Аня вишневый сад цитаты. Образ и характеристика Ани Раневской в пьесе «Вишневый сад» Чехова

В пьесе Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя не являются главными героями. Они не связаны напрямую с садом, как другие действующие лица, для них он не играет столь значимой роли, из-за чего они в некотором роде выпадают из общей системы персонажей. Однако в произведении драматурга уровня Чехова нет места случайностям; стало быть, неслучайна и обособленность Пети с Аней. Рассмотрим же этих двух героев подробнее.

Среди критиков распространена трактовка выведенных в пьесе «Вишневый сад» образов Ани и Пети как символа молодого поколения России начала двадцатого века; поколения, которое идёт на смену давно отжившим свой век «раневским» и «гаевым», равно как и порождениям переломной эпохи «лопахиным». В советской критике это утверждение считалось неоспоримым, так как саму пьесу было принято рассматривать в строго определённом ключе - исходя из года написания (1903) критики связывали её создание с социальными переменами и назревающей революцией 1905 года. Соответственно, утверждалось понимание вишневого сада как символа «старой», дореволюционной России, Раневской и Гаева как образов «отмирающего» дворянского сословия, Лопахина - нарождающейся буржуазии, Трофимова - разночинной интеллигенции. С этой точки зрения пьеса рассматривалась как произведение о поиске «спасителя» для России, в которой назревают неизбежные изменения. Лопахина как буржуазного хозяина страны должен сменить разночинец Петя, полный преобразовательных идей и нацеленный в светлое будущее; буржуазию должна сменить интеллигенция, которая, в свою очередь, осуществит социальную революцию. Аня же здесь символизирует «раскаявшееся» дворянство, которое принимает активное участие в этих преобразованиях.

Подобный «классовый подход», унаследованный с давних времён, обнаруживает свою несостоятельность уже в том, что многие персонажи не вписываются в эту схему: Варя, Шарлотта, Епиходов. В их образах мы не находим «классового» подтекста. Кроме того, Чехов никогда не слыл пропагандистом, и, скорее всего, не стал бы писать столь однозначно расшифровывающуюся пьесу. Не стоит забывать и того, что сам автор определял жанр «Вишневого сада» как комедию и даже фарс- не самая удачная форма для демонстрации высоких идеалов…

Исходя из всего вышесказанного, рассматривать исключительно в качестве образа молодого поколения Аню и Петю в пьесе «Вишневый сад» нельзя. Такая трактовка была бы чересчур поверхностной. Кем же они являются для автора? Какую роль играют в его замысле?

Можно предположить, что автор намеренно вывел двух героев, не связанных напрямую с основным конфликтом, в качестве «сторонних наблюдателей». У них нет кровного интереса в торгах и саде, нет чёткой символики, связанной с ним. Для Ани и Пети Трофимова вишневый сад не является болезненной привязанностью. Именно отсутствие привязанности помогает им выжить в общей атмосфере разрухи, пустоты и бессмысленности, столь тонко переданной в пьесе.

Общая характеристика Ани и Пети в «Вишневом саде» неизбежно включает в себя любовную линию между двумя героями. Автор обозначил её неявно, полунамёком и трудно сказать, для каких целей ему понадобился этот ход. Возможно, это способ показать столкновение в одинаковой ситуации двух качественно разных характеров Мы видим юную, наивную, восторженную Аню, ещё не видевшую жизни и в то же время полную сил и готовности к любым преобразованиям. И мы видим Петю, полного смелых, революционных идей, вдохновенного оратора, искреннего и увлечённого человека, притом абсолютно бездеятельного, полного внутренних противоречий, оттого нелепого и порой смешного. Можно сказать, что любовная линия сводит друг с другом две крайности: Аню - силу без вектора, и Петю - вектор без силы. Энергия и решительность Ани без направляющей бесполезны; увлечённость и идейность Пети без внутренней силы мертвы.

В заключение можно отметить, что образы этих двух героев в пьесе на сегодняшний день, к сожалению, всё ещё рассматриваются в традиционном «советском» ключе. Есть основания считать, что принципиально иной подход к системе персонажей и пьесе Чехова в целом позволит нам увидеть гораздо больше оттенков смысла и обнаружит немало интересных моментов. Пока же образы Ани и Пети ждут своего непредвзятого критика.

