веры в возвращение разинского времени, «костя-ной от злобы» Федька Умойся Грязью, талантливый изобретатель- самоучка Кузьма Жемов и другие.

Толстой показывает трудолюбие, талантливость простых лю-дей, патриотизм, мужество и героизм в борьбе за родину с внеш-ними врагами («русский мужик умен, смышлен, смел, а с ружь-ем страшен врагу»).

В Федьке Умойся Грязью как будто от рождения было зало-жено чувство протеста. Оно особенно обостряется при тяжелых экономических и политических обстоятельствах. Он не стал, по-добно миллионам, мириться с непосильной барщиной, бежал на Дон, но был схвачен и привезен на царские работы в Воронеж. В нем очень сильно развито чувство справедливости. Это толкает его на молниеносные действия. Он душит немца Вирбаха, потому что не может видеть, как тот издевается над солдатами. Он ста-рается выручить крепостного Дехтярева, ему становится отчасти близка тонкая душевная организация Андрея Голикова, будуще-го живописца петровского времени.

Еще один представитель народа — Кузьма Жемов. Это талант-ливый изобретатель, мечтающий изобрести крылья для человека. «Бог человека сделал ползающим, а я его летать научу». Но в народе его объявляют еретиком, избивают, наказывают. Он сде-лался беглым, а потом стал искусным кузнецом. Изобрел паровой кузнечный молот и учил Петра кузнечному делу.

В финале романа Толстой говорит о строительстве Петра: «со свежим пунцовым клеймом на лбу… он бил и бил дубовой кувал-дой в сваи». Здесь Петр закладывает фундамент города, который станет национальной славой русского народа.

Роман Толстого получил широкую известность. М. Горький на-зывал эту книгу «первым в нашей литературе настоящим истори-ческим романом». «Петр Первый» очень своеобразен и по языку, и стилю. Для того чтобы воспроизвести стиль эпохи, Толстой ис-следовал так называемые пыточные акты XVIII века, в которых соблюдались особенности речи говоривших. Но, пожалуй, самая замечательная черта стиля романа — это «максимальное сбли-жение языка рассказчика с языком персонажей. Авторское сло-во часто переходит в несобственно-прямую речь». Таким обра-зом, у читателя появляется возможность услышать, как эпоха «сама рассказывает о себе голосами разных людей — современ-ников».

«Что привело меня к эпопее «Петр Первый»? Наверно, что я избрал ту эпоху для проекции современности. Меня увлекло ощущение полноты «непричесанной» и творческой силы той жиз-ни, когда с особенной яркостью раскрывается русский харак-тер», — писал А. Толстой в краткой автобиографии.

План

  1. Государственная власть после смерти царя Алексея Фе-доровича переходит в руки Софьи.
  2. Алешка Бровкин сбегает из дома и встречается с Алексашкой Меншиковым. Они знакомятся с Петром.
  3. Петр все время живет в селе Преображенском, где орга-низует игры в солдат со своими сверстниками.
  4. Против царя устраивают бунт. Жестокое его подавление. Софью отправляют в монастырь.
  5. Петр предпринимает поход на Крым и Азов. Поражение. Наконец Азов взят.
  6. Петр уезжает в Англию, Голландию под именем Петра Ми-хайлова. Он обучается ремеслам.
  7. В это время в России снова назревает бунт, организован-ный Софьей. Царь возвращается в Россию и жестоко подав-ляет бунт.
  8. Петр объявляет войну шведам. Первые его военные на-ступления заканчиваются провалом. Но за то время, пока Карл XVII был в Польше, Петр успевает собрать довольно хорошую армию. Он завоевывает Мариенбург.
  9. В финале романа Петр завершает победой осаду Нарвы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение а.н.толстого петер1 с планном
  • как в романе петр 1 толстой описывает петра из книги
  • анализ романа толстого петр первый
  • план романа пётр 1
  • сочинение на тему образ петра 1 с планом

Роман «Петр Первый» впервые публиковался в журнале «Новый мир», с перерывами, с 1929 по 1945 год.

