Богиня красоты венера. Венера, богиня любви

«Таттва» означает элемент, или природа, и используется, чтобы определить конституцию существа и энергии, окружающие его. Таттва – это основополагающая энергия, которая резонирует во всем творении, и использование джйотиш поможет нам определить качество времени существа, которое мы изучаем.

По священным писаниям ведической мудрости, таттва входит в существо следующим образом:

«Воспринимаемая часть Вāсудевы, которая является всего лишь одной восьмой безграничных частей Нāрāян̣ы, слита с Бху-Ш́акти 1 , и из нее Нāрāян̣а распространяется как Прадьюмна. Экспансии Прадьюмны затем развиваются в ахамкāру, и рождается индивидуальное эго.

1 букв.: сила земли, представляющая гуну Раджаса, которая является силой страсти и различения;

Из ахамкāры более саттвичные 2 экспансии становятся 33 главными девами 3 , раджасичные 4 становятся 10 индриями 5 , а тамасичные 6 экспансии становятся пан̃ча-бху̅той, являющейся пятью состояниями физического существования, известными как Агни (огонь/энергия), Пр̣тхви (земля/твердое), Джала (вода/жидкое), Вāю (ветер/газообразное) и Āкāш́а (небо, или вакуум)».

2 Саттва гуна – это природа добродетели, являющаяся причиной сохранения. Она олицетворена Маха-Лакшми;

3 Двадаша Адитья, Ашта Васу, Экадаш Рудра, Индра и Праджапати (Брахма);

4 Раджо-гуна является природой страсти, являющейся причиной сотворения. Она олицетворена Маха-Сарасвати;

5 5 чувств относятся к знанию (гьянендрия): обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. 5 чувств относятся к действиям (кармендрия): речь, понимание, ходьба, опорожнение/чистка и размножение;

6 Тамо-гуна – это природа невежества, вызывающая разрушение. Она олицетворена Маха-Кали.

В этом описании стоить отметить, что пять таттв были порождены тамо-гун̣ой. Из троицы Брахмы, Вишну и Шивы, Шива господствует над тамо-гун̣ой и, как Рудра с триш́у̅лой (трезубцем), вызывает разрушение таттвы и, следовательно, смерть живых существ. Именно по этой причине используются 7 стхира-кāрак, чтобы увидеть качество здоровья или āюр (долголетия) существ, и Ш́у̅ла Даш́ā превосходна в определении времени таких событий.

Во всяком случае, лучшим средством от любого недуга является Мритьюнджая мантра, повторяемая 108 раз утром и вечером:

ॐ त्रयंबक्कं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम्।
उर्वारुहमिव बन्धनान् मृत्योर्मूक्षीय मामृतात्॥

ом трайам̇баккам̇ йаджāмахе сугандхим̇ пуш̣т̣ивардханам |
урвāрухамива бандханāн мр̣итйорму̅кш̣ӣйа мамр̣тāт ||

Вычиление таттвы и Ямы

Пять таттв повторяются в следующей последовательности:

  • Пр̣тхви;
  • Джала;
  • Агни;
  • Āкāш́а.
Пять таттв владеют периодами дня. Эти таттвы занимают промежутки времени в порядке увеличения, начиная с Меркурия, занимающего 1 период, тогда как Джала, Агни, Вāю и Āкāш́а занимают 2, 3, 4 и 5 периодов соответственно.

Это составляет: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 периодов таттвы.

Они движутся в порядке возрастания (ароха) и убывания (авароха), т.е:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1, соответствующих 1-му циклу из 30 периодов.


Эти 30 периодов повторяются между восходом и заходом Солнца четыре раза, давая нам 120 периодов, соответствующих 120 годам жизни.

Эти же 120 периодов повторяются еще четыре раза между заходом и восходом Солнца, давая в общей сложности 240 периодов днем и ночью и 8 циклов.

Эти восемь ночных и дневных циклов соответствуют восьми Ямам. Восемь Ям управляются восемью грахами от Солнца до Рāху, начиная с вāры (дня недели), управляющей днем. Божество, управляющее Ямой, должно быть рассчитано по Кāла чакре.

Рисунок 1: Кāла чакра


Таттва начинается в зависимости от вāреш́а (хозяина дня недели), т.е. если это воскресенье, тогда первой таттвой дня будет Агни, потому что воскресенье управляется Солнцем и также Агни-таттвой. См. таблицу для грах, господствующих над таттвой.


Следовательно, и в понедельник, и в пятницу, таттва будет начинаться с Джала.

Пример вычисления:

1. В первую очередь, мы должны определить таттву, управляющую днем недели:

Поскольку рождение произошло в среду, преобладала пр̣тхви-таттва, поэтому последовательность такова: Пр̣тхви, Джала, Агни, Вāю, Āкāш́а.

2. Человек родился ночью, следовательно, мы должны вычислить продолжительность ночи :

5ч 28м 27с – 18ч 29м 53с = 10ч 59м 53с

3. Теперь, чтобы найти продолжительность одной таттвы , мы просто разделим результат на 120:

10ч 59м 53с / 120 = 5м 30с

4. Теперь нам нужно найти какое количество времени прошло ночью до рождения , вычитая время рождения от времени захода Солнца:

21ч 14м 00с – 18ч 29м 27с = 2ч 44м 33с

5. Из количества прошедшего времени и продолжительности одной таттвы мы можем выяснить таттву рождения :

2ч 44м 33с / 5м 30с = ~29,92

Маги древней Индии, изучавшие строение мира, определили пять основных материй, из которых состоит весь окружающий мир – не только физический, но и мир наших ощущений и чувств. Даже наша мысль материальна.

Эти пять материй проявляются и в пяти органах чувств, и в пяти пранах, различных дыханиях человека, и в пяти следующих друг за другом периодах, – пяти таттвах .

Санскритское слово ТАТТВА имеет очень много значений: материя, основание, принцип, период, а в самом широком смысле это опора, на которой стоит мир. Кроме того, это и движение универсального эфира, связанное с естественной циркуляцией энергии. Астрология изучает проявление таттв во времени.

Каждые два часа пять таттв завершают полный цикл. Таким образом, каждая таттва длится 24 минуты. Цикл начинается в момент восхода Солнца, когда солнечный диск пересекает математический горизонт. Каждая таттва имеет свое имя, цвет и своих управителей.

