Главный архитектор матрица. Матрица: неизвестный финал

5 выбрали

С древнейших времен люди мечтали об идеальном обществе и идеи утопических городов и поселений и коммун не покидали их веками. Но, как оказалось, достичь идеала в человеческом сообществе для всех не просто трудно, но почти невозможно. Потому и говорят о несбыточных мечтах – утопия. Слишком сложен путь от идеи до ее воплощения, и большинство попыток не закончились не только созданием идеального города, но и вообще ни к чему хорошему не привели. Однако, и здесь нет правил без исключений. И некоторым энтузиастам все-таки удавалось создать и сохранить близкие к идеалу небольшие общины, коммуны, экопоселения и даже небольшие города – мирные, благоустроенные и, что немаловажно, экологичные. Они существуют уже довольно давно и вполне возможно, что когда-нибудь станут основаниями больших городов - утопий

Аркосанти

Архитектор Паоло Сольери в 1970 году в сотне километров от города Феникс основал спроектированный им город – эксперимент Аркосанти. Он назвал его "урбанистской лабораторией", задумав создать идеальное сообщество в идеальном городе, как эксперимент слияния архитектуры и археологии. По идее Сольери люди в таком городе должны как можно больше соприкасаться друг с другом, все городские ресурсы должны быть легко доступны и эффективны, при разумном их использовании и минимальном загрязнении окружающей среды. Город-утопия архитектора Сольери должен был быть идеальным во всем: от жизни самого города до человеческих отношений его жителей. Архитектор рассчитывал, что в его городе смогут проживать 5 тысяч человек, но пока в нем живет лишь полсотни жителей – в самом деле, поддерживать идеальные отношения действительно нелегко. Зато Аркосанти ежегодно привлекает десятки тысяч туристов, собственно и обеспечивающих достаток жителей города, занимающихся коллективным изготовлением сувениров в идее бронзовых и керамических музыкальных подвесок.

Кристал Уотерс

Кристальные воды – так можно перевести название австралийского экопоселения, которому в будущем году исполнится 30 лет. Сообщество людей и…животных. Количество проживающих в этом утопическом поселении 240, количество сумчатых и ящериц, а которыми они ухаживают и заботятся точно не известно. Здесь существует один особенный запрет – на кошек и собак и ограничение на современные сельскохозяйственные технологи. Жители Кристалл Уотерс пытаются создать идеальную экосистему с участием человека, максимально приближенную к дикой природе. От желающих поселиться здесь требуется только одно - желание жить в полной гармонии с природой и трудиться без ущерба для нее. Именно здесь появилось понятие "пермакультура", что означает ведение сельского хозяйства без отрыва от природы, с минимальными затратами сил и без вреда для экологии.

Файндхорн

Эко-деревня Файндхорн - результат и проявление пропагандистской деятельности одноименной благотворительной организации в Шотландии. В начале 80- х деревня Файндхорн появилась как образец экологичного образа жизни. Это некий эксперимент по реальному воплощению эко-теорий в реальную жизнь – от архитектуры жилищ до эко-энергетики и "чистой" переработки всех отходов. Живописная шотландская деревушка стала настоящим центром "зеленого образа жизни" и "опытной плантацией" по выращиванию овощей и фруктов, которые достигают здесь не только высоких урожаев, но и больших размеров исключительно за счет "чистого" их производства.

Твин Оукс

Название городка, переводимое как " Двенадцать дубов" сразу напоминает о романе "Унесенные ветром". И действительно, его жители будто унесенные ветром из современного общества в иной мир. В 60- таких сообществ возникало немало, но большинство из них так и не дотянуло до идеала и кануло в небытие. Твин Окус – это тот редкий случай, когда утопия просуществовала несколько десятилетий и здравствует и поныне. Сто жителей городка утопии придерживаются эгалитаризма, то есть всеобщего равенства и делят поровну общий доход и прочие ресурсы. Одни работают на общей ферме, другие плетут гамаки на продажу или производят соевый продукт тофу. Городок-утопия состоит всего из 7 жилых домов, теплицы, соевой мини- фабрики и нескольких общих зданий. На вид небольшая такая деревушка, каких у нас можно найти сотни,а вот живут же…

