Развитие малыша с рождения по неделям. Занятия с новорожденным

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение
первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского
организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести
себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды
активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,
редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с
новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая
возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.
Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите
малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали
на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,
что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский
рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать
вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он
какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в
разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и
карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего
ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в
состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу
достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам
лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,
надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он
остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у
ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся
музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им
из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит
взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те
высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он
двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое
увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то
сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым
он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько
пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала
сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что
звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами
источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих
горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их
пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или
манежа вполне подойдет). Позволь-
те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет
плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь
делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.
Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не
делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,
чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,
тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными
прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,
услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь,
отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде
чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,
ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему
нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или
растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,
спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в
хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках
и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать
части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует
вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20 - 25 градусов, он будет хорошо
себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и
ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите
музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,
запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,
который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с
мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого
процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в
кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста
привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок
отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на
несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,
найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.
Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий
свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих
предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать
в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или
обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые
можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены
специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского
сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в
утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

* Один месяц *

Мир ребенка

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между
новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих
отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится
более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою
реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается
координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные
образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и
усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к
личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты
характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом
один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и
почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему
отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и
сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние
покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать
пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно
отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,
будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая
какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было
определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия
вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно
успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в
ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают
судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно
становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так
характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это
способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он
без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг.
Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его,
прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш
ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая
малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его
головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно
передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые,
извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота
на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные
движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не
оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать
голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен
двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять
темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком
спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте
заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично
перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы
говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в
зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка
значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,
беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за
двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на
какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --
30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает
«гукать». Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс
называется «ознакомлением». Ребенок как будто бы говорит: «Да, теперь я
знаю, что это такое». Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,
покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые
зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное
предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок
настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к
нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на
него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,
например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или
игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и
услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на
колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному
реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а
свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную
индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако
лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему
узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,
включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или
возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или
двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или
нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители
знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и
укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от
голода, а когда его крик означает: «Ничего страшного не случилось. Просто я
хочу, чтобы меня приласкали».
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный
блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и
после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим
резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,
чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно
ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать
и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня
бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и
начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв
на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и
уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует
ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в
доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время
покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,
что нижеперечис-
ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как
кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном
спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на
руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и
выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой
удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он
утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы
почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в
течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом
случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую
музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.
Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять
их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,
обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее
он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру «один на
один»: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите
их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители
вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым
шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает
«гулить». Хотя его звуковой репертуар небогат и
ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом
полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со
своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и
округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он
может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка
запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый
взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,
который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,
лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с
ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у
взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что
сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в
определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы
привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные
звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою
очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как
волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит
взгляд в сторону. Через несколько секунд «собеседники» снова смотрят друг на
друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в
вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие
и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте
его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с
ним.
Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда
нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот,
можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них
вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в
его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка
таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,
если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины
что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы
вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все
необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время
поездки.)

Время игр

Зрение
«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и
прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на
расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш
начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Таблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.
Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 - 30 сантиметров от
лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,
начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,
попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением
малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или
ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева
направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.
Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка
находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и
вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,
ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно
передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в
течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,
а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он
способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие
игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,
например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...» или
придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте
слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,
малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно
передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать
зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному
ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного
материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему
понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как
одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу
-поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и
опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При
этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя
движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:
«Мы едем, едем, едем в далекие края...»
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя
его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять
голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на
спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,
чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако
если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел
окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть
малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в
магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое
цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от
времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид
яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите
кормление.
Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую
колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и
почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.
(Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: «Ку-ку».)
Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. На
некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание
на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте
их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический
вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно
понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.
Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на
грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь
довольны проведенным вместе временем.

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о раннем развитии, что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи. Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного. Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного, не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного
В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного, а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть. Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Как развивать новорожденного
Выкладывание на живот
Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот. Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет: старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

Занятия на фитболе
Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун - веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

А люблю того, кто скачет

Оттолкни мяч
Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!
Обязательно включите эти полезные для мышц ног и спины упражнения в ежедневный комплекс гимнастики.

