Бианки сова краткое содержание для читательского. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В

Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

    Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки: с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

    Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

    презентация;

    карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

    карточки с деформированным планом;

    аудиозапись «Крик совы»

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки. Слайд «1.

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой. Слайд №2.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее .
Читаем быстро .

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре.

3. Актуализация знаний. Слайд №3 .

Рассказ учащихся о биографии писателя В.В. Бианки:

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь он впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.

Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» до последней – «Гоголёнок» – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

Слайд №4. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

В его рассказах нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.

«Кто это?»

5. Сообщение темы и цели урока. Слайд №5.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

    Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?

    Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

6. Ребята, что вы знаете о сове? Слайд №6.

6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

6.2. Какую пользу приносят совы?

6.4. Приметы о сове. (У каждой группы)

    Если много сов – урожай будет хороший.

    Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

    Филин кричит на оттепель.

    Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

    Сова кричит – на холод.

6.5. «А вы знаете?»

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.Слайд №7.

У нас к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта). Слайд №8. Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

Какие слова вам не понятны?

«Словарная работа» (работа в группе)

Как можно заменить слова и выражения? Слайд №9.

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

8. Первичное знакомство с текстом.

8.1. Чтение текста учителем.

Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

Назовите главных героев.

Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

Можно ли ему дать другое название? Какое?

8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения . Слайд №10.

(Дети 1 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои результаты.)

    Чтение цепочкой ( до слов Ночь пришла)

Считал ли старик Сову своим другом?

О чем мудрая Сова предупреждала старика?

Послушался ли он ее совета?

    Чтение по частям ( до слов Мыши по полю рыщут)

Что же произошло, когда Сова перестал летать на луг?

Что стали делать мыши?

    Чтение «Догонялки» ( до слов Простила Сова Старика)

Почему шмели нужны лугу?

Что произошло с клевером на лугу?

Кому был необходим клевер?

Что произошло с коровой?

Что же пришлось сделать старику?

    Чтение «Учитель-ученик» (до конца произведения)

Простила старика сова?

Как все восстановилось в природе?

9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

Что мы узнаем о природе из этого предложения?

На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

Что произошло с клевером на лугу?

Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

Что же пришлось сделать старику?

Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» ( ).

11. Физкультурная минутка «Сова».

Птицы прилетели". Если дети слышат названия птиц, то они машут руками, а если - насекомых, то топают ногами.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Комары, орлы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Бабочки, стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Иволги, кукушки,

Даже совы - сплюшки.

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске: Слайд №11.

    Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

Какое из этих предложений можно назвать пословицей? (Слайд №12 )

Объясните её значение.

Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в группах. Проверка по слайду. (Слайд №13 )

сова - мыши - шмели - клевер - корова - молоко – чай

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом у каждой группы)

    Рассердилась сова.

    Молока у Коровы мало.

    Шмели на чужих лугах гуляют.

    Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.

    Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.

    Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №14)

16. Подведение итогов.

Над каким произведением работали?

Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание Слайд №15 .

Выберите себе домашнее задание:

    Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

    Чтение по ролям.

    Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия Слайд №16 .

Закончите предложения:

    «Сегодня я узнал ….»

    «Было интересно ….»

    «Урок дал мне для жизни…

Поэзия природы стала основой художественности в сказках Виталия Валентиновича Бианки. Свобода вымысла соединилась в его сказках с правдой о несказанно причудливом мире леса, полей, рек и озер В сказке «Сова» поведано, как тесно связана между собой жизнь птиц, насекомых, зверей и самого человека. Перестала Сова летать на поле: обидел ее Старик - и развелось много мышей, покинули поле шмели, некому стало опылять клевер, не стало хорошего корму и все меньше стала доиться Корова. И вот уже нечем Старику забелить чай.

Нос у каждой птицы свой, хорошо приспособлен для ее жизни. И трудно решить, чей же нос лучше («Чей нос лучше?»).

Что ни сказка - то новая страница из многолистной писательской энциклопедии, в которой охвачены все месяцы года, все следующие чередом изменения в природе.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе.

А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество, - глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек, - назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

Источники:

  • Сказки русских писателей/ Вступит, статья, сост., и коммент. В. П. Аникина; Ил. и оформл. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1982.- 687 с.
  • Аннотация: В книгу вошли сказки русских писателей XIX и XX вв.

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми :

«Чтение литературной сказки В . Бианки «Сова »

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

1. Познакомить детей с литературной сказкой В . Бианки «Сова » .

2. Расширять и уточнять представления детей о природе.

3. Продолжать объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : пустой чай, раздолье, волдыри, цветень, молоко всё жиже да жиже.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя .

Сегодня у нас знакомство с литературной сказкой В . Бианки «Сова » . Мы опять с вами попадаем на луг, и наблюдаем, какие там происходят события. Автор напоминает нам, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Вспомните, например, такую цепь питания : капуста – слизни – жаба.

Вы знаете, если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку. В нашей сказке человек не истребил животное, оно живо и здорово, человек только сильно обидел сову, а что из этого получилось, мы узнаем.

