Что нужно месячному ребенку. Что надо знать маме в первый месяц жизни малыша

Первый месяц жизни малыша. Развитие ребенка в первые месяцы жизни.

Первый месяц. Малышу месяц.
Занятия с ребенком 1 месяца.

* Один месяц *

Мир ребенка

Ранее мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки. По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном. Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся -- с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает. Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, -- это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте. Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден. В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 -- 30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия. Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали". У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске. Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечис- ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша. 1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии. 2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом. 3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут. 4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку -- радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты. 5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие. 6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу. Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить. Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза. Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

В первый месяц после рождения у ребенка двигательные навыки быстро формируются. В первую очередь сложные: сенсорно скоординированные движения ручек и ножек.

Они имеют большое значение в развитии у ребенка интеллектуальных и познавательных способностей.

С помощью движений рук и ног малыш может получать основное представление о мире. На движениях рук и ног у ребенка учится видеть по-человечески глаз.

Сложные движения рук взаимосвязаны с мышлением и обеспечивают реализацию интеллектуальной деятельности.

Зрение младенца

Самым важным органом чувств для человека является зрение. Оно же начинает первым развиваться в начале жизни. У малыша в месяц от роду уже фиксируются следящие движения глаз. В самом начале эти движения происходят в основном в горизонтальной плоскости, после глаза могут следить по вертикали.

В два месяца уже можно отметить элементарные криволинейные движения глаз, например круговые. Способность фиксировать взгляд на предмете (зрительное сосредоточение), возникает на втором месяце. А уже в конце двух месяцев малыш самостоятельно переводит взор с одних предметов на другие.

Дети в первые два месяца жизни много времени проводят за рассматриванием окружающих их вещей и предметов. Особенно часто это можно наблюдать после того, как их накормить, тогда они находятся в спокойном состоянии. Новорожденный малыш может следить глазками за объектами, которые движутся. Хотя примерно до двух-четырех месяцев движение глазками все же еще остается слабым.

Слух младенца

У ребенка на второй неделе жизни появляется так называемое слуховое сосредоточие. Плачущий малыш успокаивается, когда с ним говорит мама, он прислушивается к ее голосу. Слух малыша можно развивать, для этого используйте погремушки.

Перемещайте их на разное расстояние от малыша, этим Вы побудите ребенка и прислушиваться, и следить за погремушкой глазками. В этот период идет развитие интереса к неизведанному и активный поиск его. Появляется взаимосвязь органов слуха и зрения. Немного позже, в возрасте четырех недель, малыш уже будет самостоятельно поворачивать голову в сторону погремушки.

На первом месяце жизни у новорожденного можно определить нарушение слуха. Как, спросите вы. Ребенок со здоровым слухом, в возрасте 10-14 дней успокаивается, замолкает во время плача, если слышит голос взрослого. Ребенок с нарушениями слуха продолжает плакать в этом случае. Так же при нарушениях зрительно- слуховая ориентация в пространстве не формируется. То есть малыш просто не поворачивает голову на издаваемый звук.

Дефекты слуха могут быть обусловлены резус-групповой несовместимостью крови матери и ребенка или по причине билирубиновой интоксикации. Возникают эти отклонения внутриутробно, под воздействием разных инфекций.

Мимика и речь

В возрасте двух-трех недель ребенок со временем начинает повторять все за взрослыми. Из всего, что окружает малыша, больше всего привлекает его человеческое лицо, конечно в первую очередь, мамино. Когда в процессе общения вы совершаете активные мимические движения, ребенок начинает их копировать. Например, мама улыбается, и малыш расплывается в улыбке.

На этом же интуитивном уровне, ребенок чувствует эмоции, которые исходят от взрослого. Если мама спокойна и довольна, то и малышу тоже комфортно. Если мама злится, раздражается, ругается, малыш сразу реагирует протестующим плачем.

В конце первого месяца к мимике прибавляется и «речь» ребенка. Те дети, с которыми взрослые много общаются, в ответ гулят, издают различные пищащие и фыркающие звуки. Те же, кто более активный могут тянуться к маме ручками, ножками, выгибают спинку, приподнимают попку. Эти действия еще не осознанны, но они хорошо тренируют мышечный аппарат малыша.

Свое эмоциональное состояние новорожденный показывает плачем или улыбкой. Если малыш плачет, то он чем-то недоволен или испуган, чувствует дискомфорт или боль, холод или жару. Если же малыш в первые недели жизни улыбается, то он всем доволен. Ребенок сначала улыбается непроизвольно, только во сне. Уже позже он может улыбаться и после кормления, и во время купания.

А вот уже в конце первого месяца ребенок улыбается, когда хочет показать другому человеку свое расположение. Чуть позже у здорового малыша можно наблюдать так называемый «комплекс оживления»: бурная эмоциональная реакция ребенка на обращение к нему взрослого.

Мышечный тонус младенца весьма ограничен. Новорожденный инстинктивно принимает позу эмбриона, сгибая руки и ноги. У него вялые мышцы, он не может самостоятельно держать голову и чаще всего поворачивает ее набок. Время от времени он приподнимает голову, но лишь чуть-чуть (ненамного). Однако к концу первого месяца жизни, лежа на животе, он уже сможет поднять ее на несколько мгновений: он все лучше контролирует свою шею. Хватательный рефлекс, ярко выраженный на протяжении первого месяца жизни ребенка, постепенно угасает в течение второго месяца.

Ритм ребенка

Сон

Первое время дети путают день и ночь, спят примерно по 16-20 часов.

Питание

На втором месте после сна идет кормление (грудью или из бутылочки): это еще одно любимое занятие вашего малыша. Идеальный вариант - кормление грудью по требованию, а из бутылочки - по часам, Обычно малыш просит грудь каждые три-четыре часа или даже чаще, из бутылочки его кормят сначала каждые 3 часа, затем переходят на 7-разовое кормление. В день новорожденный поправляется в среднем на 10 граммов.

