Базаров и павел петрович сравнительная характеристика. Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману «Отцы и дети»)

Базаров Е. В.

Кирсанов П. П.

Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого.
Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру.
Образование Очень образованный человек. Талантливый врач и целеустремленный исследователь. Знакомые пророчат Базарову большое будущее. Обучался в пажеском корпусе. Мало начитан. Успехами в службе обязан скорее личному обаянию и семейным связям.
Важные личностные черты Прагматик и циник. Главным мерилом ценности человека считает его полезность для общества. Рыцарская натура. В человеке ценит его личность, чувство собственного достоинства.
Образ жизни Много ест, любит вино в больших количествах. Рано начинает день, деятелен и активен. Сдержан в пищевых привычках, мало пьет, любит комфортную жизнь.
Отношение к любви Циничное: видит смысл в любви только с физиологической точки зрения. К серьезному чувству оказывается не готов. Романтик. После смерти любимой женщины оставил блестящую карьеру. Опустошен духом.
Отношение к народу Смешанное: сочувствует тяжелому положению бедноты и презирает ее невежество. Общается с крестьянами на равных. Вслух восхищается народной культурой и патриархальным укладом, но брезгливо избегает прямого общения с крестьянами.
Отношение к семье Презирает патриархальные ценности. Любит родителей, но отталкивает их. Критикует родных Аркадия в его присутствии. Семейные ценности ставит превыше всего. Любит брата и племянника, оберегает их покой и благополучие.
Отношение персонажей друг к другу Видит в старшем Кирсанове воплощение худших черт аристократии: бездеятельности и пустословия. Считает Базарова угрозой устоявшемуся строю. Страшится духа разрушения, который несет новое поколение.
Речевые особенности Грубая, простая речь. Активно употребляет фольклорные элементы. Говорит грамотно, употребляет французские и английские фразы.
Поведение на дуэли Много шутит, считает происходящее абсурдом. Не целится в соперника, ранит его случайно. Серьезно относится к поединку. Терпит неудачу, но результатом дуэли удовлетворен.
Персонаж в финале Умирает. Его могила символизирует единственную возможность примирения разных поколений. Покидает Россию. За границей ведет яркую, но пустую жизнь. По определению автора, живой мертвец.
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • В февральской книжке «Русского вестника» появляется роман Tургенева «Отцы и дети». Роман этот, очевидно, составляет вопрос... обращается к молодому поколению и громко задает ему вопрос: «Что вы за люди?» Таков настоящий смысл романа. Д. И. Писарев, Реалисты Евгений Базаров, по свидетельствам писем И. С. Тургенева к друзьям, «самая симпатичная из моих фигур», «это мое любимое детище... на которого я потратил все находящиеся в моем расположении краски». «Этот умница, этот герой» предстает перед читателем натурой […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
    • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
    • Действие романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
  • Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев

    признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении

    нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось

    повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России

    поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ

    "нового человека", представителя разночинцев. Двойственное

    несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за

    этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена

    против аристократии как передового класса", - писал он.

    Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух

    политических направлений: дворян-либералов и революционеров-

    демократов. На противопоставлении представителœей этих направлений,

    разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова,

    построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев

    поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным,

    культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы

    XIX века. Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни

    общества.

    По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила

    общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь

    к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению

    Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой

    пользы, в связи с этим Базаров отрицает способность дворянства вести

    Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли

    нигилистов в жизни. Павел Петрович считает их бессильными

    "циниками, нахалами и плебеями", они не уважают народ и традиции,

    но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: "От

    копеечной свечи Москва сгорела". Что утверждают нигилисты? Прежде

    всœего крайне важность революционных действий, в связи с этим критерием для

    них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темен и

    невежественен, он полон предрассудков, но всœе-таки по духу он

    революционен.

    Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не

    понимая его по сути. Считая себя либералом, он тем не менее,

    разговаривая с мужиком, нюхает английский одеколон Это

    немаловажная черта͵ характеризующая его как личность Делая выводы,

    можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Οʜᴎ

    касались настоящего и будущего России Во всœех спорах последнее

    слово оставалось за Базаровым.

    Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением

    этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего

    Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли

    признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь.

    Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин

    уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

    Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии.

    Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил

    всœе свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она

    умерла, он покинул свет, оставил карьеру и посœелился у брата͵ чтобы

    доживай век. Он пытается внести изменения в свое имение и

    хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не

    бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований

    новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О

    прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это

    типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда

    сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет:

    "Мой дед землю пахал". Родители Базарова весьма религиозны,

    интересы их ограничены. Базаров воспитывал себя сам. Сколько

    предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен

    был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек

    сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия:

    ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов

    прошли тяжелую жизненную школу. Братья Кирсановы - аристократы.

    Тургенев писал: "Οʜᴎ лучшие из дворян - именно в связи с этим они

    выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность". Очень горько,

    что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают

    несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно

    относится к брату, к Фенечке, он честен, постоянен в любви, понимает

    искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он

    доброжелателœен, мягкосœердечен, увлекается музыкой, но жизнь его

    однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в "родовое гнездо"

    Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового

    поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ пришло на смену "отцам", не способным решить

    основные проблемы эпохи.

    Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа

    Базарова, утверждая, что они решаются "ступить на дорогу

    беспощадного отрицания для отыскания чистой истины". Их конечная

    цель - это "принœесение возможно большей пользы человечеству".

    Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили

    исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России.

    Закончить сочинœение мне хотелось бы словами: Конфликт "отцов" с

    "детьми" - Залог тех непрерывныx изменений, В которых что-то ищет

    Бог, Играя сменой поколений.

    181. ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА

    Иван Сергеевич Тургенев - первоклассный худежник-реалист, один из

    наиболее замечательных русских писателœей XIX века. Образованнейший

    человек своей эпохи, гуманист, враг рабства и произвола, он многое

    видел и понимал, чувствуя назревающие большие перемены в России.

    Его позиция в условиях обострившейся классовой борьбы бО-х-70-х

    годов была сложна и во многом противоречива. Критически расценивая

    людей своего социального круга, отмечая ряд слабостей и недостатков

    дворянской интеллигенции, Тургенев не разделял революционных

    убеждений нового поколения, он понимал, что они в чем-то правы, но

    они были чужды ему по духу. Он не мог принять идей о крайне важности

    революции, насильственной, коренной ломке существующих

    отношений, ему "претил мужицкий демократизм Чернышевского и

    Добролюбова". В этом причина разрыва его с "Современником". При этом

    Тургенев до конца жизни сохранил глубокий интерес к деятельности

    революционной молодежи, он внимательно следил за всœеми

    проявлениями передовой общественной мысли. Характеризуя

    творчество Тургенева, Добролюбов писал, что он "быстро угадывал

    новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание".

    В 1862 году Тургенев написал роман "Отцы и дети" - один из лучших

    романов, как по художест-

    венному мастерству, так и по глубинœе, широте и актуальности основной

    темы. Это не было данью идейной моде, Тургенев честно в романе

    попытался показать две силы: либеральное дворянство /в лице братьев

    Кирсановых/ и лагерь революционеров-демократов, представленный

    пока одиночкой Базаровым. Тургенев писал: "Вся моя повесть

    направлена против аристократии как передового класса".

    Представители прошлого - "отцы" - изображены с беспощадной в

    ;рностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

    Россия. Тургенева не удовлетворяют ни "отцы", ни "дети", писатель не

    полюбил Базарова, но признал его силу, его перевес над окружающими

    людьми, в связи с этим он принœес ему полную дань уважения. В трактовке

    Базарова сказалась классовая ограниченность Тургенева. Человек с

    такими качествами, как Базаров, мог бы сделать многое, но он умирает,

    не сделав ничего. В этом сказались неверие Тургенева в силу

    разночинцев, в идеал революционной демократии. Писарев в статье

    "Базаров" увидел в тургеневском герое типичные черты молодого

    между демократическими журналами из-за понимания образа Базарова

    статья критика Писарева сыграла роль усиления критического

    отношения к Базарову на страницах журнала "Современник". Во второй

    статье Писарев изменил свой взгляд на Базарова и поставил его в

    одном ряду с героем романа Чернышевского "Что делать?" -

    Рахметовым. Сам Тургенев говорил, что Базаров - его "враг", к

    которому он чувствует невольное влечение.

    Либерал-постепеновец Тургенев считал, что революционная

    деятельность в России не найдет отклика и поддержки в народе. Этим

    же сознанием он наделил и своего героя. Базаров говорит перед

    смертью: "Я нужен России... Нет, видно, не нужен." В этом идейное

    заблуждение Тургенева. Что сказать об идейной моде и убеждениях?

