Циклограмма во второй младшей группе по фгос. Циклограмма на ноябрь для II - младшей группы

«Утверждаю» __________

Заведующая д/с «Әдемі»

Аяпбергенова Г.О.

»

Ноябрь. 02.11.2015-06.11.2015

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

02.11.15

03.11.2015

04.11.15

05.11.2015.

06.11.15.

« Здравствуйте, дети! »

Утренний круг. Игры.

Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры.

Групповое общение:

Беседа:

Как мы провели выходные дни?

« Сервировка столов к завтраку »

Рассматривание картинок на тему «Моя семья»

« Сервировка столов к завтраку »

Утренний прием детей, создание доброжелат. атмосферы.

К. У.Г

«Здравствуй, небо голубое!»

Утренний прием

Сәлеметсіңдер ме,балалар!

Утренний прием

К. У.Г

«Здравствуйте! тебе сказали.

« Учимся, играя ».

Коммуникация

Развитие речи

Творчество

Рисование

Здоровье

Физкультура

Познание

Конструирование

Творчество

Музыка

Познание

Ф.Э.М. П.

Социум

Экология

Коммуникация

Худ. Литература

Творчество Аппликация

Здоровье

Физкультура

Творчество

Музыка

Хореография

« Вместе на природу »

Подготовка к прогулке.

П/и «Догони меня»

Соберем сор.

Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на погоду. Какое время года сейчас?

« День и ночь »

Труд. Собрать сор.

Соберем веточки.

За птицами.

Подвижная игра: «Догони меня» Поручение. Подметём дорожки.

«Здоровый сон»

Релаксация

«Звуки леса»

Сказки детям

«Федорино горе»

Тихая музыка «Шум моря»

Пожелание приятного сна

Сказки детям «Морозко»

« Пробуждаемся»

Подъем.

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры.

Полдник.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Масаж

« Ура! Игра! ».

Прогулка, подвижные игры.

С/Р «Семья»

Свободное рисование карандашами.

Чтение А. Барто

Сюжетно-ролевая игра « Магазин » ( коммуникация)

С/Р «Семья»

Настольно-печатные игры: « Пазлы »

« Лего »

С/Р «Магазин»

Игры по желанию детей.

С/Р «Семья»

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации

Дом. Задание на выходные:

Соблюдение режима дня.

«Утверждаю» __________

Заведующая д/с «Әдемі»

Аяпбергенова Г.О.

Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей 2-ая младшая группа «Карапузики ».

Ноябрь. 09.11.2015-13.11.2015

Распорядок дня и его содержание

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

09.11.15.

10.11.15.

11.11.15.

12.11.15.

13.11.15.

« Здравствуйте, дети!»

Утренний круг. Игры.

Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры.

Групповое общение:

Совместное проектирование интересных краткосрочных и долгосрочных дел.

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

«Здравствуй, друг!»

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы. К. У.Г

Д/И Я знаю пять...

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы.

«Здравствуй, милый друг!

« Учимся, играя».

Коммуникация

Развитие речи

Творчество

Рисование

Здоровье

Физкультура

Познание

Конструирование

Творчество

Музыка

Коммуникация

Каз. Яз

Творчество

Лепка

Познание Экология

Социум

Худ. литература

Здоровье

Физкультура

Творчество

Музыка

Хореография

« Вместе на природу»

Подготовка к прогулке.

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки. Гигиенические и закаливающие процедуры.

Наблюдение за ветром.

Полив цветов.

Подвижная игра:

«Кошки -мышки»

Подметем дорожки.

Труд. поручения: подмести веранду.

Исследовательская деятельность. Определить, какие облака на небе.Подвижная игра: «Пузырь»

Труд. Собрать сор.

За переменами в погоде,а именно осенью.Подвижная игра: «Кошки- мышки»Труд.

Соберем веточки.

«Здоровый сон»

Тихая музыка

« Пение птиц»

Сказки детям

« Рукавичка»

Тихая музыка «Шум леса»

Пожелание приятного сна

Сказки детям «Курочка Ряба»

« Пробуждаемся»

Подъем.

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры.

Полдник.

Хождение по специализированной дорожке

Хождение по специализированной дорожке.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Масаж ног и рук

« Ура! Игра!».

Сюжетно-ролевые, творческие и дидактические игры. Подготовка к прогулке.

Прогулка, подвижные игры.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

С/Р «Семья»

Собери пирамиду.

Сводоное рисовани акварелью.

Продолжить наблюдение, начатое утром.

Лепка из пластилина

«Огурчик»

С/Р «Семья»

« Лего»

Заучивание А. Барто

«У Танюшки дел немало»

С/Р «Магазин»

Игры по желанию детей.

Чтение сказки «Федорино горе»

С/Р «Семья»

Предложить детям крупный строительный материал для конструктивной деятельности

«До свиданья, д\сад». Работа с родителями. Свободные игры.

Работа с родителями.

Беседа о профилактики ГРИППа.

Прощаемся на трёх языках. Консультации.

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации

Дом. Задание на выходные:

Соблюдение режима дня.

«Утверждаю» __________

Заведующая д/с «Әдемі»

Аяпбергенова Г.О.

Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей 2-ая младшая группа «Карапузики ».

Ноябрь. 16.11.2015-20.11.2015

Распорядок дня и его содержание

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

16.11.15.

17.11.15.

18.11.15

19.11.15.

20.11.15.

« Здравствуйте, дети!»

Утренний круг. Игры.

Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры.

Групповое общение:

Совместное проектирование интересных краткосрочных и долгосрочных дел.

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа с детьми о погоде, «Сервировка столов к завтраку»

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа с детьми о красоте цветов, «Сервировка столов к завтраку»

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

«Здравствуй, друг!»

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы. К. У.Г

Д/И Собери по цвету.

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы.

«Здравствуй, милый друг!

« Учимся, играя».

