Декабрь дни рождения писателей. Дни рождения писателей


Имя: Моисей (Moses)

Дата рождения: 1393 г. до н.э

Дата смерти: 1273 г. до н.э

Возраст: 120 лет

Место рождения: Египет

Место смерти: Нево, Моав, Иордания

Деятельность: еврейский пророк, основоположник иудаизма

Семейное положение: был женат

Моисей - биография

Моисей, Моше, Муса... Три великие религии считают его своим пророком, а одну из них - иудаизм - он основал. Однако до сих пор ученые спорят, существовал ли этот человек на самом деле, когда он жил и что именно совершил.

Деяниям Моисея посвящены четыре из пяти книг библейского Пятикнижия (Торы). Первая из них -Шмот, или «Имена», - в христианской традиции названа «Исход» в напоминание о главном событии, связанном с именем пророка. Уход евреев из Египта, их долгое странствие по пустыне и обретение «обетованной», обещанной Богом земли в Палестине без Моисея были бы невозможны. Однако сам он на эту землю так и не ступил - умер на ее границе, исполняя собственное пророчество: новой родины не увидит ни один человек, родившийся в рабстве.

Рабами евреи были в Египте, куда пришли когда-то в поисках лучшей жизни. Ставший советником фараона мудрец Иосиф привел на берега Нила своего отца Иакова (он же Израиль) и всех родных, которые быстро обжились там, умножились и разбогатели. Это не понравилось следующему фараону, который собрал всех евреев в пограничной области Гошен, заставив их строить крепости и склады продовольствия для будущих войн. Жизнь евреев «сделалась горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами», но они выживали, рожали детей...

Тогда злодей-фараон приказал убивать всех сыновей племени Израиля. Одним из этих обреченных был новорожденный сын Амрама и Иохаведы, которого любящие родители решили спасти. По легенде, они положили его в плетеную корзинку и пустили в Нил, но кишащая крокодилами река мало подходила для спасения ребенка. Как и для купания дочки фараона, которая будто бы случайно нашла младенца, пожалела его и взяла на воспитание. Похоже, родные малыша специально подбросили его царевне, выведав предварительно, что она бездетна и мечтает о сыне.

Будто случайно оказавшаяся рядом Иоха-веда тут же напросилась в кормилицы мальчика, чтобы не расставаться с ним. Царевна (в Агаде, сборнике преданий на библейские темы, ее зовут Батья) дала найденышу имя Моше, по-еврейски «спасенный из воды». Но дочь фараона никак не могла знать язык варваров-азиатов. Скорее уж она назвала его Мосе, «сын». Это слово входило в имена самых знатных египтян; например, Тутмос означает сын Тота, Рамсес - Ра.

Быть может, Моисей тоже носил такое имя, а это означает, что он мог быть законным сыном вельможи или даже самого фараона. Например Эхна-тона, который учредил культ единого бога Атона - это могло найти отражение в единобожии евреев. Зигмунд Фрейд в книге «Этот человек Моисей» предположил, что еврейский пророк был соратником Эхнатона, жрецом по имени Осарсиф. После смерти царя он со своими сторонниками ненадолго захватил власть в Египте, но потом был изгнан в пустыню и там основал новую религию.

Похоже, Моисей и правда владел мудростью египетских жрецов, которую его наивные соплеменники считали колдовством, и вполне мог быть знатным царедворцем, бежавшим из страны после очередной смены власти. Но не во времена Эхнатона: тогда, в середине XIV века до нашей эры, египтяне владели Палестиной и не пустили бы туда беглецов-евреев.

Иудейская традиция относит Исход к середине XVI века до н. э., когда из Египта выгнали владевших им прежде азиатов-гиксосов, часть которых могла завладеть Землей обетованной. Но тогда, как утверждают археологи, в Палестине, носившей еще имя Ханаан, ничего заметного не происходило. Иное дело - середина XIII века до н.э., когда местные города-государства один за другим пали под ударами пришельцев с юга.

Обожженные развалины и кости говорят о жестокости захватчиков, которыми могли быть только потомки Израиля. В то время Египет резко ослабел после смерти великого Рамсеса II, угнетавшего покоренные племена (и заставлявшего их строить крепости возле границ). Теперь одни из этих племен подняли восстания, а другие, подобно евреям, спешили покинуть страну, чем и воспользовался Моисей.

С самого детства он был смутьяном, не желавшим следовать правилам. По легенде, сидя как-то на коленях фараона, он сорвал с него корону и надел на себя. За такое святотатство жрецы потребовали его казни, но приемная мать Батья заявила, что на него нашло безумие. В доказательство она велела дать ему на выбор игрушку и раскаленный уголь, и мальчик схватил уголь, а потом еще и сунул его в рот. Обжегшись, он так и остался косноязычным: его невнятные, истинно пророческие слова понимали только брат Аарон и сестра Мариам, которые растолковывали их другим.

Моисей рос в кругу знатных египтян и лишь изредка навещал родных - отверженных рабов. Однажды на стройке он увидел, как здоровяк-надсмотрщик избивает изможденного еврея, и в гневе убил обидчика, а тело закопал в песок. Кто-то увидел это и донес властям; убийце пришлось бежать на Синай, к племени мадианитян. Там он встретил девушек, которых не подпускала к колодцу толпа пастухов. Моисей снова вступился за слабых, и одна из девушек, Сепфора, или Ципора («птица»), влюбилась в него. Вскоре она стала его женой и родила сыновей Гершома и Елеазара, которые впоследствии ничем себя не проявили. Сепфора тоже куда-то исчезла, и позже Моисей женился на эфиопке, снова нарушив принятые правила.

В Библии сказано, что у мадианитян он прожил целых 40 лет - «а всего его жизни было 120 лет». Как и все, бывший вельможа пас скот и однажды забрел с овцами к горе Хорив (Синай), где увидел необычное видение. Из горящего, но не сгорающего куста -«неопалимой купины» - с ним заговорил сам Бог, впервые назвавший человеку свое истинное имя. «Я есть Сущий», - сказал он, что по-еврейски звучит как Яхве (позже это имя запретили произносить, заменяя эпитетами - Саваоф, Адонай, Элохим и так далее). После этого он потребовал, чтобы Моисей отправился к фараону и добился, чтобы тот отпустил евреев из «дома рабства».

Пророк трижды отказывался, говоря, что лишен дара слова («человек я не речистый»), что ни народ, ни фараон его не послушают, но Всевышний настаивал. Для убедительности он дал Моисею силу творить чудеса, а в помощники и переводчики ему назначил брата Аарона. Вдвоем они покинули мадианитян (похоже, отношения пророка с новыми родичами так и не сложились) и отправились в Египет. Каким-то образом дойдя до царя, Моисей озвучил требование, известное большинству в трактовке Луи Армстронга: «Let my people go!» - «Отпусти мой народ!»

Когда фараон отказался, пророк пригрозил наслать на его подданных десять «казней египетских». Поочередно донимаемый нашествиями жаб, мошек, «песьих мух», мором скота, огненным градом, нашествием саранчи, царь вначале упорствовал, потом обещал отпустить евреев, но каждый раз из вредности брал обещание назад. В конце концов страну покрыла тьма, такая густая, что ее можно было потрогать руками, - «у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».

Устрашенный фараон согласился освободить евреев, но велел им оставить в Египте все имущество и скот. Тогда Моисей объявил последнюю, самую страшную казнь: «Умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона до первенца рабыни». Евреям он велел помазать дверные косяки кровью жертвенного ягненка, и ангел смерти прошел мимо их домов. С тех пор отмечается праздник Пасхи, или Песах, что означает «прохождение», освобождение от страха и угнетения.

После этого фараон все-таки отпустил евреев со всем имуществом - а заодно с заимствованным ими у египтян по совету Моисея золотом и серебром. В спешке беглецы не успели заквасить хлеб и испекли пресные лепешки, или мацу, - с тех пор непременную деталь еврейской Пасхи. Как утверждается, в путь вышли 600 тысяч одних только взрослых мужчин, но на деле беглецов было раз в сто меньше. Пока они двигались на восток, фараон пожалел об утрате такого множества рабов и направился за ними со всей своей армией, включая 600 колесниц.

Увидев издалека поднятую ими пыль, евреи подняли ропот: «Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне!» Но Моисей остался спокоен: после его молитвы волны моря разошлись и пропустили евреев на другой берег, а кинувшихся в погоню египтян потопили всех до одного вместе с фараоном. Прежде считалось, что злополучным царем был сын Рамсеса II Мернептах, чье захоронение долго не могли найти. Потом И оно отыскалось, но, быть может, фараон вовсе не погиб в волнах. Кстати, Библия не утверждает, что чудо случилось на Красном море: возможно, дело было на одном из болот Суэцкого перешейка, которое евреи перешли по тайной тропинке, а тяжелая египетская конница застряла.

