Настоящий 20 век в литературе. Основные направления русской литературы XX столетия

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Русская литература XX века (первая половина)

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

Арбузов А.Н. Таня.

Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

Бальмонт К.Д . Стихотворения.

Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

Вагинов К.К. Козлиная песнь.

Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н.С . Стихотворения.

Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

Зазубрин В.Я. Щепка.

Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

Лавренев Б.А. Сорок первый.

Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

Неверов А. Ташкент – город хлебный.

Новиков-Прибой А.С. Цусима.

Олеша Ю.К . Зависть.

Островский Н.А . Как закалялась сталь.

Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

Светлов М.А . Гренада.

Северянин Игорь . Стихотворения.

Серафимович А.С . Железный поток.

Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

Соловьев Вл.С . Стихотворения.

Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

Тренев К.А. Любовь Яровая.

Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

Федин К.А . Города и годы.

Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

Фурманов Д.А . Чапаев.

Хармс Даниил . Стихотворения.

Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Шварц Е.Л. Тень.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

Литература русского зарубежья

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

Гиппиус 3.Н. Сияния.

Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

Иванов В.И. Римские сонеты.

Адамович Г.В. На западе.

Оцуп Н.А. Град.

Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

Тэффи Н. Рассказы.

Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

Присманова А. Стихи.

Головина А. Стихи.

Дон Аминадо. Стихи.

Ачаир А. Стихи.

Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

Кленовский Д. Стихи.

Моршен Н. Стихи.

Синкевич В. Стихи.

Анстей О. Стихи.

Елагин И. По дороге оттуда.

Нароков Н. Мнимые величины.

Гингер А. Сердце. Стихи.

Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

Бобышев Д.В. Стихи.

Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

Берберова Н.Я . Курсив мой.

Бунин И.А. Окаянные дни.

Гиппиус 3.Н. Живые лица.

Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

Иванов Г.В. Петербургские зимы.

Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

Набоков В.В. Другие берега.

Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

Седых А. Далекие, близкие.

Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

Ходасевич В.Ф. Некрополь.

Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

Современное русское зарубежье. – М., 1998.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

«Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

«Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...

  • ДОСТУП К ДРУГИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН

    РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 20 ВЕКЕ

    Я на мир взираю из-под столика:

    Век двадцатый – век необычайный.

    Чем он интересней для историка,

    Тем для современника печальней.

    Н.И. Глазков

    Двадцатый век в истории русской литературы – самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Двадцатый век изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства.

    Русский духовный ренессанс

    Изменилась перспектива. Получалась

    иная направленность сознания.

    Раскрылись глаза на иные миры,

    на иное измерение бытия.

    И за право созерцать иные миры

    велась страстная борьба.

    Н.А. Бердяев

    Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для нее временем небывалых взлетов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж 18-19 веков был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж 19-20 столетий получил в истории литературы название «Серебряный век» . Это время проходило под знаком «переоценки ценностей» - как в науке, так и в искусстве. Небывалый подъем во всех сферах духовной жизни России, обострившийся интерес к философским вопросам был обусловлен рядом обстоятельств:

    1. социально-экономический кризис требовал поисков оптимального выхода из него;
    2. научные открытия и технические изобретения рубежа веков (теория относительности Эйнштейна, открытие клеточного ядра, кино, автомобили, радио, телефон, метро, признание геометрии Лобачевского и т.д.) привели к переосмыслению взглядов на мир;
    3. Россия к этому времени уже «переболела» имморализмом Ф. Ницше, прославившегося фразой «Бог умер», и учением А. Шопенгауэра - автора работ «Мир как воля и представление» и «Метафизика половой любви», что, в свою очередь, обусловило зарождение в конце 19 века русской религиозной философии , основателем которой стал национальный гений России Владимир Сергеевич Соловьев (1856-1900).

    Появляются новые течения и направления в живописи (абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского, лучизм М. Ларионова), в музыке (поиски новых форм ритма и музыкального самовыражения у П.И. Чайковского,
    С. Рахманинова, А. Скрябина), в балете (обновлению балетного искусства содействовали А. Павлова и М. Фокин).

    Бурные духовные искания русской интеллигенции, взлет творческих сил, обострение религиозно-мистической чувствительности - все это были признаки явления, которое Н.А. Бердяев назвал русским духовным ренессансом.

