Дольмены Кавказа. Технологии строительства

Многие путешественники, побывавшие на Черноморском побережье Кавказа, наверняка видели дольмены – древние сооружения из гигантских многотонных каменных плит – и уж обязательно слышали про них. На Западном Кавказе дольмены (от нижнебретонского tol – «стол» и men – «камень») встречаются от Таманского полуострова на севере до Колхидской низменности на юге – на протяжении около 500 км.

Сейчас на Западном Кавказе известно около 2300 дольменов, и, к глубокому сожалению, большинство из них частично разрушены. По самым скромным оценкам, в эпоху дольменостроительства их насчитывалось не менее 30 тысяч, но в дальнейшем многие из них были разобраны на отдельные плиты, которые использовались в качестве строительного материала. Возраст дольменов Западного Кавказа составляет 4 – 6 тысяч лет. Их появление совпадает по времени с сооружением во многих частях света других мегалитических сооружений (от греч. megas – «огромный» и lithos – «камень»). В первую очередь это построенные из огромных каменных блоков египетские пирамиды, Стонхендж в Англии, ряды каменных столбов-менгиров на западе Франции.

В основном дольмены располагаются небольшими группами на относительно ровных площадках по берегам рек, на пологих склонах гор, на плоских вершинах горных отрогов на высоте до 500 – 700 м над уровнем моря. Изредка дольмены встречаются на более значительных высотах – хребте Мезепу (1029 м), горе Разрубленный Курган (1300 м). Как правило, своим порталом дольмены ориентированы на юг, восток или юго-восток. Классификация дольменов основана на технологии строительства и включает четыре основных типа: плиточный, составной, полумонолитный (корытообразный) и монолитный. По данным российского исследователя В. И. Марковина, 92% всех дольменов плиточные. Составной дольмен сооружен из нескольких крупных блоков. Форма внутренней камеры в плане может быть прямоугольной, трапециевидной, подковообразной, круглой или многогранной. Полумонолитный дольмен представляет собой огромную каменную глыбу, в которой выдолблено корытообразное углубление. Сверху оно накрывалось плитой. Дополнительно делались портальные выступы и отверстие. Монолитный дольмен полностью высечен из каменной глыбы или скалы через небольшое круглое отверстие в портальной стенке. Это самый редкий тип дольменов. Монолитный дольмен обнаружен в районе станицы Эриванской Абинского района относительно недавно, в 2007 год Он целиком вырублен в скале. У него есть огромный портал (2 х 3 м), в нижней части которого располагается круглое входное отверстие диаметром 35 см. Отверстие ведет в небольшую камеру. По одному из предположений, этот дольмен до основания был засыпан грунтом в результате оползня во время строительства. В нижней части фасадной стенки дольменов находится сквозное, чаще всего круглое отверстие, ведущее во внутреннюю камеру. У сохранившихся в первозданном виде дольменов отверстия в фасадной стенке закрываются каменными пробками – втулками фаллической формы весом до 150 кг. В некоторых случаях по краям прохода, ведущего к портальной стенке, из камней выкладывался дромос – коридорный проход. Иногда вокруг дольменов сооружался кромлех – кольцо из отдельно стоящих камней. Средний вес составного дольмена оценивается в 15 – 30 т. У особенно крупных сооружений одна только покровная плита достигает 20 т. По расчетам, вес плиточного дольмена Капибг, расположенного в долине реки Аше, составляет 70 т.

