Cочинение «Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок

Все, что пережил Булгаков на своем веку, и счастливого, и тяжелого, - все свои главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдал он роману «Мастер и Маргарита». Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Пилат был прокуратором в Ершалаиме. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа Га-Ноцрп. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвую-Н(их и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая В1гутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. У Иешуа своя жизненная философия: «... злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!». Иешуа казнен. Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Получается, что его бессмертие - это наказание. Это наказание за выбор, который человек делает в своей жизни. Пилат сделал свой выбор. И самую большую проблему составляет то, что действиями его руководили мелочные страхи. Он две тысячи лет просидел на своем каменном кресле на горах и две тысячи лет видел один и тот же сон - муки ужасней не придумать, тем более что сон этот - его самая сокровенная мечта. Он утверждает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое никогда не закончится. Автор все же дает Пилату возможность освобождения. Жизнь началась тогда, когда Мастер сложил руки рупором и прокричал: «Свободен!». После долгих мучений и страданий Пилат наконец прощен.

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...

    Мнение любого человека в той или иной мере субъективно, поэтому сложно (а для некоторых и невозможно) однозначно согласиться с высказыванием Н.В. Гоголя о том, что «искусство стремится непременно к добру...». Возникает едва ли не первый вопрос о том,...

  1. Новое!

    Роман «Мастер и Маргарита» - самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека:...

  2. Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...

Совесть, истина, человечность

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

11 класс

Планирование уроков по роману.

1 урок. Громада и тайна романа. Судьба художника. Обсуждение читательских анкет учеников после восприятия романа. Личность, биография писателя как одна из «разгадок» тайны романа. Обзор романа «Белая гвардия», повести «Собачье сердце», пьесы «Кабала святош». Комментированное чтение отрывков из 1 и начала 2 главы. Словесное мастерство.

2 урок. Философско-этические проблемы романа. Роль библейских глав. Тема совести.

3 урок. Судьба Мастера. Проблема творчества и судьбы художника. Любовь на страницах романа.

4 урок. Гениальный художник. Мастерство Булгакова-сатирика. Традиции русской и мировой классики в творчестве писателя. Значение трех планов повествования в романе. Семинар.

1 урок – Лекция с элементами комментирования.

2 урок – Чтение 1 и начала 2 глав романа. Эмоциональность первой фразы Понтий Пилат: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Сложный внутренний мир фразы. Она отчетливо разделена на 6 разновеликих ритмических отрезков. Первые два отрезка сходны, далее строки разрастаются, но определенная упорядоченность ударений, создающая сложный ритмический рисунок есть. Число ударных слогов увеличено вдвое. Тут каждое слово весомо и значительно, это образ человека, наделенного большой властью, не лишенного государственной мудрости, вызывающего трепет и уважение. Но вот следующая фраза снимает ореол значительности, подчеркивая земные слабости человека, несколько приземляя его: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета». Так на протяжении всего романа в образе Пилата будут соединяться величественные черты сильного и умного правителя и признаки человеческой слабости, из которых самым ярким будет скрываемая ото всех и, даже от себя, трусость перед более высокой властью. Чтение 2 главы до конца. Домашнее задание: перечитать ершалаимские главы, подумать, какие философские, этические проблемы в них поставлены, какие из них можно обнаружить и в московских главах. Подготовить рассказ об евангельской истории Иисуса Христа и его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28). Не знающим Библии кажется, что ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей почти 2 тысячи лет назад, в начале новой эры истории человечества. Но следует сравнить: возраст 33 года Иисусу – 27 Иешуа. Мать Иешуа – женщина сомнительного поведения, отец – сириец, родителей не помнит. Не Бог, царь, сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения. Отсутствие учеников – не 12 апостолов, а только Левий Матвей. Неточно и невнятно записывающий слова учителя. Отсутствие популярности в народе: Иешуа, когда он вошел в Ершалаим (не въехал на осле), никто в городе не знал. Изменен характер проповеди, оставлено одно нравственное положение: «Все люди добрые» - краткое обращение всех призывов к добру в Нагорной проповеди. После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей, единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте. Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть. Наконец, оспоренно божественное происхождение Евангелий, которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея, где «записанное представляет собою несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических обрывков». Писатель переосмыслил библейские тексты. Даже слово «крест» или «распятый» использованы грубо, приземленные «повесить» и «столб». Еще одно различие: если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор. Видимо, в концепции романа Булгакова особое значение имеет образ Понтия Пилата, всадника Золотое Копье. Чтобы понять его, проследим за поведением Пилата Понтийского в сцене допроса Иешуа. К мучающемуся гемикранией прокуратору привели обвиняемого. Первым побуждением Пилата было «повесить его», не обременяя себя допросом, но из чувства долга он продолжает задавать вопросы, сам понимая их бессмысленность, и среди них вопрос об истине. «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Чудо? Нет. Исцеление словом (внушением) – не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта. В основе его огромная проницательность, но не сверхъестественного происхождения (сам объясняет, как узнал о собаке), ум, наблюдательность, понимание человека и главное качество – сострадательность. Игемон убеждается в невиновности Иешуа, хочет его спасти, но тут звучит новое обвинение. Булгаков дает глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Понтием Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, хотя бы смягчить укоры совести. Но нет, и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник Золотое Копье, в самом деле трус? И отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении? «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Почему же такая резкая оценка? Вероятно, писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, способен ему препятствовать, но не делает этого из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. И наказан Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, моральная оценка своих поступков. Совесть – искупление вины, возможность внутреннего очищения. Еще проблемы этих глав. Что такое добро и что такое зло? Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Ответственен ли человек за свои деяния? Человек и его вера. Человек и власть. Это важнейшие вопросы человеческого бытия. Они волнуют людей всех народов во все времена. Можно сделать запись этих вопросов. Они пригодятся. Главные выводы по ершалаимским главам.

