Что рассказал тургенев о жизни крепостного. Отношение тургенева к крепостному праву

Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.

Читая рассказ «Муму», мы знакомимся со многими людьми - героями описываемых событий. Это и «славный мужик» Герасим,

и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей - принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни - «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.

Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права. Такие, как Иван Сергеевич Тургенев.

    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе,...

    Герасим - это дворник, который жил у барыни. Это высокий мужчина, очень сильный, но помимо этих хороших качеств у него был свой недуг, мешающий ему жить, - он был глухонимым. Герасим необщительный, работящий. Он не любил пьяных. Как я уже сказала, Герасим...

    Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Муму” меня очень поразил. Когда Герасим убил собачку, я не могла сдержать слез. А как же было тяжело ему самому! Ведь он вырастил Муму из маленького щенка. Это единственное существо, которое любило Герасима, да и он...

  1. Новое!

    Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими? Устной речи в нашем обычном понима­нии у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки. Даже Муму хорошо...

  2. Герасим - это мужик, который принадлежал старой барыне. Он жил в деревне, но потом его забрали в город. Выглядел он угрюмо: большой, здоровый, крепкий. Но у него был один очень большой недостаток: он был глухонемым. Герасим работал дворником и был очень...

««Литература» 7 класс» - Фёдор Михайлович Достоевский. Фёдор Иванович Тютчев. Дворец. Антон Павлович Чехов. Драма. Лев Николаевич Толстой. Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика, послание. Путешествие без расстояний. Максим Горький. Александр Александрович Блок. Пространство и время в литературе. Эпос. Михаил Юрьевич Лермонтов. Как вы понимаете слова.

«Урок литературы в 5 классе» - В волшебном смешенье надежды, сомненья. Черновик. Война и мир. Я был в лесу листом. Пушкиниана. Мастер и Маргарита. Ну вот и всё, окончен бой. Приобщение. Встреча с удивительными людьми. Робертино Лоретти. Добрый свет глаз. Акварель. Творчество учеников. Неожиданный подарок. Ника Турбина. Если б я был президентом.

«Урок-исследование по литературе» - Человек. Библейская «Притча о сеятеле». Небольшой рассказ. Линии сравнения. Плод. Поучительная история. Семя. Наши дневниковые (устные) записи. Удивительное дело. Сеятель. Ключевые слова и выражения. Плод в терпении. Раздолье. Без хорошего труда нет плода. Твори добро. Подвиг есть сраженье. Цветок. Андрей Платонович Платонов.

«Эйдос-конспект» - Образы какого поэта представлены? Сочетание читательских. Твори! Авторские образы. “Образ" – одно из основных понятий литературы. Комбинированные. С обратной стороны. На лицевой стороне. Проследи дальнеший путь!.. И авторских образов. Надорвала-а-сь!»- Д.; «Коняга - обыкновенный мужичий живот»- C.

«Современный урок литературы» - Три этапа работы с любым текстом. Формирование типа правильной читательской деятельности. Современный урок литературы. Угол зрения. Образец проектирования урока литературного чтения. Структура урока. Цель урока. Тема урока. Анализ текста в 5-6 классах. Выбор итогового задания.

««Литература» 6 класс» - Музей Д`Артаньяна (Франция). Тургенев Иван Сергеевич. Гид. Крылов Иван Андреевич. Литературный портрет. Ассоль. Эгль. А.Ф. Пахомов. А. Платонов «Неизвестный цветок». Кунсткамера. Чирки – самодельная обувь. Левша. Музей Шерлока Холмса в Лондоне. Литературная гостиная. Музей. Митраша. Палестинкой называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко.

Всего в теме 19 презентаций

Крепостное право и личность (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Одним из самых сложных для понимания произведений, которое включено в программу 5 класса, является рассказ И.С. Тургенева «Муму». Пятиклассникам оценить всю глубину и серьезность произведения бывает очень трудно. Ребятам прежде всего жаль несчастную собачку Муму, они жалеют и в то же время восхищаются богатырской силой глухонемого Герасима, кто-то осуждает его за то, что он утопил Муму, не попытавшись противостоять барыне. То есть, прежде всего, - это эмоции. А вся сложность этого произведения и состоит в том, чтобы, откинув эмоции, увидеть в глухонемом Герасиме символ крепостной России - такой же сильной, могучей и неспособной говорить, противостоять.