2. Чтение литературной сказки «Сова » .

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова .

Здорово,- говорит, друг!

А Старик ей :

Ты, Сова , - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова .

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить- сам лови.

А Старик :

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова , забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются :

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ :

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло : мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла :

вышло : все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик - Что от них толку : ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе : придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить пошёл Старик Сове кланяться :

Уж ты, Совушка - вдовушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

3. Физкультминутка «Сова » .

В лесу темно, (Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят» , глаза закрыты)

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит ,

Летит, кричит.

Совушка- сова , (Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова » сидит на ветке)

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит, (Повороты головы вправо-влево)

Во все стороны глядит

Да вдруг - как полетит. (Руки в стороны - машут крыльями)

4. Беседа по содержанию сказки .

Какой чай пьёт Старик? (Ответы детей : не пустой – молоком белит) .

Почему Сова рассердилась на Старика? (Ответы детей : Старик разговаривал с Совой невежливо) .

Что пообещала не делать Сова ? (Ответы детей : не стану по ночам к тебе на луг летать и ловить мышей).

Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг? (Ответы детей : нет, не испугался, он не знал, как ему помогает Сова ).

Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье? (Ответы детей : для мышей, они побежали на луг) .

Как ответил Старик Сове на предупреждение, что мыши вышли на охоту? (Ответы детей : а пускай идут) .

Что в это время происходит на лугу? (Ответы детей : мыши шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят).

О чём снова предупредила Сова Старика ? (Ответы детей : все шмели разлетелись) .

Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели? (Ответы детей : он считает, что от шмелей только одни волдыри) .

Что происходит на лугу в это время? (Ответы детей : клевер головой к земле виснет, а шмели не носят цветень с цветка на цветок).

Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок? (Ответы детей : не родится клевер на лугу) .

Что происходит с коровой без клевера? (Ответы детей : корова худеет, молока даёт меньше, молоко всё жиже да жиже, чай белить Старику нечем).

Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться? (Ответы детей : правильно) .

Что ответила Сова Старику ? (Ответы детей : ей тоже было нелегко без мышей) .

Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика ? (Ответы детей : Сова полетела ловить мышей. Шмели загудели над лугом. Клевер наливается. У коровы стало молока много. Старик белит чай молоком).

Что нарушилось в природе, когда Сова перестала ночью летать на охоту на мышей? (Ответы детей : нарушилась пищевая цепочка) .

5. Дидактическая игра «Составь цепи питания» .

1). Волк, дуб, кабан.

2). Сосна, дятел, жук-короед.

3). Лесная мышь, жёлудь, сова .

6. Дидактическая игра «Расскажи, как связаны между собой»

1). Орешник, полёвки, ласка.

2). Рожь, мыши, змеи, орёл.

Литературная сказка В . Бианки рассказала нам о том , что произойдёт на лугу, если туда не будет прилетать сова , ведь животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Гуляя в лесу, парке, бывая на лугу, помните, что нарушив цепи питания, вы нанесёте вред природе и человеку.

Все в этом мире до мельчайших мелочей известно писателю. Все поражает своей затейливостью. Однако верный свойствам сказки как искусству Бианки не только несет своим читателям знание. Он всегда остается художником. Отсюда веселая игра интонаций, метких выражений и вообще весь склад «исательской речи - речи повествователя - поэта и художника. Вот и про Сову сказано, что она «вдовушка», что «из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туи. Эта игра словом, как в прибаутках, как в детских играя. Маленькая сказочка «Лис и Мышонок» стала привлекательнее от одного необычного словечка в последней фразе: «отнорочек». Лис сказал, что подстережет Мышонка в норе. А Мышонок отвечает: есть, мол, у меня спаленка, есть и кладо-вочка - можно отсидеться. Но Лис не отступает - говорит, что разроет норку. Тут Мышонок и сказал: «А я от тебя в отнорочек- и был таков!» Все в сказках Бианки располагает к любви к миру живой природы - любви высокой, облагораживающей, той, без которой нет настоящего человека.

Русские писатели всегда охотно обращались к разработке тем, мотивов и образов сказочного фольклора других народов и народностей. В наше время переход сказок от народа к народу - один из могучих и плодотворных источников взаимного обогащения культур братских народов многонационального Советского Союза. Выдающийся успех пришел к писателю-дальневосточнику Дмитрию Дмитриевичу Нагишкину, когда он решился на воссоздание в сказках фольклорных преданий и мифов нанайцев, ульчей, нивхов, орочей и других малых народов Приамурья и Приморья. Нагишкин нашел здесь все, чем привлекательно подлинное художественное творчество,- глубокую жизненность, романтическую героику, дерзкий вымысел и неповторимость такого взгляда на мир, в котором объединились древние традиции мифа и реализм.