Тест по произведению

В пьесе Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя не являются главными героями. Они не связаны напрямую с садом, как другие действующие лица, для них он не играет столь значимой роли, из-за чего они в некотором роде выпадают из общей системы персонажей. Однако в произведении драматурга уровня Чехова нет места случайностям; стало быть, неслучайна и обособленность Пети с Аней. Рассмотрим же этих двух героев подробнее.

Среди критиков распространена трактовка выведенных в пьесе «Вишневый сад» образов Ани и Пети как символа молодого поколения России начала двадцатого века; поколения, которое идёт на смену давно отжившим свой век «раневским» и «гаевым», равно как и порождениям переломной эпохи «лопахиным». В советской критике это утверждение считалось неоспоримым, так как саму пьесу было принято рассматривать в строго определённом ключе - исходя из года написания (1903) критики связывали её создание с социальными переменами и назревающей революцией 1905 года. Соответственно, утверждалось понимание вишневого сада как символа «старой», дореволюционной России, Раневской и Гаева как образов «отмирающего» дворянского сословия, Лопахина - нарождающейся буржуазии, Трофимова - разночинной интеллигенции. С этой точки зрения пьеса рассматривалась как произведение о поиске «спасителя» для России, в которой назревают неизбежные изменения. Лопахина как буржуазного хозяина страны должен сменить разночинец Петя, полный преобразовательных идей и нацеленный в светлое будущее; буржуазию должна сменить интеллигенция, которая, в свою очередь, осуществит социальную революцию. Аня же здесь символизирует «раскаявшееся» дворянство, которое принимает активное участие в этих преобразованиях.

Подобный «классовый подход», унаследованный с давних времён, обнаруживает свою несостоятельность уже в том, что многие персонажи не вписываются в эту схему: Варя, Шарлотта, Епиходов. В их образах мы не находим «классового» подтекста. Кроме того, Чехов никогда не слыл пропагандистом, и, скорее всего, не стал бы писать столь однозначно расшифровывающуюся пьесу. Не стоит забывать и того, что сам автор определял жанр «Вишневого сада» как комедию и даже фарс- не самая удачная форма для демонстрации высоких идеалов…

Исходя из всего вышесказанного, рассматривать исключительно в качестве образа молодого поколения Аню и Петю в пьесе «Вишневый сад» нельзя. Такая трактовка была бы чересчур поверхностной. Кем же они являются для автора? Какую роль играют в его замысле?

Можно предположить, что автор намеренно вывел двух героев, не связанных напрямую с основным конфликтом, в качестве «сторонних наблюдателей». У них нет кровного интереса в торгах и саде, нет чёткой символики, связанной с ним. Для Ани и Пети Трофимова вишневый сад не является болезненной привязанностью. Именно отсутствие привязанности помогает им выжить в общей атмосфере разрухи, пустоты и бессмысленности, столь тонко переданной в пьесе.

Общая характеристика Ани и Пети в «Вишневом саде» неизбежно включает в себя любовную линию между двумя героями. Автор обозначил её неявно, полунамёком и трудно сказать, для каких целей ему понадобился этот ход. Возможно, это способ показать столкновение в одинаковой ситуации двух качественно разных характеров Мы видим юную, наивную, восторженную Аню, ещё не видевшую жизни и в то же время полную сил и готовности к любым преобразованиям. И мы видим Петю, полного смелых, революционных идей, вдохновенного оратора, искреннего и увлечённого человека, притом абсолютно бездеятельного, полного внутренних противоречий, оттого нелепого и порой смешного. Можно сказать, что любовная линия сводит друг с другом две крайности: Аню - силу без вектора, и Петю - вектор без силы. Энергия и решительность Ани без направляющей бесполезны; увлечённость и идейность Пети без внутренней силы мертвы.

В заключение можно отметить, что образы этих двух героев в пьесе на сегодняшний день, к сожалению, всё ещё рассматриваются в традиционном «советском» ключе. Есть основания считать, что принципиально иной подход к системе персонажей и пьесе Чехова в целом позволит нам увидеть гораздо больше оттенков смысла и обнаружит немало интересных моментов. Пока же образы Ани и Пети ждут своего непредвзятого критика.

Тест по произведению

Аня Раневская – это малозначащее действующее лицо, но все же раскрыла значительный образ в пьесе Чехова «Вишневый сад». Без нее мы бы не поняли то, что нам хотел сказать автор, не распознали ту идейно-смысловую нагрузку, которая она в себе несла.