Экопоселение Финка Беллависта

Финка Беллависта или город на деревьях в Коста-Рике, воплощение утопической идеи супругов Хогенов. Эрика и Мэттон пускают в свой "эльфийский" город всех желающих, построить свой дом на дереве. При этом можно и просто пожить в эко поселении в качестве гостя, но те, кто решит остаться здесь навсегда, должны сами построить себе дом. Никаких других требований для того, чтобы стать членом общины, нет, не нужно даже отказываться от благ современной жизни и технологий. Интересно, что только спокойные и уравновешенные люди остаются в Финке. Жизнь этой общины-утопии не строится ни на каких особых идеях, просто все всё делают вместе, даже обедают, причем тем, что выращено здесь же. Жители Беллависты лишь соблюдают одни единтвенный принцип - полного невмешательства в природу и пользуются тем, что она дает сама.

На жизнь жители зеленого городка зарабатывают тем, что водят экскурсии по джунглям, да пускают туристов "на постой" в гостевые хижины.

Ферма

Это удивительное поселение так и называется просто Ферма. Один из немногих оставшихся от эпохи Детей Солнца – хиппи. Ферму-коммуну организовал еще в 1971 году хиппи Стивен Гаскин с группой из 400 таких же, как он. Сначала они отправились в путешествие на 60 автобусах с лекциями, а затем "осели" в штате Теннеси и создали Ферму. Сегодня это старейшее сообщество хиппи Америки и буквально образцовая современная утопия. Пара сотен жителей Фермы – хиппи, вегетарианцы и пацифисты, проповедующие уважение к природе и браку, последнее отличает их от других хиппи-поселений. На Ферме даже есть специальный центр, дающий возможность желающим научиться создавать свои собственные утопии…

Ауровиль

Ауровиль - первый и единственный, одобренный на международном уровне и ныне продолжающийся эксперимент по объединению человечества. Чтобы не просто попасть в этот настоящий город-утопию, а стать его жителем, потребуется пройти испытательный срок - два года жить и работать в Ауровиле за свой счет и получить разрешение от общины. Тогда можно будет самому построить себе дом, заранее отказавшись от имущественных прав на него в пользу Ауровиля. В желающих при этом нет недостатка. Современные жители города-утопии приехали почти из 50 стран мира, включая все возрастные группы и социальные слои. Главная достопримечательность города - "Территория мира", расположенная в центре города, включающая в себя сады Матримандира, амфитеатр, символизирующий человеческое единство. Сегодня население города насчитывает около 2000 человек, объединенных одной идеей - реализовать идеал человеческого единства в его разнообразии.

Сонгдо

Это не просто город-утопия, это город будущего, причем вполне реальный, хотя пока слишком пустынный для города такого масштаба. Это самый технологичный и "умный" город в мире, в котором все компьютеризировано и подключено к единой сети управления. Пока в нем проживает всего около 22 тысяч жителей, потому выглядит он слишком тихим и пустым, но это пока…. По проекту его создателей Сонгдо должен стать Центром торговли и бизнеса всей Южной Корее и даже Северо-Восточной Азии.

April 21st, 2014

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon – город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Кому интересно, под катом еще 8 городов …

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии – в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир – Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями – как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени – Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии – запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото – разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем – под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

А я вам напомню про , а так же . Еще могу напомнить вам и . Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Утопия (от др.-греч. οὐ «не» и τόπος «место»; по другой версии: ου – «благо», то есть «благое место») – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора – «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427–347 гг. до н. э.).

Детальная история жанра

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка (см. утопический социализм). Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

В современной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. В утопиях конструируется некая «вторая действительность», которая противопоставляется окружающей реальности и содержит острую критику современности. Расцвет утопической литературы совпадает с полосами острых культурных кризисов и кардинальных перемен в жизни общества.