    Приметой эпохи стало соединение божественного и человеческого начал в сознании и, как следствие, соединение философии и литературы благодаря общей цели - поиску высшей истины . Усилившееся ощущение грядущей вселенской катастрофы определило стремление деятелей искусства к творческому преображению мира. Появилась вера в то, что искусство сможет стать силой, перерождающей мир.

    Главным достижением эпохи русского духовного ренессанса
    Н.А. Бердяев считал «освобождение от остатков писаревщины». Лозунг Белинского «Социальность или смерть» уже к началу 1890-х утратил свой смысл. Русская литература начала развиваться полифонично и разнонаправленно:

    а) литературный процесс Серебряного века определялся борьбой и взаимовлиянием реализма и модернизма (к модернизму относились все нереалистические течения);

    б) в одно и то же время на сценах российских театров ставились психологические пьесы Чехова, социальные драмы Горького и экспрессионистские драмы Андреева;

    в) в один и тот же год - 1907 - появляется первый соцреалистический роман «Мать» Максима Горького и первый русский порнографический роман «Санин» Михаила Арцыбашева, развивается символистский роман (две трилогии Дмитрия Мережковского - «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», романы «Тяжелые сны» и «Мелкий бес» Фёдора Сологуба; «Огненный ангел» Валерия Брюсова; «Серебряный голубь» и «Петербург» Андрея Белого).

    Наиболее значительным направлением Серебряного века стал символизм, становление которого проходило под знаменем идей Вл. Соловьева. Распад символизма в 1910 году привел к возникновению новых модернистских течений: акмеизма, эгофутуризма, кубофутуризма, имажинизма, новокрестьянской поэзии, импрессионизма.

    Все эти течения просуществовали недолго, зато дали дорогу в «большую литературу» Н.С. Гумилеву, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштаму, В.В. Маяковскому, Б.К. Зайцеву, С.А. Есенину, М.А. Волошину и др.


    Развитие русской литературы в 1890-1921 гг.

    В русле реализма

    В русле модернизма

    Проза и драматургия А.П. Чехова

    Символисты:

    В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, И.Ф. Анненский, Эллис, А. Белый, А.А. Блок, В.И. Иванов, М.А. Кузмин

    Проза и драматургия Л.Н. Толстого

    Проза А.И. Куприна

    Проза И.С. Шмелева

    Поэзия и проза И.А. Бунина

    Акмеисты:

    Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, Вл. Нарбут, О.Э. Мандельштам, М. Зенкевич

    Проза Б.К. Зайцева

    Проза и драматургия М. Горького

    Проза и драматургия Л.Н. Андреева

    Футуристы:

    а) Кубофутуристы : Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников, В.В. Каменский.

    Проза А.М. Ремизова

    Творчество «сатириконцев»

    А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи

    Проза В.Г. Короленко

    б) Эгофутуристы : И.В. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов

    Проза В.В. Вересаева

    в) «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н. Асеев

    Проза А.С. Серафимовича

    Новокрестьянские поэты:

    С.А. Клычков, П.В. Орешин, С.А. Есенин, Н.А. Клюев

    Имажинисты: А. Мариенгоф,
    В. Шершеневич, С.А. Есенин

    Независимые поэты:

    М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева

    Благодаря необыкновенному разнообразию литературных течений, направлений и форм самовыражения Серебряный век составил значительный пласт отечественной культуры. Именно в это время была преодолена односторонняя социальность русской литературы. Именно с высоты достижений Серебряного века стало понятным величие классической литературы 19 столетия. Именно серебряный век предопределил развитие русской культуры вплоть до конца 20 века.

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

    Настоящая литература может быть

    только там, где ее делают не

    исполнительные и благонадежные

    чиновники, а безумцы,

    мечтатели, бунтари, скептики.

    Е.Н. Замятин

    Октябрьская революция 1917 года, а также смерть в 1921 году Гумилева и Блока подвели черту под историей литературы Серебряного века. С начала 20-х годов начинается разделение русской литературы - географическое и содержательное. Эмиграция большинства русских писателей, приобретших известность в начале века, приводит к формированию двух разных русских литератур: а) русской советской литературы (литературы метрополии) и б) литературы русского зарубежья. Каждая из этих литератур на протяжении 20 века развивалась по своим специфическим законам.