Органы чувств ребенка

Слух

Хотя он недостаточно развит и ребенок реагирует в основном только на громкие звуки, новорожденный уже может различать голоса родителей, братьев и сестер. Также он интересуется различными звуками и может успокоиться под тихую музыку, в особенности если вы при этом прижмете его к груди: ваше сердцебиение напоминает ему о его внутриутробной жизни, убаюкивает его. Если во время беременности вы пели колыбельные, продолжайте их петь: чаще всего тихая спокойная музыка или колыбельная хорошо воздействуют на малыша.

Зрение

Зрение у новорожденного все еще мутное и ограниченное. Однако идут недели, и его внимание начинают привлекать яркие, прежде всего контрастные цвета. В конце первого месяца его уже интересуют движущиеся предметы, однако больше всего ему нравится рассматривать лица родителей, особенно мамино. Он все дольше и дольше смотрит на ваше лицо. Кроме того, он начинает следить глазами за различными предметами, когда они двигаются.

Когда ребенок бодрствует

В течение первого месяца ребенок внимательно разглядывает предметы; иногда он улыбается. Эти смутные улыбки, никому конкретно не адресованные, называют ангельскими. Младенец много плачет, но лишь потому, что это единственное средство, которым он располагает, чтобы показать, что ему некомфортно (хочется спать, есть, холодно, жарко, страшно и т. д.).

Первый месяц: посещение участкового врача

К кому обратиться?

Для того чтобы следить за развитием вашего малыша, вам вовсе не обязательно обращаться к участковому педиатру. Часто к нему сложно попасть, к тому же некоторые педиатры в силу своего образования стремятся непременно отыскать у ребенка «серьезную болезнь». Это, безусловно, важно, но этого недостаточно! Во многих случаях правильнее будет выбрать хорошего терапевта - специалиста по диагностике и семейной медицине. Такие специалисты работают в частных медицинских центрах. Наконец, поскольку гомеопатическое лечение малышей весьма эффективно, разумно будет также выбрать врача-гомеопата.

Посещение районной детской поликлиники

В каждом районе есть своя детская поликлиника, в которой принимают участковый педиатр и узкие специалисты. Наблюдение ребенка в районной поликлинике осуществляется по полису обязательного медицинского страхования, который нужно получить после рождения ребенка на его имя. С этим документом надо явиться в поликлинику по месту жительства и прикрепить к ней ребенка.

Посещать врачей вы будете в дни здорового ребенка, специально выделенные для детей младше трех лет. В эти дни малышей в поликлинике наряду с педиатрами принимают и узкие специалисты.

В течение первого месяца ребенка на дому посетят участковый детский врач и медсестра. Педиатр посещает новорожденного дома четыре раза.

Затем раз в месяц, вплоть до года, нужно посещать участкового педиатра, а в полгода, девять месяцев и год следует пройти осмотр у узких специалистов. Родители могут обратиться к участковому педиатру с любыми вопросами.

Имейте в виду, что желающих попасть на прием к врачу даже в «грудничковый» день всегда много, так что вам с ребенком придется провести некоторое время в очереди.

На первом осмотре, когда малышу исполнится месяц, врач-педиатр выносит заключение о том, к какой группе здоровья относится ваш малыш.

Такая же система наблюдения за грудничками принята и в частных медицинских центрах, которые работают в системе добровольного медицинского страхования. Однако, в отличие от районных поликлиник, в частных медицинских центрах очередей на прием к врачу обычно не бывает, а кроме того, можно заранее договориться о точном времени посещения. Также в частных медицинских центрах педиатр обычно дает родителям номер своего мобильного телефона: вы сможете обратиться к нему практически в любое время.

Что подлежит проверке:

  • Физиологическое состояние ребенка.
  • Его психическое и физическое состояние.
  • Состояние его иммунной системы.
  • Его размеры: вес, окружность черепа и рост вашего ребенка в сравнении с нормой. (Мальчики - порядка 53 см и 4кг, окружность черепа порядка 36,5 см. Девочки - порядка 52,5 см и 3,7 кг, окружность черепа порядка 36 см).
  • Дети очень быстро начинают расти по собственному графику. Врач проверяет, соответствуют ли рост и вес ребенка нормам, и, что весьма важно, выявляет несовпадения с нормой, которые могут свидетельствовать о каких-либо аномалиях, требующих дополнительных исследований.
  • Гармоничность развития и общего состояния вашего ребенка - основные показатели его здоровья: не зацикливайтесь на его весе, если только вы не замечаете каких-то аномалий (болезненность, ухудшение общего состояния и тонуса и т. д.). Вопреки общепринятым представлениям о том, что при грудном вскармливании ребенка следует взвешивать перед каждым кормлением и после него, если все в порядке, одного взвешивания в неделю или в две недели (или даже взвешивания во время визита к врачу) более чем достаточно!
  • Состояние сердечно-сосудистой системы: пульс у вашего малыша быстрый (12Э-150 ударов в минуту) и регулярный.
  • Состояние дыхательной системы: ритм дыхания составляет от 35 до 50 дыхательных движений в минуту. В первые недели новорожденный дышит только носом - он еще не умеет дышать ртом.
  • Общее состояние всех прочих органов и основных функций организма: врач вновь обращает особое внимание на риск врожденного вывиха бедра, так как раннее лечение в этой ситуации особенно эффективно.

На первом осмотре ребенка не прививают. Вопрос о прививках сложен и важен. Если у вас по этому вопросу имеется достаточно четкая позиция (в частности, если вы против массовой вакцинации), вы можете обсудить его с врачом и написать отказ от прививок.

Многие врачи предложат вам строго следовать действующему национальному календарю прививок. Ознакомьтесь с их предложением, взвесьте все «за» и «против» и, если у вас есть такая возможность, обсудите этот вопрос с другими врачами, которые, возможно, будут придерживаться иного мнения. Некоторые врачи и педиатры выступают за «разумную» вакцинацию, при которой учитывается токсичность веществ, слишком рано поступающих в организм младенца. К тому же вопрос реальной пользы от некоторых вакцин для несформировавшейся иммунной системы ребенка порой бывает очень спорным. В России существует так называемый национальный календарь прививок, которого обычно придерживаются педиатры. Но в нем указаны лишь примерные сроки вакцинации. Недомогания, болезни, другие проблемы со здоровьем у малыша могут стать поводом для того, чтобы отсрочить вакцинацию.