Основные черты утопии

Своими корнями утопическая литература уходит в архаические мифы о посещении подземного царства и в жанр народной сказки, в образно-композиционной системе, в которой важное место зачастую занимают некие блаженные волшебные страны, где добро окончательно побеждает зло, текут «молочные реки с кисельными берегами» и т.д. В процессе исторического развития в литературе выработался ряд устойчивых сюжетных ходов, обеспечивающих перемещение героя из обыденного мира в фантастическую реальность утопии: сны, видения, путешествия в неведомые дальние страны либо на другие планеты и т.п. Мир утопии располагается, как правило, вне привычных времени и пространства. Он помещается либо в странах на другом конце Земли (порой за ее пределами), недоступных простым смертным, и «случайно», «фантастическим образом» открывается стороннему гостю, либо переносится в «прекрасное будущее», воплотившее в жизнь светлые чаяния современного человечества. Принцип контраста настоящего и будущего в утопиях часто реализуется через диалог между сторонним визитером, которого все вокруг приводит в изумление, и его «чичероне», то есть проводником по новому миру, объясняющим чужестранцу устройство идеального общества.

Характерные черты утопий:

  1. Общество, которое писатели изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.
  2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
  3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
  4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
  5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
  6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
  7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Известные произведения

  • «Государство», Платон.
  • «Утопия», Томас Мор.
  • «Город Солнца», Томмазо Кампанелла.
  • «История севарамбов», Дени Верас.
  • «Новая Атлантида», Фрэнсис Бэкон.
  • «Что делать», Николай Чернышевский (Четвёртый сон Веры Павловны).
  • «Остров», Олдос Хаксли.
  • «Туманность Андромеды», Иван Ефремов.
  • «Полдень, XXII век», А. и Б. Стругацкие.
  • «И не осталось никого», Эрик Фрэнк Расселл.
  • «Выбраковка», Олег Дивов.
  • Цикл «Меганезия», А. Розов.

Жанр утопии в русской литературе

Зарождение

В истории русской литературы существует также довольно прочная традиция создания утопических произведений, связанная с такими именами, как Сумароков, Радищев, Одоевский, Чернышевский, Достоевский, Салтыков-Щедрин и др. В России утопия появилась лишь в XVIII веке – в эпоху создания отечественной литературы нового времени и с этого периода начала активно развиваться, отвечая потребности русской общественной мысли. Русская утопия нередко была растворена в литературных произведениях других жанров – социальных романах, фантастических рассказах (например, утопические мотивы в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева). Русская литература более богата утопическими произведениями, чем об этом принято думать. Причем эти произведения разнообразны и по своему социальному содержанию, и по своим жанровым особенностям. Здесь мы находим и утопии в духе популярного в XVIII столетии «государственного романа», и декабристскую, и просветительскую, и славянофильскую утопии, и произведения в духе утопического социализма, и сатирические утопии, предвосхитившие ставший популярным во второй половине XIX – начале ХХ века жанр антиутопии, и другие виды утопической литературы.

Большинство европейских утопий строились как путешествие или неожиданное посещение неведомой страны, которая не обозначена на географической карте. Собственно, этот традиционный сюжетный ход заимствует, например, Михаил Щербатов, описывая свою «землю Офирскую» («Путешествие в землю Офирскую»). Но чаще всего в русской литературе рассказывается о будущем, которое герой видит во сне. На этом приеме строятся рассказ Сумарокова «Сон «Счастливое общество», знаменитое описание сна из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева («Спасская Полесть»), «Сон» Улыбышева, четвертый сон Веры Павловны из романа «Что делать?» Чернышевского, «Сон смешного человека» Достоевского и др.

В 1858 году А. Герцен издал в Лондоне в одной книге два сочинения – «О повреждении нравов в России» Щербатова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Он не случайно объединил эти два произведения, так как оба они являлись, по сути, документами русской критической мысли, политического радикализма. К числу декабристских утопий относится прежде всего повесть «Сон» (1819) писателя и литературного критика Александра Улыбышева, примыкавшего к декабристам, и «Европейские письма» Вильгельма Кюхельбекера. Последние написаны от лица американца, путешествующего по Европе XXVI столетия и рассуждающего о прошлом и настоящем европейских стран. По широте охвата истории, по своему просветительскому пафосу и вере в великое будущее России утопия Кюхельбекера. Предваряет более позднюю утопию Владимира Одоевского «4338 год».

