Дафна греческая мифология. Аполлон и Дафна: миф и его отражение в искусстве

Древнегреческая мифология богата на любопытных персонажей. Помимо богов и их отпрысков, легенды описывают судьбы простых смертных и тех, чья жизнь оказалась связана с божественными созданиями.

История происхождения

По преданию, Дафна – горная нимфа, рожденная в союзе богини земли Геи и речного бога Пенея. В «Метаморфозах» поясняет, что Дафна родилась у нимфы Креусы после романтической связи с Пенеем.

Этот автор придерживался мифа, повествующего о том, что влюбился в прелестную девушку, будучи пронзенным стрелой Эрота. Красавица не ответила ему взаимностью, так как другой конец стрелы сделал ее безучастной к любви. Скрываясь от преследований бога, Дафна обратилась за помощью к родителю, который превратил ее в лавровое дерево.

По версии другого писателя, Павсания, дочь Геи и бога рек Ладона была перенесена матерью на остров Крит, а на месте, где она находилась, появился лавр. Терзаемый неразделенной любовью, Аполлон сплел себе венок из ветвей дерева.

Греческая мифология славится вариативностью интерпретаций, поэтому современные читатели знают и третий миф, согласно которому в девушку были влюблены Аполлон и Левкипп, сын правителя Эномая. Царевич, переодевшись в женское платье, преследовал девушку. Аполлон заколдовал его, и юноша пошел купаться вместе с девушками. За обман нимфы убили царевича.


Ввиду того, что Дафна ассоциируется с растением, ее самостоятельная судьба в мифологии ограничена. Неизвестно, стала ли человеком девушка впоследствии. В большинстве упоминаний она ассоциируется с атрибутом, повсюду сопровождающим Аполлона. Происхождение имени уходит корнями в глубины истории. С иврита значение имени переводилось как «лавр».

Миф об Аполлоне и Дафне

Покровитель искусств, музыки и поэзии, Аполлон был сыном богини Латоны и . Ревнуя, жена Громовержца не давала женщине возможности найти пристанище. отправила за ней дракона по имени Пифон, который гнал Латону до момента, пока она не обосновалась на Делосе. Это был суровый необитаемый остров, который расцвел с рождением Аполлона и его сестры . На пустынных берегах и вокруг скал появились растения, остров озарился солнечным светом.


Вооружившись серебряным луком, юноша решил отомстить Пифону, не дававшему его матери покоя. Он прилетел по небу к мрачному ущелью, где располагался дракон. Яростный страшный зверь был готов поглотить Аполлона, но бог поразил его стрелами. Юноша похоронил своего соперника и воздвиг на месте захоронения оракул и храм. По легенде сегодня на этом месте находятся Дельфы.

Неподалеку от места сражения пролетал проказник Эрот. Озорник игрался с золотыми стрелами. Один конец стрелы украшал золотой наконечник, а другой – свинцовый. Бахвалясь перед хулиганом своей победой, Аполлон накликал гнев Эрота. Мальчонка пустил в сердце бога стрелу, чей золотой наконечник вызывал любовь. Вторая стрела с каменным наконечником угодила в сердце прелестной нимфы Дафны, лишив ее способности влюбиться.


Увидев прекрасную девушку, Аполлон полюбил ее всем сердцем. Дафна же пустилась в бега. Бог преследовал ее долгое время, но не мог нагнать. Когда Аполлон вплотную приблизился, так, что она стала ощущать его дыхание, Дафна взмолилась к отцу о помощи. Чтобы избавить дочь от мучений, Пеней превратил ее тело в лавровое древо, руки в ветви, а волосы в листву.

Увидев, к чему привела его любовь, безутешный Аполлон долго обнимал дерево. Он решил, что лавровый венок всегда будет сопровождать его в память о возлюбленной.

В культуре

«Дафна и Аполлон» – миф, вдохновлявший деятелей искусства разных столетий. Он входит в число популярных легенд эпохи эллинизма. В античные времена сюжет находил изображение в скульптурах, описывающих момент превращения девушки. Существовали мозаики, подтверждавшие популярность мифа. Художники и скульпторы более позднего времени руководствовались изложением Овидия.


В период Ренессанса античности вновь уделялось большое внимание. В 15 веке популярный миф о боге и нимфе находил отклик в картинах живописцев Поллайоло, Бернини, Тьеполо, Брейгеля и . Скульптура Бернини в 1625 году была размещена в кардинальской резиденции Боргезе.

