Биография рахметова в романе что делать. Cочинение «Характеристика образа Рахметова

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».

Рахметов - один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков - бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России - и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) - за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». - «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость - сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя - «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная - представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли земли».

    Роман был начат в декабре 1862 г. и закончен через четыре месяца. Первые главы его появились ещё в мартовской книге «Современника» за 1863 г., остальные же - в апрельском и майском номерах журнала за тот же 1863 г. Роман, прошёл двойную цензуру. Сначала...

    Впервые прочитав роман Н. Г. Чернышевского, современный молодой человек, скорее всего, усмехнется. Действительно, необычными выглядят взаимоотношения, принятые в семействе Лопухова и Веры Павловны. В доме имеются нейтральные и ненейтральные комнаты,...

    Нам близок и дорог великий русский мыслитель и борец за свободу народа - Николай Гаврилович Чернышевский. Своей пламенной, разносторонней теоретической и политической борьбой с силами реакции Чернышевский показал пример бесстрашия, стойкости, патриотизма...

    Центральной фигурой эпохи 50-60х годов был великий русский учёный, писатель и революционер. Отец Чернышевского не был похож на большую часть русского православного духовенства. «Это был не поп или, по крайней мере, очень мало поп»,- писал о нём «Колокол»...

  1. Новое!

Истинный герой своей эпохи, перед которым «преклоняется» Чернышевский, - это Рахметов, революционер с его пламенной любовью ко всему доброму. В начале романа перед нами возникает образ Рахметова и вся невинная, приподнятая атмосфера уважения и признания, которой окружен этот герой. Все это с несомненностью свидетельствуют, что центральная тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении всей необузданной революционной энергии и подвига обычного человека, Рахметова. С образом Рахметова напрямую связано название романа «Что делать?».

Примечательно, что в «Записках» III отделения, содержащих оценки журналов 60-х годов, это знаменитое место в романе цитировалось по «Современнику» полностью, слово в слово. Анонимный автор «Записок» свидетельствовал о «восторженном» приеме, оказанном читателями роману «Что делать?». Он горько досадовал на то, что последователи Чернышевского, «нигилисты наши составили такую плотную и самовластную корпорацию, что действуют в литературном мире совершенно деспотически».

Никто еще до Чернышевского в русской, да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа «Перемена декораций» высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей.

Чувством большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера - тогда еще «экземпляра… редкой породы» - и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. По терминологии автора «Что делать?», он рисовал Рахметовых «забавными».

«В них было много забавного, - писал Чернышевский, - все главное в них и было забавно, все то, почему они были людьми особой породы». Находившийся под судебным следствием Чернышевский вынужден был часто прибегать к эзоповому языку, больше всего на тех страницах, где он писал о Рахметове. Слово «революционер» заменяется здесь понятиями «ригорист», «особенный человек», «высшая натура». Революционная деятельность - «дело», революционные убеждения и взгляды - «оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни». Революционная пропаганда - «огненные речи Рахметова, конечно, не о любви»; царизм, помещичий строй - «обстоятельства», «старый порядок», «то, что должно погибнуть». Социализм - «золотой век», «новый порядок», «то, что должно жить», и т. д.

Тончайшими намеками автор давал понять, что его герой ведет революционную работу. Сообщив о том, что у Рахметова бездна всяких «дел, не касавшихся лично до него», Чернышевский заключает рассказ словами, из которых становится ясно, каким опасным конспиративным занятиям предается его герой: «Но часто по несколько дней его не бывало дома. Тогда, вместо него, сидел у него и принимал посетителей один из его приятелей, преданный ему душой и телом и молчаливый, как могила».

В окружении этих и тому подобных намеков, раскрывающих политическое лицо Рахметова как революционера и социалиста, Чернышевский предельно заостренно, подчеркнуто выделяет главные стороны его характера, необычность жизненной биографии.

Рахметов - потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека».

Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на крошечном клочке гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры - выходцы из дворянской среды - явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и т.д.).

Фигура Рахметова свидетельствовала, как далеко зашел процесс разложения внутри старого общества, внутри господствующего класса, если честные, здоровые люди отрекаются от него и примыкают к народу и революции. Рахметов закаляет себя физической работой, ведет самый суровый образ жизни, под стать простому народу. Больше того, Рахметов не со стороны наблюдает быт и жизнь народа. Герой Чернышевского сам работает пахарем, плотником, перевозчиком, бурлаком. Рахметов гордится тем, что товарищи по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым, славным и дорогим для простонародья именем волжского бурлака-богатыря. Так необычайно выпукло, заостренно представлен в романе демократизм революционера, принесший ему доверие, уважение и любовь простых людей.

Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает спартанские, аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - говорит он, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще».

Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во имя революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит, таким образом, всю ночь. «Проба. Нужно… - говорит Рахметов, - на всякий случай нужно. Вижу, могу».

Рахметов не только суровый человек, но и неразговорчив, «феноменально груб», «страшно резок», а, в сущности, он деликатный, милый, веселый, нежный и добрый человек. Вредные «обстоятельства» не позволяют ему забыть «свои тоскливые думы, свою жгучую скорбь», и он редко шутит, чаще выглядит «мрачным чудовищем». Честные люди не оскорбляются его резкостью. Они любят его, верят ему. Писатель восхищается своим «забавным» героем.