    Русская советская литература состоялась как неповторимый феномен. Тесные рамки единственного метода литературы и критики - социалистического реализма - послужили причиной внутренней раздробленности советской литературы: с одной стороны существовала благонадежная «официальная» литература, с другой - литература «потаенная», которая не укладывалась в прокрустово ложе соцреализма.

    Поэтому произведения многих талантливых писателей, оставшихся в СССР, почти не публиковались при их жизни. Произведения Булгакова, Платонова, Замятина, Ахматовой, Пастернака, пришедшие к читателю лишь в 1980-е годы, а также произведения литературы русского зарубежья составили огромный пласт «возвращенной литературы».

    Развитие русской литературы с 1917 по 1991 гг.

    В СССР (литература метрополии)

    За границей
    (литература русского зарубежья)

    «официальная»

    «потаённая»

    М.Горький

    В. Маяковский

    Д. Фурманов

    А. Серафимович

    А.Н. Толстой

    М. Шолохов и многие другие

    А Ахматова

    О. Мандельштам

    Б. Пастернак

    М. Булгаков

    И. Бабель

    Б. Пильняк

    А. Платонов

    М. Цветаева

    Е. Замятин

    Ю. Даниэль

    А. Синявский

    А. Солженицын

    В. Набоков, И. Бунин, Б. Зайцев,
    И. Шмелёв, Д. Мережковский,
    К. Бальмонт, Н. Тэффи,

    А. Аверченко, А. Ремизов,
    Г. Иванов, И. Одоевцева,

    М. Алданов, Б. Поплавский,

    Г. Владимов, В. Войнович,

    И. Бродский и многие другие

    Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

    СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА НАЧАЛА 20 ВЕКА

    …для меня воображение всегда было

    выше сущего, и самую сильную любовь

    я испытал во сне.

    Л.Н. Андреев

    Датой рождения русского модернизма можно считать 1892 год, когда впервые заявило о себе первое модернистское направление в литературе - символизм. Символисты заявили о полном неприятии реализма - метода, который, по их мнению, лишь скользит по поверхности жизни и не способен проникнуть в суть вещей. Это мнение не было безошибочным, но с тех пор началось в русском искусстве противоборство модернизма и реализма. Примечательно, что модернисты и реалисты, внешне стремясь к размежеванию, внутренне обладали общей устремленностью к глубинному, сущностному познанию мира.

    Неудивительно поэтому, что даже писатели рубежа веков, причислявшие себя к реалистам, понимали, насколько тесны рамки последовательного реализма, и стали осваивать синкретичные формы повествования, позволяющие соединить реалистическую объективность с романтическими, импрессионистическими и символистскими принципами.

    Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами , выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Проще говоря, реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. Не случайно и у Куприна, и у Бунина, и у Горького план событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временного существования героев , поэтому реалисты начала века стали обращаться к фольклорным, библейским, культурологическим мотивам и образам, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству.

    Перечисленные особенности русского реализма вызывали многочисленные споры о творческом методе писателей, сохранявших верность реалистическим традициям. Горький начинает с неоромантической прозы и приходит к созданию социальных пьес и романов. Творчество Андреева всегда находилось в пограничном состоянии: модернисты считали его «презренным реалистом», а для реалистов, в свою очередь, он был «подозрительным символистом». Зайцев, проявляя интерес к микросостояниям души, создавал импрессионистическую прозу. Попытки критиков дать определение художественному методу Бунина привели к тому, что сам писатель сравнивал себя с чемоданом, обклеенным огромным количеством ярлыков.

    Сложное мироощущение писателей-реалистов, разнонаправленная поэтика их произведений свидетельствовали о качественном преображении реализма как художественного метода. Благодаря общей цели - поиску высшей истины - в начале 20 века произошло сближение литературы и философии, наметившееся еще в творчестве Достоевского и Л. Толстого.

    Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

    РУССКАЯ САТИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА

    Мы, бессмертные, любим шутку. Серьёзность - атрибут времени;

    она возникает от переоценки времени. А в вечности времени нет.

    Вечность - всего лишь мгновение, которого как раз хватает на шутку…

    Герман Гессе

    Уже в первом десятилетии 20 века в русской сатирической литературе ясно обозначились два резко отличающихся друг от друга направления:

    1. сатира пролетарская;

    2. сатира «Сатирикона».

