Что означает знак гитлера в древней символике. Свастика в буддизме — знакомство с исконным значением этого символа

Городская легенда советских пионеров гласила, что свастика - это собранные в круг четыре буквы Г: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. Дети не задумывались, что немецкие Г на самом деле разные буквы - H и G. Хотя количество руководящих нацистов на Г реально зашкаливало - можно вспомнить еще и Грое, и Гесса, и много кого еще. Но лучше не вспоминать.

Германские нацисты использовали этот знак еще до прихода Гитлера к власти. И почему они проявляли к свастике подобный интерес - совершенно неудивительно: для них это был мистической силы объект родом из Индии, с исконно арийских территорий. Ну еще смотрелось красиво, а лидеры национал социалистического движения вопросам эстетики всегда придавали громадное значение.

Статуя индийского слона со свастикой на территории старого пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене. Никакого отношения к нацизму изваяние не имеет: обрати внимание на точки у центра


Если нам рассматривать свастику не как часть узоров и рисунков, а как самостоятельный объект, то ее первое появление датируется примерно VI-V веками до нашей эры. Ее видно на предметах, найденных на раскопках на Ближнем Востоке. Почему же родиной свастики принято звать Индию? Потому что само слово «свастика» взято из санскрита (литературный древнеиндийский язык), означает «благополучие», а чисто графически (согласно наиболее распространенной теории) символизирует Солнце. Четырехконечность для нее далеко не обязательна, также велико разнообразие углов вращения, наклона лучей и дополнительных узоров. В классическом индуистском виде ее обычно изображают как на рисунке ниже.


Существует множество толкований того, в какую сторону должна вращаться свастика. Обсуждается даже разделение их на женскую и мужскую, в зависимости от направления

В связи с высокой популярностью Солнца среди людей любых рас, логично сложилось, что свастика - элемент символизма, письменности и графики у сотен и сотен древних народов, разбросанных по всей планете. Даже в христианстве она нашла свое место, и существует мнение, что христианский крест является ее прямым потомком. Фамильные черты действительно разглядеть несложно. В нашем дорогом православии свастикоподобные элементы носили название «гамматический крест» и нередко использовались в оформлении храмов. Правда, сейчас обнаружить их следы в России не так легко, так как после начала Великой Отечественной даже безобидные православные свастики подверглись ликвидации.

Православный гамматический крест

Свастика - настолько широко распространенный объект мировой культуры и религии, что удивляет, скорее, редкость ее появления в современном мире. По логике она должна нас преследовать всюду. Разгадка в самом деле проста: после крушения Третьего рейха она стала вызывать столь неприятные ассоциации, что от нее избавлялись с небывалым рвением. Сие забавным образом напоминает историю с именем Адольф, которое было крайне популярно в Германии во все времена, но почти исчезло из обихода после 1945 года.

Умельцы приноровились находить свастику в самых неожиданных местах. С появлением в открытом доступе космических снимков Земли поиск природных и архитектурных казусов превратился в своеобразный спорт. Самый популярный объект для конспирологов и свастикофилов - здание военно-морской базы в Сан-Диего, Калифорния, спроектированное в 1967 году.


Руководство ВМС США потратило 600 тысяч долларов, чтобы как-то избавить это здание от сходства со свастикой, но итоговый результат неутешителен

Российский Интернет и некоторые привокзальные лотки забиты всяческими толкователями славянских языческих свастик, где дотошно, в картинках объясняется, что значит «яроврат», «свитовит» или же «посолонь». Звучит и выглядит захватывающе, однако держи в голове, что никакого научного фундамента под этими мифами нет и в помине. Даже вошедший в обиход термин «коловрат», якобы славянское имя свастики, является порождением домыслов и мифотворчества.

Красивый образец богатой славянофильской фантазии. Особо обрати внимание на название первой свастики на второй странице

Диковинные мистические силы приписывают свастике, отсюда понятен интересен к ней от людей мнительных, суеверных или склонных к оккультизму. Приносит ли она счастье носителю? Сам подумай: Гитлер пользовал ее и в хвост и в гриву, а кончил так плохо, что врагу не пожелаешь.

Большой любительницей свастик была императрица Александра Федоровна. Она рисовала символ всюду, куда только дотягивались ее карандаши и краски, особенно в комнатах своих детей, чтобы росли здоровыми и ни о чем не тужили. Но императрицу расстреляли большевики вместе со всей семьей. Выводы очевидны.

Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена - ее должно было быть видно.

Нацисты не только уничтожили все те демократические общественные институты, заложенные во время Веймарской республики, они свели на нет и все внешние признаки демократии в стране. Национал-социалисты поглотили государство еще больше, чем это удалось сделать Муссолини в Италии, и партийные символы стали частью государственной символики. Черно-красно-желтое знамя Веймарской республики сменилось на нацистское красно-бело-черное со свастикой. Немецкий государственный герб был заменен новым, а свастика заняла в нем центральное место.

Жизнь общества на всех уровнях была пропитана нацистской символикой. Недаром Гитлер интересовался методиками влияния на массовое сознание. Опираясь на мнение французского социолога Густава Ле Бона о том, что контролировать большие группы людей лучше всего с помощью пропаганды, направленной на чувства, а не на интеллект, он создал гигантский пропагандистский аппарат, который должен был донести до масс идеи национал-социализма в простом, понятном и эмоциональном виде. Появилось множество официальных символов, каждый из которых отражал часть нацистской идеологии. Символы работали так же, как и остальная пропаганда: однотипность, повторяемость и массовая продукция.

Стремление нацистов к тотальной власти над гражданами проявлялась и в знаках отличия, которые надлежало носить людям из самых разных сфер. Члены политических организаций или администрации носили нашивки из ткани, почетные знаки и приколотые значки с символами, которые были одобрены Министерством пропаганды Геббельса.

Знаки отличия использовали и для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде - желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы - лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».

Свастика

Свастика - самый известный символ немецкого национал-социализма. Это один из древнейших и наиболее распространенных в истории человечества символов, который использовался во многих культурах, в разное время и в разных частях света. Его происхождение спорно.

Наиболее древние археологические находки с изображением свастики - это наскальные рисунки на керамических черепках, найденные в юго-восточной Европе, их возраст - более 7 тысяч лет. Свастика встречается там как часть «алфавита», который использовался в долине Инда в бронзовом веке, то есть 2600-1900 до н.э. Подобные находки бронзового и раннего железного века обнаружены и при раскопках на Кавказе.

Археологи находили свастику не только в Европе, но и на предметах, найденных в Африке, Южной и Северной Америке. Вероятнее всего, в разных регионах этот символ использовался совершенно независимо.

Значение свастики может быть различно в зависимости от культуры. В Древнем Китае, например, свастика обозначала число 10 000 и далее бесконечность. В индийском джайнизме она обозначает четыре уровня бытия. В индуизме свастика, в частности, символизировала бога огня Агни и бога неба Диауса.

