Анализ картины поцелуй иуды джотто. Джотто и Поцелуй Иуды

> Евангельские сюжеты в зеркале искусства. Страсти Христовы: Поцелуй Иуды

Галина Толова

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь - алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!

В.Я.Брюсов

СТРАСТИ ХРИСТОВЫ

Поцелуй Иуды

Страсти Христовы — это физические и духовные страдания, которые претерпел Иисус Христос в последние дни и часы своей земной жизни. В Евангелиях они составляют цепь событий, отсчет которых начинается с Тайной Вечери, возвестившей о грядущих страданиях, об искупительной жертве Спасителя «за многих».

В изобразительном искусстве Страсти Христовы нашли яркое воплощение в серии канонических сюжетов:

  • поцелуй Иуды и арест Иисуса;
  • отречение апостола Петра;
  • суд Пилата;
  • бичевание Христа;
  • крестный путь на Голгофу;
  • распятие Христа и его слова на кресте.

В данном обзоре становимся на первом сюжете.

В Евангелие сказано, что во время Тайной Вечери Иисус «возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф.26:20-21).

После молений Иисуса в Гефсиманском саду сбывается предсказанное им предательство учителя учеником - Иудой Искариотом. Иуда был одним из 12 апостолов, верил Господу, совершал знамения, воскрешал мёртвых, изгонял бесов и стал предателем. Противоречивые свидетельства евангелистов способствовали возникновению различных толкований и интерпретаций мотивов предательства Иуды: самопожертвование, бунт против гнета римских властей, разочарование в вере и т.п. Каноническими все же считаются сребролюбие и вмешательство сатаны.

Приведенное ниже изображение является наглядной иллюстрацией развития сюжета Страстей Христовых от молений в Гефсиманском саду до предательства Иуды и ареста Иисуса.

Дуччо ди Буонисена. 14 век

«…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. <…>Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. (Мк.14:43-53)

Иуда предает Господа целованием. Он говорит стражникам: «Кого я поцелую, Тот и есть» (Лк. 22, 47). Истинный смысл его намерения не может скрыться от Господа. «Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48).

Джованни Чимабуэ. 14 в. Иеронимус Босх (фрагмент). 16 в.

Поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, был традиционным иудейским приветствием. Знаменательно, что еще в Ветхом Завете встречаются случаи целования перед предательством. Иисус не отвергает целования, зная все наперед, он кротостью своей и любовью вразумляет неверного ученика. Иудин поцелуй становится символом коварства и предательства, а имя Иуды - нарицательным.

Исполняется пророческое речение: «окружили меня, как пчелы сот, разгорелись, как огонь в терниях» (Пс.117:12); и еще: «множество псов окружили меня, тельцы тучные обступили меня» (Пс.21:17,13).

Иисус, не скрывается от стражи и, «зная все, что с Ним будет» , выходит навстречу толпе.

Немецкий мастер. 15 век

Агрессивное волнение толпы подчеркивает незлобие и смирение Господа. Евангелисты утверждали, что ученики вступились за Иисуса, а Петр даже отсек ухо одному из нападавших. Однако Христос тут же его исцелил, произнеся: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» .

Джотто ди Бондоне, - это строчки поэта Арсения Тарковского:

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост -

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

Эти слова характеризуют не только писателя, но и всю эпоху, в которой он жил. Картины Джотто и есть тот самый мост, который соединил два этапа в искусстве живописи.

Основоположник современной живописи

Джотто жил на рубеже двух столетий - 13-го и 14-го. Ровно середина его жизни пришлась на этот период, и эпоху эту во всей мировой культуре принято называть эпохой Данте и Джотто. Они были современниками.

Философ Мераб Мамардашвили про картины Джотто когда-то сказал: «Джотто вышел в трансцендентный ноль». Эта сложная фраза в своё время заставила многих смеяться. Но если подумать, то точнее все-таки сказать нельзя. Ведь Джотто как художник начал с нуля.

