День рождения балалайки. День русской балалайки

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Белоруссии, Казахстана и, конечно, России.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры – национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой – идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор – историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского – собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента – 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву – балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Немного фактов

Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно – балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе – балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один – разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.

Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.

Обратная сторона медали – зной и яркий солнечный свет – также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.

В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева – того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

О других инструментах

Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Идея такой скрипки возникла у Виденфалка, когда он оформлял большими диабазовыми блоками одно из зданий, и обрабатываемый молотком и стамеской камень красиво «пел». Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по-другому - мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Гитару с семью струнами и строем «d¹, h, g, d, H, G, D» во всём мире называют русской гитарой. У нас больше принято её называть просто семиструнной, или же цыганской гитарой.

В американском штате Вирджиния находятся Лурейские пещеры, где установлен уникальный музыкальный инструмент - орган из сталактитов. 37 разных по тону сталактитов подключены к трубочной системе традиционного органа и управляются с обычной органной клавиатуры.


Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России?

…Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.

А.С.Пушкин, "Путешествие Онегина"

Конечно же, балалайка. Вспомним всем известную народную песню «Во поле берёза стояла». Есть там такие слова: «Сделаю с берёзы три гудочка, а четвёртую – балалайку».


А в другой народной песне «Ах! Улица, улица широкая» поётся: «Как войду, войду я в сени новые, заиграю я на балалаечке!». Есть и загадки про балалайку: «В лесу выросло, из лесу вынесено, на руках плачет, а кто слушает - скачет». Есть и другая загадка:
По брюху — дорога,
Между ног — тревога,
Посередине — дыра,
И пойдет игра,
Не будет дыры —
Не будет игры.

Сергей Зимин "На ярмарку", 2010 г.
Пословицы и поговорки оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поступки того или иного человека.

Наш брат Исайка - без струн балалайка.
На словах - что на гуслях, на деле – что на балалайке.


Многочисленные частушки и припевки исполнялись чаще всего под балалаечный наигрыш.
Балалаечка гудит,
Жалко милого будить…
Балалаечка - гудок
Разорила весь домок.

Как на эту балалаечку
Навешаю цветов,
Чтобы эта балалаечка
Играла про любовь.


Юрий Корчагин "Бродячие музыканты" 1983 г.
Чаепитие

Балалайка, струны медны,
Чтой-то запылилася,
Выпить что ли для беседы,
Ох, как накопилося.

Заиграла балалайка,
«Трынди-брынь» затренькала,
Ну, давай-ка наливай-ка
Чаю с карамелькою!

Что-то как-то надоело
Мне с тобой чаёвничать,
Балалайка запотела,
Водку пить мне что ль начать?

Балалайку я украсил
Звёздочками, блёстками,
Привязался дядя Вася,
Мол, сыграй Чайковского.

Павел Малов

Не пугайся огня,
Не ходи сторонкой,
Ах, ревнуйте меня
Только к струнам звонким.

Я весь свет обошел
С песнею летучей,
И сказать вам пришел
Я на всякий случай:

По душе, может, вам
Роль моей хозяйки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайки.
У подружки моей
В струнах есть мечтания.
Я хожу вместе с ней
К милой на свидание.

Играй, играй, балалаечка,
Звезда висит над лесочком.
Ах, балалаечка, балалаечка, балалаечка -
России удивительная дочка!

Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского.


Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года, в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын Селезнев да Шенкурского уезду дворцовой Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили».

Другое упоминание балалайки относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К. П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и «бил их балалайкой».


Считают, также, что впервые упоминается балалайка во времена правления Петра I (конец XVII века). Тогда балалайка была распространена среди крестьян. На ней играли скоморохи, веселившие народ на ярмарках. Это были не совсем такие балалайки, какими мы привыкли их представлять сегодня. Они сильно различались по форме и строю, тем более что ещё не существовало какого-либо стандарта и каждый мастер делал инструмент на свой лад. Поэтому балалайки могли быть и круглыми, и треугольными, и четырёхугольными. Струны на них были также в разных количествах - от 2 до 5.


Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, — подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1714 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования шутовской свадьбы «князя-папы» Н. М. Зотова кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки. Я. Штелин говорил о Петре I, что он «с самых молодых лет не имел он случая слышать ничего иного, кроме грубого звука барабанов, полевой флейты, балалайки…»
Игорь Сидоров "Семен"
Вера Ватага "У самовара", 2007 г.
В конце XVIII века слово начало проникать и в высокую литературу, например, оно встречается в поэме В. И. Майкова «Елисей», 1771, песнь 1: «настрой ты мне гудок иль балалайку». Популярность балалайки в народной среде была настолько велика, что многие известные русские писатели и поэты отмечают в своих произведениях этот факт как далеко не рядовое явление в культурной жизни России. Вспомним: Н.В. Гоголь "Мёртвые души", Ф.М. Достоевский "Записки из мёртвого дома", Л.Н. Толстой "Война и мир", А.Н. Островский "Не было ни гроша, да вдруг - алтын" и "Правда - хорошо, а счастье - лучше", М.Ю. Лермонтов "Русская мелодия", сочинения Пушкина, Майкова, Тургенева, Герцена и др.

Русский народный инструмент неоднократно звучал и в аппартаментах императорских дворцов (например, балалаечные номера были включены в торжества по случаю коронации Екатерины II; орловский помещик инкогнито играл при дворе Николая I народные песни и наигрыши; по свидетельству историка Н.Эйдельмана, Павел I сам поигрывал на балалайке). В Амстердаме под нее танцевала даже курфюрстина Софья Ганноверская с дочерью Софьей Шарлоттой, курфюрстиной Бранденбургской, и сыном, кронпринцем Георгом Людовиком, августейшим наследником английского престола...


Андрей Болконский был настоящим виртуозом в игре на балалайке, а научился он этому искусству игры у своего отца графа Болконского... ("Война и мир", Лев Николаевич Толстой)

Однажды к Льву Толстому в Ясную Поляну приехал известный балалаечник Борис Трояновский, у них состоялась интересная беседа, записанная секретарем писателя Д. П. Маковицким: «...В перерывах, между игрой, вели беседы, Лев Николаевич говорил, что есть преимущества скрипки и голоса и есть преимущества балалайки. В скрипке и голосе — тон, главное попасть в самую точку тона; в балалайке — техника и ритм. Потом Лев Николаевич заметил Трояновскому, что в его переложениях русских песен на балалайку - например, «Барыни» - есть изменение темпа, а этим нарушается характер. На это сыграли ещё раз «Пивную ягоду». Когда играли «Светит месяц», Лев Николаевич сиял улыбкой...».

К началу XIX века относится сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник", написанные большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н.В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены […] композитору А.А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трёхструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трёхструнного инструмента". Таким образом, сочинение Н.В. Лаврова пока, является первой оригинальной пьесой письменной традиции в истории балалайки.

В украинском языке слово впервые засвидетельствовано в дневниковых записях начала XVIII века, повествующих о «татарине игравшого у балабайку». Такая форма «балабайка» присутствует также в южнорусских диалектах и белорусском языке. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит "разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать" (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения, сравните схожую ономатопею варвар). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домры. По версии М.И. Имханицкого, балалайка пришла в народный быт на замену исчезнувшей домры: "Народу нужен был струнный щипковый инструмент и прежде всего - для сопровождения плясовой музыки. Необходим был струнный тамбуровидный инструмент со звонким, подзадоривающим к пляске, ритмически точным звучанием. И главное - инструмент максимально простой в изготовлении […]. Балалайка ХVII - ХVIII веков явилась не чем иным, как фольклорным вариантом профессионального инструмента - домры […]. Именно в любительской сущности изготовления балалайки, условиях её бытования крылось и отношение к ней: она стала атрибутом несерьёзного исполнительства, балагурства. С таким отношением и пришлось на протяжении долгого времени вести тяжёлую борьбу В.В. Андрееву". Интересна еще одна из версий того, как появилась балалайка: "...Когда к нам завезли из Индии ситару, этот инструмент вначале не получил широкого распространения. Большой, неудобный, 18 струн. Но со временем наши народные умельцы его усовершенствовали. Во-первых, уменьшили размеры для удобства ношения под тулупом в зимние морозы. Во-вторых, убрали много лишних струн. Стало возможным быстро настраивать, одновременно похмеляясь. Кто не успевал опохмелиться, придумали стиль игры "трясущаяся рука". А чтобы удобнее было драться в клубе на танцах, изобрели 2 острых угла. Так появилась балалайка". В народе же балалайка вошла в обиход после того, как по указу царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» были уничтожены все народные русские музыкальные инструменты: домры, гусли, дудки и свирели...

Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Великий украинский писатель Николай Васильевич Гоголь рассказывает, что в ход шли «…молдованские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, двухструнные лёгкие балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня…»

Более полутора столетий балалайка занимала достойное место в жизни русского человека, скрашивая его нелегкую судьбу. Она была созвучна своему времени, придя на смену гуслям, гудку, волынке, уступив впоследствии свои позиции сперва гитаре, а затем гармонике. "Развитие гармонного производства интересно так же, как процесс вытеснения первобытных народных инструментов и процесс создания широкого, национального рынка; без такого рынка не могло бы быть детального разделения труда, не достигалась бы дешевизна продукта. Благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент - балалайку" (Ленин В.И. Полн.собр. соч. 5-е изд. Т.18 - М.,1961. - С.158).


К концу XIX столетия в эволюции русского народного инструментария наступили значительные перемены. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю, сыну небогатого тверского помещика Василию Васильевичу Андрееву, который обучался в Петербурге игре на скрипке у знаменитого скрипача Галкина, а услышав, как его работник Антип играет на балалайке, стал искренним поклонником этого инструмента (даже бросив скрипку) и виртуозно владел им, и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Весной 1886 года Василий с помощью с петербургского скрипичного мастера В.В. Иванова создал первую концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Андреев с большим успехом давал концерты в Петербурге, играя на балалайке, и таким образом поспособствовал росту популярности этого инструмента.

Ходит легенда, что Василий Васильевич сконструировал усовершенствованную концертную балалайку и принес свои чертежи известному петербургскому скрипичному мастеру В.В. Иванову. Иванов почувствовал себя оскорбленным и наотрез отказался делать «мужицкую балалайку». Тогда Андреев достал свою старую балалайку, купленную на базаре за 35 копеек, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Иванов сдался, но согласился делать балалайку только на условиях полной секретности. Вот с этой-то концертной балалайкой и покорил Василий Андреев петербургскую публику. Через два года Андреев создал «Кружок любителей игры на балалайках», превратившийся впоследствии в «Великорусский оркестр» - первый оркестр русских народных инструментов, снискавший мировую славу.

В 70-х годах по чертежам Андреева петербургский музыкальный мастер Ф.С. Пасербский создал хроматическую балалайку приму и её разновидности. В его руках балалайка приобрела тот вид в котором она дошла до наших дней. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.


Впервые в истории музыки, со сцены звучала балалайка в декабре 1886 года. И было это в зале Дворянского собрания. Успех был полным. На следующий день «Санкт–Петербургская газета» с удивлением писала: «великолепная игра В. Андреева на балалайке заставляет забыть о низменном происхождении этого инструмента»... Осенью 1918 года Андреев предпринял большую поездку со своим коллективом, переименованным в «Первый народный оркестр», по Северному и Восточному фронтам гражданской войны. Выступал и перед легендарными чапаевцами. Но эта поездка была для Андреева последней: он сильно простудился и в ночь на 26 декабря 1918 года скончался...

Когда грек создавал арфу, он думал о женщине.
Когда итальянский мастер создавал скрипку, он думал о женщине.
Когда испанский мастер создавал гитару, он думал о женщине.
А о чём думал русский мастер, создавая балалайку?

Diego Rivera Still-Life with Balalaika. 1913 г.
Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.
В.В. Андреев
Рассказывают, что летом 1883 года, путешествуя по своему марьинскому имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал, как его дворовый Антип исполнял на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца". И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам научился играть, потом заметив, что инструмент таит в себе огромные возможности, задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа, он хотел вернуть ее в народ и распространить.


Мало того, Андреев задумал создать семейство балалаек разных размеров по образцу струнного квартета. Для этого он пригласил мастеров: Пасербского и Налимова, и они совместно разработали целое семейство балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Из этих инструментов была создана основа Великорусского оркестра, который впоследствии объездил несчетное количество стран мира, прославляя балалайку и русскую культуру. В 1889 году Андреевские балалаечники появляются на Всемирной выставке в Париже. Триумф их был необычайным. «Не успели закончиться первые выступления, а в фешенебельных магазинах Парижа появились новые модные духи «Светит месяц» дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Даже остроносые Андреевские галоши стали предметом парижской моды...» В день 25-летнего юбилея оркестра в приветственной речи Ф. И. Шаляпин, обращаясь к Андрееву, сказал: «Ты пригрел у своего доброго, теплого сердца сиротиночку - балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир...».