Многочисленны и ее названия. В Европе символ называли «четырехножкой», или cross gammadion, а то и просто gammadion. Само слово «свастика» пришло из санскрита и его можно перевести как «нечто, приносящее счастье».

Свастика как арийский символ

Трансформация свастики от древнего символа солнца и удачи к одному из самых ненавистных знаков в западном мире началась с раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана. В 70-е годы XIX века Шлиман начал раскопки руин античной Трои вблизи Хисарлыка на севере современной Турции. На множестве находок археолог обнаружил свастику, символ, знакомый ему по древней керамике, найденной при раскопках Кенингсвальде в Германии. Поэтому Шлиман решил, что нашел недостающее звено, связывающее германских предков, Грецию эпохи Гомера и мифическую Индию, воспетую в «Махабхарате» и «Рамаяне».

Шлиман проконсультировался с востоковедом и теоретиком расового учения Эмилем Бюрнауфом, который утверждал, что свастика - это стилизованное изображение (вида сверху) горящего алтаря древних ариев. Поскольку арии поклонялись огню, то свастика и была их главнейшим религиозным символом, делал вывод Бюрнауф.

Находка вызвала сенсацию в Европе, особенно в незадолго до того объединенной Германии, где идеи Бюрнауфа и Шлимана встретили горячий отклик. Постепенно свастика потеряла свой первоначальный смысл и стала считаться исключительно арийским символом. Ее распространение считали географическим указанием того, где именно древние «сверхлюди» находились в той или иной исторический период. Более трезвомыслящие ученые сопротивлялись такому упрощению и указывали на случаи, когда свастику обнаруживали и вне региона распространения индоевропейских языков.

Постепенно свастике стали придавать все более антисемитское значение. Бюрнауф утверждал, что евреи не принимали свастику. Польский писатель Микаэль Змигродски в 1889 году опубликовал книгу Die Mutter bei den Völkern des arischen Stammes, которая изображала арийцев чистой расой, не допускавшей смешения с евреями. В том же году на Всемирной ярмарке в Париже Змигродски устроил выставку археологических находок со свастикой. Спустя два года немецкий ученый Эрнст Людвиг Краузе написал книгу Tuisko-Land, der arischen Stämme und Götter Urheimat, в которой свастика выступала как очевидно антисемитский символ народного национализма.

Гитлер и флаг со свастикой

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) формально приняла свастику в качестве партийного символа в 1920 году. Гитлер тогда еще не был председателем партии, но отвечал в ней за вопросы пропаганды. Он понимал, что партия нуждается в чем-то, что отличало бы ее от конкурирующих группировок и вместе с тем привлекало бы массы.

Сделав несколько эскизов знамени, Гитлер остановил свой выбор на следующем: черная свастика в белом круге на красном фоне. Цвета были заимствованы у старого императорского знамени, но выражали догмы национал-социализма. В своей автобиографии «Майн кампф» Гитлер затем пояснял: «Красный цвет - это социальная мысль в движении, белый олицетворяет национализм, а свастика - символ борьбы арийцев и их победы, которая является, таким образом, победой идеи творческого труда, которая сама по себе всегда была антисемитской и всегда будет антисемитской».

Свастика как национальный символ

В мае 1933 года, всего через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, был издан закон о защите «национальных символов». По этому закону свастика не должна была изображаться на посторонних предметах и запрещалось также коммерческое использование знака.

В июле 1935 года немецкое торговое судно «Бремен» вошло в порт Нью-Йорка. Нацистский флаг со свастикой развевался рядом с государственным флагом Германии. Сотни членов профсоюзов и американской компартии собрались на пристани на антинацистский митинг. Демонстрация переросла в беспорядки, возбужденные рабочие взобрались на борт «Бремена», сорвали флаг со свастикой и его бросили в воду. Инцидент привел к тому, что четыре дня спустя немецкий посол в Вашингтоне потребовал от американского правительства официальных извинений. Американцы отказались извиняться, ссылаясь на то, что неуважение было проявлено не к государственному флагу, а всего лишь к флагу нацистской партии.

Нацисты сумели использовать этот инцидент в собственных интересах. Гитлер назвал его «унижением немецкого народа». А чтобы впредь подобного не случалось, статус свастики был повышен до уровня национального символа.

15 сентября 1935 года вступил в силу первый из так называемых Нюрнбергских законов. В нем были узаконены цвета немецкого государства: красный, белый и черный, а флаг со свастикой стал государственным флагом Германии. В ноябре того же года это знамя было введено в армии. Во время Второй мировой войны оно распространилось на все оккупированные нацистами страны.

Культ свастики

Однако в Третьем рейхе свастика была не символом государственной власти, а прежде всего выражением мировоззрения национал-социализма. За время своего правления нацисты создали культ свастики, который скорее напоминал религию, чем обычное политическое использование символов. Грандиозные массовые сборища, организованные нацистами, походили на религиозные церемонии, где Гитлеру отводилась роль верховного жреца. Во время партийных дней в Нюрнберге, например, Гитлер со сцены восклицал «Хайль!» - и сотни тысяч нацистов отвечали хором: «Хайль, мой фюрер»! Затаив дыхание, огромная масса наблюдала, как под торжественную барабанную дробь медленно разворачивались огромные знамена со свастикой.

В этот культ входило и особое почитание знамени, сохраненного со времени «пивного путча» в Мюнхене 1923 года, когда несколько нацистов было застрелено полицией. Легенда утверждала, что несколько капель крови упало на полотнище. Десять лет спустя, после прихода к власти Гитлер приказал доставить этот флаг из архива баварской полиции. И с тех пор каждый новый армейский штандарт или флаг со свастикой проходил особую церемонию, во время которой новое полотнище прикасалось к этому окропленному кровью знамени, ставшему реликвией нацистов

Культ свастики как символа арийской расы должен был со временем заменить христианство. Поскольку нацистская идеология представляла мир борьбой между расами и народами, христианство с его иудейскими корнями было в их глазах еще одним доказательством того, что ранее арийские регионы были «завоеваны» евреями. К концу Второй мировой войны нацисты разработали далеко идущие планы по преобразованию немецкой церкви в «национальную». Все христианские символы должны были быть заменены в ней нацистскими. Идеолог партии Альфред Розенберг писал, что все кресты, Библии и изображения святых должны быть изъяты из церквей. Вместо Библии на алтаре должна лежать «Майн кампф», а слева от алтаря - меч. Кресты во всех церквях должна быть заменены «единственным непобедимым символом - свастикой».

Послевоенное время

После Второй мировой войны свастика в западном мире была до такой степени связана с жестокостями и преступлениями нацизма, что это совершенно заслонило все другие толкования. Сегодня на Западе свастика ассоциируется прежде всего с нацизмом и правым экстремизмом. В Азии же знак свастики по-прежнему считается позитивным, хотя, некоторые буддистские храмы с середины XX века стали украшать только левозакрученными свастиками, хотя ранее использовались знаки обоих направлений.