Поражает, что плиты массой в несколько тонн соединены пазами с точностью до миллиметров. На стенках наиболее древних дольменов встречаются однотипные тематические рисунки. Среди изображений доминирует орнамент из вертикальных и горизонтальных зигзагообразных линий, а также треугольников. Настоящей сенсацией стало открытие в 2006 год дольменов в поселке Джуга. На одном из них были обнаружены петроглифы, изображающие животных и человека. Вопрос о назначении дольменов до настоящего времени остается открытым. Тем не менее большинство исследователей полагает, что они выполняли сакральную роль, связанную с культом мертвых. На эту мысль наводят некоторые конструктивные особенности дольменов, редкие сохранившиеся захоронения и различные ритуальные предметы. Археологические раскопки выявили сходство захоронений в дольменах и грунтовых могильниках, относящихся к эпохе бронзы. Обнаруженные скелеты находятся в классической «скорченной» позе, когда все кости неестественно близко прижаты друг к другу. Эту позу называют также позой эмбриона. Она имела важный смысл для древних людей, веривших, что в какой позе человек рождается, в той же должен и покинуть этот мир. Рядом со скелетами были найдены остатки бытовых предметов, каменные и бронзовые орудия труда, посуда из глины.

Основная трудность восстановления ритуалов, совершавшихся в кавказских дольменах, связана с большой длительностью их использования разными народами. Еще совсем недавно, в XIX веке, коренное население приносило к дольменам жертвенную пищу. Даже захоронения имеют очень широкий спектр: от одиночных до многочисленных.

Особое значение для восстановления ритуалов имеют окружающие дольмены конструкции: дромосы, кромлехи, курганы. Дромос символизирует прохождение человеком пути к лону богини, где покоится умерший или рождающийся. Многочисленные обряды, связанные с дромосами, известны у многих народов Кавказа. Так, у адыгов и шапсугов в случае засухи устраивались каменные подкопы и тоннели для вызывания дождя. Такие же тоннели сооружали во время эпидемий. У аварцев, даргинцев бездетные женщины и больные дети пролезали через отверстия в земле, вырытые на кладбище, чтобы приобщиться к оплодотворяющей силе земли и предков. Отверстия делались очень узкие, в них клали угольки (очищение огнем), яйца (символ возрождения), хлеб (очищение от демонов). Дромосы кавказских дольменов такие же узкие, и в них тоже находят множество угольковек. Кромлехи, окружающие дольмены, знаменуют рубеж, отделяющий сакральное пространство от обычного. Они связаны с культом солнца и его движения по небу. Захороненный в дольмене человек считался посредником между миром людей и богов. За тысячу лет до нашей эры строительство дольменов на Кавказе затухает и перемещается в Западное Причерноморье и на побережье Мраморного моря, в античную Фракию. Построенные здесь культовые каменные сооружения относятся уже к письменной эпохе, что помогает лучше понять истинное назначение дольменов.

Известно, что дольмен был священным местом для местных народов, где совершали обряды в честь великой Богини-матери и ее сына, умирающего и воскресающего бога, приобщаясь к которому захороненный в дольмене человек должен был возродиться. В России первым изучать дольмены начал академик П. С. Паллас в конце XVIII века. С тех пор, несмотря на многочисленные исследования, проведенные на данной территории, наука пока так и не смогла дать ответы на главные вопросы: как возникла, почему и куда исчезла культура дольменостроителей. До сих пор остается загадкой для ученых, где и как древние строители добывали такие огромные глыбы песчаника; как транспортировали и поднимали их по склонам гор; какими инструментами древние строители обрабатывали каменные блоки – этот археологический памятник поражает сверхточной подгонкой многотонных блоков по криволинейным стыкам. Но главным вопросом остается, почему, обладая таким высоким технологическим уровнем строительства, эта культура не оставила после себя других построек.

Дольмены – удивительные древние сооружения, сложенные из многотонных каменных плит песчаника. Они похожи либо на небольшие домики, либо на огромные коробки, контейнеры или гигантские скворечники (у каждого свои ассоциации). Местные народы – адыги, шапсуги – почитали дольмены как священные сооружения и называли их домами карликов («испун»). Плиточный дольмен состоит из шести многотонных плит: нижней (фундамента, или пяточного камня), портальной (фасадной), задней, двух боковых и верхней плиты перекрытия. Образованная плитами камера имеет форму прямоугольника или трапеции. В боковых плитах есть пазы, в которые входят точно подогнанные задняя и передняя плиты. Передняя плита, обрамленная выступами боковых плит и нависающим козырьком, образует портал. Обычно дольмены располагались под курганными насыпями, и, вероятно, эти выступы предупреждали сползание насыпи на переднюю плиту дольмена. Обязательное условие возведения дольменов – наличие рядом источника воды: реки, ручья, родника, причем это характерно и для западноевропейских каменных построек. В мифологии большинства народов мира вода – это среда, где зарождается жизнь.

