Чему может научить зрителей читателей фонвизин драматург. Суть и смысл комедии «Недоросль

Чему научила меня комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"?

Комедия «Недоросль» научила меня положительным человеческим качествам. Дала мне представление об идеальном гражданине.

В этой комедии идеальным гражданином является Стародум. Это милосердный, добродетельный, честный, отзывчивый человек

В произведении нет ни одного момента, когда Стародум обманывает, ворует, говорит нецензурные слова. Он всегда спокоен, уравновешен Стародум никогда не болтает попусту, всегда даёт советы, рассуждает, но кроме того, он также шутит и смеётся.
Подобными качествами обладают и некоторые другие персонажи комедии: Правдин- член наместничества; Милон – военнокомандующий, жених Софьюшки; Софьюшка – племянница Стародума. Они – пример идеального гражданина.
Противопоставлением идеальному гражданину является семья усадебных дворян Простаковых. Госпожа Простакова – это алчная, невежливая, бессердечная, жестокая женщина. Автор даже называет её именем древнеримской богини-мстительницы Фурии. Единственный человек, которого она очень любит,- это Митрофанушка, её сын Лентяй по натуре, «учась» у нанятых учителей, он такой же необразованный и невежливый, как и его мать. Говоря об Простакове, можно сказать, что ему хорошо тогда, когда у него нет конфликта с женой, когда она на него не кричит. При чтении комедии, видно, что он постоянно угождает ей, боится её. Скотинин – брат госпожи Простаковой, человек, уважающий и ценящий свиней больше, чем людей. Он хочет жениться на Софье лишь только ᴨᴏᴛому, зная, что у неё в деревне много свиней.
Главных персонажей комедии «Недоросль» можно разделить на две части – добро и зло. Зло, бесчестие, невежество представляют Простаковы и Скотинин Добро, благородство представляется Стародумом, Милоном, Правдином, Софьей, т.е. людьми, которых можно назвать идеальными гражданами.

Страница 1 из 1



«Зовут меня Наталка». Сочинение по пьесе И. Котляровского «Наталка Полтавка»

Литература чрезвычайно богатая на прекрасные женские образы. В них писатели старались изобразить идеал украинской девушки, хотя при этом все образы оставались оригинальными и неповторимыми. Часто в нашей литературе встречается мотив тяжелой судьбы женщины, несчастий, которые выпадают на судьбу украинских девушек. И какое увлечение и уважение вызывает то, что эти хрупкие девушки борются с судьбой за свою жизнь и счастье. Одною из жемчужин украинской литературы есть образ Наталки Полтавки, которая вызывает искреннюю симпатию у читателей. Интересно то, что Наталка - простая крестьянская девушка, которая ничем существенным образом не отличается от тысяч подобных девушек XIX столетия. Но насколько красива духовно, насколько яркой личностью возникает перед нами Наталка! Составляется впечатление, которое почти все украинские девушки имеют....


Сатира в комедиях Мольера

Сатира в комедиях Мольера всегда заключала в себе общественный смысл. Комедиограф не рисовал портреты, не фиксировал второстепенные явления действительности. Он создавал комедии, которые изображали быт и нравы современного общества, но для Мольера это было, по существу, формой выражения социального протеста, требования социальной справедливости. Мольера по праву считают наиболее философски глубоким из писателей своего времени, хотя он и не написал ни одного философского трактата. Всю жизнь он испытывал интерес к философии: в пьесах он часто употребляет философские термины, упоминает о философских системах, обнаруживая большую осведомленность в них. Состав его домашней библиотеки также свидетельствует о его постоянном интересе к философии. Декарту Мольер следовал, создавая характеры, а Гассенди - в творческом методе и в этической философии. В основе его миропонимания лежало опытное знание, конкретные наблюдения над жизнью, которые он предпочитал абстрактному умозрению....


Божественная комедия Поэма (1307-1321)

АД На полдороге жизни я - Данте - заблудился в дремучем лесу. Страшно, кругом дикие звери - аллегории пороков; деться некуда. И тут является призрак, оказавшийся тенью любимого мною древнеримского поэта Вергилия. Прошу его о помощи. Он обещает увести меня отсюда в странствия по загробному миру, с тем чтобы я увидел Ад, Чистилище и Рай. Я готов следовать за ним. Да, но по силам ли мне такое путешествие?...


