Берг война и мир имя. Cочинение «Берг
Зачем он взял шпагу в левую руку, когда его ранили в правую, и пошел вперед? Берг напоминает Молчалина: у того два качества - умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства». Действительно, Молчалив и Берг - одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, - Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем... Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь...» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера - красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, - уже одно это настораживает. Но вот и он сам - «свежий, розовый... безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» - сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».
Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.
- «Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения... Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».
Все его рассказы - это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать...», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю... Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и... с приятной улыбкой вышел из комнаты». Его патриотизм - в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари...» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался...
Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.
Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.
Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп - он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным...». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты...» Но Скалозуб - тупой полуграмотный солдафон, а Берг - милый, учтивый, аккуратный...
Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», - не торопился делать предложение. Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она - девушка из богатой и знатной семьи. Но Берг терпелив - он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены... а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».
Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить». Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот. Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, - но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе. Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле... Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота - о себе.
Берг правильно
выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете
href="http://www.school-essays.info/">графа Ростова
в 1805 году.
«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, - и Берг получил за Аустерлиц две награды». Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок». Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».
И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера - та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка... Вот другая ее сестра - одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?.. Неприятно...» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.
Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ - то есть каждый человек! - будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой - и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.
Не стану уверять , что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете». Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно - добиться его идеала счастья. Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой... К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что « был как две капли похож на всякий другой вечер... все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».
Этот идеал жизни
враждебен
href="http://www.school-essays.info/about/">Толстому
прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества. Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом - он не смешон, а страшен. И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира - все, как у других, как у всех... Посмотрите вокруг себя - разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни - их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу - вы уверены, что там не притаился Берг?
JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.
Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
______________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
на материале романа JI . Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль семейная», используя элементы анализа средств создания образов героев;
через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;
совершенствовать исследовательские навыки учащихся:
Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;
формировать собственный семейный идеал учащихся.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный материал, таблицы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на материале романа JI . Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют авторский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.
ХОД УРОКА
Организационный этап
Актуализация опорных знаний
Беседа
Как группируется система образов в романе-эпопее?
Как посредством портретной характеристики JI . Н. Толстой раскрывает
психологию героя и его внутренний мир?
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
- В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI . Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа JI . Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
Работа над темой урока
Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)
1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.
Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?
2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.
Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?
3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье, основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.
Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI . Н. Толстого?
К какому типу семьи примыкают Ростовы?
Что значит для них родительский дом?
В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Каковы взаимоотношения родителей и детей?
Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери?
4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отношений между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Андрея, Марьи.
Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?
Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?
Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
Ориентировочные ответы
Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волковских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.
Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли- в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.
Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир, всё человечество.
Обобщение учителя
- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.
Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.
Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните сегодняшний урок.
Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших детей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!
Рефлексия. Подведение итогов урока
«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
Домашнее задание
Опережающие задания
Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».
Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.
JI . Н. Толстой. «Война и мир». «Мысль семейная» в романе.
Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
______________________________________________________________________________________________________________________
Цель:
на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир» раскрыть тему «Мысль семейная», используя элементы анализа средств создания образов героев;
через сопоставительную характеристику семей выявить авторский взгляд на тему семьи;
совершенствовать исследовательские навыки учащихся:
Умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы;
формировать собственный семейный идеал учащихся.
Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный материал, таблицы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые
результаты: учащиеся раскрывают тему «Мысль семейная» на материале романа JI. Н. Толстого «Война и мир», используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику семей выявляют авторский взгляд на тему семьи; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе, мини-дискуссии.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
♦ Как группируется система образов в романе-эпопее?
♦ Как посредством портретной характеристики JI. Н. Толстой раскрывает
психологию героя и его внутренний мир?
Слово учителя
В романе «Война и мир» тема семьи занимает одну из ключевых позиций. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
Именно поэтому в системе всех основных образов романа JI. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага,- это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишённая взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает своё существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа JI. Н. Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, семьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа (в группах, с опорой на текст романа)
1-я группа. Семья Бергов - идеалы, «фундамент» семьи, образцы, которым следуют Берги, характеристика Берга, Веры.
Какие из эпизодов свидетельствуют о расчётливости Берга, Веры?
2-я группа. Семья Курагиных - стиль отношений между членами семьи. Как складываются отношения у Курагиных вне их семьи? Какими члены семьи выходят в жизнь? Характеристика князя Василия, Анатоля, Элен.
Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как честь, благородство, совесть, жертвенность?
3-я группа. Семья Ростовых - стиль отношений в семье , основная черта всех Ростовых, единодушие в семье - залог счастья всех её членов.
Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для JI. Н. Толстого?
К какому типу семьи примыкают Ростовы?
Что значит для них родительский дом?
В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
Обратите внимание на этику этих взаимоотношений. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери?
4-я группа. Семья Болконских - идеалы, фундамент семьи, стиль отношений между членами семьи, характеристика старого князя Болконского, Андрея, Марьи.
Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских?
Составляют ли они породу, как Ростовы? Что общего у них?
Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
Каковы наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских?
Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?
Ориентировочные ответы
Семья Бергов. В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин, но и частица вселенского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берёт верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг эксплуатирует войну 1812 г., выжимает из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги,- точная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым i ещё в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и правильность суждений, отталкивает от себя людей равнодушием к окружающим и крайним эгоизмом.
Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой общества, потому что фундамент, положенный в её основу,- материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.
Семья Курагиных: князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен. Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусственностью! лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продаёт свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоте Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Волковских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен достойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе ти замуж по расчёту, а затем жестоко относиться к своему мужу. Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной, то ь в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому можно предположить, что такая семья может воспитать нравственного отношения к жизни.
Семья Болконских. Глава семьи, старый князь Болконский, устанавли - в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он истинный аристократ и бережно сохраняет все традиции аристократии.
Осведомлённость старого князя о современных событиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого,- расплата за его деспотизм. Болконский живёт умом, в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Марья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестактность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болконских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчётная, искренняя, в чём-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).
Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствуют воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.
Семья Ростовых . На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия , добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы в 1812 г., решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Умирая, старик Ростов чувствует не только вину за разорение детей, но и гордится выполненным патриотическим долгом. Дети в семье Ростовых наследуют от родителей искренность, открытость, бескорыстие , стремление любить весь мир, всё человечество.
2. Обобщение учителя
- «Эпилог» - это апофеоз семейного счастья и согласия. Здесь ничто не предвещает тяжёлых драматических конфликтов. Всё просто и надёжно в молодых семьях Ростовых и Безуховых: устоявшийся быт, глубокая привязанность супругов друг другу, любовь к детям, понимание, участие.
Николай Ростов и Марья Болконская. Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой описывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Прелесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины - только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь, смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.
Подводя итог рассуждению, нужно отметить, что тема семьи, её значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчёркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает всё то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.
И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования - это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале XXI в., читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы. И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё - не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть»,- считает А. Яшин.
Наше время - особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья - это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили, и надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните сегодняшний урок.
Каждая семья - это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети - эхо своих родителей. Однако, чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и, главным образом, в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к её традициям. Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших детей, были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю вам счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня, которую сами создадите в будущем. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально!
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия
Какое воспитание вам ближе: воспитание в семье Ростовых или воспитание в семье Болконских? Почему?
Какая же семья для Толстого - идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?
VI. Домашнее задание
2. Опережающие задания
1- Подготовить краткий пересказ эпизода «Смотр в Браунау» (т. 1, ч. 2, гл. 1. 2, 3) и выразительное чтение отрывка из т. 1, ч. 2, гл. 2 от слов «Как же сказывали, Кутузов кривой...» и до «То-то и видно, что дурак, ты слушан больше...».
2- Подготовить краткий пересказ эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2. гл. 7-8), обращая внимание на то, как оценил потери полковник и кому приписал честь поджигания моста.
Характеристика литературного героя Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Берг делает Вере предложение и требует от старого графа обещанного приданого, невзирая на трудное финансовое положение Ростовых. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Борис Друбецкой Характеристика литературного героя Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Борис и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это “высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного Read More ......
- Петя Ростов Характеристика литературного героя Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон Read More ......
- Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше Read More ......
- Наташа Ростова Характеристика литературного героя Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность Read More ......
- Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
- Андрей Болконский Характеристика литературного героя Это один из главных героев романа, сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и Read More ......
- Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как Read More ......
- К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической трилогии “Детство” (1852). “Севастопольские рассказы” (1855) упрочили успех. Молодого писателя, Read More ......