    В случае если сравнить Павла Петровича Кирсанова с Назаровым, то видно,

    Базаров убежден в своих позициях, а Кирсанов больше рисуется,

    отдавая дань моде. При всœех своих "либеральных выходках" и

    заявлениях о "любви к прогрессу" Павел Петрович консервативен,

    нетерпим и классово ограничен в своих взглядах. Одна деталь: он

    нюхает одеколон, когда разговаривает с мужиком, потому что от того

    "плохо пахнет". Разве это любовь к ближнему? Слова Кирсанова

    расходятся с делом, он либерал, потому что модно быть либералом. А

    что же либерального в нем? Один раз в месяц избавляет мужика от

    экзекуции? Но "если сливки таковы, то каково же молоко", то есть

    необразованное дворянство. Базаров спрашивает у Аркадия, . увидев

    надушенного, безупречно одетого по последней моде /и это в деревне/

    Кирсанова: "Что это за архаическое явление?" Павел,Петрович

    отпускает презрительную фразу: "Кто данный волосатый?" Перед вами

    совершенно разные люди по воспитанию, убеждению, происхождению.

    Базаров критикует безделье дворянства: "Вы уважаете себя, а сидите

    сложа руки, какая же от этого польза?" Базаров - это "человек дела, а не

    фразы", он обладает не только большим умом, но и огромной силой

    воли. У Базарова есть важный принцип - делать то, что полезно.

    Тургенев в романе показывает и карикатурных героев - это Ситников и

    Кукшина. В случае если для аристократов дань моде - казаться прогрессивными

    либералами, то для Ситникова и Кукшиной дань моде - считать -себя

    нигилистами. Кукшина и Ситников ухватились за нигилизм, потому

    что он моден, потому что выглядеть прогрессивным человеком очень

    престижно. Но весь их нигилизм мелкий и показной. Ситников кричит:

    перед которым раболепствует? Базарову не нужно много ума, чтобы

    понять, что Ситников завтра может кричать обратное. Кукшина считает

    себя передовой, эмансипированной женщиной. Но Тургенев одной

    фразой дает понять, что она всœего лишь глупая, несчастная женщина, у

    которой нет детей и мужа, и ей ничего не остается как быть

    "эмансипе". В ее комнате "бумаги, письма, толстые номера русских

    журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленным

    столам", Это пустые болтуны, которые "держат нос по ветру", и если

    раньше они были просто болваны, то теперь они вдруг стали

    нигилистами. У них нет определœенных взглядов, своих убеждений, и

    когда нигилизм выйдет из моды, они, безусловно, отступятся от него. У

    Базарова есть свои принципы, и он строго следует им. "Я ничьих

    мнений не разделяю: я имею свои", - говорит он. Проблема "отцов" и

    "детей", поиски идеала и смысла жизни во всœе времена стояла довольно

    остро. Ситуацию молодежи в обществе Маркс назвал трагедией

    молодого поколения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ застает уже сформированный мир и не

    всœегда отдает себе отчет в том, что может изменить его. Кирсанов в

    Базарове сразу почувствовал противника, потому что тот перечеркивал

    всю его "деятельную" жизнь. Базаров ясно дал понять, что "отцы" не

    способны решить основные проблемы эпохи. Сейчас не утихают споры

    о романе и не пропадает интерес к нему, потому что общество

    разделилось по убеждениям на две силы: лагерь демократов, которые

    готовы идти по новому пути, и лагерь приверженцев идеи социализма,

    которая не оправдала себя. За кем будущее страны? Мне кажется, пока

    человек духовно не возродится, не сумеют ни демократы, ни

    консерваторы вытащить Россию из пропасти. В споре с Добролюбовым

    и Чернышевским правы были Тургенев, Лев Толстой. Ни одна

    насильственная революция не изменит жизнь народа. Пока не будет

    морального совершенства. И жизнь это неоспоримо доказала.

    182. БАЗАРОВ - ЛИЦО ТРАГИЧЕСКОЕ (По роману Тургенева "Отцы и дети")

    В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем

    представить себе существование всœей национальной культуры. Эти

    имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас

    возникают четкие ассоциации с произведениями, вошедшими в

    сокровищницу мировой литературы, со временем, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ творили

    эти великие люди.

    Одно из таких великих имен - Иван Сергеевич Тургенев. Его

    произведения нельзя спутать ни с чьими, в них - индивидуальность

    как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему

    жизни, пропуская через призму собственных ощущений, взглядов на

    различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой

    психологической достоверностью раскрываются характеры героев.

    Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют

    не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним,

    подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а

    иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.