Картины Джотто с названиями помимо Падуи, Флоренции и Ватикана есть в каталогах собраний таких музеев, как Жакмар-Андрэ и Лувр во Франции, в Национальной галерее искусства в Вашингтоне и в Рэйли (университет в Северной Каролине), в Париже, в Германии и в Великобритании.

До него в европейском мире принята была икона или византийская живопись. Картины Джотто ди Бондоне с названиями по библейским сюжетам говорят сами за себя. Но это отнюдь не иконы. Это и знаменитая «Мадонна Оньисанти», хранящаяся в Уффици, и картина Джотто «Бегство в Египет».

Придание библейским персонажам телесности

Биограф итальянских художников сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. И в музее Уффици рядом висят две картины, две Мадонны - Мадонна Чимабуэ и Мадонна Джотто.

Когда вы смотрите на обеих Мадонн и сравниваете их, даже если вы ничего не знаете об искусстве, вы видите разницу не только между двумя художниками, но и между двумя эпохами, между двумя совершенно разными принципами. Вы видите абсолютную разницу. Вы понимаете, что они совершенно по-разному воспринимают этот мир.

Картины Чимабуэ необыкновенно изысканны, изящны, можно сказать, что он - художник не просто византийский, средневековый, а готический. Его Мадонна бесплотна, изумительно красива, декоративна. Долгие пальцы, длинные руки не держат младенца, а делают знак того, что они его держат. Лицо её передает принятый в византийской живописи восточный канон: узкое лицо, долгие глаза, тоненький нос, печаль в глазах.

Это плоская бесплотная каноническая условная живопись иконы, лика. Не лица, не типа личности, а лика.

А рядом висит икона, или, скажем, уже картина, Джотто. На троне, инкрустированном, красивом троне, в стиле, который только тогда был принят, только тогда входил в моду. Такая инкрустация мрамором. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Крепко держит руками младенца. Прекрасная белая рубашка. Тело подчеркивает её мощь. И она спокойно смотрит на нас. В лице её нет страданий. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. То есть это и Мария, и Прекрасная дама.

Можно с уверенностью сказать, что то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейском изобразительном искусстве до импрессионизма. Именно Джотто создал то, что на современном языке называется композицией. Что такое композиция? Это то, как видит художник сюжет, то, как он как он его себе представляет. Он выступает в роли свидетеля, участника события. Он создаёт иллюзию, будто бы лично там присутствовал.

Сопричастность действию сюжета

То есть художник сам является сценаристом, режиссёром и актером своих картин. Его творения - это некий театр, в котором действуют актёры, и режиссирует этими актёрами он - художник. «Я там был! Слово даю, я при этом присутствовал, а было это так», - практически говорит своими творениями Джотто. Ну мыслимо ли для средневекового сознания такое утверждать!

Джотто предстаёт перед нами личностью, которая отвечает за то, что пишет. И картины его, в частности, «Поцелуй Иуды» и «Бегство в Египет», - написанные очевидцем действия.

Фреска, написанная самим художником

Примерно в 1303 году Джотто получил замечательное предложение - заказ расписать маленькую церковь, которая была построена в городе Падуе на римской Арене. Биограф Джото, точнее, один из его биографов Джорджо Вазари оставляет очень интересные сведения. Он говорит о том, что Джотто приехал расписывать падуанскую церковь, ненадолго опережая свою компанию, то есть товарищей. Точно так же, как в Средние века Андрей Рублёв писал сотоварищи, точно так же и на Западе церкви расписывал художник, имеющий большое имя, сотоварищи, то есть со своей художественной бригадой. «Поцелуй Иуды» - фреска, которую он писал сам. По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва, и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.