Как бы то ни было, Моисей и его народ оказались на воле - в безжалостной пустыне, грозившеи им смертью от голода и жажды. Вода в немногочисленных источниках была горькой, но пророк велел бросить в нее кору какого-то дерева - снова жреческая мудрость? - и она сделалась пригодной для питья. Но еды не было, и евреи снова начали роптать о временах рабства, «когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта». Моисей снова помолился, и наутро пустыня оказалась покрыта белыми шариками «манны небесной», из которой можно было печь хлеб.

Один ученый немец предположил, что речь идет о сладких каплях сока, застывающих на ветках пустынного тамариска, но вряд ли такой малости хватило бы для пропитания - а ведь евреи питались манной все сорок лет пути. Но еще удивительнее, что они потратили эти сорок лет на путь, занимающий от силы несколько месяцев. Правда, они шли в Палестину не напрямую, поскольку на побережье обосновался воинственный народ филистимлян, а через весь Синай, потом за Иордан и уже оттуда, с востока, к Земле обетованной, но и это не объясняет продолжительности странствия.

Или библейские цифры сильно преувеличены, или Моисей сознательно стремился сплотить свой народ в скитаниях и убрать со сцены поколение, которому плошка с мясом была дороже свободы. Скоро оказалось, что пустыня не так уж безлюдна - на евреев напали разбойни-ки-амаликитяне. Во время битвы Моисей молился Богу о победе; когда он терял силы, враги начинали побеждать, и родным пришлось держать старика. В итоге израильтяне победили, и Моисей приказал «изгладить память амаликитян из поднебесной».

Так и повелось: в каждом встречном поселении евреи предавали мечу всех мужчин старше десяти лет, а женщин брали в наложницы (потом, когда Господь запретил это, убивали и их). На третий месяц после ухода из Египта они подошли к горе Синай, где Моисей снова увидел Бога -на сей раз в облаке дыма. Господь приказал евреям стать лагерем у горы, но не подниматься туда под страхом смерти. Пророк один взошел на вершину и оставался там сорок дней, получив за это время подробные инструкции о том, как сделать Израиль «царством священников и народом святых». Суть сказанного, десять библейских заповедей, Всевышний записал своей рукой на двух каменных плитах-скрижалях, изобретя заодно алфавит.

Взяв с собой скрижали, Моисей спустился вниз. Оказалось, что в его отсутствие «народ святых» тут же впал в ересь. Решив, что пророк сгинул бесследно, евреи заставили Аарона отлить для них золотого тельца и стали поклоняться ему как богу - а ведь вторая заповедь гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения». В гневе Моисей разбил и тельца, и принесенные скрижали, а потом велел тем, кто остался ему верен, без разбора убивать своих друзей и родных.

Истребив три тысячи человек, он успокоился и снова отправился на гору просить прощения у Господа. Еще через сорок дней он вернулся, причем от лица его исходили лучи благодати - чтобы не ослепить встречных, ему пришлось накрыть голову покрывалом. Средневековые толкователи Библии перевели слово «карнаим» (лучи) как «рога», поэтому знаменитая статуя Микеланджело изображает пророка рогатым.

Моисей принес с собой новые скрижали взамен разбитых и поместил их на хранение в ковчег Завета - деревянный ящик, украшенный золотыми статуями херувимов. Ковчег, в свою очередь, поставили в скинию, большой шатер, который день и ночь охраняли члены нового сословия священников (когенов). Они же должны были толковать Божьи заповеди, чтобы непонятливые израильтяне не извратили их. Моисей взял у старейшин всех 12 колен, или родов, их жезлы, сложил вместе и объявил, что главой священников будет тот, чей жезл наутро покроется цветами.

Неудивительно, что расцвел жезл его брата Аарона из колена Леви, однако когена-ми стали только сам Аарон и его потомки. Их недовольные родичи во главе с Кореем подняли бунт, обвинив Моисея в обмане: «Ты не привел нас в землю, в которой течет молоко и мед, и еще хочешь властвовать над нами!» Оскорбленный пророк взмолился о наказании святотатцев, и они провалились под землю вместе с семьями и всем имуществом. В итоге левиты смирились с ролью помощников когенов в служении Богу.

Этот случай не укрепил популярность Моисея - его почитали и боялись, но не любили. Слишком уж он был непреклонным, суровым (в отличие от доброго Аарона), слишком многого требовал от своего народа. Да и он устал от упрямства и неблагодарности евреев, в сердцах называя их «народом жестоковыйным». Правда, когда Бог - кажется, тоже потерявший терпение - угрожал истребить «избранный народ», пророк раз за разом вымаливал для него прощение. В очередной раз это случилось уже на подходе к Ханаану, когда евреи снова начали роптать и проситься обратно в Египет.

Всевышний напустил на них ядовитых змей, но велел Моисею воздвигнуть на столбе медного змия, чтобы каждый, кто посмотрит на него с верою, исцелился бы от яда. За грехи народа был наказан сам пророк: это случилось, когда он в очередной раз добывал воду из скалы и не просто приказал ей литься, как велел Бог, а ударил в скалу жезлом. За эту небольшую провинность он был наказан запрещением ступить на Землю обетованную: «Я дам тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».

Подойдя к Иордану, евреи отправили в Ханаан разведчиков, которые сообщили неутешительные вести: страна богата, но хорошо укреплена, и ее воинственные жители вовсе не собираются покоряться чужеземцам.

Тогда Моисей, которому уже исполнилось 120 лет, написал последнюю книгу Торы, Второзаконие, или Дварим, где дал народу новые законы для будущей оседлой жизни. После этого он поднялся на гору Нево в стране Моав, нынешней Иордании, откуда была хорошо видна цветущая долина Иордана. Оглядев просторы страны, которую предстояло завоевать его воспитаннику Иисусу Навину, пророк опустился на землю и скончался. Евреи оплакивали его тридцать дней, но могилу почему-то не сохранили: «Никто не знает места погребения его даже до сего дня».

Похоже, после смерти Моисей-Моше оказался таким же неудобным для кого-то, каким был при жизни.

найти

Моисей

Моисей
[Еврейское Моше , «выводящий», «извлекающий»], величайший из пророков, которому Господь повелел вывести израильтян из Египта и при посредстве которого был заключен Синайский завет и дарованы заповеди Торы.

I. Имя «М.» было наречено ему матерью Иохевед (в Синодальном переводе – Иохаведа, Исх 2:7-10 ; Исх 6:20 ), которая, согласно иуд. преданию, была пророчицей и дала сыну имя, которое указывало на его будущее призвание. Имя «М.» объясняется в самом Свящ. Писании исходя из значения древнееврейского корня слова маша – «вытягивать», «вытаскивать» (Исх 2:10 ). По-видимому, дочери фараона мать М. объяснила значение данного имени тем обстоятельством, что младенца нашли в воде. В то же время в древнеегипетском языке созвучное слово мосе означает «сын», «дитя» (это слово входит составной частью в имена фараонов Тутмоса, Яхмоса, Рамсеса и др.), поэтому такое имя должно было бы понравиться дочери фараона.

II. М. – сын Амрама и Иохаведы, потомок Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мирьям (в Синодальном переводе – Мариамь), а старшим братом – Аарон (Исх 6:16,18,20 ). М. родился в Египте, согласно иуд. традиции в 1393-1392 г. до Р.Х.; ряд совр. исследователей относит эту дату приблизит. к 1350 г. или, по иной хронологич. методике, приблизит. к 1525 г. до Р.Х. (→ Летосчисление). На момент рождения М. действовал приказ фараона бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков (Исх 1:22 ). Мать скрывала младенца М. три месяца, но затем, пытаясь спасти его, положила ребенка в корзинку и оставила в тростнике на берегу Нила. Дочь фараона нашла М., и Мариами родная мать стала его кормилицей. Когда М. подрос, мать привела его к дочери фараона, у которой он «был вместо сына» (Исх 2:1-10 ).

III. М. стоял у истоков рождения Израиля как самостоят. народа. Сведения о его жизни содержатся прежде всего в четырех последних книгах Пятикнижия Моисея. В том что М. – реальная историч. личность, в наше время уже практич. никто не сомневается. Созвучие его имени егип. мосе , а также соответствие данных его биографии древнеегипетским реалиям лежат в основе еврейской традиции, объяснить которую можно только историч. фактами. Нет никаких оснований рассматривать М. как мифологич. личность: без его участия начало еврейской национальной истории объяснить невозможно. Его индивидуальность, сила его характера, его роль посредника в объявлении народу Божьей воли наложили неизгладимый отпечаток на историю и религию не только Израиля, но и всего человечества. Если же, несмотря на это, некоторые исследователи не решаются представить связную картину жизни и деятельности М., то это происходит в силу того, что они пренебрегают высокой ценностью Пятикнижия Моисея как историч. источника. Исследование первоисточников у таких ученых сопровождается представлением об устной передаче историч. фактов и преданий в течение многих столетий после смерти М., при отсутствии фиксированного письм. текста. Однако сегодня известно, что на Ближнем Востоке задолго до Моисея существовали глубокие традиции письменности и историографии, что позволяет противопоставить подобным теориям убедит. аргументы, свидетельствующие в пользу написания Пятикнижия именно в эпоху Моисея, и даже им самим.