В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев» (1938-1945), исторические романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» (1926-1927), «Гулящие люди» (1935-1937) и др. произведения.

В этот ряд встал и роман Алексея Толстого о переломном периоде русской истории.

В 20-30-е годы в исторической беллетристике шла борьба главным образом между «романами-исследованиями», где социальный анализ преобладает над художественностью (мог и не преобладать; все же художественность считалась дополнением - желательным, но не обязательным), и натуралистическими романами либо рассказами, где правдоподобия пытались достичь через подробнейшее описание быта, нагромождение архаической лексики. К подобному приему - использованию «вещизма»- прибег еще в начале века в своем романе «Петр и Алексей» Д. С. Мережковский, но без успеха: время оживить ему не удалось.

При чтении «Петра Первого» поражает мастерство, с которым автор избежал обеих крайностей. Человек широкий, увлекающийся, он свои красочные, запоминающиеся читателю описания строит на скупых, со вкусом отобранных деталях.

Ему достаточно назвать какой-то один признак вещи, один жест героя. Но этот признак - главный, этот жест - характерный.

Что же касается «романа-исследования», то здесь дело обстоит сложнее. Действительно, теряет ли в исторической достоверности роман Алексея Толстого из-за того, что в нем действуют вымышленные герои, а реально существовавшие личности говорят слова, которых они не произносили? Писатель иногда смещал последовательность событий. Например, впервые Петр посмел надеть немецкое платье для визита на Кукуй лишь после смерти патриарха Иоакима; в романе живописная сцена выписки молодому царю «накладных волос» отнесена к более раннему времени. Сам патриарх, на заседании думы, по воле автора читает текст, в действительности включенный в его завещание. Иногда Алексей Толстой подробно излагает одни события, а о других - исторически, возможно, более важных - сообщает чуть ли не скороговоркой. Неудач ному первому Азовскому походу Петра посвящена вся шестая глава первой книги; второму же, победному, пол-абзаца. По традиции (и по наличию документов) детально описано пребывание царя в Саардаме, длившееся всего восемь дней, - за это время, вопреки легенде, Петр даже плотничать не успел бы научиться; о двух с половиной месяцах, проведенных в Англии, где Петр получил гораздо более нужные ему знания инженера-кораблестроителя, рассказано на одной странице.

Но Алексей Толстой знал свою задачу. Он писал роман, а не исторический трактат. Литератор имеет право на воображение, на отход от документальности. Для завлекательности иной автор может развернуть несущественный эпизод или даже придумать авантюру, чтобы поразить воображение читателя, прибавить кровожадности герою, забыв совет Пушкина: «Обременять вымышленными ужасами исторические характеры и не мудрено и не великодушно». Казалось бы, Петр - самый подходящий кандидат в «кровавые герои»: подозрительный эпилептик, сыноубийца, возможно, отцеубийца (Петр пытал Стрешнева, чтобы узнать, действительно ли тот отец ему); одних стрелецких казней достаточно для писателя, желающего разлить побольше крови по страницам романа.

Посмотрим, как обращается с этими исторически верными фактами Алексей Толстой. Прежде всего он должен был показать Петра - строителя государства. Неприятные, даже патологические черты личности Петра его интересуют меньше. Алексей Толстой любил свою родную историю такой, какою она была: за то, что в ней жили, страдали и радовались, убивали и умирали и творили эту историю люди, предки писателя и читателя. Алексей Толстой видел их слабости, видел пороки и созданного ими государства, и задавленного этим государством народа. Поэтому из неидеальных черт Петра он выбирает для наиболее подробного описания пьяный разгул, грубость; постепенно, по мере роста государственной значимости Петра и со все большей оглядкой автора на современную параллель царю, эти черты в характеристике образа стираются. Отмеченные многими современниками припадки царя сводятся в романе к дерганию щекой в минуты наибольшего волнения; истерическому приступу отводятся только один-два эпизода. Для стрелецких же казней писатель мастерски использует слегка обработанные им подборки из документа (свидетельства секретаря австрийского посольства); авторская эмоция в этих сценах отсутствует.