Расположение дольменов у источников говорит о важной роли воды в ритуалах дольменостроителей. Монолитный дольмен Волконский расположен в окрестностях поселка Лазаревского, на берегу небольшой речки Годлик. Согласно исследованиям, возраст дольмена составляет около 4 тысяч лет. Это редчайший на всем Северо-Западном Кавказе дольмен-монолит, выполненный из гигантского валуна. Его длина составляет примерно 15 м, ширина – 8 м. Вертикальная фасадная стена идеально отшлифована, в ней вырублено круглое отверстие, которое ведет в основную подковообразную камеру со сферическим потолком. На высоте 4 м от земли перед фасадной частью дольмена устроена ровная площадка. На крыше сооружения имеется круглое углубление диаметром и глубиной около 60 см, предназначенное, вероятно, для совершения обрядов. К нему ведет единственный ступенчатый подход. Среди дольменов Западного Кавказа особое место занимает Кудепстинский жертвенный камень, известный среди местного населения как «черкесский камень» и расположенный на территории Кудепстинского лесопарка. Это огромная глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника с длиной каждой из сторон около 5 м. С северо-восточной стороны в камне высечены два углубления в форме сидений, разделенные каменным «подлокотником». Позади «сидений» на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления размером 1 на 2 м. Здесь же выбиты четыре ямки и чашеобразное углубление диаметром до 20 см. Судя по характеру обработки и отдельным деталям, Кудепстинский камень относится к дольменному периоду, вероятно, в те времена он играл роль святилища. Легенда о происхождении дольменов. Давным-давно, во времена, о которых знает и помнит один всемогущий Аллах, в этом богатом крае, тогда покрытом непроходимыми лесами, жило только два племени, одно – больших как дуб, страшных на вид великанов, другое – маленьких карликов. Великаны жили в долинах рек и промышляли охотой, а карлики жили высоко в горах, у снегов, в темных, холодных пещерах, и занимались колдовством. Разъезжали карлики на запряженных зайцах. Великаны хотя и обладали страшной силой, но все же были глупы, как стадо баранов, тогда как карлики, силы совсем не имея, были очень хитры. Долго жили два племени, не зная ничего друг о друге. Но однажды карлики спустились в долину и увидели великанов. Те для потехи вырывали деревья с корнями и бросались скалами. Крошки-карлики хитростью и колдовством сумели покорить глупых великанов и заставили их служить себе. Они приказали построить им удобные маленькие жилища. Великаны живо взялись за дело, и вскоре в горах и долинах появилось множество каменных хат с маленькими круглыми отверстиями, через которые только карлики и могли пробраться внутрь. Много лет прошло с тех пор, давно уже нет карликов и великанов, а прочные каменные хаты стоят и сейчас.

Кавказские дольмены

В районе, протянувшемся от Новороссийска до грузинского города Очамчиры, много тысячелетий тому назад неизвестные строители создали огромное количество (около 3 000) удивительных сооружений – дольменов. Если это слово буквально перевести с бретонского языка, то получится название «стол-камень». Они и в самом деле немного напоминают столы, предназначенные для неведомых гигантов: огромные отполированные плиты из кварцевого песчаника, сложенные в многотонную конструкцию.

Дольмены Кавказа – одни из наиболее древних, они старше египетских пирамид: их возраст – около 7 000 лет. По форме кавказские дольмены напоминают домики для невысоких людей (в них вполне может расположиться ребенок и даже сесть взрослый человек). Адыги называют дольмены сырпунами, что в переводе означает «дом карлика», есть даже сказания, в которых говорится о людях маленького роста, в незапамятные времена населявших здешние края и построивших для себя укрытия-дома.