  1. М.А. Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет, более того, ведет резкую полемику с евангельской трактовкой образа Иисуса Христа. В образе Иешуа Га-Ноцри изображен не сын Божий, но сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
  2. Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества заменена земной идеей власти социальных сил.
  3. Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека (прежде всего наделенного властью, но и любого другого) за происходящее вокруг.
  4. Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Но как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи? Существуют параллели, которые связывают изображение Ершалаима 30-х годов 1 века нашей эры и Москвы 30-х годов 20 века. Некоторые из них. Сходность в описании двух городов, разделенных не только тысячами километров, но и почти двумя тысячами лет. Отдельные детали, ритм, интонация фразы совпадают. Случайность? Но такой мастер, каким был Булгаков, вряд ли стал бы просто повторять найденный удачный образ или деталь. Вечные символы, силы природы: солнце, луна, гроза, тучи, молния, - которые присутствуют при описании как Ершалаима в день казни Иешуа, так и Москвы в последний день пребывания в ней Мастера и Воланда. Причем их смена хронологически совпадает: утреннее солнце, послеобеденные тучи, предвечерняя молния, гроза. В евангельской легенде заложены вечные ценности, вечные истины, которые, будучи забытыми или разрушенными, непременно отразятся на нравственном состоянии общества. Именно этими великими критериями может быть проверена моральная состоятельность людей эпохи, а значит, и ее состоятельность в целом, ибо, как сказал современный поэт «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Вот такая своеобразная проверка, моральная ревизия общества и совершается в романе Воландом. Появление черта в литературе имеет давнюю традицию (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Гете и другие). Воланд Булгакова написан в лучших традициях русской и мировой культуры: в критике отмечались многочисленные реминисценции с литературными, живописными, скульптурными, театральными образами. Даже имя пришел из «Фауста» И.В. Гете, где Воланд (Фаланд) упоминается как один из синонимов слова «черт». Привлекательность, мрачное обаяние, неторопливое достоинство, спокойствие, мудрость и благородство, которые привлекают читателя в этом герое. Он мало напоминает традиционного демона зла. Воланд Булгакова и его помощники не творят зло и не наказывают порок (это прерогатива самих людей), они почти не влияют на текущие в людской жизни события. Роль этих героев – как в условности искусства вообще – обнажать сущность явлений, высвечивать, усиливать, выводить на всеобщее обозрение черты и тенденции, которые без этого скрыты от глаз. И все фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственные превращения советских денег в доллары в канализационном бачке и прочая чертовщина – это не столько наказание, сколько доведение до видимого явного результата внутренних пороков человека. В этом ключе легко раскрывается сцена в Варьете, где под видом фокусов происходит испытание москвичей на алчность, милосердие. И вывод: «Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни сделаны, из кожи ли, из бумаги, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны. Ну, что же и милосердие иногда стучится в их сердца. Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их». Моральная инспекция всего общества и отдельных его членов продолжается на протяжении всего романа. Вывод урока. Писатель, вслед за своими предшественниками «золотого века» русской литературы, русскими философами начала 20 века, был убежден: в основе любого общества должны лежать не материальные, классовые, политические, а нравственные основания. Это была проницательность самого автора. Общечеловеческие проблемы. Проследим об этом в истории Иешуа Га-Ноцри. Проблема веры человека и связанной с ней темой совести, человеческой ответственности за себя, за окружающих, за общество, за мир в целом. Слово «вера» много раз звучит в романе не только в привычном контексте вопроса Понтия Пилата к Иешуа Га-Ноцри: «веришь ли ты в каких-нибудь богов? – Бог один, - ответил Иешуа, - в него я верю». В широком смысле «Каждому будет дано по его вере». В сущности, вера дана в более широком смысле, как величайшая ценность, идеал, цель жизни. На этом проверяется каждый персонаж любого уровня. Вера во всемогущество денег, стремление любыми средствами хапнуть побольше – это своеобразное кредо Босого, буфетчика. Вера в любовь – смысл жизни Маргариты. Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа. Страшно потерять веру, как теряет Мастер веру в свой талант, в свой гениально угаданный роман. Страшно этой веры не иметь, что свойственно, например, Ивану Бездомному. В сознании этого, в сущности, очень неплохого человека общественная идеология в лице Берлиоза и иже с ним вытравила прежние устремления к добру, истине, справедливости, попыталась внушить новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Отсюда «чудовищность», как говорит прозревший герой, его стихов. Вероятно, Иванушка – поэт не рюхинского плана. Пройдя через серьезные испытания, обретя с помощью Мастера новую веру, Бездомный оказывается в состоянии выполнить завет учителя: «Вы о нем продолжение напишите». О ком это «о нем»? Об Иешуа Га-Ноцри. Нет, о Понтии Пилате, ведь он был главным героем. О проблеме власти, о властителях разных времен и народов, в том числе, и своего, времени. Не случайно Бездомный в эпилоге романа становится историком. Эту веру за мнимые ценности, за неумение и душевную лень найти свою веру человек бывает наказан, как в романе Булгакова. Персонажи наказаны болезнью, страхом, муками совести. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что в романе свойственно Берлиозу. Он первым появляется на страницах романа. Подробно описывается с полным наименованием чинов и званий. Диалог между Бездомным и Берлиозом в первой главе, вернее, монолог последнего, идет по поводу антирелигиозной поэмы, которая была заказана поэту редактором и последнего не удовлетворила. Появившийся Воланд своими вопросами обнажает искуссственность, примитивность тех догм, которые проповедует Берлиоз. И последней каплей в этом споре, который трудно назвать спором, поскольку позиции явно не равнозначны, является «седьмое доказательство», гибель Берлиоза под колесами трамвая, но не спровоцированная, а лишь предсказанная Воландом. Какова же идейная роль Берлиоза? Берлиозов? Всякая система, имеющая ложные основания, стремится воздействовать, прежде всего, на сознание людей, внушить определенные истины, взять в духовный плен. На выполнение этой задачи брошена не только идеология, но и культура, которая рассматривается как часть идеологии. Берлиоз, руководитель крупной писательской организации (аббревиатура МАССОЛИТ) в сознании читателя ассоциируется с такими новообразованиями, как РАПП, МАПП, Пролеткульт, ЛЕФ). Редактор толстого журнала, не только сам проповедует официально утвержденные истины, но требует этого от своих подчиненных. И постепенно читателю открывается, что Берлиоз является идейным вдохновителем ариманов, латунских, лавровичей, именно под его идейным руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие нравственные идеалы. Но если Иван Бездомный, человек без большого духовного багаж, не всегда ощущает примитивность и ложность внушаемых ему тезисов и уж конечно не понимает истинную их подоплеку, то сам Берилиоз, человек достаточно начитанный и образованный, это прекрасно осознает. Это проявляется в споре с Воландом. Каждая фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических постулатов: «Надо будет ему возразить так». И тогда становится понятным, почему этому персонажу, единственному в романе, Волан изменяет своему правилу: не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня – у трупа исчезает голова, чтобы потом появиться для последнего вывода на балу у Сатаны. Теория Берлиоза о том, что по окончании жизни человек превращается в золу и уходит в небытие, лишает его нравственной опоры, его жизнь – духовного смысла. «Каждому будет дано по его вере». Тезис, дающий человеческой жизни духовный свет, хотя и он звучит в романе лишь как одна из возможных теорий, а не как истина в последней инстанции. Веру, истину, смысл жизни, понимание «вечных» вопросов бытия каждый человек ищет и находит сам, руководствуясь при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени. Идея романа. К Воланду в его последний день пребывания в Москве обращается Левий Матвей с поручением от своего учителя: «Он прочитал сочинение мастера. И просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. – А что же вы не берете его к себе, в свет? – Он не заслужил света, он заслужил покой». Вопрос о том, почему Мастер заслужил не свет, а покой? Для этого нужен философ П.А. Флоренский. Он считает, что после телесной смерти все души помещаются в единое место, где каждая очищается самостоятельно и в меру совести. Это место философ и называет покоем. Загробное царство у Булгакова изображено без малейшей иронии. Оно делится на «свет» (область Иешуа – некое подобие христианского рая, куда попадают те, кто всю жизнь нес людям Добро и Истину), «покой», которым награждается Мастер, получивший блага: независимость, уединение, условия для творчества. Третья область в романе представлена балом Сатаны. Это тоже своеобразный «рай», поскольку его обитатели, убийцы и насильники, ведут в нем то самое существование, к которому стремились при жизни: купаются в коньяке и шампанском, покупают женщин – рай, с точки зрения злодеев. Правда, отдельные обитатели этого княжества Сатаны мучимы совестью (Фрида), но, вероятно, лишь те, у кого совесть была при жизни. Мистические главы и вопросы к ним – это философия и этика. Элементы, предложенные писателем в романе по мироустройству, можно принимать или отвергать. Но раздумья над вопросами о мире и человеке, смысле жизни, вере и совести открывают сложность бытия и души человеческой. Это основа нравственного совершенствования. Третий урок. Вопросы.