«Поцелуй Иуды»: описание картины

И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. В этом центре происходят главные драматические события. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его. И эти две фигуры - центральные. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. Он показывает пальцем на Христа. А слева мы видим апостола Петра, который хоть и отрёкся трижды, пока трижды пропел петух, но всё-таки вытащил хлебный нож и отрезал им ухо. Мы видим, как он с этим ножом кидается на Иуду, но путь ему преграждает толпа, и если мы проследим за направлением руки первосвященника и за направлением ножа, то обнаружим, что эти линии сходятся над плащом Иуды, просто на лицах. Поэтому мы можем сказать, что центром композиции являются даже не две фигуры, соединенные вместе, а два лица. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать.

Энергетика и напряжённость

Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу». Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение. Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.

Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба. По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна. В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.

Многовремённость

Джотто был первым, но и последним. Он, что называется, не только поставил, но и решил огромное количество задач, не просто создав композицию «Я, Джотто, это решение драматургическое вижу так: вот мои действующие лица, вот мой хор!», а когда проработав это психологически, когда он ещё показывает в одном действии многовремённость.

Каждая из его фресок вызывает большое изумление, и даже недоумение. Каким образом человек за одну свою жизнь, не имея прецедентов, что называется, выйдя в трансцендентный ноль, создал с чистого листа современное европейское искусство, композицию как временное действие, как причинно-следственную связь, насытив ее разновременностью и очень большим количеством психологических оттенков?

Заключение

В этой статье мы более-менее подробно разобрали только две картины Джотто с названиями «Поцелуй Иуды» и «Мадонна Оньисанти». Работами мастера можно восхищаться бесконечно. На них можно смотреть часами, но и целой жизни не хватит, чтобы рассказать о всех творениях Джотто ди Бондоне, картины которого были и временем ценимы, и во времени остались. Все они - создания величайшего художника и человека, начавшего с нуля.

Поцелуй Иуды

Джотто Ди Бондоне. Поцелуй Иуды.
Фреска. Капелла Скровеньи (дель Арена). Падуя
. (1267-1337 гг.)

В Падуе, где на фундаменте римского театра в 1305 году богатым купцом была построена капелла дель Арена, которую по имени заказчика называют еще и капеллой Скровеньи, великий флорентиец Джотто ди Бондоне создал фрески, определившие пути дальнейшего развития живописи в Европе. Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто, родившийся около 1266 года, происходил, как утверждает легенда, из крестьянской или ремесленной среды. Вероятно, поэтому зрители впервые увидели в росписях, созданных на сюжеты из жизни Христа и Марии, лица и приземистые фигуры простолюдинов. Его герои решительно отличались от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства.

Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. В его композициях впервые появилась пространственная глубина, а объемы фигур были энергично моделированы при помощи светотени. Словом, Джотто был художником, который пробудил интерес мастеров искусства Италии к построению реального объема и пространства — некой сценической площадки, на которую он выводил своих очеловеченных героев.

Одна из самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды » — рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости.

«Поцелуй Иуды» или «Лобзание Иуды» — сюжет из евангельской истории, когда Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его, указав на него страже, поцеловав ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше.

«…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?»

В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель.

На фоне синего неба среди взметнувшихся копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда Искариот изображены в профиль. Они смотрят друг другу в глаза. Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты противопоставлен низколобый, уродливый Иуда. Джотто достигает здесь неведомой до тех пор психологической глубины.

Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая «взял… правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2 Цар.20:9-10). При этом исследователи пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство, т.е. желание скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или бессмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».

“Поцелуй Иуды» стал символом, выражающим высшую степень коварства человека и предательства. Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.

Новаторское значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекало к себе большое внимание и в последующие века.