Годы до исхода

83 Рождение Аарона (Исх 7:7 ).
80 Рождение Моисея (Исх 7:7 )
40 Бегство Моисея в Мадиам (Деян 7:23,29 )

1 Призвание Моисея Богом (Исх 3)

Начало → казней египетских пришлось, вероятно, на пятый месяц – время разлива Нила.

Дни, месяцы и годы после исхода

10: I. 1 Отделение пасх. агнцев от стада для празднования Пасхи (Исх 12:3 )
14: I. 1 Пасха (Исх 12:6 )
15: I. 1 Поражение первенцев (Исх 12:29 )
Исход из Раамсеса (Чис 33:3 )
21: I. 1 Переход через море (Исх 14)
15: II. 1 Израиль в пустыне Син (Исх 16:1 )
1: III. 1 Израиль у горы Синай (Исх 19:1,2 )
6: III. 1 Богоявление на Синае. Заключение завета и дарование Десяти Заповедей (Исх 20)
1: I. 2 Поставление скинии завета (Исх 40:2,17 )
1:-7: I. 2 Освящение священников и жертвенника (Лев 8:33,35 ; Исх 29:37 )
8: I. 2 Жертвоприношение Аарона. Слава Господня над скинией. Гибель Надава и Авиуда (Лев 9:1,23 ; Лев 10:1,2 )
8:-19: I. 2 Жертвоприношения начальников (Чис 7:1,2,10 )
14: I. 2 Пасха (Чис 9:1-5 )
1: II. 2 Первое исчисление народа (Чис 1:1 )
14: II. 2 «Вторая Пасха» (Чис 9:11 )
20: II. 2 Сыны Израилевы отправляются в путь из Синайской пустыни (Чис 10:11,12 ). Посещение разведчиками Ханаана «в пору созревания винограда» (Чис 13:21 ), т.е. в четвертом месяце (→ Календарь)
10: VII. 2 День Очищения (Лев 16:29-34 ) Пребывание в Кадесе, предположит. до 3-го года (Втор 1:46 ; Втор 2:14 ) 38 лет → странствования в пустыне (II,2)
I. 40 Израиль снова в Кадесе. Кончина Мариами (Чис 20:1 )
1: V. 40 Кончина Аарона (Чис 33:38 )
40 Переход через поток в долине Заред (Втор 2:14 )
1: XI. 40 Прощальная речь Моисея (Втор 1:3-5 ) Кончина Моисея в одиннадцатом месяце (Втор 34:8 ; ср. Нав 4:19 )

Хронологические данные Пятикнижия и иудейской традиции о жизни Моисея.

IV. Как приемный сын дочери фараона (Евр 11:24 ), М. был «научен всей мудрости Египетской» (Деян 7:22 ); он, несомненно, был хорошо знаком с религ. традициями и юрид. нормами Древнего Востока. Возможно в Египте он проявил свои способности и на дипломатич. поприще (так утверждают иуд. предания). Но вся его блестящая будущность егип. вельможи (а возможно даже наследника престола) мгновенно рухнула, когда 40-летний М., заступившись за соплеменника-раба, убил егип. надсмотрщика. Спасаясь от гнева фараона, он бежал из Египта в Мадиам. Живя там, М. женился на → Сепфоре, дочери мадиамского священника Рагуила, или → Иофора (Исх 2:11-22 ; Чис 10:29 ). Здесь он прожил 40 лет среди народа, чье родословие, как и родословие израильтян, восходило к Аврааму (Быт 25:1,2 ) и который, возможно сохранял некоторые религ. традиции потомков Авраама, имея представление о едином Боге (см. Исх 18:10-12 ). Своему первенцу М. дал имя Гершом [еврейское «пришельцем (был я) там»; в Синодальном переводе – Гирсам], выразив таким образом тоску по стране праотцев – Ханаану; второго сына он нарек Элиезером (еврейское «Бог – мой помощник»; в Синодальном переводе – Елиезер), запечатлев тем самым несокрушимую веру в Бога Авраама (Исх 18:3,4 ). Годы, проведенные в Мадиаме в общении с Иофором, помогли М. достичь внутр. зрелости. И настал час, когда Бог призвал его к великой миссии – освобождению Своего народа (Исх 2:23 – Исх 4:17 ). Господь открылся М. в пламенеющем терновом кусте («неопалимой купине») с именем, означающим «Вечносущий», или: «Я Есмь» («Я здесь», согласно комментарию М. Бубера; это имя совмещает в себе три временные формы древнееврейского глагола гайа – «быть» или гава – «производить бытие», и, след., означает «Тот, Кто был, есть и будет» или «Тот, Кто производил, производит и будет производить бытие», Исх 3:13-15 ; в Синодальном переводе здесь – «Сущий». Согласно иуд. традиции, при произнесении вслух это имя заменяется словом Адонай – «Господин мой», поэтому практич. везде в Септуагинте оно переведено как Кюриос – «Господин», «Владыка», в Синодальном переводе – «Господь»). Однако Богу предстояло преодолеть в М. неготовность к столь высокой миссии, т.к. тот считал себя недостойным осуществлять поручения Всевышнего. Бог дал в сотрудники М. Аарона – в качестве оратора, т.к. сам М. не отличался красноречием.

V. М. и Аарон совместно предстали пред собранием израил. старейшин (Исх 4:28-31 ), а затем и перед фараоном, чтобы добиться возвращения народа в землю обетованную (Исх 5). Посредством целого ряда чудес и наказаний (→ Казни египетские) Господь преодолел сопротивление фараона, который, постоянно ожесточая свое сердце, нарушал обещания отпустить израильтян (→ Исход). Переходом евреев через расступившееся → Чермное море и гибелью в его водах войска фараона завершилась победа Божья, запечатленная в уставах Пасхи и прославленная в песне Моисея и Мариами (Исх 12:1 – Исх 14:1 ; Исх 15:1-21 ). Это произошло, согласно иуд. традиции, в 1313-1312 гг. до Р.Х., по мнению же совр. ученых, – ок. 1270 или ок. 1445 г. до Р.Х. (→ Летосчисление, IV,2).

VI. Путь Израиля в Ханаан лежал через пустыню (→ Странствования в пустыне). Здесь постоянно проявлялись долготерпение М., его преданность Богу, непоколебимая вера в Него и его любовь к своему народу. Народ же вновь и вновь проявлял недовольство, роптал и восставал – в Мерре (Исх 15:23,24 ), в пустыне Син, в Массе и Мериве (Исх 16:1-15 ; Исх 17:1-7 ). В ответ на ропот Бог являл чудеса: подавал еду в виде перепелов и манны, воду из скалы. После победы над Амаликом (см. Исх 17:8-16 ) Иофор привел в стан израильтян семью М., которую М. на время бурных событий исхода из Египта отослал к своему тестю. Иофор дал М. мудрый совет по отправлению правосудия (см. Исх 18).

VII. Господь сошел на гору Синай, и М. присутствовал, как посредник завета, при объявлении Богом → Десяти заповедей, М. передал народу часть будущей Торы (Пятикнижия) – → Книгу Завета и вместе со старейшинами Израиля торжественно заключил от лица народа завет с Богом (см. Исх 19:1 ; Исх 20:1 ; Исх 24:1 ). Затем он снова взошел на гору и пребывал там сорок дней и ночей. В это время он получил множество повелений, касающихся устроения на свящ. началах религ.-нравств., обществ., политич., экономич., семейной и частной жизни израильтян (согласно иуд. традиции, 613 заповедей, подробно развивающих содержание десяти первоначальных), в т.ч. указания о возведении → скинии собрания и предписания о богослужении (см. Исх 21-31). Сходя с горы, М. нес народу две → скрижали Закона с начертанным на них Десятословием (Декалогом, → Десять заповедей). Однако, пока М. пребывал на горе, народ, смущенный его долгим отсутствием, принудил Аарона изготовить золотого тельца. Идол был отлит, и народ стал приносить ему жертвы. М. в гневе разбил скрижали завета, т.к. народ нарушил условие завета – не поклоняться иным богам; вслед за этим М. произвел суровый суд над отступниками. Вскоре, однако, он предстал пред Богом с самоотверж. ходатайством за народ, умоляя простить израильтян или, в противном случае, «изгладить» самого Моисея из книги Господней (т.е., очевидно, М. был готов ради своего народа отказаться от жизни вечной! Исх 32:31-33 ; ср. Мал 3:16,17 ). И Бог обещал не оставлять Израиля (Исх 32-33). Господь написал Десятословие на новых скрижалях. Когда, вновь проведя на Синае сорок дней и ночей, М. вернулся к народу, лицо его «сияло лучами», потому что Бог говорил с ним. Всякий раз, закончив передавать израильтянам повеления Божьи, он закрывал покрывалом лицо, пока вновь не представал пред Богом (Исх 34:1 ; 2Кор 3:7-18 ). Была воздвигнута скиния завета (Исх 35-40), М. получил предписания о жертвоприношениях и посвятил Аарона и его сыновей в священники (Лев 8).