  1. Изображение литературного мира на страницах романа (МАССОЛИТ, писательский ресторан, поэты Рюхин, Бездомный). Что и почему отвергает в нем Булгаков?
  2. Судьба Мастера и его романа. Проследите изображенную в «Мастере и Маргарите» историю художника и его произведения. Как вам кажется, трагическая судьба романа – случайность или закономерность? Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного: «Вы - писатель?», герой романа сурово отвечает: «Я – мастер»? что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером? В чем, с вашей точки зрения, близок герой писателю и чем от него отличается? Почему Левий Матвей говорит о Мастере: «Он не заслужил света, он заслужил покой»? в чем, по мнению Булгакова, назначение художника-мастера? Как вы понимаете утверждение Воланда «Рукописи не горят»? согласны ли вы с этим высказыванием?
  3. Счастье, боль, долг Маргариты. Маргарита на страницах романа. Сообщение ученика.
  4. Биографическая основа истории Мастера и Маргариты (Писатель и Елена Сергеевна). Сообщение ученика.

Самые сложные вопросы этого урока. Герой романа, Мастер, появляется не с первых глав романа, а лишь в 13 главе. Прочитать ситуацию появления героя и его описание. Затем диалог двух пациентов психиатрической больницы, в котором впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа: «Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер», - он сделался суров. Почему в устах героя резко противопоставляются эти слова? Какой смысл они для него имеют? Почему столь негативное отношение вызывает у героя слово «писатель», к которому мы привыкли относиться с уважением. Литературный мир на страницах романа написан колоритно и насмешливо, ведь все эти писатели опошляют великое писательское звание, рассматривают свою мнимую причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя ни душевным трудом, ни счастьем и муками слова, без чего невозможно подлинное литературное служение. Но именно эти люди именовались писателями, широко издавались, тогда, как подлинному художнику было отказано в естественном праве – писать для людей. История Мастера и его произведения. Почему не увидела свет эта рукопись, гениально «угадавшая» прошлое и, как мы убедились, проливающая свет на настоящее? Вывод. Роман Мастера, написанный вдохновенным талантливым пером с надклассовых, вне идеологических позиций, именно поэтому оказался не только не традиционным, но и враждебным литературному миру 30-х годов, так сатирически описанному Булгаковым. Причин этой враждебности не мог понять сам Мастер, но современный читатель, знакомый с эпохой по литературным произведениям, без труда объяснит этот поток литературной брани не только не традиционностью темы и героя, но прежде всего внутренней независимостью от идеологических постулатов, свободой творческого сознания. Какова дальнейшая судьба Мастера, изменившаяся при участии Иешуа и Воланда? Есть мнение, что Мастер лишился света, поскольку прибег к помощи Сатаны. Вряд ли с этим можно согласиться. В истории с Воландом Мастер – личность пассивная, на своеобразную сделку с дьяволом соглашается Маргарита, но написаны эти страницы так, что не оставляют никакого сомнения в авторском отношении к героине: сила любви, высокое достоинство, история с Фридой не только не снижают уважения к героине и восхищения ею, но еще больше усиливают их. Чтобы понять, почему Мастер получил не свет, а покой следует сравнить судьбу и жизненную позицию двух великих художников – Булгакова и созданного его воображением героя. Между ними много общего: ощущение высокой предназначенности литературы, внутренняя независимость, высокая образованность (историк по образованию, Мастер владеет пятью языками), талантливость, мастерское владение словом. Различия? На вопрос Воланда о будущем Мастер отвечает: «У меня нет больше никаких мечтаний и вдохновения тоже нет. Ничто меня вокруг не интересует. Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал. Свое произведение ненавижу, я слишком много испытал из-за него». Вот эта сломленность под влиянием даже самых суровых испытаний, отказ от своего призвания, таланта – то главное, что отличает героя от автора, который до последних дней жизни боролся за свое произведение, продолжал над ним работать без малейшей надежды увидеть его напечатанным, мечтал, чтобы оно дошло если не до современника, то хотя бы до потомков. Заметим, что автор не судит своего героя. Ведь булгаковский «покой» - это не наказание для тех, кто не смог попасть в «свет», это награда, воплощенная мечта Мастера о не суетности и мудрости, тишине и уединении, возможность свободно творить. Покоя достоин тот, кто честно прожил жизнь, кто не отягощен муками совести, не казнит себя за предательство и трусость, каким и предстает перед читателями Мастер. Как сам Булгаков понимает слово Мастер? Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим понимаем жизни, верный своему предназначению. Честные, свободные, открывающие сокровенные глубины мира и человеческой души, талантливые произведения Мастера и мастеров достойны великой участи – быть вечными спутниками людей, обрести бессмертие. Любовь Маргариты. После обсуждения есть вопросы. – При изучении романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы говорили о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и оставшейся верной своему мужу. Можно ли в этом случае назвать нравственным поведение Маргариты? Она оставила мужа, который ее любил, и ушла к Мастеру. Почему? Взаимная любовь – счастье. Почему же в романе даже эпизод первой встречи и мгновенно вспыхнувшей любви окрашен тревогой, звучит почти трагично? Может быть, писатель считал трагичной великую большую любовь? В чем назначение спутницы большого таланта? Чего эта миссия требует от женщины? Обязательно ли трагична ее судьба? Почему просьбу наградить Маргариту, как и Мастера, покоем Левий просит моляще? Почему он считает, что она менее достойна покоя?