    Первое направление , представленное творчеством Демьяна Бедного (Ефима Придворова) и рабочих поэтов, продолжало традиции политической сатиры и служило целям революционной борьбы. Второе направление возникло благодаря основанному в 1908 году журналу «Сатирикон», редактором которого был Аркадий Аверченко. Целью журнала было объявлено «моральное исправление» общества средствами сатиры, при этом политических тем «сатириконцы» принципиально избегали. Среди сотрудников журнала были талантливые поэты: Саша Черный (Александр Гликберг), Петр Потемкин, В. Князев. Из прозаиков в «Сатириконе» печатались А. Куприн, А. Толстой, Л Андреев, Н. Тэффи.

    Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг; 1880 – 1932). Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, представители некоторых течений в искусстве и т. д. Поэт высмеивает быт и идеалы русского обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: «Сатиры»(1910) и «Сатира и лирика»(1913). Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочетается с горькой иронией и скепсисом.

    Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925). Тема сатир Аверченко – быт города, жизнь обывателя, новые течения в искусстве. Аверченко как сатирик был скорее созерцателем, чем борцом, хотя верил, что жизнерадостный смех может исправить жизнь. Сборники: «Рассказы для выздоравливающих» (1907), «Веселые устрицы» (1910), «Круги по воде» (1912), «О хороших в сущности людях» (1914), «Чудеса в решете» (1915), «О маленьких – для больших» (1916). С 1920 года Аверченко в эмиграции, где продолжает писать рассказы о России. Сборники: «Дюжина ножей в спину революции» (1921), «Записки простодушного» (1923).

    Надежда Александровна Тэффи (Бучинская-Лохвицкая ; 1872 – 1952). Юмор Тэффи в большей степени психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегическая ирония. В эмиграции с 1919 года. Сборники: «Юмористические рассказы» (1910), «И стало так…» (1912), «Дым без огня» (1914), «Неживой зверь» (1916), «Тихая заводь» (1921), «Вечерний день» (1924), «На чужбине» (1927), «Все о любви» (1946), «Зимняя радуга» (1952).

    Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

    Русская литература XX века прошла несколько периодов своего развития, каждый из которых отмечен своеобразием общественно политических условий и эстетических направлений.

    В периодизации литературы XX века учитываются эстетические, внутрилитературные и общественно-идеологические факторы. Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г. – это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

    Второй период – 1917 – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

    Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

    Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап , связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

    Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

    Если в этой статье Вы не нашли ответа на интересующий вопрос, наши онлайн репетиторы всегда к Вашим услугам. Они объяснят непонятный материал и помогут выполнить любое задание в предельно короткие сроки. Что нужно для того, чтобы воспользоваться помощью онлайн преподавателей? Выбирайте наиболее удобный для Вас и подключайтесь прямо сейчас!

    blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Русская литература ХХ века стала сокровищницей талантов. Противоречивость эпохи, исторические драмы, социальные катаклизмы – все это зеркально отразилось в искусстве и литературе. Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.

    В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.

    Тесты по русской литературе:

    1. Определите вид конфликта в драме «Гроза» А.Н.Островского.

    Внутренний, семейный.

    Социальный.

    Идеологический.

    Философский.

    2. С какой целью А.Н. Островский вводит в пьесу «Гроза» экспозицию?

    Обозначить место действия и обстановку в городе.

    Чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина.

    Наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе.

    Описать волжский берег.

    3. Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат слова «Отчего люди не летают»?

    Катерине.

    Кулигину.

    4. Какие произведения принадлежат перу И.С. Тургенева?

    «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо».

    «Преступление и наказание», «Белые ночи».

    «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога».

    «Война и мир», «Анна Каренина».

    5. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать все»? («Отцы и дети».Тургенев И.С.) Базаров -

    Верит в науку.

    Нигилист.

    Пессимист.

    Лишний человек.

    6. С какой целью И.С. Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

    Показать внутреннее состояние героев романа.

    Для описания красоты природы.



    Заострить конфликтность ситуации.

    Для характеристики героев через их отношение к природе.

    7. Каково отношение Базарова, героя романа «Отцы и дети», к русскому народу?

    Презрение.

    Любование.

    Восхищение.

    Уважение и понимание.