Развитие

Характеризуя развитие русской утопической литературы, нельзя обойти стороной проблему антиутопии. Чаще всего негативные утопии в России XIX века описывали всевозможные отрицательные последствия технического и научного прогресса, механизации труда и стиля жизни, предупреждали об опасности мировых войн, могущих повернуть историю вспять. Мотивы утопии явственно присутствуют у Салтыкова в некоторых рассказах: «Сон в летнюю ночь», «Скрежет зубовный», где сны выступают в ироническом контрасте с реальностью. Как сатирическую утопию можно рассматривать и некоторые страницы «Истории города Глупова». Сатирической утопией является и повесть «Жизнь человека через сто лет» Григория Данилевского. Дальнейшая эволюция русской литературной утопии тесно связана с общественной атмосферой в России конца XIX – начала ХХ века. Поражение первой русской революции (1905-1907) вызвало серьезный идейный разброд в среде русской интеллигенции и усугубило пессимистические настроения в общественном сознании и литературе. Эти настроения дают себя знать и в развитии русской утопической прозы. Показательна в этом отношении, например, повесть Николая Федорова «Вечер в 2217 году» (1906). Труд лишен радости, сводится к бессодержательным, механическим операциям. Население разбито на сотни и тысячи, причем каждый должен носить свой рабочий номер. Стандартизации подчиняется и личная жизнь людей. Даже такая интимная область человеческих отношений, как любовь, подчинена единственной цели – выращиванию полноценного и здорового потомства. Семьи не существует, она давно отмерла как смешной и романтический пережиток.

Мотивы, связанные с утопией, все чаще звучат в творчестве известных русских писателей. Несколько утопических произведений пишет Валерий Брюсов. Среди них – «Земля», «Республика Южного Креста», «Семь земных соблазнов». Здесь читатель сталкивается с впечатляющими описаниями научно-технического прогресса: высотными домами, машинами, дирижаблями, электрическим и даже «радиоактивным» освещением. В творчестве Брюсова преобладает негативная утопия. Такова, например, «Республика Южного Креста». Социалистическую утопию представляет роман «Красная Звезда» Александра Богданова. В нем писатель изобразил основанное на коммунистических началах общество будущего, которое герой, профессиональный революционер, находит на Марсе.

Советская утопия вобрала в себя те традиции русской утопической литературы, которые обозначились уже в конце XIX – начале ХХ века. С одной стороны, насущная для русской литературы тяга к социалистической утопии, с другой – это антиутопия. Видимо, не случайно в один и тот же 1920 год были опубликованы две важные утопии – антиутопический роман Е. Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало развитию этого жанра в мировой литературе ХХ века, и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии», продолживший традиции русской и европейской литературной утопии. Кстати, оба писателя за свои романы подверглись репрессиям.

Во многих социально-фантастических и утопических романах 20-х годов – В. Итина «Страна Гонгури», Я. Окунева «Грядущий мир», А. Беляева «Борьба в эфире» В. Никольского «Через тысячу лет», Я. Ларри «Земля счастливых» и других – содержатся попытки нарисовать будущее как грядущую победу коммунистического общества во всем мире. Однако социальный образ будущего в них, как правило, подменялся научно-техническими прогнозами, футурологическими предсказаниями. После бурного подъема и развития утопической литературы в 20-х годах наступил резкий спад, и начиная с 30-х годов утопии довольно редко появляются на книжных прилавках. Возрождению этого жанра в последние годы во многом способствовало развитие научной фантастики.

Утопия как жанр кино

Утопия – это, как известно, идеальная модель общества, построенного на основе безупречных порядков, антиутопия же – полный антипод первого понятия, то есть государство, далеко зашедшее по самым негативным и пагубным путям развития. Но вот тут-то и возникает главный казус – у каждого человека, а тем более творческого, понятия об идеалах и пороках различные. В нашем случае это, впрочем, лишь дарит зрителю огромное разнообразие художественных композиций на любой вкус.

Утопия в кино

  • Классическая кинолента «Капитан Немо и подводный город» 1969-го года, снятая по мотивам творчества Жюля Верна, повествующая о прекрасном фантастическом обиталище в глубинах океана.
  • Великолепный «Плезантвиль» Гэри Росса, в котором американские подростки из девяностых попадают в идеальное общество в стиле мыльной оперы пятидесятых. Не так давно этому же режиссёру доверили съёмки другой антиутопии, отгремевшей в кинотеатрах всего мира – первой части Голодных игр.
  • Телевизионный фильм «Дивный новый мир», где наглядно изображено невероятно упорядоченное государство, без преступности и войн.