4 урок. Урок-семинар. Вопросы раздавали заранее. Анализ одного эпизода романа. Сочинение-миниатюра «Что в мире и человеке открыл мне роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Вопросы к семинару.

  1. Традиции изображения черта в русской и мировой классике (Гете, Гоголь, Лесаж, Достоевский). Чему служат эти условные романтические образы? Какова роль Воланда и его свиты в романе Булгакова?
  2. Использование М.А. Булгаковым деталей и образов гетевского «Фауста». Следование или полемика?
  3. С позиций мировой культуры. Связь романа с идеями и образами театрального, музыкального искусства.
  4. На какие традиции русской классики опирается Булгаков в своих сатирических главах? Какие пороки человека и общества подверглись в романе особенно сильному осмеянию? Что из осмеиваемых писателем явлений осталось в прошлом, что требует борьбы и сейчас?
  5. Мастерство Булгакова-сатирика (на примере анализа одного из эпизодов романа: место в композиции, сюжетная основа, приемы сатирического изображения).

Список литературы

  1. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты»
  2. Лакшин В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  3. Утехин Н. Современность классики
  4. Чудакова М. И книги, книги.

Финал семинара завершаем вопросом – Каково значение необычной композиции романа, переплетения в нем трех планов повествования?

Сочинения – миниатюры.

Пример.

Самый сильный – пока! – роман, который прочитал за свою жизнь. Главные открытия: 1. Мир огромен и сложен, в нем много непознанного. Чтобы соответствовать миру, нужно постоянно думать, искать, понимать. 2. Главная наука – философия, но только не спрямленная, не идеологизированная. 3. Плохо знаю историю. Настоящее можно понять только на уровне прошлого. В истории многое повторяется, но на новом витке. 4. Чтобы познать мир, надо читать великие книги, прежде всего философские и Библию. Но не из-за веры в бога, а из-за веры в опыт человечества. 5. Понял, что такое настоящая литература, нашел для себя ее критерий. Если Булгаков прошлым проверял настоящее, буду уровнем этой книги проверять ценность прочитанного.

Так приоткрыта тайна романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тайна художественного слова. А это делает нас мудрее и человечнее.



К.Паустовский имел полное основание говорить о личности своего современника. Ведь эта «ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости, фальши» отразилась не только на жизни, но и на творчестве М.А.Булгакова.

Писатель почти в каждой своей работе подвергает жесткой критике современное общество. Но осуждает он его за костность, узость интересов, за страсть к деньгам. Булгаков выступает ярым противником узких, обывательских взглядов. Причем в романе «Мастер и Маргарита» безжалостному осмеянию подвергаются почти все второстепенные герои: и члены МАССОЛИТа с их меркантильными взглядами на искусство, и публика в Варьете, жаждущая легких денег, и обитатели дома на Садовой.

Их алчность писатель считал дикостью. Жажда легких денег, материальных благ, удовольствий, по мнению автора «Мастера и Маргариты», делает из человека животное. Доказывает это все та же сцена в Варьете. На представлении присутствовали не зрители, а толпа, дикая, озверевшая, обезумевшая от щедрости иностранных фокусников. Для этой толпы не осталось ничего святого: исчезли настоящие человеческие чувства как любовь и доброта, исчезло искусство – их затмили бумажные червонцы.

Но ведь это все фальшь. Свою сатиру Булгаков направляет и на нее. Главных героев своего романа Мастера и Маргариту он противопоставляет москвичам-обывателям.

Только их любовь искренняя, исцеляющая, верная, поэтому мы не осуждаем Маргариту, ушедшую от мужа. Только творение Мастера небездушное, близкое к истине, настоящее, поэтому мы не соглашаемся с критикой Латунского. И как никчемны нам тогда кажутся московские «деятели искусства», как ненужны собрания в доме Грибоедова, ведь на них собираются люди, которые не умеют создавать искусство так вдохновенно и увлеченно, как Мастер. О том, что они писатели и поэты говорится только в билетах члена МАССОЛИТа.