Национальные символы

Точно так же, как итальянские фашисты представляли себя современными наследниками Римской империи, нацисты стремились доказать свою связь с древней германской историей. Гитлер недаром называл задуманное им государство Третьим рейхом. Первым масштабным государственным образованием была Германо-римская империя, просуществовавшая том или ином виде почти тысячу лет, с 843 до 1806 год. Вторая попытка создания германской империи, предпринятая в 1871 году, когда Бисмарк объединил северогерманские земли под главенством Пруссии, потерпела крах с поражением Германии в Первой мировой войне.

Немецкий национал-социализм, как и итальянский фашизм, был крайней формой национализма. Это выражалось в заимствовании ими знаков и символов из ранней истории германцев. К ним относится и комбинация красного, белого и черного цветов, а также символов, которые использовала милитаристская власть во времена Прусской империи.

Череп

Изображение черепа - один из самых обычных символов в истории человечества. В разных культурах он имел разное значение. На Западе череп традиционно ассоциируется со смертью, с течением времени, с конечностью жизни. Рисунки черепа существовали еще в античные времена, однако стали заметнее в XV веке: они во множестве появились на всех кладбищах и массовых захоронениях, связанных с эпидемией чумы. В Швеции на церковных росписях смерть изображали в виде скелета.

Ассоциации, связанные с черепом, всегда были подходящим символом для тех группировок, которые хотели либо напугать людей, либо подчеркнуть собственное презрение к смерти. Всем известный пример - пираты Вест-Индии XVII и XVIII веков, которые использовали черные флаги с изображением черепа, часто комбинируя его с другими символами: мечом, песочными часами или костями. По тем же причинам череп с костями стали использовать для обозначения опасности и в других областях. Например, в химии и медицине череп с костями на этикетке означает, что препарат ядовит и опасен для жизни.

Эсэсовцы носили металлические значки с черепами на головных уборах. Такой же знак использовался в лейб-гусарских частях прусской гвардии еще во времена Фридриха Великого, в 1741 году. В 1809 году «Черный корпус» герцога Брауншвейгского носил черную форму с изображением черепом без нижней челюсти.

Оба эти варианта - череп и кости или череп без нижней челюсти - существовали в немецкой армии в период Первой мировой войны. В элитных частях эти символы означали боевую отвагу и презрение к смерти. Когда в июне 1916 года саперный полк Первой гвардии получил право носить белый череп на рукаве, командующий обратился к солдатам со следующей речью: «Я убежден, что этот знак отличия нового отряда всегда будут носить в знак презрения к смерти и боевого духа».

После войны немецкие части, которые отказались признать Версальский мир, выбрали череп своим символом. Некоторые из них вошли в личную охрану Гитлера, которая позже превратилась в СС. В 1934 году руководство СС официально утвердило тот вариант черепа, который и сегодня используется неонацистами. Череп был также символом танковой дивизии СС «Мертвая голова». Эту дивизию первоначально набирали из надзирателей концлагерей. Перстень с «мертвой головой», то есть с черепом, был и почетной наградой, которую Гиммлер вручал отличившимся и заслуженным эсэсовцам.

И для прусской армии, и для солдат императорских частей череп был символом слепой верности командиру и готовностью пойти за ним на смерть. Это значение перешло и к символу СС. «Мы носим череп на черных фуражках как предостережение врагу и как знак готовности пожертвовать жизнью ради фюрера и его идеалов», - такое высказывание принадлежит эсэсовцу Алоизу Розенвинку.

Поскольку изображение черепа широко использовалось в самых разных областях, то в наше время оно оказалось наименее связанным с нацистской идеологией символом. Наиболее известная современная нацистская организация, которая использует череп в своей символике, - британская Combat 18 .

Железный крест

Первоначально «Железным крестом» назывался военный орден, учрежденный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в марте 1813 года. Сейчас так называют как сам орден, так и изображение креста на нем.

«Железный крест» разных степеней вручали солдатам и офицерам четырех войн. Сначала в войне Пруссии против Наполеона 1813 года, затем во время Франко-прусской войны 1870-1871 года, а затем и в ходе Первой мировой войны. Орден символизировал не только храбрость и честь, но был тесно связан с германской культурной традицией. Например, во время прусско-австрийской войны 1866 года «железным крестом» не награждали, так как она считалась войной двух братских народов.

С началом Второй мировой войны Гитлер возродил орден. В центр креста была добавлена, цвета ленты изменены на черный, красный и белый. Тем не менее, сохранилась традиция указывать год выдачи. Поэтому на нацистских вариантах «Железного креста» проставлен год 1939. Во время Второй мировой войны было вручено примерно 3,5 миллиона «Железных крестов». В 1957 году, когда в Западной Германии запретили ношение нацистских символов, ветеранам войны дали возможность сдать ордена и получить обратно такие же, но без свастики.

Символика ордена имеет длинную историю. Христианский крест, который стал использоваться в Древнем Риме в 4 веке до н.э., первоначально означал спасение человечества через мученическую смерть Христа на кресте и воскресение Христово. Когда в эпоху Крестовых походов в XII и XIII веков христианство милитаризировалось, значение символа расширилось и стало охватывать такие достоинства крестоносцев, как храбрость, верность и честь.

Один из многих рыцарских орденов, возникших в то время, был Тевтонский орден. В 1190 году во время осады Акры в Палестине купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь. Два года спустя Тевтонский орден получил формальный статус от папы римского, наделившего его символом: черным крестом на белом фоне, который называется cross patté. Крест равносторонний, перекладины его изогнуты и расширяются от центра к концам.

Со временем Тевтонский орден численно вырос и его значимость увеличилась. Во время крестовых походов на Восточную Европу XIII и XIV веков тевтонские рыцари завоевали значительные территории на месте современных Польши и Германии. В 1525 году орден подвергся секуляризации, а принадлежавшие ему земли вошли в состав Прусского герцогства. Черно-белый крест рыцарей существовал в геральдике Пруссии до 1871 года, когда его стилизованная версия с прямыми линиями перекладин стала символом немецкой военной машины.

Таким образом, железный крест, как и многие другие символы, которые использовались в гитлеровской Германии, является не нацистским политическим символом, а военным. Поэтому он не запрещен в современной ФРГ в отличие от чисто фашистских символов и по-прежнему используется в армии бундесвера. Однако неонацисты стали использовать его во время своих сборищ вместо запрещенной свастики. А вместо запрещенного знамени Третьего рейха используют военный флаг императорской Германии.

Распространен железный крест и среди группировок байкеров. Встречается он и в популярных субкультурах, например, у серфингистов. Варианты железного креста встречаются в логотипах различных фирм.

Волчий крюк

В 1910 году немецкий писатель Герман Лёнс издал исторический роман под названием «Вервольф» («Оборотень»). Действие в книге происходит в немецкой деревушке во время Тридцатилетней войны. Речь идет о борьбе крестьянского сына Гарма Вольфа против легионеров, которые, подобно ненасытным волкам, терроризируют население. Герой романа делает своим символом «волчий крюк» - поперечную перекладину с двумя острыми крюками на концах. Роман стал необыкновенно популярен, особенно в националистических кругах, из-за романтического образа немецких крестьян.