Свое понимание смысла событий автору легче показать через «неисторические» лица, созданные воображением. Их «иеисторичность» ТОЛЬКО в том и состоит, что о них нет упоминания в документах того времени. Однако если судьбы известных деятелей автор не имеет права изменить, что придуманных им самим героев он может провести сквозь такие ситуации, где заметнее всего выражена - пусть не всегда понятная им, но ясная для нас - суть времени, в котором они живут.

По историческому роману нельзя изучать историю. Но ощущение истории он может дать порой более яркое, чем иная строго научная работа. Нужно только, чтобы писатель сам пережил это время, как свое, нужно, чтобы - в меру своего таланта - он вовлек в сопереживание с ним и читателя.

Мера таланта Алексея Толстого была велика. Потому-то, при всей социальной неоднозначности писательской личности, роман его дает нам почувствовать, что и мы живем в истории, что она не прерывается. Потому-то этот роман с неослабевающим интересом читают сейчас, будут читать и в том историческом времени, что продолжится после нас.

Источники:

  • Толстой А. Н. Петр Первый: Роман/Вступ. ст. С. Серова.- М.: Худож. лит., 1990.-637 с.
  • Аннотация :

    В историческом романе А. Н. Толстого {1883-1945) «Петр Первый» показан один из переломных моментов в истории России, когда, по словам автора, завязывался «русский характер».

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» - центральное про­изведение в раскрытии петровский темы в творчестве писате­ля. Однако объектом изображения в нем становится не только личность знаменитого русского царя, но и целая эпоха реформ и потрясений, время, когда крестьянская Россия, доселе шед­шая по своему особому пути, вдруг соприкоснулась с атрибу­тами европейской цивилизации.

И соприкосновение это было как прогрессивным, так и мучительным, ибо попытки наса­дить европейский образ жизни подчас вступали в глубокие противоречия с национальными традициями, плохо укореня­лись на русской почве и, конечно, порождали сопротивление.

Роман состоит из трех книг. Повествование ведется от ли­ца автора. В произведении действуют как вымышленные пер­сонажи, так и реальные исторические лица. Огромную роль в организации развития сюжета играют массовые сцены, диало­ги, описание жилища, быта и портреты героев.

А. подчеркивает природные богатства русской земли: вековые сосны, просторы полноводных рек, пушисто- хвостые белки, караваны птиц. «Земля раздвигалась перед взо­ром, - не было ей края».

В традициях И. Шмелева А. Толстой в романе рисует пре­жде всего Русь православную. Об этом в первой же сцене произведения свидетельствует портрет эпизодической герои­ни: «Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страш­нее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, - как на иконе». В этом лаконичном описании простой рус­ской женщины, по сути, раскрывается нелегкая чело­века допетровской эпохи: постоянные материальные лишения, привычка к каждодневному труду и в то же время стойкость, душевная глубина, отточенная в муках и страданиях.

От описания крестьянского уклада жизни в доме Ивана Бровкина А.Н. Толстой переходит к рассказу о дворянине Васи­лии Волкове, который тоже едва сводит концы с концами: надо платить огромные подати монастырю да оброки и дани царской казне. В разговоре с соседом Михайлой Тыртовым Волков е бо­лью восклицает: «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». Василий вспоминает, как ездил в Москву в Ку- куй-слободу, где живут немцы. Там везде чистота и порядок, лю­ди приветливые. Да и живут они богаче всей Москвы.