Пьеса И. Карпенко-Карого «Хозяин» - комедия нового типа

Украинский театр длительное время вынужденное был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, так как иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это дало возможность театра развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия - это новый тип произведения для тогдашнего театра, так как в ней решаются проблемы современного общества - становление новой сельской буржуазии. Которая же она, и новая буржуазия? А вот как Терентий Гаврилович Пузырь. Из разговоров действующих лиц читатель узнает, что когда-то Пузырь с женой тяжело работали. Итак, это немереное богатство заработано честной работой? Тогда чему же не так много подобных богатеев появилось в обществе? Что, другие работать не умеют? Оказывается, Пузырь не гнушался никакими средствами, лишь бы обогатиться. И один с путей обогащения таких людей видим, когда разворачивается афера с овцами и мнимым банкротством. Имело того, зарабатывая деньги, Пузырь постепенно становится зависимым от них. Об этом свидетельствует и его отношение к рабочим - безжалостная эксплуатация ради выгоды. Он, кажется, и Бог не боится, и греха не видит в потому, что ради денег морит людей голодом, хотя эти люди добросовестно работают на него. А картина «потасовки» с гусем за копеечку откровенно сатирическая. Он же имеет тех копилок немеряно, но вмешивается и падает так, что это оказалось смертельно опасным. Казалось бы, перед смертельной угрозой можно было бы подумать о Боге, а не о человеческом бытие....


Пьеса И. Карпенка-Карого «Хозяин» - социально-сатирическая комедия нового типа

Иван Карпенко-Карый - виднейшая фигура в украинской драматургии конца XIX - начала XX столетий. Он был, по определению И. Франко, «тем великим драматургом, которому равного не имеет наша литература». Драматургическое наследие писателя состоит из восемнадцати пьес, из которых наиболее известной является пьеса «Хозяин». Это социально-сатирическая комедия нового типа. Написана она была в 1900 году. В это время процесс развития капитализма в сельском хозяйстве на Украине проходил особенно быстрыми темпами, и в конце 90-х годов XIX столетия полновластными хозяевами была небольшая кучка капиталистов-аграриев, которая жестоко эксплуатировала десятки тысяч сельских тружеников. Внимательным глазом художника присматривался Карпенко-Карый к новым богатеям, которые уже переросли известного нам Герасима Мошну. Эти наблюдения драматурга за процессом экономического роста украинского «чумазого» и стали жизненным основанием комедии «Хозяин», а прототипами - украинские капиталисты-землевладельцы и их слуги и управляющие....

| 41-47

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.

2.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: ««Ревизор» - это целое море страха»?

2.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений) ?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Чему может научить зрителей (читателей) Фонвизин-драматург?

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней.

Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражён болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя. Таких митрофанушек и в наши дни немало, вот почему комедия живет, заставляет задумываться над вопросами, бывшими актуальными в XVIII веке и остающимися злободневными сейчас.

2.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: «Ревизор» - это целое море страха»?

«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», - писал Н.В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое.

Взять хотя бы сцену хвастовства Хлестакова перед дамами. В его речи полностью отсутствуют реплики в сторону, которых полно у других героев пьесы. Лжеревизор врет и завирается так, что захлебывается в собственной лжи, проглатывая и не договаривая концы фраз и предложений. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Гомерический размах ошарашивает присутствующих «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Вранье в сцене настолько наглое и открытое, что не увидеть этого просто невозможно. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Не будь настолько «рыльце в пушку» у городских чиновников, вряд ли сцена закончилась бы безнаказанно для Хлестакова.

Это самое «море страха» и делает возможной саму историю, произошедшую в уездном городе.

2.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений)?

Чтобы доказать, что Лермонтова можно называть поэтом−романтиком, нужно вспомнить определение романтизма. Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения - человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального. Своеобразие художественной манеры Лермонтова заключается в том, что на всех этапах своего творчества поэт выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, а в зрелый - реализма. Как поэт−романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни - героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри»).

Примером для анализа могут стать стихотворения Лермонтова «Парус», «Выхожу один я на дорогу» и др.

2.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них - это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек - героинь повести «А зори здесь тихие…» - своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война - не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков - фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Какова роль сна Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Сон героя, введенный в повествование, - излюбленный композиционный прием А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий будущие события, посещает и Татьяну Ларину в романе «Евгений Онегин». Сон этот весьма многозначителен. Стоит отметить, что он вызывает у нас различные литературные ассоциации. Сам сюжет его - путешествие в лес, тайное подглядывание в маленькой избушке, убийство - напоминает нам пушкинскую сказку «Жених», в которой героиня выдает за свой сон происшедшие с ней события. Со сказкой перекликаются и отдельные сцены сна Татьяны. В сказке «Жених» героиня слышит в лесной избушке «крик, хохот, песни, шум и звон», видит «разгульное похмелье». Татьяна тоже слышит «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людскую молвь и конский топ». Однако сходство здесь, пожалуй, этим и исчерпывается.