VIII. На втором году странствований по пустыне, Мариамь и Аарон, завидуя М., стали упрекать его за то, что он взял жену из племени кушитов (Хуш; в Синодальном переводе – «Ефиоплянку», Чис 12:1 ). Они пытались оспорить исключительность миссии и сана М. Однако Бог засвидетельствовал: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис 12:8 ). В наказание за грех Мариамь была поражена проказой и исцелилась только благодаря молитве М. Под Моисеевой «женой Ефиоплянкой», очевидно, подразумевается Сепфора, а не к.-л. другая женщина (см. имена в Быт 10:6-8 , часть из которых указывает на принадлежность к аравийским племенам). Позже, когда разведчики, посланные для обозрения Ханаана, возвратились в Кадес и своим рассказом побудили народ к мятежу, М. своим ходатайством перед Богом за народ вновь воспрепятствовал его истреблению (Чис 13-14). Он опять, как и на Синае, отклонил предложение Бога сделать его потомков многочисл. и могучим народом, который пришел бы на место согрешивших израильтян (Чис 14:12 ; ср. Исх 32:10 ). При восстании → Корея (3), → Дафана и → Авирона М. и Аарону удалось отвратить от народа самую тяжкую кару (Чис 16). Но после этого они и сами согрешили, обратившись в Кадесе к народу с укорами от своего, а не от Божьего имени (Чис 20:10 ). Кроме того, М. вместо того чтобы словом извести воду из скалы, как это повелел ему Господь, дважды ударил по ней жезлом (Чис 20:8 , 11-13). За это ослушание М. и Аарон были лишены права войти в землю обетованную. Но М. и далее, вплоть до кончины, оставался вождем народа и посредником между Богом и Израилем. Приведя евреев в Заиорданье, он передал права первосвященства Аарона его сыну Елеазару (Чис 20:23-29 ), а затем воздвиг медного змея как прообраз спасения верой (Чис 21:6-9 ; ср. Ин 3:14-16 ). Кара над мадианитянами, которые соединились с моавитянами для совместных действий против Израиля, была также осуществлена под руководством М. (Чис 31).

IX. В книге Второзаконие содержится прощальное обращение М. к народу, с которым он выступил в Ситтиме, за Иорданом. Он произнес поразит. точное пророчество о грядущих судьбах Израиля (см. Втор 28-30), провозгласил Иисуса Навина своим преемником, оставил израильтянам памятную Песнь, а также благословил их (Втор 31:7,8 ; 32-33). М. умер в возрасте 120 лет, причем до последнего дня «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор 34:7 ). Перед кончиной Господь показал ему с вершины горы Нево землю обетованную. Бог Сам позаботился о погребении М., и место его захоронения осталось неизвестным. В течение 30 дней народ оплакивал своего вождя, посредника завета, пророка, законодателя и автора Свящ. истории (Втор 34). Согласно некоторым преданиям, отзвуки которых сохранились в Иуд 1:9 , тело М. не подверглось тлению и вскоре было воскрешено и преображено (см. Мф 17:1-4 , где М. вместе со взятым живым на небо Илией беседует с Иисусом).

X. Ряд мест Пятикнижия свидетельствует о лит. деятельности самого М. в связи с записью им текста Торы. Он последоват. перечисляет стоянки израильтян в пустыне (Чис 33:1-49 ); записывает обстоятельства сражения с Амаликом (Исх 17:14 ); завершив Книгу завета, содержащую слова Закона Божьего (Исх 24:4,7 ), он в конце жизни передает ее левитам (Втор 31:24-26 ). Если иметь в виду непосредств. влияние свыше, постоянно сопутствовавшее записи Пятикнижия (см. Исх 17:14 ; Втор 31:19 ), а также образование, полученное М. в Египте, то становится понятно, как ему удалось осуществить запись столь грандиозного свода сведений о мироздании и о Свящ. истории, каким являются книги, носящие его имя. При этом спорным остается вопрос, в какой мере М. при составлении книги Бытие пользовался древнейшими историч. источниками. Имя М. носят и некоторые поэтич. произведения, входящие в Тору (Песнь при переходе через Чермное море, Исх 15:1 ; Песнь Моисея и Благословение Моисея, произнесенные им перед смертью, Втор 32:1 – Втор 33:1 ), а также Пс 89:1 . Согласно иуд. преданию, он – автор Пс 90:1 – Пс 99:1 и Книги Иова. Существуют и приписываемые авторству М. → апокрифы, напр. Вознесение Моисея, Апокалипсис Моисея, Книга Юбилеев (еврейский оригинал которой был найден в Кумране) и др.

XI. Будучи законодателем (→ Закон), М. передал народу Израиля от лица Бога заповеди, законы, суды и уставы, предписывающие нормы и правила каждодневной жизни и порядок богослужения. Будучи пророком, он возвестил народу грядущие последствия как повиновения Богу, так и противления Его воле. Будучи народным вождем и верховным судьей, М. заботился о том, чтобы Израиль жил согласно постановлениям Господним. При этом он постоянно выступал ходатаем за свой непокорный народ, отвращая от него гнев Божий. М. отказался стать прародителем нового народа, т.к. тогда погибли бы согрешившие израильтяне, и предпочел принести себя в жертву за этот народ (Исх 32:32 ). Его деятельность была одноврем. и священнич., и пророч. Вспыльчивый, склонный к гневу в молодые годы, с терпением и любовью трудился он на благо своего народа в годы зрелости и в старости удостоился такого свидетельства: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис 12:3 ). Он был мужем молитвы, с которым Господь говорил «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11 ). Он, будучи посланником Господа, противостоял и могуществу фараона, и мятежному народу. После 80 лет жизни, на протяжении которых Бог духовно воспитывал и научал М., его бескорыстное и самоотверж. служение послужило тому, что из множества потомков Авраама, Исаака и Иакова сложился новый единый народ Божий. В НЗ М., как посредник ВЗ, сопоставляется с Иисусом Христом; при этом как сам М., так и его деяния объявляются прообразными по отношению к событиям НЗ (Ин 3:14,15 ; Деян 3:22-24 ). Миссия Сына Божьего рассматривается как завершение и кульминация миссии М., а учение Иисуса – как откровение духовного смысла учения М. (Мф 5:17-20 ; Ин 1:17 ; Рим 3:21 ; 2Кор 3:12-18 ). В том же «доме Божьем», где М. был верным служителем, Христос является Сыном (Евр 3:2-6 ).


На вопрос о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в наши дни, наверно, сможет ответить каждый культурный человек, независимо от того, какое место в его жизни занимает религия. Но вот подробности жизни этого человека, в историчность которого верят последователи трёх главных религий мира - христианства, ислама и иудаизма, - известны не каждому. Постараемся восполнить этот пробел.

Книги, повествующие о жизни пророка Моисея

История Моисея охватывает собой период с XVI по XII век до н. э. Прожил он сто двадцать лет, и не следует удивляться такому поразительному долголетию - в библейские времена это было отнюдь не редким явлением. О поразительных событиях той поры мы узнаём из четырёх книг Ветхого Завета, получивших название «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Вместе они составляют эпопею исхода еврейского народа из египетского рабства. Их авторство, согласно древнееврейской традиции приписывается самому Моисею.

Рабство сынов Израилевых

Согласно этим древним текстам, Моисей - пророк и вождь еврейского народа - родился в Египте, в тяжёлые для его собратьев времена. Поселившись на берегах Нила в годы, когда благодаря своему соотечественнику Иосифу ум удалось снискать расположение прежнего фараона, эти люди попали в жестокую опалу при его преемнике, и из полноправных граждан превратились в рабов.

В отношении их египетский владыка проводил политику, которую сегодня мы бы с полным правом назвали геноцидом. Бороться было бессмысленно, и единственным путём спасения являлся исход в бескрайние просторы Синайской пустыни, за пределами которой грезилась евреям обетованная Богом земля, «истекающая молоком и мёдом». В этот тяжёлый момент Господом был послан Моисей - пророк, избавивший свой многострадальный народ от рабства.

Приёмный сын фараона

Новорожденный сын, ставший первенцем в семье Амрама и его жены Йохевед, был с момента рождения обречён на смерть, так как фараон повелел уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти ребёнку жизнь, мать прибегла к хитрости - зная о том, что у дочери фараона доброе сердце, она сумела подбросить ей своего ребёнка.

Положив его в корзину, промазанную смолой, несчастная мать пустила её в воды Нила, там, где принцесса имела обыкновение купаться. В своих надеждах она не ошиблась, и с тех пор мальчик рос и воспитывался в дворцовых покоях как приёмный сын фараона.