Подобные сооружения можно найти во всем мире – в Испании и Португалии, в Англии и во Франции, на островах Средиземного моря и в Азии… Они, конечно, везде разные, но объединяет их одно: каменные глыбы сложены в огромную конструкцию неведомой силой и с непонятной целью. На территории знаменитого Стоунхенджа также находятся дольмены.

Дольмены Кавказа даже имеют фасадную сторону, подобно настоящим домам. В ней есть небольшое отверстие, которое можно закрыть каменной пробкой (она сохранилась лишь у некоторых дольменов). Фасад украшен изображением врат (портала), ведущих в некий (возможно, потусторонний) мир, Солнца (в виде круга) и Луны (в виде полукруга). Ученые, исследовавшие дольмены, высказывают гипотезу о том, что они являются местами захоронения или поклонения богам, священные для древних.

Есть и другие гипотезы, несколько фантастические, но более интересные. В частности, некоторые исследователи считают, что до людей на Земле жили представители совсем другой цивилизации. Они обладали особыми знаниями и способностями, умели жить по законам добра и гармонии. Но зло пришло на Землю, многие стали нарушать законы добра… Тогда самые верные ушли в отдаленные места и построили себе каменные дома, в которых погрузились в особое состояние, при котором в организме поддерживается жизнь на уровне спящего человека, душа же бодрствует, находясь в сверхсознательном состоянии. Они отдали свою добрую энергию и знания тому дому, в котором провели долгое время, т. е. дольмену. Вот почему дольмены обладают сказочными возможностями, могут дать здоровье, покой, знания, но только доброму человеку.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Вяземский Юрий Павлович

Дела кавказские Вопрос 4.67В 50-х годах XIX столетия командующий Гренадерским корпусом на Кавказе граф Н. Муравьев провел тщательные расчеты и доложил об их результатах в Петербург.Что считал и о чем докладывал генерал от инфантерии?Вопрос 4.68Историки пишут: ««Золотые ослы»

Из книги От Павла I до Николая II. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Дела кавказские Ответ 4.67Муравьев пришел к выводу, что намного дешевле, чем вести военные действия, предложить каждому участнику боевых действий хороший дом и достойное содержание, построить фабрики и дороги, которые привели бы к спокойной жизни и взаимной пользе.В 1875

автора

Из книги В.И. Марковина «Дольмены Западного Кавказа» (М., 1978) Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения Многие ученые-кавказоведы пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить их возникновение и

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения Многие ученые-кавказоведы пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить их возникновение и появление на Кавказе. Однако среди древностей Прикубанъя и

Из книги Восточные легионы и казачьи части в Вермахте автора Каращук Андрей

ТЮРКСКИЕ И КАВКАЗСКИЕ ЧАСТИ СС В отличие от своего кавказского аналога - батальона «Бергманн» - сформированный в январе 1942 г. 1-й (450-й) батальон Туркестанского легиона так и не был использован в соответствии с далеко идущими планами его создателей и действовал сначала в

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги На задворках Совдепии автора Чечило Виталий Иванович

КАВКАЗСКИЕ ПЛЕМЯННИКИ

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Стоунхедж, дольмены и менгиры Конечно, трудности, стоящие перед дешифровщиками древних письмен, очень велики. Но зато, когда письмена прочтены, словно яркий прожектор освещает тьму веков. К сожалению, большая часть древней истории не отражена в памятниках письма. И

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Дольмены Людмила Варламова Если вы немного интересуетесь мегалитами, то, может быть, слышали историю о том, как в 1960 году во двор сухумского музея перевозили дольмен из Эшери, – ее археолог Александр Александрович Формозов рассказал в своей книге «Памятники

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Дольмены Огромное значение при изучении истории наших пращуров имеет исследование мегалитических сооружений. Огромный ареал нахождения: от южной оконечности и океанических островов Азии до крайних западных точек Европы, континентальная Америка. Самые знаменитые

Из книги Таинственные места России автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