Лёнс был убит во Франции во время Первой мировой войны. Однако его популярность сохранилась и в Третьем рейхе. По приказу Гитлера в 1935 году останки писателя были перенесены и захоронены на немецкой земле. Роман «Вервольф» неоднократно переиздавался, и на обложке часто изображался этот знак, вошедший в число санкционированных государством символов.

После поражения в Первой мировой войне и распада империи «волчий крюк» стал символом национального сопротивления против политики победителей. Его использовали разные националистические группировки - Jungnationalen Bundes и Deutschen Pfadfinderbundes, а один добровольческий корпус даже взял себе название романа «Вервольф».

Знак «волчий крюк» (Wolfsangel) существовал на территории Германии много сотен лет. Происхождение его не вполне ясно. Нацисты утверждают, что знак языческий, ссылаясь на его сходство с древнескандинавской руной i, но доказательств этого нет. «Волчий крюк» вырезали на зданиях члены средневекового цеха каменщиков, разъезжавшие по Европе и строившие соборы еще в XIV веке (из этих ремесленников и образовались затем масоны или «вольные каменщики»). Позже, начиная с XVII века, знак входил в геральдику многих дворянских семей и городских гербов. По некоторым версиям, форма знака напоминает орудие, которое использовали для подвешивания волчьих туш после охоты, но, вероятно, эта теория основана на названии символа. Само слово Wolfsangel впервые упоминается в геральдическом словаре Wapenkunst 1714 года, но обозначает совсем другой символ.

Разные варианты символа использовались молодыми «волчатами» из гитлерюгенда и в военном аппарате. Наиболее известны примеры использования этого символа: нашивки с «волчьим крюком» носили вторая эсэсовская танковая дивизия Das Reich, Восьмой танковый полк, Четвертая моторизированная пехотная дивизия СС, нидерландская добровольческая гренадерская дивизия СС Landstorm Nederland. В Швеции этим символом в 30-е годы пользовалась молодежное крыло движения Линдхольма «Молодежь Севера» (Nordisk Ungdom).

В конце Второй мировой войны нацистский режим стал создавать своего рода партизанские группы, которые должны были бороться с врагом, вступившим на немецкую землю. Под влиянием романов Лёнса эти группы тоже стали называть «Вервольф», а в 1945 году их отличительным знаком стал «волчий крюк». Некоторые из этих групп продолжали борьбу против войск союзников и после капитуляции Германии, за что сегодняшние неонацисты стали их мифологизировать.

«Волчий крюк» может быть изображен и вертикально, с остриями, указывающими вверх и вниз. В таком случае символ называется Donnerkeil - «молния».

Символы рабочего класса

До того, как во время «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от социалистической фракции НСДАП, партия использовала и символику рабочего движения - прежде всего, в штурмовых отрядах СА. В частности, как и у итальянских фашистских боевиков десятилетием ранее, в начале 30-х годов в Германии встречалось революционное черное знамя. Иногда оно было совершенно черным, иногда комбинировалось с такими символами, как свастика, «волчий крюк» или череп. В настоящее время черные знамена встречаются почти исключительно у анархистов.

Молот и меч

В Веймарской республике 20-х годов существовали политические группы, которые пытались совместить социалистические идеи с идеологией фёлькише. Это отразилось в попытках создания символов, сочетавших элементы этих двух идеологий. Чаще всего среди них встречались молот и меч.

Молот был почерпнут из символики развивавшегося рабочего движения конце XIX - начала XX века. Символы, прославлявшие трудящихся, были взяты из набора обычных инструментов. Наиболее известными стали, естественно, серп и молот, которые в 1922 году были приняты в качестве символов только что образованного Советского Союза.

Меч традиционно служил символом борьбы и власти, а во многих культурах еще и был неотъемлемой принадлежностью различных богов войны, например, бога Марса в римской мифологии. В национал-социализме меч превратился в символ борьбы за чистоту нации или расы и существовал во множестве вариантов.

В символе меча была заложена идея будущего «единства народа», которого рабочие и солдаты должны были достичь после революции. Несколько месяцев 1924 года левый радикал, а впоследствии националист Зепп Эртер издавал газету под названием «Молот и меч», в логотипе которой использовался символ в виде двух скрещенных молотков, пересекающихся с мечом.

И в НСДАП Гитлера существовали левые движения - в первую очередь представленные братьями Грегором и Отто Штрассерами. Братья Штрассер издавали книги в издательствах «Рейн-Рур» и «Кампф». Обе фирмы использовали молот и меч в качестве эмблемы. Символ встречался также на ранних этапах существования гитлерюгенда, до того, как в 1934 году Гитлер расправился со всеми социалистическими элементами в нацистском движении.

Шестерня

Большинство символов, использовавшихся в Третьем рейхе, существовало в той или иной форме сотни, а иногда и тысячи лет. А вот шестеренка относится к гораздо более поздним символам. Ее начали использовать лишь после промышленной революции XVIII и XVIII веков. Символ обозначал технику вообще, технический прогресс и подвижность. Из-за прямой связи с промышленным развитием шестеренка стала символом фабричных рабочих.

Первым в гитлеровской Германии стал использовать шестеренку в качестве своего символа Технический отдел (Technische Nothilfe, TENO, ТЕНО), основанный еще в 1919 году. Эта организация, где внутри шестеренки помещалась буква Т в форме молотка и буква N, осуществляла техническую поддержку различных правоэкстремистских групп. ТЕНО отвечала за эксплуатацию и охрану таких важных отраслей, как водоснабжение и газ. Со временем ТЕНО влилась в военную машину Германии и стала подчиняться непосредственно Гиммлеру.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году в стране были запрещены все профсоюзы. Вместо профсоюзов рабочих объединили в Немецкий трудовой фронт (DAF, ДАФ). В качестве символа была избрана все та же шестеренка, но со свастикой внутри, и рабочих обязали носить эти значки на одежде. Похожие значки, шестеренка с орлом, вручались работникам технического обслуживания авиации - «Люфтваффе».

Сама по себе шестеренка не является нацистским символом. Его используют организации рабочих разных стран - как социалистического направления, так и не относящиеся к нему. Среди движения скинхедов, восходящего к британскому рабочему движению 1960-х годов, это также обычный символ.

Современные неонацисты используют шестеренку, когда хотят подчеркнуть свое рабочее происхождение и противопоставить себя «манжетникам», то есть чистоплюям из служащих. Для того чтобы их не путали с левыми, неонацисты комбинируют шестеренку с чисто фашистскими, праворадикальными символами.

Ярким примером является международная организация скинхедов «Хаммерскинс» (Hammerskins). В центр шестеренки они помещают цифры 88 или 14, которые используются исключительно в кругах нацистов.

Символы древних германцев

Многие символы нацистов были позаимствованы из оккультного неоязыческого течения, которое существовало в виде антисемитских сект еще до образования нацистских партий в Германии и Австрии. Помимо свастики, в эту символику входили знаки из дохристианской эпохи истории древних германцев, такие как «ирминсуль» и «молот бога Тора».