Сразу после восхода Солнца начинается таттва АКАША , она находится под влиянием Сатурна и цвет ее – черный.
Вторая Таттва – ВАЙЮ ,- находится под влиянием Меркурия и Луны, цвета ее – зеленый и синий.
Третья Таттва – ТЕДЖАС ,- под влиянием Солнца и Марса, имеет красный цвет.
Четвертая Таттва ПРИТХИВИ ,- находится под влиянием Юпитера, цвет ее желтый.
И, наконец, последняя, пятая Таттва АПАС , находится под влиянием Венеры и имеет белый цвет.

Таттва в которую родился человек, усиливает влияние соответствующей планеты в его карте рождения. Так, например, если человек родился в таттву Марса, то качества Марса у него будут усилены, - он будет более активным, решительным, возможно, более агрессивным.

Акаша – таттва


Эта таттва выражает принцип, отрицающий жизнь всего физического, принцип уничтожения и разрушения материи. Серьезный характер этой таттвы показывает: в этот период человек не должен ничего предпринимать и начинать. Это время, подходящее только для медитации, самоуглубления, молитвы.

Акаша – таттва молчания . В это время человек не должен начинать никакую духовную деятельность, потому что не достигнет никакого результата. Начало творческого процесса в эту таттву может принести муки и страдания… Начало дружбы или любовных отношений в это время несет разочарования и быстрый разрыв. Акаша – таттва смерти. Много людей умирает под ее влиянием.

Она несет внезапную смерть, агонию, потерю сознания. Смерть при этой таттве может придти после долгой, тяжелой и изнурительной болезни… Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость. Акаша очень редко приносит беременность, а если это происходит, то может принести смерть матери.

Во время влияния этой таттвы человек склонен к пессимизму, душевной дисгармонии и унылому настроению. Часто человек не в состоянии понять даже самые простые вещи, восприятие замедляется, наблюдается забывчивость.

| Учение об элементах (Таттва-видья)

Учение об элементах - Таттва-видья

Местопребывание элементов в теле человека

Каждый орган, каждая часть тела человека соответствуют определенному элементу, составляющему вселенную. В свою очередь, каждый из элементов состоит из света, значит, внутренние органы, кости, жидкости в теле человека и т.д. также созданы из различных видов света, присущих земле, воде, огню, ветру и пространству.


"Огонь сосредоточен на уровне плеч, воздух - в основании пупа, земля - в области бедер, вода - в ногах, эфир - во лбу. Кости, мускулы, кожа, сосуды и волосы - таковы пять свойств земли, как изложено в божественной науке. Сперма, кровь, костный мозг, моча и слюна - это пять свойств воды, как изложено божественной наукой.

Голод, жажда, сон, привлекательность, вялость - пять свойств огня, как изложено божественной наукой. Бег, ходьба, секреция желез, сжатие и расширение тела - это пять качеств воздуха. Такова наука Брахмы. Преданность, бдительность, скромность, благоговейный страх, энтузиазм - это пять качеств эфира. Такова наука Брахмы".

Аналогии в понимании пяти элементов

Если провести аналогию, связанную с растущим плодом, то

~ элемент земли формирует основу плода,

~ элемент воды собирает вместе все элементы плода и удерживает их вместе,

~ элемент огня помогает плоду созревать,

~ элемент ветра дает рост,

~ с помощью элемента эфира существует пространство-Основа, в котором плод может появиться, расти и существовать.

Соотношение элементов в теле человека

Тела богов высших Миров Формы состоят только из тонкого ветра и пространства, тела сансарных богов состоят из элемента огня, ветра и пространства. Тело человека большей частью состоит из земли и воды, поэтому считается, что эти стихии являются наиболее благоприятными, способствующими долгой жизни. И наоборот, стихии огня, ветра и пространства являются ограниченно благоприятными элементами.


"Тело состоит из пятидесяти частей земли, сорока частей воды, тридцати частей огня, двадцати частей воздуха и десяти частей эфира.

Влияние земли обеспечивает успех на длительный срок, вода дарит кратковременные и преходящие плоды, воздух очень редко наделяет удачей, а в огне даже профессионал все утратит.

Земля имеет пять частей, вода - четыре, огонь - три, воздух - две, эфир - одну. Таково непреходящее знание о пропорциях элементов".

"Шива Свародайя" (197 - 199)

Главные свойства элементов

"Практикующий йогин способен распознать форму специфической таттвы, ее движение, вкус и символ. Так он может успешно осуществить связь с этой таттвой".

"Шива Свародайя" (383)


Согласно текстам, тонким элементам присущи пять главных свойств:

1. Чувственное переживание.

2. Собственно качество элемента.

3. Тонкий прообраз элемента (танматра).

4. Состояние элемента.

5. Функциональное проявление.

1. Чувственное переживание

Цвет


"Земля - желтая, вода - белая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета".

"Шива Свародайя" (152)


Вкус


"Земля - сладкая, вода - вяжущая, огонь - обжигающий, воздух - кислый, эфир - едкий".

"Шива Свародайя" (157)


2. Качества, присущие элементам

~ Твердость и инертность присущи земле,

~ вязкость и текучесть присущи воде,

~ теплота, расширение, жар и свет присущи огню,

~ движение и действия присущи воздуху,

~ распространение во все направлениях присуще пространству.


3. Тонкие качества элементов (танматры)

Пять грубых элементов рождаются благодаря двойственному затемненному состоянию чувственного восприятия (танматре). Чувственное восприятие затемняется, когда утрачивается связь с Ясным Светом - Основой в момент перерождения.

Тогда Свет, лежащий в основе, не узнается, и начинаются процессы творения сансары, т.е. сознание, потерявшее естественное состояние, соскальзывает на более грубый уровень.

Тонкие качества чувственного восприятия (танматры):

~ тонкое восприятие пространства происходит через звук (шабда-танматра),

~ тонкое восприятие воздуха - через осязание (спарша-танматра),

~ тонкое восприятие огня - через образ (рупа-танматра),

~ тонкое восприятие воды - через вкус (раса-танматра),

~ тонкое восприятие земли - через запах (гандха-танматра).

Тонкие качества являются проводниками между Сознанием - Основой и чувствами (индриями). Эти проводники тонко соединяют объекты, чувственное сознание и органы чувств. Чувственное сознание опирается на ум (манас), который, находясь в иллюзии, включает различение, принимая и отвергая, и эго, основанное на прошлом опыте.

Танматры невозможно ощутить с помощью обычного восприятия. Они переживаются только в мистическом опыте с помощью утонченного восприятия эфирного и астрального тел.

К примеру, концентрируясь на кончике носа или на муладхара-чакре, йогин чувствует, как обостряется его восприятие запахов, в медитации он может обонять восхитительный, неземной запах розы - это проявление танматры земли в его теле.