Сон Татьяны напоминает нам и другой «волшебный» сон - сон Софьи в комедии Грибоедова «Горе от ума»:

Тут с громом распахнули двери

Какие-то не люди и не звери

Нас врознь - и мучили сидевшего со мной.

Он будто мне дороже всех сокровищ,

Хочу к нему - вы тащите с собой:

Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

Однако Софья у Грибоедова придумывает этот сон, его не было в действительности.

Стоит отметить, что сюжеты обоих снов - настоящего и выдуманного - отсылают нас к балладе Жуковского «Светлана».

Сон Татьяны является «вещим». Он предвещает ей будущее замужество (видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество). Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Таким образом, сон Татьяны выступает как средство ее характеристики, как композиционная вставка, как «пророчество», как отражение потаенных желаний героини и потоков ее душевной жизни, как отражение ее взглядов на мир.

2.2. Кто в пьесе Д. И. Фонвизина играет наиболее активную роль? Почему же она названа «Недоросль»?

Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое - «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе - «глуповатый юноша–недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. Однако не он главный герой комедии. Конфликт в пьесе возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина - с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая - невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.

2.3. Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости?

Композиция романа так же, как и сюжет, необычна. Общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя - Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, раз-бросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой - эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна, прежде всего, не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя - от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

2.4. Есть ли настроение безысходности, трагизма в изображении народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»? Обоснуйте свою точку зрения, используя текст стихотворения.

В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение «Железная дорога» - одно из самых драматичных своих произведений. По масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение - настоящая поэма о народе.

Но если в предыдущих произведениях поэт свято верил в приход «светлого будущего», то теперь он с горечью говорит:

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Почему же столь пессимистичен поэт? В произведении народ изображен в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь пожалеть, не оскорбив этой жалостью. Вот эта-то рабская покорность и заставляет Некрасова сомневаться в скором изменении народной жизни к лучшему. Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе!

В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, - описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани - это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами.

Цензура поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.

1.2.2. Почему стихотворение завершается так неопределённо: «не знаю», «кажется»?


ЯВЛЕНИЕ VII

Митрофан . Ну! А там что?

Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова (работая)

Митрофан (пишет) . Трое.

Митрофан (пишет) . Триста.

Цыфиркин . Дошло дело до дележа. Смекни-ка, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет)

Г-жа Простакова . Врёт он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

А. К. Толстой

Пояснение.

1.1.2. Митрофан ленив, не способен учиться, даже простейшая задача у него не решается. Явно проявляются эгоизм и властолюбие Митрофанушки, воспитанные в нем матушкой: «Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться». Митрофан груб со всеми, кто его окружает: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать», - обращается он к Цыфиркину. «Ты ж меня взманила, пеняй на себя», - предупреждает он мать. Митрофан - типичный представитель жалкого, примитивного мира Простаковых и Скотининых.

1.2.2. Русский поэт и писатель Алексей Толстой не был повесой и ловеласом, однако в 33-летнем возрасте все же скомпрометировал себя романом с замужней Софьей Алексеевной Миллер. Тот факт, что Софья Миллер является замужней дамой, служит серьезным препятствием для романа. Поэтому свои тайные мысли и желания Алексей Толстой доверяет лишь стихам: «Люблю ли тебя я - не знаю, но кажется мне, что люблю!». Отсюда грусть и неопределенность.

1.2.2. Как восприятие окружающего мира связано с эмоциональным состоянием лирического героя и как это выражено в эпитетах, используемых автором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

Стародум . О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я узнал, кто его и учители. Вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова . Всем наукам, батюшка.

Простаков . Всему, мой отец.

Митрофан . Всему, чему изволишь.

Правдин (Митрофану) . Чему ж бы, например?

Митрофан (подаёт ему книгу) . Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу) . Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?

Митрофан . Много. Существительна да прилагательна...

Правдин . Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан . Дверь? Котора дверь?

Правдин . Котора дверь! Вот эта.

Митрофан . Эта? Прилагательна.

Правдин . Почему ж?

Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан . И ведомо.

Г-жа Простакова . Что, каково, мой батюшка?

Простаков . Каково, мой отец?

Правдин . Нельзя лучше. В грамматике он силён.

Милон . Я думаю, не меньше и в истории.

