Бах инвенции анализ. Инвенции баха

Праздник для детей подготовительной группы

Новый Год у царя Гороха

Выполнил: музыкальный руководитель

Бутаева Татьяна Александровна.

Бузулук 2018

Ведущая : Давно так ведётся на свете

Под вечер, в конце декабря,

Приедет волшебник в карете

Из золота и серебра!

Проедет по улицам ярким,

И к каждому дому свернёт!

Раздаст ребятишкам подарки,

А взрослых он в детство вернёт!

Новый год - карнавал, серпантин, яркий свет!

Даже взрослым прислал он из детства привет!

Только вы - и мечта, больше нет ничего!

И 12 ударов творят волшебство! (Звучит бой часов!)

Звучит музыка - дети парами входят в зал,

Вед. : Здравствуйте все, кто пришёл в этот зал!

И даже те, кто чуть- чуть опоздал!

Мы всех поздравляем, приветствуем всех!

Да здравствуют шутки, улыбки и смех! (Аплодисменты.)

Новый год! Новый год!

Новым дням новый счёт!

Мир - планете! Радость - детям

Он с собою принесёт!

2. Никто не должен здесь скучать!

Звени задорный смех!

Сегодня Новый год встречать

Мы пригласили всех!

3. Веселее всех на свете

Новогодний праздник встретим!

Чтобы радовались с нами

Все: Наши папы! Наши мамы!

Исполняют песню: «Когда приходит Новый год»

4. Собрались мы здесь сегодня,

Встали в дружный хоровод.

Много радости приносит

Каждый раз нам Новый год!

5. Ёлка в праздничном наряде

Пригласила в гости нас!

Устоять нельзя на месте

Рядом с нею в этот час!

6 .Пусть звучат стихи и песни

Пусть звенит ребячий смех!

Да и взрослым, вместе с нами,

Позабавиться не грех!

11. Ну - ка, ёлочка - краса!

Засверкай огнями!

Ну- ка, ёлочка - краса!

Потанцуй - ка с нами!

Исполняется «Танец Jingle Bells » (Дети садятся на места) .

Вед.: Хотите, я вам сказочку расскажу? А коль хотите, так слушайте и смотрите!

За тридевять земель, среди дорог нехоженых, среди болот непроходимых, стояло тридесятое царство - государство. А правил им Царь - Горох! Царь он был добрый, и народ у него был весёлый. В это - то царство и отдал Дед Мороз внучку свою, Снегурочку, чтобы пожила среди людей, ума - разума набралась. И вот настала Новогодняя ночь, последняя, после которой Дед Мороз должен был забрать Снегурочку домой. В эту ночь всё и произошло!

Звучит музыка, появляется Царь- Горох!

(Следом идут слуги, они ставят трон царя к ёлке и встают около царя)

Вед. : Его Величество Царь Горох!

Царь: Ну что? Государственными делами что- ли заняться? Ой! Какие же дела? Ведь сегодня праздник, Новый год! А раз я Царь Горох, то издам - ка я царский указ! Пишите!

Я, Царь - государь, всем царям - царь!

В этот праздничный час издаю сей указ!

Всем ко мне явиться, чтобы веселиться!

Слуги : Готово, царь - батюшка!

1.Слуга : Слушай, люд честной, указ!

Царь издал такой приказ: «Объявляю бал сегодня

Не простой, а Новогодний!

2.Слуга : Люди сказочной страны

Быть на бале том должны!

(Звучат фанфары, дети выстраиваются перед Царём Горохом).

12. При дворе Царя Гороха

Давно не было такого переполоха!

Зал умыли, украшали, ёлку долго наряжали!

13. Кавалеры для красы

Все пригладили усы!

14. Ну, а платья все модницы

Привезли из - за границы!

Царь : В лучезарном Новогоднем свете праздничных огней

Я приветствую сегодня всех собравшихся гостей!

С Новым Годом! С новым счастьем!

С новой радостью для всех!

Пусть звенят под этой ёлкой

Песни, музыка и смех!

Громче музыка играй! Всех на танец приглашай!

Исполняется танец « Зимний Вальс».

(Дети садятся на места). Слуги к царю

Царь : Ну вот! Указ есть?

Слуги : Есть!

Царь : А веселья нет!

Слуги : Нет!

Царь : Что же делать? Может Снегурочку позвать?

Слуги : Это можно! Снегурочка! Снегурочка!

Звучит песня, Снегурочки входит

Снегурочка : Здравствуй, Царь - батюшка!

Здравствуйте, гости дорогие!

Царь : Снегурочка, помоги мне! Я тут издал указ о веселье! Сегодня ведь праздник, Новый год! А народ не веселиться!

Снегурочка : Да как же можно начинать праздник без Деда Мороза? Какой же это Новый год?

Царь : И то верно!

Снегурочка: А теперь давайте вместе Дед Морозу споём песню,

Что б он в гости к нам пришёл, спеть нам надо хорошо.

Исполняют хоровод « Дед Мороз большого роста» сели

(Звучит музыка! Появляется Снежная Королева.)

Снеж. Королева : Что за глупый хоровод?

Видно нет других забот!

Ишь, как все разнорядились!

Знать без дела обленились!

Не спешите веселиться, вокруг дерева кружиться!

Потому что всех вас ждёт очень скучный Новый год!

Всех гостей на ёлку пригласили,

А про моё королевское Величество забыли?!

Я обиды не прощу! Я вас праздника лешу!

Ёлку вашу потушу! (Топает, хлопает, колдует), ёлка гаснет.

Узли, нузли, трыкли, брось!

Успокой и заморозь!

Тьма пускай погубит свет!

Ёлки нет и смеха нету!

Моё снежное - королевское Величество сообщает всем вам, что Нового года в детском саду - не будет! Это мой снежный Указ!

Снегурочка : Как? Почему?

Снеж. Кор .: В следующий раз будите знать,

Кого на праздник в первую очередь надо приглашать!

Царь : Ты нас сильно не пугай! Страху здесь не нагоняй!

Не пугай мне мой народ!

Ведь сегодня Новый год!

Как придёт к нам Дед Мороз, отморозит тебе нос!

Хоть ты снежная внутри, но с Морозом не шути!

Снеж. Кор . (Зло смеётся): Зря надеетесь на деда! Не одержит он победы!

Потому, что к вам пути ему больше не найти! Ждите! Ждите! Поджидайте! Да меня не забывайте!

(Ха- ха- ха! Уходит).

Звучит музыка, летит сорока .

Сорока: Кошмар! Кошмар! Беда ! Беда!

Насилу добралась сюда!

Там, в лесу, метель, пурга

Все дороги замела!

Там, в лесу, не зги не видно

Очень стало мне обидно!

Коль сюда не долечу, ничего не сообщу!

Обе : Если не я, то кто же Деду Морозу поможет?

Царь : Не трещи! Остановись!

Сорока : Не могу остановиться!

Дед Мороз попал в беду!

Надо торопиться!

Царь : Всё же ты не спеши! Ты всё толком расскажи!

Всем, чем можем, мы поможем!

Сорока : С Дедом Морозом случилась беда!

Не придёт он на праздник сюда!

Снежная Королева его в своё царство заманила,

Сон - травою дедушку опоила!

И спит он глубоким сном

И не знает даже о том,

Что ёлка не вспыхнет огнями,

Новость эту всем сообщу! (Улетает)

Царь : Да, плохие новости! Как же я не разгадал хитрости злодейской? Что же теперь будет? Ведь, если Дед Мороз не придёт в наше царство, то Снегурочка останется среди людей навсегда!

Слуги : Ура! Ура! Останется навсегда!

Царь : А как лето придёт? Она и растает(шёпотом).

Слуги (грустно): Растает! Ой! (шепотом). Растает!

Снегурочка : (испугано) Дед Мороз не придёт?

Значит, я ….(плачет).

(Царь и слуги утешают её.)

Царь : Ах, я бедный Царь - Горох!

Что же делать? Ох - ох - ох!

Не печалься, Снегурочка! Здесь друзья у нас везде!

Не оставят нас в беде!

Ишь, чего задумала Снежная Королева?

Снегурочку погубить хочет!

Не бывать этому!

Гусары : Если Царь - Горох не прочь - можем мы беде помочь!

Царь : А ну, добры молодцы, выходите!

Удаль свою покажите!

Гусарский танец. (Мальчики).

Царь : Ну, молодцы! Повеселили! Порадовали нас!

А теперь службу сослужите!

Деда Мороза спасите!

Гусары : Так точно. Ваше царское величество!

Царь : А Снежной Королевы не испугаетесь? НЕТ!!!

А на пол пути не вернётесь? НЕТ!!!

Ну, тогда вперёд!

Гусары : Рады стараться, Царь - батюшка! Всё исполним!

Мы в снежное царство отправимся,

И помочь Деду Морозу постараемся!

(Мальчики уходят, трон убрать).

Снегурочка : С неба звёздочки летят,

Весело играют,

Опустились прямо в сад,

Землю укрывают.