История Моисея, встающая перед нами со страниц Ветхого Завета, создаёт образ юноши, оставшегося верным своему народу, несмотря на все превратности постигшей его судьбы. Заступившись однажды за своего соплеменника, и, по несчастью, став причиной смерти его обидчика-египтянина, он был вынужден бежать в землю Медиамскую, где пас скот у местного священника, дочь которого взял себе в жёны.

Избранник Божий и спаситель еврейского народа

Там, на диких и пустынных просторах, изгнаннику было дано откровение Божье, в котором Всевышний сообщил Моисею о его высшем предназначении - стать избавителем еврейского народа от рабства, единственным человеком, способным вывести его из египетского плена.

Возвратившись на берега Нила и приступив к исполнению своей миссии, Моисей столкнулся с упорством фараона, не желавшего лишать свою страну столь большого количества рабов. Но, являясь исполнителем Господней воли, избранник Божий всегда оставался под Его покровительством. Великими и страшными чудесами, известными сегодня под названием «Десять казней египетских», Бог заставил нечестивого фараона, позволить евреям, выйти за пределы страны.

Не оставил Он своего мессию и в критический момент, когда фараоново войско, посланное вдогонку евреям, стало настигать их у берегов Красного моря. Волею Божьей, по мановению жезла Моисея воды расступились, пропустив беглецов на противоположную сторону, а затем сомкнулись, поглотив их преследователей. Когда опасность миновала, благодарный народ воспел хвалебную песнь Богу-избавителю. С этого эпизода начались его многолетние странствования.

По какой пустыне Моисей водил евреев?

Путь евреев в Землю обетованную пролегал через, выжженные солнцем, просторы Синайской пустыни. Трудно даже представить, с какими неимоверными тяготами столкнулся этот народ, бывший некогда кочевым, но за годы пребывания в Египте утративший навык жизни среди дикой природы. Священное Писание, свидетельствующее о том, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, в полной мере повествует и о пережитых ими страданиях.

Но, залогом спасения избранного народа, было слово Божье, данное некогда Моисею. На протяжении всех сорока лет странствий Господь неотлучно находился среди них. Днём Он шёл впереди процессии в столпе облачном, а когда на пустыню опускалась ночь, преображался в огонь, освещавший их путь. Этим зримым свидетельством Своего присутствия Господь укреплял силы и дух Своего народа.

Чудеса, явленные в пустыне

Но, кроме моральной поддержки, Он оказывал им практическую помощь, творя чудеса через раба Своего Моисея. Именно так было, когда Божьим соизволением пророк избавил своих соплеменников от мук жажды, обратив горькую мёртвую воду в чистую и пригодную для питья. То же повторилось, когда закончился у них запас еды, и послал им Господь несметные стаи перепелов. Кроме того, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, столько лет низвергал Он на них с неба сладкую манну, ставшую их повседневной пищей. Она даже приобрела характер крылатого выражения - «манна небесная», употребляемого в тех случаях, когда речь идёт о какой-то нежданно посланной удаче.

Несомненным свидетельством Божьего покровительства народу, выведенному из Египта, являются чудеса Моисея в пустыне, и, в частности, совершённые им на одном из их станов, называемом Рефидимом. Вначале, по свидетельству Библии, Моисей вторично избавил соплеменников от жажды, на этот раз, ударом жезла, исторгнув воду из скалы. А вскоре, воздевая руки к Богу, он горячей молитвой испросил у Него победу над коварными амаликитянами, напавшими на их лагерь.

Моисей на священной горе

Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, - непреложным законом жизни избранного Им народа.

Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.

Гнев Моисея и милость Божья

Спустившись с горы, Моисей стал свидетелем дикого празднества поклонения идолу. Разбив в гневе дарованные ему Богом скрижали, и сокрушив молотом фигуру тельца, он жестоко покарал зачинщиков творившегося в его отсутствие безумия, и пал пред Господом, моля Его о прощении.

Восходя милостью Своей к духовной немощи народа, едва вышедшего из рабства, Господь даровал ему прощение, а Моисею, вновь поднявшемуся на вершину, повелел высечь из камня новые скрижали, и начертать на них прежние заповеди. Кроме того, пророк получил от Бога обширный свод законов, которые навсегда вошли в историю как Ветхий Завет. «Заповеди Моисея» - другой часто встречающийся термин, это не что иное, как дословный пересказ, Божьих слов, слышанных им на вершине Синая.

Лучи святости, ставшие причиной недоразумения

Вторично поднявшись на гору Синай, Моисей пробыл на её вершине также сорок дней, не вкушая пищи, и не смыкая глаз. Библия повествует о том, что когда он, наконец, предстал перед соотечественниками, от его чела исходили лучи Божественной Славы, вид которых заставил уверовать даже самых отъявленных скептиков.

Кстати, с упоминанием в тексте этих лучей, связано заблуждение, бытовавшее многие столетия. Дело в том, что оригинал Библии был написан на древнееврейском языке - арамите. В нём слова «лучи» и «рога» звучат одинаково - «карнайм» (קרנים), что и породило путаницу при переводе текста на греческий язык. В результате Микеланджело создал свою знаменитую скульптуру Моисея не с лучами, а с рогами на голове. Это же двусмысленное украшение встречается и на многих других изображениях Моисея.

Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, связанные с жизнью Моисея, ставшего волей Божьей величайшим израильским пророком и вождём, мы находим на страницах Ветхого Завета. Причина тому - в маловерии народа, выразившемся в отступлении от истинного Бога, и поклонении Золотому тельцу. Когда через сорок лет пути евреи, наконец, достигли границ Земли обетованной, среди них не осталось в живых ни одного участника тех позорных событий. Они представляли собой уже совершенно иной народ, живущий по Божьим Законам, полученным на горе Синай, и навсегда стряхнувший с себя узы рабства.

Господь всемогущ и в мгновение ока мог бы перенести Своих избранников на землю, обещанную Им ещё праотцу Аврааму, но в этом случае в неё вошли бы люди, до конца дней своих остающиеся рабами, а раб не может быть предан душой и способен лишь подчиняться под страхом возмездия. Когда же возникает реальное или мнимое ощущение безнаказанности, он легко предаёт того, кому ещё вчера поклонялся. Пройдя же долгий путь борьбы за выживание, и многократно убедившись в собственном бессилии победить окружающий мир без помощи его Творца, евреи уже не мыслили себя без Бога. Вот, зачем Моисей 40 лет водил евреев по пустыне.

Грех пророка Моисея

Не суждено было войти в Землю обетованную и самому Моисею. Вместе со своим братом первосвященником Аароном он прогневал Господа. Этот прискорбный случай произошёл в Кадесе, куда привела евреев дорога странствий. Испытывая муки жажды, они в очередной раз возроптали. Чтобы напоить их, Господь, желая повторить некогда свершённое Им чудо, повелел Моисею приказать скале истечь живительной влагой.

Но на этот раз Его верный доселе раб усомнился во всемогуществе Божьем и, не ограничившись словами, дважды ударил скалу посохом. Вода, разумеется, потекла, и утолила жажду страждущих. Но маловерие, проявленное в тот день Моисеем и его братом Аароном, навлекло на них гнев Божий, в результате чего Земля обетованная была для них затворена навек, и еврейский народ вошёл в неё уже без своего вождя.

Хождение Моисея по пустыне завершилось на самой границе земли, к которой он стремился в течение сорока лет. Господь возвёл его на вершину горного хребта Аварим и оттуда показал всю страну, которую Он уготовил его народу. Обозрев её от конца до края, Моисей умер. Господь скрыл от потомков место погребения одного из величайшего Своих пророков, сделав его неизвестным по сей день.

Образ Моисея в главных религиях мира

В современном иудаизме Моисей почитается отцом всех последующих пророков, так как уровень его пророчеств принято считать высшим. Законы, полученные им на вершине горы Синай, легли в основу Торы - Божественного откровения, регламентирующего жизнь религиозного еврея. С давних времён вошло в традицию прибавлять к имени Моисея слово «учитель». Также величайшим пророком и собеседником самого Аллаха Моисей считается и у мусульман. В исламе его имя произносится как Муса.

В христианской культуре библейский Моисей стяжал славу величайшего из пророков. Ему приписывается авторство первых пяти книг Ветхого Завета. Они так и именуются - «Пятикнижие Моисеево». Кроме того, принято считать, что именно он является главным провозвестником Христа.

Эта точка зрения основывается на том, что подобно тому, как через Моисея Господь явил миру Ветхий Завет также через Своего единородного Сына Иисуса, и Его Нагорную Проповедь, Он ниспослал людям Новый Завет. О том, насколько высок авторитет пророка Моисея в христианстве, можно судить по тому, что, согласно Евангелию, именно он был вместе с пророком Илиёй на горе Фавор в момент знаменитого Преображения Господня.

Большое внимание этому библейскому персонажу уделили в своём творчестве великие христианские богословы прошлого - Григорий Нисский и Филон Александрийский. Ими было составлено так называемое аллегорическое толкование его жизни, в котором каждый отдельный эпизод рассматривался в контексте общего высшего предназначения.