Образы сытых, самодовольных, алчных людей противны автору. Их скучную и однообразную жизнь, пошлый и убогий мир Булгаков высмеивает не только в «Мастере и Маргарите». Почти все творчество писателя доказывает справедливость слов К.Паустовского.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работа-
ли историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, обе
родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной
жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он
создает без какого-либо контакта с литературным миром. В
литературной среде Булгаков тоже ощущал себя одиноким,
хотя в отличие ог своего героя в разное время поддерживал
дружеские отношения со многими видными деятелями ли-
тературы и искусства: В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным,
Л. А. Ахматовой, П. А. Марковым, С. А. Самосудовым и др.
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,
темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со
свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно
38». Б. С. Мягков предполагает, что это описание внешности
героя - «практически автопортрет создателя романа, а уж в
иозрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться
эти главы, в 1929 г., Булгакову было именно 38 лет». Далее
Мягков ссылается на «аргументированное мнение», согласно
которому прототипом Мастера был и любимый писатель Бул-
гакова Н. В. Гоголь, о чем свидетельствует несколько фактов:
образование историка, портретное сходство, мотив сожжен-
ного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях
в их произведениях. Б. В. Соколов в качестве одного из воз-
можных прототипов Мастера называет С. С. Топлянинова –
художника-декоратора Художественного театра. Своего рода
alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноц-
ри, созданная им самим, - еще одно предположение Б. С. Мяг-
кова. В качестве возможных прототипов Мастера называют и
О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно,
больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиогра-
фических черт.
Автор романа о Понтии Пилате является двойником Бул-
гакова не только потому, что в его образе отражены психоло-
гические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков
сознательно выстраивает параллели между своей жизнью и
жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, вы-
ражая представление Булгакова о призвании художника и
являя собол обобщенный тип художника. Чрезвычайно при-
влекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем на-
значении искусства, призванного утвердить добро и противо-
стоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с
чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклон-
ника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, род-
ственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно
дорог».
В самом имени героя заключен не только прямой смысл
слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области
высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопостав-
лено слову «писатель».
В 30-е гг. писателя занимал важнейший вопрос: достоин
ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе го-
воря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя,
56 Литература
в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Веч-
ность - среда существования этой личности. Берлиоз и мно-
гие другие, «чьими руками по незнанию или безразличию тво-
рится зло на земле, заслуживают безвестности». Обращение к
философии И. Канта позволило Булгакову приступить к по-
искам природы нравственности и тайны творчества - поняти-
ям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в сво-
ей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высо-
кими нравственными качествами, однако он «податливо про-
никается крайним отчаянием, а также свободно возносится в
самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и
зло, и добро, оставаясь при этом собой». Слабое противостоя-
ние злому началу для творческой натуры представляется ав-
тору романа закономерным. Герои - носители высокой нрав-
ственной идеи - в произведениях писателя неизменно оказы-
ваются побежденными в столкновении с обстоятельствами,
которые породило зло. Роман Мастера, не принадлежащего к
могущественной иерархии литературного и окололитератур-
ного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру
нет места, несмотря на всю его гениальность. Своим романом
М. Булгаков утверждает приоритет простых человеческих
чувств над любой социальной иерархией. Но в мире, где роль
человека определяется исключительно его общественным по-
ложением, все-таки существуют добро, правда, любовь, твор-
чество. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое
воплощение этих гуманистических понятий, человечество
может создать общество истинной справедливости, где моно-
полией на истину не будет обладать никто.
Роман Мастера, как и роман самого Булгакова, резко от-
личается от других произведений того времени. Он - плод
свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без
насилия автора над собой: «… Пилат летел к концу, к концу, и
я уже знал, что последними словами романа будут: «… Пятый
прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», - говорит Мас-
тер. История романа о Понтии Пилате предстает как живой
поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А совре-
менность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из
романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна
писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может.
Литературная судьба Мастера во многом повторяет ли-
тературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на
роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвине-
ния против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных».
В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение об-
становка в стране 30-х гг. Через чувство страха, охватившего
Мастера, в романе передается атмосфера тоталитарной поли-
тики, в условиях которой писать правду о самовластии Пон-
тия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливо-
сти Иешуа было опасно. Отказ печатать роман сопровождал-
ся в редакции зловещим намеком: «…Кто это… надоумил со-
чинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь
Мастера перед Иваном Бездомным поражает своим трагиз-
мом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он,
естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея
возможности противостоять своим хулителям публично, «пи-
сатель искал сатисфакции через посредство искусства, взяв
себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу исто-
рии Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера»
стала дуэльным ристалищем.
В плане автобиографических ассоциаций следует указать
на то, что исходной причиной кампании против Булгакова
явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных» и,
в первую очередь, главный герой этих произведений - белый
офицер Алексей Турбин.
Таким образом, выявляется не только сходство жизнен-
ных обстоятельств М. Булгакова и Мастера, но и параллелизм
героев романа Булгакова и романа Мастера и их литератур-
ной судьбы. Обстановка травли, в которой окшался писатель
во второй половине 20-х гг., весьма напоминает обстоятель-
ства, о которых рассказывает Мастер. Это и полное отреше-
ние от литературной жизни, и отсутствие средств к существо-
ванию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, гра-
дом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и
политический характер. «Настали совершение безрадостные
дни. Роман был написан, больше делать было нечего…» - рас-
сказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-"о на редкость
фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой
строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон.
Мне все казалось, … что авторы этих статей гогорят не то, что
они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
Кульминацией этой кампании стали известные письма
Булгакова к советскому правительству (собственно, к Стали-
ну). «По мере того как я выпускал в свет свои произведения,
критика СССР обращала на меня все большее внимание, при-
чем ни одно из моих произведений … не только никогда и
нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но на-
против, чем большую известность приобретало мое имя в СССР
и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, при-
нявшие, наконец, характер неистовой брани» (гксьмо 1929 г.).
В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «Я обна-
ружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной)
301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-
ругательных - 298». Примечательны заключительные слова
этого письма: «У меня, драматурга, … известно о и в СССР, и
за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и
гибель». Почти дословное повторение в оценке своего поло-
жения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том,
что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со
своей собственной. В этой связи письмо к Стал тоу становится
не только биографическим, но и литературным фактом - за-
готовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в бо-
лее поздних редакциях романа.
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия
непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и
вины творческой личности, которая идет на компромисс с об-
ществом и властью, уходит от проблемы морального выбора,
искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность ре-
ализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер
упрекает современников в трусливом малодушии при защите
своего человеческого достоинства под напором диктатуры и
бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за
свое признание, он остается самим собой - воплощением «без-
мерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».
У Мастера, как и у Булгакова наступает заболевание: «Л
затем наступила … стадия страха. Нет, не страха этих статей..,
а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним
или к роману вещами. Так, например, я стал бсяться темноты.
Словом, наступила стадия психического забо/евания».
К несомненным автобиографическим ассоциациям отно-
сятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также
нашла отражение в романе. Наверное, будет неправильным
отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами со-
здателя романа и Елены Сергеепны: многие автобиографии1
Маргарита в романе Мастера 57
ские черты писателя и его жены присутствуют в произведе-
нии. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как
и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа.
Булгаков считает Маргариту верной спутницей Мастера. Она
не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет со-
бой его романтический образ. Любовь является к Мастеру
как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одино-
чества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь,
что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно,
а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее
красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одино-
чество в ее глазах!» - рассказывает Мастер. И далее: «Она
поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожи-
данно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу«вбоих! Так поражает
молния, так поражает финский нож!»
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспых-
нувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало
помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюб-
ленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духов-
ная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в
романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает
Ивану историю своей жизни, все его повествование прониза-
но воспоминаниями о любимой.
В русской и мировой литературе традициопен мотив по-
коя как одной из высших ценностей человеческого существо-
вания. Достаточно вспомнить, например, пушкинскую форму-
лу «покой и воля». Поэту они необходимы для обретения
гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий.
Такой творческий покой и должен обрести Мастер в послед-
нем приюте.
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очис-
тившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство
Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настра-
давшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, каки-
ми были Мастер и Маргарита: «…О трижды романтический
мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой
под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать
музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать
при свечах гусиным пером? <…> Туда, туда! Там ждет уже вас
дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут,
потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге,
мастер, по этой», - говорит Воланд герою.
Мастер - «вечный скиталец». Мастера трудно оторвать
от земли, иоо много «счетов» надлежит ему «оплатить».
Приют Мастера в романе подчеркнуто, нарочито идил-
личен; он перенасыщен литературными атрибутами сентимен-
тально-благополучных финалов: тут и венецианское окно, и
стена, увитая виноградом, и ручей, и песчаная дорожка, и на-
конец, свечи и старый преданный слуга.
Возврата в современный московский мир для Мастера
нет: лишив возможности творить, возможности видеться с лю-
бимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. В том
доме, что Мастер получил в награду за свой бессмертный ро-
ман, к нему придут те, кого он любит, кем интересуется и кто
его не встревожит. Именно о таком светлом будущем говорит
любимому Маргарита: «Слушай беззвучие … слушай и на-
слаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. <…>
Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к
тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто
тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи».
Одновременное Воскресение Иешуа и Мастера -момент,
когда герои московских сцен встречаются с героями библей-
скими, древний ершалаимский мир в романе сливается с со-
временным московским. И это соединение происходит в веч-
ном потустороннем мире благодаря усилиям его господина -
Воланда. Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер, и Марга-
рита обретают вневременное и внепространственное качество
вечности. Их судьба становится абсолютным примером и аб-
солютной ценностью для всех веков и народов. В этой послед-
ней сцене не только сливаются воедино древний ершалаим-
ский, вечный потусторонний и современный московский про-
странственные пласты романа, но и время библейское образу-
ет один поток с тем временем, когда началась работа над «Ма-
стером и Маргаритой».
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем
самым свой роман. Эта тема исчерпана, и больше в свете с
Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в ‘потустороннем
мире он находит условия творческого покоя, которых был
лишен на земле.
Внешний покой скрывает за собой внутреннее творче-
ское горение. Лишь такой покой признавал Булгаков.
У Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. Ис-
чезает ожесточение и мучительное сознание того, что она при-
чиняет незаслуженные страдания своему мужу. Мастер из-
бавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения,
остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством
и в окружении своих героев.