Массаж ручек
Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими. Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Игры с погремушками
На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками. Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет: во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.
Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

Игры в ванной
Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного. Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

Музыкальные минутки
Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением. Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:
Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.

Танцы на руках
Во время прослушивания музыки или пения вы можете «танцевать» с ребенком на руках. Естественно, поначалу это должны быть только очень медленные и плавные движения – легкие наклоны и повороты, неглубокие приседания. Ваша цель сейчас – не в том, чтобы разучить сложные па, а в том, чтобы обогатить эмоциональный мир крохи и дать ему возможность получить новые, необычные впечатления от перемещения собственного тела в пространстве.
Теперь вы знаете, как развивать новорожденного, обязательно проведете непродолжительные минуты бодрствования вашего малыша с большой пользой для него. Да и вам самой эти нехитрые занятия позволят лучше узнать своего кроху, наладить с ним контакт и почувствовать радость материнства.

Как заниматься с новорождённым

Первые дни с новорождённым. Ну вот вы и дома. А дома, как известно, и стены помогают. В этот же день или на следующий вас обязательно посетит и педиатр, и детская медсестра. Педиатр будет осматривать малыша еженедельно, и медсестра будет приходить.

Совет . Заранее запишите все свои вопросы и не стесняйтесь их задавать. Медработник обязан на них ответить, но имеет смысл помнить, что доктор тоже человек и ему приятнее общаться с доброжелательными людьми.

Торжественная встреча состоялась, гости ушли, цветы стоят в вазах, малыш лежит в своей кроватке. Если вы неделю провели вместе, то уже чуть-чуть знакомы со своим малышом. Но только теперь вы можете начать всё делать так, как вам кажется разумным. Если в роддоме была «форма одежды» — пелёнки, и в палате температура 27 градусов, то ваш малыш освоился именно с этими условиями. Возможно, что дома он будет вести себя иначе, ведь условия изменились.

Ваши задачи на первое время остаются прежними: побольше спокойствия и отдыха рядом с малышом, налаживание режима совместной жизни, кормление и уход, прогулки и купание, массаж и гимнастика, первые игры и общение в те немногие минутки, когда малыш не спит. Помните, что общение, мышечная активность и закаливание — это те три кита, которые являются основой гармоничного развития ребёнка.

Первый год жизни в целом — это период активного роста и развития ребёнка. И особенно важно создать наилучшие условия для крохи в самом начале, когда малыш более всего ограничен внешними условиями, когда от вашего отношения к маленькому человечку зависит столь многое. Для развития мозга крохи необходим приток нервных импульсов, который обеспечивается нагрузкой на органы чувств, сенсорной стимуляцией, а попросту говоря, обилием впечатлений от внешнего мира. Впечатлений самых разных, в самом широком диапазоне.

Совет . Малыш мал и кажется беспомощным, но новорождённый куда более физически крепок, чем нам кажется.

Смотрите на кроху как на человека, которому предстоит покорить большой мир, а значит, его надо знакомить с этим миром, с перепадами температуры воздуха и воды, с самыми простыми и обыденными вещами, с ближайшим окружением. С ребёнком можно и нужно разговаривать с самых первых дней и минут. Ритм народных пестушек, приговорок, колыбельных помогает малышу успокаиваться, совпадая с его внутренними ритмами. Материнский голос даёт возможность малышу чувствовать, что мама рядом, что в этом необъятном мире есть неизменная точка опоры и защита от всего и вся.

Малыш сам может совершать лишь микродвижения, но чем чаще вы берёте его на руки (поднимаете, опускаете, переворачиваете), чем больше вы сами двигаетесь с младенцем на руках, тем больше работает его вестибулярный аппарат, развивается чувство равновесия, напрягаются, а значит, развиваются мышцы, вся опорно-двигательная система. У новорождённых и грудных детей физическое и психическое настолько тесно переплетено, что язык прикосновений и движений тела является для них таким же важным способом общения, как и обращенная к ним речь взрослых.