В литературе образы Аполлона и Дафны неоднократно упоминаются благодаря . В 16 веке написаны произведения «Царевна» авторства Сакса и «Д.» авторства Беккари, в основу которых легли мифологические мотивы. В 16 столетии пьеса Ринуччини «Дафна» была положена на музыку и, равно как произведения Опица и , стала оперным либретто. Вдохновляясь историей о невзаимной любви, музыкальные произведения написали Шюц, Скарлатти, Гендель, Фукс и .

В тот самый чудесный миг, когда, гордый своей победой, стоял Аполлон над сраженным им чудовищем Пифоном, он вдруг увидел неподалеку от себя юного шалуна, бога любви Эрота. Проказник весело смеялся и тоже натягивал свой золотой лук. Усмехнулся могучий Аполлон и сказал малышу:

– На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Давай сделаем так: каждый из нас будет заниматься своим делом. Ты иди играй, а мне предоставь посылать золотые стрелы. Вот такие, какими я только что сразил это злобное чудовище. Разве можешь ты равняться со мной, стреловержцем?
Обиженный Эрот решил наказать заносчивого бога. Он лукаво прищурился и ответил гордому Аполлону:
– Да, я знаю, Аполлон, что твои стрелы не знают промаха. Но даже ты не спасешься от моей стрелы.
Эрот взмахнул золотыми крылышками и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там он вытащил из своего колчана две золотые стрелы. Одну стрелу, ранящую сердце и вызывающую любовь, он послал в Аполлона. А другой стрелой, отвергающей любовь, он пронзил сердце Дафны – юной нимфы, дочери речного бога Пенея. Сделал маленький шалун свое злое дело и, порхая ажурными крылышками, полетел дальше.Шло время. Аполлон уже и забыл о своей встрече с проказником Эротом. У него и без того было много дел. И Дафна продолжала жить как ни в чем не бывало. Она по-прежнему бегала со своими подругами-нимфами по цветущим полянам, играла, веселилась и не знала никаких забот. Многие молодые боги добивались любви золотоволосой нимфы, но она всем отказывала. Никого из них и близко не подпускала к себе. Уже и отец ее, старый Пеней, все чаще и чаще говорил своей дочери:
– Когда же ты приведешь ко мне зятя, дочь моя? Когда же ты подаришь мне внуков?
Но Дафна только весело смеялась и отвечала своему отцу:
– Не надо меня неволить, мой дорогой отец. Я никого не люблю, и никто мне не нужен. Я хочу быть такой же, как Артемида, вечной девой.
Никак не мог понять мудрый Пеней, что же приключилось с его дочерью. Да и сама прекрасная нимфа не знала, что во всем виноват коварный Эрот, ведь это он ранил ее в сердце стрелой, убивающей любовь.
Однажды, пролетая над лесной поляной, лучезарный Аполлон увидел Дафну, и сразу же ожила в его сердце рана, нанесенная когда-то коварным Эротом. Горячая любовь вспыхнула в нем. Быстро спустился Аполлон на землю, не отрывая горящего взгляда от юной нимфы, и протянул к ней руки. Но Дафна, как только увидела могучего молодого бога, пустилась бежать от него со всех ног. Изумленный Аполлон бросился следом за своей возлюбленной.
– Стой, прекрасная нимфа, – взывал он к ней, – почему ты убегаешь от меня, словно ягненок от волка? Так от орла улетает голубка и олень убегает ото льва. Но ведь я же люблю тебя. Осторожно, тут неровное место, не упади, умоляю тебя. Ты поранила ногу, остановись.
Но не останавливается прекрасная нимфа, и Аполлон снова и снова умоляет ее:
– Ты сама не знаешь, гордая нимфа, от кого бежишь. Ведь я же Аполлон, сын Зевса, а не простой смертный пастух. Многие называют меня целителем, но никто не может исцелить мою любовь к тебе.
Напрасно взывал Аполлон к прекрасной Дафне. Она мчалась вперед, не разбирая дороги и не слушая его призывов. Одежда ее развевалась по ветру, разметались золотые кудри. Алым румянцем пылали ее нежные щеки. Дафна стала еще прекраснее, и Аполлон не мог остановиться. Он прибавил шагу и уже настигал ее. Дафна чувствовала за спиной его дыхание, и она взмолилась к отцу своему Пенею:
– Отец, мой дорогой! Помоги мне. Расступись, земля, возьми меня к себе. Измени облик мой, он причиняет мне одни страдания.
Лишь только произнесла она эти слова, как почувствовала, что все ее тело цепенеет, нежная девичья грудь покрывается тонкой коркой. Руки ее и пальцы превратились в ветки гибкого лавра, вместо волос на голове зашелестели зеленые листочки, легкие ноги корнями вросли в землю. Прикоснулся Аполлон к стволу рукой и почувствовал, как под свежей корой еще трепещет нежное тело. Он обнимает стройное деревце, целует его, гладит гибкие веточки. Но даже дерево не хочет его поцелуев и уклоняется от него.
Долго стоял опечаленный Аполлон рядом с гордым лавром и наконец произнес грустно:
– Ты не хотела принять мою любовь и стать моей супругой, прекрасная Дафна. Тогда станешь моим деревом. Пусть венок из твоих листьев всегда украшает мою голову. И пусть никогда не вянет твоя зелень. Стой вечно зеленым!
И лавр тихо зашелестел в ответ Аполлону и, как бы соглашаясь с ним, склонил свою зеленую вершину.
С тех пор полюбил Аполлон тенистые рощи, где среди изумрудной зелени тянулись к свету вечнозеленые гордые лавры. В сопровождении своих прекрасных спутниц, юных муз, бродил он здесь с золотой лирой в руках. Часто он приходил к своему любимому лавру и, печально склонив голову, перебирал певучие струны своей кифары. Чарующие звуки музыки разносились по окрестным лесам, и все затихало в восторженном внимании.
Но недолго Аполлон наслаждался беззаботной жизнью. Позвал его однажды к себе великий Зевс и сказал:
– Ты забыл, сын мой, о заведенном мной порядке. Все, кто совершил убийство, должны очиститься от греха пролитой крови. Над тобой тоже висит грех убийства Пифона.
Не стал Аполлон спорить со своим великим отцом и убеждать его, что злодей Пифон сам принес много страданий людям. И по решению Зевса он отправился в далекую Фессалию, где правил мудрый и благородный царь Адмет.
Стал Аполлон жить при дворе Адмета и служить ему верой и правдой, искупая свой грех. Адмет поручил Аполлону пасти стада и ухаживать за скотом. И с тех пор, как Аполлон стал пастухом у царя Адмета, ни одного быка из его стада не утащили дикие звери, а его длинногривые кони стали лучшими во всей Фессалии.
Но вот однажды увидел Аполлон, что загрустил царь Адмет, не ест, не пьет, ходит совсем поникший. А скоро и причина его грусти выяснилась. Оказывается, полюбил Адмет прекрасную Алкесту. Взаимной была эта любовь, юная красавица тоже любила благородного Адмета. Но отец Пелий, царь Иолка, поставил невыполнимые условия. Он обещал отдать Алкесту в жены только тому, кто приедет на свадьбу в колеснице, запряженной дикими зверями – львом и вепрями.
Удрученный Адмет не знал, что и предпринять. И не то чтобы он был слабым или трусливым. Нет, могучим и сильным был царь Адмет. Но он даже и не представлял себе, как можно справиться с такой непосильной задачей.
– Не печалься, – сказал Аполлон своему хозяину. – Нет на этом свете ничего невыполнимого.
Прикоснулся Аполлон к плечу Адмета, и царь почувствовал, как его мускулы наливаются неодолимой силой. Радостный, отправился он в лес, поймал диких зверей и спокойно впряг их в свою колесницу. Гордый Адмет примчался ко дворцу Пелия на своей невиданной упряжке, и Пелий отдал свою дочь Алкесту в жены могучему Адмету.
Восемь лет служил Аполлон у царя Фессалии, пока наконец не искупил свой грех, а потом вернулся в Дельфы. Здесь все уже заждались его. Бросилась ему навстречу обрадованная мать, богиня Лето. Прекрасная Артемида примчалась с охоты, как только услышала, что вернулся ее брат. Поднялся он на вершину Парнаса, и здесь окружили его прекрасные музы.