Ирминсуль

В дохристианскую эпоху у многих язычников в центре селения стояло дерево или столб, вокруг которого совершались религиозные обряды. У древних германцев такой столб назывался «ирминсуль». Это слово состоит из имени древнегерманского бога Ирмин и слова «суль», обозначающего столб. На севере Европы имя Jörmun, созвучное «Ирмин», было одним из имен бога Одина, и многие ученые предполагают, что германский «ирминсуль» связан с Древом мира Иггдрасиль в древнескандинавской мифологии.

В 772 году христианин Карл Великий сровнял с землей культовый центр язычников в священной роще Экстернштайне на территории современной Саксонии. В 20-е годы XX века, с подачи немца Вильгельма Тойдта, возникла теория, что важнейший ирминсуль древних германцев находился именно там. В качестве доказательства приводился рельеф, высеченный в камне монахами XII века. На рельефе виден ирминсуль, согнутый под изображением Святого Никодемуса и креста - символ победы христианства над язычеством.

В 1928 году Тойдт основал Общество по изучению древнегерманской истории, символом которого стал «выпрямленный» ирминсуль с рельефа в Экстернштайне. После прихода нацистов к власти в 1933 года Общество попало в сферу интересов Гиммлера, и в 1940 году вошло в состав Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков (Аненербе).

«Аненербе», созданная Гиммлером в 1935 году, занималась изучением истории германских племен, однако результаты исследований, которые не укладывались в национал-социалистическое учение о чистоте расы, не могли быть опубликованы. Символом «Аненербе» стал ирминсуль, и многие сотрудники института носили маленькие украшения из серебра, воспроизводившие рельефное изображение. Этот знак и по сей день используется неонацистами и неоязычниками.

Руны

Нацисты считали Третий рейх прямым продолжателем древнегерманской культуры, и им было важно доказать право называться наследниками арийцев. В погоне за доказательствами их внимание привлекли руны.

Руны - это знаки письма дохристианской эпохи народов, населявших север Европы. Так же, как буквы латинского алфавита соответствуют звукам, каждый рунический знак соответствовал определенному звуку. Сохранились рунические письмена разных вариантов, высеченные на камнях в разное время и разных регионах. Предполагается, что каждая руна, как и каждая буква алфавита, имела свое название. Однако все, что мы знаем о рунических письменах, добыто не из первоисточников, а из более поздних средневековых записей и еще более позднего готического шрифта, поэтому неизвестно, верны ли эти сведения.

Одной из проблем для нацистских исследований рунических знаков было то, что в самой Германии таких камней не слишком много. Исследования в основном основывались на изучении камней с руническими надписями, найденных на европейском Севере, чаще всего в Скандинавии. Ученые, которых поддерживали нацисты, нашли выход: они утверждали, что широко распространенные в Германии фахверковые постройки с их деревянными стойками и раскосами, придающими зданию декоративно-выразительный облик, повторяют способ написания рун. Подразумевалось, что таким «архитектурно-строительным способом» народ якобы сохранял секрет рунических надписей. Такая уловка привела к обнаружению на территории Германии огромного количества «рун», смысл которых можно было истолковывать самым фантастическим способом. Однако балки или бревна в фахверковых конструкциях, конечно, нельзя «читать» как текст. Нацисты решили и эту проблему. Без всяких на то оснований было объявлено, что каждая отдельная руна имели в древности некий скрытый смысл, «образ», прочесть и понять который могли только посвященные.

Серьезные исследователи, которые исследовали руны только как письменность, лишились субсидий, поскольку стали «отщепенцами», отступниками от нацистской идеологии. В то же время квазиученые, которые придерживались санкционированной сверху теории, получили в свое распоряжение значительные средства. В результате почти вся исследовательская работа была направлена на поиски доказательств нацистского взгляда на историю и, в частности, на поиски ритуального смысла рунических знаков. В 1942 году руны стали официальными праздничными символами Третьего рейха.

Гвидо фон Лист

Главным представителем этих идей был австриец Гвидо фон Лист. Сторонник оккультизма, он посвятил полжизни возрождению «арийско-германского» прошлого и был в начале XX века центральной фигурой в среде антисемитских обществ и объединений, занимавшихся астрологией, теософией и другой оккультной деятельностью.

Фон Лист занимался тем, что в оккультных кругах называлось «медиумным письмом»: с помощью медитации погружался в транс и в этом состоянии «видел» обрывки древнегерманской истории. Выйдя из транса, он записывал свои «видения». Фон Лист утверждал, что верой германских племен была некая мистическая «природная религия» - вотанизм, которой служила особая каста жрецов-«арманов». По его мнению, эти жрецы пользовались руническими знаками как магическими символами.

Далее «медиум» описывал христианизацию Северной Европы и изгнание арманов, вынужденных скрывать свою веру. Однако их знания не исчезли, а тайны рунических знаков сохранялись немецким народом веками. С помощью своих «сверхъестественных» способностей фон Лист мог находить и «считывать» эти скрытые символы повсюду: из названий немецких населенных пунктов, гербов, готической архитектуры и даже названий разных видов выпечки.

После офтальмологической операции в 1902 года фон Лист в течение одиннадцати месяцев ничего не видел. Именно в это время его посетили самые сильные видения, и он создал собственный «алфавит» или рунический ряд из 18 знаков. В этот ряд, не имевший с научно принятым ничего общего, были включены руны из разных времен и местностей. Но, несмотря на его антинаучность, он сильно повлиял на восприятие рунических знаков не только немцев вообще, но и нацистских «ученых», занимавшихся исследованием рун в «Аненербе».

Тот магический смысл, который фон Лист приписывал руническим письменам, используется нацистами от времен Третьего рейха до сегодняшних дней.

Руна жизни

«Руна жизни» - нацистское название пятнадцатого в древнескандинавском ряду и четырнадцатого в ряду рун викингов рунического знака. У древних скандинавов знак назывался «маннар» и обозначал мужчину или человека.

Для нацистов он обозначал жизнь и использовался всегда, когда речь шла о здоровье, семейной жизни или рождении детей. Поэтому «руна жизни» стала эмблемой женского отделения НСДАП и других женских объединений. В сочетании с крестом, вписанным в круг, и орлом этот знак был эмблемой Союза немецких семей, а вместе с буквой А - символом аптек. Эта руна заменила христианскую звезду в газетных объявлениях о рождении детей и возле даты рождения на надгробных камнях.

«Руна жизни» широко использовала на нашивках, которыми награждали за заслуги в самых разных организациях. Например, девушки Службы здоровья носили эту эмблему в виде овальной нашивки с красной руной на белом фоне. Такой же знак выдавали членам гитлерюгенда, прошедшим медицинскую подготовку. Все медики вначале пользовались международным символом врачевания: змея и чаша. Однако в стремлении нацистов реформировать общество вплоть до мельчайших деталей в 1938 году и этот знак был заменен. «Руну жизни», но на черном фоне, могли получать и эсэсовцы.