(организованная учебная деятельность по сетке)

Коммуникация

Развитие речи

Творчество

Рисование

Здоровье

Физкультура

Познание

Конструирование

Творчество

Музыка

Познание

Ф.Э.М. П.

Социум

Ознакомление с окружающим миром.

Коммуникация

Худ. Литература

Творчество Аппликация

Здоровье

Физкультура

Творчество

Музыка

Хореография

« Вместе на природу»

Подготовка к прогулке.

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки. Гигиенические и закаливающие процедуры.

Наблюдение за деревом(Берёза).

Подвижная игра:

«Кошки -мышки»

Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на погоду. Подвижная игра: « День и ночь»

Труд. поручения: подмести веранду.

Исследовательская деятельность. Определить, какие облака на небе.Подвижная игра: «Пузырь»

Труд. Собрать сор.

За осадками (дождь).Подвижная игра: «Кошки- мышки»Труд.

Соберем веточки.

За работой дворника.Подвижная игра: «Догони меня» Поручение. Подметём дорожки.

«Здоровый сон»

Тихая музыка

« Утро в лесу»

Сказки детям

« Колобок»

Тихая музыка «Шум моря

Пожелание приятного сна

Сказки детям «Три друга»

« Пробуждаемся»

Подъем.

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры.

Полдник.

Хождение по специализированной дорожке

Хождение по специализированной дорожке.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Масаж ног и рук

« Ура! Игра!».

Сюжетно-ролевые, творческие и дидактические игры. Подготовка к прогулке.

Прогулка, подвижные игры.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

С/Р «Семья»

Свободное рисовани цветными карандашами.

Заучивание потешки «Котенька-коток»

Сюжетно-ролевая игра « Магазин» (коммуникация)

Продолжить наблюдение, начатое утром.

С/Р «Семья»

Настольно-печатные игры: « Пазлы»

« Лего»

С/Р «Магазин»

Театрализация сказки «Теремок»

С/Р «Семья»

Предложить детям крупный строительный материал для конструктивной деятельности

«До свиданья, д\сад». Работа с родителями. Свободные игры.

Работа с родителями.

Беседа о профилактики ОРЗе.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Прощаемся на трёх языках. Консультации.

Работа с родителями.

Индивидуальные консультации

Дом. Задание на выходные:

Соблюдение режима дня.

«Утверждаю» __________

Заведующая д/с «Әдемі»

Аяпбергенова Г.О.

Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей 2-ая младшая группа «Карапузики ».

Ноябрь. 23.11.2015-27.11.2015

Распорядок дня и его содержание

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

23.11.15.

24.11.15

25.11.15

26.11.15.

27.11.15

« Здравствуйте, дети!»

Утренний круг. Игры.

Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры.

Групповое общение:

Совместное проектирование интересных краткосрочных и долгосрочных дел.

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа с детьми о погоде, «Сервировка столов к завтраку

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа с детьми о добрых поступках. «Сервировка столов к завтраку»

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа с детьми о храбрости, «Сервировка столов к завтраку

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы. К. У.Г

Д/И Найди листок от дерева.

Утренний прием

детей, создание доброжелательной атмосферы. К. У.Г

К.Р. «Зеркало»

« Учимся, играя».

(организованная учебная деятельность по сетке)

Коммуникация

Развитие речи

Творчество

Рисование

Здоровье

Физкультура

Познание

Конструирование

Творчество

Музыка

Коммуникация

Каз. Яз

Творчество

Лепка

Познание

Ознакомление с окр. миром.

Социум

Худ. Литература.

Здоровье

Физкультура

Творчество

Музыка

Хореография

« Вместе на природу»

Подготовка к прогулке.

Прогулка: ознакомление с природой, игры, труд. Возвращение с прогулки. Гигиенические и закаливающие процедуры.

Наблюдение за цветами на клумбе.

Полив цветов.

Подвижная игра:

«Кошки -мышки»

Наблюдение за погодой. Обратить внимание детей на погоду. Подвижная игра: « День и ночь»

Труд. поручения: подмести веранду.

Исследовательская деятельность. Определить, какие облака на небе.Подвижная игра: «Пузырь»

Труд. Собрать сор.

Труд.

Соберем веточки

За осадками (снег).Подвижная игра: «Кошки- мышки»

Труд.

Соберем веточки

«Здоровый сон»

Тихая музыка

« Утро в деревне»

Сказки детям

« Репка»

Тихая музыка «Японская»

Сказки детям

«Аленький цветочек»

Релаксация

«Лунноя соната»

« Пробуждаемся»

Подъем.

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры.

Полдник.

Хождение по специализированной дорожке

Хождение по специализированной дорожке.

Дыхательная гимнастика.

Хождение по специализированной дорожке

анной дорожке

Хождение по специализиров Дыхательная гимнастика

анной дорожке.

« Ура! Игра!».

Сюжетно-ролевые, творческие и дидактические игры. Подготовка к прогулке.

Прогулка, подвижные игры.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

С/Р «Семья»

Собери пирамиду.

Сюжетно-ролевая игра « Магазин» (коммуникация)

Продолжить наблюдение, начатое утром. Просмотр м/С «Смешарики»-Азбука дорожного движения

С/Р «Семья»

Настольно-печатные игры: « Пазлы»

« Лего» Чтение сказки «Майдодыр»

С/Р «Семья»

Свободное рисовани цветными акварелью.

П/И

«Воробушки и автомобиль»

С/Р «Семья»

Свободное рисовани цветными акварелью.

Собери пирамиду

«До свиданья, д\сад». Работа с родителями. Свободные игры.

Работа с родителями.

Беседа о наличие сменной одежды.

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям.

Прощаемся на трёх языках. Консультации.

Прощаемся на трёх языках. Консультации.

Прощаемся.

Беседа о соблюдение режима дня.

«Утверждаю» __________

Заведующая д/с «Әдемі»

Аяпбергенова Г.О.