В «Поцелуе Иуды» Джотто выступает подлинным режиссером трагического сюжета евангельской истории: измены ученика своему учителю. Так же, как на театральных подмостках, где существует вторая самостоятельная жизнь, на фреске Джотто, в замкнутом пространстве композиции, вершится магия искусства, которая заставляет зрителя поверить в этот второй мир, столь же убедительный, как и сама жизнь. Джотто заставляет зрителя волноваться, негодовать, верить. Он всеми средствами стремится оживить сцену, занять место справа или слева от Христа и определить свою нравственную позицию.
В образах Джотто земной человек, исполненный сознания собственного достоинства, вновь стал славной темой изобразительного искусства. Таким образом, создавая типические, подлинно народные образы, Джотто, подобно его великому современнику Данте Алигьери, перестраивал взаимоотношения между художником, церковью, обществом и отдельной личностью. В его светлых, легких фресках, поражающих гармонией синих, розовых и охристых цветов, старинное предание обретало новое бытие и подвиги божественные становились человеческими. “(М. В. Алпатов)

художник: Джотто ди Бондоне
годы жизни: 1267-1276(предположительно) – 1337
виды изобразительного искусства: живопись, фрески, резьба по дереву, проект колокольни
стиль: проторенессанс

Капелла дель Арена - одна из самых достойных достопримечательностей города Падуя, которую обязательно должен посетить каждый гость города. Роскошная внутренняя роспись, фрески руки великого мастера - Джотто - компенсируют аскетичный экстерьер капеллы дель Арена и превращают её в достояние мирового искусства.

Капеллу построили в начале 1300 годов на руинах древнеримского амфитеатра. Архитектурные составляющие строения свидетельствуют о том, что изначально создатели капеллы планировали отвести ключевую роль интерьеру - росписи и фрескам. Отсутствие перегородок, лепнины, большие плоскости должны были стать основой для религиозных сюжетов. Капелла была возведена во имя “Благовещенья”. Роспись капеллы поручили Джотто.

Самыми ранними из произведений Джотто считаются выполненные им фрески для капеллы дель Арена в Падуе. Фрески представляют собой отдельные сцены, которые заставляют сердца зрителей замирать от восхищения.

Джотто ди Бондоне. Фрески для капеллы дель Арена в Падуе

Фрески расположены в три горизонтальных ряда. Сцены из жизни Девы Марии, её родителей, святых Иоакима и Анны наполняют верхний ряд. В среднем ряду - сцены из жизни Христа. Страсти Господни и Воскресенье - представлены в нижнем, третьем ряду. Примечательно, что нижний ряд расположился на высоте всего 3 метра под полом, что предоставляет посетителям прекрасную возможность насладиться деталями фресок вблизи.

Во времена Джотто фреска была новым жанром искусства, а Джотто стал одним из первых великих мастеров этого жанра, родоначальником новой итальянской живописи. Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Вся сложность заключалась в том, что фреска писалась по влажной штукатурке разведёнными в воде красками. Поэтому у художника не было возможности исправить ошибку, так как штукатурка быстро высыхала. Иногда размеры росписей были огромные. Для того, чтобы справиться с работой, художнику нужны были не только твёрдая рука и острый глаз, но и выносливость. Создание фресок считали “мужской” работой. Именно поэтому Микеланджело, например, называл панельную живопись “занятием для женщин и слабаков”. Техника таких влажных фресок получила название “ буон фреско ” . Самым главным преимуществом такой техники была высокая стойкость: краска и штукатурка становились единым целым и первоначальный колорит, созданным художником, сохранялся надолго.

Джотто начал писать фрески в капелле дель Арена в 1303 году. Интересный факт - ни одна из этих фресок не была подписана Джотто. Его авторство подтверждается двумя литературными источниками 1313 года. Согласно одному источнику, Джотто работал в капелле дель Арена в 1303 - 1306 годах. В другом документе говорится, что возведение капеллы началось в 1303 году, и Джотто написал фрески к моменту окончания строительства.

Джотто ди Бондоне. “Встреча у золотых ворот”

“Встреча у золотых ворот”. Это рассказ о встрече Иоакима с Анной, родителей Девы Марии, у Золотых ворот после изгнания Иоакима. Чувственность, чистота человеческих взаимоотношений, сила добра и любви - мощный набор добродетелей, который заставляет задерживать взгляд на фреске долго и испытывать необъяснимое чувство душевного тепла.