Герой сказки писателя храбрец, отважный Азмун, чтобы спасти свой народ от голодной смерти, спустился на дно морское. Спустился и увидел: лежит на нарах старый Тайрнадз, владыка моря, спит, забыл о нивхах - перестал посылать им рыбу. Разбудил Тайрнадза юноша: «Я - Азмун, нивхского народа человек,- назвал себя герой.- Отец, нивхам помоги - нивхам рыбу пошли. Отец, нивхи с голоду помирают». Это речь человека, помнящего о своем долге. И стыдно стало Тайрнадзу. В трактовке сказочного подвига ощутима манера Нагишкина как автора романа о герое-комсомольце Виталии Бонивуре («Сердце Бонивура»). В истории о юноше Азмуне подвиг во имя счастья и благополучия народа воссоздается в полном соответствии с героическим пафосом нивхских преданий. В фольклоре народов Дальнего Востока писатель нашел близкое себе.

Урок по литературному чтению 2 клаcc В. В. Бианки «Сова»

Учитель: Петрюк Елена Владимировна
Тема: В. В. Бианки «Сова»
Цели: 1. Продолжать знакомство с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с произведением «Сова».
2. Развивать навыки выразительного и беглого чтения;
обогащать словарный запас; развивать умения
анализировать поступки героев.
3. Воспитывать толерантность и доброжелательные качества
личности.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные:
- работа с текстом;
- слушать и понимать речь других;
Предметные:
- выразительное чтение;
- использование интонаций, соответствующих смыслу текста;
- устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

Оборудование: выставка книг, ноутбук, монитор,
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задания,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

2. Проверка домашнего задания.
Чтение отрывков из произведений В. В. Бианки (по очереди появляются иллюстрации на мониторе)
1) «… - Спору нет, видишь ты лучше меня. А вот слышишь ты тихий плеск вон там, за третьим поворотом речки? Хоттын – Лебедь прислушался и говорит:
- Выдумываешь, никакого плеска нет. Тихо в лесу…

(Глаза и уши)

2) «…Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет
певцами и музыкантами…»


(Кто чем поёт?)

3) «Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его
родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко - и вниз»…»


(Как Муравьишка домой спешил)

Чем похожи эти произведения?
- Ребята, кто автор этих произведений? (появляется портрет)


Виталий Валентинович Бианки – мастер литературной сказки. Почти все его сказки – научные, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить её.

3. Постановка целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а каким вы отгадайте.
Всё ночь летает.
Мышей в поле собирает?


(Сова)
Сейчас послушаем, что представляет о себе сова, расскажет Борзило Валерия

Сова – ночной охотник. С помощью изумительного острого слуха они улавливают шуршание мышки на земле с верхушки высокого дерева. Уши у совы расположены по бокам головы и обращены вперёд. На снимке вверху хорошо видно, что на лице совы находятся две «антенны - тарелки», образующие их перья направляют звуки прямо в уши.

4. Изучение нового материала.

1) Первичное чтение.

Чтение сказки учителем с сопровождение иллюстраций на экране.





-Что это за произведение?
- Почему сказка называется «Сова»?

2) Словарная работа

Ребята в сказке встретились слова, которые нужно объяснить.
На экране появляются слова
- Прочитайте эти слова про себя, по слогам, полностью.

КОРМОВИСТАЯ – образованно от слова корм
ГЛАЗИЩАМИ – образованно от слова глаза
УТЕКАЙ – убегай
ПОЙЛО – питательное питьё для скота.

3) Вторичное чтение

Выразительное чтение учащимися (7 человек)
4) Проверка усвоения содержания после прочитанного.
- Кто главный герой сказки?
- Что можно сказать о сове?
- Что можно сказать о старике?
- Какие ещё персонажи встретились в сказке?

5. Физкультминутка.
Давайте сказку мы разучим
Давным–давно в лесу дремучем.
Стояла старая избушка.
Жила в ней злющая старушка.
Когда из дома выходила,
То головой всегда крутила.
Ходила со своей клюкой,
Со злости била всё рукой.
Одной рукой, потом другой.
Устала бедная шуршать,
Теперь ей надо подышать,
А также спину разогнуть
И сесть немного отдохнуть.

6.Моделирование.
Откройте свои тетради
- Ребята, что это за произведение? Докажите.

Чем мы обозначаем сказку?
- О ком эта сказка? (сказка о животных)
- Каким цветом обозначаются такие сказки?(коричневым)
- Кто автор? (В. В. Бианки)
- Как называется эта сказка? (Сова)


Схематический план
1.- Почему сова рассердилась на старика? Найдите в тексте.
2. – Что произошло, когда сова перестала летать на лугу? Найдите в тексте.
3. - Что стали делать шмели? Найдите.
- Кому необходим клевер и почему?
4. – Что произошло с коровой?
5. - Что пришлось сделать старику? Найдите в тексте.
6. – Как восстановилось всё в природе?


- Ребята, как человек связан с природой и зависит от неё?

8.Итог урока
- Что нового изучили на уроке?
- Ребята кто считает, что активно участвовал в уроке, подойдите и возьмите на память совёнка.




Top