Cочинение «Мои мысли о романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: “Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в действиях, нежели обыватели?” И по сей день не прекращаются споры и распри на этой почве: вспомним, хотя бы расизм, антисемитизм, фашизм и т. д. - ведь они подразумевают, что одни люди лучше других!
Герой романа “Преступление и наказание” также задумывался над вопросами устройства людских социумов. Родион Раскольников хочет заново для себя и всего человечества решить все вопросы жизни, где удел всех несчастных - страдания и смерть. И раз необходимо поломать этот порядок, остановить ежечасно совершающуюся несправедливость, необходим и Герой в истинном, древнем значении этого слова.
Итак, Герой призван изменить мир. Избрав роль спасителя человечества, Родион Романович создает новую систему ценностей, некую теорию, согласно которой существует сверхчеловек, власть имеющий и преступающий, проливающий “кровь по совести”. Это трагическое забвение христианских заповедей, эта подмена нравственных законов законами арифметики: “Одна смерть и сто жизней взамен- да ведь тут арифметика!” -воспитывается в человеке всем строем современной ему жизни, самой атмосферой города из серого камня.
Да и что такое Петербург, в котором происходит почти все действие? Это город, в котором человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение достоверности происходящего тут же покидает нас. Вместе с Родионом и мы уносимся, соприкасаясь с его лихорадочным сознанием, в бескрайние просторы духа, не обремененного телом. Раскольников перестает ощущать себя, и даже принятие пищи кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью, Сам Петербург, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух” провоцирует Раскольникова на идею и поступок.
Достоевский считал, что большой город - дьявольское создание цивилизации - имеет особое влияние на душу человека. Город в романе - ошибка природы, заблуждение, случайность. Меня поразила настойчивость автора в подробном описании грязных улиц, их смрада и мерзости, пыльного городского камня, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая и человека стремится поработить, уподобить себе.
Петербург пересекает множество речушек, рек, каналов. Но в Петербурге Достоевского не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящим солнцем и духотой, бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на мертвый камень. Но как только кому-то захочется свести счеты с жизнью, немедленно возникает река, появляется высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой... Даже реки в этом городе - не явление природы, не прекрасное Божье творение, а лживое перевоплощение камня.
Но разве можно оправдать всем вышесказанным то, что человек убивает другого человека, чтобы узнать, тот ли он великий Герой, который впоследствии принесет им счастье. Вообразив себя “право имеющим”, Раскольников попирает святое, незыблемое для человеческого сознания -он посягает на человека.
“Не убий, не укради”, - написано в древней книге. Это заповеди человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников дерзнул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных вопросов и идей. И бездна муки себе и другим.
По замыслу герой совершал не преступление, а пробу; поднял руку не на человека, а на “вошь”. Но тогда почему он так боится, так замирает от любого чужого окрика, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню?
Раскольников сознает, что не “старуху убил, а себя”. Он бежит от этой мысли, как Страшного Суда, - не мог, не смел это совершать. В какие-то моменты внешние события отвлекают Родиона от его внутреннего переживания, он забывает о содеянном и уже готов радостно и освобождение воскликнуть: “Есть жизнь! Не умерла она еще со старухой!”. Но это лишь мгновение. Жизнь умерла - осталась мука.
Преступление стоит между ним и миром. Убийство - акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. В гордом одиночестве создавал Раскольников свою теорию, готовился к “пробе”. В те дни и часы никто ему не был нужен. Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. И тогда появляется Соня Мармеладова. Ее появление, по-моему, довольно значимо в романе. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех.
Соня, поставленная в те же условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня - другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников. Именно Соня убеждает Родиона признаться в содеянном. И герой соглашается с ней, но в тот момент в его душе нет раскаяния. Он донес на себя лишь потому, что тайна давила его, мешая жить и дышать. Но, чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.
Покаяние - это не просто признание своей ошибки, но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз. Покаяние - это страдание, потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.
Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Он думает, что это только он виновен в произошедшем, но теория непогрешима. Все изменяется лишь во второй части эпилога. Раскольников видит сон о моровой язве: своеобразная реализация его теории. Все люди вообразили себя героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением мнит себя каждый. Разгораются споры, которые вскоре доходят до войн. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга - и все меньше и меньше в живых остается на планете. Пустынная земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его путь к людям.
Удивительно, что и пейзаж эпилога резко отличается от картин природы в шести частях романа. Появляется простор, бескрайние виды, живая и мощная, не скованная набережными сибирская река... Это - знак перемены в судьбах героев, о которой мы уже не узнаем.
Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой.
Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя”. Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: “Пишу роман о современном преступлении”. Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением. Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее (вспомним хотя бы роман Н. Чернышевского “Что делать?”). В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации. И - что самое главное - русское общество начинает отходить от многовековой традиции православного взгляда на мир, популярным становится атеизм.
Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты?” - спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.
К атеизму может прийти лишь человек, живущий разумом. Раскольников - студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Следовательно, по мнению Достоевского, разумная жизнь человека должна быть подчинена чувству, иначе обществу не избежать преступлений.
Ф. М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека.
Что же тогда для Достоевского наказание? По мнению писателя, юридическое наказание, такое, как оно осуществляется в обществе, не имеет смысла. Само по себе оно может лишь вызвать чувство еще большей озлобленности. Наказанием для героев Ф. М. Достоевского становятся муки совести, ощущение постоянного нравственного неудовлетворения своим поступком. Человек приходит к очищению только тогда, когда он вновь обретает Бога и становится человеком, осознающим, что есть нравственный идеал. Это возможно только в том случае, когда преступник находит в себе силы для общения с человеком, который может этот нравственный идеал явить. Для Раскольникова таким человеком становится Соня.
Но самое страшное наказание для человека состоит в том, что он утрачивает возможность быть с людьми. Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни? И да, и нет. Может, если пройдет через долгие физические и нравственные страдания, если сможет отказаться от тех “теорий”, которые сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский показывает нам и Старогина, который готов пойти на самоубийство, чтобы доказать самому себе, что сможет распоряжаться собственной жизнью. Но что ждет этих преступников за порогом смерти?