Выходят «Звёзды»

1От лунного света искриться снежок,

Январская ночь холодна!

2В пушистое облачко, словно в платок,

Закуталась в небе луна!

3Она одиноко плывёт в небесах,

Ей зябко в пустой вышине.

4 От холода люди закрылись в домах,

Но негде укрыться луне!

Исполняется «Танец Звёзд »

(Появляются гусары , они ведут спящего Д. М.)

Гусары : Ваше царское величество! Дед Мороз доставлен в ваше царство!

Царь : Молодцы гусары! Хвалю за службу! (Смотрит на Д. М.).

А что это с ним? Притомился, что ли в дороге?

Гусары : Это Снежная Королева его заманила,

Сонным зельем его опоила.

Снегурочка : Что нам делать? Как нам быть?

Как нам деда разбудить?

Царь : Мам и пап нужно попросить нам помочь!

Дружно - дружно все мы встали,

Крепко за руки взялись!

Давайте позовём дедушку все вместе!

Дед Мороз, проснись, всем гостям улыбнись. 2-3 раза

Дед Мороз просыпается, потягивается…(все тихо садятся).

Д.М .: Ах, как долго я дремал!

Чуть весь день я не проспал!

Что такое? Не пойму? Почему в гостях я сплю?

Снегурочка : Дедушка Мороз, Снежная Королева тебя заманила

И сон - травою опоила!

Д. М .: Молодцы! Снеж. Королеву одолели! И теперь мой сон развеян!

От души благодарю, всем спасибо говорю!

Царь - Горох, тебе спасибо за внучку мою, Снегурочку!

И вам, люди добрые, спасибо, что не дали в обиду внученьку!

Можно праздник начинать? (Спрашивает у Царя Гороха).

Всех вас буду поздравлять!

Д. М . : С новым годом вас, друзья!

С праздником весёлым!

Счастья, радости желает Дед Мороз сегодня!

Я пришёл из доброй сказки,

Начинайте игры, пляски, становитесь в хоровод,

Дружно встретим праздник ёлки - долгожданный Новый год!

Встают в хоровод. «Пришла с мороза ёлочка» сели

Вед . : Дед Мороз, наша ёлка без огней,

Ты зажги её скорей!

Снежная Королева к нам приходила,

Чудо - ёлку потушила!

Д. М . : Чудо - ёлочка, зажгись! Огоньками озарись!

В хороводе закружись, всем ребятам улыбнись!

1-2 - 3, ёлочка, гори! Все вместе….

(Включить ёлку).

Встают горошком « Замела метелица» песня

Вед. : Д, М., а ты любишь в смешинки играть?

Тогда, вперёд!!!

Игра «Хи -хи - хи! Ха - ха - ха!»

Д. М: А теперь не зевай, своё место занимай.

Игра «Займи место в кругу!»

Вед . : Д. М., отдохни и под ёлкой посиди,

А ребята наши стихи тебе расскажут!

Стихи.

Звучат фанфары!

(((((((((Царь : А пока вы здесь веселились, в наше царство - государство доставили

Телеграммы, вот только обратного адреса не разобрать!

А ну - ка, народ мой, развесёлый покажите -ка свой ум,

Разгадайте -ка загадки!

Новогодние телеграммы! (4 штуки).

У меня в желудке пусто, вся уж съедена капуста.

Я обижен, удивлён! Не позвали в гости…(Слон).

2. Я бы с ёлочной верхушки снял бы лапой все игрушки.

Шлите с ёлки кочерыжки, я ваш беленький …(Зайчишка).

3 Мы желаем без помехи круглый год вам грызть орехи.

Прыгать и играть в горелки, с Новым годом ваши …(Белки).

Я лежу в своей норе, холод, стужа на дворе.

Отморозила я лапу, мне пришлите муфту, шляпу.

Адрес: хвойные леса, а зовут меня…(Лиса).

Царь : Ну, спасибо вам за помощь! Вот мы и разобрались с новогодними поздравлениями!)))))))))))))

Д. М., а теперь загадка(у) (отгадай) для тебя.

Их в морозный, зимний день надевают на ноги.

Чтобы ноги не замёрзли, что такое…

Д. М.: Носки шерстяные! (Загадку загадывают ещё раз!) Валенки!

Игра« Пробеги в валенке»

Д. М .: Ох, устал я! Ох, устал! Я давно так не играл!

Д. М.: Позабавили меня! Но и я в долгу не останусь!

Хлопает 3 раза! Красавицы Востока! Явитесь в зал скорей!:

Исполняют « Восточный танец»

Вед. А сейчас, ребята, хочу проверить, какие вы внимательные!

Игра «Что растёт на ёлке?» (пингвины за ёлку)

Звонкая хлопушка?

Старый глиняный горшок?

Белые снежинки?

Рваные ботинки?

Красные фонарики?

Хлебные сухарики?

Яблоки и шишки?

Зайкины штанишки?

Старые газеты?

Вкусные конфеты?

(Пингвинов за ёлку).

Царь. :(показывает телеграмму)

(посмотрите, нам пришла телеграмма)

А вот ещё одна телеграмма! Вам весёлые пингвины

Шлют привет с плавучей льдины!

(выходит один Пингвин)

Пингвин : Я пингвин не один, нас пингвинов много!

И станцуем мы сейчас танец новогодний!

Танец пингвинов.

Д. М.: Ай - да, молодцы Пингвины.

Ну , а мне пора уходить!

Вед. : Дед Мороз, а ты ничего не забыл?

Д.М .: Дед Мороз с детьми играл?

Возле ёлочки плясал?

Песни пел? Детей смешил? Что ж ещё я позабыл?

Дети : Подарки!

Д.М.: Ах, я - седой! Голова с дырой!

Приготовил вам подарки и сложил их в сундучок!

Мне помощники нужны! Пингвины, помогите мне!

(Д.М. с Пингвинами выходят в коридор за сундуком с подарками,

раздают подарки)

Д.М.: Все подарки получили? Никого мы не забыли?

Вед. : Давайте поблагодарим Деда Мороза за чудесный праздник и подарки.

Дети: Спасибо!

Д.М.: Ну, прощайте, детвора, в путь дорогу мне пора!

Ждут меня другие дети, до свиданья! В добрый час!

Исполняют песню: « Российский Дед Мороз!».

Новогодний утренник в ДОУ в старшей группе. Сценарий «НОВОГОДНИЙ БАЛ У ЦАРЯ ГОРОХА»


Данный сценарий будет полезен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ в подготовительной и старшей группах, по ходу Новогоднего утренника дети, а так же их родители – гости, встретятся с Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Лешим, Царём Горохом, Ведущей, и конечно же с Дед Морозом.
Цель: Создать у детей, и родителей праздничное настроение, а также научить детей держаться на публике без зажима
Задачи: Научить детей, выразительно читать реплики их героев, развить вокальные и хореографические данные, «Вложить в голову» ребёнка начальные данные об актёрском искусстве, и конечно же снять зажим

Действующие лица: Баба-Яга, Ведущая, Леший, Кощей Бессмертный, Дед Мороз, Царь Горох – Взрослые
Царевна Несмеяна и Емеля; Белоснежка; Гном; Белка, Лиса; Снеговик; Медведь; Заяц; Разбойники; Снегурочка; Снежинки; Оловянные солдатики – Дети
(Звучит музыка, выходит Ведущая)
Ведущая: Слушай, люд, честной указ,
Горох – наш Царь издал указ:
«Объявляем бал сегодня,
Бал весёлый, новогодний!
Люди маленькой страны быть на бале, том должны!
Кавалеров и их дам, Ждём-с на праздник нынче к нам!
Всё готова, наконец, едут гости во дворец!

(В зал входят дети)
1. ВХОД «НОВЫЙ ГОД»
(В конце садятся на места)

Ведущая: При дворе Царя Гороха
Давно не было такого переполоха!
Залу мыли, украшали,
Ёлку долго наряжали,
Кавалеры для красы, все пригладили усы!
Ну, а платья все модницы привезли из-за границы!
Встречайте, его величество Новогодний Царь Горох!

(Звучат торжественные фанфары, выходит Царь Горох)
2. ВЫХОД ЦАРЯ ГОРОХА

Царь Горох: Чудно, чудно! Бал открыт!
Блеском весь дворец горит!
Будем петь и танцевать
А сейчас стишки читать!