    Роман "Отцы и дети" (1862 ᴦ.) появился после разрыва автора с

    журналом "Современник" в другом журнале "Русский вестник". Роман

    борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения, и начались

    массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа

    вызвало бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева

    обрушились и те, и эти, то есть и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов".

    Тургенев писал Полинœе Виардо: "Я попытался представить конфликт

    двух поколений".

    В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца -

    демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров - человек из

    иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил

    появление новых людей, называющих себя нигилистами. Писатель

    рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и

    Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей,

    придерживающихся определœенных принципов. Οʜᴎ называют себя

    понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений,

    это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев

    показал своего героя одиночкой, который понимает, что их "нигилизм"

    Это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не

    удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но

    признал его силу и отдал ему дань, полную уважения. Тургенев не

    сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц.

    Представители прошлого ("отцы") изображены с беспощадной

    верностью. Οʜᴎ хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет

    Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа.

    Он представитель нового молодого поколения, в его личности

    сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-

    потому что он не встречает себе равных и на всœе имеет свои

    собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею

    свои", - полупрезрительно заявляет Базаров. Необходимо отметить, что по своим умственным

    запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками,

    стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое

    отношение к действительности, чувство собственного достоинства - вот

    характерные черты Евгения Базарова. Критик Писарев поставил

    Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского - Рахметовым.

    этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место

    расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в

    спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, близки взглядам вождей

    революционной демократии, но он намного кое в чем расходится с

    ними. Писарев писал о том, что "базаровщина - это болезнь того

    времени, и ее нужно выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью,

    отличается замечательным умом и вследствие этого производит сильное

    впечатление на окружающих его людей. "У Печориных есть воля без

    знания, у Рудиных - знания без воли, у Базаровых есть и знания, и

    воля, мысль и дела сливаются в одно целое", - писал Писарев. По

    мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать

    многое, но "умирает, не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные

    черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.

    Базаров, что, к сожалению, справедливо, сплошь и рядом отрицает

    вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, ерунда,

    наслаждаться природой - нелœепо. Любовь для Евгения - это всœего лишь

    физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его

    взгляды на любовь. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой,

    но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко

    любить Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев

    многих своих героев подвергал испытанию любовью. Базаров вступает в

    сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От

    уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает

    героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича,

    порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого

    разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и

    переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый,

    он всœе-таки одержал нравственную победу. После кончины

    Добролюбова Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной

    силы". То же самое он сказал и о Базарове.

    В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл

    его жизненного финала: "Я нужен России?... Нет, видно, не нужен..."

    Истоки страданий Базарова - преждевременность появления, отсутствие

    союзников, мучительное одиночество. Тургенев писал своему другу:

    "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная,

    но честная. И всœе-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в

    преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне объясняет

    торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека".

    Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал

    эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки

    жизни на такой тип личности можно только равняться. Немаловажно

    для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины

    духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных

    отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его

    деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея - переделать

    мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний - не

    может не волновать сегодня.

    Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всœегда актуальны.

    Конфликт "отцов" с "детьми" - Залог тех непрерывных изменений, В

    которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений...

    Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

    Общая характеристика (внешность, род занятий)

    Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

    Нигилизм Базарова

    Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

    Внешний конфликт в романе

    Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

    Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

    Отношения с родителями

    Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

    Внутренний конфликт

    Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

    Любовная линия в романе

    Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

    Дружба

    Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

    Смысл финала романа

    Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

    Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.


    БАЗАРОВ И
    АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
    ГЕРОЕВ


    (по роману И.С.
    Тургенева “Отцы и дети”)


    В
    произведениях Тургенева второй половины

    XIX
    века
    появляются герои, которым в тягость пустота
    их собственной жизни, которые смутно
    сознают несправедливость рабства, ищут
    новый смысл жизни, порой становясь “лишними”
    людьми. В то же время рождаются и появляются
    герои - передовые люди. Только в их среде
    возникал сознательный протест против
    дурного устройства общества. Изображение
    этих людей, чаще всего небогатых и
    образованных дворян, и занимает большое
    место в произведениях Тургенева. Этих людей
    отличает высокий нравственный уровень,
    широкий кругозор и нежелание идти общим
    путем. Таков Евгений Базаров. Его можно
    отнести к разряду “новых” людей, но таких
    людей, как Базаров, было еще мало в России;
    они были одиноки и не поняты массами.

    Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко
    народными чертами. Ясный ум, практическая
    сметка, глубокое знание жизни, неутомимое
    трудолюбие, энергия, огромная воля,
    независимость в суждениях и поступках,
    мужественное и честное отношение к жизни и
    к смерти - вот важнейшие особенности
    характера Базарова. Он - человек дела, “не
    терпит красивых слов”. “Аристократизм,
    либерализм, прогресс, принципы, - говорил
    между тем Базаров

    ,
    - подумаешь, сколько иностранных... и
    бесполезных слов! Русскому человеку они
    даром не нужны”.

    Базаров -
    нигилист, человек, который не склоняется ни
    перед какими авторитетами, который не
    принимает ни одного принципа на веру.
    Действительно, Базаров отрицает весь
    существующий строй России, религию,
    обветшалую нравственность, дворянскую
    культуру, народные предрассудки. Автор
    вокруг своего героя создает атмосферу
    вражды и непонимания: дворянам с Базаровым
    не по пути. Но он наталкивается и на
    непонимание со

    стороны
    народа.

    В романе
    есть и другие персонажи, разделяющие
    взгляды Базарова, увлеченные современными
    идеями. Однако Тургенев показывает
    глубокое различие между главным героем и
    его “учениками”.


    Таким “учеником”
    является Аркадий Кирсанов. В отличие от
    разночинца Базарова - это молодой человек
    из дворянской семьи. С первых же страниц
    романа мы видим приятелей рядом. И сразу же
    автор дает понять, насколько Аркадий
    зависит от своего друга, но далеко не во
    всем похож на него. Восторгаясь природой в
    разговоре с отцом, сын вдруг “бросает
    косвенный взгляд назад и умолкает”.
    Аркадий находится под обаянием личности
    старшего товарища, чувствует в нем
    замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи,
    шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в
    глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд
    поэзии, нежных чувств, любит “говорить
    красиво”. Нигилистические убеждения не
    становятся его натурой. Постепенно между
    приятелями назревает конфликт, Аркадий все
    чаще не согласен с другом, но сначала не
    решается прямо говорить об этом, чаще
    отмалчивается.


    Прощаясь с
    Аркадием, Базаров дает точную оценку
    личности своего приятеля, подчеркивает
    различия между ними: “Для нашей горькой,
    терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
    тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть
    молодая смелость да молодой задор, для
    нашего дела это не годится. Ваш брат
    дворянин дальше благородного смирения или
    благородного кипения дойти не может... а мы
    драться хотим...”


    В сущности,
    Аркадий - “мякенький либеральный барич”.
    Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,
    мечты о коренных переменах в общественной
    жизни, стремление “место расчистить”.
    Евгений последователен в своих воззрениях,
    иногда доходит до цинизма. Тургенев
    подчеркивает, что Аркадия коробит от
    циничных высказываний друга. Да и характер
    Кирсанова требует постоянной зависимости
    от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,
    теперь - Кате.


    Неудача
    постигает Евгения и в личной жизни - он
    полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь
    сломила Базарова, выбила его из колеи, в
    последних главах он уже не тот, каким мы
    знали его в начале романа. Несчастная
    любовь приводит Базарова к тяжелому
    душевному кризису. Все валится у него из рук,
    и само заражение его кажется не таким уж
    случайным. Базаров умирает, не успев ничего
    совершить. Перед смертью, которую он
    встречает просто и мужественно, герой как
    будто сознает, что время его

    еще
    не пришло. Тургенев сделал его героической,
    благородной личностью, однако обреченной
    на гибель.

    Я считаю,
    что этот роман навсегда останется одним из
    самых загадочных произведений мировой
    литературы, наряду с “Горем от ума”
    Грибоедова. В этих книгах отражены извечные
    противоречия человеческой жизни -
    максимализм юности и житейская
    умудренность, бескомпромиссность... Что
    лучше? Ответ на это в вечности, в
    спокойствии

    “равнодушной
    природы”, в последних, примиряющих строках
    романа.

    Задачи и тесты по теме "БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ"

    • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

      Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

    • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс

    Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. Кирсанова. (по роману И. С. Тургенева « Отцы и дети»)

    Цели : 1.Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей. 2. Уметь определять нравственные и идейные позиции героев произведения. 3. Развивать мышление учащихся, устную речь. 4. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

    Оборудование: Портрет И. С. Тургенева, презентация « Отцы и дети».

    Ход урока.

      Оргмомент .