Г-жа Простакова . То, мой батюшка, он ещё сызмала к историям охотник.

Скотинин . Митрофан по мне. Я сам без того глаз не сведу, чтоб выборный не рассказывал мне истории. Мастер, собачий сын, откуда что берётся!

Г-жа Простакова . Однако всё-таки не придёт против Адама Адамыча.

Правдин (Митрофану) . А далеко ли вы в истории?

Митрофан . Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин . А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум . Вральман! Имя что-то знакомое.

Митрофан . Нет. Наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова . Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин . Да не у ней ли оба учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну) . Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери) . А я почём знаю.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

А. С. Пушкин, 1829

Пояснение.

1.1.2. Ирония - насмешка, употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы. Можем наблюдать это в словах Стародума, когда он, видя уровень «образованности» Митрофанушки, продолжает его «экзаменовать»: «Вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина». Ирония звучит даже в говорящих фамилиях учителей. Митрофанушки.

1.2.2. Эпитеты усиливают эмоционально-образную выразительность художественной речи. В стихотворении Пушкин дает точную и красочную картину русской зимней природы, зимнего пейзажа. Красочность пейзажа и создается с помощью эпитетов.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как можно не любить все это, не восхищаться, не питаться силами от таких картин!

1.2.2. Как композиция стихотворения помогает передать замысел автора?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2. ЯВЛЕНИЕ VII Те же, г-жа Простакова и Митрофан

Г-жа Простакова . Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан . Ну! А там что?

Г-жа Простакова . А там и женишься.

Митрофан . Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.

Г-жа Простакова . Придёт час воли Божией!

Митрофан . Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел. Цыфиркин очинивает грифель.

Г-жа Простакова . А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.

Митрофан . Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин . Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая) . Ах, господи боже мой! Уж робёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин . За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан . Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин . Всё зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Г-жа Простакова . Не твоё дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин . Задача. Изволил ты, на приклад, итти по дороге со мною. Ну, хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет) . Трое.

Цыфиркин . На дороге, на приклад же, триста рублей.

Митрофан (пишет) . Триста.

Цыфиркин . Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет) . Единожды три - три. Единожды нуль - нуль. Единожды нуль - нуль.

Г-жа Простакова . Что, что, до дележа?

Митрофан . Вишь, триста рублей, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова . Врёт он, друг мой сердечный. На-шед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.

В ПРИФРОНТОВОМ ЛЕСУ.

С берез, неслышен, невесом,

Слетает желтый лист.

Старинный вальс «Осенний сон"

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы -

Товарищи мои.

Под этот вальс весенним днем

Ходили мы на круг,

Под этот вальс в краю родном

Любили мы подруг;

Под этот вальс ловили мы

Очей любимых свет,

Под этот вальс грустили мы,

Когда подруги нет.

И вот он снова прозвучал

В лесу прифронтовом,

И каждый слушал и молчал

О чем-то дорогом;

И каждый думал о своей,

Припомнив ту весну,

И каждый знал - дорога к ней

Ведет через войну...

Так что ж, друзья, коль наш черед,-

Да будет сталь крепка!

Пусть наше сердце не замрет,

Не задрожит рука;

Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час,

А коль придется в землю лечь,

Так это ж только раз.

Но пусть и смерть - в огне, в дыму -

Бойца не устрашит,

И что положено кому -

Пусть каждый совершит.

Настал черед, пришла пора,-

Идем, друзья, идем!

За все, чем жили мы вчера,

За все что завтра ждем!

Михаил Исаковский. 1942

Пояснение.

1.1.2. Митрофан ленив, не способен учиться, даже простейшая задача у него не решается. Явно проявляются эгоизм и властолюбие Митрофанушки, воспитанные в нем матушкой. В приведённом отрывке звучит главная маменькина заповедь: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка». Не менее дико и второе наставление: «Не учись этой дурацкой науке». Что же может от такого воспитания получить сама мать? Результат не замедлил сказаться. «Ты ж меня взманила, пеняй на себя», - предупреждает мать Митрофан. Видно, не раз ещё предстоит Простаковой поплакать от своего любимого чада - уроки матушки не прошли для Митрофанушки даром, он их хорошо усвоил.

1.2.2. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. В первой части автор рассказывает, как бойцы в редкие минуты тишины между боями слышат знакомый вальс, который напоминает им о такой желанной и почти забытой мирной жизни:

И каждый слушал и молчал

О чем-то дорогом…

Во второй части стихотворения звучит призыв – нужно отстоять мир, отстоять право на жизнь для своих детей, для своей Родины:

Настал черед, пришла пора,−

Идем, друзья, идем!