Возврат к духовным корням народа

В прежние, далеко ушедшие от нас годы, когда Священная история преподавалась во всех учебных заведениях дореволюционной России, «биография» Моисея из Библии была с детства знакома каждому человеку. Годы же общегосударственного атеизма, вылившиеся в попрание национальной культуры, внесли в эту область знаний значительный пробел.

Лишь в последние десятилетия, благодаря широкой работе, развёрнутой церковью на базе каждого конкретного прихода, картина стала меняться к лучшему. Сегодня люди начинают понимать, что между религиозным мракобесием, которым их пугали долгие годы, и исконными духовными корнями не может стоять знак равенства. А потому не знать, сколько лет водил Моисей евреев по пустыне, является досадным пробелом их образования.

Литературный календарь
Февраль



1 февраля 1884 года родился
,
прозаик, драматург, эссеист,
литературный критик, о котором
В. Шкловский сказал:
«В литературу Замятин вошел
сильно и уверенно — как ледокол,
ломая перед собой лед».


1 февраля 1902 года родился
Джеймс Мёрсер Лэнгстон Хьюз-

американский поэт, прозаик, драматург и колумнист. Хьюз известен как один из ведущих и влиятельных писателей культурного движения «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель «джазовой поэзии».Хьюз оставил чрезвычайно богатое наследие в самых разных жанрах: поэзия, роман, автобиографическая проза, рассказы, пьесы.

2 февраля 1700 года родился
Иоганн Кристоф Готшед —

известный немецкий писатель и деятель культуры, критик, историк литературы и театра, теоретик раннего Просвещения, теоретик немецкого языка и литературы, наиболее авторитетный защитник языковой унификации во второй половине XVIII в.
Как писатель Готтшед занимает
выдающееся место в истории развития
немецкой литературы.



2 февраля 1812 года родился

украинский поэт и писатель.



2 февраля 1822 года родился
Александр Иванович Пальм —
российский писатель, поэт и драматург, петрашевец. К лучшим произведениям Пальма принадлежит роман «Алексей Слободин», изображающий петербургские литературно-политические кружки и напечатанный под псевдонимом П. Альминский, как и его повесть — «Конец старого романа». Роман «Алексей Слободин» интересен описаниями встреч петрашевцев и их характеристиками,
в частности: С. Ф. Дурова, Ф. М. Достоевского, А. Н. Плещеева и Петрашевского.



2 февраля 1882 года родился

ирландский писатель и поэт,
представитель модернизма.



2 февраля 1892 года родился

русский советский писатель,
автор исторического романа
«Порт-Артур», посвящённого
русско-японской войне 1904—1905 гг.
Лауреат Сталинской премии
первой степени.


2 февраля 1905 года родилась
Айн Рэнд
(урождённая Алиса Зиновьевна Розенбаум) —
американская писательница и философ, создатель философского направления объективизма.




2 февраля 1938 года родился

российский литературовед и писатель, специалист по творчеству А. П. Чехова.


3 февраля 1874 года родилась
Гертруда Стайн —
американская писательница, теоретик литературы. Экспериментальная, близкая к кубизму поэзия и проза Стайн (сб. «Нежные кнопки», 1914; роман «Становление американцев», 1925, и др.), ориентированные на европейский авангард, но при этом стремившиеся передать американский дух, колорит, склад мысли и устную речь, никогда не находили широкого читательского признания. Единственным исключением стала «Автобиография Алисы Б. Токлас» (1933), написанная Гертрудой Стайн уже в достаточно пожилом возрасте. Это живой и остроумный очерк Парижа в годы перед Первой мировой войной, написанный от лица ее возлюбленной, — эта книга многократно переиздавалась, переведена на многие языки.



3 февраля 1887 года родился

выдающийся австрийский поэт.



3 февраля 1899 года родился
Лао Шэ —
видный китайский прозаик, драматург, публицист, более известный реалистической и сатирической прозой; один из ведущих мастеров
национальной литературы.



3 февраля 1946 года родился
Аркадий Трофимович Драгомощенко —

поэт, прозаик, переводчик. Первый лауреат Премии Андрея Белого в области прозы (1978, за роман «Расположение среди домов и деревьев»).


4 февраля 1505 года родился
Миколай Рей —
польский писатель и музыкант, политик и общественный деятель эпохи Возрождения. Считается «отцом польской литературы» — был одним из первых польских поэтов, писавших на польском языке.



4 февраля 1799 года родился
Жуан Батиста да Силва Лейтан
де Алмейда Гаррет —
португальский писатель и политический деятель, виконт. Считается родоначальником романтизма в Португалии.



4 февраля 1808 года родился
Йозеф Каетан Тыл —
чешский драматург и поэт,
автор текста к национальному
гимну Чехии.



4 февраля 1820 года родилась

чешская писательница,
родоначальница
современной чешской прозы.



4 февраля 1873 года родился
,
прозаик, которого называли
выдающимся изобразителем
животного царства.



4 февраля 1907 года родился
-
русский советский поэт, переводчик,
автор драмы в стихах «Рембрандт»,
исторических поэм и баллад,
великолепной лирики.
Одно из лучших его стихотворений
«Хочешь знать, что такое Россия —
Наша первая в жизни любовь?»,
обращённое к истокам русского духа,
датировано 18 сентября 1942 года,
когда поэт дожидался разрешения
выехать на фронт.
Трагически погиб в сентябре 1945 г.



4 февраля 1900 года родился

французский поэт и кинодраматург.
Превер был реформатором так
называемого свободного стиха —
без рифмы, но с определенным
внутренним ритмом и
музыкальностью строф.
Этот стиль свободного стихосложения
был данью сюрреализму
в поэзии и получил широкое
распространение в Европе.
Стихи Превера хотя и не рифмованы,
но построены так, что этого
не чувствуется, и они воспринимаются
читающим и слушающим легко и органично. Нет в его стихах и знаков препинания.Превер говорил: «Я вываливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет — по своему настроению, со своей интонацией».



5 февраля 1804 года родился
Йохан Людвиг Рунеберг-
финский поэт шведского происхождения, писавший на шведском языке стихи национально-романтического
содержания. Наиболее известен циклом стихов «Рассказы прапорщика Столя»; одно из стихотворений этого цикла — «Наша земля» — стало гимном Финляндии.



5 февраля 1836 года родился
, общественный деятель, критик,
публицист, поэт.



5 февраля 1893 года родился

поэт, переводчик, один из основателей
и главных теоретиков имажинизма.



5 февраля 1914 года родился
Уильям Сьюард Берроуз —
американский писатель и эссеист.
Один из ключевых американских
авторов второй половины XX века.
Член Американской академии
искусств и литературы. Командор французского Ордена
Искусств и литературы (1984).
Роман Берроуза «Голый завтрак»
в настоящее время считается
одним из самых важных произведений
американской литературы второй
половины XX века.



6 февраля 1753 года родился
Эварист Дезире де Форж Парни —
французский поэт, член
Французской академии с 1803.
Парни сформировался под влиянием
Вольтера. Ведущим жанром лирики
Парни была элегия. Сборник «Любовные стихотворения» вышел в 1778 г.,
в 1779 г. — сборник «Поэтические безделки».

В 1799 г. он написал ироикомическую поэму «Война старых и новых богов», в которой пародировал Библию.


6 февраля 1886 года родился
Луи Пьерар —
бельгийский поэт, публицист
и политический деятель. наиболее
известным произведением Пьерара стала напечатанная впервые в 1924 г.
«Трагическая жизнь Винсента Ван Гога»
— собрание ценных биографических
сведений и свидетельств, широко
используемых последующими авторами.



6 февраля 1914 года родился
Аркадий Александрович Кулешов —
белорусский советский поэт,
переводчик. Народный поэт БССР.
Лауреат двух Сталинских премий.
Лауреат Государственной премии
Белорусской ССР имени Янки Купалы.
Лауреат премииЛенинского
комсомола Белоруссии.



6 февраля 1958 года родился
Андрей Геннадьевич Лазарчук —
один из наиболее заметных современных
авторов, работающих в области
литературной, философской
фантастики, турбореализма.


6 февраля 1925 года родился
Прамудья Ананта Тур —
выдающийся индонезийский писатель.




7 февраля 1478 года родился

английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист.



7 февраля 1655 года родился

французский драматург.
Комедии Реньяра заключают в себе
ценный материал для закулисной
истории высшего французского общества
конца XVII и начала XVIII вв.



7 февраля 1812 года родился

английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни, он и в наше время имеет репутацию классика мировой литературы, одного из крупнейших прозаиков XIX века.



7 февраля 1885 года родился

американский писатель;
первый в США лауреат Нобелевской
премии по литературе.



7 февраля 1905 года родился
Поль Низан —
французский философ и писатель.



7 февраля 1937 года родилась
Дорис Герке —
немецкая писательница, известный автор
детективных романов.



8 февраля 1577 года родился
Роберт Бёртон —
английский священнослужитель, писатель
и ученый, автор энциклопедического сочинения «Анатомия меланхолии».