Руна смерти

Этот рунический знак, шестнадцатый в ряду рун викингов, стал известен среди нацистов как «руна смерти». Символ использовался для прославления убитых эсесовцев. Он заменил христианский крест в газетных некрологах и объявлениях о смерти. Его стали изображать и на могильных плитах вместо креста. Ставили его и на местах массовых захоронений на фронтах Второй мировой войны.

Этот знак использовали и шведские правые экстремисты в 30-е - 40-е годы. Например, «руна смерти» напечатана в объявлении о смерти некоего Ханса Линдена, который воевал на стороне гитлеровцев и был убит на Восточном фронте в 1942 году.

Современные неонацисты, естественно, следуют традициям гитлеровской Германии. В 1994 году в шведской газете под названием «Факел свободы» под этой руной был опубликован некролог на смерть фашиста Пера Енгдаля. Годом позже в газете «Вальхалл и будущее», которую выпускало западношведское движение нацистов НС Гетеборг, под этим символом был опубликован некролог на смерть Эскиля Иварссона, который в 30-е годы был активным членом шведской фашистской партии Линдхольма. Нацистская организация XXI века «Фонд Салема» и сейчас продает в Стокгольме нашивки с изображениями «руны жизни», «руны смерти» и факела.

Руна Хагал

Руна, означающая звук «х» («h»), в древнем руническом ряду и в более новом скандинавском выглядела по-разному. Нацисты использовали оба знака. «Хагал» - старая форма шведского «хагель», что означает «град».

Руна «хагал» была популярным символом движения фёлькише. Гвидо фон Лист вкладывал в этот знак глубокий символический смысл - связь человека с вечными законами природы. По его мнению, знак призывал человека «объять Мироздание, чтобы овладеть им». Это значение было позаимствовано Третьим рейхом, где руна «хагал» олицетворяла абсолютную веру в нацистскую идеологию. Кроме того, издавался антисемитский журнал под названием «Хагал».

Руна использовалась эсэсовской танковой дивизией «Хохенштауфен» на флагах и значках. В скандинавском виде руна была изображена на высокой награде - эсесовском перстне, а также сопровождала свадьбы эсэсовцев.

В наше время руна использовалась шведской партией «Хембюгд», правоэкстремистской группировкой «Хаймдаль» и небольшой нацистской группировкой «Народные социалисты».

Руна Одал

Руна Одал - последняя, 24-я руна древнескандинавского ряда рунических знаков. Ее звучание соответствует произношению латинской буквы О, а форма восходит к букве «омега» греческого алфавита. Название - производное от названия соответствующего знака в готическом алфавите, которое напоминает древнескандинавское «имущество, земля». Это один из самых распространенных знаков в нацистской символике.

Националистический романтизм XIX века идеализировал простую и близкую к природе жизнь крестьян, делая упор на любви к родной деревне и родине в целом. Нацисты продолжали эту романтическую линию, и руна Одал получила особое значение в их идеологии «крови и почвы».

Нацисты считали, что между народом и землей, где он живет, существует некая мистическая связь. Эта мысль была сформулирована и развита в двух книгах, написанных членом СС Вальтером Дарре.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дарре был назначен министром сельского хозяйства. Двумя годами раньше он возглавил подотдел СС, который в 1935 году превратился в государственное Центральное управление по вопросам расы и переселения Rasse- und Siedlungshauptamt (RuSHA), задачей которого было практическое применение основной идеи нацизма о расовой чистоте. В частности, в этом заведении проверяли на чистоту расы членов СС и их будущих жен, здесь определяли, какие дети на оккупированных территориях достаточно «арийские», чтобы их похитить и вывезти в Германию, здесь решали, кто из «неарийцев» должен быть умерщвлен после сексуальной связи с немцем или немкой. Символом этого ведомства была руна Одал.

Одал носили на воротниках солдаты добровольческой горной дивизии СС, куда как вербовали добровольцев, так и забирали силой «этнических немцев» с Балканского полуострова и из Румынии. В годы Второй мировой войны эта дивизия действовала в Хорватии.

Руна Зиг

Руну Зиг нацисты считали знаком силы и победы. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце». Англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», однако Гвидо фон Лист ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» - «зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов.

«Зиг-руна», как ее называют - один из самых известных знаков в символике нацизма. Прежде всего потому, что этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы. В 1933 году первые такие нашивки, разработанные в начале 1930-х годов эсэсовцем Вальтером Хекком, текстильная фабрика Фердинанда Хоффстаттерса продала частям СС по цене 2,50 рейхсмарок за штуку. Чести носить двойную «зиг-руну» на воротниках униформы была первой удостоена часть личной охраны Адольфа Гитлера.

Носили сдвоенную «зиг-руну» в сочетании с изображением ключа и в сформированной в 1943 году танковой дивизией СС «Гитлерюгенд», вербовавшей молодежь из одноименной организации. Одинарная «зиг-руна» была эмблемой организации «Юнгфольк» (Jungfolk), которая обучала основам нацистской идеологии детей от 10 до 14 лет.

Руна Тир

Руна Тир - еще один знак, который был позаимствован нацистами из дохристианской эпохи. Произносится руна как буква Т и обозначает также имя бога Тира.

Бог Тир рассматривался традиционно как бог войны, следовательно, руна символизировала борьбу, сражение и победу. Выпускники офицерской школы носили на левой руке повязку с изображением этого знака. Символ использовался также Добровольческой танковой гренадерской дивизией «30 января».

Особый культ вокруг этой руны был создан в гитлерюгенде, где вся деятельность была направлена на индивидуальное и групповое соперничество. Руна Тир отражала этот дух - и собрания членов гитлерюгенда украшали руны Тир колоссальных размеров. В 1937 году были созданы так называемые «школы имени Адольфа Гитлера», где наиболее способных учеников готовили к важным позициям в администрации Третьего рейха. Ученики этих школ носили сдвоенную «руну Тира» в качестве эмблемы.

В Швеции 30-х годов этот символ использовала организация «Молодежь Севера», подразделение шведской нацистской партии НСАП (NSAP).

Версия о том, что именно Гитлера осенила блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения принадлежит самому фюреру и озвучена в Mein Kampf. Вероятно, впервые свастику девятилетний Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики пользовался популярностью с древнейших времен. Крест с загнутыми концами фигурировал на монетах, бытовых предметах, гербах еще с восьмого тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Снова увидеть свастику Гитлер мог в Вене на эмблеме австрийских антисемитских организаций.

Окрестив архаичный солярный символ хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе приоритет первооткрывателя, хотя идея свастики как политического символа пустила корни в Германии до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, предложив красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого хищно раскинула крючья черная свастика.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам, пользовавшимся им же. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на эмоции. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер производил «перевербовку».

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как антисемитский.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Идея же использования символики тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иное содержание в расшифровку символов. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - символ невиновности за развязывание первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В трактовке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» из биографии не вычеркнешь, и свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор , например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Вокруг этого древнего символа скопилось много легенд и домыслов, поэтому кому-то может быть интересно почитать об этом древнейшем солярном культовом символе.