    8. Каков идейный замысел сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Карась- идеалист», »Дикий помещик») ?

    Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

    Быт и нравы русской провинции.

    Осуждение максимализма героев.

    Изображение народной жизни.

    Н.А. Некрасов.

    Ф.И. Тютчев

    М.Ю. Лермонтов

    10. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

    Тема народа.

    Любовная лирика.

    Тема поэта и поэзии.

    Гришу Добросклонова – борца за народное счастье.

    Якима Нагого.

    Матрену Тимофеевну.

    12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по жанру является:

    философско-утопический

    социальный

    семейный

    любовный

    «проницательным читателем»

    литературным критиком

    прогрессивной общественностью

    реакционным правительством.

    14. Фраза «Где праздность – там и гнусность» принадлежит в романе «Что делать?»

    француженке Жюли

    Лопухову

    Кирсанову

    Вере Павловне

    15. Под «грязью фантастической» имеется в виду в романе «Что делать?»

    дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой…

    природы извращены

    люди, ведущие трудовой образ жизни

    люди искусства

    парии общества

    буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкие к…

    естественным потребностям человеческой природы

    чиновничество

    купечество

    17. «Новые люди» в романе «Что делать?» видят личную «выгоду» в…

    Разумном эгоизме

    стяжательстве

    накопительстве

    семейных отношениях

    18. «Особенный человек» в романе «Что делать?»- это

    Рахметов

    Соловцев

    Вера Павловна

    картину светлого будущего

    с изображением битв

    борьбы на баррикадах

    20. Роман «Преступление и наказание» написан писателем

    Ф.М. Достоевским

    Н.Г. Чернышевским

    М.Е.Салтыковым-Щедриным

    Л.Н. Толстым

    21.. Главный герой романа «Преступление и наказание» -

    Родион Раскольников

    Свидригайлов

    Разумихин

    22. Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», ощущает к затеваемому преступлению чувство

    отвращения

    удовлетворение от содеянного

    растерянности

    решимости

    23. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»?

    Принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих.»

    Гуманность- антигуманность.

    Талантливость-бездарность.

    Способность совершить преступление.

    24. Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» предполагает

    «разрешение крови по совести»

    борьбу на благо Родины

    революционную деятельность

    дружбу народов

    25. Какова мотивация Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» своего преступления?

    Проверки своей теории.

    Приобретение денег.

    Освобождение должников старухи от кредиторши.

    Возможность продолжения учебы в университете.

    26. Почему Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», убивает старуху обухом топора?

    Действие символично ө Раскольников наносит удар и себе (морально).

    Из-за неординарности характера Раскольникова.

    27. Каким предстает Петербург в романе «Преступление и наказание»?

    Город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.

    Величавая столица с прекрасной архитектурой.

    Один из героев романа, наделенный мрачной и мистической силой.

    Идеальным городом.

    28. Глубину душевных мук Раскольникова в романе «Преступление и наказание» суждено разделить

    Соне Мармеладовой

    Разумихину

    Порфирию Петровичу

    Л.Н. Толстой

    Ф.М. Достоевский

    А.П. Чехов

    Н.Г. Чернышевский

    30. Участвуя в Севастопольской кампании Л.Н. Толстой убедился, что война – это прежде всего

    кровь, смерть, грязь и страдания

    героизм командования

    выражение любви к царю

    защита высопоставленных лиц

    31. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»–

    роман-эпопея

    любовный роман

    война 1812 года, когда наполеоновские войска вступили на русскую землю

    пугачевский бунт

    восстание декабристов

    революция

    33. Стремление к нравственному усовершенствованию, «быть вполне хорошим»

    объединяло героев романа «Война и мир»:

    Пьера Безухова и Андрея Болконского

    Николая Ростова и Бориса Друбецкого

    Долохова и Анатоля Курагина

    Берга и князя Курагина

    34. Каковы принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» в романе «Война и мир»?

    Простота и естественность, способность к самоусовершенствованию.

    Роль в истории.

    Стремление к самоутверждению.

    Высокое положение в обществе.

    35. Какое значение на пути исканий князя Андрея, героя романа «Война и мир», имело его ранение на поле Аустерлица?

    Понял, что стремление к славе суетно и ничтожно.

    Пережил разочарование в своем кумире.

    Пересмотрел свои представления о смысле жизни.