Первые незначительные трудности и их разрешение

  • Пуповина: примерно через десять дней после рождения ребенка пуповина отпадет сама. В родильном доме вам дадут все необходимые рекомендации относительно того, как за ней ухаживать. Также можно использовать мазь, способствующую быстрому заживлению трещин на сосках.
  • Себорейный дерматит и угревая сыпь у новорожденных. У младенцев очень быстро появляется себорейный дерматит, прежде всего на голове. Это совершенно безобидное явление, которое со временем проходит само по себе. Часто у грудных детей также отмечается угревая сыпь. Не следует беспокоиться - она появляется потому, что функции кожи еще не сформированы, и свидетельствует прежде всего о том, что у вас достаточно жирное и питательное молоке. Если после купания наносить на пораженную кожу специальную мазь, эти небольшие дефекты быстро исчезнут.
  • Ваш малыш может родиться с не до конца сформировавшимся и потому закупоренным слезным протоком (или обоими протоками). Это мешает нормальному выходу глазных выделений, у младенца слипаются и гноятся глаза. Такая ситуация может сохраняться в первые один-два месяца жизни. Следует утром и вечером промывать глаза малыша водой и половиной капсулы физиологического раствора либо другим средством, которое посоветует врач, а затем легкими движениями массировать каждый глаз по направлению от нижнего наружного края внутрь: это стимулирует открытие слезных протоков.

Новорожденный спит от 14 до 20 часов в сутки, так что у мамы в течение первого месяца есть возможность прийти в себя, настроиться на ребенка и на новый образ жизни.

Кормление

Еще недавно ваш малыш получал питание через пуповину. Теперь ее заменила материнская грудь. Кормление - это та самая ниточка, которая после родов продолжает связывать маму и младенца. Это момент общения, близости и выражения любви. Воспринимайте кормление именно так, а не как долг и необходимость. А для этого очень важно, чтобы процесс кормления приносил удовлетворение и вам и малышу.

Как кормить - каждые три часа или по требованию ребенка - решать вам. Но на мой взгляд, следовать потребностям малыша и своему материнскому инстинкту намного важнее, чем соблюдать режим. Ведь все дети разные. Скажем, младенцы, пережившие тяжелые роды и имеющие повышенный статус тревожности, сосут долго и часто. В начале первого месяца им может требоваться до 20 кормлений в сутки! Как только стресс компенсируется, частота снижается. Важно понимать, что повышенная потребность в сосании - это не каприз новорожденного и не проявление «характера», а реакция на стресс, который он пережил в родах. И в ваших силах помочь ему с этим стрессом справиться.

Бывает, что новорожденный с удовольствием берет пустышку, сосет из бутылочки, но отворачивается, когда вы подносите его к груди. Не торопитесь сдаваться. Если ребенок в первое время отказывается от грудного вскармливания, это еще не значит, что оно ему не нужно. Возможно, ему просто необходим более длительный контакт «кожа к коже» с телом матери. Прижмите его к себе, дайте ему время ощутить вас, настроиться на вас. После частого, продолжительного телесного контакта многие малыши, поначалу отказывавшиеся от груди, начинают сосать.

Пеленание

Среди множества рефлексов, которые обычно проверяют у новорожденных, есть один, помогающий психологам определить, нуждается ли ребенок в пеленании. Это рефлекс Моро. Сожмите ручки ребенка на груди и накройте их своими руками. Он ощущает ваше тепло, ваше сердцебиение и ваше дыхание. Вы как будто возвращаете его во внутриутробное состояние. А теперь отпустите его ладошки. В ответ малыш резко разводит руки в разные стороны, а затем чаще всего обхватывает сам себя. Дети, у которых этот рефлекс выражен очень ярко, начинают при этом плакать - они снова переживают момент рождения, когда они лишились теплой, уютной среды внутри мамы. Внешний мир их пугает. При сильно выраженном рефлексе Моро ребенку однозначно рекомендуется пеленание - не тугое, а что-то вроде мешочка, застегивающегося на молнию. В таком замкнутом пространстве грудничок ощущает себя намного спокойнее.

В норме рефлекс Моро затухает к пяти месяцам. У активных, любознательных малышей это происходит еще раньше, таким детям пеленание совсем ни к чему. Они не нуждаются в создании особой среды, любые ограничения, любые рамки их сковывают.

Как он видит?

В течение первого месяца ребенок видит мир черно-белым. Цвета он начнет различать только к двум месяцам, и то - не мягкие, пастельные, а четкие и контрастные. Двадцать лет назад, когда у меня родился сын, мама привезла из Германии шторы и вручила мне со словами: «Вот, купила в магазине детских товаров. Это не простые шторы, а развивающие». Я не поверила: «Как шторы могут быть развивающими?» Но потом решила проверить. Я знала, что совсем маленький ребенок не видит ничего дальше 30-40 сантиметров, и повесила эти шторы рядом с кроваткой. Они были темно-коричневыми, почти черными в белую полоску, на коричневой части были разбросаны красные круги и синие треугольники. В общем, на мой взгляд, верх безвкусицы. Но мой сын, как выяснилось, был другого мнения. Он готов был рассматривать их бесконечно. Что же в них было такого особенного?

Позже, начав изучать зрение грудничков, я это поняла. Ценность рисунка на шторах заключалась в первую очередь в его контрастности и регулярности чередования полосок: белое - темное, белое - темное. Поначалу ребенок воспринимал только этот контраст. Затем он постепенно начал различать цвета. Сначала малыши видят красный цвет, потом желтый, синий. Именно в такой последовательности - синий цвет воспринимается последним. Вот к чему были эти синие треугольники! Так с помощью этих немецких штор мой сын прошел все этапы развития цветового восприятия - от примитивных контрастов вплоть до самого сложного, синего цвета.

К чему это я? А к тому, что в первый месяц малышу не нужны разноцветные игрушки. И карусель над кроваткой вешать тоже не имеет смысла. Новорожденный все равно не сможет следить за ней глазами. Все, что вам понадобится в этот период, - это простая черно-бе-лая игрушка или кусочек контрастной ткани, которую он мог бы рассматривать.