В роли Рахметова запечатлены наиболее значительные стороны характера зарождавшегося в России типа революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?», вокруг созданных Чернышевским образов «новых людей», озлобленные нападки врагов на автора этого революционного романа и искренняя благодарность приверженцев, союзников, в свою очередь, отчетливо выявляют политическое существо типа героя - Рахметова.


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Центральным
в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”
является образ Рахметова - “особенного
человека”, “высшей натуры”. В его образе
слились лучшие черты передовых людей эпохи
Чернышевского.


Аристократ
по происхождению, он становится демократом
по взглядам на жизнь и образу поведения.
Рахметов - профессиональный революционер,
революционный вождь. Это “рыцарь без
страха и упрека”, человек, будто выкованный
из чистой стали. Таких людей, как он, немного.
“Я встретил, - замечает Чернышевский, - до
сих пор только восемь образцов этой породы (в
том числе двух женщин)...”


Не сразу
стал Рахметов “особенным человеком”. Он
приехал в Петербург обыкновенным
порядочным юношей. Сближение с Кирсановым,
познакомившим Рахметова с учением
социалистов-утопистов и философией
Фейербаха, явилось толчком к превращению
его в “особенного человека”. “Жадно
слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал,
прерывал его слова восклицаниями проклятий
тому, что должно погибнуть, благословений
тому, что должно жить”. Одаренный
необыкновенными способностями, Рахметов,
изучив теорию социализма, скоро переходит к
революционным действиям, становится
революционером, человеком “особой породы”.
“Он поважнее всех нас здесь, взятых вместе”,


- говорит
о нем Кирсанов. Рахметов с поразительной
быстротой расширяет круг своих знаний. В
двадцать два года “он был уже человеком
очень замечательно основательной учености”.
Читает Рахметов только “самобытные”
сочинения, что, по его мнению, “по каждому
предмету капитальных сочинений очень
немного; во всех остальных только
повторяется, разжижается, портится то, что
все гораздо полнее и яснее заключено в этих
немногих сочинениях. Надобно читать только
их; всякое другое чтение - только напрасная
трата времени”. Понимая, что сила вождя - в
его близости к народу, Рахметов пристально
изучает жизнь трудящихся. Пешком исколесил
он всю Россию, был дровосеком, пилыциком,
камнетесом, вместе с бурлаками тянул лямку.
Для простого человека он - свой, родной
человек. Недаром бурлаки прозвали его
Никитушкой Ломовым в память легендарного
волжского богатыря-бурлака.

Рахметов,
готовя себя к революционной деятельности,
знает, что ему придется переносить лишения,
мучения, быть может, пытки со стороны
царских тюремщиков. И он заранее закаляет
свою волю и тело, приучает себя переносить
физические страдания, отказывается от
всякой роскоши. Рахметов отличается редкой
работоспособностью. “Он успевал делать
страшно мною, потому что и в распоряжении
времени положил на себя точно такое же
обуздание прихотей, как и в материальных
вещах. Ни четверги часа в месяц не пропадало
у него на развлечение, отдыха ему не было
нужно”. Занятия его разнообразны, и смена
их является для Рахметова отдыхом. О тайной
революционной работе Рахметова
Чернышевский, по вполне понятным причинам,
не мог говорить открыто. Он только глухо
упоминает о том, что у Рахметова “дел... была
бездна, и все дела, не касавшиеся лично до
него; личных дел у него не было, это все
знали... Он мало бывал дома, все ходил и


разъезжал,
больше ходил. Но у него...бывали люди... часто
по нескольку дней его не бывало дома. Тогда
вместо него сидел у него и принимал
посетителей один из его приятелей,
преданный ему душою и телом и молчаливый,
как могила”. Рахметов, зная, что революции
нужны преданные и знающие люди, заботится о
подготовке революционных кадров: в
нескольких университетах учатся его
стипендиаты, готовящиеся к подпольной
деятельности. Рахметов кажется человеком
суровым и угрюмым. Он и сам говорит: “Видишь
невеселые вещи, как же тут не будешь мрачным
чудовищем”. Но суровость его только
внешняя, за ней скрывается нежная и любящая
натура. “При всей своей феноменальной
грубости, он был, в сущности, очень
деликатен”, - замечает Чернышевский. “Какой
это нежный и добрый
человек”,
- думает о нем Вера Павловна. Для того чтобы
помочь угнетенным, Рахметов отказывается
во имя революционной работы от личного
счастья. “Я должен подавить в себе любовь,
- говорит он любимой женщине, - любовь к
вам связывала бы мне руки, они и так не скоро
развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу.
Я не должен любить... такие люди, как я, не
имеют права связывать чью-либо судьбу с
своею”.

Рахметов
борется за счастье народа, и эта борьба
становится делом всей его жизни. Нелегок
путь, по которому идет Рахметов, но богат он
счастьем и радостями. Огромно значение
Рахметовых для жизни. “Мало их, но ими
расцветает жизнь всех; без них она заглохла
бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем
людям дышать, без них люди задохнулись бы.
Велика масса честных

и
добрых людей, а таких людей мало; но они в
ней... букет в благородном вине; от них ее
сила и аромат; это цвет лучших людей, это
двигатели двигателей, это соль соли земли”.
Для многих поколений революционных борцов
образ Рахметова явился примером поведения
и подражания, источником вдохновения, в нем
они черпали силы и мужество.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».




Top