Данный урок является последним в изучении этого произведения. Подводятся итоги, делаются выводы, вспоминаются факты биографии писателя.

  • 1) Образовательная:
    • - повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
    • - вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;
    • - рассмотреть героев и их поступки.
  • 2) Развивающая:
    • - формировать умение анализировать текст художественного произведения;
    • - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы;
    • - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
    • - учить сжато излагать повествовательный текст;
    • - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
    • - продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
  • 3) Воспитательная:
    • - воспитание общечеловеческих ценностей;
    • - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

Добрый день, ребята. Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

Крепостное право - исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ «Муму» написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право. Запишем в тетради:

  • 1852 год - рассказ «Муму», 1861 год - отмена крепостного права.
  • - Что же такое крепостное право?
  • (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

  • - Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)
  • - Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

  • - Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев?
  • (Ответы детей)
  • - Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны?

Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен.

Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».

  • - Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
  • - Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.
  • - Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).
  • - Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне). Крепостной право личность муму
  • - Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).
  • - Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).
  • - Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).
  • - Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы.
  • (Работа в группах)
  • 1 группа: «Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами».

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

2 группа: «Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима».

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение - изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»; Герасим «смахивал на степенного гусака»; когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

3 группа: «Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?»

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола - это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: «Найдите в тексте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?»

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «…Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

  • - Обратимся к иллюстрациям, которые вы подготовили. (Работа с иллюстрациями учеников. Многие ученики изобразили Герасима. Они аргументируют свои ответы).
  • - Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде - с метлой и бочкой - кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.
  • - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).
  • - Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит - она могла делать с ним и его судьбой что угодно.
  • - Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право». (Нет. Крепостное право - это зависимость, а личность - это свобода. Герасим выбирает свободу).
  • - Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.
  • - Представьте, что нам предстоит составить «лестницу» и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню).
  • - Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Выставление оценок. Подведение итогов урока.

Конспект учителя

Слайд №2 Крепостное право - это комплекс государственных законов, которые прикрепляли крестьян к определенному земельному участку и ставили их в прямую зависимость от землевладельца (помещика), что временами приводило к лишению крестьян личной свободы. В России крепостное право существовало с 1649 года.

Слайд №3 Ранее в России имела место поместная система, которая по своему содержанию не являлась крепостным правом, а представляла собой жесткую форму арендных отношений. Крестьянин брал в аренду у землевладельца надел, на котором должен был отработать «соглашение» до момента сбора урожая, в результате чего вернуть его часть землевладельцу в виде «арендной оплаты». Данная плата осуществлялась в период одной недели до Юрьева дня – 26 ноября, и ещё одну неделю после него. У крестьянина не было права уйти, не произведя расчета, а когда он уплатил требуемое, то мог перейти к другому землевладельцу.

Слайд № 4 Во время царствования , в 1649 году, издается , которое представляло собой новый российский перечень законов. Данным уложением признавалось властвование землевладельца над крестьянами, которые работали на его земле. Такие работники не обладали правом оставлять свой надел и переходить к другому хозяину, а также вообще отказаться работать на земле, направившись, к примеру, для заработков в город.

Слайд №5 В результате крестьяне прикреплялись к земле, что послужило появлению названия: крепостное право. В случае перехода земли между помещиками, вместе с ней происходила передача и работников.

Слайд №6 Дворяне обладали правом продажи принадлежащего им крепостного иному хозяину без земли. Продавались крестьяне по произволу хозяина, разлучая жен и мужей, детей и родителей.

Слайд № 7 С середины 18 века в России усиливается крепостной гнет, в результате чего помещиками получено право продажи своих крестьян в рекруты, ссылать их в Сибирь или на каторгу.

Слайды №№ 8.9 Зависимость крестьян от помещиков постоянно расширялась, а, следовательно, положение их ухудшалось: помещики стали продавать и покупать крепостных, обменивать их на вещи и животных, женить и выдавать замуж по своему произволу.

Слайд № 10 Это явление в российской истории описал Иван Тургенев в своем рассказе «Муму».

Слайд № 11 В основу рассказа легла реальная история. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Слайд № 12Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник у вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Слайд № 13 Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.