В этот период композиторы наконец-то обратили внимание на балалайку. Впервые балалайка зазвучала с оркестром. Из балалаек только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Дошло до того, что и в других странах (Англии, США, Германии) были созданы оркестры русских народных инструментов по образцу Великорусского. В США даже появилось «Акционерное общество эксплуатации балалаек и гуслей».


Впрочем, в США до сих пор действует запрет на продажу русских балалаек. История вопроса восходит еще к предвоенному времени, когда Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. Это случилось в 1940 году и с тех пор декрет регулярно продлевается. С 2000 года указом Клинтона запрет распространен и на Аляску, которая являлась единственным местом, где продажа была разрешена, т.к. балалайка на Аляске считается народным музыкальным инструментом. Во времена Рузвельта эти земли еще не имели статуса штата, поэтому запрет удалось обойти, благодаря лазейкам в законодательстве. 2 октября 2010 года президент США Барак Обама продлил запрет на продажу балалаек в США еще на одно десятилетие. Причиной запрета формально стал тот факт, что балалайка была запрещена в царской России православной церковью и государством ибо "позволяет глумиться над властью". Разумеется, в СССР запрет был снят, но в в США сей экстремистский инструмент остался под запретом. На самом деле запрет на продажу балалаек - это ответ США на демарш тогда еще СССР, который запретил продавать ковбойские шляпы. В 1954 году шляпы в СССР продавать разрешили, а запрет продажи балалаек в США так и остался. На сегодняшний день является составной частью поправки Джексона-Вэника. В наши дни запрет сохраняется в неполной форме. Играть на балалайке не запрещено, хотя для этого нужно иметь специальную лицензию. Не допускается массовая продажа этого инструмента и промышленное изготовление. Одиночные частные продажи разрешаются. Вот поэтому Книга Дж. Флинна "Как изготовить балалайку", увидевшая свет в 1984 пользуется фантастической популярностью и выдержала уже 9 переизданий. Для простого американца, желающего насладиться звуками балалайки, нет иного пути, как изготовить ее самому...

Популярна балалайка и у евреев. В фольклоре восточноевропейских евреев (ашкеназов) есть даже песня "Тум-балалайка" (на идише טום־באַלאַלײַקע - "звучи балалайка") — одна из любимых песен евреев на идиш. Известна в Польше, России, а последнее время — также в Израиле. В этой песне парень задаёт девушке вопросы (загадки), а та, в свою очередь, отвечает на них. Загадки традиционно ассоциируются с любовью и ухаживанием. Народные варианты песни существовали уже давно, но текст (загадки в песне, например: «что выше дома? (труба)», «кто проворней мыши? (кошка)» и т. д.) — был весьма разнообразным. Но что долго рассказывать? Лучше 1 раз послушать:
Известна балалайка и в Японии.

До превращения Андреевым балалайки в концертный инструмент, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.


Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.
группа "Белый день" - один из первых "народных" коллективов, кто в начале 90-х начали активно исполнять на русских балалайках "фирменную" музыку. Сейчас "Белый день" сделал "перезагрузку" старой программы "Балалайка ин Рок", придав ей больше драйва, эксцентрики, шоу и проч.


День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Беларуси, Казахстана и, конечно, России.



Начиная с 2010 года в Крыму проходит фестиваль в честь праздника. В течение июня здесь организуются выступления музыкантов-народников, которые завершаются большим гала-концертом 23-го числа.



В марте 2013 офицеры попросили Шойгу убрать из воинских частей балалайки, так как ни разу не получали ни балалаек, ни домр.

Согласно приложению к штатам воинских частей, принятому еще 1990-е годы и до сих пор не утратившему силу, в каждой ротной комнате досуга должны находиться музыкальные инструменты, которых на практике уже давно нигде нет. Однако инспекторы при желании всегда могут наказать командиров за невыполнение директивы.

В Главном организационно-мобилизационном управлении (ГОМУ) Минобороны заявили, что по итогам учебного 2012 года получены сотни предложений помощников командиров частей по работе с личным составом об отмене устаревших приложений: «В конце учебного года, а это ноябрь–декабрь, командиры бригад, их заместители, в том числе помощники по работе с личным составом, а также начальники родов войск и служб обязаны представить предложения по оптимизации штата бригад и их подразделений. В этот раз особенно много жалоб на балалайки с домрами».