8 февраля 1828 года родился

французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики.
Член Французского
Географического общества.



8 февраля 1900 года родился
,
писатель, лингвист, переводчик.



8 февраля 1921 года родился
Иван Павлович Мележ —
белорусский советский прозаик, драматург, публицист. Народный писатель Белорусской ССР. Лауреат Литературной премии им. Я. Коласа. Лауреат Ленинской премии. Лауреат Государственной премии
Белорусской ССР им. Я. Коласа.



9 февраля 1441 года родился

среднеазиатский тюркский поэт,
философ суфийского направления,
государственный деятель
тимуридского Хорасана.



9 февраля 1783 года родился
,
поэт,переводчик, критик,
общественный деятель.



9 февраля 1867 года родился

выдающийся японский писатель,
один из основоположников современной
японской литературы.



9 февраля 1885 года родился
Ваан Терьян —
выдающийся армянский поэт
и общественный деятель.



9 февраля 1910 года родилась
Клара Моисеевна Моисеева —
русская писательница. Член Союза
писателей СССР. Моисеевой принадлежит
целый ряд исторических повестей для детей среднего и старшего возраста,
рассказывающих о различных странах
и культурах Древнего мира.



9 февраля 1938 года родился
,
прозаик.



9 февраля 1940 года родился
,
часто также Кутзее —
южноафриканский писатель, критик,
лингвист. Лауреат Нобелевской
премии по литературе 2003 года.
Первый писатель, дважды удостоившийся
Букеровской премии.



10 февраля 1775 года родился
Чарльз Лэм —
английский поэт, публицист и
литературный критик эпохи романтизма, один из крупнейших мастеров жанра эссе в истории английской литературы.



10 февраля 1881 года родился

русский писатель и переводчик,
одна из последних крупных фигур
Серебряного века.



10 февраля 1890 года родился
,
поэт, прозаик,переводчик, лауреат
Нобелевской премии по литературе
1958 года.



10 февраля 1898 года родился

немецкий драматург, поэт, прозаик,
театральный деятель, теоретик искусства, основатель театра «Берлинер ансамбль».



10 февраля 1919 года родился

русский драматург, сценарист и поэт.
Член Русского ПЕН-центра,
творческого совета журнала
«Драматург», редакционно-издательского
совета альманаха «Петрополь».



10 февраля 1933 года родился
Михаил Михайлович Рощин —
советский, российский прозаик,
драматург и сценарист.



10 февраля 1938 года родился
Георгий Александрович Вайнер,
писатель, сценарист.



11 февраля 1657 года родился
Бернар Ле Бовье де Фонтенель —

французский писатель и ученый. В «Entretiens sur la pluralit é des mondes» (1686) в очень изящной и лёгкой форме разговоров, происходивших по вечерам под открытым небом между автором и маркизой, ранее ничего не слышавшей о предмете, излагают важнейшие сведения о земле, луне, планетах, неподвижных звёздах как о солнцах в среде собственных планетных систем. С особенным вниманием он останавливается на интересном для светских людей вопросе об обитаемости других миров. В 1708 году напечатал один из лучших своих трудов, особенно по языку и манере изложения „Eloges des académiciens“.


11 февраля 1802 года родилась
Лидия Мария Чайлд —
видный представитель американского аболицианизма, активист движения
за защиту прав женщин, борец за
права индейцев, писатель и журналист,
автор нашумевшего романа
«Hobomok: A Tale of Early Times»,
опубликованного под псевдонимом
Американец.



11 февраля 1874 года родилась

шведская детская писательница
и иллюстратор детских книг. Книги, как написанные, так и иллюстрированные
Эльзой Бесков, чрезвычайно популярны
в Швеции, постоянно переиздаются.



11 февраля 1894 года родился
,
писатель, автор научно-художественных
книг для детей.



11 февраля 1917 года родился

американский писатель и сценарист.
Его романы переведены на 56 языков
и изданы тиражом свыше 300 миллионов экземпляров в более чем 100 странах, по его сценариям снято 25 фильмов.
Его имя присутствует в Книге
рекордов Гиннеса: Шелдон — самый
«переводимый» автор в мире.



12 февраля 1828 года родился

ведущий английский писатель
викторианской эпохи.
Из его многочисленных романов
наиболее известен «Эгоист» —
тонкий и ироничный психологический
анализ душевных движений английского
помещика и его невесты.



12 февраля 1865 года родился
Казимеж Пшерва-Тетмайер —
польский поэт, прозаик, драматург. Награждался литературными премиями за стихотворения в честь Адама Мицкевича (1888) и Ю. И. Крашевского (1889). Цикл рассказов «На Скалистом Подгале», созданный по мотивам фольклора польских горцев считается лучшим произведением Тетмайера.



12 февраля 1915 года родился

русский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии первой
степени за роман «Далеко от Москвы».



13 февраля 1784 года в Полтаве родился

поэт, знаменитый переводчик «Илиады».


13 февраля 1769 года родился
,
поэт-баснописец, драматург,
академик Петербургской Академии Наук. Издавал сатирические журналы
«Почта духов» и др. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова «…книгой
мудрости самого народа».



13 февраля 1879 года родилась
Сароджини Найду —
индийская поэтесса, участница движения за независимость Индии от Великобритании. Сароджини написала более 150 лирических стихотворений, которые в дальнейшем были включены в сборники «Золотой порог» (1905 год), «Птица времени» (1912 год), «Сломанное крыло» (1917 год). Позднее все они были объединёны в сборник «Царственная флейта Её стихи переводились на индийский и европейские языки (переводами на русский язык занимался Самуил Яковлевич Маршак).



13 февраля 1881 года родилась
Элеанор Фарджон —
английская детская писательница. Элеанор писала стихи, рассказы и повести, притчи и миракли, песенные тексты к оперным спектаклям для детей, но главным в её творчестве были сказки.



13 февраля 1903 года родился

франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного
жанра в литературе.



13 февраля 1915 года родился
-
бразильский прозаик, драматург, театральный критик. В 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила Гильерме Фигейредо золотую медаль и диплом лучшего
драматурга Бразилии.



13 февраля 1932 года родился
Игорь Давыдович Шаферан —
советский поэт-песенник.



14 февраля 1855 года родился
,
русский писатель, критик.



14 февраля 1870 года родился

русский писатель, казак,
участник Белого движения.



14 февраля 1947 года родился

русский советский писатель-фантаст.
Член Союза писателей СССР.
Лауреат премий «Бронзовая улитка»
и «Странник».



15 февраля 1867 года родился
Николай Александрович Энгельгардт —
русский писатель, поэт, публицист,
литературный критик. Автор романов
и повестей, статей о Н. В. Гоголе, А. С. Пушкине, И. С. Тургеневе, Максиме Горьком, книг «История русской литературы XIX столетия» (1902—1903), «Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703—1903)» (1904), мемуарной книги «Давние эпизоды» (1911).



15 февраля 1900 года родился
Ян Леопольдович Ларри —
советский детский писатель, фантаст.



15 февраля 1906 года родился
,
татарский поэт,
герой-антифашист, сказавший в своих стихах: «Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю».



15 февраля 1909 года родился
Николай Иванович Рыленков —
русский советский поэт, автор
стихотворного пересказа
«Слова о полку Игореве».



15 февраля 1912 года родился
Андрей Павлович Лупан —
молдавский советский писатель и общественный деятель. Народный писатель Молдавской ССР.



15 февраля 1920 года родилась
Анне-Катарина Вестли —
норвежская детская писательница. На родине её называли «бабушкой всей Норвегии», сравнивая с Астрид Линдгрен в связи с большим вкладом в развитие детской литературы.



16 февраля 1804 года родился
Жюль Габриель Жанен —
французский писатель, критик и журналист, член Французской академии. Интерес к Жанену как представителю «неистового романтизма» проявлял Пушкин, называвший его роман «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» «прелестным Ослом».



16 февраля 1831 года родился
,
прозаик.



16 февраля 1891 года родилась
Анна Дмитриевна Радлова,
урождённая Дармолатова —
русская поэтесса и переводчица.


17 февраля 1853 года родился
Ярослав Врхлицкий —
выдающийся чешский поэт, драматург, переводчик, глава так называемой «космополитической» школы в чешской литературе.



17 февраля 1856 года родился

широко известный классик французской фантастики, писавший на рубеже двух столетий, настоящее имя которого Анри-Жозеф-Оноре Бекс.

17 февраля 1864 года родился
Эндрю Бартон «Банджо» Патерсон — австралийский поэт, автор баллад и стихотворений, действие которых происходит в сельской Австралии. Наиболее известное произведение Патерсона — «Танцующая Матильда» — часто рассматривается как неофициальный гимн Австралии.



17 февраля 1906 года родилась
,
русская поэтесса, общественный деятель.
Ее стихи знает каждый… Их не возможно
не знать, так как каждый был ребенком.
И каждое стихотворение этой удивительной женщины делало нас
чище и добрее…



17 февраля 1912 года родилась
-
«великая леди фантастики» — американская писательница-фантаст. Лауреат около 20 премий и призов. Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила Нортон высокого титула Великого Мастера.