Характер

Все люди рождаются с определенным темпераментом. А вот характер - это то, что развивается в нас с первых дней жизни под влиянием родителей. Характер младенца формируется очень просто - на положительном и отрицательном подкреплении. Как только начинают проявляться индивидуальные особенности, поведение родителей может стимулировать или подавлять их развитие. Например, ребенок заплакал. Крик и плач - это первый способ, которым новорожденный дает понять, что ему что-то нужно. Причины у крика могут быть самые разные: проголодался, мокрый, мучают кишечные колики, устал, хочет общения... Как реагируют родители? Одни говорят: «Ну, ничего, похнычет-похнычет, и перестанет». Другие сразу же бросаются к младенцу, ищут причину. Третьи начинают кормить, даже не допуская, что плач может быть вызван совсем не голодом. Кто-то присядет рядом с кроваткой и погладит малыша, если он сыт и просто нуждается в физической близости. Кто-то непременно возьмет на руки. Вот так, реагируя определенным образом на самые первые запросы младенца, родители формируют его характер. Те малыши, к которым не торопятся подойти, постепенно осознают, что их персона, их личные потребности не так уж много значат. Другие, привыкшие к гиперопеке, наоборот, вырастают уверенными в своей сверхзначимости и т. д.

О воспитании в первые месяцы чаще всего вспоминают в связи с вопросом, как часто следует брать дитя на руки. «Он должен находиться на руках как можно больше, - говорят некоторые мамы. - Так он ощущает мое присутствие». Но если вы находитесь с ребенком в одной квартире, он и так ощущает ваше присутствие. Когда он проснется или захнычет, вы всегда можете к нему подойти, поговорить, погладить. А вот продолжать поддерживать тот комфортный микроклимат, в котором он находился в течение девяти месяцев, вы все равно не сможете, сколько бы ни держали его на руках. Да это и не нужно. Малыш родился для того, чтобы постепенно от вас оторваться и стать самостоятельным, а не для того, чтобы прилипнуть к вам навсегда.

Одна из самых распространенных ошибок молодых мам - укачивать ребенка на руках, ходя по комнате. Женщина за время беременности привыкла к этому весу, привыкла его носить, почему же не продолжить и после родов? Но вес-то растет, и очень быстро. А ребенок тем временем привыкает засыпать только в таком положении. Мама, сама того не подозревая, приучает его к тому, что только укачивание на руках может дать ощущение спокойствия и безопасности. А уже через месяц жалуется: «Спина болит, руки отваливаются!»

Есть ли другие способы успокоить расходившегося ребенка? Есть, и очень простые. Если малыш засыпает, когда вы ходите с ним по комнате, значит, его успокаивает динамическое движение, подобное тому, которое он ощущал у вас в животе. Но для того, чтобы воспроизвести это движение, совсем не обязательно ходить! Положите ребенка в детскую кроватку, сядьте рядом и начните его укачивать. Если он спит вместе с вами, укачивайте на своей кровати. А будет еще лучше, если вы ляжете вместе с ним, прижмете к себе, дадите грудь и слегка покачаете. Накройте его своей рукой. Пусть он чувствует ваше тепло, ваше дыхание. Он хочет спать, но ему не хватает ощущения безопасности, так создайте это ощущение своим присутствием.

Разумеется, и здесь нет общих рекомендаций. Все зависит от конкретного ребенка. Тревожные дети нуждаются в укачивании, недоношенные - в укачивании и в близком контакте. Некоторых малышей укачивание наоборот раздражает: они и так стабильны, их не нужно как-то специально успокаивать. А есть те, кто не любит находиться на руках. «Беру его - он кричит. Кладу в кроватку - засыпает», - удивляется мама. Такое поведение ее тревожит, ведь она сама нуждается в эмоциональном контакте с ребенком, а он отстраняется. Став старше, такие дети избегают объятий и прочих «телячьих нежностей», ревностно оберегают границы своего личного пространства и свой внутренний мир.

Так нужно ли брать грудничка на руки? Разумеется, нужно, особенно если он об этом просит. Но мы берем его не потому, что это единственный способ его усыпить, а потому, что малышу необходим тактильный контакт, прикосновение тела к телу. И тут недостаточно просто время от времени брать на руки. Вспомните о массаже! Я сейчас имею в виду не специальный лечебный массаж, а самый обычный, не требующий никаких профессиональных навыков - любой родитель может ласково погладить и похлопать своего малыша. А это как раз то, что ему нужно. И, конечно, лучше всего, если массаж будут делать и мама, и папа.

Что же касается детского крика, то правильно на него реагировать может только тот, кто понимает его причину. А это под силу только маме, которая полностью настроена на своего ребенка и проводит с ним все свое время. Если женщина с первых месяцев торопится выйти на работу, а малыша передать бабушкам и няням, ей вряд ли удастся установить с ним тесный эмоциональный контакт. И это тоже очень важный момент воспитания.

«Посиди со мной», - просит ребенок в детстве и родитель в старости. Сейчас, в самом начале жизни маленького человека, вы закладываете тот стиль отношений, который установится между вами намного позже, когда ребенок вырастет, а вы состаритесь. Не забывайте об этом, когда задумываетесь о работе. Если в раннем возрасте младенец не имел тесной эмоциональной связи с мамой, этот пробел уже ничем не восполнишь.

Общение

Слух грудничка несовершенен, на первом году ему еще предстоит развиваться. Но он слышит не только ушами! Существует так называемая «тканевая проводимость» - когда человек воспринимает звуки телом. Так слышал оглохший Бетховен: чтобы слышать музыку, ему приходилось обнимать рояль. Новорожденные дети еще плохо воспринимают тихую, приглушенную музыку, но, прижавшись к маме, прекрасно слышат ее голос.

Уже на первом месяце жизни с ребенком надо разговаривать. В том, что вы будете говорить, важна не информация, а интонация - тихая, спокойная, добрая.