    Почувствовал желание воевать.

    36. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал

    встречи с ним («Война и мир»)?

    Не хотел компроментировать Наташу.

    Он презирал этого человека.

    Не был способен принять окончательное решение.

    37. Что помогло Наташе, героине романа «Война и мир», «воскреснуть» после тяжелой болезни, связанной со смертью князя Андрея Болконского?

    В ее любви и заботе нуждалась больная мать.

    Время притупило силу страданий.

    Наташа смогла простить себя.

    Наташа смирилась с обстоятельствами.

    39. Как складывается судьба Пьера в эпилоге романа «Война и мир»?

    Становится членом тайного политического общества.

    Занимает важный государственный пост.

    Живет интересами хозяйства и семьи.

    Уезжает за границу.

    40. Что, по мнению Л.Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

    Дух армии.

    Численное превосходство войск.

    Продуманный план военных действий.

    Талант военачальников.

    41. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?

    Великодушие Кутузова («…теперь их пожалеть можно»)

    Поведение Тихона Щербатого.

    Беспощадность Долохова («Брать пленных не будем…»).

    Восхищение ими.

    42. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

    Народ – главная движущая сила истории.

    Гениальная личность, способная повести за собой массы.

    Фатум, высшая сила определяет ход истории.

    Случай, стечение обстоятельств.

    43. Л.Н. Толстой передает «диалектику души» своих любимых героев. Что подразумевается под этим?

    Духовное развитие.

    Физическое развитие.

    Стремление к материальному благополучию.

    Дружеские чувства.

    44. Что объединяет цикл рассказов Чехова «Маленькая трилогия»?

    «Футлярность» жизни в разных ее проявлениях.

    Критика невежества, ограниченности.

    Духовная деградация человека.

    Осмеяние приспособленчества.

    45. Кто виноват в деградации доктора Старцева из рассказа «Ионыч»?

    Сам Старцев.

    Катерина Ивановна.

    46. Старцев, герой рассказа «Ионыч», перед объяснением с Котиком думает о

    ее приданом

    ее красоте

    музыкальных способностях

    будущей жизни с любимой женщиной

    47. Почему Котик из рассказа «Ионыч» отказывает Старцеву?

    Мечтает о высокой, блестящей роли в обществе.

    Мечтает о городской жизни.

    Не знает жизни реальной, как ее мать.

    Не стремится к замужеству.

    48. Профессия Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», -

    Почтовый служащий.

    49. Почему учитель Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», «держал в руках весь город»?

    Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества.

    Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

    Его уважал весь город.

    Им гордились люди.

    50. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»?

    У каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью.

    Конфликт между «отцами» и «детьми».

    Конфликт между представителями различных социальных групп.

    Конфликт между прошлым, настоящим и будущим.

    51. Палата № 6 из одноименного рассказа Чехова – это

    флигель для умалишенных в провинциальной больнице

    помещение в полицейском участке

    Правительственная палата

    образцовая палата в больнице

    52. Герой рассказа «Палата № 6» Громов –

    российский интеллигент, страдающий манией преследования

    интеллигент, страдающий манией величия

    российский интеллигент, принимающий участие в борьбе за русский народ

    пассивный философ

    воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению

    активист за права человека

    революционер-демократ

    нигилист

    54. Политическая неблагонадежность, как считает автор рассказа «Палата № 6»

    отождествлялась в России с

    сумасшествием

    попустительством

    атеизмом

    доносительством

    55. Как называют начало ХХ века в русской литературе?

    Серебряным веком.

    Дорогим веком.

    Золотым веком.

    Революционным.

    56. Поэтов и писателей начала ХХ века объединяет

    «чувство трагической ответственности за общую судьбу», ощущение

    катастрофичности и мечта о возрождении человека

    равнодушие к страданиям окружающих

    любовь к природе

    любовь к детям, ставшими жертвами гражданской войны

    57. Особенностью модернизма являлся

    путь к новой гармонии

    раздумья, мечтания

    объективизм

    умиротворение

    59. Символизм характеризует:

    мистическое содержание, символы и художественную впечатлительность

    ясный взгляд на жизнь

    сатирическая направленность

    пропаганда

    60. Акмеизм характеризует

    ясный взгляд на жизнь, сочные земные краски, яркие моменты жизни

    ненависть к существующему языку

    желание изменить действительность

    желание воспарить

    61. «Пощечиной общественному вкусу» назывался манифест

    футуристов

    акмеистов

    символистов

    реалистов

    62. Поэт К.Д. Бальмонт участвовал в работе кружка

    символистов

    футуристов

    акмеистов

    реалистов

    63. Анна Ахматова вошла в кружок

    «Цех поэтов» (акмеистов)

    «Цех пролетарских поэтов»

    «Цех футуристов»

    «Цех единомышленников»

    64. Поэма «Реквием» Анны Ахматовой была посвящена

    тысячам страдающих матерей и жен во времена сталинских репрессий

    героям Гражданской войны

    революционерам

    знакомым

    65. Осип Мандельштам был поэтом

    акмеистом

    футуристом

    символистом

    является

    И.А. Бунин

    А.И. Куприн

    М. Горький

    В.В. Маяковский

    67. Какова основная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

    Разоблачение буржуазного миропорядка.

    Описание путешествия богатого туриста через Атлантику в Европу.

    Любовная история.

    Борьба за счастье народа.

    68. Корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называется «Атлантида» , так как:

    это символ обреченности современного мира

    это символ социального устройства общества

    название благозвучно

    корабль плавал по Атлантическому океану

    69. Укажите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» образы, имеющие символическое значение.

    Океан, кочегары в топке парохода.

    Попугай в гостинице, портье.

    Ящик из-под содовой.

    Тугой накрахмаленный воротничок.

    70. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

    Любовь сильнее смерти.

    Изображение «маленького человека».

    Представление дворянства быть неспособным к возвышенным чувствам.

    Борьба за гражданские права.

    71. Почему Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» дарит гранатовый браслет?

    Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

    Хочет, чтобы возлюбленная приобрела дар предвидения.

    Стремится напомнить о себе.

    Браслет – самое дорогое, что у него есть.

    72. Почему Желтков из рассказа «Гранатовый браслет» кончает жизнь самоубийством?

    Жизнь без любви потеряла смысл.

    Не в состоянии перенести разлуку.

    Понимает кощунственность своих мыслей.

    73. Кому в рассказе «Гранатовый браслет» принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

    Генерал Аносов.

    Князь Мышкин.

    Вера Николаевна.

    Муж Веры Николаевны.

    74. Какую музыку использует Куприн для утверждения идеи произведения «Гранатовый браслет»?

    Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 2».

    П.И. Чайковский. «Реквием».

    Г.В.Свиридов «Метель».

    Шуберт »Серенада».

    75. Что в рассказе «Гранатовый браслет» является основным средством характеристики героев?

    Отношение героев к чувству Желткова.

    Внутренние монологи.

    Художественные детали.

    76. Какую черту характера Олеси, героини повести «Олеся» можно назвать главной?

    Гармоничность.

    Скромность.

    Одухотворенность.

    77. Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви

    завершается повесть «Олеся» Куприна?

    Нитка красных бус.

    Письмо к возлюбленному.

    Букет полевых цветов.

    Косынка Олеси.

    78. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция?

    Через позицию рассказчика.

    С помощью пейзажа.

    79. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры?

    Альтруизм и индивидуализм.

    Ум и ограниченность.

    Отвага и трусость.

    Просвещенность и невежество.

    80. В чем смысл слов мудреца в «Легенде о Ларре»:»Наказание ему в нем самом».

    Самое страшное для человека – одиночество.

    Смертный приговор лишь убедил бы героя в своей исключительности.

    Смертный приговор показал бы, что «племя боится сына орла».

    Смерть для Ларры – избавление.

    81. Что общего между образами Данко и Лары?

    Противостояние миру людей.

    Противостояние племени.

    Крайний индивидуализм.

    Красота облика.

    82. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»?

    Благодарность не свойственна человеческому племени.

    Пожалел Данко.

    83. Как характеризует Луку, героя пьесы М.Горького «На дне» стихотворение, которое

    вспомнил Актер?

    Лука – идеолог «пассивного сознания», призванного усыплять, успокаивать.

    Утверждение философии «непротивления злу насилием».

    Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

    Лука – борец за гражданские права.

    84. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит / А в тюрьме моей темно…» названа героями пьесы «На дне» любимой?