Антон Павлович раскрыл образ Раневской – младшей дочери помещицы Любови Раневской - как молодой семнадцатилетней девушки, которая обладает простодушным, скромным и невинным характером, она очень искренна, с легкой детской откровенностью. Аня любит читать книги, которые бы унесли ее в самопознание внутреннего мира. Девушка восприимчива и добра, всегда легко поддавалась любым возвышенным идеям.

Так как она хорошо понимает то безвыходное положение, в котором оказалась ее семья, то и понимание взрослых проблем ей познается раньше, чем ее сверстницам из таких же благородных семей.

Аня честно и искренно хочет изменить жизнь к лучшему, но это только ее желание, которое заканчивается только мечтами, так и не дойдя до конца. Почти идеальная юная девушка, без определенного жизненного опыта которая любит мечтает, слепо доверяется Петру Трофимову. Она видит в нем человека, который смог бы воплотить все ее мечты в реальность. Автор показывает в образе Трофимова качества революционера, который осуждает рабство, к тому же еще и имеет простоватый внутренний мир.

В пьесе Чехов показывает отношение действующих лиц к вишневому саду, который для любого является определенным символом, который укрепился в сознании. И только одна Аня Раневская меняет свой взгляд по отношению к саду в конце пьесы, в отличие от других. В начале произведения вишневый сад для девушки - это горячо любимые воспоминания детства, в котором не было забот, где она была полностью защищена от всех проблем. Петр рассказал Ане, что вишневый сад был создан руками безвольных людей, обычными крепостными крестьянами, а это связано с ужасной действительностью, которая граничит с несправедливым отношением и угнетением. Девушка осознает данный факт и больше не в состоянии относиться к вишневому саду как прежде с трепетной любовью и материнской заботой. Она больше не чувствует к деревьям той привязанности, которая была раньше.

Писатель точно показывает, как в характере юной особы проявляется подверженность влиянию чужого мнения силу простоты, доброты, наивности и не имения опыта прожитых лет.

Большинство критиков описывают девушку как дворянку, которая раскаялась. Вот и Чехов раскрывая образ Ани Раневской, показывают юную красавицу в качестве представителя дворянства, которая раскаивается в плохом отношении с крепостными крестьянами и начинает преобразовывать общество.

Вариант 2

Произведение Чехова “Вишневый сад” пестрит множеством интереснейших образов, через которые он передаёт ту или иную мысль, которую желает донести до своего читателя, давая ему понять, сам смысл произведения и его цель, созданную всем многообразием персонажей и образов. Из этого многообразия следует выделить персонажа по имени Аня Раневская.

Аня Раневская – молодая девушка, которая проживает совместно с одной из героинь произведения, что позволяет сделать вывод, что характер Ани мог сформироваться под их влиянием, однако, напротив, её характер, несмотря на влияние окружающих. Аня предстаёт перед читателем как весьма милая девушка, придерживающиеся весьма консервативных взглядов насчёт женственности, женской неприкосновенности наряду с характером в целом. Автор изобразил её внешний образ, как девушку весьма скромно одетую, которая не старается привлечь кого-то своим внешним видом, зачастую делая акцент не на внешнем виде, а на том, что у неё внутри.

Характер Ани представлен весьма разносторонним, который может измениться как в одну сторону, так и в совершенно другую, не давая читателю сконцентрироваться на каком-то отдельном устоявшемся образе, постоянно меняя его. Данной изменчивостью пропитан весь образ Ани Раневской, которую автор намеренно сделал такой, дабы дать ей своеобразную уникальность и несхожесть с остальными лицами в произведении.

Стоит также упомянуть, что Аня человек весьма сентиментальный, человек падкий на эмоции, человек который предпочитает, открыто выражать то, что она чувствует, не скрывая себя за ложной маской безразличия и отреченности. Она просто старается быть такой, какая она есть, отражая от себя все те невзгоды, которые так и норовят испортить ей настроение.

Также, характером она весьма добрый и отзывчивый человек, что становится понятным как ясный день во множестве моментов в произведении. Аня является весьма искренним и чистым человеком, который всегда готов прийти на помощь, какого бы рода помощь не требовалось, что также отражает её неприкрытый альтруизм, давая читателю проникнуться её добрым образом, показывая нам насколько же она добра и чудесна, создавая контраст в произведении, с менее светлыми персонажами и образами.

Я считаю, что именно это пытался донести до читателя Чехов в своём произведении “Вишневый сад”.

Сочинение про Аню Раневскую

Аня Раневская выступает в роли второстепенного персонажа в пьесе Антона Павловича Чехова под названием "Вишнёвый сад", однако, автор достаточно подробно раскрыл образ данной героини.