(Выходят 4 ребёнка)
1-й ребёнок:
Старый год кончается
Хороший, добрый год.
Не будем мы печалится,
Ведь новый к нам идёт.
2-й ребёнок: Золотым дождём сверкает
Наш уютный, светлый зал.
Ёлка в круг нас приглашает-
Час для праздника настал

3-й ребёнок: Ай, да ёлочка, смотрите,
Вьются бус цветные нити,
Дождик, звёзды, конфетти,
Лучше ёлки не найти.
4-й ребёнок: Целый год мы праздник ждали.
Как о ёлочке мечтали!
И теперь в кругу друзей
Споём песню веселей!
3. ПЕСНЯ «ГДЕ-ТО НА ОПУШКЕ»
(После танца дети садятся на места, а Царь Горох выносит счёты)
Ведущая:
А зачем вам Царское Величество счёты понадобились,
Вы, что, сегодня деньги считать будите?
Царь Горох: Да ничего вы не понимаете____________________________! Счёты я для вас принёс! Садитесь и работайте! (Отдаёт счёты)
Ведущая: В праздник работать? А что считать-то?
Царь Горох: Улыбки
Ведущая: ЧТО? ЧТО?
Царь Горох: Говорю, тебе, улыбки! Получил я письмецо от Деда Мороза. А в письме том написано, что на праздник он к нам придёт, как только мы одну тысячу улыбок соберём
Вот иди и работай
Ведущая: Так где же я их столько соберу?
Царь Горох: А ты смотри лучше!
Вон видишь – одна улыбка, вон-вторая, а ты не считаешь!
(Играет музыка, ведущая ходит по залу и «Собирает улыбки»)
Ведущая:
Несмеянушка,а чего ты не улыбаешься,
Ну улыбнись, хоть разок.
Несмеяна: Не хочу и не буду!
Я хочу в конце недели, выйти замуж за Емелю.
Без Емели не могу я из дома убегу! (РЕВЁТ)
Царь Горох: Ну подожди, Несмеянушка, не плач.
Хочешь мороженного?
Несмеяна: Не хочу!
Царь Горох: А пирожного?
Несмеяна: Не хочу
Царь Горох; Ну подожди, не реви у меня уже от твоего рёва корона на бок съехала
Несмеяна: Буду, буду, буду, я реветь!
Ведущий: Послушай Царь Горох, а давай на праздник гостей позовём, может они несмеяну рассмешат. И улыбки собрать помогут. Ну дружно, дружно позовём:
Все вмести: Гости, гости, мы вас ждём!
(звучит музыка выходит снегурочка)
4. ВЫХОД СНЕГУРОЧКИ

Снегурочка: Здравствуйте, мои друзья. Всех вас рада видеть я!
Всем я зимний шлю привет, взрослым и детишкам.
Папам. Мамам, бабушкам, сестрёнкам и мальчишкам.
Ведущий: Здравствуй, Снегурочка.Беда у нас приключилась.
Несмеяна улыбаться не хочет, а пока она не рассмеётся
Дедушка Мороз к нам на праздник не придёт
Снегурочка: дедушку пока, мы ждём давайте потанцуем, и споём.
Эй, снежинки выходите, и со мной скорей спляшите.
(Появляются девочки-снежинки)

1-я снежинка: Ветер песенку поет
На лесной опушке,
Танцевать меня зовет
В хоровод к подружкам.
Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей
2-я снежинка: Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
3-я снежинка: Мы летим над берёзой,
Летим над сосной,Словно льдинки мы звеним
В тишине лесной!
4-я снежинка: Белые снежинки
Из-за туч летели,
На мою ладошку
Отдохнуть присели.
Я снежинкой колкой
В праздник наряжусь,
Под пушистой елкой
В танце закружусь.
5. ТАНЕЦ СНЕГУРОЧКИ И СНЕЖИНОК
Ведущая: Ну, что, Несмеяна, понравились тебе снежинки, голубые льдинки?
Несмеяна: Поляны побелили, покрывалом лес укрыли,
Заморозили меня А-а-а-а-а-а-а (РЕВЁТ)
Ведущая: ребята нужно нам опять гостей звать, Несмеяну потешать.
Громко-громко позовём:
Все вмести: Гости, гости, мы вас ждём!

(Звучит волшебная музыка, в зал входит Баба-Яга, в руках держит посох)
6. ВЫХОД БАБЫ-ЯГИ

Баба Яга: Ой, куды же я попала?
Что за чудная здесь зала.
А кругом народ сидит
Да на дерево глядит.
Царь Горох: Это, что ещё за чудо?
И взялось оно откуда?
Баба Яга: Сам ты «чуду»! Я ж красавица.
Чем же вид вам мой не нравится?
Ты, дедуля, дорогой,
Лучше б поплясал со мной
Царь Горох: Я дедуля? Ну и дерзость!
Я дедуля? Тьфу, какая мерзость!
Убирайся вон из зала
Коль Царя ты не признала!
Баба Яга: Фи, подумаешь Царишка,
Знаем мы тебя по книжкам!
А вот посох Дед Мороза будет мой,
И я несу его домой
(Выбегает ребёнок из зала)
Ребёнок:
Стой! Бабуска, стой!
Ах, опять ты за своё!
Полюбуйтесь на неё.
Ты же женщина в годах,
А всё пакости в мозгах.
Скорее музыку включайте.
Танцевать бабку заставляйте.
Будет музыка играть, а мы посох попробуем отобрать.
Баба Яга: Ага, размечтались. Так я вам и отдала посох.
И танцевать я с вами не буду!
(Дети встают в хоровод, Баба Яга в центр, под конец, Баба Яга кладёт посох на пол, и начинает плясать, музыкальный руководитель забирает посох)
7. ТАНЕЦ «ПОТОЛОК ЛЕДЯНОЙ»

Баба Яга: Эх, вы! Я ли к вам в гости не ходила?!
Я ли вас вкусностями не кормила?!
И что я заслужила?!
Ведущая: А мы сейчас Дед Морозу всё расскажем,
Чтобы ты не пакостила на нашем празднике.
Баба Яга: Ой, не надо. Ой, ой, ой, я уже пошла домой.
(Убегает вон из зала)

Ведущая: Ну-с, Несмеяна, понравилась тебе Яга-Ивановна?
Несмеяна: Совсем мне ваша Бабка не понравилась! Помада по морде размазалась, и вместо каблуков, валенки какие-то, как будто Дед Мороза обокрала! (Ревёт)
Царь Горох: Давайте, звать скорей гостей! А то у меня уже весь паркет мокрый, да и Дед Мороза, на такой нельзя приглашать, он же сразу растает!
(Под весёлую музыку на середину зала, выходят Гном и Белоснежка)
8. ВЫХОД ГНОМА И БЕЛОСНЕЖКИ

Белоснежка: С Новым годом, с новым счастьем,
С новой радостью вас всех!
Пусть звенят под этой ёлкой:
Песни, музыка и смех!
Гном: С новым годом! С новым счастьем!
Поздравляем вас друзья!
Поздравляем, поздравляем,
Быть, здоровыми желаем!
И вы на месте не сидите,
А песню спеть нам помогите.
9. ПЕСНЯ «ПЁСТРЫЙ КОЛПАЧОК»
Ведущий:
Ну, что Нисмияна понравилась тебе песенка?
Несмеяна: Не понравилась совсем, только горло из-за неё разболелось (РЕВЁТ)
Ведущий: Не помогло, никаких песен ей не надо. Что же делать, вот беда.
Царь Горох : Кто-то вновь идёт сюда
(Звучит музыка выходят разбойники)
10. ВЫХОД РАЗБОЙНИКОВ

1-й разбойник: Рассмешить кого тут надо?
Мы помочь вам будем рады.
2-й разбойник: Это ты что ль тут ревела?
Да просто скучно ей без дела.
Вы метлу ей дайте в руки,
Чтоб не знала скуки
И увидите, что ей сразу станет веселей.
(Разбойник даёт Нисмеяне метёлку, она начинает мести, но потом бросает метлу)
Несмеяна:
Фи, противная метла, надоела мне она.
Царь Горох: Что же делать? ОХ! ОХ! ОХ! Ах, я бедный Царь Горох!
Ведущий: Не печалься, Царь Горох!
Мы попробуем с тобой, рассмешить её игрой
11. ИГРА « СОБЕРИ СНЕЖКИ И СОСУЛЬКИ»
(Ведущая рассыпает ведро со снежинками и сосульками, дети отдельно собирают снежки и сосульки, закрытыми глазами)

Ведущий: Ну, что, Понравилась тебе игра Несмеяна?
Несмеяна: Совсем не весело.
Только ноги разболелись из-за вашей игры
Ведущий: Кто ж Царевну рассмешит? Ой, слышите, кажется, кто-то скрежется?

(Звучит музыка, в зал входят Леший и Кощей, Леший тащит валенок, а Кощей несёт в руках мешок для подарков, так же расчёсывается)
12. ВЫХОД НЕЧИСТИ

Леший: Как, Кощей ты надоел!
Ты всю плешь мою проел.
Для чего тебе расческа?
Будто сделаешь прическу!
Волосины в три ряда,
И те не чесаны всегда.
Кощей: Скоро будет Новый Год,
Принарядится народ.
Вот, глядишь, я наряжусь,
Ну, и в хахали сгожусь!
Леший: Ой! Умру сейчас от смеха!
Люди, гляньте, вот потеха!
Хахаль, вот так отыскался!
Ты хоть утром умывался?!
Кощей: Брось ты надо мной смеяться!
Ну-ка, хватит потешаться!
А-то, как мешок на голову одену, и валенком наверну!
Ведущая: Люди молодые, вы случайно, дверью не ошиблись?! У нас тут между прочим бал!
Царь Горох: Так, а ну постой шут Гороховый… Дедушки, вы, собственно, что тут забыли, с валенком, и мешком?!
Леший: Что ты сказал пенсионер?! Сам ты дед и, тебе три сотни лет! Я вообще-то юноша,
а это друг мой Кощей Бессмертный (Подходит, шепчет на ухо, а слышно на весь зал) Хотя, он старый, даже старей, чем Дед Мороз, а ещё свататься собрался (Смеётся)
Кощей: Что ты сказ, пень старый! (Начинается потасовка)
Царь Горох: Так, шут Гороховый, давай разними их!
Ведущая: А-ка солдатики выходите, да нечисть разгоните!