Выполняя самьяму на кончике языка, йогин может переживать утонченные виды вкуса - так проявляется танматра воды.

Созерцая особым способом в шамбхави-мудре свет солнца, луны, масляной лампы, сидя в темной комнате в определенных позах, предписанных в , йогин видит узоры, шары света, цепочки, радуги, изображение божеств, рисунки, мандалы - так проявляется танматра элемента огня (форма) в его теле.

Управляя ветром, концентрируясь на чакрах, йогин учится переживать различные тонкие виды блаженства в теле, напоминающие сексуальное, ощущая танматру ветра - тонкое осязание.

Концентрируясь на горле или анахата-чакре, выполняя практику , шанмукхи-мудру, бхрамари-пранаяму, йогин слышит звон и гудение, мелодии, колокольчики - это танматра звука в его теле.

Тайные методы Лайя-йоги - Нада-йога и Джьоти-йога для достижения высших ступеней Освобождения, Радужного тела работают на уровне танматр, интегрируя с ними созерцательное присутствие.


4. Свойства элементов


"Исконная Реальность как самовозникшая энергия качеств Вселенной проявляется как саттва, раджас и тамас. Из них рождаются элементы пространства, воздуха, огня, воды, земли".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (2)

Три качества элементов таковы:

~ сияние,

~ движение,

~ инертность.

~ Чистый (тайный) уровень - сияние

В чистом виде пять элементов - это сияние (саттва), пять чистых светов в радужном спектре лучей света, неотделимых от пустотной Основы - Природы Ума.

~ Тонкий (внутренний) уровень - движение

Это элементы в виде энергий, которые используются в тантрической практике. Энергия апана - земля, самана - элемент огня, прана - ветер, удана - пространство, вьяна - вода. Также тонкие элементы - это танматры, духи и божества стихий.

~ Грубый (внешний) уровень - инертность

На грубом уровне элементы - это стихии, как мы их воспринимаем, т.е. земля, по которой мы ходим, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, огонь, которым греемся, пространство, в котором путешествуем.

Каждый элемент может проявляться в трех видах: саттвичном (как сияние чистого света), раджасичном (как активное движение энергии) и тамасичном (как инертность, грубость).

Так, элемент воды может проявляться одновременно как тамас - внешняя (грубая) вода, как жидкости внутри тела (раджас) и как саттва - тонкий белый цвет в радуге.

Элемент земли может проявляться как грубая земля, как прана земли в теле и как желтый цвет в радужном спектре.

Элемент огня может проявляться как внешний огонь пламени, как внутренняя прана огня в теле (самана-вайю) и как красный цвет в радужном спектре.

Элемент ветра может проявляться как атмосферный воздух, как прана воздуха, находящаяся в легких, и как зеленый цвет в радужном спектре.

Очищая элементы, йогин преодолевает тамасичные и раджасичные части элементов и пытается утвердиться в их чистом светоносном состоянии.


Три качества порождают пять элементов:

~ из сияния (саттвы), состоящей из сияния света и ясности, возникает элемент пространства,

~ из движения (раджаса) возникает элемент огня,

~ из качества инертности (тамаса) возникает элемент земли,

~ между сиянием и движением возникает тонкий подвижный элемент воздуха (ветер),

~ между движением и инертностью возникает элемент воды, сочетающий оба эти качества.


Саттва

Из саттвичной части первоэлементов рождаются пять органов знания и восприятия (гьяна-индрий).

Проникая друг в друга и взаимодействуя, саттвичные части пяти элементов порождают:

~ чувственный ум (манас) - ум, оперирующий концепциями, мыслями, свойство которого приятие или отвержение,

~ интеллект (буддхи, махат) - это высшее сознание, одухотворенная интуиция,

~ эго (ахамкара) - чувство "эго", возникающее от отождествления себя с телом. Ахамкара порождает тонкие качества (танматры), чувства (индрии) и пять грубых элементов (таттв).

~ сознание (читта) - хранилище умственных тенденций, прошлый опыт, состоящий из накопленных самскар.


Раджас

Раджас творит органы действия (карма-индрии).

Раджасичные части элементов творят:

~ элемента ветра - силу рук, схватывание (пани),

~ элемента огня - силу ног, движение (пада),

~ элемента воды - силу размножения (упастха),

~ элемента земли - силу выделения (пайю).

Проникая друг в друга, раджасичные части пяти элементов рождают пять пран в теле:

~ удана-вайю,

~ вьяна-вайю,

~ прана-вайю,

~ самана-вайю,

~ апана-вайю.


Тамас

В Учении тантры об элементах (таттва-видье) распространен принцип пятикратного увеличения элементов. Он именуется "панчикара", и описывает, как тонкие элементы превращаются в грубые, как во всей вселенной, так и в физическом теле.

Каждый из пяти великих элементов в своей грубой тамасичной форме делится на две равные части. Одна часть остается, другая часть делится на четыре равные части. Затем первая половина соединяется с 1/8 каждого их четырех элементов.


"Из этой пятерки великих элементов, из которых каждый состоит из пяти частей, возникает стхула-шарира, материальное тело".

Шри Шанкарачарья "Таттва Боддхи", часть 2 (6)


5. Функциональное проявление

"Когда господствует элемент земли, совершайте свои привычные постоянные действия, при элементе воды - временные и изменчивые работы, при элементе огня - трудоемкие действия, а при элементе воздуха - пагубные и опасные действия.

Но когда господствует элемент эфира, лучше ничего не делать. В это время рекомендуется культивировать йогу, потому что таттва эфира не приводит к результатам во всех иных действиях.

Земля и вода обеспечивают успех (сиддхи), огонь приносит смерть, воздух - разрушение и утрату, а акаша - во всем бесплодна; так известно знающим таттвы.


Земля приносит относительный успех, вода - немедленную прибыль, воздух и огонь обеспечивают утрату, а акаша делает все безрезультатным".

"Шива Свародайя" (160 - 163)


Пятый аспект элементов - их функциональное проявление (архи-таттва), т.е. то, как элементы проявляются в повседневной жизни.

Преобладающий элемент земли проявляется как финансовое благополучие, процветание. Когда этот элемент доминирует, тексты по Свара-йоге рекомендуют выполнять устойчивую, рутинную работу. Элемент земли также проявляется как надежность, фундаментальность, приверженность традициям, догматам и т.д.

Элемент воды проявляется как приходящий сразу, однако, непостоянный результат. Земля и вода благоприятно проявляются в двух боковых нади.