автора Аджи Мурад

Кавказские война и мiр Неоконченный сценарий документального фильма Предыдущий очерк, написанный в 2005 году, получил неожиданное продолжение. В 2013 году одна из киностудий предложила мне участвовать в проекте, задуманном в связи с юбилейной датой – двухсотлетием

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Кавказские война и мiр Сценарий документального фильма Титры… На экране голая степь, сегодняшний ее день. С сусликами, с полынью, с орлами. Много солнца и дикого простора, наполненного мелодичной духовной музыкой. Вдруг – выстрел. И тишина. Потом очереди из автоматов,

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Изучение доисторических культур Дольмены, мегалиты и пирамиды В неолите существовала еще одна культура - сурско-днепровская. Известны небольшие поселения этой культуры. Люди жили в жилищах типа шалашей. Характерными являются каменные сосуды с острым дном. В период

Статья посвящена дольменам Западного Кавказа, которые рассматриваются не только как памятники древней материальной культуры, но и как значимые туристские объекты, ставшие настоящим брендом Олимпийского Сочи. Автором приводятся интересные сведения о мистической силе дольменов, проводятся сравнительные параллели с известными мегалитами зарубежья и раскрывается причина интереса людей к памятникам дольменной культуры.

Дольменная культура Западного Кавказа: география и наследие

По древним сказаниям горцев, одновременно с нартами - древними великанами - на Кавказе жили и крошечные люди, слабые и беспомощные, ездившие верхом на зайцах... Из жалости к этому малорослому народу нарты воздвигли им из громадных каменных плит непреступные крепости-дома, где в передней части были небольшие отверстия, в которые могли проникнуть только очень маленькие люди. Поэтому черкесы и назвали дольмены «испун», то есть дома для карликов .

Древние дольмены в жизни и эпосе горцев

Дольмены - это древнейшие культовые сооружения, название которых происходят от бретонских слов «taol» и «таеп», что означает «каменный стол». И действительно конструкция дольменов внешне напоминает стол, так как мощная ровная каменная плита лежит на нескольких опорах, стоящих на земляной поверхности. Дольмены относят к мегалитическим сооружениям или попросту к мегалитам - сооружениям из больших обтесанных камней, используемых в основном для гробниц. Древние мегалиты давно интересуют исследователей и просто обычных людей, но если первые глубоко и системно изучают мегалитическую культуру, то вторые рассматривают дольмены как живописную часть ландшафта, придавая им особые мистические свойства, используя в основном как объекты туристского показа.

Вместе с тем очень интересно и полезно проследить отношение людей к дольменам и ко всей дольменной культуре в рамках какой-либо одной территории.

Как известно, дольмены встречаются в самых разных уголках планеты: в Северной Африке, Европе, Южной Корее и других, но мы попытаемся исследовать некоторые грани проявления дольменной культуры на территории Западного Кавказа и в частности Большого Сочи.

Культура дольменов сложилась на территории современного города Сочи в среднебронзовую эпоху. К ней преимущественно относят дольмены - монументальные гробницы, соответствующие отложения в Большой Воронцовской пещере и отдельные объекты, разбросанные по разным районам Большого Сочи. Территория, которую

У входа в Большую Воронцовскую пещеру в Хостинском районе г. Сочи (фото автора)

ныне занимает прославленный российский курорт, всегда отличалась от других районов Причерноморья своей трудно- проходимостью вследствие сильной расчлененности рельефа. Скорее всего, по этой причине сочинские дольмены стали известны научному сообществу позднее, чем подобные сооружения в других регионах.

Одним из первых подробно описал и зарисовал сочинские дольмены Александр Миллер - известный русский исследователь Кавказа, этнограф и археолог. В 1907 г. он описал и зарисовал несколько дольменов в долине реки Аше и корытообразный монолит в Мамедовом ущелье на территории нынешнего Лазаревского района г. Сочи. Хотя ско-

Составной дольмен во дворе музея истории города Сочи (фото автора)

Корытообразный монолит «Целитель»

рее всего не он первым обнаружил этот памятник, так как и сейчас на нем отчетливо можно различить выбитое в камне изображение мальтийского креста со стоящей рядом датой - 1906 год.