Тема: И. С. Тургенев «Муму. Крепостное право и личность» (итоговый урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Образовательная:

Повторить знания о детстве и начале И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

Вспомнить об истории создания рассказа «Муму»;

Рассмотреть героев и их поступки;

Разобрать понятия крепостное право и личность, анализируя произведение, героев прийти к выводу совместимы ли два этих понятия.

Развивающая:

Развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

Развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

Воспитательная:

Воспитание общечеловеческих ценностей;

Умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, учебники.

Ход урока

1.Организационый момент.

Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас, надеюсь, что вы пришли на урок полные сил и энергии для работы. Перед вами лежат «карточки настроения». Я хочу, чтобы каждый из вас показал какой сейчас у него настрой на работу. Зеленые – у вас рабочее настроение, готовы к работе, оранжевые – вы не настроены на работу.

2.Введение в тему.

Слово учителя.

Мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». На нашем уроке мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины 19 века Ивана Сергеевича Тургенева. Сегодня нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Но прежде чем мы начнем, я предлагаю вам небольшую разминку, вспомним произведение, героев.

3.Разминка. (за каждый правильный ответ ученик получает фишку - балл).

О ком идет речь?

1.У него утиный нос и желтые глаза? (Гаврила)

2.Маленькая, худенькая, с родинкой на левой щеке? (Татьяна)

3.Почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству? (Капитон Климов)

4.Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости? (Барыня)

5. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых? (Герасим)

6.Кому принадлежат эти слова? «Ох, ох, умираю…опять, опять эта собака»? (Барыня)

7.Как звали главного героя рассказа И.С.Тургенева «Муму»? (Герасим)

8. В каком городе происходили действия? (Москва).

9. Откуда был «взят» Герасим? («из деревни»)

10. Как звали прачку, которая полюбилась Герасиму? (Татьяна)

11.Кого нашел Герасим около берега реки? (щенка).

12.Как Герасим назвал щенка? (Муму)

13.Какой породы была собачонка? (испанской).

14. Кого не могла терпеть собачонка? (пьяных)

15. Почему Герасим утопил Муму? (приказ барыни)

16.Что сделал Герасим, после того как утопил Муму? (вернулся в родную деревню).

17. Какого роста был Герасим? (12 вершков)

18. Кем был Капитон Климов? (башмачник)

19. Кто дал приказ женить Татьяну на Капитоне? (Барыня)

20.Почему Герасим ушел от барыни? (Не смог простить ее приказ)

Молодцы, ребята, быстро справились! Теперь подсчитайте сколько каждый из вас набрал фишек за ответы, столько баллов и запишите в картах оценивания.

4.Постановка целей. Проблемный вопрос.

Итак, мы размялись, вспомнили, немного героев, само произведение, теперь пора приступить к самому главному нашему вопросу на сегодня. Сегодня нам с вами, как уже было сказано вначале урока, предстоит решить проблему, которая заключается в понятиях крепостное право и личность и ответить на вопрос совместимы ли эти два понятия? Крепостное право и личность. Возможно ли это? Запишем тему урока в тетради.

Для начала нам необходимо определить значение этих понятий. Дома по толковому словарю значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения).

(Крепостное право – исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин.

Л ичность - человек как носитель каких-нибудь свойств. Личная неприкосновенность, свобода личности ).

- Что же такое крепостное право? Давайте вспомним.

Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями.

Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе.

5.Работа в группах. (Вопросы) (на работу 5 минут, на защиту 1,5 минуты).

1. К какому сословию принадлежал И.С.Тургенев? Опишите место, где родился и провел место писатель.

2. Расскажите о матери писателя Варваре Петровне.

3. Расскажите о детстве писателя. Что Тургенев вспоминает?

4. Расскажите об отношении Тургенева к крепостному праву. Какую клятву он себе дал?

(1.Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом.

Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя.)

(2. Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных.

Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода.)

(3. Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, догадайся».)

(4. Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.)

Запишите сумму полученных баллов для каждого в карту оценивания.

6.Физминутка. (Разминка для глаз).

Ребята, уже успели немного утомиться, предлагаю сделать небольшую разминку, тренировку для глаз.

7.Работа по произведению.

Итак, мы немного отдохнули, набрались сил для дальнейшей работы, продолжим.