Элементы огня и ветра указывают на непостоянство, отсутствие долговременных планов или разрушение. Если огонь и ветер двигаются в правом канале (пингале) - это приводит к разрушительным тенденциям в сознании, если в левом канале (иде) - активизируется творчество, появляются ясность мышления и новые идеи.

Элемент пространства благоприятен в медитации и созерцании, концентрации и отрешении от мирских забот.

Зарегистрированные пользователи могут оставить комментарии.

Таттва земли выполняет роль фундамента, основы. Она соответствует первой чакре и самопознанию человека. Её можно назвать основательной, накапливающей. Понятно, что озабоченная собственным выживанием и владением, она вызывает чувство надежности (а в случае, если она разбалансирована – безнадежности). Она ощущается как крепкость тела, чувство защищенности, сытость, устойчивость к холоду и другим невзгодам, направленное внутрь внимание.

Соответствующая ей эмоция (ответ эго на базовое чувство основы) - незащищенность и жадность, а точнее скупость, вызываемая отсутствием основы и фундаментальности земли. Слабое по своей природе эго стремится всё время свою персону поставить в центр, ощутить себя «пупом земли», принять в расчет только свои нужды и как можно скорее удовлетворить их, и только их.

Страх, пронизывающий эго насквозь, усиливается землей, и как будто вышибает почву из-под ног. У нас возникает огромное желание прирасти ногами к полу, пустить глубокие корни, во что бы то ни стало заручиться поддержкой сильных и накопить как можно больше материальных благ и ценностей, заручиться гарантиями, и все равно спать не спокойно… В теле возникают проблемы с выделительной системой, ткани начинают накапливать токсины и межклеточный висцеральный жир.

Орган, связанный с этой таттвой - селезенка, она участвует в расщепление жиров, выделению ферментов для пищеварения и участвует в усвоении переваренной пищи. Соответственно, не получая свободного течения энергии, зажимаемого страхом и эго, она начинает выделять меньше ферментов на расщепление жиров и других веществ, поступающих в организм, как будто бы жадничая, оставляя все свое себе, и собирая в коллекцию поступающие вещества.

Что же с этим делать? Есть простой, понятный способ - предотвратить, подстелить соломки, обезопасить себя от ситуаций нехватки и незащищенности. Единственный минус этого - временность результата. Рано или поздно все вернётся и всего снова будет мало, ненадежно, сомнительно и незащищенно, так как ничего не изменилось изнутри, а только снаружи. И здесь однозначно нужна алхимия, трансформирующая одно в другое, изменяющая ситуацию изнутри.

Вместо того, чтобы самому встать в центр, мы начинаем стремиться окружить заботой другого, мы становимся щедрыми и получаем защиту от самого источника защищенности - Творца, ибо все мы его творение. Кому как не отцу заботиться и защищать свое детище, оберегать и вовремя обеспечивать нас необходимыми ресурсами и опытом. Для этого мы должны уметь принять Его покровительство, иметь доверие (даже если нет понимания) о своевременности и о действительно нужном ресурсе или опыте, который Он нам ниспосылает. Не как кару, или возмездие (почему-то наш ум может не как собственную заслугу оценить лишь отрицательное влияние, а успех и удачу воспринимает как собственную заслугу или как должное), а как своевременный урок или экзамен для прохождения на другой уровень.

Связь процветания и таттвы Земли

Сколько бы не было замечательных идей в уме, порывов энергии, ощущения озарения и томительного желания, только земля обладает ресурсом выдавить из всех таттв и идей сок материализации и осязаемые (пусть и крохи) живого, видимого успеха и реализации. Без таттвы земли мы просто парим за своими бесплодными мечтами, как Пятачок за воздушным шаром. Именно она и является «той осенью», по которой считают цыплят; прямым показателем успеха. Чувствуя фундамент, твердую базу, землю под ногами, мы готовы творить, ваять, лепить, превращая полет мысли в нечто осязаемое – например, в красивую чашку для чая ручной работы, или… в 10000000 рублей на первый взнос квартиры, или…

На возделанной плодородной земле все растет лучше, на сухой или болотистой растет, но не очень. Работая со стихией земли, мы сталкиваемся со всеми проблемами и радостями жизни, а получаем простые материальные радости, которые строят фундамент для нашего дальнейшего духовного роста. Чем шире и проще отношение к этому плану, тем больше работы, себя и своего времени мы готовы посвятить этому потоку – и тем больше отдачи, плодов и урожая мы снимаем.