      Сообщение темы и целей урока.( На экране – портрет И. С. Тургенева) Мы продолжаем изучение романа И. С. Тургенева « Отцы и дети». «Вся моя жизнь – в моих сочинениях» ,- писал он. У Тургенева- особое чувство времени. « Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях он « улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить с вами на вопросы: -В чем смысл заглавия романа? -Как и почему идет спор между представителями разных поколений? Ребята, дома вы составляли сравнительную характеристику образов П. П. Кирсанова и Е. Базарова. 3. Работа по таблице.

    Сравнительная характеристика Е. Базарова и П. П. Кирсанова.

    Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. — В каких произведениях рассмотрена эта проблема? (Шекспир « Ромео и Джульетта», А. Островский « Гроза» и др.) В середине 19 века,в канун отмены крепостного права в России, резко обострились споры между либералами и революционными демократами, аристократами и разночинцами. Об этом и рассказывает нам И. С. Тургенев в своем романе.

    — Кто из героев романа противостоит друг другу?

    Как называют таких людей? (антиподы)

    Антипод –человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.(Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова)

    Назовите антиподы в русской литературе.(Гринев и Швабрин, Обломов и Штольц, Чацкий и Молчалин…) Сегодня мы проведем сравнительную характеристику новых героев романа.

    1. Что вы можете сказать о происхождении, социальной принадлежности героев ? П.Кирсанов – дворянин, аристократ, сын генерала,офицер в отставке, либерал-консерватор. Е. Базаров -сын военного лекаря, имел крестьянские корни, студент мед. Факультета Петербургского университета, разночинец, демократ- нигилист».

    2.Портрет. Базаров — «высокого роста в длинном балахоне с кистями». Лицо «длинное и худое,с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зелеными глазами и висячими бакенбардами песочного цвету…» .У него « обнаженные красные руки».

    П. П. Кирсанов- во всем внешнем виде «лоск и щегольство» ,облик «изящный и породистый», красивые руки с длинными розовыми ногтями .

    3. Речь — П. П. Кирсанов употребляет в разговоре французские выражения, речь изысканная,часто искажает русские слова на иностранный манер (принСипы и др.) Е. Базаров- говорит просто и бесхитростно, речь простонародна, часто употребляет поговорки и афоризмы.(читаем из текста)

      Между героями много различий, но, пожалуй, самое главное,что делает их непримиримыми противниками- это философские позиции каждого.

    О чем же спорят наши герои?

    1. Об отношении к дворянству

    П. Кирсанов . Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности

    Е. Базаров. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. От аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

    2.О принципе деятельности нигилистов

    Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы

    Е. Базаров . Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня.

    3.Об отношении к народу

    П. Кирсанов . Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

    Е. Базаров . Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

    4.О взглядах на искусство

    П. Кирсанов. Новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Художники- передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

    Е. Базаров. Отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

    Кто одерживает верх в спорах?

    Имеет ли Базаров право так унизительно судить о своем оппоненте и его « принсипах»? (Надо уважать чужое мнение, возраст..)

    5. Отношение к любви. (слайд « Сцена признания в любви Е. Базарова к А. Одинцовой»)

    П. П. Кирсанов всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р. , которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни.

    Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина», - замечает он. Любовь показалась испытанием для Базарова… Любовь побеждает эгоизм, просветляет мир, это чувство оказалось не физиологией, как предполагал герой, это чувство потрясает и травмирует. На словах он отрицал любовь, а на деле жизнь заставила её признать.
    Для Базарова подобная же драма означает унижение и воспринимается как проявление позорной слабости.

    6. Образ жизни, интересы.

    Имеются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо”. Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это “романтизм”, “чепуха”. Рассматривая альбом Саксонской Швейцарии, Базаров говорит Одинцовой: “Вы не предполагаете во мне художественного смысла - да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической”. Базаров пытается развенчать бездейственные „принсипы», не принимает иллюзорную мечтательность, отказываясь от достижений культуры (“Рафаэль гроша медного не стоит”) и утилитарно воспринимая природу. Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении. Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

    7.Отношение друг к другу.

    Базаров не должен забывать об уважении к поколению старших. Он перечеркивает всю жизнь П. Кирсанова, который считал, что ведет жизнь благородную и достоин уважения.

    4.Подведение итогов урока.

    Есть ли победитель в споре?

    Хотели герои найти истину или просто выясняли отношения?

    Как вы считаете, на чьей стороне автор? (Он относит себя к поколению «отцов», пытается донести до нас мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Нельзя отрицать весь накопленный человеческий опыт,искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Автор пытался донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

    5.Выставление оценок.

    6. Домашнее задание. Анализ последних глав романа. «Смерть Базарова».



    
    Top