Чем отличаются произведения устного народного творчества. Чем отличается народная сказка от литературной? Сходства и отличия

Тема самообразования

Федотова Лидия Калистратовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашии.

Тема: Печорин – странный человек. («Бэла»)

Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый,

смею вас уверить; только немножко странен.

«Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов.

Учебные проблемы :

Выделить в произведении приоритетные ценности главного героя

Определить характер отношений героя и единого образа мира и понять последствия данных отношений для личности

Помочь обучающимся целостно представить изучаемый аспект произведения

Формировать эмоционально – ценностное отношение к изучаемому вопросу

Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина

Задачи:

    выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;

    подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;

    заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.

Результаты изучения ключевого вопроса повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

    Личностные:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы, произведения других авторов русской и зарубежной литературы).

    Метапредметные:

    умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные отношения.

Тип урока по форме : диалогический

Тип урока по содержанию : практикум, исследовательский

Ход урока

Учитель : Обратим внимание на эпиграф. О каком герое повести Лермонтова идёт речь? (О Печорине.) Кто говорит эти слова? (Максим Максимыч.)

Объявление темы урока.

Тема урока: Печорин – странный человек. («Бэла»)

Обращение к тексту. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький… Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных

дорогих вещиц!..

Учитель: Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком.

А каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими впечатлениями.

(Лермонтов рисует историю Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был каприз избалованного сердца?)

Постановка проблемы. Почему Печорин остается загадкой для других?

В чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?

Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья? (Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Работа по карточкам

На работу в группах 5 минут.

Карточка 1 группы.

1.Кто такой Азамат?

Азамат – сын князя, младший брат Бэлы.Это пятнадцатилений парень, который отличается порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть похожим на Казбича.

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость... Зашел разговор о лошадях... Засверкали глазенки у татарчонка.

На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.

Меня? - крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала

зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об

плетень так, что плетень зашатался. "Будет потеха!" - подумал я, кинулся в

конюшню, взнуздал лошадей наших и вывел их на задний двор. Через две минуты

уж в сакле был ужасный гвалт. Вот что случилось: Азамат вбежал туда в

разорванном бешмете, говоря, что Казбич хотел его зарезать.

2. Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?

Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать

тебе ее как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее

подарил бы?..

Все, что он захочет, - отвечал Азамат.

В таком случае я тебе ее достану, только с условием... Поклянись, что

ты его исполнишь...

Клянусь... Клянись и ты!

Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен

отдать мне сестру Бэлу: Карагез будет тебе калымом. Надеюсь, что торг для

тебя выгоден.

Карточка 2 группы.

1.Кто он такой, этот Казбич?

Казбич - бесстрашный джигит, разбойник, живущий в горах Кавказа.

Я стал вглядываться и узнал моего

старого знакомца Казбича. Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб

немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был

замечен. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево,

только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не

уступит. Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и,

правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой,

широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда

изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой

Кабарде, - и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно.

2. Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную

Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

3.Какую роль сыграл Печорин в судьбе горца?

Вдали вилась пыль - Азамат скакал на лихом Карагезе; на бегу

Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он остался неподвижен,

пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень,

разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок... Вот

кругом него собрался народ из крепости - он никого не замечал; постояли,

потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов - он

их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал

до поздней ночи и целую ночь?.. Только на другое утро пришел в крепость и

стал просить, чтоб ему назвали похитителя. Часовой, который видел, как

Азамат отвязал коня и ускакал на нем, не почел за нужное скрывать. При этом

имени глаза Казбича засверкали, и он отправился в аул, где жил отец Азамата.

Карточка 3 группы.

    В чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч к ней привязался?

Естественность и неумение притворяться – вот те качества, которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у

горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил

с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

    Почему Бэла поддалась влиянию Печорина?

Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь: первые дни она молча

гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали

ее красноречие. Ах, подарки! чего не сделает женщина за цветную тряпичку!..