Физически агни таттва располагается в области между сердцем и пупком. Ментально она относится к подсознательному уму. Место ее психического расположения--манипура чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, принадлежат к измерению сварлоки и маномайа каши, ментального тела.
# Апас таттва, элемент воды
"Апас" или вода происходит от корня "ап", что означает "проникать". Апас таттва может быть описана, как громадное количество чрезвычайно активной материи, которая начала появляться из агни таттвы. Эта материя еще не разделена на способные к сцеплению и отдельные тела, потому что атомы и молекулы в этой таттве все еще находятся в состоянии хаоса. Сказано, что физическая вселенная до своего появления располагается в апас таттве. Отсюда выражение "беременные воды", которое намекает на идею вселенной, содержащейся в утробе апаса.
Однако, движение и активность в возникающей из апас таттвы материи почти неразличимы, так как в этой стадии атомы ограничены меньшим пространством. Например, атомы водорода и кислорода в составе воды имеют меньшую свободу движения, чем в составе пара. Подобным образом, атомы апас таттвы не обладают такой свободой движения, какая имеется в агни, вайу и акаша таттвах. Поэтому апас таттва воспринимается, как невзволнованный спокойный океан воды. Ее йантра--белый полумесяц, окруженный водой.
В физическом теле апас является также первой осязаемой таттвой, которая появляется <$!проявляется> как материя в форме крови, слизи, желчи, лимфатической жидкости и т.д. Таким образом, ее функция заключается в контроле за жидкостями тела.
Так как апас содержит готовую к творению материю, он оказывает более активное влияние на земные дела, чем акаша, агни или вайу. Однако, поскольку материя в апас таттве претерпевает непрерывные изменения, то благотворные результаты активности апас таттвы не являются постоянными. Эта таттва также влияет на мысли, связанные с мирскими делами и собственной личностью.
Физически апас таттва располагается в области между пупком и коленями. Ментально она относится к подсознательному и сознательному уму. Ее психическое расположение--свадхистана чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют бхувар локе и пранамайа коше <$!бхувар и эта коша--вместе или отдельно???>или витальному телу.
# Притхви Таттва, элемент земли
Притхви или земля есть последняя таттва в комплексе материи/энергии. Притхви также известна как "бхуми", что означает "быть, существовать". Еще это означает почву или землю, на которой мы живем. В притхви таттве частицы энергии уплотнились настолько, что стали почти неподвижными и вращаются только в пределах пространства, непосредственно окружающего каждый атом. Таким образом, в этой таттве энергия появляется, как конкретная материя в ее твердой, жидкой и газообразной формах.
В притхви таттве энергия вибрирует на значительно более низкой частоте, чем в предшествующих таттвах и воспринимается, как желтый свет. Поэтому йантра притхви--желтый квадрат.
Притхви таттва определяется качествами твердости, тяжести и плотности. В физическом теле она составляет прочность клеточной структуры костей и других органов, создает вес и плотность. Притхви, развившись из предшествующих таттв, также содержит их качества, но ее преобладающим качеством является запах. "Гандха" или запах это тонкое восприятие притхви, которое передается органом чувства--носом.
В противоположность вайу таттве, притхви таттва вызывает стабильность и постоянство во всех отношениях--физически, ментально и в окружающей среде. Она наиболее способствует обретению материальной выгоды и повседневным занятиям.
Физически притхви таттва располагается в области между носок и колен. Ментально она относится к сознательному и подсознательному уровням ума. Ее психическое расположение--муладхара чакра. Духовные состояния, связанные с этой таттвой, соответствуют измерениям бху локи и аннамайа коши, грубого тела.
# Глава 10
# Таттвы и коши
Различные уровни существования, на которых проявляются пять таттв или махабхут, известны в йоге как "коши". Коша буквально означает "футляр" или "покрытие" и в этом контексте относится к различным слоям, покрывающим внутреннюю сущность человека, которая есть дух или чистое сознание. Как известно, человек окутан пятью такими кошами. Каждая из них по своей вибрации тоньше предыдущей и относится к определенному уровню сознания и опыта.
Первым и самым грубым покрытием является аннамайа коша, оболочка, образуемая пищей; следующая--пранамайа коша--оболочка праны; затем маномайа коша, оболочка ума и мысли; вишйаномайа коша, оболочка интуиции; и, наконец, анандамайа коша, оболочка блаженства.
Анномайа коша соответствует сознательному уму и физическому телу. Маномайа коша соответствует подсознательному уму и тонкому телу; пранамайа коша соответствует обоим состояниям ума и тела, являясь связующим звеном между ними. Анандамайа коша соответствует бессознательному уму и причинному телу, ведущему к трансцендентальному сознанию. Вигйанамайа коша является связующим звеном между подсознательным умом/тонким телом и бессознательным умом/причинным телом. Аннамайа коша испытывает преобладающее влияние притхви таттвы, пранамайа--апаса, маномайа--агни, вигйанамайа--вайу и анандамайа--акаши.
Тонких измерений человеческого существования можно достичь только посредством тантрической, йогической и другой духовной практики. В таттва шуддхи садхане вы оказываете влияние на анномайя и пранамайа коши через контроль дыхания и увеличение потока праны. Воздействие на маномайа и пранамайа коши осуществляется путем концентрации. Вигйаномайа коша пробуждается методом тратака на таттва йантры. Воздействие на эти коши ведет к переживанию состояния в анандамайе. Однако, не существует никакого метода непосредственного воздействия на анандамайу.
Переживания, возникающие благодаря практике таттва шуддхи в форме цвета, света, запаха и т.д. являются продуктом этих двух невидимых тел. Чем глубже вы проникаете в тонкое и причинное тело, тем значительнее становится переживание, потому что таттвы являются неотъемлемой частью каждой клетки и атома тела. Таким образом, таттва шуддхи садхана дает вам возможность проникать глубже в тонкие слои, которые составляют ауру человека.
# Семь лок, сфер сознания
Незримые тела кош также соответствуют семи уровням сознания и существования. Эти уровни известны, как "локи". Каждая лока является уровнем существования, через который сознание проходит в своем развитии по мере того, как оно постепенно освобождается от власти материи. Эти локи следующие:
Лока______________________________________Таттва
Бху--физический уровень--преобладает притхви
Бхувар--промежуточный уровень--преобладает апас
Свар--божественный уровень--преобладает агни
Маха--уровень святых и сиддх--преобладает вайу
Джана--уровень риши и муни--преобладает акаша
Тапо--уровень освобожденных душ--преобладает махат
Сатйа--уровень высшей истины--шива/шакти
Влияние таттв охватывает каждую из этих лок, за исключением последней, сатйа локи, которая находится за пределами влияния панчататтв или махабхут. Важно понимать, что благодаря таттва шуддхи садхана мы усиливаем осознание и очищаем таттвы на всех уровнях существования.
# Глава 11
# Таттвы и дыхание
В Чхандогйапанишаде сказано, что пять таттв эволюционировали из ума, ум из праны, и прана из чистого сознания. Таким образом, таттвы присутствуют в каждой форме творения. В физическом теле они проявляются как читта шакти, прана шакти и атма шакти, которые действуют на тело и ум через энергетические каналы или "нади" и дыхание или "свара".