Дафна Дафна

(Daphne, Δάφνη). Дочь римского бога Пенея, Апполон пленился ее красотой и стал преследовать ее. Она обратилась к богам с молитвой о спасении и была обращена в лавр, который по-гречески и называется Δάφνη. Поэтому это дерево было посвящено Аполлону.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДАФНА

(Δάφνη), «лавр»), в греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Аполлон преследует Д., давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Д. взмолилась отцу о помощи, и боги превратили её в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением (Ovid. Met. I 452-567). Д.- древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки (Paus. VIII 48, 2). О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах (Hymn. II 1). О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн (II 215). На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Лит.: Stесhоw W., Apollo und Daphne, Lpz.- В., 1932.
А. Т.-Г.

Европейская драматургия обращается к мифу в 16 в. («Царевна Д.» Г. Сакса; «Д.» А. Беккари и др.). С кон. 16 в. после пьесы «Д.» О. Ринуччини, положенной на музыку Я. Пери, воплощение мифа в драматургии неразрывно связано с музыкой (пьесы «Д.» М. Опица, «Д.» Ж. де Лафонтена и др. представляют собой оперные либретто). Среди опер 17-18 вв.: «Д.» Г. Шюца; «Д.» А. Скарлатти; «Флориндо и Д.» Г. Ф. Генделя; «Превращение Д.» И. И. Фукса и др.; в новое время - «Д.» Р. Штрауса.
В античном искусстве Д. обычно изображалась настигаемой Аполлоном (фреска дома Диоскуров в Помпеях) или превращающейся в лавровое дерево (произведения пластики). В европейском искусстве сюжет был воспринят в 14-15 вв., сначала в книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию), в эпоху Возрождения и особенно барокко приобрёл самое широкое распространение (Джорджоне, Л. Джордано, Я. Брейгель, Н. Пуссен, Дж. Б. Тьеполо и др.). Наиболее значительны из произведений пластики - мраморная группа П. Бернини «Аполлон и Д.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дафна

Нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея (по другому мифу, Ладона), о помощи и была превращена в лавровое дерево.

// Гарсиласо де ла ВЕГА: "Гляжу на Дафну я оторопело…" // Джон ЛИЛИ: Песнь Аполлона // Джамбаттиста МАРИНО: "Зачем, скажи, о Дафна..." // Хулио КОРТАСАР: Голос Дафны // Н.А. Кун: ДАФНА

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)




Синонимы :

Смотреть что такое "Дафна" в других словарях:

    - (греч. daphne лавр). 1) растение сем. ягодковых; самый обыкновенный вид его дикорастущий у нас волчий перец. 2) нимфа, дочь речного бога Пенея и Геи, одновременно любимая Аполлоном и Левкаппом; от преследований Аполлона спаслась превращением в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Нимфа, волчье лыко Словарь русских синонимов. дафна сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) волчник … Словарь синонимов

    В греческой мифологии нимфа; преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, попросила своего отца, речного бога Пенея, о помощи и была превращена в лавровое дерево … Большой Энциклопедический словарь

    Лавр. Время возникновения: Новое. (распространенное). Женские еврейские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Джованни Баттиста Тьеполо. Аполлон и Дафна. 1743 44. Лувр. Париж У этого термина существуют и д … Википедия

    Ы; ж. [греч. Daphnē] [с прописной буквы] В греческой мифологии: нимфа, давшая обет целомудрия и обратившаяся в лавровое дерево для спасения от преследовавшего её влюблённого Аполлона. * * * Дафна в греческой мифологии нимфа; преследуемая… … Энциклопедический словарь

    Дафна - (греч. Daphne) * * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по… … Античный мир. Словарь-справочник.

    ДАФНА Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ДАФНА - (лавр) Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью Землёй в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на… … Список древнегреческих имен

    В древнегреческой мифологии нимфа. Преследуемая влюблённым в неё Аполлоном, Д. просила помощи у отца речного бога Пенея, и тот обратил её лавровое дерево (греч daphne лавр). Миф о Д. получил отражение в поэзии («Метаморфозы» Овидия), в… … Большая советская энциклопедия

Кто такие Аполлон и Дафна? Первого из этой пары мы знаем как одного из олимпийских богов, сына Зевса, покровителя муз и высоких искусств. А что же Дафна? Этот персонаж мифологии Древней Греции имеет не менее высокое происхождение. Ее отцом был, по версии Овидия, фессалийский речной бог Пеней. Павсаний же считает ее дочерью Ладона, также покровителя реки в Аркадии. А матерью Дафны была богиня земли Гея. Что же произошло с Аполлоном и Дафной? Как эта трагическая история о неутоленной и отвергнутой любви раскрывается в произведениях художников и скульпторов позднейших эпох? Об этом читайте в данной статье.

Миф о Дафне и Левкиппе

Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный - Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? - спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь...

Миф об Аполлоне и Эроте

Влияние на искусство

Сюжет мифа «Аполлон и Дафна» относится к наиболее популярным в культуре эллинизма. Его обыгрывал в стихах Овидий Назон. Антиков поражало именно превращение прекрасной девушки в не менее красивое растение. Овидий описывает, как исчезает за листвой лицо, нежная грудь облекается корой, руки, воздетые в мольбе, становятся ветвями, а резвые ноги - корнями. Но, говорит поэт, красота остается. В искусстве поздней античности нимфа чаще всего также изображалась в момент своего чудесного превращения. Лишь иногда, как, например, в доме Диоскуров (Помпеи), мозаика представляет ее настигнутой Аполлоном. Но в последующие эпохи художники и скульпторы иллюстрировали лишь дошедший до потомков рассказ Овидия. Именно в миниатюрах-иллюстрациях к «Метаморфозам» впервые в европейском искусстве встречается сюжет «Аполлон и Дафна». Картина изображает превращение бегущей девушки в лавр.