Некоторые картины не столь однозначны, и изображенные в них миры можно одновременно назвать и утопией, и антиутопией. Сложно уяснить, как две полных противоположности могут ужиться в одном творении? Проще всего понять это на конкретном примере – философском боевике Эквилибриум с Кристианом Бэйлом. В этом фильме изображено безупречно упорядоченное общество, лишенное изъянов, но одновременно автор задается вопросом – оправдывает ли свою цену достигнутая фантастическим правительством цель? Ведь под совсем иным углом жизнь обывателей в киноленте выглядит хуже самого страшного ужаса. Приблизительно такое же впечатление оставляет после себя и шедевральный мультфильм Тарика Салеха «Метропия», где совсем не по-детски изображено близкое к идеальному государство, изнанка которого совершенно иная.


Люди давно мечтали о создании идеального общества. Для разочаровавшихся в системе создание утопии всегда казалось очевидным: «Сделать так, чтобы все были счастливы». Но, как показывает практика, независимо от того, выстраивается утопия на основе псевдонаучных изысканий или на основании чистой воды сумасшествия, существование их ограничено во времени.

1. Ад для рабочих в российском "Раю"


СССР
У Сталина была масса гениальных идей. К примеру, он хотел превратить Советский Союз в промышленно развитое государство. В итоге был принят план за пятилетку построить новые промышленные центры, одним из которых стал Магнитогорск. Это был первый в мире полностью спланированный город, который должен был стать главным сталелитейным центром СССР. Также он рекламировался, как "рай для рабочих": широкие проспекты, залитые солнечным светом, детские площадки в каждом дворе, многоквартирные дома для рабочих, "социалистические соревнования" для жителей...

Что же могло войти не так. А ответ кроется в климате России. Когда первые рабочие-добровольцы приехали на стройку Магнитогорска, на этом месте не было вообще ничего. Они спали в палатках, при том, что зимой температура падала ниже -20 по Цельсию. В первую же зиму умерло столько людей, что трупы вывозили из лагеря каждый день. Когда же пришло лето, долгожданного облегчения не последовало - начались колоссальные пылевые бури.

В этом районе не было чистой воды, были затруднены поставки еды, а также не было ни одной больницы. Менее чем через год число погибших оказалось настолько высоким, что все рабочие-добровольцы попросту сбежали. Тогда на стройку Магнитогорска направили десятки тысяч заключенных ГУЛАГа и "Рабочий рай" стал гигантским рабским трудовым лагерем.

2. Городской кошмар Сент-Луиса


США
Европейцы часто удивляются, насколько большие по площади американские города. В то время как в Италии или Франции большинство обычных людей живут в гигантских кварталах из многоэтажек, в США люди живут в основном в пригородах. Для этого есть причина и называется она "Пруитт-Айгоу". Разработанный японо-американским архитектором Минору Ямасаки в 1949 году, район Пруитт-Айгоу должен был изменить жилье США навсегда.

Огромный комплекс из семнадцати 11-этажных жилых домов на окраине Сент-Луисе был призван стать раем для формирующегося среднего класса страны.
Однако, после отмены сегрегации в 1954 году белые жители Пруитт-Айгоу испугались, что теперь их соседями могут стать чернокожие и переехали в пригороды. Поскольку почти никто не платил за коммунальные слуги, район перестали обслуживать.

Перестало работать отопление, пропало электричество и на этом месте образовалось настоящее гетто. В одном месте канализационные воды текли прямо по коридорам дома. Полиция перестала выезжать на вызовы в этот район и в нем массово начали возникать наркогруппировки. В итоге в 1972 году район полностью снесли.

3. Пустынный оазис


Китай
Дубай - во многих отношениях невероятный город. Не так давно это был просто засушливый участок пустыни, где жили лишь несколько торговцев. Теперь это гигантский город, которым восхищаются во всем мире. Успех Дубая вдохновил многие другие страны, которые попытались подражать Эмиратам. В начале 2000 - х годов Китай решил создать подобие блеска и гламура Дубая во внутренней Монголии.

Следи пустыни Гоби начали строить грандиозный город с библиотеками мирового класса, стадионами и музеями, для чего были приглашены известные архитекторы. Но этот город, который был назван Ордос, стал полным провалом. Беда была в том, что строительство "нового Дубая" с нуля в середине пустыни обошлось китайцам очень дорого.