Сегодня этот дольмен особенно известен и почитаем в этих краях, его называют «Целителем», приписывая особенную энергетику, способную наделить людей и животных редкой жизненной силой. Люди, живущие неподалеку, утверждают, что 19 мая 1986 г. ночью их разбудил сильный гул, хотя погода была ясной и безветренной. Утром обнаружилось, что три мощных дерева, выдернутые из земли как легкие травинки, лежали возле дольмена, а четвертое наполовину сожженное еще дымилось и имело причудливую форму. Эти деревья и сегодня лежат возле дольмена, усиливая необыкновенное впечатление, производимое этим загадочным мегалитом, формой напоминающего Египетскую пирамиду.

Местные жители даже замечают увеличение количества диких животных в этом месте и их вполне миролюбивого отношения к людям. Говорят, особенно полюбили дольмен зайцы, которые любят принимать на нем солнечные ванны. А может быть дело совсем не в солнечных ваннах, а в таинственных карликах, которые по преданию жили в дольменах и ездили на зайцах...? Тогда вполне можно предположить, что зайцы продолжают терпеливо ждать «своих хозяев».

Вообще в таланте и курортной изобретательности местным жителям Сочинского побережья не откажешь. Любой интересный объект или явление довольно быстро ложится в основу нового экскурсионного маршрута. Так, например, на дольмен «Целитель» сформировался эзотерический маршрут, где всем желающим предлагают ощутить на себе особенную омолаживающую энергию дольмена. Конечно обещания омоложения не более чем курортная реклама, но сила Кавказской природы действительно удивительна!

В этой связи следует отдать долг многочисленным исследователям дольмен- ной культуры Западного Кавказа, которые вот уже два столетия наблюдают за этими таинственными памятниками древней материальной культуры. Труд нескольких десятков ученых был обобщен и систематизирован в 1960 г. исследователем Л.И. Лавровым, который создал полный каталог дольменов. В нем насчитывалось 1139 дольменов, а также была предложена научная классификация дольменов Западного Кавказа, которая остается актуальной и в настоящее время.

Все многообразие существующих дольменов Лавров разделил на четыре группы:

  • 1. Группа обычных плиточных дольменов. Это самые распространенный тип мегалитов, конструктивно представляющий собой четырехугольный ящик, каждая сторона которого, а также дно и крыша представляет собой отдельную монолитную плиту.
  • 2. Группа составных дольменов. Это конструкции с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит.
  • 3. Группа корытообразных дольменов.
  • 4. Группа дольменов-монолитов.

В 1978 г. исследователь В.И. Мар- ковин обновил каталог дольменов, дополнив его до 2308 объектов. Благодаря кропотливой исследовательской работе эпоха дольменной культуры, расцвет которой приходится на первую половину II тысячелетия до нашей эры, стала более понятна и близка нам - современным людям.

Внимательно изучая особенности развития дольменной культуры, ученые обращают внимание на то, что на пике ее развития большое распространение получают плиточные строения трапециевидной формы с профилями четких пропорций. Такая конструкция придавала дольменам большую устойчивость, облегчала сборку стен и наводку перекрытий. Дольменные отверстия в этот период приобретают различные формы (круглые, в виде арки и пр.). Под плиточными дольменами появляются тщательно обработанные пяточные камни - своеобразный фундамент дольмена. Многие постройки прислонены к склонам и даже слегка впущены в них. Помимо плиточных дольменов в этот период создаются и корытообразные - их высекают в скалах, придавая им вид дольмена только с фасада. К концу периода расцвета доль- менной культуры появляются дольмены-монолиты. Такие изменения в конструкции этих культовых сооружений, по мнению ученых, происходят в связи с изменениями в погребальных обрядах. В поздние периоды культуры дольменов (середина II тысячелетия до н.э.) корытообразные дольмены дополняются камерами круглых очертаний и очертаниями в виде кувшина, а также отмечаются и ложнопортальные сооружения.