Интересно, что Аня имеет реальный прототип, которым стала Ольга Васильева. Она была влюблена в Чехова, хотя ответных чувств с его стороны не было.

Героине пьесы семнадцать лет. Она является дочерью разорившейся помещицы, поэтому девушке рано пришлось столкнуться с проблемой недостатка средств к существованию. Аня очень любит свою маму и с пониманием относится к её недостаткам. Также, у неё есть сестра Вера.

У девушки лёгкий и покладистый характер. Аня очень доверчива, что не всегда идёт ей на пользу. Она искренний человек, к окружающим относится приветливо и без какого-либо тайного умысла.

До того, как семья Ани разорилась, она жила за границей, воспитывалась гувернанткой, поэтому имеет хорошее образование. Девушка является любознательной натурой. Она очень эмоциональна и способна видеть красоту во всём, что её окружает, к примеру, Аня с восторгом вспоминает то, как когда-то летала на воздушном шаре. Хоть Раневская и наивная, доверчивая, однако, она более практична и приспособлена к жизни, чем её мать, характер юной барышни свидетельствует о том, что она сможет добиться поставленных целей упорным трудом. Эта черта является основным достоинством Ани, ведь она росла в обеспеченной семье, воспитание её было аристократическим и девушке никогда ранее не приходилось преодолевать какие-либо трудности.

Аня завела крепкую дружбу с молодым студентом, которого зовут Пётр Трофимов. Они не задумываются о возможности возникновения любви между ними или романтических чувств в целом. Молодые люди просто вместе мечтают, размышляют о различных вещах, делясь своим мнением.

Таким образом, Чехов не обозначил Аню Раневскую одним из основных персонажей пьесы, девушка очень скудно описана в произведении, однако, с помощью этой героини он смог более ярко и подробно раскрыть характеры других действующих лиц.

4 вариант

Аня в пьесе не является центральной фигурой, но помогает раскрывать замысел автора. Она еще молода и является большим ребенком, который вынужден повзрослеть. На образе Ани можно проследить, как меняется образ и символика вишневого сада в пьесе.

Аня - младшая дочь Раневской. Она наивна и искренна. Но девушка понимает, что семья терпит трудные финансовые времена. Ей удается осознать тот факт, что теперь нужно тратить меньше денег, что сложно принять для ее матери. Хотя именно взрослый человек ей должен показать пример мужества в этот период, но Ане приходится самостоятельно преодолевать невзгоды. С одной стороны, ей хочется играть и веселиться, но с другой - приходится мириться с взрослыми проблемами.

Аня еще юна, поэтому ей свойственна гибкость характера. Сначала она, как и многие из семьи, вспоминает старые годы, проведенные в саду, с любовью и теплотой. Он является для нее символом беззаботности и детства. Однако после разговоров с Петей Трофимовым взгляды девушки меняются. Он рассказывает, каким трудом был высажен этот сад и сколько людской боли он в себе хранит. После этого Ане становится не по себе. Она начинает считать себя отчасти виноватой. Девушка осознает, что сад является символом несправедливости, что, в принципе, дорогие и близкие сердцу вещи могут нести в себе плохое. Поскольку она прислушивается к Пете, можно сказать, что девушка ведомая, потому что поддалась речам молодого человека, но это же говорит и о том, что она готова менять свои взгляды.

Аня - единственный персонаж, который меняет свое отношение к саду. Для Раневской он остается воспоминанием о детстве и радости, для Лопахина - о бесправии и унижении. Через Аню автор как бы показывает, что привычные вещи могут наделяться со временем другим смыслом. Это свойство зрелого человека. Именно такой является Аня в отличие от других персонажей. Именно поэтому ей хочется изменить жизнь в лучшую сторону. Речи Пети ее вдохновляют. Он является прообразом будущего революционера, недалекого и неумного. Однако сейчас для юной Ани знакомство с ним является только первым шагом на пути своего внутреннего развития. С его помощью она уже на привычные вещи начинает смотреть по-другому.

Невозможно однозначно назвать Аню положительным или отрицательным персонажем. В отличие от остальных она развивается. В силу своего юного возраста ей легче перенести трагедию семьи, отчасти еще потому, что она готова к переменам в лучшую сторону. Безусловно, она поддается чужому влиянию, пока у нее отсутствует свой жизненный опыт.

