Автор картины христос и грешница. «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя

(храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу) - православный храм, расположенный на территории современного и одноимённого исторического района.

Существующее здание храма построено в середине 16 века по проекту неизвестного архитектора, но свой современный вид оно приобрело после ряда перестроек и реставрации 1954-1957 годов по проекту архитектора Льва Давида.

Однокупольный храм с полукруглой апсидой и двумя приделами (в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины), каждый из которых имеет собственную небольшую главку, построен бесстолпным и перекрыт крещатыми сводами. Основной объём - четверик, практически квадратный в плане - установлен на подклете, его фасады разделены на части лопатками и завершаются трёхлопастной аркой. Барабан украшают декоративные слуховые окна, его основание акцентировано десятью кокошниками. Привлекает внимание опоясывающая храм галерея-гульбище с массивным крыльцом, декорированная поясом из ширинок. Интересно, что основание храма, подклет и стены до пят сводов - белокаменные и сложены из известняка, а сами своды и верхняя часть здания - из маломерного кирпича; толщина стен храма составляет 1-1,2 метра.

История храма

Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую "сталинскую высотку"), поэтому для современных горожан обозначение "в Углу" более не выглядит таким очевидным.

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.

В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого - 11 ноября - завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел - в честь великомученицы Екатерины - был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.

С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда - неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.

За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.

Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com

В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.

После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.

По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.

В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: и футуристичное здание филармонии в парке "Зарядье" - совсем не рядовой фон для исторического памятника.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка "Зарядье"). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

Кривой пер., 13; ныне, после сноса большей части Зарядья под гостиницу "Россия", - Москворецкая набережная, 3

"Церковь эта - одно из древнейших каменных зданий Москвы вне Кремля. Впервые о ней упоминается в летописи под 1493 г. в связи с пожаром, который за несколько часов обратил в пепел всю столицу: "Того же месяца в 7 часов дни июля в 28 в неделю загорелась церковь от свечи св. Никола на Песку... Из города торг загорелся и оттоле посад выгорел возле Москву-реку до Зачатия на Востром конце и по Васильевский луг, и по Все Святые на Кулишке... а летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал".

"В описаниях многочисленных пожаров до 1493 г. церковь Зачатия Анны не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что она сооружена незадолго до этого года. Церковь обозначалась "что у городовой стены в Углу" (1657 г.), "что в Китай-городе на берегу" (1677 г.), "что в Китае на углу" (1681 г.), "что за соляным рядом" (1622 г.). Она была выстроена в урочище, называемом Острый конец. Это место у реки Москвы, углом выдававшееся в болотистый Васильевский луг, обладало какими-то особыми привлекательными качествами для расположения церкви.

Церковь Зачатия св. Анны была сооружена из белого камня - материала, широко распространенного в строительстве того времени. При пожаре 1547 г. обрушился белокаменный свод и верхняя часть сооружения. Вскоре при восстановлении пострадавшего от пожара здания появился выложенный из кирпича так называемый "крестчатый свод", в сущности сомкнутый свод, перерезанный четырьмя крестообразно расположенными распалубками. Он давал возможность без столбов перекрыть внутреннее пространство церкви. Фасады в это время получили завершение в виде трехлопастной арки. Тогда же была сделана новая глава с кокошниками в основании. Шея световой главы украшена не полуколонками, а плоскими пилястрами и напоминает оформление глав Архангельского собора Московского Кремля. За четыреста лет своего существования здание церкви обросло пристройками и подверглось существенным изменениям.

С юга четверика пристроен придел св. Мины. Придел был возведен, вероятно, в память освобождения от татаро-монгольского ига в 1480 г. в день св. Мины (11 ноября), когда татары отступили от Угры. Сначала, по-видимому, он был деревянный. В начале XVII в., около 1617 г., был построен каменный придел, существующий и теперь. Он связан с именем кн. Дмитрия Пожарского, который воздвиг придел в память избавления Москвы от польско-литовских интервентов. Архитектура этого, более позднего добавления представляет интерес и художественными, и конструктивными деталями. Крестчатый свод, перекрывающий придел, является одним из самых последних примеров такой конструкции в московской архитектуре. Глава уже не прорезает свод, нет и окон в распалубках. Четырехскатное покрытие придела, выполненное около 1617 г., - один из самых ранних примеров такой конструкции в строительстве каменных культовых зданий. Своеобразна трактовка его алтарной части - прямоугольной в плане.