Ну, да это в сторону... Долго бился с нею Григорий Александрович; между тем

учился по-татарски, и она начинала понимать по-нашему. Я виноват перед тобой и должен наказать себя;

прощай, я еду - куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей

или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня". - Он отвернулся и

протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала. Только стоя за

дверью, я мог в щель рассмотреть ее лицо: и мне стало жаль - такая

смертельная бледность покрыла это милое личико! Не слыша ответа, Печорин

сделал несколько шагов к двери; он дрожал - и сказать ли вам? я думаю, он в

состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был

человек, бог его знает! Только едва он коснулся двери, как она вскочила,

зарыдала и бросилась ему на шею.

3.Какую роль сыграл Печорин в ее судьбе? (Трагическую.)

Карточка 4 группы.

Доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающего. Ограниченность его не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей.

    Как отнесся Печорин к смерти Бэлы?

Максим Максимыч винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя».

3. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник происходящего?

Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик».

Карточка 5 группы.

    Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?

Печорин украл Бэлу. Он увидел ее и полюбил. Но это была не надежная, верная любовь, а любовь просто так, от скуки. Но если он сам знает, что вскоре разлюбит Бэлу, что у него такой характер, то зачем было ее красть, зачем приносить ей боль, но вообще, вот с кем Печорин ни общается, он всем приносит боль или гибель.

    Зачитайте исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга, считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?

«…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться - науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4. Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: "Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца.

5. Непредсказуемость поступков, склонность к риску, эгоизм, мгновенное разочарование при достижении цели, неспособность к сочувствию, сопереживанию, разочарованность, скука - черты личности героя.

Учитель:

Составьте теперь синквейн на тему «Печорин». Прочитайте, что у вас получилось?

Одинокий, странный

Добивается, злословит, страдает

Вызывает недоумение и непонимание

Странность.

Обобщающий проблемный вопрос : «В чем причины несчастья «странного человека»?» Подводящий диалог.

Домашнее задание . Прочитайте главу «Максим Максимыч». Найдите причины отчуждения Печорина и Максима Максимыча.

Рефлексия. Какие открытия, выводы вы сделали для себя после анализа повести «Бэла»?

Итак, “Герой нашего времени” – психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени – оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все – таки главная цель произведения – раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека – Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.

Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча – отставного офицера, друга героя. “Странный был человек” – говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа – описание

Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.

И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. “Его Глаза не смеялись, когда он смеялся – это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.” И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества – “Княжна Мери”. Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: “У меня врожденная страсть противоречить…” Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. “Все читали на моем лице признаки дурных свойств…” Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал “нравственным калекой”. И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет – значит он еще действительно человек! Но страдание – невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина – Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…

Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией – разбило жизнь и разделило душу на две половины – темную и светлую.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Чтобы раскрыть типический характер своего героя, выразить отношение к нему, автор приводит изображение внешности человека. Так, М. Ю. Лермонтов для описания Григория Печорина, главного персонажа...
  2. Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана...
  3. В главе “Максим Максимыч” романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” изображена последняя встреча Г. А. Печорина со штабс-капитаном Максимом Максимычем спустя пять лет после...

Тема самообразования

Федотова Лидия Калистратовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района Чувашии.

Тема: Печорин странный человек. («Бэла»)

Его звали... Григорием Александровичем Печориным. Славный был малый,

смею вас уверить; только немножко странен.

«Герой нашего времени». М.Ю. Лермонтов.

Учебные проблемы :

Выделить в произведении приоритетные ценности главного героя

Определить характер отношений героя и единого образа мира и понять последствия данных отношений для личности

Помочь обучающимся целостно представить изучаемый аспект произведения

Формировать эмоционально – ценностное отношение к изучаемому вопросу

Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст художественного произведения с использованием разных видов чтения (аналитическое, эмоциональное, функциональное)

Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина

Задачи:

    выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;

    подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;

    заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.