П ДБ, ФЩ ОЕ РПИПЦ ОБ УМБВПХНОПЗП, - ФЙИП ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ Й ХМЩВОХМУС ЛБЛПК-ФП УФТБЫОПК ХМЩВЛПК, - ФБЛ РПЛМСОЙУШ, ЮФП ЬФПЗП ОЕ ВЩМП.
- юЕН ИПЮЕЫШ ФЩ, ЮФПВЩ С РПЛМСМУС? - УРТПУЙМ, ПЮЕОШ ПЦЙЧЙЧЫЙУШ, ТБЪЧСЪБООЩК.
- оХ, ИПФС ВЩ ЦЙЪОША ФЧПЕА, - ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ, - ЕА ЛМСУФШУС УБНПЕ ЧТЕНС, ФБЛ ЛБЛ ПОБ ЧЙУЙФ ОБ ЧПМПУЛЕ, ЪОБК ЬФП!
- оЕ ДХНБЕЫШ МЙ ФЩ, ЮФП ФЩ ЕЕ РПДЧЕУЙМ, ЙЗЕНПО? - УРТПУЙМ БТЕУФБОФ, - ЕУМЙ ЬФП ФБЛ, ФЩ ПЮЕОШ ПЫЙВБЕЫШУС.
рЙМБФ ЧЪДТПЗОХМ Й ПФЧЕФЙМ УЛЧПЪШ ЪХВЩ:
- с НПЗХ РЕТЕТЕЪБФШ ЬФПФ ЧПМПУПЛ.
- й Ч ЬФПН ФЩ ПЫЙВБЕЫШУС, - УЧЕФМП ХМЩВБСУШ Й ЪБУМПОССУШ ТХЛПК ПФ УПМОГБ, ЧПЪТБЪЙМ БТЕУФБОФ, - УПЗМБУЙУШ, ЮФП РЕТЕТЕЪБФШ ЧПМПУПЛ ХЦ ОБЧЕТОП НПЦЕФ МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПДЧЕУЙМ?
- фБЛ, ФБЛ, - ХМЩВОХЧЫЙУШ, УЛБЪБМ рЙМБФ, - ФЕРЕТШ С ОЕ УПНОЕЧБАУШ Ч ФПН, ЮФП РТБЪДОЩЕ ЪЕЧБЛЙ Ч еТЫБМБЙНЕ ИПДЙМЙ ЪБ ФПВПА РП РСФБН. оЕ ЪОБА, ЛФП РПДЧЕУЙМ ФЧПК СЪЩЛ, ОП РПДЧЕЫЕО ПО ИПТПЫП. лУФБФЙ, УЛБЦЙ: ЧЕТОП МЙ, ЮФП ФЩ СЧЙМУС Ч еТЫБМБЙН ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ ЧЕТИПН ОБ ПУМЕ, УПРТПЧПЦДБЕНЩК ФПМРПА ЮЕТОЙ, ЛТЙЮБЧЫЕК ФЕВЕ РТЙЧЕФУФЧЙС ЛБЛ ВЩ ОЕЛПЕНХ РТПТПЛХ? - ФХФ РТПЛХТБФПТ ХЛБЪБМ ОБ УЧЙФПЛ РЕТЗБНЕОФБ.
бТЕУФБОФ ОЕДПХНЕООП РПЗМСДЕМ ОБ РТПЛХТБФПТБ.
- х НЕОС Й ПУМБ-ФП ОЙЛБЛПЗП ОЕФ, ЙЗЕНПО, - УЛБЪБМ ПО. - рТЙЫЕМ С Ч еТЫБМБЙН ФПЮОП ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ, ОП РЕЫЛПН, Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ПДОПЗП мЕЧЙС нБФЧЕС, Й ОЙЛФП НОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЛТЙЮБМ, ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП НЕОС ФПЗДБ Ч еТЫБМБЙНЕ ОЕ ЪОБМ.
- оЕ ЪОБЕЫШ МЙ ФЩ ФБЛЙИ, - РТПДПМЦБМ рЙМБФ, ОЕ УЧПДС ЗМБЪ У БТЕУФБОФБ, - ОЕЛПЕЗП дЙУНБУБ, ДТХЗПЗП - зЕУФБУБ Й ФТЕФШЕЗП - чБТ-ТБЧЧБОБ?
- ьФЙИ ДПВТЩИ МАДЕК С ОЕ ЪОБА, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ.
- рТБЧДБ?
- рТБЧДБ.
- б ФЕРЕТШ УЛБЦЙ НОЕ, ЮФП ЬФП ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС ХРПФТЕВМСЕЫШ УМПЧБ "дПВТЩЕ МАДЙ"? фЩ ЧУЕИ, ЮФП МЙ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕЫШ?
- чУЕИ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ЪМЩИ МАДЕК ОЕФ ОБ УЧЕФЕ.
- чРЕТЧЩЕ УМЩЫХ ПВ ЬФПН, - УЛБЪБМ рЙМБФ, ХУНЕИОХЧЫЙУШ, - ОП, НПЦЕФ ВЩФШ, С НБМП ЪОБА ЦЙЪОШ! нПЦЕФЕ ДБМШОЕКЫЕЕ ОЕ ЪБРЙУЩЧБФШ, - ПВТБФЙМУС ПО Л УЕЛТЕФБТА, ИПФС ФПФ Й ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБРЙУЩЧБМ, Й РТПДПМЦБМ ЗПЧПТЙФШ
БТЕУФБОФХ: - ч ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙЪ ЗТЕЮЕУЛЙИ ЛОЙЗ ФЩ РТПЮЕМ ПВ ЬФПН?
- оЕФ, С УЧПЙН ХНПН ДПЫЕМ ДП ЬФПЗП.
- й ФЩ РТПРПЧЕДХЕЫШ ЬФП?
- дБ.
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, ЛЕОФХТЙПО нБТЛ, ЕЗП РТПЪЧБМЙ лТЩУПВПЕН, - ПО - ДПВТЩК?
- дБ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ПО, РТБЧДБ, ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. у ФЕИ РПТ ЛБЛ ДПВТЩЕ МАДЙ ЙЪХТПДПЧБМЙ ЕЗП, ПО УФБМ ЦЕУФПЛ Й ЮЕТУФЧ. йОФЕТЕУОП ВЩ ЪОБФШ, ЛФП ЕЗП ЙУЛБМЕЮЙМ.
- пИПФОП НПЗХ УППВЭЙФШ ЬФП, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЙВП С ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН ЬФПЗП. дПВТЩЕ МАДЙ ВТПУБМЙУШ ОБ ОЕЗП, ЛБЛ УПВБЛЙ ОБ НЕДЧЕДС. зЕТНБОГЩ ЧГЕРЙМЙУШ ЕНХ Ч ЫЕА, Ч ТХЛЙ, Ч ОПЗЙ. рЕИПФОЩК НБОЙРХМ РПРБМ Ч НЕЫПЛ, Й ЕУМЙ ВЩ ОЕ ЧТХВЙМБУШ У ЖМБОЗБ ЛБЧБМЕТЙКУЛБС ФХТНБ, Б ЛПНБОДПЧБМ ЕА С, - ФЕВЕ, ЖЙМПУПЖ, ОЕ РТЙЫМПУШ ВЩ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У лТЩУПВПЕН. ьФП ВЩМП Ч ВПА РТЙ йДЙУФБЧЙЪП, Ч дПМЙОЕ дЕЧ.
- еУМЙ ВЩ У ОЙН РПЗПЧПТЙФШ, - ЧДТХЗ НЕЮФБФЕМШОП УЛБЪБМ БТЕУФБОФ, - С ХЧЕТЕО, ЮФП ПО ТЕЪЛП ЙЪНЕОЙМУС ВЩ.
- с РПМБЗБА, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЮФП НБМП ТБДПУФЙ ФЩ ДПУФБЧЙМ ВЩ МЕЗБФХ МЕЗЙПОБ, ЕУМЙ ВЩ ЧЪДХНБМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЙЪ ЕЗП ПЖЙГЕТПЧ ЙМЙ УПМДБФ. чРТПЮЕН, ЬФПЗП Й ОЕ УМХЮЙФУС, Л ПВЭЕНХ УЮБУФША, Й РЕТЧЩК, ЛФП ПВ ЬФПН РПЪБВПФЙФУС, ВХДХ С.
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?3/50