Разговаривая, выделяйте какое-то ключевое слово: «Чьи это ножки? Это Сашины ножки. Чьи это ручки? Это Сашины ручки». Малыш еще не понимает, о чем вы говорите, но он привыкает к тому слову, которое вы повторяете. И откликаться на свое имя он начнет гораздо раньше.

Пойте народные колыбельные.

Правильная колыбельная имеет музыкальный размер 4/4, который ложится на спокойный сердечный ритм. Так мы настраиваем ребенка на мирный лад и одновременно успокаиваемся сами. Происходит гармонизация биоритмов мамы и малыша. Впрочем, я считаю, что колыбельные должен петь папа. Мужской тембр голоса лучше убаюкивает. Бывает, мама полтора часа дает концерт у детской кроватки без всякого результата, а придет папа, споет один куплет - и малыш спит. Возможно, дело еще и в том, что мужчины поют менее эмоционально, и их твердая, уверенная интонация действует на ребенка успокаивающе.

Интересный факт : Немецкие медики, изучавшие влияние колыбельных песен на организм человека, утверждают, что если перед операцией дать пациенту послушать колыбельную, которую ему пели в детстве, то необходимая ему доза анестезии снизится в два раза. Психика человека настолько успокаивается, что усыпить его становится намного проще.

Ну и, конечно же, песни - это здоровье. Доказано, что ритмика колыбельной песни может служить профилактикой дыхательных и речевых расстройств. Количество тиков, заиканий, нарушений координаций у детей, которым пели песни, встречается намного реже. Почему? Потому что пение - это дыхательная гимнастика, а ребенок рано или поздно начинает петь вместе с нами - не просто гулить, но и тянуть звуки, модулировать своим голосом. Кроме того, пение развивает фонематический слух, поэтому поющие дети лучше усваивают речь.

К сожалению, современные родители не придают большого значения колыбельным и редко могут напеть что-нибудь, кроме «Баю-баюшки-баю». Можно ли вместо народных петь какие-то другие песенки? Можно, если они схожи с колыбельными по ритму и интонации. Вот чего нельзя петь ни в коем случае, так это рок и вообще песни, наполненные драйвом. Ритм в роке - разрушительный, неровный, мелодия скачет. Это музыка для подростков, но никак не для малышей.

Мама после родов

Послеродовая депрессия . Сразу оговорюсь, что настоящую депрессию переживают далеко не все женщины. А вот ослабление эмоций в этот период абсолютно закономерно. Уровень эндорфинов, который рос в течение всей беременности и достиг пика в момент родов, начинает падать, и как результат - сниженное эмоциональное состояние женщины в послеродовой период. У него даже есть название - «послеродовой блюз». Настроение женщины действительно напоминает блюз - такое же минорное, плачущее, меланхолическое. Возникает ощущение, что вы очень сильно устали и ничто вас не радует. СмОтрите на свое чадо и думаете: «Я ведь должна чувствовать себя очень счастливой. И где же это чувство счастья?»

«Послеродовой блюз» переживают почти все женщины. В норме он длится около шести недель. Если в течение этого времени вы находитесь в контакте с ребенком, кормите его грудью, обнимаете, ласкаете, уровень эндорфинов постепенно восстанавливается, и настроение приходит в норму. Но бывает, что меланхолия затягивается. И это повод обратиться к психологу, потому что затянувшаяся апатия может перерасти в самую настоящую депрессию.

Как распознать депрессию? Один из самых ярких симптомов - плохой сон. Мама маленького ребенка в принципе спит отрывисто, поверхностно. Но при этом важно, удается ли ей расслабиться в минуты отдыха, может ли она заснуть, когда есть такая возможность, не прерывается ли ее сон тревожными состояниями, не преследуют ли ее какие-то навязчивые мысли или страхи.

Причины у депрессии могут быть самые разные. Понятно, что в первую очередь ей подвержены тревожные, эмоционально нестабильные женщины. Неестественные роды и обезболивание могут помешать организму включить естественный механизм выработки эндорфина. К этому же может привести отсутствие грудного вскармливания, трудности с лактацией.

Еще раз хочу подчеркнуть: лучшее средство от послеродовой депрессии - это тесный контакт с ребенком.

Родившая женщина по определению должна находиться рядом с новорожденным, должна о нем заботиться, кормить. Казалось бы, на организм ложится новая нагрузка. Тем не менее именно эта нагрузка способствует восстановлению нормального уровня гормонов. Если же по каким-то причинам контакт матери с ребенком не устанавливается, в душе женщины образуется пустота. Скажем, младенец родился недоношенным, его пришлось оставить в больнице, и первые, самые важные дни мама и малыш проводят отдельно друг от друга. В итоге, когда женщина, наконец, воссоединяется со своим ребенком, она может ощутить не радость, а растерянность, а вслед за этим чувство вины и даже отчаяние. Так возникает депрессия. Поэтому я всегда советую мамам в первый месяц жизни ребенка: без экстренной необходимости не разлучайтесь со своим чадом. Я не говорю о тех ситуациях, когда речь идет о жизни и здоровье. Но ведь бывает, что чрезмерно заботливые помощницы - в первую очередь бабушки - просто встают между мамой и малышом: «Ты пока отдыхай, а мы тут сами». Не соглашайтесь на это предложение, каким бы заманчивым оно ни казалось. Отстранять женщину от ухода за ребенком, мотивируя это тем, что она слишком устала, не высыпается и т. д., значит оказывать ей медвежью услугу. Если вы чувствуете, что нуждаетесь в помощи, попросите свою маму или свекровь убраться в квартире, приготовить обед, ну в крайнем случае, погулять с ребенком, но все прочее делайте сами.

Конечно, велик соблазн передать какие-то функции бабушке. Ведь вы молоды и неопытны, а бабушка «все знает и умеет». Она чувствует себя уверенно, как рулевой на корабле. Но тут кроется один секрет. Ухаживая за малышом, вы учитесь с ним взаимодействовать.