За все, чем жили мы вчера,

За все что завтра ждем!

Такое построение стихотворение позволяет воплотить авторский замысел: простой русский солдат, в котором воспоминания о самом дорогом: о доме, семье, детях − укрепляют дух, дает силы и мужество для того, чтобы идти в бой.

1.2.1. Ка­ки­ми чув­ства­ми про­ник­ну­то опи­са­ние грозы в приведённом стихотворении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2. ЯВЛЕНИЕ III

Те же, г-жа Простакова, Скотинин, Милон

(Милон разнимавет г-жу Простакову с Скотининым.)

Г-жа Простакова. Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...

М и л о н . Не пущу, сударыня. Не прогневайся!

Скотинин (в запальчивости, оправляя парик ). Отвяжись, сестра! Дойдёт дело до ломки, погну, так затрещишь.

Милон (г-же Простаковой ). И вы забыли, что он вам брат!

Г-жа Простакова . Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!

Милон (Скотинину ). Разве она вам не сестра?

Скотинин . Что греха таить, одного помёту; да вишь как развизжалась.

Стародум (не могши удержаться от смеха, к Правдину ). Я боялся рассердиться. Теперь смех меня берёт.

Г-жа Простакова . Кого-то, над кем-то? Это что за нововыезжий*?

Стародум . Не прогневайся, сударыня. Я отроду ничего смешнее не видывал.

Скотинин (держась за шею ). Кому смех, а мне и полсмеха нет.

Милон . Да не ушибла ль она вас?

Скотинин . Перед-от заслонял обеими, так вцепилась в зашеину...

Правдин . И больно?..

Скотинин . Загривок немного пронозила. В следующую речь г-жи Простаковой Софья сказывает взорами Милону, что перед ним Стародум. Милон её понимает.

Г-жа Простакова . Пронозила!.. Нет, братец... ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму .) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто.

Стародум (указывая на Софью ). Приехал к ней, её дядя Стародум.

Г-жа Простакова (обробев и струся ). Как! это ты! ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчётная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох** в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу.

Где муж! где сын! Как в пустой дом приехал! Наказание божие! Все обезумели. Девка! Девка! Палашка! Девка!

Скотинин (в сторону ) Тот-то! он-то! дядюшка-то!

*Новоприезжий

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Н. М. Рубцов, 1966

Пояснение.

1.1.1. Ста­ро­дум про­ти­во­по­став­ля­ет­ся миру Простаковых-Скотининых. Он видит, на­сколь­ко при­ми­ти­вен этот мир, ко­то­рый боль­ше по­хо­дит на мир животных, не­же­ли людей. Про­ста­ко­ва и Ско­ти­нин пред­ста­ют пред Ста­ро­ду­мом в не­при­кры­той своей наготе, на­го­те мыслей, повадок. Это и вы­зы­ва­ет смех Стародума.

1.2.1. В сти­хо­тво­ре­нии Н. Руб­цо­ва гроза пред­ста­ет пред чи­та­те­лем во всей ее де­мо­ни­че­ской силе. Не­слу­чай­но поэт на­зы­ва­ет ее "зловещим празд­ни­ком бытия". Гроза пу­га­ет не­из­ве­дан­но­стью и не­по­сти­жи­мо­стью и вме­сте с тем вос­при­ни­ма­ет­ся как неизбежность, по­это­му ее ли­ри­че­ский герой со­зер­ца­ет «привычным взглядом».

Г-жа Простакова . Что? Что такое?

Митрофан . Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за Часослов. Нет, так я спасибо, уж один конец с собою!

Г-жа Простакова (испугавшись ). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!

Митрофан . Ведь здесь и река близко. Нырну, так поминай, как звали.

Г-жа Простакова (вне себя ). Уморил! Уморил! Бог с тобой!

Еремеевна . Всё дядюшка напугал. Чуть было в волоски ему не вцепился. А ни за что, ни про что...

Г-жа Простакова (в злобе ). Ну...

Еремеевна . Пристал к нему, хочешь ли жениться?..

Г-жа Простакова . Ну...

Еремеевна . Дитя не потаил: уж давно-де, дядюшка, охота берёт. Как он остервенится, моя матушка! как вскинется...

Г-жа Простакова (дрожа ). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши...

Еремеевна . Приняла-было! Ох, приняла, да...

Г-жа Простакова . Да... да что... не твоё дитя, бестия! По тебе робёнка хоть убей до смерти.