На самом деле и у меня, выросшего в СССР к свастике было предвзятое отношение, как к фашистскому знаку. Но так ли это на само деле? Свастика — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся у многих народов мира. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства.

У многих людей в настоящее время Свастика ассоциируется с фашизмом и Гитлером. Это вбивалось в головы людей последние 70 лет. Пора исправить ситуацию.
В современных школах, да и в лицеях и гимназиях России современной детям озвучивают достаточно бредовую гипотезу, что Свастика это немецко-фашистский крест, составленный из четырех букв "Г", обозначающих первые буквы руководителей нацистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса (иногда его заменяют Гессом). Ну и вариации на эту тему, Германия Гитлер Геббельс Гимлер. При этом мало кто из детей задумывается над тем, что в немецких фамилиях: HITLER, HIMMLER, GERING, GEBELS (HESS), нет русская букв "Г". Не знаю, что выдают за правду в школах западных, но более чем уверен, что и там свастика в первую очередь фашистская символика. К сожалению истинное значение данного рунического символа за последние 70 лет было затерто этим стереотипом. При этом испокон веков свастика была неотъемлемой частью славянского орнамента.

Более того, не желая заглядывать в глубь веков можно найти более доходчивые примеры. Не многие помнят, что на советских деньгах в период с 1917 по 1923 годы изображена была Свастика как узаконенная государственная символика; не сразу заметна, но сам факт. Она в центре.

Как видите уже Советская власть, 18 год.

Не сомневайтесь, до звёзд она была не менее популярна.

Да и не только на российских деньгах она была. Вот литовские пять литов.

Забыли и то, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период тоже была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы Р.С.Ф.С.Р. Да и как помнить, когда с тех пор минуло уже почти 100 лет. То есть надо не помнить, а знать.

Существует такая гипотеза, что Золотую Свастику-Коловрат как партийный символ Адольфу Гитлеру подарил сам товарищ И. В. Сталин в 1920 году. Но это уже может быть и придумано, не уверен.

Ну и для равновесия Американские войска 30 годов. 45 пехотная дивизия.

И знаменитая лётная дивизия Ляфайет.



А ещё были финские, польские и латвийские нашивки со свастикой. При наличии интереса можно самостоятельно отыскать их все в интернете.

Человек вдумчивый и не глупый всегда отличит намалёванную на могиле ветерана свастику от свастики в этническом орнаменте.

Выходки неофашистов и просто ублюдков, рисующих черные кресты на надгробиях Старого Еврейского кладбища в Риге, никак нельзя отнести к этническим ритуалам. И все же, при всем моём бескомпромиссном отношении к фашизму и итогам войны и досточно предвзятому отношению к свастике, я решил покопать информацию на эту тему. Но раз уж коснулись самой известной на сегодня интерпретации этого символа, то поговорим и о самом фашизме.
Термин Фашизм происходит от латинского «фашио» связка, пучек. Врусском языке аналогичное слово фашина - связка веток, прутьев. Фашина символизирует собой нечто крепкое, надежное созданное из слабого,хрупкого. Вспомните притчу о пальцах, которые каждый по себе слаб, а будучи сжатым в кулак представляет собой силу. Или исторический пример, когда легко можно переломить каждую стрелу, но невозможно это сделать с целым пучком.

"Первыми фашистами стали себя называть римские солдаты Юлия Цезаря,завоевавшие Египет. (во многом и методы у них были достаточно фашистские в современном понимании) По образу Меджаев, римляне полагали, что они несут в варварскую страну порядок и закон. Символом власти императора считался боевой топор, обложенный пучком прутьев и перевитый лентами,который и назывался фашина. Символика состоит в том, что вокруг сильнойвласти (топор), путем небольших ограничений (лента), будут крепнуть народы (прутья)." (с) Но вернёмся к знаку свастики руническому солярному символу.

К символике третьего рейха мы ещё вернёмся ближе к концу публикации. А пока давайте рассмотрим свастику без содрогания и предрассудков. Попробуем избавиться от презрительного взгляда на этот древний символ вечного вращения.

Я решил отстраниться от подачи этой темы новорусскими проповедниками. Нельзя отрицать тот факт, что древнеславянские традиции использовали солярный знак свастики, но уж очень у них подход навязчивый. Что бы не скатываться в противоположную сторону заблуждений взглянём на свастику несколько шире.

Учитывая то, что длинные тексты не все осиливают, решил показать собранные примеры, для реабилитации самого знака. Просто давайте обратим внимание на всё многообразие свастик в культурах разных народов. Для понимания сути этого должно быть достаточно.

Начнём, пожалуй, со вселенной. Найдите Большую медведицу, и левее от нее увидите созвездие в виде Свастики. Не знаю правда ли это, но ныне оно исключено их атласов звёздного неба. Так утверждают в статьях. Сам не проверял, это не так уж важно.


Не правда ли похоже на спиральную галлактику.?
А вот и рунические символы пращуров. Их тоже множество примеров, и вариантов интерпретации.

И индия, где свастика очень распространена.

Даже среди джунглей можно найти свастику.

Как вы думаете, что на картинке? Это фрагмент одеяния православного священника высшего церковного сана.

Вы все ещё верите, что свастику придумали фашисты нацистской Германии?

А в этой картинке никого не узнаете? Российский император спешит к своему автомобилю.

Но вы не на царя смотрите, а на капот машины. Нашли? Появление свастики при дворе последнего русского царя связано с именем его жены, Александры Федоровны. Возможно, здесь проявилось влияние на императрицу врача Петра Бадмаева. Бурят по происхождению, ламаист, Бадмаев проповедовал тибетскую медицину и поддерживал связи с Тибетом. Известны изображения гамматического креста на рисованных открытках Государыни.

"Левосторонняя свастика имела в царской семье особый смысл и использовалась как оберег, и как символическое отображение личности царя. Перед казнью бывшая императрица начертала на стене дома Ипатьева свастику и что-то написала. Изображение и надпись сфотографировали, а затем уничтожили. Обладателем этой фотографии был лидер белого движения в эмиграции генерал Александр Кутепов. Кроме того, Кутепов хранил икону, найденную на теле бывшей императрицы. Внутри иконы была запись, в которой поминалось общество «Зеленый дракон». Странные телеграммы подписанные «Зеленый» получал из Швеции Григорий Распутин. Общество «Зеленых», родственное обществу Туле, находится в Тибете. Перед приходом Гитлера к власти в Берлине жил тибетский лама, прозванный «человеком в зеленых перчатках». Его регулярно навещал Гитлер. Лама трижды без ошибок сообщал газетам, сколько нацистов пройдет на выборах в рейхстаг. Посвященные называли ламу «держателем ключей от королевства Агарти». В 1926 году в Берлине и Мюнхене появляются пока еще малочисленные колонии тибетцев и индусов. Когда нацисты получили доступ к финансам Рейха, они начали отправлять в Тибет большие экспедиций, эта живая связь не прерывалась до 1943 года. В день, когда советские войска закончили битву за Берлин, среди трупов последних защитников нацизма было найдено около тысячи тел добровольцев смерти, людей тибетской крови.(с)

В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика - "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна.

Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её"фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских традициях - оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...(с)

А на этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди , в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.

География расширяется.
В Индии Свастика является символ эзотерического буддизма. По преданию, она была запечатлена на сердце Будды за что и получила название «Печать Сердца».

Заглянём в историю распространения свастики.
""Вместе с одной и ветвей индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов.
Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива - III тысячелетие до н.э.) - на мисках, где она размещалась в самом центре композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю.
Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

При желании можно даже найти сочетание в орнаменте свастики и шестиконечной звезды Магендовида.

С этой же волной индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, но приобрела мистический смысл.

В самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где основатели буддизма оставили свои вехи.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал ее своим символом."

Вместе с буддизмом из Индии свастика проникла в Тибет и Японию. В Японии свастичный символ называется мандзи (Manji). Изображение мандзи можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев.

Наряду с Северной Америкой и восток Евразии отмечен солярным знаком и японец в украшенном мандзи шлеме.

Японская гравюра 18 века

Японская крыша

Вот украшенный свастикой фасад здания в Катманду.

А вот и сам Будда.

На этом месте можно было уже ставить точку. Для общего понимая того, что в самой по себе свастике нет ничего плохого этих примеров уже хватает. Но мы посмотрим ещё несколько. Восток вообще более бережно хранит свою историю и соблюдает традиции. Башня пагоды с золотой свастикой, солярным знаком.

Ещё один Будда
Это ли не пример того, что солярный коловрат не просто орнамент украшательного характера, а символ священный, имеющий глубокий сакральный смысл. Потому же мы её можем видеть на буддийский мандале.

И на священной ступе

Современный Непал

Коловрат-свастика запечатлен еще на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге легендарный князь Святослав ходил на Константинополь, бил хазар. Этот лучезарный символ использовался языческими волхвами (жрецами) в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские,
вологодские рукодельницы.

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа, ее часто можно было встретить на православных иконах. Как пример, свастика на головном уборе Божьей Матери иконы, именуемой"Державная". Помните орнамент на праздничном одеянии православного священника выше? Оттуда же.


По легенде, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. В самой старой синагоге Израиля на полу изображена Свастика, хотя считается, что иудеи чуть ли не единственное племя не считающее свастику священным символом.

Вновь Свастика стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке. Она повсеместно стала использоваться в орнаментике, как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Появилась даже трактовка, что символ Свастики необходимо понимать, как аббревиатуру из четырёх слов, начинающихся с латинской буквы «L»: Light — Свет, Солнце; Love — Любовь; Life — Жизнь; Luck — Судьба, Удача, Счастье.Это уже её современная трактовка, без признаков языческого культа.


А вот очень старый "ископаемый" пример свастики.


В настоящее время свастика изображена на президентском штандарте Финляндии.


И её можно найти на карте современной Америке...

Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев - индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан , ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.

Что же означала свастика? Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с алтарём - местом слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие под Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.

В середине 20-го века свастика стала одним из основных инструментов в противостоянии цивилизаций. И это отразилось не только в массовом использовании символа как «маркера» определённых сил, но и в активной эзотерико-мистической технологии применения. Этим аспектом занимались специальные сообщества 3 рейха, в первую очередь Аненербе. Свастику использовали как универсальный инструмент контактного и дистанционного психического кодирования отдельных лиц и групп, волевой проекции на географический регион, формирования событий (будущего заданного типа) и т.п. Далеко не все манипуляции со свастикой дали ожидаемый эффект, однако степень эффективности и характер использования не являются общеизвестной информацией. Эта сторона 2-й мировой войны ещё хранит свои тайны.
Вообще свастик великое множество.

Но как же свастика стала олицетворением фашизма?

Созданная в 1921 году по эскизам Адольфа Гитлера партийная символика и флаг NSDAP (Национал-социалистической Германской Рабочей Партии) впоследствии стали государственными символами Германии (1933-1945). Возможно, что Гитлер при выборе свастики в качестве эмблемы руководствовался теорией немецкого геополитика Карла Хаусхофера, который считал, что свастика - символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов.

Именно Хаусхоферу принадлежит выражение: «Пространство как фактор силы», которое у него позаимствовал Гитлер. В представлении самого Гитлера, свастика символизировала «борьбу за торжество арийской расы». К этому времени Свастику уже активно использовали австрийские антисемитские организации.

Тогда же было принято нацистское приветствие «Зига». «Зига» («sieg» - победа) - это жест приветствия Солнца: от сердца к Солнцу дорогой правой руки, ладонь левой руки при этом лежит внутренней стороной на животе, образуя зиг-руну. После 1933 года свастика окончательно стала восприниматься как нацистский символ, в результате чего, была исключена из эмблематики скаутского движения. Киплинг убрал свастику с обложек своих книг.

"В современном мире, как и раньше, широко используется специальный инструментарий - графическая символика - для целенаправленного воздействия на чувства, мысли и желания людей. История использования символов столь же глубока как и история человека разумного. И в этой истории особое место занимает идея поиска некого универсального ключа, магического знака, овладев которым становится возможным управлять не только человеком, но и целыми народами. Насколько реальна эта идея?
Ответ связан с ответом на другой вопрос: из чего состоит мир, в котором мы живём? Тысячи лет им задавались выдающиеся мыслители, актуальным он остаётся и в современном мире. В эпоху античности была популярна идея о скрывающихся за многообразием предметов и явлений лишь нескольких фундаментальных начал - стихий: огня, воды, земли, воздуха, и квинтэссенции этих стихий - эфира. Согласно античным учениям из этих субстанций образуются все известные предметы и явления, а системообразующим процессом является взаимодействие мира идей и мира стихий. Мир идей в данном случае похож на «грандиозное программное обеспечение» для Вселенной. Такая трактовка строения мира допускает материализацию идей в некие монады посредством особой субстанции - субстанции чистой информации - способной видоизменять в вещественном мире любой предмет. Может именно так следует понимать смысл загадочного «философского камня».
В данном случае мы определяем информацию как одно из первичных начал, своеобразную стихию. Что же собой представляют элементы мира идей, отражённые в форме субстанции? Как будет воспринимать их сознание человека? По всей видимости, в виде символов и знаков. Вероятно, внутреннее психическое пространство человека возможно представить в виде живых символов, объединённых в тексты. Имея в своей основе одну природу - единого во Вселенной мира идей, люди независимо от расы, эпохи, языковой культуры, среды обитания, имеют в своей психической структуре одни и те же первичные символьные конструкции. Такая точка зрения позволяет понять, почему на протяжении известной нам истории цивилизации людей существуют схожие и даже полностью идентичные символы, используемые практически во всех регионах планеты у самых разных народов."(с)

И если интересно музей свастики

ВИДЕО И на последок фотографии друга. Свастика в Сингапуре.


(с)
В публикации использовался материал с десятка статей и публикаций.


Top