Любопытно, что даже историки армии затрудняются сказать, когда и почему в приложениях появились балалайки и домры. Скорее всего этот пункт в приложениях к штату служит средством держать на коротком поводке неугодных офицеров.


Сногсшибательный клип Оли Поляковой – это кич-пародия на ставшее трендом в мировом шоубизе видео корейца PSY «Gangnam Style», на современную рекламу и на традиционные стереотипы в представлениях западного мира о русской культуре.
- Это наш ответ Ким Чен Ыну! - говорит Оля, забывая, а скорее всего не зная, что внук Великого Чучхе не имеет никакого отношения к PSY и вряд ли знает о его существовании, впрочем как и о самой Оле...
- Пока одни пытаются подражать «Gangnam Style», мы покажем всему миру, на что способен настоящий «Russian Style» - бесмысленный и беспощадный!» - заявляет певица.

Установка 23 сентября 2011 года памятник балалайке в городе Бежецке Тверской области, в начале липовой аллеи, была приурочена к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося музыканта, уроженца этих мест, В.В. Андреева.


В сентябре 2014 в Хабаровске установили скульптурную композицию, подаренную китайским Харбином в честь 20-летия установления побратимских связей. Красная пипа и желтая балалайка замечательно смотрятся вместе. Особенно на фоне мирного синего неба.

А еще балалайку любят девушки:


Богданов-Бельский Николай Петрович.Деревенские друзья.

Istvan Macsai, Woman with balalaika
Кевин Байлфусс "Девушка с балалайкой"
Рюрик Васильевич Тушкин "У самовара" 1991 г.
Ляпкало Виктор. Музыкальная дама с балалайкой

Украинская телеведущая и певица Веста Сенная
безбашенные девчонки из самой сумасшедшей норвежской группы "Katzenjammer".


Можно еще добавить, что существует коктейль, называемый "Балалайка" Этот классический коктейль был придуман еще в 30-е годы ХХ века Аленом Невером. Рецепт его очень прост. 50 мл водки, 25-30 мл апельсинового ликера (Трипл-сек или Куантро), 20-25 мл сока лимона (желательно свежевыжатого и отфильтрованного) налить в шейкер со льдом и взболтать. Процедить в коктейльный бокал. Украсить цедрой лимона или апельсина. Также можно украсить долькой апельсина или лимона. "Водка и апельсиновый ликер с терпким лимонным соком создают этот простой нордический коктейль".

Есть еще вариант этого коктейля. В широкой водочной рюмке без ножки соединить коньяк и водку (1:1), наполнив ¾ её объёма. Наполненную рюмку поставить в чашку или другую посуду с горячей водой, чтобы края рюмки на несколько миллиметров превышали края чашки. Оставить на несколько минут для прогревания, накрыв рюмку лимоном. Поджечь пары спирта в рюмке на несколько секунд, затем накрыть рукой. Из-за быстрого остывания паров рюмка прилипает к руке. Вытащить её из чашки, выпить коктейль залпом, закусить лимоном. Коктейль Балалайка – алкогольный напиток на основе подогретых коньяка и водки. Довольно крепкий, яркий, истинно мужской напиток, интересный по способу приготовления и употребления. А любители «Балалайки» неформально называют себя «братством кольца» по кольцевому ожогу на ладони от горящей рюмки.


В истории балалайки были взлеты и были падения. Вот и сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Даже в деревне про балалайку забыли. Вообще, народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты, или играющих на каких-либо народных инструментах. Но она продолжает жить и не зря является олицетворением русской культуры.

В реестре официальных мероприятий такого события, как День балалайки , не предусмотрено. Правда, ситуация эта никак не умаляет важность праздника для любителей народной музыки - тех личностей, которые не мыслят своей жизни без веселого музыкального инструмента. Собственно, благодаря последнему День балалайки и появился. Это случилось 6 лет тому назад, в 2008 году. Инициатором первого проведения музыкальной акции стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира.

Другое название знаменательной даты - Международный праздник музыкантов-народников, ведь именно они, эти творческие люди, демонстрируют нам, простым смертным, всю мощь и красоту гаммы звуков, извлекаемых из струн специфического музыкального инструмента.