"Свара" означает "поток" или "движение". "Нади" также означает "поток". Нади--это поток шакти в тонком теле, и свара--это поток шакти в дыхании. Поэтому свара шастры имеют дело с наукой о нади и потоке дыхания.
Три потока шакти в дыхании направляются в теле по трем основным нади, известным как ида, пингала и сушумна. Утверждается, что в физической структуре тела существует система, состоящая из 72+000+нади. Они разносят прану или жизненную энергию по всему телу, но из них три нади--ида, пингала и сушумна--имеют основное влияние на психофизическое и духовное состояние тела, ума и сознания.
Читта шакти или сила иды является жизненной ментальной энергией, которая регулирует все функции мысли, ума и читты. Вся ментальная деятельность есть результат влияния потока иды. Последняя соединяется с потоком дыхания, проходящим через левую ноздрю, который известен, как "чандра" или лунная свара и считается негативной противоположностью энергии в теле. Он влияет на деятельность правого полушария мозга.
Прана шакти, которая течет в пингале, является жизненной силой и позитивной противоположностью энергии. Она регулирует все активные физические функции. Физическая работа, которую вы совершаете в течение дня, есть прямое следствие влияния прана шакти. Пингала соединяется с потоком дыхания, проходящим через правую ноздрю и известным как "сурйа" или солнечная свара. Он влияет на деятельность левого полушария мозга.
Третья шакти или энергия, атма шакти, проходит через сушумна нади, основной канал праны. Если ида--канал ментальной энергетической силы и пингала--канал жизненной энергетической силы, то сушумна является каналом духовной энергетической силы. Сушумна--это нейтральная энергия, и когда она находится в активном состоянии, поток дыхания проходит через обе ноздри одновременно. Тогда потоки иды и пингалы начинают течь согласованно, что имеет существенное значение для воздействия на высшие скрытые центры мозга.
В физическом теле эти три нади соответствуют парасимпатической (ида), симпатической (пингала) и автономной (сушумна) нервным системам. Однако, у большинства людей сушумна остается бездействующей на протяжении всей жизни. Пока человек не пробудил сушумну с помощью тантрической, йогической или другой духовной практики, он находится всецело под контролем читты и прана шакти, иды/пингалы.
Эти три аспекта энергии проявляются в физическом дыхании или сварах в циклическом режиме. Поток иды или чандра свары продолжается приблизительно один час, после чего пингала заменяет его на следующий час и затем снова ида. Во время перехода от одной к другой есть краткий промежуток в несколько секунд, когда включается поток третьей нади, сушумны. Этот цикл находится под сильным влиянием движений луны и солнца. Он длится день и ночь, согласовываясь со светлыми и темными двухнедельными лунными циклами.
Поскольку пять таттв составляют всю структуру тела и ума и присутствуют в каждом аспекте нашего существования, их можно наблюдать даже в потоке свары. Каждая таттва имеет определенную праническую частоту и воздействует на различные механизмы тела. Деятельность таттв заставляет дыхание или свару двигаться в определенных направлениях, на различные расстояния и с различной продолжительностью, и оказывает влияние на триединую систему иды, пингалы и сушумны.
Две нади, ида/пингала, направляют шакти или энергию в различные чакры или энергетические центры, расположенные в позвоночном столбе, начиная с муладхары, вверх до аджна чакры. Они пересекают эти центры и усиливают их вибрацию. Влияние таттв также передается через свару. Каждая чакра находится под влиянием одного из пяти элементов: муладхара--элемента земли (низшая вибрация праны), свадхистана--воды, манипура--огня, анахата--воздуха. Тончайший элемент, эфир, управляет вишуддхи чакрой, горловым центром, а чакры выше вишудхи оказываются под влиянием более тонких элементов антах караны.
Подобно тому, как различные свары оказывают влияние и управляют различными сферами ментального, психического и духовного опыта, пять таттв также имеют индивидуальные свойства, которые влияют на состояние нашего ума, тела и сознания. Например, когда притхви или элемент земли активен, мысли человека направлены к материальным приобретениям, тогда как при потоке эфира нет никаких мыслей, но полная неподвижность или шунйа. Поэтому, чтобы понимать уровни нашего осознания, мы должны не только знать, какая таттва проявляет активность, но и какая свара течет в данный момент. В конечном итоге, физическое, психологическое и трансцендентальное состояние ума определяется сочетанием свары и преобладающей таттвы.
В Шива Свародайе сказано, что, если элемент огня преобладает во время потока сушумны, он потребит результат всех действий. Это связано с тем, что при потоке сушумны сознание поглощается тончайшей таттвой, парамтаттвой, которая вне действий и результатов. Агни таттва в сочетании с сушумной усиливает этот эффект. Поэтому сказано, что, когда сушумна начинает течь, следует прекратить всякую работу и сесть для медитации или духовной практики.
Если элемент эфира активен во время потока сушумны, то ум перемещается с очень большой скоростью подобно быстрой ракете, он взметается в высшее состояние. Тогда можно легко превзойти материальное и внешнее сознание, и медитация в этот период несомненно даст хорошие результаты. Однако, такое сочетание случается очень редко.
Во время потока иды и пингалы пять таттв появляются отдельно в последовательности. Каждый час чандра и сурйа свар все пять таттв действуют поочередно--воздух, огонь, земля, вода и эфир соответственно. Поток каждой таттвы имеет определенную продолжительность, и по истечении своего времени он сменяется следующей таттвой. Есть несколько способов определения преобладающей в сваре таттвы в каждый данный момент.
Таттва йог, который обладает гйаной или совершенным знанием таттв в их отношении со сварой, может судить о своем физическом, ментальном, эмоциональном и духовном состоянии и действовать соответственным образом. Однако более важно знать, как можно вызвать переживание своей подлинной природы через осознание таттв в различных сварах.
# Как осознать таттвы в дыхании
Каждая таттва имеет индивидуальный цвет, форму, вкус, расположение, направление, продолжительность, последовательность и протяженность потока в дыхании, как представлено ниже в таблице.
+=========+========+=========+=========+=========+=========+ !Характе- ! Притхви! Апас! Агни! Вайу! Акаша! !ристика! ! ! ! ! ! +=========+========+=========+=========+=========+=========+ ! Цвет! Желтый! Белый! Красный! Серо- ! Черный! ! ! ! ! ! голубой! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Форма! Квадрат!Полумесяц! Перевер-! Шестиу- ! Круглый! ! ! ! ! нутый! гольник! ! ! ! ! ! труголь-! ! ! ! ! ! ! ник! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Вкус! Сладкий! Вяжущий! Горький! Кислый! Острый! ! ! ! ! ! ! ! ! Направ- ! Центр! Вниз! Вверх!Наклонное!Смешанное! !ление по-! ! ! ! ! ! !тока ды- ! ! ! ! ! ! ! хания! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !Продолжи-! 20 мин.! 16 мин. ! 12 мин. ! 8 мин. ! 4 мин. ! !тельность! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! Последо-! 3-й! 4-й! 2-й! 1-й! 5-й! ! ватель- ! ! ! ! ! ! ! ность! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! ! !Протяжен-! 12 ! 16 ! 4 ! 8 ! -- ! !ность (по! ! ! ! ! ! ! ширине! ! ! ! ! ! ! пальца) ! ! ! ! ! ! +=========+========+=========+=========+=========+=========+