(Выбегает солдатик, пинает Лешего, а затем Кощея, те вздрагивают, и убегают по разным сторонам)
1-ый Солдатик:
Я пользуюсь успехом
У девочек и дам.
Пришёл сегодня в гости на праздник, в садик к вам!
Вас готов, я защитить
Верой-правдой вам служить!
2-ой Солдатик: Я-воин опытный, умелый,
А ещё разведчик смелый
Под защитой все друзья,
Если с ними рядом – я!
3-ий Солдатик: Мы все людям помогаем,
От врагов оберегаем
Мы в игрушки не играем,
Родину мы защищаем!

13. ТАНЕЦ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ

Леший: Хорошо вы танцуете! А воровать умеете?! (Дети: Нет!)
Кощей: А загадки умеете отгадывать? (Дети: Да!)
Ну, тогда мы вам сейчас будем загадки загадывать,
А вы нам отгадке, а кто не отгадает, того к Бабе-Яге отправим
Ведущая: Стойте, стойте! Это что же получается, что вы Дед Мороза ограбили?! Ах, вы Нечисть, а ну отдавайте вещи, а не то…
Кощей: У-у-у, какие мы грозные, а вот и нет, а как загадки отгадаете, мы вам всё отдадим, и с праздника убежим!
Царь Горох: А давайте! Только загадки, мы загадывать будем!
Леший: Вот и договорились!
Ведущая: Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник? (Новый Год)
Кощей: А-а-а, это же 8-е марта!
Дети: Нет!
Царь Горох: Слушайте вторую загадку: Он и добрый, он и строгий,
Бородою весь зарос,
К нам спешит сейчас на праздник,
Кто же это? (Дед Мороз)
Леший: Ну, это же самое простое! Дед Тутмос!
(В это время Кощей прячет валенок и мешок за елку)

Ведущая: Какой Тутмос, ты, что Леший совсем, белены наелся?! Ну тогда скорее слушайте третью загадку: Зимой и летом одним цветом? (Елка)
Кощей: Ха-ха-ха, да-к это Леший! Он и летом и зимой зелёной какой-то!
Ведущий: Эх, не угадали, а ну отдавайте вещи Дедушки Мороза!
Леший: Да-к, это мы его по почте Дедушке Морозу отправили!
Музыкальный Руководитель: Не врите, я же видел(-а) вы их под елку спрятали! Негодяи, тунеядцы, хулиганы! (Достаёт) Ага!
Леший: Ах-ты пень старый! Прятать не умеешь, сейчас же Дед Мороз придёт, бежать отседого надо! (Уходят)
(Валенки и мешок убирают)

Ведущая: Гостей мы повеселили, и сами повеселились, а вот Несмеяна так и не смеётся. Где же ты наш друг Емеля, приезжай ты к нам скорей!
(Звучит музыка. В зал на печи, въезжает Емеля)
14. ВЫХОД ЕМЕЛИ

Царь Горох : А ты кто такой? Такой озорной!

Емеля: А я твой будущий зять!
Пришёл пол царства получать.
Сейчас я буду петь, плясать, да на ложках играть.
А вы мне будите помогать
(Встаёт в центр, начинает петь частушки)
15. ЧАСТУШКИ ЕМЕЛИ

Емеля: Посмотри народ честной,
Едет печь сама собой,
А Емеля на печи,
Поедает калачи.

Как, я буду петь, плясать,
Да на ложках играть?
Вмиг царевну рассмешу
И полцарства получу.
(Под конец, Несмеяна, встаёт и пляшет с Емелей)
Ведущая: Ура! Собрала ровно одну тысячу улыбок! Веселись честной народ, Дед Мороз сюда идёт!

16. ВЫХОД ДЕД МОРОЗА

Дед Мороз: С Новым годом, с Новым годом
Поздравляем всех детей!
Поздравляем всех гостей!
Был у вас я год назад,
Снова видеть всех я рад.
Подросли, большими стали
Подросли, большими стали,
А меня-то вы узнали?
(Дети отвечают: «Да!»)
Кто я?
(Дети: «Дед Мороз!»)
В круг скорее все вставайте, дружно песню запевайте!

17. ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «БЫЛЫЕ-БЕЛЫЕ»

Дед Мороз: Молодцы! Хорошо вы поёте!
Ой, а елку там мы забыли зажечь, ребята! Да и посох я ещё где-то посеял!
Ведущая: Вот держи Дедушка, твой посох (отдаёт посох) Мы его у Бабы-Яги злобной забрали
Дед Мороз: Ну, молодцы, ну удальцы, ну тогда давайте крикнем:
Раз! Два! Три! Елочка гори! (Елка загорается)
А что это на вашей елке весит? Что висит на ёлке? Шишки да иголки? Пестрые хлопушки, Вредные старушки, Хрустальные снежинки, Рваные ботинки, Ватные игрушки, Горелые ватрушки, Зверушки из картона, Сырые макароны, Ванильные конфеты, Полезные советы, Разноцветные флажки, Золотые огоньки, В красной шапке Дед Мороз,
Пулемет и пылесос.

Дед Мороз: Как вы хорошо загадки отгадываете! А танец для меня приготовили?!
Ведущая: Конечно, дедушка, подарок – танец мы приготовили! А ну-ка ребята выходите и для Дедушки спляшите!

18. ТАНЕЦ «ШЁЛ ПО ЛЕСУ ДЕД МОРОЗ»

Дед Мороз: Молодцы, молодцы, а я ведь тоже для вас новый танец приготовил, ну-ка берите мам за ручки и приглашайте их, в наш сугроб дружбы!

19. ТАНЕЦ «СУГРОБ ДРУЖБЫ»

Ведущая: А теперь Дедушка присядь, к нам звери лесные пришли, да подарочки для тебя принесли

20. СЦЕНКА «ПОДАРКИ ДЕДУ МОРОЗУ»

Белка: Всем нам очень хорошо, весело сегодня,
Потому что к нам пришел праздник новогодний!
Собрались у елки лисы, зайцы, волки.
Стали думать и гадать, как им Новый год встречать.
Лиса: Надо нам лесной народ,
Вместе встретить Новый год!
Ну, давайте вспомним дружно,
Что для праздника нам нужно?
Снеговик: Нужен смех, веселье, пляски,
Все как в старой доброй сказке!
Дед Мороз нам очень нужен,
Он с лесным народом дружен.
К нам на елку к нам придет,
Всем подарки принесет!
Медведь: Всем мандарины, орешки, конфеты!
Пусть поскорей принесет нам все это!
А ты, что печален, зайчишка – трусишка?
Скорей веселись вместе с нами, братишка!
Заяц: Скоро-скоро Новый год
Постучится у ворот.
Дедушка Мороз придет,
всем подарки принесет.
А ему-то кто подарит,
Радость кто ему доставит?
Я подарю ему морковку- будет бегать, быстро, ловко.
На лесной поляне белки поиграют с ним в горелки.
Белка: Что ты, заяц?! Он же – дед!
И ему ведь триста лет!
Трудно с белками тягаться,
Ему за нами не угнаться!
Мы ему от белок всех
Приготовили орех.
Медведь: Раз Морозу триста лет,
У него зубов уж нет!
Как он будет грызть орех?
Ваш подарок – просто смех!
От медвежьего народа
Мы подарим бочку мёда!
Снеговик: Что удумали медведи:
Посудите сами, дети.
Съест Мороз медку немного
И заляжет спать в берлогу.
Так всю зиму будет спать,
Лапу, как медведь, сосать.
Гном: Верно, верно, как нам быть?
Что же дедушке дарить?
Хоть народ мы маленький,
Мы Морозу валенки
Тут решили подарить.
Будет валенки носить.
Все: Дед Мороз, не серчай,
Подарки наши принимай!
Дед Мороз: Все подарки хороши!
Вам спасибо от души!
Ведущая: Разбойнички лихие, ребята удалы. Выходите, выходите. И свой танец покажите.
21. ТАНЕЦ РАЗБОЙНИКОВ
Ведущая : Дедушка, ты для нас приготовил какую-нибудь, новую игру?
Дед Мороз: А как же. Становитесь в круг скорее, в снежок сыграем веселее.
22. ИГРА «СНЕЖОК»
(Дети передают по кругу снежок, у кого он остановится, тот выполняет то, или иное задание)