Самый первый День балалайки совпал сразу с двумя специфическими событиями . Прежде всего, 23 июня 2008 года исполнилось ровно 125 лет с момента знакомства с балалайкой Василия Андреева - музыканта, основавшего первый Национальный оркестр русских народных инструментов, и его же дирижера. А во-вторых, в этот день балалаечники отметили 320-летний юбилей первого упоминания музыкального инструмента в исторических документах. Можно сказать, что 23 июля 2008 года стартовал процесс развития современной игры на русском народном инструменте.

Вполне вероятно, когда-нибудь Международный день музыкантов-народников получит звание официального, по крайней мере в нашей стране. Пока же правительство не видит необходимости во внесении подобной даты в реестр государственных праздников, о чем представители Минкультуры сообщили в письме уже упомянутому Дмитрию Белинскому в ответ на попытку энтузиаста добиться справедливости в отношении народного инструмента.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры - национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой - идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор - историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского - собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента - 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву - балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Интересные факты о балалайке

  • Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно - балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе - балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один - разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.
  • Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.
  • Обратная сторона медали - зной и яркий солнечный свет - также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.
  • В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева - того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.

Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.

23 июня мир отмечает неофициальный, но уже прочно вошедший в календарь праздник – День балалайки или музыкантов-народников. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!

Откуда взялась балалайка?

Кто может точно сказать, когда человек произнёс первое слово? Когда впервые сложились стихи или песня? Вначале это были лишь порывы души и сердца, и лишь потом потребовали они усилить голос звучанием инструментов. Балалайка, скорее всего, пришла с востока, от азиатов или татар. Её прародитель – домра или домбра с округлой «попой» и длинным грифом. Со временем она видоизменилась, приобрела треугольную форму кузова (так проще было её изготавливать) и прочно поселилась среди народа.

Предположительно балалайка появилась на Руси в 11-13 веках, а первое письменное упоминание о ней можно прочесть в рукописи 17 столетия «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Именно с даты 23 июня 1688 года и ведут сейчас условный отсчёт «жизни» русского инструмента, потому что точных сведений не осталось. И на это есть свои причины.

Церковное осуждение народных «бесовских сосудов»

Балалайка наряду с домрами, гудками, гуслями широко распространялась в народе и почти никогда не использовалась среди правителей. Эти инструменты любили скоморохи, которые бродили по русской земле, распевая песни, потешки, показывая представления, зачастую полные юмора, сатиры, критики правящих кругов.

Потому-то и невзлюбила церковь народные инструменты и не раз выдавала указы о запрете «сосудов дьявола» и «бесовских игр».

Истребляли «гудебные сосуды» в Москве, уничтожали их в провинциях, куда летели жестокие указы царя Алексея: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

На Русь из Византии пришло христианство. Новая музыкальная культура признавала божественные песнопения под колокол и напрочь осуждала инструментальную музыку. Надолго умолкли в городах народные инструменты, но разве можно убить душу? Балалайка схоронилась и жила в простых домах, плясала на свадьбах и уютно чувствовала себя на завалинках.

Триумфальное возвращение балалайки

В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче. Появляются в дворянских усадьбах придворные оркестры, виртуозы-музыканты, а балалайка выходит из тени и постепенно из инструмента черни становится русской любимицей-фавориткой.

Первым известным музыкантом-балалаечником считают Ивана Хандошкина. Он изготавливал кузов балалайки из тыквы и проклеивал его внутри хрустальным порошком, отчего звук лился звонко и серебристо.

Но по-настоящему вышла музыкальная певунья из тени и зазвучала во весь голос в 1886 году. Василий Андреев, русский дворянин, выступил на сцене, и с той поры балалаечное искусство начало шириться и распространяться небывалыми темпами.

Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в оркестр. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж, где, говоря современным языком, просто порвал Европу. Парижскую моду захватила в плен парфюмерия с названиями русских народных мелодий, и даже скопированные предприимчивыми парижанами галоши музыканта считались предметом высшего шика.

Василий Андреев не только популяризировал русскую балалайку, но и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с краснодеревщиком Налимовым, который по чертежам музыканта создавал шедевральные экземпляры, снискав себе прозвище русского Страдивари.

Германию и Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Так стала русская игрунья культовым предметом и превратилась в символ.

Интересный факт: балалайка под запретом… в США

Несмотря на популярность, русское чудо все же не избежало очередных репрессий. В 1940 году в США вышел секретный указ сроком на 10 лет, запрещающий продавать балалайку в Америке. Подписал его президент Рузвельт.

Карательной меры избежала только Аляска, которая на момент написания указа еще не была штатом и где балалайка до сих пор считается народным инструментом.