ОБЧЕТОПЕ, ФП, ЮФП ЙЪОБЮБМШОП ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП, ОБДЕМЕООПЕ ВПЗПУПЪОБАЭЙН ТБЪХНПН, УЧПВПДОП ПФ НБФЕТЙБМШОПК ЙММАЪЙЙ, ЛПФПТБС, ПВЧПМБЛЙЧБС УПЪОБОЙЕ, ЪБУФБЧМСЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬФП УХЭЕУФЧП Ч ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ГЕМСИ. йМЙ, ЮФП-ФП ВМЙЪЛПЕ Л ЬФПНХ.

ДПЧПМШОП ФХНБООПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ))

РПЬФПНХ ЧЕТУЙС, ПУОПЧБООБС ОБ РПОСФЙСИ бОДТЕЕЧБ РТЕДУФБЧМСЕФУС НОЕ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕК Й МПЗЙЮОПК: НБФЕТЙС, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО ЖЙЪЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЮЕМПЧЕЛ, - УЧЕФМБС НБФЕТЙС ЙМЙ, ФЙРБ, УПЪДБООБС рТПЧЙДЕОГЙБМШОЩНЙ УЙМБНЙ. оЕ НПЗХ УФПРТПГЕОФОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ДЕНПОЙЮЕУЛБС НБФЕТЙС ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ФЈНОБС ЙМЙ БОФЙНБФЕТЙС, ОП ЧРПМОЕ ЧЕТПСФОП, РПЮЕНХ ВЩ Й ОЕФ. чПЪНПЦОП, ЬФП Й РПДТБЪХНЕЧБМПУШ, Б ЙНЕООП, ЮФП Х ЧУЕИ МАДЕК ЙЪОБЮБМШОП УЧЕФМБС РТЙТПДБ. йНИП.

ДЕМП ОЕ УПЧУЕН Ч ОБМЙЮЙЙ УЧЕФМПЗП Й ФЈНОПЗП. с ДХНБМБ, ЮФП ЙНЕЕФУС ОЕЛЙК, РХУФШ ДБЦЕ УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЪБЛПДЙТПЧБООЩК, ЧЪЗМСД ОБ НЕИБОЙЪН/ФЕИОПМПЗЙА РПСЧМЕОЙС ЙМЙ, ФЙРБ, ЧОЕДТЕОЙС ЬФПЗП РТЕУМПЧХФПЗП "УЕНЕОЙ ДШСЧПМБ". цБМШ, ЮФП чЩ ПВ ЬФПН ОЕ УМЩИБМЙ.

Х ЕЧТЕЕЧ ЧУЈ ЧППВЭЕ РП-ДТХЗПНХ. ПУПВЕООП Х УПЧТЕНЕООЩИ ИБУЙДПЧ. Х ОЙИ РПОСФЙС ЪМБ ЧППВЭЕ ОЕФ, ЛБЛ ФБЛПЧПЗП. ОЕ БЛГЕОФЙТХЕФУС ОБ ЬФПН ЧОЙНБОЙЕ.
ЧПРТПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЛПЫЕТОЩК. ДЧБ ОЕЮЈФЛЙИ РПОСФЙС ЧНЕУФЕ ДБАФ ВЕУЛПОЕЮОХА ДЙУРЕТУЙА УНЩУМБ.

ЙХДЕКУЛБС НБТЛУЙУФУЛП-МЕОЙОУЛБС ЖЙМПУПЖЙС ТБЪДЕМЙМБ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЕПВТБФЙНЩН ПВТБЪПН, ОЕ ТБУЛТЩЧ РПОСФЙС ЕДЙОУФЧБ, ЪБФП УНЕЫБЧ ЕЗП ЧПЕДЙОП У ВПТШВПК. РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ОЙЛПЗП ДБЦЕ ОЕ ЧПМОПЧБМЙ...
ВПЦЕУФЧЕООБС ЬФЙЛБ ВЩМБ ПЛПОЮБФЕМШОП УЧЕТЗОХФБ ЧНЕУФЕ У ТЕМЙЗЙЕК Й ЪБНЕОЕОБ РТПУФЩН ОБВПТПН РТБЧЙМ РПЧЕДЕОЙС. ЮЕЗП ЦЕ ЧЩ ИПФЙФЕ ФЕРЕТШ? ЬЗПЙЪН - УБНПЕ НЕОШЫЕЕ ЙЪ РТПСЧМЕОЙК. Й ОБН ФЕРЕТШ РТЕДУФПЙФ ЪБОПЧП УПВЙТБФШ Ч ЕДЙОХА ГЕМПУФОХА ЛБТФЙОХ Й ДХЫХ, Й ФЕМП, Й вПЗБ УП ЧУЕК ЧУЕМЕООПК...

ДБ ЧП ЧУЈН ПО ВЩМ РТБЧ! ЙВП, УЩО ЦЕ ЦШ ВПЦЙК... ЕНХ НПЦОП.
ЕУМЙ ПРТЕДЕМЙФШ РПОСФЙЕ ЪМБ ЛБЛ ТБЪТХЫЕОЙЕ МАВЧЙ Й ЗБТНПОЙЙ, УФБОЕФ РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВЩМП УЛБЪБОП ФБЛ. НЩ РТЙИПДЙН Ч ЬФПФ НЙТ У ЮЙУФПК ДХЫПК, ОП РТПЗТБННЩ Х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ...




Top