Ведущая: дедушка, мы сегодня и пели и танцевали,
но не все ребята ещё стихи прочитали. Давай-ка мы послушаем их!
23. СТИХИ
1-й ребёнок: Сказка новогодняя
В двери постучит,
Дед Мороз с подарками
В гости к нам примчит...
2-й ребёнок: Будет очень весело,
Будем - танцевать,
В Новый год, всех, радостно,
Дружно - поздравлять!!
3-й ребёнок : С Новым Годом поздравляем,
От души мы всем желаем:
Чтоб ладошки хлопали, что бы ножки топали,
Чтоб вокруг все улыбались, веселились и смеялись!
Дед Мороз: Спасибо за стихи! А сейчас я с гостями хочу сыграть. Есть у меня коробочка волшебная, а в ней подарок новогодний. Вот, кто отгадает, что в коробочке лежит, тот домой с этим подарком и отправится.
24. ИГРА «ОТГАДАЙ, ЧТО В КОРОБКЕ?»
Царь Горох: Дедушка, я смотрю ты уже начал подарки раздавать?
А что ребятам подаришь? Не томи, доставай свой мешок.
Дед Мороз: Подарки, я в этот раз, я для каждого припас, я их мешок их положил, и снежком припорошил

(Достаёт из сундука подарков, раздача подарков)
25. РАЗДАЧА ПОДАРКОВ

Ведущая: Всем подарки вам принёс добрый Дедушка Мороз,
Жаль, друзья, прощаться надо, всем домой уже пора.
До свидания, ребята, с новым годом вас, друзья!
(Фото на память)
КОНЕЦ

Шишкина Марина Альбертовна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 10 г.Сердобска Новогодний бал у царя Гороха.
Шут 1 . Сегодня к нам на праздник зимний Спешите все, спешите все! Для вас открыт гостеприимно Наш зал во всей своей красе! Приглашаем всех на новогодний бал к царю Гороху!
Шут 2 . Слушай люд честной указ! Царь издал такой приказ:
Царь. Объявляю бал сегодня! Бал весёлый, новогодний. Люди сказочной страны Быть на бале том должны. Кавалеров и их дам Ждём на праздник нынче к нам!
Шут 1 . При дворе царя Гороха Давно не было такого переполоха. Залу мыли, украшали, Ёлку долго наряжали. Кавалеры для красы Все пригладили усы. Ну а платья модницы Привезли из-за границы. Всё готово, наконец, Приглашаем во дворец! (Дети заходят в зал под музыку, образуют круг вокруг ёлки).
Шут 2 . Его величество царь Горох .
Царь. ыходит в центр зала ) Чудно! Чудно! Бал открыт! Блеском весь дворец горит. Музыканты, вы на месте? Начинаем танцевать. Приглашаю всех вставать! (Исполняется танец «Если нравится тебе, то делай так…». После танца все садятся на свои места. Из-за ёлки выходит царь с большими счётами.)
Шут 1 . А зачем, ваше царское величество, вам счёты понадобились? Вы что, сегодня деньги считать собрались?
Царь . Ты, шут гороховый, помолчи, раз не понимаешь! Шут 1 . Молчу, молчу!
Царь. А счёты я для тебя принёс. Вот садись и работай!
Шут 1. В праздник работать?...А что считать – то?
Царь. Улыбки!
Шут. Что – что?
Царь. Говорят тебе улыбки! Получил я сообщенье, что Дед Мороз придёт к нам на бал, когда мы соберём одну тысячу улыбок. Вот сиди и собирай!
Шут. Так как же я их собирать буду? Где я их столько возьму?
Царь. А ты смотри лучше. Вон видишь, одна улыбка, а ты не считаешь (откладывает на счётах) , а вон и вторая… (Шут берёт счеты, под музыку бегает по залу и считает улыбки, затем скрывается за ёлкой). Царь. Гости вроде все на месте, Веселятся с нами вместе И мои родные дочки Да единственный сыночек. А красавицы какие! Ох уж вы мои родные… Да и те не без изъяна. Вот, к примеру, Несмеяна. (Выводит за руку царевну Несмеяну).
Царь. Ну-ну, Несмеянушка, не плачь. Ну хочешь мороженого?
Несмеяна. Не хочу! (Плачет).
Царь. Ну хочешь пирожного?
Несмеяна. Не хочу! (Плачет).
Царь. Ну скажи, что тебе хочется?
Несмеяна. Не хочу я говорить! Не хочу я кушать! Целый день я буду ныть, Никого не слушать!
Царь. Ну подожди, подожди, не реви. У меня уже корона от твоего рёва на бок съехала!
Несмеяна. Буду реветь! Почему я всё кричу? Вам какое дело! Ничего я не хочу! Всё мне надоело!
Царь. Шут, читай указ!
Шут. (читает) Что ж, опять летит указ. Царь издал такой приказ! «Кто рассмешит царевну лучше, Тот вмиг полцарствия получит!»
Несмеяна. Жарко!
Царь. Да ты на улицу выйди, холодно станет. Вон как Метелица разыгралась! (Под русскую народную песню «Вдоль по улице…» выбегает Метелица)
Царь. (хлопает в ладоши) Пурга! Пурга! Я хочу пирога!
Пурга. И пошла пурга стряпуха, Суетливая старуха Сеять снежную муку На потеху старику. Долго стряпала она, Стряпала умело. Испекла три пирога – Три сугроба белых. Им затем слегка Подрумянила бока.
Несмеяна. Не хочу зиму, хочу лето!
Царь. Тьфу ты, бестолковая какая, а ещё царевна! Да ты знаешь, кабы не было зимы, не было б и снега!
Несмеяна. Всё равно хочу лето!
Царь. Вот заладила! А про зимние забавы ты что забыла? Так попроси гостей, пусть они тебе напомнят!
Игры проводит Метелица:

    дети играют в снежки; собрать в два таза снежки – кто больше соберёт снежков за определённый промежуток времени.
Дети садятся на свои места, а царевна опять ревёт.
Царь. Кто ж царевну рассмешит?
Шут 2. Кто – то, кажется, бежит! (Под звуки музыки появляется Золушка)
Золушка . Ну вот, наступил этот вечер И час долгожданный настал. И я в золочённой карете Примчалась на сказочный бал. Я на балу никогда не бывала: Чистила, мыла, варила, пряла, Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял, А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет?
Дети. Золушка.
Золушка . Ребята, давайте споём весёлую песню, может Несмеяна перестанет плакать? (Исполняется песня «Котёнок и щенок») Несмеяна снова плачет.
Царь. Что же делать? Ох беда…
Шут. Кто – то вновь идёт сюда. (Входят 4 мушкетёра) Мушкетёры. Услужить кому тут надо?
1-й. Атос!
2-й. Партос!
3-й. Арамис!
4-й. И Д’Артаньян!
Вместе. Один за всех, и все за одного!
1-й. Рассмешить кого тут надо? Услужить всегда мы рады!
2-й. (обращается к царевне) Это ты тут что ль, ревела? Скучно ей сидеть без дела!
3-й. (обращаясь к царю) Вы метлу ей дайте в руки, Что б она не знала скуки!
4-й. И увидите, что ей Сразу станет веселей. (Царь даёт Несмеяне веник, она начинает мести пол. Сначала быстро, с настроением, потом всё медленнее и тяжелее).
Несмеяна. Фу, противная метла, Надоела мне она! (Бросает веник на пол)
Царь. Что же делать? Ох – ох – ох… Ах я бедный царь Горох! (Под музыку «Буратино» вбегает Буратино, а за ним идёт Мальвина),
Мальвина. Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь, наконец?
Буратино. (сердито) Очень мне нужно раскаиваться? Не дождётесь!
Мальвина. (вздыхает) Тогда вам придётся просидеть с чулане всю Новогоднюю ночь.
Буратино. Новогодняя ночь? А что это такое?
Мальвина. Вы даже этого не знаете? Это очень весёлый праздник, когда все играют, веселятся, а потом приходит Дед Мороз и дарит всем подарки!
Буратино. Всем – всем?
Мальвина. Да, кроме лентяев, которые не хотят учиться.
Буратино. Мальвина, я передумал, я хочу учиться!
Мальвина. Хорошо. Займёмся арифметикой. У вас в кармане 2 яблока…
Буратино. (шарит по карманам) Врёте, ни одного!
Мальвина. Нет, Буратино, не видать вам подарков от Деда Мороза! (Обращается к царю Гороху) Не печалься, цать Горох! Давай попробуем с тобой Царевну рассмешить игрой.
Буратино. Да-да, я знаю очень интересную игру. Давайте поиграем в игру. Задание: кто быстрее пронесёт вокруг ёлки воздушный шарик в вытянутых руках. Во время игры появляется Шут и объявляет количество улыбок. Несмеяна опять плачет.)
Царь. (поёт) Ах ты бедная моя, ты дочурочка, Ну смотри как исхудала фигурочка, Я заботами тебя охвачу…
Несмеяна. Ничего я не хочу!
Царь. Состоянье у тебя истерическое, Скушай, доченька, яйцо диетическое Или, может, обратимся к врачу?
Несмеяна. Ничего я не хочу!
Царь. (шепчет Шуту) Знаю, отчего так злится: Угораздило влюбиться, Да о бедняке мечтает, Ветер в голове гуляет!
Несмеяна. А мне не надо никого, Выйду только за него! Пусть в кармане ни гроша – Зато улыбка хороша! (Выходит Емеля, приплясывая)
Царь. А ты кто такой, такой озорной?
Емеля. А я – твой будущий зять! Пришёл полцарства получить! Поёт частушки:
    Посмотри народ честной,
Едет печь сама собой, А Емеля на печи Поедает калачи.
2. Едет печка без колёс, Да не в шутку, а в серьёз В государев во дворец А на встречу царь – отец: 3. Выручай, Емеля – друг, Вон, гляди, вода вокруг От царевниных от слёз Наводненье началось!
4. Как а начал петь – плясать, Да на дудочке играть, Вмиг царевну рассмешил И полцарства получил! (Несмеяна начинает улыбаться, смеяться, а к концу частушек начинает танцевать с Емелей. Появляется Шут и откладывает на счётах последнюю улыбку).
Шут. 1000 улыбок! (Появляются Баба Яга и Леший в костюмах Деда Мороза и Снегурочки)
Баба Яга. Здравствуйте детки – сладкие конфетки! Подарочки сегодня всем я подарю, Ведь мальчиков и девочек Я очень всех люблю!
Белоснежка. Ах, здравствуй, добрый дедушка, Любимый Дед Мороз. Теперь давай подарочек Который нам принёс.
Леший. Какой ещё подарочек? Конфеты все я съел, Игрушки повыкидывал, Машинки все разбил…
Гном 1. Ах, милая Снегурочка, Ведь он же обещал?! Тогда ты дай подарочек, Дед как с Луны упал!
Баба Яга. А у меня их тоже нет, Но я вам дам один совет: Иди ты сам и поищи Кулёк своих конфет!
Белоснежка. Друзья, посмотрите, Здесь что-то всё не так: Ни Дед Мороз со Снегурочкой, А просто кавардак!
Леший. Да как ты это смеешь Так говорить со мной? Ну если шуба мятая, Так, значит, не такой?
Баба Яга. А если нам опасности Грозили на пути? Мы всё преодолели, Чтобы сюда прийти.
Белоснежка. Сейчас мы вас проверим, Загадки зададим. Друзья, вы не подсказывайте, А вы быстренько отгадывайте!
Гном 1. Человек немолодой, С усами и с бородой, Любит ребят, лечит зверят, Кто такой?
Дети. Айболит!
Гном 2. Человек немолодой, Вот с такущей бородой, Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще, для всех людей Он отъявленный злодей!
Баба Яга. Дед Мороз.
Дети. Карабас!
Царь. Ну теперь мы все узнали, Кто на праздник к нам пришёл, А ну, быстро раздевайтесь, Пока я сам не подошёл. (Баба Яга и Леший снимают костюмы)
Белоснежка. А ну признавайтесь, куда Снегурочку дели? Куда Деда Мороза запрятали от нас?
Баба Яга. (поёт) Потолок ледяной, дверь скрипучая, За шершавой стеной тьма колючая, Дед Мороз не уйдёт от Бабы Ёжки, У Снегурки завязаны ножки!
Белоснежка. Так значит им грозит опасность? Какой же праздник нам без них? Где б не были они отыщем, Освободим друзей своих.
Гном 2. Пока мы в поисках, вы потанцуйте, Вставайте в дружный хоровод. Поверьте, мы найдём их, Скорей, вперёд, вперёд! (Белоснежка и Гномы уходят под музыку «Мы Снегурочку найдём …») Дети исполняют песню. Появляются Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз. С Новым годом, с новым счастьем! И Снегурочка, и я Поздравляем вас, друзья! Счастья, дети, вам желаю, Светлой жизни – сто годов И здоровья – сто пудов!
Снегурочка. Только радости и смеха, Только счастья и успеха! А чтоб пелось целый год Заводите хоровод! Дети исполняют песню про Д. М. Дед Мороз. Хорошо у вас, друзья, Да уж старый, видно, я. Ох, устали мои ноги, Отдохну - ка я с дороги. Я у ёлки посижу, на детишек погляжу. Игра «Клубочек». «Ты катись, катись клубочек, веселее по рукам У кого остановился, тот сейчас покажет нам…» Дети показывают Д.М. свои таланты, тот раздают призы.
Снегурочка. От ветвей зелёных, колких, Пахнет свежестью лесной. Огоньки горят на ёлках – Новый год в стране родной!
Дед Мороз. Много лет живу на свете И немало повидал, Но такой чудесной ёлки Никогда я не встречал. Ну-ка, дети, подтянитесь, Дружно за руки возьмитесь, Заведём под Новый год Развесёлый хоровод! Дети исполняют песню.
Снегурочка. Дед, придумал бы игру Позабавить детвору!
Дед Мороз. Игр немало есть на свете, Поиграть хотите, дети? Дед Мороз проводит с детьми игры. Дед Мороз. Бал весёлый продолжайте, И цыганок приглашайте. (Испол. Цыганский танец, после которого остаётся Гадалка.)
Гадалка. А кто хочет узнать свою судьбу? Что было, что будет, всю правду скажу, Никого не обману! Для начала я погадаю вам по руке. Посмотрите внимательно на свои ладони. Если вы увидели на них лишние линии, значит, вы давно не мыли руки. Слишком жирные линии на ваших руках говорят об очень хорошем питании. Если же вы не обнаружили на своей руке ни одной линии, значит забыли снять варежки. А теперь переведём взгляд на ноги. Одинокий ботинок на левой ноге предполагает некоторую рассеянность. Жёлтые ботинки в зелёный горошек указывают на тонкий вкус. А сейчас посмотрите на шеи ваших соседей. Намыленная шея обещает скоро исправиться. А теперь, кто смелый, подходи, предскажу будущее. (Дети подходят и достают по одному листочку, на которых заранее написаны пожелания).
Дети исполняют песню.
Снегурочка. Милый Дедушка Мороз, А подарки ты принёс?
Дед Мороз. Ну а как же, я для вас Всем подарочки припас, В расписной сундук сложил
Золотым ключом закрыл.
Только где ж его забыл? (Из- за ёлки появляются Гномы).
Гномы. 1. Мы добрые гномы лесные. Приходим к вам в сказки и в сны мы. 2. Мы ёлки в лесу охраняем И клады в земле добываем.
Дед Мороз. Ну-ка, Гномы, собирайтесь, В лес дремучий отправляйтесь! Там под елью вековой Сундук таится непростой. Вы его сюда несите, Клад на всех детей делите!
Гном 1. Землю мы насквозь пройдём, Сундук таинственный найдём! (Гномы уходят).
Дед Мороз. А пока Гномы ищут подарки, принимайте поздравления.
    Бегут века, идут года-
Таков закон природы. И мы поздравить вас спешим С грядущим Новым годом!
2. Пусть Новый год к вам в дом войдёт, Сугробы смеха принесёт. Веселья, музыки, стихов, Конфет и вкусных пирогов, Надежд, успехов и побед И доброты на много лет!
3. Пусть метель серебристой порошей Заметает любую беду. Мы желаем вам только хорошего: Счастья, радости в новом году!
4. Желаем счастья и добра, В доме – уюта и тепла. Чтоб круг друзей не оскудел И чтоб характер не старел. Пусть на весь грядущий год Вьюга счастья наметёт. Пусть положит в изголовье Дед Мороз мешок здоровья.
5. Желаем чтоб жизнь никогда не кончалась, Беда и печаль на пути не встречались, Здоровья, успехов вам, радостных дней, Огромного счастья, хороших друзей. Неба огромного с солнышком ясным. Пусть в вашей жизни всё будет прекрасно!
6. Под новогодний вальс метели, Под песню вьюги за окном, Мы пожелать всем-всем хотели Любви и счастья – полный дом. Здоровье – тоже не помеха В любом году, как ни взгляни И звонкий колокольчик смеха Пусть украшает эти дни.
7. Под звуки вальса в день счастливый Желаем встретить Новый год. Чтоб счастья было много – много, А жизнь - без горя и тревог!
8. Уходит старый год, Шуршит его последняя страница. Пусть лучшее, что было не уйдёт, А худшее не сможет повториться. Исполняется песня. (Гномы вносят сундук).
Дед Мороз. Что, устали петь, плясать? Пора подарки получить! Ну, Снегурка, помогай, Сундучок мой открывай. Да порадуй поскорей Ты подарками друзей! (Снегурочка и Д.М. раздают подарки)
Дед Мороз. Ну, будьте детишки, здоровы! Живите дружно, без забот, И не скучайте, мы к вам снова Вернёмся ровно через год.
Царь. Наш новогодний бал подходит к концу. Вот и бал наш новогодний Нам заканчивать пора. Счастья, радости, успехов Всем желаю я, друзья!
Шут 1. Быть добрей, умнее, отважней, Дружбу всем беречь.
Шут 2. А сейчас всем до свиданья И до новых встреч! Исполняется песня.