Образец 5

Чехов написал очень много разных произведений, которые сейчас интересны и читаемы. Но самым интересным его произведением является «Вишневый сад», о котором сейчас пойдет речь. Среди главных героев имеются еще и второстепенные, и к ним относится и девушка по имени Аня. Недавно ей исполнилось семнадцать лет. У нее имеется простой и в некоторых моментах даже наивный характер. А для того чтобы постоянно развиваться она читает очень много книг и при помощи них самообразовывается. У нее есть младшая сестра, которую она очень любит и мать, которой она никогда ни в чем не перечит.

Когда в ее семье произошли большие перемены не в пользу них, то ей пришлось так же, как и другим членам семьи задумываться над взрослыми проблемами и учиться их решать без их помощи, а самостоятельно. А ведь ее подруги и сверстницы уже давно этим занимаются и им это нравится.

Больше всего на свете ей хочется все поменять не только в своей жизни, но и в жизни своей семьи, но вот дальше мечтаний ничего не уходит и все остается на своих местах. И единственным для нее правильным выбором является довериться одному очень доброму и хорошему человеку по имени Петр, который сможет решить все ее проблемы. Петр много раз восстанавливался и поэтому является постоянным студентом, который никак не может закончить институт. Он никогда не приветствовал тех, кому нравится унижать или заставлять на себя работать. И поэтому всегда убеждал помещицу, чтобы она продала Вишневый сад, который напоминал ему о рабстве.

Дальше автор описывает каждого из героев, а также их отношение к вишневому саду. Аня считает, что Вишневый сад является символом того, что детство находится рядом с ней и в любой момент она может туда вернуться, но для этого ей нужно всего лишь прийти в этот сад. Но Петр меняет ее представление об этом саде. Он рассказывает, что при создании этого сада было угнетено, а также несправедливо наказано огромное количество людей, а по-настоящему они ни в чем не виноваты. И теперь она больше не может сюда приходить и относиться к нему с той же любовью, что и раньше.

И это подчеркивает только то, что у девушки нет, и никогда не было своего мнения, и она слушает только тех, кто для нее дорог и склоняется к его мнению.

6 вариант

Одним из второстепенных персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» является Аня, семнадцатилетняя дочь помещицы Раневской. Её образ помогает понять характеры других героев. Автор не дает нам характеристики прошлого Ани, но по отдельным деталям можно восстановить ее историю.

Детство Ани прошло в этом имении. Ее воспитанием занимались, как это принято было в дворянских семьях, гувернантки. Она говорит по-французски, хотя и «ужасно», по ее определению. Жизнь в тихой усадьбе, среди природы, предполагала много времени для раздумий. В Ане сохранилась чистая, обаятельная натура. Она непосредственна, искренна. В душе она ещё ребенок: радуется жизни, строит планы и не разбирается в людях.

Аня вместе с матерью приехала из Франции, где провела много времени. Ей пришлось за это время столкнуться с проблемами взрослой жизни. У матери после продажи дачи во Франции ничего не осталось. Да и Раневская неразумно распоряжалась последними сбережениями. Им еле хватило денег, чтобы доехать до имения. Но и дома их ждали неприятности: имение вскоре будет продано за долги. Конечно, Аня ничем не может помочь матери, но она переживает вместе со всеми. Аня любит свою мать и защищает ее. По характеру она очень на нее похожа. Аня приветливая, искренняя, доверчивая, мечтательная. Любит и свою сводную сестру Варю, нежно к ней обращается, называет душечкой, красавицей.

Определенное влияние на Аню Раневскую оказывает Петя Трофимов, бывший учитель ее младшего брата, вечный студент. Они подолгу беседуют, Аня легко поддается его идеям. Все рассуждения Петра о жизни современной России правильны. Он вдохновенно говорит о светлом будущем родины, называет всю Россию садом и призывает идти вперед. Но порой речи Петра звучат напыщенно и нелепо. Из всех обитателей и гостей поместья всерьез его воспринимает лишь Аня.

Под влиянием Трофимова Аня решает порвать с прошлой жизнью и начать новую. Она строит планы на будущее и собирается далее жить самостоятельно и трудиться. Прощаясь с матерью, успокаивая ее, она зовет Раневскую в новую жизнь и призывает вместе насадить новый вишневый сад, лучше прежнего. Речь идет о России, которая должна превратиться в цветущий сад.

В отличие от других персонажей, Аня вместе с Петей Трофимовым оставляют вишневый сад без сожаления. Им сожалеть не о чем. Они – представители новой России, России будущего.