С самых первых дней жизни малыш обладает способностью общения с окружающими и испытывает потребность в этом общении. По сути, наше общение с ребёнком происходит постоянно, что бы мы с ним ни делали. Кормится ли он грудью, укачивается ли на наших руках, купаем ли мы малыша, делаем ему массаж или гимнастику — помимо чисто практических действий, мы ведём с ним своеобразный диалог посредством самых различных сигналов. Своеобразие этого языка в том, что общение происходит с помощью сигналов, для взрослого человека непривычных. Зрение и слух «поставляют» малышу гораздо меньше информации, чем его осязание, вестибулярный аппарат, терморецепторы. Большую роль играют кинестетические ощущения, т. е. ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры, и вообще то, что можно назвать внутрителесными ощущениями. Через движения можно дать возможность малышу получить представление о строении его тела, о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности. Малыш знакомится с окружающим миром, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость и амплитуда.

При желании можно создать для малыша самые комфортные условия на несколько первых месяцев. Но именно в эти первые недели и месяцы у малыша на всю мощность запущены природные механизмы адаптации к любым особенностям внешней среды. Если условия, к которым адаптируется малыш, это комната с закрытыми форточками, тёплые носочки на ножках и ограничение двигательной активности, то он приспособится именно к этим условиям.

Но лучше, преодолев робость, уже с первых дней жизни малыша обращаться с ним не как с хрустальной вазой, а примерно так же, как мамы из тех стран, где малыши первый год своей жизни проводят в тесном контакте с матерью и природой.

Совет. Если ребёнок этого не требует, совершенно необязательно носить его на руках часами. И без того малыш оказывается на руках очень часто. Если он спокойно и с удовольствием находится в кроватке, у вас есть возможность заниматься многочисленными делами.

Правила общения с крохой:

Кормить по требованию, но помнить что период переваривания молока составляет около двух часов;

Не допаивать из рожка (при необходимости допаивать с ложечки) и не пользоваться пустышкой в период установления лактации;

Почаще проветривать комнаты, чтобы воздух был свежим;

Гулять, начиная с 15 минут и до двух и более часов в день;

Соблюдать чистоту, но не стремиться к идеальной стерильности;

Купать, а не «парить»;

Поддерживать контакт «кожа к коже», почаще брать на руки и держать в разных положениях, в том числе и вертикально;

Укладывать спать с собой;

Создавать возможности для физической активности малыша;

Разговаривать с малышом: проговаривать свои действия, читать стишки и потешки;

С помощью первых игрушек стимулировать развитие тактильной чувствительности;

Стимулировать развитие зрения, привлекая внимание малыша к игрушкам;

Стимулировать развитие слуха, устраивая маленькие «концерты» — прослушивание классической и народной музыки.

Игры и игрушки для новорождённого

Сразу после выписки из роддома молодой маме, скорее всего, не до игр. Да и малыш большую часть времени проводит во сне. Но есть детки, которым в силу тех или иных причин не спится. Если малыш чувствует себя хорошо, то он может просто лежать в кроватке, и тогда было бы очень полезно предоставить ему возможность смотреть на что-то более интересное, чем обои. Например, на мобиль с игрушками или гирлянду погремушек. Возможно, для развития зрения и концентрации внимания вы захотите повесить рядом с детской кроваткой в поле зрения малыша графические рисунки с резкими контурами (изображение шахматной доски, концентрические круги, чёрно-белые фотографии).

Совет. Совсем кроху и малыша чуть старше привлекает новизна, поэтому игрушки (стимулы для привлечения внимания) надо менять почаще, хотя бы раз в день.

Если на ручку или ножку малыша надеть браслетик с колокольчиком, то звук будет привлекать внимание малыша. Он, пусть и случайно, своими движениями производит изменения в окружающем его мире.

В ладошку малыша можно вложить погремушку-самоделку (магазинная игрушка слишком велика для крохотной ручки). Касайтесь ручкой малыша самых разных поверхностей и материалов. Носите кроху на руках, показывайте всё, что окружает малыша в доме.

Игры и игрушки для малыша чуть постарше

Если новорождённого можно назвать соней, то малыш чуть постарше — это «наблюдатель», который старается стать «исследователем». Малыш бодрствует дольше и проявляет всё больший интерес к тому, что происходит вокруг него. Малыш остаётся малоподвижным и только пытается контролировать свои движения. Способность рассматривать предмет и следить за движущимся предметом присутствует у малыша с рождения. Его зрение, слух и координация ещё не совершенны, но развиваются с каждым днём.

Зрительный аппарат совершенствуется на протяжении первых 6 месяцев жизни малыша.