Как мы уже отметили ранее Иван Сергеевич Тургенев с детства возненавидел крепостное право и поклялся никогда не примиряться и бороться с ним. Рассказ «Муму» - первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. Как вы понимаете слово порок?

Порок-1. Недостаток, изъян, заслуживающий порицания, осуждения; позорящее свойство кого-л., чего-л. 2. Безнравственное поведение.

- Сейчас я предлагаю обратиться к произведению, чтобы подойти поближе к разрешению нашего сегодняшнего вопроса. Мы попробуем найти и выяснить через какие поступки, каких героев Тургенев изобличает пороки крепостничества.

Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню.

Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).

Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).

Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).

Тургенев показывает нам властную и капризную старуху. Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим).

Как описывает автор Герасима? Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами. Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии, характер героя: нелюдимый, сильный.

Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.

Отлично, мы с вами охарактеризовали барыню и Герасима.

Теперь давайте посмотрим на их поступки. Давайте вспомним приказ барыни женить Татьяну на Капитоне. Как вы думаете она знала, что Татьяна полюбилась Герасиму? (да)

Знал это и она вся дворня, но никто даже не посмел ей перечить, так как все привыкли потакать любому капризу и желанию барыни.

Как на это отреагировал Герасим? (Он смирился)

Что же происходит дальше? Герасим, потеряв Татьяну находит маленького щенка, который позже становится ладной собачонкой испанской породы. Найдите место где автор описывает как Герасим ухаживал за Муму. (редкая мать так заботится о своем ребенке).

Как же поступает барыня? Увидев собачку, сначала она ей понравилась, но после того как она оскалила на нее зубы, барыня приказывает избавиться от нее. Как вы думаете она знала о чувствах Герасима к собачонке? (Конечно знала, и несмотря на это, думая, как обычно только о своих капризах и желаниях приказывает избавиться от самого дорого существа для Герасима).

Что делает Герасим? (Он выполняет поручение капризной барыни).

Как вы думаете, ребята, можно ли сказать, что автор через образ барыни и ее поступки изобличает пороки крепостного права? Можно ли ее характер, поступки назвать порочными? (ответы детей).

Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно.

Как вы думаете можно ли обвинять только барыню в судьбе Герасима или есть еще что-то, что нельзя изменить и это влияет на судьбу нашего героя? (Крепостное право)

Если бы Герасим был вольным человеком, как вы думаете сложилась бы его судьба по -другому? (ответы детей).

Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженника: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное способность противостоять несправедливости.

В чем выражается эта способность? - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).

6. Подведение итогов.

Работа в группах (Ассоциации).

Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия «личность» и «крепостное право».

Для того, чтобы мы смогли прийти к какому-либо выводу я предлагаю выполнить такое задание. Перед вами ватман и маркеры, разделите свой ватман на две части С одной стороны напишите «Крепостное право», с другой «Личность». Ваша задача написать какие ассоциации возникают у вас к эти понятиям. После того, как вы напишите ассоциации попробуйте ответить на наш главный вопрос совместимы ли понятия «крепостное право» и «личность» ответ записать ниже и объяснить почему вы так думаете. (На выполнение 5 минут, на защиту 1,5 минуты).

Молодцы, ребята! Чтобы оценить свою работу в этом задании посчитайте сколько ассоциация вы придумали, за каждую ассоциации ставим по 1 баллу, сумму баллов записываем за 3 задание каждому.

Сегодня мы с вами сделали большую работу, сумели найти ответ на очень важный, серьезный вопрос «Крепостное право и личность. Возможно ли это?»

Конечно же нет! Крепостное право – это зависимость, а личность – это свобода. Герасим выбирает свободу.

Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.

Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

7.Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение «Как бы я закончил эту повесть?».

8. Рефлексия.

Ребята, у вас в листах оценивания есть графа «итоговый балл» посчитайте общее количество набранных баллов за все задания и запишите в эту колонку. Эти карты оценивания я соберу, проанализирую и выставлю отметки, которые сообщу вам на следующем уроке.

Хочу сказать вам большое спасибо за вашу работу на уроке. Мне сегодня было очень приятно работать с вами. Надеюсь, что и вы на сегодняшнем уроке узнали что-то для себя новое, сделали интересные выводы, вынесли что-то полезное для себя.




Top