Аполлон и Дафна: скульптура и живопись в европейском искусстве

Эпоха Ренессанса так и называется, потому что она возродила интерес к Античности. Начиная с века Квадроченто (пятнадцатое столетие) нимфа и олимпийский бог буквально не сходят с полотен известных мастеров. Наиболее известно творение Поллайоло (1470-1480). Его «Аполлон и Дафна» - картина, изображающая бога в нарядном камзоле, но с оголенными ногами, а нимфу - в развевающемся платье с зелеными ветвями вместо пальцев. Эта тема стала еще более популярной в Преследование Аполлона и превращение нимфы изображали Бернини, Л. Джордано, Джорджоне, Дж. Тьеполо и даже Ян Брейгель. Не чуждался этой фривольной темы и Рубенс. В эпоху рококо сюжет был не менее модным.

«Аполлон и Дафна» Бернини

Трудно поверить, что эта мраморная скульптурная группа - работа начинающего мастера. Однако, когда произведение в 1625 году украсило собой римскую резиденцию кардинала Боргезе, Джованни было всего двадцать шесть. Двухфигурная композиция очень компактна. Аполлон почти настиг Дафну. Нимфа еще полна движения, но метаморфоза уже свершается: в пушистых волосах появляется листва, бархатистая кожа покрывается корой. Аполлон, а вслед за ним и зритель, видит, что добыча ускользает. Мастер виртуозно превращает мрамор в текущую массу. И мы, глядя на скульптурную группу «Аполлон и Дафна» Бернини, забываем, что перед нами - каменная глыба. Фигуры так пластичны, так устремлены ввысь, что кажется, они сделаны из эфира. Персонажи будто не касаются земли. Чтобы оправдать присутствие этой странной группы в доме духовного лица, кардинал Барберини написал пояснение: «Всякий, ищущий наслажденья мимолетной красотой, рискует оказаться с ладонями, полными горьких ягод и листвы».

Дафна, греч. («лавр») - дочь речного бога Пенея или Ладона, одна из прекраснейших нимф.

В Дафну влюбился , но не из-за красоты, а в результате злонамеренной шутки Эрота. Аполлон имел неосторожность посмеяться над золотым луком бога любви, и Эрот решил наглядно продемонстрировать ему эффективность своего оружия. В Аполлона он пустил стрелу, вызывающую любовь, а в Дафну, случайно оказавшуюся поблизости, - стрелу, убивающую любовь. Поэтому любовь прекраснейшего из богов не нашла взаимности. Преследуемая богом, Дафна стала умолять отца изменить ее облик, она была готова скорее умереть, чем стать возлюбленной Аполлона. Желание Дафны сбылось: ее тело покрылось корой, руки превратились в ветви, волосы - в листву. Она превратилась в вечнозеленое лавровое дерево, Аполлон же в память о своей первой любви стал носить украшение в виде лаврового венка.

По-видимому, первый поэтический рассказ о трагической судьбе Дафны принадлежит Овидию (первая книга «Метаморфоз»). Он вдохновил Бернини на создание знаменитой скульптурной группы «Аполлон и Дафна» (1622-1624), а также Поллайоло, Пуссена, Веронезе и многих других художников - авторов одноименных картин. Пожалуй, самая первая из всех опер, написанная Я. Пери на текст поэта О. Ринуччини в 1592 г., называлась «Дафна». Ряд дальнейших музыкальных воплощений этого сюжета (Гальяно - 1608, Шютц - 1627, Гендель - 1708) пока замыкает опера «Дафна» Р. Штрауса (1937).

Как свидетельствует традиция, миф о Дафне существовал задолго до Овидия (хотя, возможно, и в несколько иной версии). На месте, где, по преданию, Дафна превратилась в дерево, был сооружен храм Аполлона, который в 395 г. н. э. был разрушен по повелению императора Феодосия I, противника язычества. Поскольку тамошнюю лавровую рощу продолжали посещать паломники, в 5-6 вв. н. э. там был основан монастырь с храмом Девы Марии; мозаичные украшения храма, созданные в 11 в., являются одной из вершин «второго золотого века» византийского искусства. Этот храм стоит по сей день в зеленой лавровой роще в десяти километрах к западу от Афин и называется «Дафни».




Top