Совет . Для развития зрения малышу полезны игрушки, но прекрасной стимуляцией зрительного аппарата будет и путешествие по дому, возможность увидеть знакомые предметы с «новой точки зрения».

Ребёнок начинает разглядывать «движущиеся» предметы, лицо мамы, «находит» свои ручки, всё дольше держит голову, лёжа на животике или находясь на руках мамы. С каждым днём у него укрепляются мышцы спины, шеи. Чуть позже ребёнок радостно оживляется, увидев взрослого, вскоре он начнёт переворачиваться на животик со спинки, опираясь на локти. Малыш пока больше наблюдает, а «играете» вы, стимулируя его активность. Носите малыша на руках: периодическая «перемена мест» поможет малышу узнать новое в окружающем мире.

Ребёнку необходимы игрушки, которые он будет разглядывать, трогать. Для развития умения различать звуки, музыкального слуха нуж- ны не только погремушки, но и ксилофон, колокольчики. Тактильную чувствительность развивают прикосновения к самым разным фактурам и поверхностям.

Если ребёнок хнычет и беспокоится, потрясите погремушкой или заговорите с малышом, находясь вне поля его зрения. Малыш сосредоточит внимание на звуке лишь на короткое время, затем снова может начать «жаловаться». К полутора месяцам малыш будет прислушиваться к голосам, музыке, негромким звукам. К 3 месяцам ребёнок будет отвечать улыбкой на разговор, поворачивать голову и по-разному реагировать на разные звуки.

Малыш очень интересуется своими ручками. Он шевелит пальчиками, пытается схватить игрушки. Затем начинает ими манипулировать. Ребёнок пытается тянуть в ротик кулачок или пальчик. К концу 2-го месяца жизни он может разжимать и сжимать пальчики. Зрительно-моторная координация движений совершенствуется, и малыш начинает дотрагиваться до игрушек.

Совет. Чем больше развиты ручки малыша, тем больше развивается его мозг, тем быстрее и чётче будет звучать его речь.

В этом возрасте игрушки нужны уже не только для разглядывания, но и для касания, а затем и захватывания. Игрушки должны находиться на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Они должны быть хорошо закреплены. Желательно использовать игрушки приятных глазу оттенков, зелёные, голубые, жёлтые. Выбирайте такие, которые удобнее для захвата: кольца, колокольчики. Округлые предметы будут выскальзывать из ручки малыша. В 3 месяца ребёнок уже сознательно бьёт по подвешенным игрушкам. Он внимательно наблюдает, как касание нижних игрушек вызывает движение верхних.

Выкладывайте малыша на животик почаще и оставляйте подольше, привлекая его внимание игрушками, чтобы он подольше удерживал голову. Полезно приобрести или сшить развивающий коврик с пришитыми к нему игрушками, удобными для захвата и ощупывания.

На третьем месяце жизни малыш начинает поворачиваться на бок. Если показать малышу игрушку так, чтобы он мог её видеть, что называется, краем глаза, он повернёт голову, а за ней и плечи, и туловище. Некоторые дети в возрасте 3 месяцев могут перекатываться с животика на спинку.

Игрушки малыша должны быть разнообразными по цвету, форме и фактуре (мягкими, гладкими, шершавыми). Давая малышу игрушки для ощупывания, разговаривайте с ним, повторяя те звуки, которые вы слышали от него: «агу», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о».

Совет . Дайте крохе возможность трогать и захватывать не только погремушки, но и мячики, кубики, лоскутки, ложки. Пока пальчики малыша очень неловки, но любые игры с пальчиками, массаж ручек — это развитие мелкой моторики, а значит, и речевых центров в мозге.

Вот только некоторые игры, в которые можно играть с малышом.

Вкладывайте в ладошку малыша небольшие предметы различной текстуры — комочек бумаги или лоскуток ткани, колпачок от фломастера, короткую ленточку или шнурок.

Перекиньте через перила кровати палку. К ней на эластичном шнуре подвесьте одну-две игрушки на высоте 15—20 см от ребёнка, чтобы он мог ударять по игрушкам.

Возьмите своей рукой ручку малыша, потрясите, погладьте её, привлекая внимание малыша к его кисти. Поиграйте с его пальчиками, нежно помассируйте их.

Вы можете разминать и поглаживать его пальчики, играть ручками малыша в пальчиковые игры. Погладьте ладошкой малыша гладкое стекло, шершавую ткань, мягкую подушку, жёсткую щётку.