Еремеевна . Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то я б с ним поломалась. Во что б бог ни поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти ), я б и клыков беречь не стала.

Г-жа Простакова . Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле...

Еремеевна (заплакав ). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живот* не жалеешь... а всё не угодно.

Кутейкин . Нам восвояси повелите?

Цыфиркин . Нам куда поход, ваше благородие?

Г-жа Простакова . Ты ж ещё, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану ) Пойдём со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нешичко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек. (К Еремеевне ) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама*** и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)

Кутейкин . Житьё твоё, Еремеевна, яко тьма кромешная.

* Жизни (славянск.).

** Нечто, тайну.

*** Здесь: нянька.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задание 1.2.1.-1.2.2.

Н. М. Рубцов, 1964

Пояснение.

1.1.1. Жизнь крепостной Еремеевны сравнивает Кутейкин с «тьмой кромешной». Нет в этой жизни ни радости, ни благодарности за преданность и беззаветное служение хозяевам. Мир Простаковой - это мир ханженства и самодурства, поэтому «госпожа» не способна оценить по заслугам верность Еремеевны, не способна даже задуматься о благодарности кому-то, кроме себя. За все хорошее, что отдала Еремеевна своим хозяевам, получает в ответ лишь упреки и оскорбления.

1.2.1. В стихотворении «Звезда полей» Николай Рубцов в центре мира видит свою Родину. «Звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли», но только на Родине она «ярче и полней». Для поэта знать это - и есть счастье, он любит свою Родину и поэтому она для него краше всего мира, от этого он счастлив.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Темы сообщений и сочинений

1. В чём за­клю­ча­ет­ся смысл на­зва­ния ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

2. В чем со­сто­ят осо­бен­но­сти жанра ко­ме­дии (на при­ме­ре ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»)?

3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

Многих волнует вопрос о воспитании. Что означает это понятие? Чем нужно заниматься с детьми? Почему некоторые из родителей отказываются от нравственных норм, воспитывая ребенка? Найти ответы на столь сложные вопросы мне помог Д.И. Фонвизин, автор комедии " Недоросль".


В своем произведении Фонвизин рассказывает о том, что госпожа Простакова плохо воспитывала своего сына. Она советовала, чтобы он бросил учебу и занимался накоплением денег. Главная героиня комедии считала, что в накоплении материальных благ и заключается смысл жизни. Она не развивала в своем сыне доброту и ум, а значит, плохо его воспитывала. Д.И. Фонвизин замечает, что на пустом месте обязательно вырастают "злонравия достойные плоды".


Да, для некоторых суть воспитания ребенка - это потакание любому его желанию. Простакова ни в чем не отказывала своему сыну, и это не могло не повлиять на характер Митрофана. Юноша несдержан, неблагодарен, привык к тому, что родные и слуги выполняли все его приказы беспрекословно. Так, Еремеевна выдала Митрофану пять булок, когда же она не разрешила ему съесть шестую, то была наказана Простаковой, для которой желание сына - закон. К сожалению, не все понимают важность воспитания.


Каким же образом, на взгляд автора, не должны воспитывать детей взрослые? Д.И. Фонвизин считает, что родители обязаны привить ребенку все лучшее. Простакова же давала неправильные советы, она доказывала, что наука не важна и знания не главное. Мать Митрофана считала учебу пустой тратой времени. По-моему, автор прав, такое воспитание может принести только худые плоды.


Человек, получивший неправильное представлениие о жизни, не может не вырасти непросвещенным человеком. Митрофан подчинялся материнской воле и не учился как подобает, поэтому и стал необразованным, не превзошёл родителей. Он, как и его мать, не признававшая важности науки, не мог ответить даже на самые простые вопросы. Из действия третьего явления седьмого мы узнаем, что Простакова учила своего сына обманывать, просила, чтобы он поучился для вида. Зачем ей это? Она считала, что, снискав уважение Стародума, Митрофан сможет жениться на Софье. Сын согласился с матерью, но с условием, что в будущем он никогда больше не будет учиться. Вот плоды безнравственного воспитания.


Д.И. Фонвизин в своей комедии высмеивает леность и невежество Простаковых, недоумевает по поводу порочного воспитания Митрофана и показывает отрицательные результаты неправильного отношения к детям.

5. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

6. Какие про­све­ти­тель­ские иде­а­лы от­ра­же­ны в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

7. Какие черты клас­си­циз­ма при­су­щи ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

8. Ка­ко­ва роль «го­во­ря­щих» имён и фа­ми­лий в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

9. Ка­ко­ва роль по­ло­жи­тель­ных пер­со­на­жей в ко­ме­дии Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

10. Ка­ко­во ав­тор­ское от­но­ше­ние к Мит­ро­фа­ну? (По пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль».)