Результаты изучения ключевого вопроса повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

    Личностные:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, интернет-ресурсы, произведения других авторов русской и зарубежной литературы).

    Метапредметные:

    умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные отношения.

Тип урока по форме : диалогический

Тип урока по содержанию : практикум, исследовательский

Ход урока

Учитель : Обратим внимание на эпиграф. О каком герое повести Лермонтова идёт речь? (О Печорине.) Кто говорит эти слова? (Максим Максимыч.)

Объявление темы урока.

Тема урока: Печорин – странный человек. («Бэла»)

Обращение к тексту. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький… Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных

дорогих вещиц!..

Учитель: Вся художественная структура романа “Герой нашего времени” построена так, чтобы осветить главного героя – Григория Александровича Печорина – с разных точек зрения. Раскрывая внутренний мир героя, автор убеждает: “История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. Каков же на самом деле герой: злой гений или жертва общества? На это вопрос, безусловно, неоднозначный, нам предстоит ответить в течение урока. Сам Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. С одной стороны, автор показывает его ущербным, лишенным доброты и человечности, с другой – мужественным, пылким, сочувственно относящимся к людям человеком.

А каким вы увидели Печорина, прочитав повесть «Бэла»? Поделитесь своими впечатлениями.

( Лермонтов рисует историю Бэлы многогранно, описывает ее глазами разных героев. Хотелось бы разобраться в этой трагической истории любви и смерти молодой девушки и понять, какую роль играл Печорин в судьбе героев повести. Его любовь была искренней или это был каприз избалованного сердца?)

Постановка проблемы. Почему Печорин остается загадкой для других?

В чем его странность, непохожесть? Как она сказывается на других?

Почему он несчастлив? В чем причины его несчастья? (Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Работа по карточкам

На работу в группах 5 минут.

Карточка 1 группы.

1.Кто такой Азамат?

Азамат – сын князя, младший брат Бэлы. Это пятнадцатилений парень, который отличается порывистостью, несдержанностью, неуравновешенностью и во всём хочет быть похожим на Казбича.

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость... Зашел разговор о лошадях... Засверкали глазенки у татарчонка.

На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.

Меня? - крикнул Азамат в бешенстве, и железо детского кинжала

зазвенело об кольчугу. Сильная рука оттолкнула его прочь, и он ударился об

плетень так, что плетень зашатался. "Будет потеха!" - подумал я, кинулся в

конюшню, взнуздал лошадей наших и вывел их на задний двор. Через две минуты

уж в сакле был ужасный гвалт. Вот что случилось: Азамат вбежал туда в

разорванном бешмете, говоря, что Казбич хотел его зарезать.

2. Почему «преупрямый мальчишка» соглашается на аферу Печорина?

Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать

тебе ее как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее

подарил бы?..

Все, что он захочет, - отвечал Азамат.

В таком случае я тебе ее достану, только с условием... Поклянись, что

ты его исполнишь...

Клянусь... Клянись и ты!

Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конем; только за него ты должен

отдать мне сестру Бэлу: Карагез будет тебе калымом. Надеюсь, что торг для

тебя выгоден.

Карточка 2 группы.

1.Кто он такой, этот Казбич?

Казбич - бесстрашный джигит, разбойник, живущий в горах Кавказа.

Я стал вглядываться и узнал моего

старого знакомца Казбича. Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб

немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был

замечен. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево,

только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не

уступит. Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и,

правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой,

широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда

изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой

Кабарде, - и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно.

2. Казбич любит Бэлу. Почему не соглашается на предложение Азамата?

Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную

Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены:

Он и от вихря в степи не отстанет,

Он не изменит, он не обманет.

3.Какую роль сыграл Печорин в судьбе горца?