Джотто ди Бондоне. “ Бегство в Египет

Название произведения, которое предвещает суету и тревогу не соответствует тому, что мы видим на фреске. Спокойствие, душевная тишина, таинство, неторопливость и где-то настороженность. Величественная каменистая пустыня, процессия, размеренный ход. У Джотто “бегство” менее всего похоже на бегство.

Джотто ди Бондоне. “Поцелуй Иуды”

Сила взгляда, поз, жестов - два главных героя изображены на фреске как единое целое, которое легко можно отделить от общего сюжета фрески. Встреча рая и ада, художественным венцом которой стал поцелуй Иуды. Тревога и ожидание неисчерпаемой боли - вот драматический эффект, которого смог достичь Джотто.

Верхняя часть фрески была выполнена в технике сухой фрески, которая отличалась своей непрочностью. Из-за сильной податливости к разрушениям Вазари называл такую технику “ужасным изобретением”. К сожалению, это “ужасное изобретение” лишило современников возможности лицезреть мелкие детали фрески “Поцелуй Иуды” (в частности оружие стражников), которые были подлинно созданы Джотто.

Джотто ди Бондоне. “Оплакивание Христа”

“Оплакивание Христа” - одна из центральных тем в Европейской религиозной живописи. Это настоящий шедевр Джотто и жемчужина капеллы дель Арена. Аналогов напряжения в живописи того периода нет. Центром композиции являются два сближенных лица: мёртвого Христа и его матери. Такое решение резко усиливает драматизм изображенного.

Человеческие пороки и добродетели - всего 14 образов, Джотто выразил их под главными фресками капеллы дель Арена, по мраморному цоколю. Своеобразный урок преподносит творец человечеству: зло будет повергнуто в пучину Ада, а доброта человеческая будет вознаграждена в Раю. Подчёркивают монументальность образов - серые оттенки, в которых Джотто выполнил эти работы. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику. Со временем, такая техника получала своё официальное название - “ гризайль ” .

Узкие глаза персонажей, крупные черты лица, широкие скулы, крепкое телосложение персонажей - это почерк Джотто. Каждая деталь фресок несёт смысл, каждая фигура - значение. Эмоции, чувства, жесты героев фресок Джотто наделяют капеллу Дель Арена мистической силой, которой не в силах противостоять ни один посетитель.

фото с сайтов: ibiblio . org , guardian . co . uk , freechristimages . org , photofromtheworld . com , eldibujante . com , artprojekt . ru ,

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

Джотто ди Бондоне: картины, фрески, творчество, фото работ, биография - на портале 2 queens . ru !

" Поцелуй Иуды " Джотто. Почему это шедевр?

Такую интересную для себя (надеюсь и для многих) тему я увидела:

«Поцелуй Иуды».

История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах.

Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.

Но «Поцелуй Иуды» Джотто (1303-1305 гг.) особенный.

Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная.

Судите сами. Ниже - миниатюра из псалтыри 12 века.

Миниатюра «Поцелуй Иуды». Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон

Плоские фигуры. Лики вместо лиц. Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.

Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного. Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.

А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до «Поцелуя Иуды» Джотто.

Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг. Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия

У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе. Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.

Представьте, что подобные работы Джотто и видел.

Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное.

Посмотрите на его фреску.

Впервые художник делает фигуры объёмными.

Впервые появляется композиция.

Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких «впервые».

Как ему это удалось?

Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением.

Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского.

Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим.

Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины «Пять мастеров флорентийского Возрождения». Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству.

Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто.

Он был человеком дерзким, смелым, остроумным.

Явно с оригинальным взглядом на жизнь.

Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.

Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто.

В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема.

А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу.

Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины.

Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра.

Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли.

Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными.

Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны.

Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны.

А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.

Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…

Их взгляды встретились. Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.

Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него - столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек - главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.




Top