Причины нищенского существования России А.Н. Толстой видит и в бесхозяйственности, доходящей порой до элементар­ной жадности, и в воровстве, и в беспорядках на дорогах, когда княжеский сынок содержит шайку разбойников, обирающих купцов на проезжей дороге. Особенно нелепым менталитет русского человека казался иноземцам. Они удивлялись, что при царском дворе нет балов и галантного веселья, нет тонкого раз­влечения музыкой. Работают русские люди мало. Времени на это почти не остается: по три раза в день отстаивали церковные службы, по четыре раза плотно ели, да еще и спали днем для здоровья. Однако А.Н. Толстой показывает, что в жизнь пред­ставителей царского двора все глубже входят европейские ма­неры. Дом князя Голицына охраняют швейцарцы. Сам он бреет бороду, носит французский костюм, читает латинские книги. В доме - французская и итальянская изысканная мебель. Голи­цын подумывает об освобождении крестьянства, создании ака­демий. Однако даже его собеседник господин де Невилль не верит в то, что в России можно выполнить всю эту утопиче­скую программу. В разговоре с Софьей звучит мысль о том, что европейским манерам не обрадуется духовенство, поддержи­вающее патриархальные традиции.

Примечателен в романе образ средневековой Москвы с ее древней топонимикой (Иверская, Василий Блаженный, Спас­ские ворота, Варварка, Всехсвятский мост). В калашном ряду Гостиного двора продают горячие пироги и сбитень на меду. В Москве, как нигде в другом уголке России, остро ощущает­ся имущественная пропасть в положении между высшей зна­тью и народом: на парчовую шубу князя Василия Васильевича Голицына можно пол-Москвы купить.

С высокой степенью детализации пишет А.Н. Толстой о жестокой борьбе за царский трон, которую ведет Софья со сво­им родным братом Петром. Но женщина даже в политических делах остается женщиной: за одну морщинку на лице своего возлюбленного князя Голицына Софья готова сжечь пол­Москвы. В неукротимом желании любой ценой вырвать из рук Петра власть она готова уничтожить его. В сцене, когда Софья и Наталья Кирилловна слушают совет патриарха Иокима, как усмирить стрельцов, А.Н. Толстой сравнивает Софью со змеей.

Волею судьбы Петр пришел на российский трон раньше срока. Он был еще мальчиком. Первое описание Петра в романе красноречиво свидетельствует об этом: «Мономахова шапка съехала ему на ухо, открыв черные стриженные волосы. Круг­лощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу». Таким жестокий и вла­стный русский царь Петр впервые предстал перед своими под­данными. На всю жизнь запомнил он стрелецкие бунты.

Взрослея, царь Петр все чаще бывает в Кукуевской слободе: интересуется жизнью немцев, постепенно перенимает их мане­ры. А.Н. Толстой подробно рассказывает, как царь впервые одевает европейский костюм, как танцует с фрау Шимельпфе- ниг и Анхен контрданс. Затем Петр приглашает для себя не­мецких учителей: учиться математике и фортификации.

Молодой царь влюбляется в хорошенькую немку. Но даже монарх в России не может перешагнуть через сложившиеся ус­тои. Петр должен жениться на той, кого выбрала для него мать. Примечательна в романе сцена свадьбы царя. Во всей этой церемонии важно лишь соблюсти ритуал. То, что у молодых нет никаких чувств друг к другу, никого не смущает. Невесту долго обряжают с песнями сенные девки. Драгоценности душат горло Евдокии, оттягивают ей уши, а волосы завязали ей так туго, что невеста не могла моргнуть глазами». Все эти детали подчерки­вают напыщенную неестественность данной ситуации. Симво- личны дары жениха, преподносимые невесте согласно обычаю: сладости, украшения, ларчик с рукоделием и розга. Предполага­лось, что после свадьбы жена попадала в полную зависимость от мужа, а за непослушание ее можно было и поколотить плетью.