О романе Ф.М. Достоевского

"Преступление и наказание"

Перелистывая роман Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

или заметки на полях

В конце шестидесятых годов девятнадцатого века Ф.М.Достоевский написал роман «Преступление и наказание», который вызвал бурную реакцию у читателей. Одни восхищались произведением, другие находили его возмутительным, а третьи - молча размышляли над непростым вопросом: «Какова цена человеческой жизни?» И до сих пор каждый человек, прочитавший «Преступление и наказание», воспринимает этот роман по-своему. Восприятие – это сложная система процессов приёма и преобразования информации. Пётр Ильич Чайковский преобразовывал её в виде музыки, Иван Иванович Шишкин - в виде картин. Восприятие же книги – это своего рода ответная реакция на прочитанное. Так, например, в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой делал заметки на полях своих книг:

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Везде Онегина душа

Себя невольно выражает.

Также и я, читая роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», делала заметки на полях. Теперь же, перелистывая его страницы, я вижу нарисованные простым карандашом символы, знаки препинания, а кое-где даже слова, написанные мелким неразборчивым почерком. И я снова погружаюсь в атмосферу произведения, вспоминаю свои первые впечатления. Уже на третьей странице романа я нахожу вопросительный знак. Я познакомилась

с Раскольниковым, но мне совсем не понятны его мысли и чувства.

Я ещё не знаю, зачем этот странный человек в смешнойшляпенавещает вредную старуху-процентщицу. И, как следствие, задаюсь множеством вопросов.

Далее, где-то напротив исповеди Мармеладова, красуется неровная паутина. Она символизирует безысходность, о которой кричит пьяный чиновник. Это небольшое, угнетающее, серое пространство, которое я нарисовала, является зеркальным отражением мира, обитателями которого являются Мармеладов и его семья. Опутанный сетями губительного пристрастия Мармеладов, его жена, скованная теми же цепями, бедные дети, связанные по рукам и ногам, и совсем запутавшаяся во всём этом Соня являются жертвами своей эпохи.

В те смутные времена в России господствовали цинизм, алчность и множество других пороков, свойственных «низким» людям, среди которых нашлось место и убийству. И несмотря на то, что убийца логически объясняет свои действия, оправдывает себя, морально он истощён, и это отражается даже на его физическом состоянии. Герой вступает в борьбу с самим собой, что в конечном итоге приводит

его в Сибирь.

На полях одной из последних страниц романа «Преступление и наказание» я нахожу заветное слово – «перерождение». Оно написано крупными буквами вдоль одного абзаца, описывающего сон Раскольникова. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Люди, заболевшие ею, перестали слушать и понимать друг друга. Преследуемые безумными навязчивыми идеями они начали сходить с ума. Общество, некогда представлявшее собой единую сплочённую систему, раскололось на огромное количество индивидов, отталкивающих друг друга, но не способных жить в одиночестве. «Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю…» Именно здесь по моему мнению начинается перерождение героя. Раскольников переосмысливает свой взгляд на мир и выдвинутые им самим постулаты, пугающие читателей. Герой, проснувшись, переболев этой жуткой болезнью, делает первые шаги к новой жизни. Он многое осознаёт. И это даёт надежду не только бедной Соне, полюбившей Раскольникова, но и нам, читателям. Мы понимаем, \что любую, даже самую страшную ошибку можно исправить, но лучше, конечно же, вообще не переступать через границы морали.

Паламарь Екатерина, 11 «Б» (2011 год)

Знакомство с героями. В 1865-1866 годах Ф.М. Достоевский работает над романом «Преступление и наказание», главный герой которого студент Родион Раскольников. О нём и людях, его окружающих, надо сказать особо.

Читаем первые строчки романа. Смысл первой фразы романа заключается в том, чтобы придать достоверность происходящему. Из 1-й главы мы узнаём о главном герое произведения. Он необыкновенный человек, хозяйку боится, живёт уединённо, целый месяц о чём-то сосредоточенно думает, второй день не ест, на улице пьяные вызывают в нём отвращение, омерзение, он нерешителен. Кстати, он замечательно хорош, тонкий и стройный. Такой портрет главного героя, данный писателем, располагает к нему читателя, вызывает у самого Достоевского симпатию.

Но с первых страниц самочувствие героя вызывает тревогу. Он «задавлен бедностью». Автор акцентирует наше внимание на следующих деталях: одет в лохмотья, живёт в комнате, похожей на гроб.