Таким образом, чтобы компенсировать миллиарды долларов, которые были потрачены на строительство, государство задрало цены на недвижимость в Ордосе. Причем, цены были подняты так высоко, что дороже жилье было только в Шанхае. В итоге в Ордос никто так и не переехал, а город стоит совершенно пустым в течение почти десяти лет.

4. Колония нудистов в штате Вашингтон


США
Колония Хоум в американском штате Вашингтон была попыткой построить анархическую утопию. Основанный в 1895 году Хоум должен был стать местом, где люди могли бы процветать вдали от диктата правительства. Будучи в состоянии сделать все, что они хотели, основатели полагали, что жители освободятся от оков общества и создадут рай на Земле.

Поскольку в городке не было никаких правил, Хоум, естественно, начал привлекать людей нетрадиционных взглядов. Одной из самых многочисленных групп в городе стали нудисты, которые любили проводить все свое время полностью обнаженными и ходили голышом по улицам.

Естественно, это нравилось не всем. В итоге город разделился на две группы: "нудистов" и "ханжей", которые постоянно конфликтовали. В конце концов, обе стороны конфликта уехали из города, а Хоум стал полностью заброшенным всего через десять лет после его основания.

5. Итальянская "Звезда Смерти Ренессанса"


Венецианская республика
Странный вопрос: если бы у человека был выбор, захотел ли бы он жить на Звезде Смерти? Наверняка, большинство людей ответили бы "нет". Вопрос был задан не случайно, ведь в конце 16 - го века Венецианская республика предложила обычным итальянцам как раз подобное. Венецианцы построили совершенно новый город, который также должен был стать супероружием, и попытались убедить людей жить в нем.

Город Пальманова должен был стать неприступной крепостью: он был обнесен высокими стенами и рвом с водой. Сделано это было, чтобы успешно противостоять набегам турков-османов. Проблема заключалась в том, что итальянцы отказались переезжать в город, в котором бы они жили, как в тюрьме. В итоге венецианцы были вынуждены помиловать преступников и даже заплатить им за то, чтобы те заселили эту "Звезду Смерти Ренессанса".

6. Фантазия индийского Дели


Индия
Для Дели в Индии можно придумать много эпитетов: хаотичный, яркий, шумный, резкий, подавляющий. Но его нельзя назвать свободным от нищеты. Из 18 миллионов жителей города Дели половина живут в трущобах или незаконных колониях. Но столица должна была стать совершенно другой. Накануне обретения Индией независимости в 1947 году премьер - министр Джавахарлал Неру заявил, что Нью - Дели будет модернистской утопией, где никто не будет жить в нищете.

В том же, что случилось на самом деле, можно обвинить две вещи: британское колониальное господство и раздел. Когда Индия стала независимой, это была обескровленная страна. Англичане вывезли все, что только могли, в результате чего бывшая колония начала свободную жизнь на грани банкротства. Дели не являлся исключением.

Вторым фактором было то, что Дели уже был наводнен трущобами. После ужасов процесса отделения более полумиллиона бежали в новую столицу, ища убежища от насилия. Не имея ни жилья, ни финансовой поддержки, они просто построили свои собственные жилища. В результате был Дели стал городом трущоб.

7. Самый скучный город Англии


Британия
Упоминание о Милтон Кейнс вызывает смех у большинства британцев. Этот город, построенный в 1970-е годы, должен был символизировать будущее британской жизни. Вместо обычной планировки с городским центром, Милтон Кейнс был создан, как бесконечная сетка пригородов. Повсеместно были зеленые лужайки, парки, дома отстояли далеко друг от друга. Это должно было стать модернистским раем.

Был только один недостаток - Милтон Кейнс был невообразимо скучным. Проблема заключалась в отсутствии традиционного центра. Людям попросту некуда было пойти - везде были однообразные, красивые, но скучные пригороды. Город стал посмешищем их-за своей скуки и "бездушной жизни".