11. Ка­ко­во зна­че­ние по­след­не­го яв­ле­ния в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль»?

Пример сочинения ученика (без исправлений).

Вопрос о смысле той или иной сцены в художественном произведении достаточно интересен. Каким образом автор строит сюжет? Почему писатель описывает те или иные происшествия из жизни героев? В чем смысл развязки произведения? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Драматург выражает свое мнение о каждом из героев комедии. Жизнь семьи Простаковых представлена им не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве.

Автор строит свой сюжет традиционно, противопоставляя положительных и отрицательных героев. Простаковы и Скотинин вступают в конфликт с Софьей, Милоном, Правдиным и Стародумом. Создав такую систему образов, Фонвизин как бы советует читателю, на кого из героев нужно равняться. Похожим надо стараться быть на Стародума, который действительно отличался умом и мудростью. Дядя Софьи был добр по отношению к племяннице, и к другим он относился тоже с почтением. Соотносить свои поступки можно и с поведением Софьи, Милона и Правдина.

Истинное лицо всех отрицательных героев данной комедии драматург показывает в действии пятом, в последнем явлении. Автор приводит нас к мысли, что не все люди живут как надо, проявляя честность и уважая окружающих, и что зло будет обязательно наказано. Пьеса заканчивается словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!». Этим автор хотел сказать, что не надо быть такими людьми, как Митрофан и его мать.

12. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

13. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Прав­ди­на?

14. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» имеет образ Ере­ме­ев­ны?

15. Кого из пер­со­на­жей ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не­до­росль» можно на­звать «зло­нрав­ны­ми не­веж­да­ми» и по­че­му?

16. Кто в пьесе Д. И. Фон­ви­зи­на иг­ра­ет наи­бо­лее ак­тив­ную роль? По­че­му же она на­зва­на «Не­до­росль»?

18. Чему может на­учить зри­те­лей (чи­та­те­лей) Фон­ви­зин-дра­ма­тург?

Случается так, что мы не сразу можем понять основную суть произведения. В чем может заключатся его смысл? Как писателю удается передать читателю нужную мысль? Почему многие из нас не понимают того, что хочет донести до нас автор? Найти ответы на столь сложные вопросы можно, прочитав комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В своем произведении драматург уделяет особое внимание проблемам воспитания. Он высмеивает своих героев, потому что они не понимают важности воспитания. Понять смысл, заложенный автором, можно, проанализировав поведение героев.

Во втором действии четвертом явлении Фонвизин показывает, к чему приводит неправильное воспитание детей. Митрофан грубо разговаривает с Еремеевной, даже позволяет себе назвать ее «старой хрычовкой». Плохое поведение сына Простаковой доказывает, что мать не уделяет ему должного внимания. Он несдержан, неблагодарен, привык к тому, что его родные и слуги удовлетворяют все его потребности. К сожалению, не все читатели могут сразу понять, что автор хочет до нас донести мысль о необходимости отвественного воспитания и самовоспитания.

Что же, по мнению Фонвизина, является главным в воспитании и как мы об этом узнаем? Писатель считает, что только личным примером можно воспитать хорошего ребенка. В действии третьем явлении втором рассказывается, что Софья похожа на свою добрую мать, сестру Стародума. Племянница Простаковой отличается скромностью и почтением. Свое отношение к героине Фонвизин передает через своеобразие речевой ее характеристики, через раскрытие ее мыслей и чувств, а также позиция драматурга выражается в прямых высказываниях Стародума.

Если читатель получит неправильное представление о содержании произведения, то вряд ли поймет его смысл. Так чему же учит нас Фонвизин-драматург? Известный сатирик написал комедию «Недоросль», чтобы предостеречь тех родителей, которые потворствуют любому детскому желанию.

19. Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

20. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

21. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Пример сочинения ученика (без исправлений)

С давних пор люди задумываются над вопросом о характере человека. Что означает это понятие? Почему у человека формируется тот или иной характер? Чем мы похожи и различаемся? Ответить на эти вопросы я смогла, лишь прочитав комедию Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

В своем произведении автор описывает жизнь невежественной семьи Простаковых и их поступки, добродетельных персонажей Стародума и Правдина, рисует огромные сцены, наполненные разговорами о нравственности, неустрашимости, жизни при дворе, долге дворянина. Фонвизин выражает сожаление по поводу того, что люди, которые должны служить примером в силу социального положения, имеют отрицательный характер.