На улицу герой выходит в пальто, шляпе. Но ему самому безразлично, как он одет. Герой в особенном состоянии - ипохондрии, сомнабулизма, весь в себе, как говорят, не от мира сего».

Он размышляет о людях и задается вопросом, чего больше всего боятся люди. Родион приходит к необычному ответу: «нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся».

Сам Раскольников задумал одно дело. Чтобы подготовить и осуществить его Раскольников решает разведать обстановку. Он идет к старухе-процентщице закладывать часы.

Эпизод закладки часов очень важен для понимания характера героя, его теории, мировоззрения и отношения к людям. Здесь мы видим и портрет Алёны Ивановны – ростовщицы, наблюдаем сцену торга, понимаем, как этот торг характеризует героев.

Алёна Ивановна - старушонка, белобрысая, а не белокурая, ёё шея похожа на куриную ногу. Мы видим, что она вызывает авторскую антипатию, отвращение. Алёна Ивановна, по выражению Писарева, - «это паук в человеческом облике, который ждёт свою жертву». Всё в ней вызывает омерзение, она отбирает последние копейки под большие проценты, принимает заклад Раскольникова и буквально грабит его. Перед нами нарушение заповеди, которая в Евангелии гласит: «Не укради!» Но есть другой закон, и старуха грабит, грабит по закону.

Раскольников, когда получает деньги от Алёны Ивановны, ощущает только омерзение. В его голове зреет необычный замысел. Он задумал преступление. «Неужели я смогу?» Этот вопрос герой задаёт самому себе. На какую грязь способно сердце? Раскольников раздвоен. Есть «я», которое может придумать гадкое, и «я», которое это гадкое не приемлет. Психология раздвоенности – отличительная особенность героев Достоевского. Герой в борьбе с собой: борются два его «я». Внутренний монолог героев также отличительная черта Достоевского-писателя. Его герой всегда на сломе, накануне чего-то, его гнетёт какая-то мука, тревожит какой-то выбор. Герой на пороге выбора между разумом и чувством. Это также отличительная черта героев Достоевского.



Достоевский рисует Раскольникова с симпатией, а его будущую жертву - с антипатией.

Тема романа - тема денег, тема буржуазного мира с его волчьими законами.

Звучать она начинает тоже с первых страниц романа. Важным этапом для её понимания является эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым.

Автор рисует портрет Мармеладова – человека, задавленного нищетой. Но цвет лица, его внешность не вызывают отвращения. Он наделён настоящей духовной жизнью, у него осмысленный взгляд. Мармеладов вызывает глубокое сострадание.

Хотя другие смеются над Мармеладовым, Раскольников видит в нём человека, умеет слушать другого, сочувствует его горю. Этим отличается Раскольников от других слушателей Мармеладова. Рассказ о дошедшем до крайности семействе вызывает сострадание у Раскольникова. Хозяин считает Мармеладова шутом, а мы видим, что сам хозяин лишён духовной жизни (вспомните портреты лакеев).

Больше всего Раскольникова в рассказе Мармеладова поразили мысли о том, что а) некуда пойти бедному, а надо, чтобы было; б) судьба Сони, которая добровольно приносит себя в жертву ради других, ради спасения чужих ей по крови детей она вынуждена идти на улицу и получить жёлтый билет.

Достоевский видит нечеловечность этого мира. Сонечка жертвует собой, когда семья находится в состоянии полного тупика, социального и духовного. Честно заработать не получается, она пробует шить, но из этого ничего не получается. Мир безнравственен, потому что честная жизнь невозможна. Если всё так оставить, то дети умрут. Сонечка совершает безнравственный поступок, но он предотвращает ещё большее нравственное преступление – смерть детей. Мир Достоевского страшен, потому что в нём честно жить невозможно. Чтобы в нём выжить, надо вершить какие-то преступления (кто-то ворует, кто- то казнокрадствует, а кто – продаёт себя). Не просто Сонечка плоха, а вся жизнь такая! Слаб Мармеладов, ничего изменить не может («А случалось ли вам… безнадёжно…»)

Раскольников ещё не дошёл до такой крайности. Но теперь всякую жертву, принесённую ради других, он будет называть именем Сони.

Раскольников под впечатлением от услышанного. Он приходит к Мармеладовым и видит нищету во всём, даже о комнате мармеладовых он думает: «Вот так колодец…»

Что Родион переживает, увидев эту нищету? Первое движение - положил деньги на подоконник (20 копеек). Это самое естественное движение. А дальше? Приходит в голову Родиону мысль о том, что у них (семьи Раскольниковых) своя Соня есть. Рассудок говорит: «Ай да Соня! Привыкли! Подлец человек! Оплакали долю и привыкли к тому, что Соня делает. Но ей копейки не помогут!»

А дальше? Размышления делаются всё страшнее. А коли не подлец человек? Значит, тогда всё позволено! Человека надо спасать! Любыми средствами! Нарушением заповедей! Остальное предрассудки! Раскольников, видя безысходность положения Мармеладовых, в чём-то утвердился, подтвердил свой жизненный выбор: «Так тому и быть!» Все страхи ушли, и нет преград. Все картины говорят о том, что Раскольников человечен, сердечен, но у него есть и рационалистические выводы, и то, как он мучительно делает вывод, говорит нам о том, что он сам себя «создал».