17 февраля 1920 года родился
Тревор Дадли-Смит -
писатель, классик шпионского романа. Больше Всего книг написал под псевдонимом Эллестон Тревор, однако всемирную известность писателю принес псевдоним Адам Холл и цикл романов о Квиллере, агенте вымышленной британской секретной организации, выполняющем задания по всему земному шару. Всего о похождениях Квиллера написано более 20-ти романов, лучшим из которых является первый – «Берлинский меморандум».




18 февраля 1825 года родился

венгерский романист, одна из наиболее влиятельных фигур в венгерской литературе XIX века. Известен по романам «Безымянный замок», «Венгерский набоб», «Золотой человек».



18 сентября 1850 года родился
Аусеклис —
латышский поэт, выдающийся представитель народного романтизма в латышской литературе, переводчик.



19 февраля 1812 года родился
Наполеон Станислав Адам
Феликс Зигмунд Красинский —
польский поэт и драматург, причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем
и Юлиушом Словацким.


19 февраля 1852 года родился
Нико Иосифович Ломоури -
грузинский писатель и поэт. Заслуга Ломоури как народника в грузинской литературе заключается в правдивых описаниях тяжелойжизни крестьян в условиях их экономической и культурной отсталости. Ломоури также писал для детей(«Али», «Каджана» и др.).




19 февраля 1869 года родился

выдающийся армянский поэт
и писатель, общественный деятель.



19 февраля 1884 года родился
Лео Киачели —
грузинский советский писатель.
Лауреат Сталинской премии второй степени.



19 февраля 1896 года родился

французский писатель и поэт,

основоположник сюрреализма.


19 февраля 1899 года родился
Борис Николаевич Агапов —
русский советский писатель и киносценарист. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1946,1948).



19 февраля 1920 года родился
Яан Кросс —
советский и эстонский писатель.



19 февраля 1931 года родился

русский писатель, литературный критик.
19 февраля 1952 года родился

современный японский писатель и кинорежиссёр. Настоящее имя
Рюноскэ Мураками.



19 февраля 1956 года родился

российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Член Союза писателей России.
Народный артист Российской Федерации.
Автор и первый исполнитель песни
«Как здорово, что все мы здесь
сегодня собрались».



20 февраля 1852 года родился
,
русский писатель и публицист.



20 февраля 1894 года родился

польский писатель, поэт, драматург, переводчик. Председатель Союза польских писателей. Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами».



21 февраля 1874 года родился
Дмитрий Иосифович Гулиа —
абхазский писатель, народный поэт Абхазии. Основоположник абхазской письменной литературы.



21 февраля 1885 года родился
Саша Гитри —
французский писатель, актёр, режиссёр
и продюсер. Плодовитый драматург, написал более сотни пьес и снял по некоторым из них фильмы.



21 февраля 1886 года родился

русский поэт-футурист.



21 февраля 1907 года родился

англо-американский поэт, родившийся
в Великобритании, а после Второй мировой войны ставший гражданином США. Одена называют одним из величайших поэтов ХХ века; он писал в жанре интеллектуальной лирики, обращаясь как к социально-радикальной, так и к философско-религиозной проблематике. Стал лауреатом Пулитцеровской премии по поэзии за барочную эклогу «Век тревоги» (1948). Оден также получил Премию Боллингена (1953), Национальную книжную премию за сборник «Ахиллов щит» (1956) и Национальную литературную медаль (1967).



21 февраля 1922 года родился

советский писатель, редактор, журналист. Участник Второй мировой войны, морской пехотинец. Главный редактор обнинской газеты «Вперёд» в 1965—1968 гг. Автор исторической повести о Кавказской войне
«Громовый гул».



21 февраля 1943 года родилась

русская писательница, сценарист.
Первая женщина — лауреат премии Русский Букер. Лауреат премии Большая книга. Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков.



21 февраля 1962 года родился

современный американский писатель и фриланс-журналист. Наиболее известен как автор книги «Бойцовский клуб», по который позже был снят фильм Дэвидом Финчером.




22 февраля 1821 года родился

(«Козьма Прутков»), поэт, драматург, известный как один из создателей образа «Козьмы Пруткова».



22 февраля 1861 г года родилась
Анастасия Алексеевна Вербицкая –
русский прозаик.



22 февраля 1866 года родился
Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде—
азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик.



23 февраля 1758 года родился
Василий Васильевич Капнист —
русский поэт и драматург,
общественный деятель.



23 февраля 1808 года родился
Пётр Васильевич Киреевский —
русский писатель, переводчик,
фольклорист, археограф.



23 февраля 1840 года родился
,
автор первого словаря уголовного жаргона России. Выход на экраны сериала «Петербургские тайны», снятого по роману В.Крестовского «Петербургские трущобы», вернул популярность забытому автору.



23 февраля 1903 года родился

чехословацкий журналист, литературный и театральный критик, публицист, активист чехословацкой компартии. День казни Фучика — 8 сентября — был выбран для празднования
Дня солидарности журналистов.



23 февраля 1944 года родился

английский писатель и репортёр,
автор исторических романов про королевского стрелка Ричарда Шарпа.



24 февраля 1595 года родился
Матей Казимир Сарбевский —
литовско-польский латиноязычный поэт и теоретик литературы. При жизни считался наиболее выдающимся латиноязычным поэтом Европы. Папа римский Урбан VIII увенчал его лавровым венком.



24 февраля 1786 года родился

немецкий филолог, брат Якоба Гримма. Представитель, как и брат,
гейдельбергских романтиков, ставивших целью возрождение общественного и научного интереса к народной культуре.



24 февраля 1848 года родился
Эжен-Мельхиор —
французский дипломат, писатель-путешественник, археолог, меценат и литературный критик, историк литературы, член Французской академии.
Выражение «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», принадлежит не Достоевскому, как принято считать, а Эжену-Мельхиору де Вогюэ. Хотя и это не совсем верно. Полностью цитата звучит - «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — справедливо говорят русские писатели … », то есть является некой "обобщённой цитатой".



24 февраля 1852 года родился
Джордж Огастас Мур -

ирландский поэт, прозаик, драматург и критик, стоял у истоков движения «Гэльское возрождение», стремившегося создать национальную ирландскую литературу на английском языке.


24 февраля 1895 года родился
-
русский советский писатель, драматург.

Сергей Есенин отзывался о нём:
«…Иванов искреннейший парень. Уж как
его жизнь ни мытарила, как ни ломала, —
он всегда был и остался настоящим художником. Он редкий человек, который понимает и любит искусство».



24 февраля 1892 года родился

русский советский
писатель, первый секретарь
и председатель правления
Союза писателей СССР.
Герой Социалистического Труда.



24 февраля 1899 года родился
Жак Прессер —
нидерландский историк,
писатель и поэт, наиболее известен
своей книгой «Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства»
о преследованиях нидерландских —

русский поэт, переводчик, прозаик.

25 февраля 1842 года родился
Карл Фридрих Май —
немецкий писатель, поэт, композитор, автор знаменитых приключенческих романов для юношества, многие
из которых экранизированы.



25 февраля 1871 года родилась

(настоящее имя Лариса Петровна
Косач-Квитка) —
украинская писательница, переводчица, культурный деятель. Писала в самых разнообразных жанрах: поэзии, лирике, эпосе, драме, прозе, публицистике.



Дата рождения неизвестна,
крещен 26 февраля 1564 года

английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи, наиболее выдающийся из предшественников Шекспира, шпион. Благодаря ему
в елизаветинской Англии получил распространение не только
рифмованный, но и белый стих.



26 февраля 1802 года родился

французский писатель,
глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии.



27 февраля 1807 года родился

американский поэт. Автор
«Песни о Гайавате» и других
поэм и стихотворений.



27 февраля 1902 года родился

американский прозаик, автор многих известных всему миру романов и повестей: «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях», «Зима тревоги нашей» и др. Лауреат Нобелевской премии по литературе.



27 февраля 1925 года родился
Нафи Григорьевич Джусойты
(Нафи Джусоев) —
народный писатель Осетии, поэт, драматург, публицист, литературовед, переводчик. Академик, главный научный сотрудник Юго-Осетинского НИИ им. З. Н. Ванеева, доктор филологических наук, член-корреспондент Академии наук Грузинской ССР, лауреат премии «Яблоко нартов».



28 февраля 1801 года родился
Мотеюс Валанчюс —
литовский писатель-просветитель, историк и церковный деятель. Литературное мастерство, богатство языка, красочные картины народного быта и нрава сделали Валанюса родоначальником литовской художественной прозы.



28 февраля 1866 года родился

русский поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, идеолог дионисийства. Яркий представитель «Серебряного века».



29 февраля 1920 года родился

русский советский писатель, литературовед, публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы», значительного направления советской литературы 1960—1980-х годов.




Top