Циклограмма планирования организации жизни и воспитания детей 2-ая младшая группа «Карапузики »

Ноябрь. 30.11.15.

Распорядок дня и его содержание

Понедельник

30.11.15

« Здравствуйте, дети! »

Утренний круг. Игры.

Утренняя гимнастика.

Гигиенические процедуры.

Групповое общение:

Утренний прием детей, создание доброжелательной атмосферы.

Беседа:

Как мы провели выходные дни?

« Сервировка столов к завтраку »

« Учимся, играя ».

( организованная учебная деятельность по сетке)

Коммуникация

Развитие речи

Творчество

Рисование

« Вместе на природу »

Подготовка к прогулке.

Наблыдение за деревьми. Готовятся к зиме.

П/и «Догони меня»

Соберем сор.

Гульдар Алексеева
Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы на 2016–2017 учебный год во второй младшей группе

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы на 2016-2017 учебный год

во 2 младшей группе .

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Взаимодействие с

родителями

образовательная деятельность (базовый вид деятельности)

образовательная деятельность в режимных

моментах

Групповая , подгрупповая Индивидуальная

Понедельник «День радостных встреч» Утро

Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Физическое

развитие

1. Игры в кругу.

2. Труд с воспитателем в уголке природы (показ, обсуждение, анализ ситуации, наблюдение) .

3. Пауза здоровья (Дыхательная гимнастика)

4. Подвижные игры.

1. Работа по формированию ЗОЖ : (ситуативная беседа, напоминание, упражнения, рассматривание, наблюдение).

2. Музыкально-дидактическая игра. 1. Строительные игры в центре игровой деятельности.

2. Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулка

1. Наблюдение за неживой природой.

2. Подвижные игры (три игры) . Работа по развитию основных видов движений и физических качеств (упражнения, тренировки, игры) . Самостоятельная деятельность по физическому развитию

Вечер 1. Хороводные игры.

(сказки, рассказы) .

3. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.

4. Психогимнастика.

1. Работа по ОБЖ : ребёнок в быту (общение, беседы, иллюстративный материал)

2. Развивающие игры, упражнения, задания). Сюжетно-ролевая игра

Вторник «День удивительных открытий» Утро Художественно-эстетическое развитие

(конструирование/ аппликация)

Художественно-

эстетическое развитие (музыка) 1. Звуковая культура речи.

2. Дидактическая игра по математическому развитию.

3. Пальчиковые игры

4. Подвижная игра. 1. Самообслуживание (напоминание, показ, ситуативный разговор)

2. Работа по речевому развитию : обогащение и активизация словаря (беседы, рассматривание, д/и) . Дидактические игры в центре сенсорного развития.

Работа с родителями по плану .

Прогулка

1. Наблюдение за общественной жизнью.

2. Подвижные игры (три игры) . Отработка элементов спортивных игр (упражнения, игры) Игры с природным материалом (изготовление поделок) .

Вечер 1. Сюжетно-ролевая игра.

3. Настольно-печатные игры.

4. Игры на развитие пассивного словаря. 1. Конструирование (игры, моделирование) .

2. Чтение художественной литературы (стихи, потешки, песенки) . Чтение художественной литературы.

Конструктивные игры

Среда «День юного исследователя» Утро Познавательное развитие

(математическое развитие)

Физическое развитие 1. Чтение художественной литературы).

2. Пальчиковые игры

3. Игры- эксперименты 4. Подвижные игры.

1. Работа по речевому развитию : звуковая культура речи (игры, упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика) .

2. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков (беседа, личный пример, обсуждение проблемной ситуации, объяснение, напоминание). Самостоятельная деятельность в центре художественной литературы (рассматривание книг, иллюстраций, трудовые действия) Работа с родителями по плану .

Прогулка

1. Наблюдение за живой природой.

2. Подвижные игры (три игры, игра-хоровод) .

Игры с нестандартным физкультурным оборудованием. Исследовательская деятельность (игры-эксперименты, опыты)

Вечер 1. Хозяйственно-бытовой труд (показ, личный пример, объяснение) .

2. Музыка (слушание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические упражнения).

3. Конструирование (игры, моделирование) .

4. Экологические игры.

Работа развитию : рисование (отработка навыков , приёмов и умений) . 1. Самостоятельные игры, экспериментирование с различными материалами.

2. Сюжетно-ролевая игра.

Четверг «День сказки» Утро Речевое развитие

(развитие речи/

Чтение художественной литературы)

Художественное творчество

(рисование/лепка) 1. Пауза здоровья (Дыхательная гимнастика) .

2. Чтение художественной литературы.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Подвижные игры.

1. Работа по речевому развитию : игры на развитие связной речи.

2. Настольно-печатные игры. Игры на развитие мелкой моторики.

Свободная творческая продуктивная деятельность. Работа с родителями по плану .

Прогулка

1. Целевая прогулка.

2. Подвижные игры (три игры) .

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром. Игры с выносным материалом.

Вечер 1. Чтение художественной литературы (заучивание потешек, знакомство с русским фольклором) .

2. Дидактическая игра.

3. Игры с мячом для развития речи.

1. Трудовые поручения.

2. Сюжетно-ролевая игра. Работа по музыкальной и театрализованной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, подражательные движения, театрализованные игры, беседы).

Пятница «День веселых дел»

Утро Художественно-

эстетическое развитие

(музыка)

Физическое развитие

на воздухе 1. Игры в кругу.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дидактическая игра по сенсорике.

4. Подвижные игры.

1. Пауза здоровья.

2. Работа по развитию речи : формирование грамматического строя речи (дидактические игры, упражнения) Работа с родителями по плану .

Прогулка

1. Наблюдение в природе : сезонные приметы.

2. Подвижные игры (три игры, игра-хоровод) .

1. Труд в природе.

2. Физическое развитие (игры и упражнения на развитие быстроты движений) . Самостоятельная двигательная активность.