Во время самой свадьбы все ведут себя неестественно: боят­ся совершить промах. У Евдокии дрожат ребрышки от страха. Родня невесты боится даже есть, чтобы не показать, что голодна, чтобы не уронить себя тем самым в глазах царя. Петр же во вре­мя венчания думает лишь о том, что не смог проститься с Анхен.

Петр покорился воле матери, но это была одна из послед­них уступок древним обычаям. Когда молодых провожают в опочивальню, Петр резко обернулся к гостям. «У них пропал смех, когда они увидели его глаза, попятились...» - пишет А.Н. Толстой, показывая этой сценой всю глубину гнева госу­даря, не желающего делать из своей жизни посмешище.

Дальнейший сюжет романа рисует образ деятельного Пет­ра. Он строит корабли, изучает новые технологии. Сидеть на троне, прикрикивать, топать ножкой - не так представляет Петр свою жизнь. Возмужав, он сумел получить реальную го­сударственную власть в стране. А.Н. Толстой показывает, как русский царь «плюет на царское величие ради любопытства к торговле и наукам...». Петр хорошо понимает, что России нужны морские торговые пути. Ради них он, опираясь на каза­ков, ценой огромных человеческих жертв после неудачных штурмов осадой берет Азов.

Параллельно с художественной биографией Петра А.Н. Тол­стой рассказывает в романе о судьбах его преданных помощни­ков - Алексашки Меншикова и Алешки Бровкина. Впервые чи­татель видит их на страницах романа мальчиками с нелегкими, но типичными для людей того времени судьбами. Постепенно и эти герои начинают бороться за собственное счастье и достоин­ство и становятся ближайшими сподвижниками Петра.

Видя презрение европейских капитанов к своему само­дельному флоту, царь пускается на «азиатскую хитрость», как пишет А.Н. Толстой, все время подчеркивая, что дело Петра - это путь России от Азии к Европе. Русский царь просит иноземцев помочь России преодолеть убожество.

Автор романа открыто пишет о том, какие сложности под­стерегают Петра в его нелегком деле. Огромные расстояния и отсутствие скоростных средств связи приводят к тому, что по­ка царь путешествует по Европе, он не владеет достоверной информацией о том, что происходит в России. О нем тоже ползут всякие нелепые слухи.

Российской хозяйственной разрухе в романе противопос­тавлена немецкая аккуратность. Вспоминая в Германии о Мо­скве, Петр от досады хочет сжечь ее. Он задумывает постро­ить новый город - истинный парадиз.

Первым помощником в деле сближения России с Европой у Петра становится Франц Лефорт, который с полуслова по­нимает его желания. Этот герой обладает в романе незауряд­ным умом, европейским лоском, трудолюбием, добродушным и веселым нравом. «Думали одним умом», - скажет про Ле­форта Петр, попрощавшись с мертвым другом. Однако не все были рады дружбе и сотрудничеству Петра с Лефортом. Неко­торые называли его «проклятым чужеземцем».

Образ невежественной России создается десятками сцен и эпизодов романа, описывающих пытки, колдовство, неопрят­ность, жестокие казни. Русский царь с варварской жестоко­стью подавляет любое сопротивление. А.Н. Толстой красно­речиво показывает это в сцене расправы над Цыклером, в описании стрелецкой казни.

Перемены в российской жизни А.Н. Толстой описывает на примере семьи Романа Борисовича Буйносова, а также судьбы Саньки Бровкиной, которая из крестьянской девки преврати­лась вдруг в знатную даму, даже при этом научилась читать. Петр побрил боярам бороды, обязал российскую знать немец­кое платье носить, пить по утрам кофе. Но все эти внешние перемены не дали качественно нового уровня хозяйствования в стране. Правда, Иван Бровкин создал заводик полотняный, который хорошую прибыль дает, а Василий Волков при царе состоит, строит русский флот.

Основной идеей романа является стремление показать прогрессивный характер петровских реформ. Автор верит в светлое будущее свой страны и желает ей державного могу­щества и экономического процветания.




Top