Второй придел св. Екатерины, расположенный с северной стороны, пристроен в 1658 г. К XVII же веку относится и окружающая здание галерея-паперть.

В недавнее время на памятнике проведены большие реставрационные работы (под руководством Л. А. Давида, Б. Л. Альтшуллера и С. С. Подъяпольского), здание освобождено от поздних, не представляющих художественного и научного интереса пристроек и наросшего за время его существования культурного слоя. Несмотря на то, что была полная возможность документально восстановить древнее ядро комплекса от его подножия до завершения, замечательное по своим архитектурным достоинствам, авторы реставрации не пошли по этому пути. Они сохранили наслоения, имеющие историческое, историко-архитектурное и эстетическое значение. Эти наслоения возникли в допетровское время и не спорили с архитектурными формами XVI в. Характер же примыканий более поздних пристроек к основному, более древнему храму позволил полностью реставрировать основные элементы его первоначальной архитектуры".

"Первое упоминание о церкви Анны имеется в летописи под 1493 г. в связи с пожаром. Летописец назвал ее "церковь Анны что на Остром конце" - не указав, однако, деревянной она была или каменной. Современный вид свой церковь приобрела после реставрации 1955-1958 гг. (руководитель - архитектор Л. А. Давид). Произведенное при реставрации архитектурное и археологическое исследование храма позволило точнее определить время его сооружения, а также выявить первоначальные формы и конструкции. Выяснилось, что существующая церковь сооружена во второй четверти XVI в., а не в 1493 г., как считалось ранее (это мнение разделяют далеко не все исследователи. - П. П.); в XVII в. она была обстроена приделами и галереями. Что касается упоминания "церкви Анны на Остром конце" в летописи 1493 г., то оно относится, очевидно, к неизвестному нам зданию.

С устройством в XVI в. Китайгородской стены-крепости церковь оказалась в углу, образованном восточной и южной стенами, в связи с чем ее стали именовать "церковью Анны в Китай-городе в углу". В наши дни стены здесь нет, но это обозначение все же не утратило своего смысла - церковь расположена на пересечении Китайского проезда и Москворецкой набережной.

Приделы Мины и Екатерины пристроены из кирпича, сам храм Анны сложен из мягкого известняка".

"Подклет главного храма и его стены до пят свода - белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича. Над юго-западным углом возвышалась звонница, по-видимому, такая же, как у церкви Трифона в Напрудном (1492 г.), с которой у Зачатьевского храма много общего. Возведен он в камне, вероятно, в первых десятилетиях XVI в., восстанавливался после пожара 1547 г. Оформление фасадов храма, его стройные пропорции, точность классических профилей говорят о влиянии построек итальянских мастеров, в частности Алевиза Нового. В древности церковь имела кровлю из серебристочерной лощеной черепицы и шлемовидное покрытие главы, впоследствии замененное луковичной формы маковицей.

Северный Екатерининский придел выстроен в 1658-1668 гг., предположительно в связи с рождением дочери царя Алексея Михайловича - Екатерины. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII в. Внутреннее убранство церкви не сохранилось".

"Обновление церкви было в 1752 г.". "Есть переделки XIX в.".

"До закрытия сохранялось много икон XVI в., особенно в главном иконостасе. На колокольне был колокол 1547 г. с французской подписью, попавшей сюда скорее всего через Колу в 1566 г. вследствие иконоборческого движения в Нидерландах".