Что же по этой сцене мы можем сказать о Раскольникове? Что отличает его?

Различает: а) способность к активному состраданию (это больше всего ценил в людях писатель); б) способность ощущать чужую боль как свою собственную (на это способны высоко нравственные люди); в)раздвоенность: сначала включается сердце, а потом рассудок).

Вернувшись домой от Мармеладовых, Родион видит письмо. Это его мать, Пульхерия Александровна, сообщает новости. Любопытно отметить мысли Раскольникова, которые сопровождают чтение письма

Мать вроде бы внешне успокаивает, а по своей наивности, без злого умысла, наталкивает сына на работу мысли, сообщая о замужестве Дуни.

Интересно проследить, как Раскольников приступает к чтению. Это личное, интимное дело. Опять мы видим два «я» Раскольникова. Автор даёт нам в этой сцене портрет Раскольникова без всякой ретуши. С одной стороны, «я гадок!» - и деньги на подоконнике у Мармеладовых, с другой – он дорогой, любящий сын, тот, ради которого мать пойдёт на жертву. Между ними нежная, трепетная связь. Родион понимает, что ждёт Дуню. Лужин - сорокалетний властолюбец и сластолюбец. Он только кажется добрым человеком, на самом же деле вызывает отвращение. Ему нужна бедная жена, которой можно сказать всё, и она будет терпеть не из-за себя - из- за матери. Бедная, беззащитная мать на её иждивении.

Как реагирует Раскольников на письмо матери? Перед нами сдержанный, но растроганный до слёз человек, человек больших страстей. Он представляет, как Дуня всю ночь проходит из угла в угол, готовясь пожертвовать собой. Пострадать за кого-то она готова! Для русского человека пострадать - это какое-то наслаждение. Дуня и Соня уравнены. Для Раскольникова это проявление первой ситуации: одна продаёт себя на улице за 30 копеек, а другая тоже продаёт себя, только в более цивилизованном виде.

Письмо измучило Родиона. Он понимает причину, по которой Дуня выходит замуж за, кажется, доброго Лужина. Сопоставив жребий Сони и Дуни, он приходит к выводу, что между ними разницы нет. Дуня готова выйти замуж ради матери и бората. Это тоже продажа себя во имя любимых людей. Он человек умный, честный, и он не хочет от сестры такой жертвы.

К какому же выводу он приходит, прочитав письмо? Письмо заставило его принять немедленное решение, вынудило немедленно действовать. Он отвергает путь жертвенности во имя любимых. Он бунтует против «вечной Сонечки»! «Не допущу этого!» А как? Каким образом «не допущу»?

Вывод. Всё углубляет решение героя сделать что-то. В нём как бы два человека: один хороший, другой плохой. Он измучен не голодом, в нём идёт колоссальная эмоциональная работа. Он на грани болезни.

Ко всему прочему, выйдя из дома в глубочайшем раздумье, он забредает на бульвар и видит разодетого сластолюбивого франта, преследующего девочку. Франту на бульваре он кричит: «Эй вы, Свидригайлов!». Родион обращается за помощью к городовому, даже отдаёт ему последний двугривенный в надежде, что тот поможет, но слышит от него, что всё закономерно и что какой-то процент для освежения общества должен погибать, идти на улицу. Процент этот узаконен. Раскольникова возмущает это суждение. По мнению Родиона, это самое страшное преступление. Он же, Раскольников, ответственен за окружающее, готов прийти на помощь нуждающемуся, но мы видим и его раздвоенность: добрый и рассудительный, но внутренний монолог не даёт целостного впечатления. Об этом говорит и его фамилия - Раскольников. Мир, окружающий его, толкает Родиона к бунту, к какому-то преступлению. Он видит, что везде нарушаются заповеди, которые проповедуются лицемерно. Это заставляет его отказаться от уроков, от помощи своего друга, студента Разумихина. Он бунтует!

Что общего имеют эти эпизоды?

Общее: а) все они влияют на Раскольникова, усиливая его тоску, толкая на какое-то действие; б) все эпизоды говорят, что в этом мире хорошо только Алёнам Ивановнам, Лужиным, Свидригайловым, а Сонечкам, Раскольниковым, Мармеладовым очень плохо; в) именно этот вывод и толкает его на «дело».

Вывод. Всякий исторический прогресс, всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счёт кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что всё человечество от века подразделяется на две категории, на два разряда: первые безропотно принимают любой порядок, принятый большинством; вторые - сильные мира сего – творцы истории, люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок. Они не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен: развитие общества осуществляется в процессе попрания тварей дрожащих наполеонами. Человеческий прогресс удобен «идолу, который не желает пить нектар иначе, как их черепа убитых». История человечества в течение веков меняет лишь внешние формы эксплуатации, но не меняет сути.