Не пройдет и недели, как вы не хуже бабушки будете его одевать, купать и укладывать спать. А еще через какое-то время вы уже намного лучше бабушки начнете понимать по поведению ребенка, что ему нужно. И освоение новых навыков, этот своего рода «профессиональный рост», принесет вам чувство огромного удовлетворения, придаст уверенности в себе. А любые положительные эмоции - это профилактика депрессии. Поэтому, даже если бабушка включается в уход за младенцем, ей можно отвести роль ассистента, но ни в коем случае не наделять полномочиями главнокомандующего. Что и как делать, решаете вы.

Еще одна возможная причина депрессии - крайнее переутомление. Скажем, ребенок родился очень беспокойным, постоянно требует внимания, и у вас нет никакой возможности отдохнуть и восстановиться. Да, беспокойных детей приходится долго и много держать на руках. Тут можно посоветовать только одно - минимизируйте свои физические нагрузки, не держите малыша на руках, если видите, что он спокоен и может поспать без вас, укачивать старайтесь в кроватке или в коляске. Не совершайте лишних усилий, они от вас и так сейчас требуются в избытке. Все бытовые заботы поручите бабушкам, дедушкам и папе, а вы только ухаживайте за ребенком и спите. Больше у вас ни на что нет ни сил, ни времени, и близкие должны это понять. Помните, что ваше психическое здоровье - далеко не последнее, о чем надо сейчас заботиться.

Интересный факт : Американские ученые выяснили, что послеродовая депрессия может отрицательно сказаться и на здоровье ребенка. У малыша так же, как и у мамы, растет уровень кортизона, т. е. гормона стресса. Высокий уровень кортизона в первые месяцы жизни может привести к тому, что в будущем такие дети будут подвержены депрессии и бессоннице.

Снижение уровня интеллекта . Младенец занимает все ваши мысли. Его здоровье, потребности, аппетит, прибавка в весе - вот и все, что вас теперь интересует. И это естественно. Чтобы чувствовать своего ребенка, матери на первых порах необходимо войти с ним в состояние симбиоза. Она настолько погружается в заботу о малыше, настолько проникается им, что в каком-то смысле опускается до его уровня. Некоторые мамы начинают издавать те же звуки, которые издает малыш, то есть буквально говорят на его языке. В этом нет ничего постыдного или смешного. Если вы хотите понимать и чувствовать своего ребенка, симбиоз необходим. Так что глупейте и не стесняйтесь, смиритесь с тем, что на какое-то время вас перестанут интересовать политические события и новинки в мире моды. Ребенок сейчас занимает все ваши мысли, и это правильно. Кстати, симбиоз не возникает у тех женщин, которые с самого начала доверяют ребенка няне или бабушке, а сами выходят на работу или усиленно занимаются собой.

Отцовские чувства

Настоятельно рекомендую всем мамам: попросите своих мужей хотя бы на неделю, а лучше - на две, после выписки из роддома взять отпуск, чтобы быть вместе с вами. Во-первых, в этот период вы наименее активны и действительно нуждаетесь в помощи. Во-вторых, эти две недели позволят вам с мужем до конца освоить свои родительские функции. Ведь как бы вы ни готовились к роли отца и матери во время беременности, реальность всегда оказывается не такой, как мы себе представляли. И реакция на эту реальность, на этого реального ребенка может быть разной. Ребенок родился, и вы понимаете, что вас теперь трое. И что ваша свобода сильно ограничена этим маленьким существом, от которого никуда не деться. Помню, как я в конце первого месяца сына задала своей маме вопрос: «Мама, когда все это кончится? Когда станет легче?» «Никогда, - сказала мама. - Но тебе это начнет нравиться». Так вот, понравиться это должно не только маме, но и папе.

Представьте себе будущего первоклассника. Он очень ждет 1 сентября, ему интересно, какие у него появятся новые обязанности, и он заранее настроен их выполнять. Если в школе все пойдет благополучно, через два месяца он уже адаптируется к новым условиям жизни и втянется в учебный процесс.

Примерно то же самое происходит и с папой. Он с радостью ждет появления малыша, хотя и понимает, что это наложит на него новую ответственность. И вот ребенок рождается. Мужчине, как и женщине, необходимо время, чтобы перестроиться и адаптироваться к новой жизни втроем, и очень важно, чтобы эта адаптация происходила на позитивной волне. Мужчина должен получать удовольствие от своей новой роли. Поэтому первое, о чем вам надо помнить, - как можно чаще хвалите мужа, даже если как будто не за что. Ребенок у него на руках никак не успокаивается? Не отнимайте малыша со словами: «Ты не так его держишь». Лучше восхититесь мужской выдержкой: «Какой ты молодец! Как тебе удается сохранять спокойствие?»

Что испытывает отец новорожденного первенца? В первую очередь - неуверенность. Он толком не знает, как приблизиться к младенцу, как правильно его взять, как положить. Даже если ваш муж занимался на курсах молодых родителей и прослушал все лекции в полном объеме, согласитесь - теоретических знаний недостаточно, чтобы почувствовать себя опытным и умелым. «Я боюсь к нему прикоснуться. Он такой хрупкий. Он такой нежный», - говорит молодой папа. Как же помочь ему обрести уверенность?

Не надо всучивать мужу ребенка во что бы то ни стало. Не хочет брать на руки - не надо. Предложите ему просто полежать втроем. Уложите малыша между вами. От этого ваш муж вряд ли откажется. А потом вспомните, что вам нужно что-то сделать по дому, встаньте и выйдите из комнаты на какое-то время. Пусть папа останется наедине с ребенком, пусть поговорит с ним, погладит, споет ему песенку. Позаботьтесь о том, чтобы такое общение происходило как можно чаще, и это станет первыми шагами вашего мужа на пути освоения новой роли родителя.

Ваш главный враг в данной ситуации - телевизор. Как только он включается, папа отвлекается, он находится уже не с ребенком, а рядом с ним. А это совсем не одно и то же.