8. Недостроенная коммуна в Аризоне


США
В начале 1970 - х годов итальянский архитектор Паоло Солери изложил собственное видение нового типа американского города. Аркозанти, который собирались построить в середине пустыни Аризона, должен был состоять из жилых домов, стоящих друг на друге (чем-то это было похоже на термитник). Люди, живущие в этом городе, не должны были использовать ископаемые виды топлива, при этом они выращивали бы свои собственные продукты питания и были полностью самодостаточными.

Зарабатывать же они на жизнь должны были... продажей колокольчиков. Это был бы идеальный город для хиппи. Вьетнам, нефтяной кризис, Уотергейт и расовые беспорядки привели к тому, что американцы начали стремиться к более простому образу жизни. Планировалось, что город будет построен за 5 лет, однако в 2016 году, 46 лет спустя Аркозанти завершен всего на 3 процента.

Беда в том, что финансирование нового города продажей колокольчиков является, мягко говоря, безумной идеей. Но поскольку это было частью великого видения Солери, никто не озаботился найти другие источники дохода.

9. Двойной провал Скопье


Югославия
Редко происходит так, что город полностью перестраивают два раза в попытке создать "рай". Самым ярким примером является столица Македонии Скопье. В 1963 году землетрясение сравняло город с землей, оставив 100 000 человек без крова. Республика Югославия (частью которой являлась на тот момент Македония) решила перестроить город заново по проекту японского архитектора Кензо Танге, который решил превратить Скопье в маленькую страну чудес.

В результате же получился серый, однообразный, бруталистский город, который был раем для студентов-архитекторов и адом для всех остальных. Вместо того, чтобы стать визитной карточкой Югославии, Скопье стал своего рода региональным посмешищем. Многие здания буквально выглядели так, будто в каком-то мрачном научно-фантастическом фильме. К 2010 году македонцам настолько надоела их безобразная столица, что было принято решение снова перестроить ее.

В рамках проекта "Скопье 2014" большая часть центра города была снесена и перестроена в нео-классическом стиле, с блестящими белыми храмами, золотыми статуями и китчевой архитектурой. К сожалению, перепланировка вновь не удалась, жители Скопье назвали ее "катастрофой", заявив, что столица стала похожа на идиотскую версию древней Греции.

10. Смертельный город американской мечты в Гайане


Гайана
Когда маленький город впервые был основан в самом сердце джунглей Гайаны, у людей были все основания полагать, что он обречен на успех. Джонстаун был идейной общиной религиозной организации "Храм народов", которая была основана для того, чтобы американцы каждой этнической принадлежности и цвета кожи могли бы жить на равных. Община была организована по принципам равенства и братской любви, а свое название она получила в честь основателя, Джима Джонса. В итоге Джонстаун стал знаменит на весь мир благодаря жестокой бойне, в которой погибли более 900 человек.

Джонс был явно немного невменяемым и, как выяснилось позже, наркоманом. После того, как в прессе появилась информация о его жестоком обращении с детьми, в Гайану для расследования прибыла комиссия из нескольких журналистов во главе с калифорнийским конгрессменом Лео Райаном. Джозеф убил их всех, после чего убедил убедил всех членов общины совершить самоубийство, выпив "Кул Эйд", смешанный с цианидом. С тех пор Джонстаун превратился в город-призрак.

Интересно будет взглянуть на и полностью захваченный силами природы.

Рост урбанизации в Первом мире вызвал и обратный процесс – желание больших групп людей переселяться обратно на природу, а также создание «специализированных» и «идеальных» городов – без гримас урбанистики. Город-сад, город-плантация, нацистский город, город для пьяниц и другие утопические города в подборке ниже.

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon - город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии – в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир - Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями – как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени – Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии – запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото – разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем – под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

В 1952 году Мел Джонсон представил инвесторам план идеального города – рассчитанного на проживание в нём пьяниц и алкоголиков.

В городе было бы как постоянное население, так и туристы, приезжающие сюда в алкотрипы. Жить детям в пьяном городе запрещалось бы.

В пьяном городе должны были размещаться вискокурни, пивоваренные заводы, а большая часть построек представляла бы бары, пивнушки и санатории, где пьянчуги отсыпались после запоя. Для удобства пьяниц там были бы самодвижущиеся тротуары.

Джонсон так и не смог найти инвесторов для пьяного города.

Ещё в Блоге Толкователя о представлениях о городе будущего - Москвы.




Top