Сон Раскольникова и его композиционное значение . Сон – составная часть поэтики автора. Двор. Пьяные, весёлые люди, ребятишки, клячонка, запряжённая в телегу. Уже совсем старая, измождённая непосильным трудом, она пытается сдвинуть тяжёлую телегу. Ей это не по силам. Её бьют по бокам, по спине, по морде, по глазам. Она пытается изо всех сил сдвинуть телегу, но тщетно (Вспомните Катерину Ивановну: «Заездили клячу!») Это попытка автора сказать, как тяжела жизнь невыносимо измученного «маленького человека» Это жизнь Сони, Катерины Ивановны, они тянут лямку, боятся, что не вытянут. Страшны мужики в красном (!) Яркое, возбуждающее настораживает. Именно Миколка, с красным лицом, в красной рубахе понукает, а потом забивает клячу, когда она абсолютно бессильна, обухом по голове. Он страшен, циничен, жесток, но пытается оправдаться: «А зачем вскачь не пошла?»

Сон Раскольникова раскрывает его глубоко эмоциональную натуру, способную сострадать. На мальчика мир ещё не наложил печать. Его возмущает насилие над лошадью людьми, не понимающими, что такое духовная жизнь, жалость к животным. Сон - это обобщение всего страдания человеческого. Сон показывает всё лучшее, что есть в Раскольникове, раскрывает отвращение к «делу», бессмысленность единичного бунта. Раскольников переживает за людей, не переносит человеческих страданий).

Проснувшись, Родион испытывает такой ужас. Это ужас перед делом, которое он задумал: перед смертью, убийством. Это естественное движение души. И хотя Родион понимает, что расчёты, претензии его справедливы, но он человек, и он, Раскольников, не должен так поступать.

Каково композиционное значение сна? Почему так подробно описывается истязание лошади? Сон подготавливает восприятие убийства Алёны Ивановны. Лошадка маленькая, бессильная, отжившая, отработавшая своё, но истязание её вызывает у нормального человека чувство сострадания, физического ужаса, неприятия. И убийство Алёны Ивановны, хоть она и «вошь», вызывает то же чувство.

Вывод: убийство противоестественно законам человеческой жизни. У людей нет такого нравственного права - убивать. Впервые Раскольников называет своим именем то, что задумал – «убийство», и невольная мысль возникает у него: «Как такой, как я, буду убийцей, буду плавать в крови?»

Всё взбунтовалось в Раскольникове против этого преступления Читаем внутренний монолог Раскольникова после сна. Мечта Раскольникова, связанная с убийством, ужасна, отсюда и вывод героя: «Я не смогу, как Миколка». Задуманное им настолько отвратительно, что его натура бунтует. Ум решает совершить преступление, а натура против этого восстаёт.

В этот момент, момент наивысшего напряжения спора между разумом и совестью, натура Родиона победила, и на какое – то время он почувствовал себя свободным от этого замысла, от этого наваждения. «Я отрекаюсь!»- говорит он. Победил человек, который крови не вынесет, не вынесет насилия над беззащитным и слабым. Нельзя в одиночку преодолеть зло. Но мы не должны забывать, что Родион болен, бессилен.

Что же произошло после сна Раскольникова? Освободился ли он от бесчеловечной мечты? Родион не помнит, почему пошёл по Сенной. Он случайно слышит разговор Лизаветы, сестры Алёны Ивановны, из которого узнаёт, что в 7 часов вечера старуха будет одна. Это является толчком, и Родион возобновляет свой замысел. Он при нём остался, его замысел, никуда не уходил, разум опять взял верх над натурой.

Замысел убийства

Что ещё подталкивает Раскольникова к преступлению? (6 глава) Воспоминания о разговоре, услышанном Родином более 2 месяцев назад, между студентом и офицером, разговоре, который для него очень важен. Читаем текст (стр. 78) со слов: «Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, -- загорячился студент.

Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

Ну, понимаю, -- отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь -- тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

Конечно, она недостойна жить, -- заметил офицер, -- но ведь тут природа.

Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: "долг, совесть", -- я ничего не хочу говорить против долга и совести, -- но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...»

Итак, суть разговора - убей старуху - и ты спасёшь сотни жизней. Раскольников вспомнил этот разговор, потому что подобные мысли после посещения старухи-процентщицы появились у него в голове. Так могли поступить многие, руководимые благородными намерениями. Студент говорит: «…да ведь тут арифметика». У Раскольникова «арифметика» - ум за преступление, а натура против. Победил расчёт, Раскольников оказался во власти благородного, но всё-таки расчёта.

Дальше он действует как робот, не рассуждая. Его как будто куда-то кто-то тянет. Он вопреки своей воле делает то, что не планирует. Вспомните, он знает количество шагов, в кармане петля. Всё им давно просчитано, взвешено. Его ведёт сила идеи, что рождена рассудком. Сила идеи сковала его, поработила.

Почему же Раскольников всё же идёт на убийство? Ведь за день до преступления он отказался от своей идеи, понял весь ужас, свою неспособность стать убийцей. 1). Главное - раздвоенность героя: с одной стороны, непосредственная реакция натуры, с другой – рассудочность, рационализм. 2). К убийству Раскольникова привёл логический ход мысли, сцепление случайностей.

Идея его не оригинальна, но преступная идея возникает в этом преступном мире вполне естественно. Раскольников считает эту идею справедливой, а Достоевский нет. Вспомните разговор студента и офицера. Студент говорит, что не может убить: «Нет!», и это позиция автора. В реальном мире нравственного права у человека на убийство нет, быть не может. Все выводы и доказательства у Раскольникова и студента - это «арифметика», а жизнь сложнее, и нельзя всё в ней объяснить чем-то рациональным, логическим.