В переводе с латинского «инвенция» (inventio) - изобретение, открытие. Инвенция, до мажор, существует в двух версиях. Первоначальный ее вариант записан в Нотной тетради В. Ф. Баха (1720); там это Praeambulum 1. Второй вариант зафиксирован в чистовом автографе 1723 года. Эта поздняя версия отличается тем, что все терцовые ходы шестнадцатыми заполнены проходящими звуками, что превращает дуольные шестнадцатые в триольные. Особенность этого варианта в том, что он существует не сам по себе, а является как бы модернизацией первого варианта, который с самого начала был записан в автограф 1723 года.

Инвенция C-dur двухголосная пьеса. Овладеть в со­вершенстве двухголосием - значит получить ключ к любому виду баховского многоголосия. Полутактная тема инвенции C-dur ничего не откроет ученику до тех пор, пока он не уз­нает, что тема, в баховскую эпоху, играла совсем иную роль, преследо­вала совсем другие цели, чем в произведениях более поздних музы­кальных стилей. В центре внимания композиторов XVII-XVIII веков были не столько благозвучие и красота темы, сколько ее разработка в пьесе, богатство ее преобразований, разнообразие полифонических и контрапунктических приемов развития, то есть те «события», кото­рые с ней происходят на протяжении всего сочинения.

Рассмотрим структуру инвенции до мажор. Инвенция состоит из двух основных элементов – мотива и контрапункта (противосложения). Ф. Бузони назвал мотив, темой и пояснил, что она проходит в первых двух тактах попеременно в обоих голосах четыре раза.

Существенными моментами структуры инвенции является проведение мотива или его частей в обращении и в увеличении. Так, в тактах 3-4 в верхнем голосе мотив проводится в обращении, а в нижнем голосе начальный - гаммаобразный - ход мотива дан в увеличении. В тактах 19-20 еще одно новшество: гаммаобразный ход мотива проводится в нижнем голосе одновременно в обращении и увеличении.


Инвенция трехчастная: 1 часть: такты 1-7 1/8

II часть: такты 7 2/16 – 15 1/16

IIIчасть: такты 15 2/16 - 22

1 часть: главенствует верхний голос, в нем проводится весь тематический материал, причем мотив звучит как в прямом движении, так и в обращении; в нижнем голосе мотив проводится только в прямом движении, но зато его первоначальное звено - гаммаобразный отрезок из четырех звуков - разрабатывается в увеличении.

Динамический план инвенции весьма прост: после каденций, ис­полняющихся энергично, звучно (т. 6-7, 14-15) наступает смена ди­намики - внезапный переход на piano с последу­ющим нарастанием звучности по мотивам. Последняя секвенция (т. 19), как отмечалось, совпадает с наибольшим динамическим подъ­емом к заключительному кадансу:

I часть: пр. р.: forte

л. р.: piano

II часть: пр. р.: piano

л. р.: forte

III часть: обе руки: forte

Артикуляция

Отчетливая артикуляция! Об этом важнейшем принципе исполни­тельства XVIII века писали известные теоретики баховского време­ни - Шульц, Кванц, Маттесон, Тюрк и др. В старинной музыке артикуляция и ритм были важнейшими средствами выразительности.

Авторские артикуляционные указания отсутствуют полностью. Две контрастные музыкальные идеи - мотив и контрапункт - будут наилучшим образом выявлены с помощью такой же контрастной артикуляции: мотив - legato, контрапункт - поп legato.

Аппликатура

Перейдем к весьма существенному моменту в исполнении бахов­ской полифонии - аппликатуре. Педагогическая практика показыва­ет, что подавляющему большинству учащихся свойственно бездумное отношение к аппликатуре. Между тем без осмысленной аппликатуры зачастую невозможно передать смысл баховской пьесы. Правильное решение вопроса подсказывает исполнительская традиция эпохи Баха, когда артикуляция была глав­ным средством выразительности. Этой задаче и подчинялась апплика­тура того времени, направленная на выявление выпуклости и отчетли­вости мотивных образований.

Клавиристы пользовались в основном тремя средними пальцами, обладающими примерно одинаковыми длиной и силой, что обеспечивало достижение звуковой и ритмичес­кой ровности - важнейшего законоположения старинной музыки. Введение Бахом первого пальца не отразилось на принципе перекла­дывания пальцев - длинного через короткий (4,3,4,3 и т. д.). Сохра­нилось и скольжение пальца с черной клавиши на белую, так же ши­роко применялась «немая» подмена пальцев.

Бузони был первым, кто возродил аппликатурные принципы ба­ховской эпохи как наиболее отвечающие выявлению мотивной струк­туры и четкому произношению мотивов.

Темп

Сравнение инвенции с другими произведениями Баха, имеющими такие же характеристики, позволяет более обоснованно решить вопрос ее темпа. Известно, что подавляющее большин­ство клавирных произведений Баха написано в размере 4/4 с преобладанием движения шестнадцатыми. Данная инвенция принадлежит к их числу (в цикле инвенций их семь из пятнадцати). Стоит мысленно представить себе эти пьесы, как тут же станет ясным, что все они требуют умеренной скорости и относятся к категории пьес, темп которых наилучшим образом определяется термином Moderato, который, в свою очередь, соответствует на шкале метронома цифре 80 для четверти. Это скорость спокойного течения шестнадцатых, при котором каждая четверть совпадает с пульсом здорового человека.




Работа над инвенцией.

На первых же уроках педагог должен проследить вместе с учени­ком развитие темы, все ее превращения в каждом голосе. Такой анализ убедит в том, что вся инвенция представляет собой живой диалог «со­беседников». Ученику это можно преподнести таким образом: тема в полифоническом произведении Баха играет примерно такую же роль, что и главный герой в драме, где с ним случаются всевозможные приключения, изменяющие его поведение. Важно понять и почувст­вовать художественный смысл этих превращений.

Даже в этой полутактной теме , состоящей из двух коротких моти­вов, заложено то внутреннее противоречие, которое так характерно для всех баховских тем: поступенно-спокойное движение первого мо­тива таит в себе энергию восходящего движения (на кварту), проявляющуюся далее в волевой, активной устремленности второго мотива, заканчивающего тему энергичным ходом на квинту вверх. Направлен­ность интонаций помогает найти и верное динамическое воплощение: тему надо «пропеть» mezzo-forte, как рекомендует Бузони, звуком глу­боким, но светлым и решительным. Не только интервальная, но и рит­мическая сторона темы заслуживает пристального внимания. Шест­надцатые, из которых она состоит, также указывают на ее активный, оживленный и отчетливый характер.

На этом же уроке ученик осваивает тему за инструментом, добива­ясь певучести и безупречной ровности - звуковой и ритмической. Ос­новной метод работы над темой и здесь остается в силе: учить ее надо в медленном темпе, причем каждый мотив, вернее, каждый субмо­тив, - отдельно, чтобы почувствовать и осмысленно передать всю глу­бину его интонационной выразительности. Здесь уместно напомнить о том, что учить тему полезно в разных тонально­стях и регистрах, начиная с тех, через которые она проходит в инвен­ции, на октаву или две выше, левой и правой

Противосложение нередко относят к теме, произвольно расширяя ее до це­лого такта. Оно действительно настолько органично здесь спаяно с темой, что словно вырастает из нее, как бы сдерживая активный взлет темы спокойными ответными интонациями. Чередование раз­ных приемов работы над темой поддерживает и интерес к ней.

На последующих уроках определенное время надо отвести для уп­ражнения, в котором ученик исполняет сначала только тему (в обоих голосах), а педагог - противосложение, потом - наоборот. Попутно обратим внимание и на вопросо-ответное соотношение между первым и вторым изложением тематического материала в сопрано (т. 1-2). Чтобы лучше усвоить этот момент, ученик на уроке играет первый такт, педагог - второй, и наоборот.

Любое упражнение, если оно не преследует смысловые и художе­ственные задачи, может легко превратиться в бессмысленное и меха­ническое проигрывание. В данном упражнении - за двумя роялями ­необходимо направить внимание ученика на интонирование темы и противосложения.

Более стремительные и настойчивые «вопрошаю­щие» интонации темы активно направлены к последнему звуку (соль); его и надо подчеркнуть динамически - «пропеть» более глубоко и зна­чительно. Спокойное движение восьмых в противосложении испол­няется с «ответными», чуть более смягченными интонациями, поэто­му и последний звук здесь берется тише, как бы «на выдохе».

Хорошо проработав тему и противосложение, можно перейти к тщательной работе над мелодической линией каждого голоса . Задол­го до их соединения пьеса исполняется двухголосно в ансамбле с пе­дагогом - сначала по разделам и, наконец, целиком. Запоминание наизусть каждого голоса совершенно обязательно, т.к. работа над по­лифонией прежде всего работа над одноголосной мелодической линией, насыщенной своей особой внутренней жизнью, всевозмож­ными деталями.