Вечер 1. Спортивные и музыкальные досуги.

2. Рефлексия.

1Дидактические игры по ПДД

2. Работа по художественно- эстетическому развитию : лепка/аппликация (отработка навыков , приёмов и умений) . Игры с дидактическим материалом в центре музыкального развития.

Сентябрь Прогулка 1 Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:формировать понятия о смене времен года;уточнять представления об особенностях каждого сезона. Ход наблюденияКроет уж лист золотой Влажную землю в лесу, Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.А. МайковВ начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узора­ми листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «ба­бьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.Воспитатель задает детям вопросы.Какие вы знаете признаки осени?Что делает человек осенью?Как приспосабливаются животные осенью к жизни? Исследовательская деятельностьНайти дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Оси­на, береза.)Найти самый красивый лист березы, осенний осиновый лист. СентябрьПрогулка 2 Наблюдение за кипреемЦели:знакомить с лекарственными растениями;рассказать о кипрее, его особенностях в осеннее время года.Ход наблюденияКипрей на Руси называют иван-чаем. В этом растении мно­го витамина С; в пищу используют корень, он похож по вку­су на картофель; листья и цветы заваривают как чай; листья используют в салат. Еще кипрей помогает при болезни же­лудка. Его семена прибывают на поляну вместе с ветром осе­нью на своих пушистых парашютиках. Прибыли и остались жить. В июле и августе вся поляна лилово-розовая от цвету­щего кипрея. К концу лета вместо розовых соцветий у кип­рея появляются первые пушистые султанчики. Это созрева­ют семена с парашютиками.Поляну мы не замечали, И вдруг, умытая росой, Она в накидке иван-чая Нежданно вспыхнула красой!Исследовательская деятельностьСравнить кипрей с одуванчиком. Найти сходства и различия. Трудовая деятельность Сбор семян цветов.Цель: формировать умение и желание трудиться сообща. Подвижные игры «Северные олени».Цель: закреплять умение передвигаться вперед на двух ногах.«У оленя дом большой».Цель: закреплять умение выполнять движения в соответ­чик с текстом (игра с убыстрением).Индивидуальная работаПрыжки на двух ногах с продвижением вперед. Цель: развивать координацию движений.Трудовая деятельностьУборка участка детского сада от опавших листьев. Цели:- учить создавать радостное настроение от выполненной работы;- воспитывать экологическую культуру. Подвижная игра«Смелые ребята».Цели:упражнять в быстром беге;развивать ловкость. Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой. СентябрьПрогулка 3 Наблюдение за рябинойЦели:продолжать наблюдение за рябиной осенью;учить находить сходство и различия красной и черной рябины.Ход наблюденияС рябиной свежей вазу Поставили на стол. Ее заметил сразу Лишь в комнату вошел. Есть рябину я не стану, Лучше краски я достану, Нарисую ягодки - Влажные и яркие, В каплях - бусинки росы Удивительной красы.Рябинка - так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за яго­дами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь - ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она - любимое лакомство лесной куни­цы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, преж­де чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины. Древесину рябины используют для изготовления музы­кальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками - в черный цвет, а листья дают коричневую краску. Воспитатель задает детям вопросы.Какие звери любят ягоды рябины?Какие птицы клюют ягоды рябины?Как рябина используется в народном хозяйстве?Исследовательская деятельностьПосчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Сравнить красную рябину с черной. Найти сходство и отличия.Трудовая деятельностьПосле сбора урожая приведение в порядок земельной пло­щади огорода и цветника.Цель: учить оказывать помощь взрослым. Подвижная игра «Поймай мяч».Цель: учить ловить и передавать мяч. Индивидуальная работаБеседа на тему: «Какая профессия на земле самая важ­ная?»Цели:расширять знания о представителях различных профес­сий;формировать словарный запас. СентябрьПрогулка 4 Наблюдение за паукомЦели:- продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни;- формировать интерес к окружающему миру. Ход наблюденияУ тебя, скажи, паук, Сколько ног и сколько рук? Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног?Когда лапы на дорожке Ходят - это мои ножки, Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку. Если я крадусь за мошкой, Мои лапы - это ножки. Если попадутся мухи, Лапы цапнут их, как руки! И. ЛопухинаВоспитатель загадывает детям загадки, предлагает отве­ть на вопросы.Ползла букашкаПо большой ромашке,Но вспорхнула второпяхИ запуталась в сетях.Угадайте, дети:Кто расставил сети? (Паук.)Не беда, что паутинка Зацепилась за сучок, В новом месте, на осинке Свяжет сети... (паучок).Какую пользу приносят пауки? (Поедают насекомых.)Чем пауки ловят насекомых? (Плетут для них сети.)Как часто плетут пауки паутину? (Каждый день, так как она легко повреждается ветром и дождем.)На кого охотятся пауки? (На мух, бабочек, комаров, жуч­ков.)Пауки - хищники? (Да, они питаются другими насекомыми - мухами, комарами, жучками и бабочками.)Когда у пауков появляются малыши? (В конце лета.)Где выводятся новорожденные паучки? (Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вы­лупляются новорожденные паучки. Они живут все вместе в уютном теплом гнездышке, мама-паучиха кормит малы­шей насекомыми, а кокон защищает их от холода, дождя, ветра.)