  • Почему Очумелов хамелеон - сочинение

    Полицейский надзиратель Очумелов является главным героем рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Именно из-за его поведения произведение имеет такое говорящее название.

  • Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты - стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

    Слово победа всегда звучит величественно и царственно. Любой человек любит победу, никто не терпит поражения. Однако мужественно принять поражение – это удел сильных личностей.

    Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

    Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: «Начинается новая жизнь», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

    В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

    Трофимов отвечает ей: «Вся Россия наш сад».

    Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а «только работать». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: «Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штуки».

    Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — «...грязь, пошлость, азиатчина», прошлое — «крепостники, владевшие живыми душами». «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

    Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним «ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухе». Он «силен и горд» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

    При всей «положительности» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, «авторский» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы «работать» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он «не выносил фразеров, книжников и фарисеев» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»; «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»

    «Новые люди» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы «маленьких» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать «новых» людей только за то, что «новые», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: «Мы выше любви», — радостно и наивно уверяет он Аню.

    Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: «Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь... Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада...

    Аня - семнадцатилетняя девушка, всем своим прошлым связанная с вишнёвым садом. В комедии нет прямой характеристики прошлого Ани. Однако отдельные детали пьесы позволяют в известной мере восстановить историю её духовного роста.

    Аня получила обычное дворянское воспитание под руководством гувернанток. Она - хотя и «ужасно», по её определению,- говорит по-французски. Конечно, гувернантки типа Шарлотты, в прошлом цирковой акробатки, вряд ли могли дать девушке серьёзное образование и раскрыть глаза на мир. Но полученное ею образование давало главное, что нужно вдумчивой девушке: возможность по книгам изучать жизнь. Остальное довершило время.

    Вполне допустимо, что некоторое направление мыслям Ани мог дать Петя Трофимов, когда он был учителем её маленького брата. А жизнь в тихой усадьбе, где всё дышало красотой, жизнь в стороне от шумного дворянского общества городов сохраняла девушке много времени для раздумий.

    Пушкин в своё время писал о дворянских девушках, «выросших под яблонями и между скирдами, воспитанных природой и нянюшками» («Роман в письмах»). Прекрасная природа помогла сохраниться и чистой, обаятельной натуре Ани.

    В характере её ещё много полудетской непосредственности. «А в Париже я на воздушном шаре летала!» - с детской радостью сообщает она.

    Основное, что характеризует душевный облик Ани, это её непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. Трофимов раскрывает ей правду о том, чем была поэзия вишнёвого сада, с каждого листка которого глядели глаза крепостных рабов. Для чуткой девушки выход был один: порвать с прошлым и начать совершенно новую жизнь. Это не был случайный порыв под влиянием неотвратимой гибели вишнёвого сада. Трофимов, которого она знала ещё шесть лет тому назад и который теперь около полугода прожил рядом с ней в усадьбе, Имел время и возможность разбудить в душе Ани красивую мечту о новой, счастливой и прекрасной жизни. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить собственным трудом.

    Прощаясь с матерью, полная веры в новую жизнь, Аня восклицает: «Мама!.. Мама, ты плачешь?.. Пойдём со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»

    В этом восторженном, полном глубокого чувства и поэзии восклицании Ани речь идёт, конечно, не о разведении нового вишнёвого сада в какой-либо усадьбе, а о цветущем, роскошном саде, в который должна будет превратиться вся Россия.

    Трофимов и Аня - это молодая Россия, Россия будущего, которая идёт на смену России Гаевых и Лопахиных. Так выразились в «Вишнёвом саде» веяния нараставшего освободительного движения и страстная мечта Чехова о свободном человеке и прекрасной жизни.

      Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения - дворянам...

    1. Новое!

      Дочь Раневской, Аня, и Петя Трофимов, бывший репетитор ее покойного младшего брата, не являются главными героями «Вишневого сада» - ведь действие пьесы сосредоточено на истории продажи усадьбы с вишневым садом. С этим центральным эпизодом гораздо более...

    2. Справедливость утверждения о том, что Чехов заложил основы новой драмы, создал «театр настроения», сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Однако в начале века это положение было небесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала разноречивые оценки. Не...

      Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” - одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая “идет прямо-прямо, точно протянутый...

    3. Новое!

      В очередной раз перечитав пьесу "Вишневый сад" Антона Павловича, я окончательно убедился с одной стороны во всей ее гениальности, глубине, а с другой стороны в ее простоте и легкости. Определенный нерв, психологизм, напряжение в слиянии...



    
    Top