    Песня созвучна душевному состоянию героев.

    Все равно, что петь после выпивки.

    Песня говорит о «правде».

    Красивая.

    85. К какой литературной группе принадлежал Сергей Есенин в начале 20-х годов?

    Символизм.

    Футуризм.

    Имажинизм.

    86. Определите жанр поэмы «Анна Снегина».

    Лиро-эпическая поэма.

    Романтическая поэма.

    87. Что объединяет судьбы всех героев поэмы «Анна Снегина»?

    Политика.

    Собственный выбор.

    Неидеализированное.

    Восторженное.

    Презрительное.

    Сочувственное.

    89. К какой литературной группе относился Владимир Маяковский?

    Футуристы.

    Акмеисты.

    Символисты.

    Имажионисты.

    90. Какова проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся».

    Сатира бюрократизма.

    Назначение поэтического творчества.

    Гимн Советской власти.

    Решение проблем с налогой инспекцией.

    91. В стихотворном цикле «На поле Куликовом » Александр Блок

    обращается к героическому историческому прошлому

    мечтает о прекрасном будущем России

    воспевает любимую женщину

    критикует современное общество.

    92. В чем проявляется своеобразие композиции романа

    М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » ?

    Параллельное развитие двух сюжетных линий.

    Кольцевая композиция.

    Хронологический порядок развития событий.

    Параллельное развитие трех сюжетных линий.

    93. Почему Иешуа представлен в романе «Мастер и Маргарита» как бродяга?

    иерархическому миру.

    Соответствует библейскому сюжету.

    94. Почему для Иешуа, героя романа «Мастер и Маргарита» один из самых страшных грехов – трусость?

    Трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла.

    Трусость ведет к предательству.

    Трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

    Трусость – грех.

    95. Какой из «миров» романа «Мастер и Маргарита» наиболее густо населен?

    Московский.

    Потусторонний.

    Библейский.

    Квартирный.

    96. Какое произведение не принадлежит А.И.Солженицыну?

    «Дом на Набережной».

    «Один день Ивана Денисовича».

    «Раковый корпус».

    «В круге первом».

    97. Кто написал роман «Петр Первый»?

    А.Н. Толстой.

    М.А.Шолохов.

    М. Горький.

    М.А. Булгаков.

    98. Жанр романа «Петр Первый» -

    исторический роман

    любовный роман

    мемуары (воспоминания)

    приключенческий

    100. Друг, соратник и единомышленник Петра Первого в романе «Петр Первый» –

    Александр Менщиков

    Князь Долгорукий

    Князь Василий Голицын

    Князь Шереметьев

    М.А. Булгаков

    Максим Горький

    М.А. Шолохов

    А.Т. Твардовский

    102. Роман «Мастер и Маргарита» посвящен проблемам:

    Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека.

    Эмансипация женщин.

    Революционная борьба.

    Героизм персонажей романа во время Гражданской войны.

    103. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» применяет литературный прием:

    Параллельно повествованию о современности вводит рассказ о событиях,

    происходящих две тысячи лет назад.

    Антитеза.

    Кольцевая композиция.

    Применяет фольклорные мотивы.

    104. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» отвергает примененное к нему слово «писатель»?

    Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию, и

    осознает, что достоин называться мастером.

    Был поэтом.

    Не любил писателей.

    Считал, что не достоин этого высокого звания.

    105. Что несла Маргарита в руках перед встречей с Мастером?

    «Отвратительные, тревожные желтые цветы»

    Красную сумку.

    Желтые перчатки.

    Черную папку.

    106. Какова судьба романа Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

    Он сжигает его.

    Продает другому издательству.

    Посылает за границу.

    Прячет в шкафу.

    107. Какова судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

    Попадает в Дом скорби.

    Уезжает за границу.

    Назначен председателем Союза писателей.

    Становится учителем в школе.

    108. Кто в романе «Мастер и Маргарита» представляет нечистую силу?

    Николай Иванович Босой.

    Коровьев.

    Степа Лиходеев.

    109. Какую роль играла Маргарита на бале Сатаны?

    Королева бала.

    Фрейлина королевы.

    Танцовщица.

    110. О чем Маргарита попросила Сатану?

    Чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего

    ребенка. Вернуть ей возлюбленного.



    
    Top