И Простакова, и ее сын Митрофан не понимают, что обязаны по закону справедливости быть добрыми. Сын хозяйки имения, например, похож на мать, отличающуюся злым нравом и ведет себя как не подобает юноше. Например, разговаривая о кафтане, хозяйка дома грубит портному, оскорбляет его. И Митрофан также несносен и жесток со слугами. Обращаясь к Еремеевне, он унижает её, называя "старой хрычовкой", а ведь она намного старше его. Да, Митрофан, как и мать, считает себя вправе относиться к людям с высокомерием.

Характер, без сомнения, зависит от воспитания. Какой пример подают родители, так ведут себя и дети. Племянница Простаковой Софья - добрая и скромная девушка. Прочитав действие первое явление шестое, мы узнаем, что беседуя со своей тётей, сирота выражает к матери Митрофана уважение и не перечит ей, а пытается объяснить, что не сама писала письмо. Софья воспитанна и благонравна, она является продолжательницей традиций своих родителей.

Митрофан разительно не похож на невесту своего противника Милона и отличается от других своими поступками. В конце пьесы мы видим истинное лицо Митрофана. Он вырос злым и бездушным человеком. Разговаривая с Простаковой, баловень судьбы оскорбляет свою мать. Когда она начинает его обнимать и варажать свою любовь, отталкивает её. Любящая сына и заботящаяся о нем Простакова потрясена его поступком больше всех.

Митрофан превзошел свою мать, он стал ещё злее, чем она. Отношение Фонвизина к своему герою выражено открыто, в уста Стародума он вкладывает слова: "Вот злонравия достойные плоды!"

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1−2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.

2.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: ««Ревизор» - это целое море страха»?

2.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений) ?

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Чему может научить зрителей (читателей) Фонвизин-драматург?

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостническому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней.

Герой Фонвизина - подросток, почти юноша, характер которого поражён болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя. Таких митрофанушек и в наши дни немало, вот почему комедия живет, заставляет задумываться над вопросами, бывшими актуальными в XVIII веке и остающимися злободневными сейчас.

2.2. Как бы вы прокомментировали слова исследователя о пьесе Н. В. Гоголя: «Ревизор» - это целое море страха»?

«В комедии я решил собрать все дурное в России и посмеяться над всеми сразу», - писал Н.В. Гоголь о «Ревизоре». Действительно, в сюжете комедии отражена вся Россия начала 19 века. С самых первых слов героев описывается весь хаос жизни городов: беззаконие, грязь, вранье. Каждое явление открывает нам атмосферу тех времен. Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Причем сами герои рассказывают о себе все самое нелицеприятное, комическое, уродливое.

Взять хотя бы сцену хвастовства Хлестакова перед дамами. В его речи полностью отсутствуют реплики в сторону, которых полно у других героев пьесы. Лжеревизор врет и завирается так, что захлебывается в собственной лжи, проглатывая и не договаривая концы фраз и предложений. Из служащего, который «только переписывает», он за несколько минут вырастает почти до «главнокомандующего», который «всякий день во дворец ездит». Гомерический размах ошарашивает присутствующих «тридцать пять тысяч курьеров» несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом. Вранье в сцене настолько наглое и открытое, что не увидеть этого просто невозможно. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Не будь настолько «рыльце в пушку» у городских чиновников, вряд ли сцена закончилась бы безнаказанно для Хлестакова.

Это самое «море страха» и делает возможной саму историю, произошедшую в уездном городе.

2.3. Почему лирику Лермонтова называют романтической (на примере двух-трех стихотворений)?

Чтобы доказать, что Лермонтова можно называть поэтом−романтиком, нужно вспомнить определение романтизма. Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения - человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального. Своеобразие художественной манеры Лермонтова заключается в том, что на всех этапах своего творчества поэт выступал и как романтик, и как реалист, с преобладанием в ранний период романтизма, а в зрелый - реализма. Как поэт−романтик Лермонтов был представителем прогрессивного романтизма, выразившим решительное неприятие современной ему действительности («Демон») и утвердившим положительное начало жизни - героическую личность, понимающую жизнь как борьбу, как активное действие («Мцыри»).

Примером для анализа могут стать стихотворения Лермонтова «Парус», «Выхожу один я на дорогу» и др.

2.4. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них - это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек - героинь повести «А зори здесь тихие…» - своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война - не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков - фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев того страшного и жестокого времени.




Top