Таттва йог может определять активную таттву путем исследования природы возникающих от нее ощущений. Достигнув искусства определения таттв, он развивает опыт их восприятия посредством нескольких тантрических методов, связанных с выявлением потока таттв.
Одним из этих методов является тратак на таттва йантры. Йантры можно начертать на металле или нарисовать на бумаге в присутствующем им цвете и с соответствующими мантрами. Затем выполняется тратак на каждую йантру по нескольку дней, с ментальным повторением соответствующей биджа мантры. Начиная с элемента притхви, развивай навык с одной йантрой прежде, чем переходить к следующей. По завершении каждого тратака исследуй поток таттв, смотря в чидакашу, пространство перед закрытыми глазами (чидакаша дхарана), и наблюдая возникающие формы и цвета.
Поскольку таттвы тесно связаны с танматрами или чувственными ощущениями, то возможно даже испытывать чувства в их тонкой форме. Это также следует отметить как важное указание. Например, можно слышать внутренние звуки, обонять ароматы, испытывать различные вкусовые ощущения или осязать что-либо без наличия внешних объектов.
Еще одной практикой, полезной для наблюдения таттв, является наумукхи мудра (закрытие девяти врат) и йони мудра или шанмукхи мудра (закрытие шести врат). При выполнении этого вы должны анализировать цвета и формы, которые появляются перед вашими закрытыми глазами. Активную таттву также можно обнаружить способом выдыхания через нос на зеркало и наблюдения получившейся формы пара.
Чхайопасана, т.е. тратак на собственную тень, является еще одной тантрической практикой, которая очень полезна для выявления потока таттвы. Однако эта практика требует большого навыка и шастры рекомендуют для ее выполнения руководство гуру.
Эти и некоторые другие практики помогают развитию нашего осознания действующих таттв. Это научные методы закрытия дверей внешнего восприятия и открытия себя ко внутреннему восприятию цвета, звука, запаха и т.д.
# Глава 12
# Мантра, йантра и мандала
В теорию и философию тантры тонким образом вплетается наука мантры, йантры и мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию мантры, йантры и мандалы.
Мы часто подвергаемся критике со стороны систем и философий, которые говорят об изменении индивидуума и достижении высшего знания и интуиции. Они говорят о нравственности и духовности, которые являются, несомненно, идеальными качествами, но мало кто из людей может надеяться достичь их. Интеллектуального принятия недостаточно для изменения индивидуума. В конце концов, философия без руководства к практическому применению является только занятием интеллекта.
Уникальная особенность тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого тантра достигла благодаря высоко развитой науке о мантре, йантре и мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва шуддхи, необходимо понять каждый из них.
# Мандала
Прежде всего, давайте рассмотрим мандалу, от которой появилось богатое искусство тантрической иконографии, возведения храмов, живописи, архитектуры и музыки. Любая форма, которая живописно или наглядно возникает в сознании человека, образует мандалу. Чтобы создать мандалу, вы должны быть способны смотреть внутрь себя, но не посредством мысли, а посредством видения, столь же ясного, сколь ясно вы видите мир открытыми глазами. Чем яснее ваше внутреннее видение, тем более точной и сильной является созданная вами мандала. Принцип мандалы--ее существование в круге. Поэтому любая мандала должна изображаться в симметрии круга. Это обусловлено тем фактом, что круг считается основной формой. Можно заметить в этой связи, что даже Земля, на которой мы живем, имеет не плоскую, но круглую или эллиптическую форму. Строение мандалы следует тому же принципу, который заложен в структуре света согласно теоретическому научному представлению. Световые волны движутся по кривой, искривляя таким образом пространство и образуя форму дуги. Круглая аура является существенной особенностью мандалы, что совершенно очевидно во всех известных сейчас древних тантрических мандалах.
Все, что угодно, может образовывать мандалу: дерево, дом, машина, животное, человеческое существо; даже ваше тело является мандалой. Имея способность к визуализации посредством внутреннего глаза, вы видите любую форму очень точно, даже более точно, чем это возможно с открытыми глазами. Вы можете наблюдать один и тот же объект как внутри себя, так и снаружи, но разница в том, что, наблюдая объект посредством высшего ума, вы моментально постигаете то, что скрывается за формой. Таким образом, вы способны видеть больше, чем обычный глаз.
В конце концов, каждый из нас может видеть дерево, дом, животное или прекрасный пейзаж и воспроизводить их на холсте или бумаге. Однако это является недостаточной мандалой, потому что мы не были способны ни увидеть скрытое за внешней формой объекта, ни воспринять объект в линейном измерении или в форме цвета или звука. Следовательно, мы не узнаем из этого ничего, кроме того факта, что это есть то, чем оно является.
Для создания мандалы, которая обладала бы энергией и силой, необходимы ясность внутреннего видения и способность воспроизводить увиденное. Некоторые люди могут ясно видеть внутри, но они неспособны воспроизводить увиденное внешне. Часто этим хороший артист отличается от плохого. Оба они могут наблюдать и тот же внутренний образ, но ясность видения и точность воспроизведения будут различаться. Поэтому мандала представляет собой сущность объекта, открывшуюся тому, кто усовершенствовал свое внутреннее видение; внутренний космический образ, воспроизведенный во внешней видимой для всех форме.
Мандала, которую вы создаете, зависит от уровня вашего сознания. чем более развито ваше сознание, тем более универсальное качество будет иметь ваша мандала. Универсальной мандалой, пригодной для всего человечества, является та, которая создана посредством ума, находящегося в созвучии с космическим сознанием. Мандалы, созданные умами, которые находятся еще на индивидуальном плане, не имеют всеобщей привлекательности и способности пробуждать в других высшие уровни сознания. Существуют также мандалы, созданные теми, кто превзошел материальный план и погрузился в сверхсознательный экстаз. Такие мандалы способны вызывать в других духовное переживание. Именно их прежде всего использует тантра.
Каждая культура и цивилизация имеет свои мандалы, характер которых дает нам ясное представление об уровне сознания данного общества. Все формы живописи, скульптуры и архитектуры представляют собой мандалы, извлеченные из пучины ума. Поэтому произведение искусства может быть столь глубоким, столь проникновенным, чтобы оказывать влияние и заставлять благоговеть многие поколения людей, много веков спустя.
Различие между мандалой, созданной художником, и мандалой, созданной мистиком, очень значительно. Художник передает свое внутреннее переживание, претворяя его в концепцию, ограниченную временем и пространством, потому что его способность проникновения не столь глубока. Он часто передает только свои эмоции, но не метафизическую истину. Мистик, с другой стороны, проникает далеко за пределы ограниченного ума, эмоций и интеллекта, и поэтому его переживания в большей степени связаны со вселенскими концепциями космоса. Как художник, так и мистик, исследуют и описывают внутренние истины. Однако, если художник передает свои переживания через произведение искусства, то мистик продолжает претворять один опыт в другой. Мистик стремится раскрывать не внутренние образы, но то, что находится за их пределами. Когда художник делает то же самое, он становится мистиком. Поэтому все искусство, основанное на божественном внутреннем переживании, оказалось способным выдержать испытание временем и существует как бессмертная и вечная идея.