Куда исчезают пауки осенью? (С наступлением зимних холодов паучки забиваются в щелки коры, расщелины, ста­рых пней и засыпают до весны.)Как по поведению пауков можно предсказать погоду? (Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых; а если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывают изъяны в старой паутине - жди сухих солнечных дней.)Из скольких частей состоит тело паука? (Из двух - го­ловогрудь и брюшко.)Исследовательская деятельностьВзять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.) Трудовая деятельностьПересадка цветущих растений с участка в группу (бархатцы).Цели:продолжать учить осторожно окапывать вокруг цвет­ка; вместе с землей аккуратно пересаживать цветы в горшочки;- воспитывать любовь к растениям.Подвижные игры«Один - двое», «Пройди бесшумно». Цели:учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений;использовать ходьбу как средство воспитания выносли­вости.Индивидуальная работаПродолжительный бег в медленном темпе. Цель: развивать ловкость, выносливость, вырабатывать правильное дыхание. СентябрьПрогулка 5 Солнце - источник тепла и светаЦели:формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;- воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюденияВоспитатель задает детям вопросы.Что нужно для роста растений, животных?Что дает солнце?Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темно­ту. От холода и темноты погибли бы все растения и живот­ные.Солнце - раскаленное шарообразное тело, его можно срав­нить с горящей печкой, раскаленным железом.Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэто­му» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает теп­ло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на сол­нышке мы греемся, нам тепло. Исследовательская деятельностьПредложить посмотреть на солнце и ответить на воп­росы.♦ Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?♦ Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли гла­зам?Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сде­лать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.Трудовая деятельностьПомощь детям младшей группы в уборке территории. Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малы­шам.Подвижная игра «Пожарные на ученье». Цели:закреплять умение лазать по стенке;развивать внимание. Индивидуальная работа «Попади в обруч».Цель: упражнять в метании в цель. СентябрьПрогулка 6 Наблюдение в огороде за морковью и свеклойЦели:- учить проводить сравнительный анализ овощей;- закреплять представления о характерных особеннос­тях овощей, называть условия, необходимые для их роста.Ход наблюденияТетушка Фекла - Красная свекла. Ты салаты, винегреты Украшаешь алым цветом. Нету ничего вкусней И наваристей борщей.Воспитатель задает детям вопросы.Какие овощи выросли на грядке? (Свекла, морковь.)Что произошло с растениями по сравнению с весной? (На земле подросла ботва, а в земле - клубни.)Что помогло растениям вырасти? (Солнце, влага, уход человека.)Назовите характерные особенности моркови. (Морковь - овощ продолговатой формы, оранжевого цвета, имеет зеле­ную ботву.)Назовите характерные особенности свеклы. (Свекла - овощ округлой формы, красного цвета, имеет зеленую бот­ву.)Что можно приготовить из этих овощей? (Салаты, борщ.)Чем полезны свекла и морковь? (В них много витами­нов.)Исследовательская деятельностьОпределить семена моркови и свеклы (цвет, размер). Выкопать свеклу и морковь для посадки на семена в группе.Трудовая деятельность Сбор урожая в огороде. Цели:учить выкапывать овощи;воспитывать желание трудиться в коллективе. Подвижная игра«Назови овощи».Цель: закреплять названия овощей и ловить мяч. Индивидуальная работаУлучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).Цель: развивать координацию движений. Сентябрь. Прогулка №7 Наблюдение за грибами на экологической тропеЦель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе.Ход наблюденияВажный толстый боровик Вырос у дорожки.К уважению привык Гриб на крепкой ножке. Как увидим, что он близко - Трудно мимо нам пройти. Сразу кланяемся низко - Белый гриб встал на пути! Срежь ты бережно его, Не порань грибницу, В этом месте через год Новый гриб родится.Грибы - удивительные растения, даровый продукт при­роды. Мы их не сеем и не садим, на том же месте, где среза­ем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.Когда появляются первые белые грибы, - это чудесная, летняя пора. Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушках леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых ка­нав и оврагов.Мир грибов велик и разнообразен. Все грибы можно раз­делить на съедобные и несъедобные.Какие грибы съедобные, а какие нет? (Боровик, подбере­зовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисич­ка, сморчок, опята - съедобные, а несъедобные - бледная поганка, мухомор.)Чем отличаются съедобные грибы от несъедобных? (Съе­добные грибы можно употреблять в пищу, а несъедобные нельзя - можно отравиться.)♦ Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)Чтобы источник пищевых грибов не нарушался, надо бе­режно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Охранять их от истребления -долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе: «Не сбивай грибы, даже несъедобные. Пони, что грибы очень нужны в природе».♦ Что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, икру, солянку. Их можно мариновать, солить, сушить.)Трудовая деятельностьПриведение в порядок клумб на участке; сбор семян; уборки. сухой травы, листьев.Цель: развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.