Вдали вилась пыль - Азамат скакал на лихом Карагезе; на бегу

Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он остался неподвижен,

пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень,

разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок... Вот

кругом него собрался народ из крепости - он никого не замечал; постояли,

потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов - он

их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал

до поздней ночи и целую ночь?.. Только на другое утро пришел в крепость и

стал просить, чтоб ему назвали похитителя. Часовой, который видел, как

Азамат отвязал коня и ускакал на нем, не почел за нужное скрывать. При этом

имени глаза Казбича засверкали, и он отправился в аул, где жил отец Азамата.

Карточка 3 группы.

    В чем привлекательность образа Бэлы? Почему даже Максим Максимыч к ней привязался?

Естественность и неумение притворяться – вот те качества, которые, помимо красоты, разглядел в ней Печорин.

И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у

горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил

с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

    Почему Бэла поддалась влиянию Печорина?

Григорий Александрович каждый день дарил ей что-нибудь: первые дни она молча

гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали

ее красноречие. Ах, подарки! чего не сделает женщина за цветную тряпичку!..

Ну, да это в сторону... Долго бился с нею Григорий Александрович; между тем

учился по-татарски, и она начинала понимать по-нашему. Я виноват перед тобой и должен наказать себя;

прощай, я еду - куда? почему я знаю? Авось недолго буду гоняться за пулей

или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня". - Он отвернулся и

протянул ей руку на прощание. Она не взяла руки, молчала. Только стоя за

дверью, я мог в щель рассмотреть ее лицо: и мне стало жаль - такая

смертельная бледность покрыла это милое личико! Не слыша ответа, Печорин

сделал несколько шагов к двери; он дрожал - и сказать ли вам? я думаю, он в

состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был

человек, бог его знает! Только едва он коснулся двери, как она вскочила,

зарыдала и бросилась ему на шею.

3.Какую роль сыграл Печорин в ее судьбе? (Трагическую.)

Карточка 4 группы.

    Почему рассказ о любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча? Можно ли доверять его мнению? Каким Максим Максимыч изображен в повести?

Доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающего. Ограниченность его не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей.

    Как отнесся Печорин к смерти Бэлы?

Максим Максимыч винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя».

3. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или непосредственный соучастник происходящего?

Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик».

Карточка 5 группы.

    Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца? Зачем он похищает Бэлу? Почему в итоге не чувствует себя счастливым?

Печорин украл Бэлу. Он увидел ее и полюбил. Но это была не надежная, верная любовь, а любовь просто так, от скуки. Но если он сам знает, что вскоре разлюбит Бэлу, что у него такой характер, то зачем было ее красть, зачем приносить ей боль, но вообще, вот с кем Печорин ни общается, он всем приносит боль или гибель.

    Зачитайте исповедь. Печорин объясняет себя как следствие законов времени и своего круга, считает себя достойным сожаления даже больше, чем Бэла. А как вы считаете?

«…у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться - науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4. Печорин так объясняет свое охлаждение к Бэле: "Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Однако за ошибки и эксперименты главного героя расплачиваются живые сердца.

5. Непредсказуемость поступков, склонность к риску, эгоизм, мгновенное разочарование при достижении цели, неспособность к сочувствию, сопереживанию, разочарованность, скука - черты личности героя.

Учитель:

Составьте теперь синквейн на тему «Печорин». Прочитайте, что у вас получилось?

Печорин

Одинокий, странный

Добивается, злословит, страдает

Вызывает недоумение и непонимание

Странность.

Обобщающий проблемный вопрос : «В чем причины несчастья «странного человека»?» Подводящий диалог.

Домашнее задание . Прочитайте главу «Максим Максимыч». Найдите причины отчуждения Печорина и Максима Максимыча.

Рефлексия. Какие открытия, выводы вы сделали для себя после анализа повести «Бэла»?

Ответ оставил Гость

Печорин, как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека» , отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве» , а «славы он не желал» . Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли» , необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире» . Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Сказка - любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка - самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно - только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» - балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» - ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» - печальная, грустная и нежная.

Заключение

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.




Top