"Колокольня середины XVIII в.". При реставрации она была без особого основания уничтожена. "Аналогично произошло с церковью Анны, что в Углу. Храм имеет сложную, не до конца выясненную историю постройки (не опубликован даже отчет о проведенной реставрации). Некоторые его части относятся к XVI в., вместе с тем не исключено и наличие архитектурных элементов XV столетия. Другие части принадлежат к столетию XVII. Иными словами, памятник разновременный, создававшийся не сразу, а с последующими добавлениями, вплоть до XVIII в. При его реставрации древнейшие части были сохранены, а недостающие восстановлены, но редкую для архитектуры Москвы середины XVIII в. колокольню сломали, поскольку... она не была древней, а ее архитектурные качества были достаточно скромны (но, добавим, не антихудожественны). Имеем ли мы право так вольно распоряжаться и вольно относиться к подобной методике реставрации? По-моему - нет. Здесь была допущена ошибка".

С уничтожением колокольни не осталось, естественно, места и для колоколов.

В 1990 г. в храме находился Диспетчерский отдел Московского городского объединения "Турист" Мосгорсовета трудовых союзов.

1888 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Поленова В.Д. «Христос и грешница»

Знаменитое полотно Александра Иванова «Явление Христа народу» производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов. Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе «Христос и грешница».

За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии. Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: «Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень». И продолжил писать, не проронив больше ни слова. Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там. Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа. Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте. Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.

Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – «Кто из вас без греха?». Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на «Христос и грешница». Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа. Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея.

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой. И ему удалось это сделать.

Лучшие картины Поленова В.Д.

Василий Поленов.Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1888г.Холст, масло. 325 ; 611 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Христос и грешница» - это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.

Ко времени начала работы над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге, «Христос в пустыне» Ивана Крамского,Явление Христа народу Иванова.

Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.

"У Поленова есть очень много рассуждений о том, как стоит изображать Христа. И он приходит к выводу, что Христос на его картинах должен быть внешне здоровым и привлекательным - потому что человек, который создал такое учение не может быть в чем-то ущербным, он должен быть гармоничной, красивой личностью."

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы - потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей.

Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной.

Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя.

Из воспоминаний К. А. Коровина: "В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других. - Я начинаю большую картину, - сказал он мне, - “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…"

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.

Окончательную версию картины Поленов писал в 1886-1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве. Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро.

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.

С одной стороны, исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор - так называемый «двор Израиля» - язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Поэтому пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма.
События происходят на фоне обычной городской жизни: люди ходят по ступеням храма, общаются друг с другом, человек верхом на осле едет прямо на зрителя. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния, и спросили его: «Что же делать с ней?» - ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» - после чего молча продолжил писать на земле. Все стали постепенно расходиться, а женщине Христос сказал, что если ее грех никто не осудил, то и он не осудит; велел ей идти домой и более не грешить.

По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»

Со слов Поленова, и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, - это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева - Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр.

В том же ряду, что и Пётр, находятся Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду - Иуда, Клеопа и Матфей.

Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, - фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария - мать Марка, а рядом с ней - её служанка Рода.

Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик - фарисей Гамалиил, учёный раввин, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за его учеников-апостолов.

Женщина, стоящая на ступенях храма, - евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, - это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу

ОБРАЗ ХРИСТА.

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь - всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, - именно человек, - сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»

Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.

Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.


Христос и грешница, 1888.
Холст, масло. 150 х 266.
Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева.

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.

Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.


Александр Андреевич Иванов. Явление Христа народу
1837–1857
Холст, масло
540 х 750

Написанию картины предшествовали поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

Свой долг художника Поленов видел в концентрации сил для создания евангельского цикла картин «Из жизни Христа» (1899-1909), который он мыслил себе «рядом картин и сцен, связанных между собой эстетической атмосферой. Первой работой этого цикла оказалась картина «Христос и грешница».

Сюжетом этого полотна послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна, в главе VIII. Там говорится: «Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница». Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.
Полотно Иркутского музея - уменьшенное повторение одноименной картины 1888 года, находящейся ныне в Русском музее.
Вот что писал об этом Д.В. Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а Христос и грешница - Картон для картины того же названия - В.Д. Поленов для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А. Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица - сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова».


Христос и грешница. Картон для картины того же названия.1885.
Холст, уголь, мел. 308 х 586
В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Спасибо за внимание!

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0286/main_pics.htm

Оригинал записи и комментарии на




Top