Вы не поверите: прошло уже 74 года, а указ исправно продляется всеми последующими президентами! Ныне здравствующий Обама продлил запрет на продажу до 2020 года.

Но даже этот суровый документ балалайке не указ: она продолжает звучать в далёкой Америке. Играть на ней не запрещено, хоть и нужно получить специальную лицензию, и изготовлять собственноручно тоже. В 1984 году Джон Флинн написал книгу «Как изготовить балалайку». Она необычайно популярна и уже переиздавалась 9 раз!

Праздник музыкантов-народников

Думаете, современный мир погряз в электрогитарах и забыл о всенародной любимице? Может, балалайка и не так популярна в наши дни, но многочисленные оркестры да и музыканты-виртуозы не перевелись на русской земле!

Ежегодно, 23 июня, в Крыму проходит грандиознейший фестиваль, куда съезжаются знаменитые и не очень балалаечники, чтобы отпраздновать День балалайки как и полагается: задорно, весело, широко. И звучит она, русская балалаечка, поёт и показывает свои таланты, а музыканты-виртуозы показывают своё мастерство. Ведь они есть – настоящие, умопомрачительные! Слушаешь их и восхищаешься.

Алексея Архиповского называют русским Паганини, потому что, играя на балалайке, он творит настоящие чудеса. Послушайте и восхититесь его гениальным талантом:

А это зажигают и отжигают украинские музыканты – Антон Каргатов и Александр Тулинов. Сумасшедшая харизма, виртуозность и восторг!

Любите и цените свои корни и свою культуру. В них – сила и самобытность, неисчерпаемая энергия и наследие, которыми нужно гордиться и передавать по наследству своим потомкам.

Балалайка как особый музыкальный инструмент, выступающий одним из сакральных атрибутов жизни русского народа, существует уже несколько столетий. Народные мотивы в искусстве набирают популярность, из-за чего все больше музыкантов осваивают игру на балалайке, гармони, гуслях.

Международный праздник всех поклонников «трехструнной», плотно закрепившийся в календаре торжественных событий русского народа, был учрежден с целью уважить труд и творчество музыкантов-народников, делающих весомый вклад в популяризацию богатой русской культуры.

Когда отмечают

Международный день балалайки отмечается 23 июня ежегодно. Он не имеет статуса официального праздника, но все равно любим всем русским народом и не только. Событие справляется с 2008 года. Основание приурочено к 320-ой годовщине первого исторического упоминания про столь любимый всеми инструмент. В 2019 году его отмечают 12-й раз.

Кто празднует

Данное событие справляется всеми, кто имеет отношение к народной музыке: и профессиональными музыкантами, и теми, кто щиплет струны балалайки «чисто для души». Этот праздник любит не только Россия. Он популярен по всему миру.

История и традиции праздника

Своим появлением событие обязано исключительно музыкантам-энтузиастам, которые регулярно отправляют прошения в соответствующие органы с целью предоставления Дню балалайки статуса государственно значимой даты. Задумка создать особый день, объединяющий всех «балалайщиков», родилась у Дмитрия Белинского, являвшегося на то время руководителем Российского клуба музыкантов-народников. Дата праздника выбрана не случайно. Самое раннее документальное упоминание о балалайке датируется 23 июня 1688 года.

В этот день устраиваются различные концерты народной музыки. Профессионалы в данной области проводят мастер-классы, где учат всех желающих азам игры на «трехструнной». Улицы пестрят музыкантами в ярких народных костюмах, радующих прохожих виртуозным исполнением народных мотивов. В музеях проводятся выставки балалаек.

Изначальное название данного трехструнного инструмента - балабайка. Слово происходит от сродных ему «балабонить», «балагурить», то есть вести беседу о чем-то праздном. Отсюда главная функция балалайки - развлекать и веселить людей.

Этот музыкальный инструмент любит сухость. Поэтому счастливые обладатели балалайки знают, что мочить ее, а также проветривать комнату, в которой она находится, в дождливую погоду строго запрещено.

Данный музыкальный инструмент может повредить и яркий солнечный свет, сильное тепло от батареи. Он немедленно рассохнется и больше не сможет радовать слушателей своими прекрасными звуками.

Мало кто знает, что на свете существует целых 5 видов балалаек. Они имеют такие названия: прима (самая маленькая), секунда, альт, бас, контрабас (почти до 2 метров длиной).




Top