Обычно женщина хочет, чтобы муж сам догадался, что от него требуется. Но мужчины устроены иначе! Это женщина по каким-то косвенным признакам способна угадать, что необходимо делать в данный момент. Перед мужчиной же надо ставить конкретные задачи. Не ждите, что муж, увидев, как вам трудно, кинется на помощь. Просите его, четко проговаривая, какая именно помощь вам нужна. Возьмем, к примеру, купание. Это довольно сложный поэтапный процесс: налить ванночку, проверить воду, приготовить полотенце, масло или присыпку... Одной с этим действительно сложно справиться, и будет намного лучше, если вы будете купать ребенка вместе с мужем. Но при этом надо четко объяснить ему, что вы хотели бы, чтобы он сделал: «Сначала моешь ванночку, затем набираешь воду» и т. д.

Что доверить папе?

Мы сейчас говорим о включении отцовского инстинкта, а не о том, чтобы перебросить на мужа самую сложную работу. Поэтому еще раз напомню: возня с малышом должна доставлять папе удовольствие.

  • Игры во время купания как раз относятся к тем занятиям, которые отцы охотно берут на себя, особенно если им подсказать, как именно можно играть.
    • Вариант 1. «Большое плавание». Поддерживая малыша под спинку, папа водит его вперед-назад, сопровождая движение различными звуками. Так и скажите папе: «Ребенку нужно слышать твой голос».
    • Вариант 2. Льем воду на животик и спинку малыша - из лейки или из ладони. Когда он подрастет, эта игра преобразуется в массаж душем.
    • Вариант 3. Мы подводим ребенка к краю ванночки, он отталкивается ножками (срабатывает рефлекс) и плывет обратно. Опять к стенке - снова стопы оттолкнулись. Вот мы уже и занимаемся физкультурой.
  • Подстригание ногтей . Как ни странно, мужчины более склонны к мелкой работе, чем женщины. Не зря ювелирами и часовщиками чаще всего бывают именно мужчины. Поэтому такую тонкую работу, как подрезание ноготков, рекомендую вам возложить на мужа, подчеркнув при этом, что только он может это сделать аккуратно.
  • Ночные бдения . В некоторых семьях по ночам к ребенку встают по очереди то папа, то мама. Если вы кормите грудью, можно попросить мужа, чтобы он ночью приносил вам малыша на кормление. Распределение ночных дежурств очень важно. Мужчина часто пытается от них уклониться: «Мне же на работу утром идти, а ты все равно целый день дома». На это можно возразить: «Я тоже весь день дома тружусь», - и все-таки найти компромисс, при котором папа оказывает посильную помощь и ночью. Главное - не переусердствуйте. Ему ведь и правда с утра на работу.
  • Приготовление смесей . Если ребенок на искусственном вскармливании, обязательно научите мужа готовить смеси и кормить из бутылочки.
  • Покупки . В первое время ходить за покупками придется мужу. Отправляя его в магазин, пишите подробный список того, что вам нужно. А если он все-таки купит не то, не акцентируйте на этом внимание. Просто в следующий раз давайте еще более конкретные указания. Ни в коем случае не ругайте и не говорите «Ну вот, опять...» Это только рождает желание все бросить и вообще никуда не ходить. А вам важно не погасить папину заинтересованность.

Семейные ритуалы

Пожалуй, это самое главное. С рождением малыша мужчина не должен превращаться в робота по выполнению разнообразных поручений. Ему необходимо продолжать чувствовать себя любимым мужчиной, которого вы ждете с работы, который вам нужен не только в качестве помощника по хозяйству.

Я всегда рекомендую молодым семьям включать в свою жизнь как можно больше ритуалов. Так вот, ритуал № 1 - мужчину, пришедшего с работы, необходимо встретить. Ни в коем случае нельзя кричать из кухни: «Привет!» Бросьте свои поварешки и обязательно выйдите навстречу.

Ритуал № 2 - покормить. Опять же, не кричать через всю квартиру: «Ужин на столе!» - а уделить мужу несколько минут внимания, разогреть еду, присесть рядом, поинтересоваться, как прошел день. Обязательно дайте ему 20-30 минут отдыха и ощущения, что его тут ждали, ему рады. Вы оказываете себе медвежью услугу, когда с порога набрасываетесь на него с жалобами: «Ну, наконец! Он весь день у меня орал. Теперь ты его качай». Как бы вы ни устали, встречая мужа, покажите ему свою радость, тогда он будет чувствовать, что нужен вам, и ему будет хотеться идти с работы домой.

Плачет без причины

У новорожденных в период от трех недель до трех месяцев часто наблюдаются беспричинные приступы плача. Обычно приступ продолжается не менее двух-трех часов и приходит с частотой три-четыре раза в неделю. Хотя в каждой семье можно заметить свой индивидуальный ритм, усталым родителям кажется, что ребенок плачет сутки напролет. Подобные приступы часто связывают с повышенным метеоризмом, называя их коликами или «газиками». К четырем месяцам проблема проходит сама собой, в том числе и потому, что работа пищеварительной системы крохи совершенствуется, и он начинает справляться с увеличением объема пищи.

Но приступы плача часто являются основой серьезного стресса и депрессии у родителей, из-за этого ухудшаются отношения в семье, преждевременно прекращается грудное вскармливание. Нередко бывает так, что плачет и ребенок, и мама, которая никак не может успокоить кроху и ощущает себя совсем беспомощной. Ситуацию накаляют и уставшие домочадцы: «Чем ты накормила ребенка?», «Сделай что-нибудь! Успокой его, ты же мать!»

«Удовлетворите нужды ребенка, и он перестанет плакать», - говорят эксперты. А если нет? Что делать, если все уже перепробовали, а он продолжает кричать даже на ручках, извивается, отказывается от груди и никак не может успокоиться уже несколько часов подряд?

Универсального рецепта успокоить ребенка в этот период беспричинного плача не существует. Возможно, вам придется использовать разные средства, прежде чем вы найдете то, что подойдет именно для вашего малыша. Что может помочь: теплая пеленка (солевая грелка) на животике и легкое поглаживание «по часовой стрелке», использование газоотводной трубочки, ношение на руках в определенном положении (чаще всего «столбиком»), выкладывание на животик, езда в автомобиле, негромкий монотонный шум и теплый воздух фена, звуки природы, звук текущей в ванной воды, медленные танцы, массаж...