Сцена убийства

Почему так подробно дана сцена убийства и почему в ней так много подробностей? Раскольников задумал два преступления: ограбить и убить Алёну Ивановну. Первый удар он нанёс по расчёту (См. 4 главу). Но вышло так, что расчёт не оправдался, и он убивает сразу троих, причём одну из «униженных и оскорблённых» и её неродившегося ребёнка. Движимый инстинктом самосохранения, он убивает Лизавету как лишнего свидетеля, убивает, не думая, помимо замысла, ведь он пришёл убить «вошь», а убивает существо страдающее. Натуру он одолел, хотя и не нужно было, а расчёт оказался неверным. Отсюда и столько случайностей:

1) случайно познакомился с Алёной Ивановной, хотя и не стремился к этому, знает её характер, историю жизни;

2) случайно услышал разговор офицера и студента;

3) случайно оказался на Сенной и стал свидетелем разговора Лизаветы и торговца, из которого узнал, что старуха-процентщица будет одна дома в 7 часов;

4) выехал из квартиры немец, живший напротив квартиры Алёны Ивановны;

5) подсознание работало очень напряженно, Родион спал, но слышал бой часов в комнате - сигнал к действию;

6) топор нашёлся;

7) случайно Лизавета приходит не вовремя домой, и Раскольников её убивает;

8) случайно спасается после убийства, когда посетители Алёны Ивановны бьют тревогу.

Раскольников рассчитал, учёл, казалось бы, все случайности, поверил в их предопределяющую силу.

Достоевский считает, что жизнь состоит из случайностей и предусмотреть всё нельзя, арифметический расчёт в жизни неприемлем: обязательно появится какая-то непредусмотренная случайность. Жизнь шире теорий! Появляется цепь непредусмотренных обстоятельств случайностей (Лизавета беременна, не застал его дворник, не закрыл двор, Кох спустился вниз, моляры выбежали в тот момент, когда он находился в состоянии наибольшей напряженности). Жизнь нельзя рассчитать, невозможно всё предвидеть. Раскольников очень логичен, может быть, помимо своей воли. Он переживает то состояние, которое не планировал.

Вывод:

1) жизнь намного богаче, чем спланированная акция; 2) Раскольников - раздвоенный человек.

Итак, арифметика и натура борются в нём. Он убивает Алёну Ивановну и её беременную сестру. Но что же всё-таки победило? Какой выбор был возможен?

Раскольников не хочет отказаться от права быть человеком. Он страдает сам (бедность, унижение), страдает за близких (мать, Дуня), за униженных (Мармеладов, Соня, девочка на бульваре). Ужасно для него сознание неспособности помочь людям. Он страдает от униженной гордости, оскорблённого достоинства. Он несчастен, потому что не может найти какой-то единой точки зрения. В его душе идёт постоянная борьба: борются натура и теория, добро и зло. Найти выход он хочет сам, один. Но выхода нет, и он самый несчастный человек.

Душевное состояние Раскольникова после преступления. Именно на состоянии Родиона после совершения преступления акцентирует внимание автор. Первая часть романа - путь к преступлению, вторая - страдание за убийство, наказание за него. Первая часть романа отличается от второй тем, что 1). в центре второй части - внутреннее состояние героя, в первой часть - его поступки; 2). широко вводятся новые герои: Лужин, полицейский, Луиза Ивановна, Разумихин, Зосимов; 3). вводится тема господ, которые постоянно совершают преступления: Кох, мошенник, содержатель кабака, Луиза Ивановна и Дарья Францевна, торгующие женщинами, знатное лицо, чья карета раздавила несчастного Мармеладова, купец Юшин.

Тема преступления не исчезает, наоборот, она расширяется

Основная тема второй части - расплата, угрызения совести, начало наказания - отъединение от людей.

От чего больше страдает Раскольников после преступления? От разобщенности с людьми, с родными; от страха быть разоблаченным; хочет всё решить сразу и совершает ряд необдуманных поступков; от горячности, нетерпимости характера (II часть, главы 2, 3, 5)

Неожиданное для Раскольникова оказалось в его душевном состоянии после совершения преступления. Он стал рассматривать похищенные вещи не как ценности, а как улики, поэтому он прячет их под камень, даже не взглянув на них, и размышляет о том, что горит, рушится расчёт. Преступление не может иметь никаких благородных последствий. Ему даже в голову не приходит, что он может использовать награбленное. Он понимает, что совершил подлое, гадкое, низкое дело. Он заболел физически и предполагал, что будет ощущать эту физическую боль от сознания того, что он сделал это, ещё до совершения преступления, но манию преследования он не предполагал. Он оказывается во власти мании, хотя улик против него нет. Сознание, что он совершил преступление, не оставляет его. В людях он видит врагов. Он преступник, и для него все люди - враги. Состояние отчуждённости от людей не покидает его. Он и во всех окружающих видит враждебность: в Зосимове, Разумихине, Замётове и др. Он видит сон-бред, похожий на явь, это и физическое и психическое нездоровье.

Первый сон, где Миколка рубит сплеча, - символ, полный бесчеловечности. Миколка убивает клячу, а ребёнок, не виноватый в этом, принимает вину на себя; и это тоже символ русской веры: «Хочу пострадать!»