Подвижная игра«Мяч водящему».Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча обеими руками.Индивидуальная работа Развитие движений.Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. СентябрьПрогулка 8 Наблюдение за специальным транспортомЦели:расширять знания о специальном транспорте;обогащать словарный запас. Ход наблюденияКрасная машина по дороге мчится, Ей на место поскорей надо появиться.Там огня необходимо погасить лавину, Все зовут пожарной красную машину. «01» - две эти цифры часто набирают, Значит осторожными не всегда бывают. В. МирясоваВоспитатель задает детям вопросы.Какие специальные машины вы знаете? («Скорая по­мощь», пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицей­ская.)Для чего нужны эти машины? (Чтобы помогать лю­дям.)Для чего на пожар вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной сиреной? (Нет.)♦ Почему? (Они спешат на помощь людям.)♦ Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицей­ская.)Трудовая деятельностьВместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.Цель: учить пользоваться секатором, убирать только об­ломанные ветки.Подвижные игры«Пчелы и медвежата», «Мяч водящему». Цели:- упражнять в лазанье по гимнастической лестнице чере­дующимся шагом;- упражнять в подбрасывании и ловле мяча. Индивидуальная работаИгровые упражнения со скакалкой.Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад. СентябрьПрогулка 9Наблюдение за кипреем на экологической тропеЦели:продолжать знакомить с лекарственными растениями;закреплять знания о кипрее, его особенностях. Ход наблюденияНа лугу расцвел кипрей - Вот семья богатырей. Крепки, статны и румяны Встали братья-великаны. Славный выбрали наряд - Куртки пламенем горят!Кипрей еще называют иван-чаем, или медовым цветком. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может быть, пото­му, что бедным Иванам был другой чай не по карману? А мо­жет, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стой­кий цветок, как русский Иван. Летом в июле на глухих лес­ных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие прозрачные свечи, малиново-красным огнем горят островер­хие шапки красивых и пышных цветов. Кипрей очень хоро­ший медонос. Прилетят пчелы, попросят у иван-чая меду. А он им кивнет: «Пожалуйста, пчелки, берите, сколько хо­тите!» Придет больной человек, нарвет листьев и цветков иван-чая, попьет горячего отвару и поправится.Исследовательская деятельностьПосчитать количество лепестков у кипрея.Найти два одинаковых цветка.Измерить высоту стебля кипрея.Найти самый высокий (низкий) кипрей.Трудовая деятельностьПрополка сорняков в аптекарском огороде.Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.Подвижные игры«Назови меня».Цель: развивать способность создавать образ животного, используя мимику и жесты. «Лиса и зайцы».Цель: развивать быстроту бега, умение увертываться от ловишки.Индивидуальная работа Перебрасывание друг другу мяча сверху. Цель: развивать быстроту, ловкость. СентябрьПрогулка 10 Наблюдение за осенним лесомЦели:- формировать обобщенное представление об осени как о времени года;- учить различать березу и осину по форме, окраске ствола и листьев; - закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.Ход наблюденияВот и осень наступила, Листья пожелтели И, скользя по воздуху, На землю улетели! Вот и лес стоит густой, Качает нам всем головой, Ветки ласково он тянет, В гости нас зовет и манит. Здравствуй, здравствуй, добрый лес, Полный сказок и чудес! Мы никого здесь не обидим И чудеса твои увидим!Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, доб­рым приятелем - лесом, ответить на вопросы.♦ Как нам узнать березу среди других деревьев?♦ Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пят­нами.)♦ Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, ко­рень.)♦ Какого цвета ветки?♦ Зачем корень дереву?Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.)Какого цвета они были летом? (Зеленые.)Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пят­нами. Черные пятна - это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.Воспитатель организует игры с детьми.«На месте не стой, вокруг березки хоровод построй».Цель: продолжать учить выполнять движения в соответ­ствии с текстом.Березку мы нашли. Какое еще дерево мы найдем?«Раз, два, три быстрей осину найди».Как называется это дерево? (Осина.)Какого цвета ствол? (Светло-серый, зеленоватый.)Какие ветки? Какого цвета? (Тонкие, светло-зеленые.)Сколько стволов у осины?Какого цвета листья?Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, что осинки переговариваются друг с другом.Исследовательская деятельностьСобрать листья осины и березы для гербария.Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).Приложить березовый листок к осиновому. Какой боль­ше? (Осиновый.) Понюхать листья. (У осиновых листьев за­пах горьковатый.) Давайте послушаем. (Листья шуршат, будто прощаются с нами.)Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес - это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.Воспитатель задает детям вопросы.♦ Можно оставлять мусор на лесной полянке? (Нет.)♦ Что нужно делать с мусором? (Подобрать, сложить в пакет и вынести.)Почему не нужно срезать и ломать ветки?Как помочь раненому деревцу? (Перевязать его.)Можно ли срывать цветы? (Нельзя.)А что можно делать с цветами? (Рассматривать, ню­хать, рисовать.)Подвижная игра «С кочки на кочку».Цель: формировать навыки прыжков в длину. Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отноше­ние к природе;упражняться в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.