Бабушки

Человеку необходимо быть кому-то нужным. Бабушки, особенно неработающие, к сожалению, часто чувствуют себя невостребованными, и когда рождается внук, они рады предложить свою помощь. Как вы отнесетесь к такому предложению? «Не надо. Я все сделаю сама», - чаще всего так реагируют на свекровь. «Ой, как хорошо!» - это реакция на родную маму.

И здесь очень важно поступить вопреки своим желаниям. Хочется отдать малыша маме, а надо отдать свекрови. Если свекровь приехала в гости, можно даже доверить ей нянчить ребенка, а самой заняться хозяйством. А вот маму свою лучше попросить заняться хозяйством, но не ребенком.

В каком-то смысле со свекровью даже легче. Мама-то уж точно знает, как правильно, у нее нет никаких барьеров, чтобы начать давать советы и вмешиваться в ваши родительские дела. А свекровь скорее будет делать то, о чем ее попросили. Если мы упустим этот момент, то отношения с родителями мужа могут разладиться. И мужа это, разумеется, будет тяготить. Поэтому не пожалейте времени, позвоните лишний раз свекрови, спросите ее совета, даже если этот совет вам не особенно нужен. Когда в очередной раз потребуется призвать на помощь бабушку, скажите мужу: «В прошлый раз моя мама приезжала, а теперь давай твою пригласим».

К сожалению, чаще бывает наоборот. Молодая мама отстраняется от свекрови, приглашает маму, а муж начинает один ездить к своим родителям. И эти визиты становятся все чаще. Его можно понять: родители и накормят, и напоят, и обласкают, там он может отдохнуть. Уж лучше к ним, чем домой, где вовсю хозяйничает теща. Поэтому мой вам совет: не приглашайте к себе жить маму. Даже на первое время! Вам будет тяжелее настроиться на ребенка, а муж и вовсе начнет отдаляться.

Почему первый месяц жизни ребенка - это испытание семьи на прочность? И почему некоторые не выдерживают этого испытания? Не только из-за неготовности мужчины и женщины стать родителями, но и из-за той атмосферы, которая складывается в доме, где жена не проявляет достаточно мудрости, прежде всего, в отношениях со свекровью. С самых первых дней жизни ребенка помните, что ему нужны не только папа и мама, но и бабушки с дедушками. Если вы сейчас наладите контакт с родителями мужа, вам же потом будет проще: когда малыш подрастет, вы сможете обращаться за помощью и к одной, и к другой бабушке.

Многие мамочки на вопрос, как заниматься с новорожденным ребенком, воскликнут: «Он ведь ничего еще не знает и не умеет!» Поверьте, уже с момента появления на свет он разглядывает незнакомую обстановку, активно пробует все на вкус и внимательно слушает ваш голос. Вот почему необходимо не упустить это время и развивать кроху буквально с самых первых дней рождения.

Кормление – залог здоровья

Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, . Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая грудь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат . А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.

ВАЖНО ПО ТЕМЕ ГВ:

Частое общение

Пожалуй, маленький человечек еще не готов к целенаправленным играм, поэтому просто как можно чаще беседуйте с ним: нежно, спокойно, изменяя интонацию и тембр голоса в зависимости от того, что вы сейчас ему рассказываете. Обязательно подключите к диалогу папу, пусть он тоже поделится своими эмоциями от появления на свет дорогого сына или дочки. В разговоре всегда называйте кроху по имени, скоро это станет его самым любимым словом. Также помогают развитию милые сердцу колыбельные и всевозможные потешки.

Развиваем органы чувств

Развитие грудных детей в огромной степени основывается на стимуляции вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Пока же больше всего нового о предметах кроха узнает, трогая их на ощупь.

  • Осязание

Прикасайтесь к ножкам, животику и лицу мягким перышком. Если вашему чаду понравились такие прикосновения, «вооружитесь» материалами с разной текстурой. Это могут быть ватные шарики, махровое полотенце, шерстяная варежка или шелковый шарф. Кроме того, поместите на детскую ладошку собственный палец или небольшую вещицу, чтобы малыш сжимал кулачки.

Регулярно обнимайте ребятишек, гладьте их по голове, спинке, целуйте и кладите голенькими к себе на живот. Так вы совершенствуете и тактильные ощущения, и эмоционально-личностную сферу.

  • Слух

Подвесьте погремушку или крутящуюся карусельку, которая издает негромкие мелодии, над детской кроваткой. Не расстраивайтесь, если малыш сосредотачивается на них всего лишь пару минут. Пока что ему еще очень трудно концентрировать внимание. Груднички хорошо воспринимают классическую музыку: произведения Вивальди, Чайковского, Моцарта и Штрауса. И, безусловно, они любят слушать мамин и папин голос. ()

  • Зрение

До двух-трех месяцев детки могут различать только черные и белые цвета. Повесьте в поле зрения карапуза изображение концентрических кругов, шахматной доски или контрастные, превосходного качества черно-белые фотографии. Для привлечения интереса меняйте картинки через несколько дней. А еще новорожденному очень нравится следить за мимикой человеческого лица. Так что улыбайтесь ему как можно чаще! ()

  • Обоняние

Кроха узнает ваш запах сразу же после рождения, ведь он включает в себя те же составляющие, что и околоплодная жидкость. На химические и парфюмерные ароматы у некоторых детей может появиться аллергическая реакция. Так что будьте осторожны с духами и лосьонами и, естественно, с курением. Только не стоит отлучать папу, который по каким-либо причинам не может отказаться от сигарет, от общения с крохой.

  • Вкус

С первых дней малыши ощущают вкус и выражают предпочтение сладкой еде, а не кислой или горькой. Поэтому кормящей женщине необходимо вводить в свой рацион самые разные продукты, но только постепенно и в малых количествах. Так вы сможете приучить своего отпрыска к многообразию вкусов и застрахуетесь в дальнейшем от его избирательности в пище.

Если вы будете следовать этим несложным советам, то уже с пеленок ваше чадо будет активно расти и развиваться. Только не перегружайте его новыми знаниями, чтобы не навредить формированию нервной системы. Пусть развитие любимых деток будет радостным!

Ваш ребёнок от рождения до года

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —




Top