Второй сон - свидетельство нездоровья Раскольникова. После него он везде на себе ищет кровь, он угнетён страхом. Даже совершённое убийство не приносит облегчения. Муки раздвоенности выбора кончились, но на смену им пришли другие - знают или нет, что он преступник.

Состояние Раскольникова усугубляется ещё и тем, что принесли повестку из конторы, занимающейся следствием. Он, пересиливая себя, хочет казаться спокойным и разумным, хотя на самом деле нервы вздёрнуты, он очень эмоционален. Умом он понимает, что улик нет, но весь трепещет.

В конторе воспалённому взору его предстаёт женщина в трауре и в красном, пурпурном платье (Часть II, глава 2). Всё это нагнетает тревогу, напряжённость в его голове и душе. Это напряжение настолько огромно, что у него появляется желание сознаться во всём. Страшна мука безвестности! Но вот он узнал, зачем его вызывали в контору, и радость охватывает его, ему хочется смеяться. Но напряжение отступает лишь на миг. Он слышит разговор об убийстве и падает в обморок (духота – сквозное явление романа): «Воздуху мне!» Эти слова звучат как заклятье: освободите от того, что угнетает. Натура не выдержала напряжения , нервы сдали, не выдержали такого напряжения. Это было началом страшно болезни - воспаление мозга. В моменты просветления он пытается скрыть улики и, отрезая окровавленную бахрому на брюках, как бы отрезает себя от окружающих.

В романе возникают новые герои: Разумихин, Зосимов (носитель добра), Замётов. Обратите внимание на то, что в романе значащие фамилии.

Раскольников бежит от людей, их общества. Почему? Ведь Разумихин – нянька, Зосимов - это уверенность, постоянство, жизнерадостность, простая позиция: жить разумно, по-человечески, бесплатно лечит Раскольникова. Но у Родиона единство слюдьми нарушено ! Ему тяжело общество Зосимова и Разумихина, навестивших Раскольникова и ведущих разговор, который так интересует Родиона, разговор об убийстве старухи-процентщицы.

И Раскольников сбегает от Зосимова. Ему кажется, что он спрятал концы в воду! «Отрезал» себя от людей! Родион понял, что он не такой, как все, хотя его никто никакой краской не отметил (Часть II, глава 6). Это неприятие людей и в брошенной в воду монетке.

Достоевский рисует Петербург, холодный, неуютный, враждебный.

Несмотря на то, что Раскольников отъединил себя от людей, ему одиноко и холодно в этом многолюдном городе, он трезво оценивает себя, осуждает за содеянное и понимает, что без людей жить невозможно, поэтому с таким вниманием слушает шарманщика и уличную поющую девушку.

Чуть позже у Раскольникова происходят два важных события: встреча и разговор

Речь идёт о встрече с Замётовым в «Хрустальном дворце». Родион идёт сюда, потому что ощущает духовную потребность быть с людьми. Раскольников ведёт разговор раздражённо, волнуется. Перед разговором читает газету (Часть II, глава 6), видит отдельные слова, а связать их не может. Его всего трясёт. Он видит Замётова и должен доказать, что он не сумасшедший и пересилит, победит свою человеческую слабость.

Мы видели, как последовательно, шаг за шагом, нарастает в душе героя ужас разрыва с человечеством. Раскольников жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно жить, чувствуя себя человеком после совершённого им убийства. После смерти Мармеладова, раздавленного на улице лошадьми, он вдруг, как ему показалось, почувствовал эту возможность! Он взял на себя заботу о семье, о детях, он ощутил было связь с человечностью. Как чувствует себя Родион во время второго посещения Мармеладовых, после всего того, что он увидел? Он шел вниз по лестнице из квартиры, где умер Мармеладов. «Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая, того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». (часть II, глава 7)

В разговоре с маленькой Поленькой, тихо плачущей на его плече, крепко обхватившей его тоненькими, как спички, руками, он ещё глубже почувствовал возможность жить. «Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесно и - довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! - прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. - А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!» (Часть II, глава 7).

Итак, он среди людей, он нужен! Он на миг соединяется с миром, с людьми и преображается. Это счастливые минуты, когда он рядом с людьми, когда ему хорошо. Но «может быть, он слишком поспешил с заключением, но он об этом не думал». Раскольников действительно «слишком поспешил» с заключением о том, что у него ещё остаётся возможность человеческой жизни! Вернувшись домой, он застаёт у себя в комнате мать и сестру, приехавших в Петербург.

" Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись плакали… Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». (Часть II, глава 7).

Почему Раскольников почти прогоняет мать и сестру, которых так любил и над письмами которых так страдал? Действительность сразу показала ему всю иллюзорность вспыхнувшей было надежды на то, что можно жить с преступлением. Сознание полной невозможности человеческой жизни, полной утраты человеческих связей сразило его. Далее развернётся невыносимая пытка разговора с матерью и сестрой, в котором каждое произнесённое слово - удар, рана, боль. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Борьба его за возможность чувствовать себя человеком действительно представляет собою лишь судорожное цепляние утопающего за соломинку, потому что это борьба против самого себя, против своей совести. Он уже не таков, каким был раньше, а мать и сестра не знают этого. Это и есть наказание за преступление: оторванность от мира большого, от мира людей вообще, и от мира маленького - от своей семьи. Мука немыслимая! Каторга должна представляться раем по сравнению с такой мукой. Он не в силах даже обнять мать!