  • Ноябрь
  • Октябрь

    Карточка №1. 1.Наблюдение за грузовым автомобилем. Цель: закреплять умение отличать грузовой автомобиль от легкового. Ход наблюдения Мощный транспорт - грузовик Тяжести возить привык. Для чего машине кузов? Чтобы в нем возили грузы! Воспитатель задает детям вопросы. Для чего нужны грузовые автомобили?Что они перевозят?Назовите некоторые виды грузовых автомобилей и объясните, для чего они нужны?Каким автомобилем сложнее управлять - грузовым или легковым?Наблюдение за изменениями освещённости дня. Цель: Учить устанавливать связь между высотой стояния солнца,долготой дня и температурой воздуха.По тени от дерева отмечаем в течениинедели,что солнце высоко не поднимается,путь его укорачивается,день уменьшается. 2.Трудовая деятельность Уборка опавших листьев. Цели: - приучать доводить начатое дело до конца;- воспитывать аккуратность, ответственность. 3.Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву». Цели: - учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;- развивать ловкость. 4.Индивидуальная работа Ходьба по бревну. Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Карточка №2. 1.Наблюдение за кошкой. Цели: закреплять знания о том, что кошка - домашнее жи­вотное, млекопитающее, имеет определенные признаки;воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня «царапкой», Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.) Почему кошка - домашнее животное?Как выглядит домашняя кошка?Чем питаются кошки?Как называются детеныши кошки?Какие породы кошек вы знаете?Какую пользу людям приносят кошки?Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?Докажите, что кошка - хищное животное.Сравните способности и характеры собак и кошек.Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете? Наблюдение за растениями на участке. Цель: Познакомить с особенностями второго периода осени- золотой осенью.Продолжать знакомить с приспособлением растений к холодам.Пройти по участку,отметить какие растения ещё растут. Отмечаем изменения, которые произошли(многие отцвели, появились семена, засохли, погибли, потеряли листья). Приметы: Лист хоть и пожелтел,но не опадает-мороза скоро не будет. 2.Трудовая деятельность Сбор урожая на огороде. Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая. 3.Подвижные игры «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад). Карточка №3. 1.Наблюдение за работой дворника. Цели: расширять знания о труде взрослых осенью;воспитывать уважение к труду. Ход наблюдения Ветер с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья желтые летят Прямо на руки ребят. Воспитатель задает детям вопросы.Какие орудия труда нужны дворнику для работы?Какую работу выполняет дворник осенью?Для чего нужна работа дворника?Как мы можем помочь дворнику? Наблюдение за осадками. Характер осадков в октябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).Стихотворение С.Егорова «Осень»: Все тучи, тучи. Дождик. Холодный, словно лед, Колючий, словно ёжик, По осени бредет. 2.Трудовая деятельность Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки). Цели: - учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки;- воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. 3.Подвижные игры «Кот и мыши». Цели: продолжать учить соблюдать правила игры;активизировать двигательную активность. «Уголки». Цель: закреплять ловкость, быстроту бега. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: развивать навыки бросания мяча в цель.Октябрь. Карточка №4. 1.Наблюдение за легковым автомобилем. Цели: научить понимать значение и функции автомобиля;закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло). Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Машина.) Для чего нужна машина?Какие машины едут по нашей улице?Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.)Как эта машина называется? (Легковая.)А кто ведет ее?У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.Стихотворение Е.Трутневой «Туман»: Кто–то ночью утащил лес. Был он вечером, а утром исчез! Не осталось ни пенька, ни куста, Только белая кругом пустота. Где же прячутся птица и зверь? И куда ж за грибами теперь?Загадка: Спрятал луга, Спрятал стога В синий карман, Синий… (туман) 2.Трудовая деятельность Очистка участка от веток и камней; подготовка земли для посадки рассады. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. 3.Подвижные игры «Мы - шоферы», «Послушные листья». Цели: учить внимательно слушать команды воспитателя;развивать внимание. 4.Индивидуальная работа Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги. Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности. Карточка №5. 1.Наблюдение за подорожником. Цели: знакомить с лекарственным растением - подорожником;развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.Почему траву назвали подорожником? Где лучше его собирать?Подорожник - многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Растения впитывают их. Если с вами случится беда: укусит оса, овод или змея - сомните листок подорожника, приложите его к укусу. Подорожник отсосет яд, обезболит, предупредит появление опухоли. Собирать их можно в период цветения и до увядания.Его можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте. Сырьем являются листья.Настой листьев подорожника используют как отхаркивающее средство. 2.Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток. Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. 3. Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу. «Волк во рву». Цель: учить прыжкам. 4.Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку». Цель: вырабатывать координацию движений Карточка №6. 1.Наблюдение за ветром Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.Загадка: Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет. Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь! (ветер)Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний). Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений. 2.Труовая деятельность Окапывание деревьев и кустарников. Цель: воспитывать желание трудиться. 3.Подвижная игра: «Найдем грибок». Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя;развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания. 4.Индивидуальная работа: Развитие движений. Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Карточка №7. 1.Наблюдение за работой дворника. Цели: продолжать наблюдения за работой дворника;способствовать развитию речи за счет обогащения словарного запаса;воспитывать интерес и уважение к работе дворника;прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.Какое время года?По каким признакам это можно определить?Почему дворник убирает листву с дорожек? Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход. Загадки: Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) Шли плотнички без топоров, Срубили избу без углов. (Муравейник) Голос тонок, нос долог, Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) Вокруг носа вьется, А в руки не дается. (Муха) 2.Трудовая деятельность Сбор ягод рябины на участке ДОУ. Цель: учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод. 3.Подвижная игра «Пожарные на ученье». Цель: учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке. 4.Индивидуальная работа Упражнения с мячом. Цели: продолжать выполнять упражнения с мячом;развивать быстроту бега. Карточка №8. 1.Наблюдение за рябиной. Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. Ход наблюдения Улетели птицы разные, Смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, Бусы красные надев. О. Высотская Воспитатель задает детям вопросы. Как выглядит рябина?Где она растет?Какие звери любят ягоды рябины?Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?Что дает рябина людям?Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины. Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость 2.Трудовая деятельность Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. 3.Подвижные игры «Коршун и наседка», «Кто дальше?». Цель: учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге. Карточка №9. 1.Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.Загадка: Это что за потолок? То он низок, то высок, То сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий. (небо) Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»: Птичка летает, Птичка играет, Птичка поет; Птичка летала, Птичка играла, Птички уж нет! Где же ты, птичка? Где ты, певичка? В дальнем краю Гнездышко вьешь ты; Там и поешь ты, Песню свою. 2.Трудовая деятельность Удаление сломанных веток деревьев секатором. Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме. 3.Подвижная игра«Светофор». Цель: закреплять знания о значении светофора. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки равновесия в ходьбе по буму Карточка №10. 1.Наблюдение за лошадью. Цели: - закреплять знания о лошади, ее характерных особенностях как млекопитающего, домашнего животного;воспитывать интерес к жизни животного. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу. Кто я - догадайтесь сами. Я везу зимою сани, Что легко скользят по снегу. Летом я везу телегу. (Лошадь.) Почему лошадь - домашнее животное?Как выглядит лошадь?Чем она питается?Как называются детеныши лошади?Какую пользу людям приносят лошади?Лошади редкостно умные животные, у них прекрасная па­мять, они легко запоминают дорогу, хорошо ориентируются на любой местности. Лошади очень привязаны к своему хозяину, они легко поддаются дрессировке. Лошади живут 25- 30 лет.Наблюдение за признаками золотой осени.Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья. Загадка: Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (осенний листопад) 2.Трудовая деятельность Посадка елочек на экологической тропе. Цели: вызывать интерес к посадке деревьев;воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. 3.Подвижные игры «Круговорот», «Холодно - горячо». Цель: добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом). Карточка №11. 1.Наблюдение за самосвалом. Цели: - формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них. Ход наблюдения Предложить детям рассмотреть машину - самосвал. Эта машина с железным открытым кузовом. Вот машина, Так машина - Высотою с дом кабина И колеса высотою Выше нас с тобою вдвое. Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы. * Для каких грузов предназначен самосвал?Как происходит разгрузка машины?Как машина помогает человеку?Может ли самосвал работать без человека? Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.Загадка: Много рук, а нога одна. (Дерево)Упражнение «Правильно произнесите слова»- согласование существительных с числительными. Одно дерево, два…, пять… Одна сосна, две…, пять…Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.) 2.Трудовая деятельность Сбор семян, уборка сухой травы, листьев. Цели: учить правильно собирать семена;воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе. 3.Подвижная игра «Ловишки с приседаниями». Цель: учить соблюдать правила игры. 4.Индивидуальная работа Бег, прыжки. Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу на­правления), в прыжках (подскок на двух ногах). Карточка №12. 1.Наблюдение за лошадью. Цель: формировать представления о лошади как виде транс­порта и живом существе, помогающем человеку. Ход наблюдения Как коня мне приручить? Может, сеном накормить, Чтоб со мною он дружил, Чтобы верно мне служил! С помощью лошади человек пахал землю, перевозил грузы, да и в бою верный конь не раз спасал жизнь воину. Это умное и сильное животное стало для нашего далекого предка его первым транспортом, и назывался такой транспорт - гужевым. У разных народов им стали разные животные - верблюды, слоны, ослики, собаки и т.д.Воспитатель задает детям вопросы.Для чего человек приручил лошадь?Что служило древнему человеку вместо транспорта?Для чего в наше время используют лошадей? Продолжать наблюдение за признаками осени. Обсудить народные приметы и пословицы: Октябрь – грязник. Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме. Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя. Весна красна цветами, а осень – снопами. В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. 2.Трудовая деятельность Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель: воспитывать бережное отношение к природе. 3.Подвижная игра «Догони свою пару». Цели: выполнять движения по сигналу воспитателя;четко ориентироваться при нахождении своей пары. 4.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность. Карточка №13 1.Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.Стихотворение А.Плещеева: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Загадка: Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зеленой выйдет к свету, Растет, цветет она все лето. Коровам без неё – беда: Она их главная беда. (Трава). Наблюдение за отлетом уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных. Загадки: Вёрст не считала, По дорогам не езжала, А за морем бывала. (Птица). Пёстрая крякушка Ловит лягушек. (Утка) Правила поведения в природе: из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную кни­гу; - нельзя вырывать растения с корнем;лекарственные растения следует собирать в строго указанные сроки;нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста. 2.Исследовательская деятельность Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, кра­пиву, подорожник, шиповник, мяту, ромашку. 3.Трудовая деятельность Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка. Цель: формировать желание трудиться в коллективе. 4.Подвижные игры «Северные олени». Цели: формировать знания о северных оленях, их повадках;развивать умение передвигаться длинными прыжками.«Лиса мышкует». Цель: закреплять умение бегать на носочках, увертывать­ся от ловишки. 5.Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость. Карточка №14 1.Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.Стихотворение В. Рождественского: Вот сосны. Прямоствольны и упруги, Колючие – ветрам не разорвать, Стоят в своей чешуйчатой кольчуге, Спокойные, как Игорева рать.Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными: Сосновый – запах, бор, ствол. Сосновая– шишка, ветка, хвоя, мебель. Сосновое – полено, кресло, бревно. Сосновые – иголки, шишки. Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха.С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений). 2.Исследовательская деятельность Рассмотреть через лупу листья черники и сравнить их с брусничными. Чем отличаются, чем схожи? 3.Трудовая деятельность Уборка участка. Цели: учить выполнению трудовых действий;приучать работать в коллективе. 4.Подвижная игра «Лесные тропинки». Цель: разнообразить движения в зависимости от усло­вий.Индивидуальная работа 5.Общеразвивающие упражнения. Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упраж­нениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения. Карточка №15 1.Наблюдение за камнями Цель: формировать представление о камнях как части не­живой природы. Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.Какие бывают камни?Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, крем­ний.)Назови твердые камни.Какими камнями легче рисовать на асфальте?К какой природе они относятся? Почему?Какие камни прочнее?Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?Могут ли камни издавать звуки?Сравните камни на участке и в овраге.Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, - острые углы исчезают, камешек становится ок­руглым.) Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)Т.Макарова «Сказка о листьях»: О, листьев праздничная груда! Мне все известно о тебе! Я плакать никогда не буду О горестной твоей судьбе. Покинув парки и бульвары, Назначив встречу где–нибудь, Становятся все листья в пары И в царство листьев держат путь… 2.Исследовательская деятельность Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узо­ры, кристаллики.) 3.Трудовая деятельность Сбор камней на участке и выкладывание из них компози­ции. Цели: учить трудиться сообща;развивать творческое воображение. 4.Подвижные игры «Камень, ножницы, бумага». Цели: учить внимательно слушать воспитателя;развивать усидчивость. «Ловкая пара». Цель: учить бросать мяч под углом. 5.Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять умение бросать мяч в цель Карточка №16 1.Наблюдение за ветром Цели: продолжать учить определять силу ветра;расширять знания детей о неживой природе. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы. Летит без крыльев и поет, Прохожих задевает, Одним проходу не дает, Других он подгоняет. (Ветер.)Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз.Та­кое передвижение воздуха создает ветер.)Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)Сегодня есть ветер? Какой он по силе? Исследовательская деятельностьОпределить направление ветра с помощью компаса и флю­гера. (Куда повернул флюгер - оттуда и ветер, а по стрел­ке компаса определяется сторона света.)Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и се­кундомера.)Как определить с какой стороны дует ветер? (С помо­щью компаса: если с севера - холодный, если с юга - теплый.) Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей. Листья растения, дерева, куста – (листва). Опадание листьев осенью – (листопад). Осадки в виде водяных капель – (дождь). Движение воздуха над землей – (ветер). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча). Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния). 2.Трудовая деятельность Уборка участка от веток и камней. Цель: продолжать учить работать сообща, получать радость от выполненной работы. 3.Подвижные игры «Коршун и наседка». Цели: учить слушать команды воспитателя;развивать внимание. «Ветер». Цели: закреплять представления о связях в природе;учить внимательно слушать команды воспитателя. 4.Индивидуальная работа: Упражнение с мячом. Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.



  • 
    Top