В первой части, вслед за первым появлением тема звучит квинтой выше, а бас, как эхо, дважды повторяет ее в октавной имитации (т. 1-2). Здесь же начинается и ее трансформация в первой двухголосной нисходящей секвенции (т. 3-5): верхний голос ведет тему в обращении (то есть в противоположном движении), а в нисходящей секвенции в басу за основу взят начальный мотив темы в увеличении (когда длительность каждого звука увеличена вдвое). Обе мелодии этой первой двухголосной секвенции, совершая модуляцию, приводят к кадансу в доминантовой тональности, кото­рым и завершается первая часть инвенции. Привлекает внимание весьма важный момент данной секвенции, где опорный звук в нижнем голосе (т. 4) приходится на слабую долю (до). Как это часто бывает у Баха, тематический акцент связан с наибо­лее продолжительным звуком; преобладая над метрическим, он является кульминацией мотива не только по высоте и большей длительно­сти, но и по самой логике внутреннего развития. Отсюда необходи­мость извлечения более глубокого, певучего звука.

Проследим за тем, чтобы ученик не сделал по инерции в этом ме­сте акцента в верхнем голосе, где его опорный звук находится в следу­ющем такте и совпадает с метрическим акцентом.

Сравнивая вторую часть инвенции с первой, легко обнаружить ее композиционные особенности: ведущим теперь становится нижний голос, а «эхом» откликается верхний. Оба голоса образуют живой вы­разительный «диалог» - В виде двух восходящих секвенций - то на тему в прямом движении (т. 7-8), то в обращении (т. 9-10). Неуклон­но стремясь в своем развитии вверх, обе они, наконец, приходят к своеобразному повторению первой двухголосной секвенции из первой части (т. 3-4). Сходство удивительное! Различие между ними ученик должен попытаться найти сам. Оказывается, голоса здесь про­сто «обменялись» мелодиями. Этот интереснейший полифонический прием называется двойным контрапунктом октавы . Такую разновид­ность сложного контрапункта Бах очень часто использует в своих произведениях.

Минуя диалог, открывающий третий раздел пьесы, где ведущая роль переходит опять к верхнему «собеседнику», обратим внимание ученика прямо на последнюю секвен­цию (т. 19-20). Она любопытна своим своеобразным сходством с первой: оба голоса излагают те же мелодии, но в обращении. Следо­вательно, нисходящее движение шестнадцатых на тему S обращении (в первой секвенции) здесь становится восходящим (на тему в прямом движении). Соответствующим образом меняется и направление басо­вого голоса, в котором первый мотив темы в увеличении (в прямом движении) звучит теперь в обращении.

Таким образом, на этой последней секвенции ученик получает наглядное представление об обратимом контрапункте , а главное, вос­принимает его выразительное значение. Свой подъем вверх секвенция уверенно и активно ведет к кульминации инвенции (т. 20), где три восьмых ноты единственный, раз во всей пьесе выделяются не исполь­зованным ранее штрихом поп 1egato.

Видимо, нет необходимости знакомить ученика со всеми разновидностями контрапункта, но те два вида, о которых говорилось выше (двойной контрапункт октавы и обратимый контрапункт), знать необ­ходимо. Чем больше он узнает о разных сторонах и свойствах полифонического стиля, тем активнее будет включаться его сознание, и значительнее будет представляться внутренний смысл работы над клавирными произведениями Баха.

Необходимо познакомить ученика с различными способами обозначения межмотивной цезуры . Она может быть обозначена паузой или же, в зависимости от выбора редактора в каждом конкретном случае – одной или двумя вертикальными черточками, окончанием лиги, запятой на месте цезуры, значком staccato (точкой) над нотой, предшествующей цезуре. В следующем примере точки над нотами (staccato) не указывают на необходимость отрывистого произнесения этих звуков, а лишь напоминают учащемуся об окончании на этом звуке очередного мотива и предостерегают от нежелательного связывания его со следующим.

В инвенции C-dur учащимся предстоит овладеть прежде всего межмотивной артикуляцией , без чего стилистически верное испол­нение баховских секвенций невозможно. Главное заключается в том, чтобы передать рельефную выпуклость мотивов, отчетливое произношение и раздельность их друг от друга. Желаемый результат достигается, если выразительно учить каждый мотив отдельно, а по­том играть все подряд в очень медленном темпе, применяя следую­щий прием: первый звук каждого мотива «петь» чуть более глубоко и значительно, а последний - слегка смягчить преждевременным снятием пальца с клавиши. Иногда, четкому выявлению мотивов помогает аппликатура (начинать каждый мотив с первого пальца). Это осо­бенно рекомендуется в последней секвенции (т. 19-20) и еще более в секвенции для левой руки, где мотивное строение выявить труднее (т. 11-12).

Из других способов работы над полифонией можно назвать:


  • исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato или staccato);

  • исполнение всех голосов piano , прозрачно;

  • исполнение без одного голоса (этот голос представлять себе
внутренне, или петь).

  • играть один голос f, espressivo, а другой – рр, затем динамика
голосов меняется.

Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии, без которого исполнение теряет свое главное качество – ясность голосоведения.

Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы учащемуся необходимо с самого начала представлять себе его форму, тонально – гармонический план. Более яркому выявлению формы способствует знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное ее, динамики, применение. Для полифонии Баха наиболее характерна архитектоническая динамика, при которой смены больших построений сопровождаются новым динамическим освещением.
с. 1

Начинать изучение Баха принято с простых пьес из второй Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725), затем изучаются двухголосные инвенции, далее трехголосные синфонии (трехголосные инвенции, как их принято называть), потом так называемые «Французские сюиты» (возможно, также «Английские сюиты») и, наконец, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира». При жизни Баха ни инвенции, ни синфонии не были опубликованы. Бах предназначал инвенции для обучения исполнению на клавире полифонических произведений - двух, а затем и трехголосных. Важнейшей задачей при этом он считал приобретение учеником певучей манеры исполнения. Помимо того, Бах рассматривал инвенции как пособие по композиции. Они должны были служить образцами для анализа и способствовать развитию композиторской техники в области полифонии. Подобно другим сочинениям Баха, инвенции почти совершенно лишены авторских указаний относительно характера исполнения. Поэтому при работе над ними особенно существенным становится вопрос редакций. Педагог должен изучить основные редакции сборника и использовать все ценное, что в них содержится.

Наибольшее распространение в нашей педагогической практике получили редакции инвенций Бузони, Черни и Гольденвейзера. А. Б. Гольденвейзер поставил перед собой задачу прежде всего дать выверенный по первоисточнику авторский текст. Это было важно потому, что в распространенной редакции Черни имеется ряд текстовых неточностей, вплоть до неверных нот. Редактор подробно выписывает аппликатуру и дает расшифровку украшений. Характер исполнения он указывает лишь в общих чертах, поэтому при работе с учеником возникает необходимость дополнений в отношении динамики и фразировки. Редакцию Черни следует признать во многом несовершенной. Помимо неточности ее текста, ряд произведений, особенно серьезных по характеру и значительных по содержанию, раскрывается в ней недостаточно глубоко (трехголосные инвенции f-moll, a-moll). Черни часто «мельчит» динамический план, вследствие чего нечетко вырисовывается форма сочинения. Обилие динамических «вилочек» придает излишнюю «волнообразность» фразировке; почти неизменно встречающиеся в конце произведений piano и diminuendo - даже в инвенциях энергичного характера - «приглаживают» стиль Баха. Фразировка нередко указана чрезмерно эскизно, и ее приходится дополнять. Вместе с тем было бы неверно полностью зачеркивать редакцию Черни. В ней есть и много убедительного. Привлекает в этой редакции стремление раскрыть певучие возможности инструмента и тем самым воплотить указания автора, данные им в заглавии сборника. Редакция Бузони значительно подробнее, тщательнее и художественно содержательнее редакции Черни. Не ограничиваясь обстоятельным указанием оттенков исполнения и аппликатуры, Бузони словесными пояснениями и в подстрочных примечаниях раскрывает характер произведения. По сравнению с Черни, трактовка Бузони отличается большей мужественностью, энергией, широтой динамики. В этом смысле она нередко ближе нашим представлениям о стиле Баха. Однако и редакция Бузони не всегда представляется убедительной. В своем стремлении раскрыть в творчестве композитора мужественное начало Бузони иногда теряет чувство меры. Порой он преувеличивает значение non legato. Нельзя не упрекнуть Бузони еще и в том, что он при редактировании инвенций опускает баховские обозначения мелизмов и выписывает украшения нотами непосредственно в тексте. Это лишает ученика возможности знакомиться с принципами расшифровки орнамента и вносит в редакцию черты догматизма: приходится руководствоваться только предписанным способом исполнения. Между тем именно область орнаментики допускает особенно большую свободу, и одно какое-либо толкование даже крупного специалиста нередко вовсе не является единственно возможным и наилучшим в том или ином конкретном случае.




Top