Так сгущается тема тупика. Жить по - человечески нельзя Раскольникову было до преступления. Жить нельзя по-человечески преступления. Разница в том, что добавилась такая пытка, по сравнению с которой все прежние страдания померкли!

Раскольников при первой встрече требует от Дуни отказаться от свадьбы с Лужиным.

Почему? Кто такой Пётр Петрович Лужин? В 5 главе автор дважды дает его портрет:

1.«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "Куда ж это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую "морскую каюту" Раскольникова. С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего не мизерном грязном своем диване и тоже неподвижно его рассматривавшего. Затем, с тою же медлительностью, стал рассматривать растрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в свою очередь дерзко-вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места. Напряженное молчание длилось с минуту, и наконец, как и следовало ожидать, произошла маленькая перемена декорации. Сообразив, должно быть, по некоторым, весьма, впрочем, резким, данным, что преувеличенно-строгою осанкой здесь в этой "морской каюте", ровно ничего не возьмешь вошедший господин несколько смягчился и вежливо, хотя и не без строгости, произнес, обращаясь к Зосимову и отчеканивая каждый слог своего вопроса: - Родион Романыч Раскольников, господин студент или бывший студент?»

2. «Между тем Раскольников, слегка было оборотившийся к нему при ответе, принялся вдруг его снова рассматривать пристально и с каким-то особенным любопытством, как будто давеча еще не успел его рассмотреть всего или как будто что-то новое в нем его поразило: даже приподнялся для этого нарочно с подушки. Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", так бесцеремонно ему сейчас данное. Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть даже слишком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин. Рассмотрев без церемонии господина Лужина, Раскольников ядовито улыбнулся, снова опустился на подушку и стал по-прежнему глядеть в потолок».

Какое впечатление производит Петр Петрович? Лужин дан глазами Раскольникова. Лужин отвратителен Раскольникову, хоть это жених его сестры. Обратите внимание на детали портрета: «Темные бакенбарды в виде котлет» и т.д. Почти сатирический портрет даёт нам автор! Платье… слишком новое, щегольские перчатки, которые Лужин не одевал, причёска… Хоть Лужин и красив, автор издевается над ним. Лужин пытается выглядеть молодо, пытается выглядеть «под молодого», хотя ему 45 лет. (Часть II, глава 5).

Каковы же взгляды Лужина? Достоевский даёт пародию на «теорию разумного эгоизма»: «Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а казалось бы, немного надо остроумия, чтобы догадаться...» (Читать часть II, глава 5).

Раскольников выгнал Лужина. Почему? Вспомним с начала историю Раскольникова. Он «задавлен бедностью», вынужден оставить университет из-за отсутствия средств на оплату обучения. Он «оборванец», его матери и сестре грозит голод. Единственный реальный путь, ожидающий сестру Дунечку, Раскольников отождествляет с судьбой Сони Мармеладовой: это путь проституции, отличающийся только узаконенной формой брака. Семья Мармеладовых - чахоточная Катерина Ивановна и её дети - живёт только потому, что Соня торгует собою. Дуня соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя свято любимого, единственного брата: она даёт согласие выйти замуж за Лужина, «благодетеля», который хочет взять бедную, но много испытавшую жену, чтоб попрекать её всю жизнь этим да чтоб та непременно молчала.

Образ Лужина - классический образ дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюблённого пошляка, тиранящего и унижающего людей, карьериста, скряги, труса. Дуня и её мать готовы закрыть глаза на всю мерзость Лужина, только чтобы их Родя мог окончить университет.

Гордый, бесконечно любящий сестру и мать, Раскольников не способен принять от них такую жертву. И хотя перед Раскольниковым, которому «некуда идти», вопрос реальной действительностью поставлен очень остро, прямо, но он понимает, что он откажется от жизни, от права любить сестру и мать, если примет от сестры её жертву, задушит все человеческие чувства, примет милостивое благодеяние господина Лужина, станет его приближенным лицом, будет делать под его руководством и покровительством адвокатскую карьеру, - иными словами, убьёт в себе самом человека точно так же, как убьёт в себе человека его сестра, продавшись Лужину и согласившись на этот брак. Получается, что оба они должны продаться господину Лужину.

Образ Лужина возникает в широком, обобщённом значении «делового мира», покупающего людей за грош и раздробляющего при покупке толстыми пальцами человечность как нечто ненужное, мешающее деловому человеку, для которого нет ни чести, ни добра, ни справедливости, который подвержен культу времени - «возлюби себя». Он никого не убьёт, не преступит в этом закона официально, но ежеминутно преступает он законы нравственные, отрицая доброту, совесть, человечность. Расчёт - его бог, подавить ближнего - мечта (Дуня - жена нищая, а значит, послушная.

NB! Но ведь это оборотная сторона теории Раскольникова, о которой разговор пойдёт дальше

Пойти на продажу себя и сестры означало для Родиона Раскольникова пойти на моральное самоубийство и моральное убийство.

Вывод: Раскольников убил паука, сосущего из своих жертв соки, Алёну Ивановну, а вот он, Лужин, новый, в гораздо более опасном варианте, враг. Раскольников изгоняет его из своей комнаты.




Top