Примечательно, что в Индии все формы живописи, музыки и архитектуры создаются под глубоким влиянием духовных прозрений прошлого. Классическая индийская музыка своими мелодическими переходами, тактом и ритмом создает мандалу, которая может вызывать ответное звучание в глубочайших слоях сознания. Пещеры Аджанты и Эллоры, знаменитые храмы Каджурахо, солнечный храм Конарак в Ориссе и миллионы других подобных творений являются в действительности мандалами, которые оказывают сильное влияние на сознание тех, кто видит их.
Воздействие на сознание всегда очень тонко, хотя и совершенно определенно. Вы не можете знать, на какой уровень ума проникает его влияние. Мандалы имеют дело с подсознательным и бессознательным умом, благодаря чему становится возможным пробуждение внутреннего видения и проявление более глубоких слоев ума.
Тантрические мандалы также представлены живописными образами божественных сил, которые изображаются символически в антропоморфных и зооморфных формах. Тантра утверждает, что эти формы божества не существуют как объективные сущности в какой-либо части стратосферы, управляя нашими судьбами. Однако, учитывая грубость человеческого понимания, она чувствует необходимость развития идеи существования божества в человеческой форме.
Тантра задается вопросом, может ли человек, неспособный смотреть внутрь себя, наблюдать или переживать бесформенную реальность. Мы не можем наблюдать даже наши собственные мысли, не говоря уже о высшей реальности. Поэтому мандала-формы дэв и дэви развились в систему тщательно разработанных и визуально привлекательных символов. Но в конечном итоге человек должен превзойти это грубое представление о божестве, развив его в восприятие бесформенной реальности.
Мандаловая символика дэви и дэв охватывает бесконечное количество форм, цветов, образов. Некоторые из них восхитительно прекрасны, другие вызывающи; некоторые добры и сострадательны, другие гротескны и ужасны; некоторые предлагают божественное силы, другие--материальную выгоду. В каждом случае структура мандалы тщательно разработана с целью вызвать соответствующий отклик в сознании искателя. Эта символика основана на вечной структуре архетипов человеческого коллективного бессознательного, и мандалы вытягивают эти архетипы, подобно тому, как магнит вытягивает металлические опилки из группы бриллиантов.
Концентрация на мандале пробуждает в вас прочно устоявшиеся самскары и открывает неизвестные тайны в форме снов, видений и ментальных действий. Вам не приходится встречать самскары непосредственным образом, и поэтому они не влияют на вашу повседневную деятельность. Они освобождаются во время медитации и во снах. Это является способом избежания грозного и страшного врага, против которого вы беззащитны. Эти мандалы, всегда очень эстетичные и визуально привлекательные, способны пленять и направлять воображение, которое тонким образом связывает вас с высшим умом.
Может быть, самой необычной и вызывающей из всех тантрических мандал является крийа майтхуны. Крийа майтхуны образует мандалу, имеющую соответственные йантры и мантры. Эротические скульптуры храма Каджурахо и других храмов в Ориссе выполнены на основе убежденности тантры в том, что майтхуна является актом, посредством которого могут быть вызваны божественные силы. Мужчина олицетворяет шиву или позитивную противоположность, и женщина олицетворяет шакти или негативную противоположность. Их экзотерическим и эзотерическим соединением создается поле энергии или энергетический цикл, который представляет собой мандалу. Упомянутые творения искусства не говорят о плотских страстях, но о соединении на высшем эзотерическом уровне, которое аналогично соединению энергии и сознания, шивы и шакти.
Линга и йони мандала также символизирует высшее соединение, и поэтому данный символ почитался в Индии на протяжении многих столетий. Линга обозначает то, что является лучезарным, и йони обозначает источник. Поэтому лингу следует понимать как символ чистого сознания, и йони--как источник энергии, которые вместе являются силами, стоящими за творением. Мужчина и женщина соединяются на физическом плане, чтобы испытать переживание единства, из которого они эволюционировали. Это единство как духовный опыт является внутренним переживанием.
Тантра, может быть, является единственной философией, имевшей достаточно смелости говорить об этом. Остальные либо молчали на этот счет, либо эксплуатировали идею, клеймя это как грех и вызывая тем самым в человеке чувство вины и греховности. Вину и стыд очень трудно изгнать из сознания. Они остаются с человеком долгое время, контролируя его действия, ум, личность и жизнь. Пока человек не сумеет прорваться сквозь эти барьеры, он не сможет достичь высшего состояния. Для этого мы должны будем искоренить его вину и стыд.
Идея греха искусно насаждалась в умах людей некоторыми философскими сектами, потому что для них религия стала средством обретения власти, а это требует поддержки масс. Поэтому они дали людям губительную дозу вины и стыда, которые со временем простирают свои щупальца и проявляются в каждой части тела, ума, читты, эго и интеллекта, навсегда порабощая человека.
Но тантристы не беспокоятся о внешнем могуществе, потому что они осознали внутреннее могущество. Их не интересуют массы, но лишь те избранные, кто были достаточно смелыми, чтобы встретить, не дрогнув, подлинный внутренний опыт. Сегодня майтхуна, возможно, выродилась в простой экзотерический акт вследствие сильного давления и запретов, навязанных некоторыми религиями. Однако тантра говорит, что майтхуна не является грехом, но актом поклонения, который может помочь индивидууму превзойти низшее сознание; концепция, которой большинство людей не может поверить из-за своего комплекса вины и стыда. Поэтому данное знание хранилось в секрете и передавалось только от гуру к ученику. Таким образом установилась традиция вечной мандалы, поскольку традиция гуру и ученика начинается и заканчивается в одной и той же точке, что означает вечную непрерывность.
При внимательном рассмотрении становится очевидным, что практика таттва шуддхи также искусно построена как мандала. Мы начинаем практику в определенной точке эволюции и путешествуем очень далеко в "Я". Проследовав процессу эволюции и инволюции творения, мы обнаруживаем себя снова в той же самой точке, как если бы это был бесконечный цикл, которому мы следовали от рождения до смерти и до нового рождения. Когда вы видите реальность, стоящую за вашим рождением и существованием, в вас пробуждается желание освобождения, побуждающее находить средства к освобождению себя из этого бесконечного цикла причины и следствия.
То, что практика таттва шуддхи получила форму круга, не является совпадением. Это обдуманная система, конкретная идея; это направленная сила, которая является секретом могущества мандалы. Вы можете узнать эту силу, если только вы стремитесь к ней так же, как молодой человек стремится к своей первой любви. Практика дает вам проникновение в эту тайную силу мандалы, мгновенное, как мигание глаза, после чего вы можете даже не подозревать о случившемся переживании. Однако последствия можно ощутить на тонком уровне вашего сознания, и это является той частью вас, которую тантра старается достичь.




Top