Предложите малышу игрушку и помогите ему удержать её, держа своей рукой его ручку. Помогите малышу потрясти погремушку и отпустите свою руку.

Закрепите на ножке малыша воздушный шарик так, чтобы малыш мог увидеть его. Когда малыш будет шевелить ножкой, шарик будет двигаться.

Держите ярко окрашенную игрушку перед лицом малыша и медленно перемещайте её в сторону. Потрясите погремушку, чтобы привлечь внимание ребёнка. Если его внимание направлено на ваше лицо, держите погремушку перед своим лицом. Затем медленно перемещайте игрушку, добиваясь, чтобы малыш провожал её взглядом.

Расположитесь так, чтобы малышу было удобно видеть ваше лицо. Называйте его по имени разными интонациями. Постарайтесь встретиться с ребёнком глазами. Если он гримасничает, повторяйте за ним его мимику. Малыш улыбнулся? Улыбнитесь ему в ответ. Если малыш гулит, вступите с ним в беседу. Послушайте его и ответьте похожими звуками, меняя интонацию на вопросительную или восклицательную.

Привяжите бубенчик к запястью малыша. Малыш быстро уловит связь между звуками и движением ручки.

Разговаривайте или звоните в колокольчик подальше от малыша и рядом с ним. Похлопайте в ладоши, подудите в дудку, позвените колокольчиком. Меняйте тон и громкость звуков. Вначале находитесь рядом с малышом, так, чтобы он вас видел. Затем отойдите подальше, ведь ваша задача — привлечь внимание ребёнка и вызвать в нём желание повернуть голову в направлении звука.

Первые беседы с новорождённым ребёнком

Разговаривайте с малышом, когда вы с ним возитесь: купаете, переодеваете, кормите. Любые действия с малышом сопровождайте речью. Пойте своему малышу песенки, читайте детские стишки. Разговаривая с ребёнком, меняйте интонации. Ребёнку первого года жизни для благополучного развития более всего необходима тесная психоэмоциональная связь с матерью, на основе которой и появляется доверие миру, ощущение безопасности, уверенность в себе. Если мама не «болтушка по жизни», то надо преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, чтобы начать одностороннее общение с крохой, который, очевидно, ничего не понимает и почти не реагирует.

Однако малыш понимает наши намерения, если мы даём себе труд объяснить человечку, что и зачем мы делаем, а не обращаемся с ним как с неразумным существом.

Совет . Вы можете «погуглить» статьи и книги Ф. Дальто, известнейшего детского психоаналитика, которая ещё в 50-е годы XX века одними разговорами с грудничками помогала им выздороветь, а в 70-е — организовала первый «Зелёный остров» — центр, где психологи, общаясь с грудничками и детками постарше, но всё ещё не говорящими, помогали родителям осознать важность взаимодействия с малышами и научиться лучше понимать их.

Собственно, ничего сверхъестественного не требуется. Если бы вам пришлось ухаживать за любимой старенькой бабушкой, наверное, вы бы сочли необходимым разговаривать с ней. Сказали бы: «Доброе утро, сейчас будем умываться... Сегодня хорошая погода... Как тебе спалось?» Вы бы читали ей книги и рассказывали, что нового и интересного в мире. Просто потому что её любите.

Помните, наверное, ещё с детства: «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки...» (К. И. Чуковский).

Совет . Читайте Александра Сергеевича Пушкина, он, действительно, «наше всё». Есть исследование, согласно которому, дети, много слушавшие Пушкина, успешнее справляются с логопедическими проблемами.

Это не сказка. Дело в том, что, помимо сердечного ритма, о котором мы все знаем, в организме человека пульсирует каждая клеточка. И у крохи происходит настройка всего организма на мамин голос, на стихотворный ритм. Мы потому и любим каких-то определённых поэтов, что ритм их стихотворений совпадает с нашим, помогает найти гармонию.

Когда бы вы ни подошли к малышу, поговорите с ним. Если он беспокоится, сразу отзывайтесь. Поначалу быстро подходите к нему, но постепенно удлиняйте время между словесным утешением ребёнка и вашим появлением у его кроватки. Может быть, малыш успокоится уже от звука вашего голоса. Иногда выбирайте время и подходите к кроватке, когда малыш ещё не зовёт вас. Несколько минут общения помогут малышу понять, что мама помнит о нём, даже если он не возмущается.




Top