В целом дольменная культура разных регионов мира имеет много общего. В частности исследователи мегалитов Западного Кавказа отмечают их близкое сходство с плиточными дольменами Средиземноморья, а также памятниками-мегалитами Каталонии, Франции и Северной Африки. Однако археологическое наследие дольменной культуры в г. Сочи и Туапсинском районе так велико и разнообразно, что, несомненно, указывает на его временную продолжительность, а найденные и описанные дольмены представляют полный спектр всех известных конструкций этих образцов мегалитической эры.

Вообще территорию Сочинского курорта можно смело назвать «Мировой столицей дольменов», так как налицо три важнейших признака ее превосходства над другими регионами богатыми памятниками мегалитической культуры:

Во-первых - на территории Б. Сочи присутствуют все известные типы памятников дольменной культуры.

Во-вторых - некоторые из дольменов в архитектурном плане совершенно уникальны и не имеют аналогов в других регионах: дольмен-монолит, дольменообразные колодцеобразные гробницы (толосы), дольменные комплексы (Псынако-I).

В-третьих - такие конструктивные особенности, как окружение дольменов кольцом камней (кромлехом), наличие коридоров - дромосов, плиточные ложнопортальные сооружения, «обратные» дольмены и дольмены с двумя фасадами встречаются в районе Сочи в гораздо большем количестве, чем в других районах с развитой дольменной культурой.

Как уже упоминалось, район нынешнего г. Сочи в его слабо освоенных местах труднопроходим. Густой колхидский лес защищает многие укромные уголки курорта от современного варварства, но цивилизация неуклонно наступает и теснит заповедные природные территории, представленные в частности памятниками дольменной культуры. К сожалению, многие великолепные образцы мегалитических комплексов безвозвратно утрачены. В частности разбиты на щебенку и строительный камень, разорены дачниками и частными предпринимателями, выставляющими огромные камни-монолиты в виде украшений и альпийских горок в кафе или частных придомовых садах. Таких «эстетов» не смущает факт, что эти камни являются частью погребальных сооружений. Конечно, это происходит по причине невежества и какой-то языческой тяге поклонения силам природы, заключенной, по их представлениям, в огромных мегалитах.

Однако, так или иначе за последние несколько десятилетий были уничтожены: дольмены группы «Глинище I», разбиты дольмены группы «Солони- ки II», при прокладке лесовозной дороги был почти уничтожен торец боковой плиты дольмена группы «Нихетх I», на котором был изображен редкий зигзагообразный орнамент, а в 1997 г. при строительстве газотрассы в урочище Черноморка отвалом был засыпан уникальный плиточный дольмен и этот печальный список, к сожалению можно продолжить.

Вместе с тем на территории Сочи на текущий момент известно около двух сотен дольменов (189). Из них обследовано - 141, не обследовано - 48.

Если говорить о ведомственной принадлежности земель, на которых находятся памятники дольменной культуры, что тоже немаловажно для обеспечения их сохранности, то четверть из их числа находится на землях администрации города Сочи, а остальные на территории Сочинского национального парка. Территориально сочинские дольмены расположены как на горных склонах, так и в устьях горных рек. Наибольшая близость дольменов к морю отмечена в бассейне рек Аше и Псезупсе, а также ручья Годлик в Лазаревском районе, где расположен самый крупный и известный на побережье Волконский дольмен-монолит, ставший настоящим археологическим брендом Олимпийского курорта Сочи.


Волконский дольмен-монолит - туристский бренд Сочи-2014

В целом наиболее насыщен памятниками дольменной культуры именно Лазаревский район г. Сочи. Большое количество дольменов встречается на пути от Туапсе в сторону пос. Головинка к реке Шахе. За рекой Шахе в сторону центра Сочи дольменов отмечено мало и, как правило, они расположены в горных и труднодоступных местах. В самом Сочи дольменов нет, кроме дольмена, привезенного из Лазаревского на территорию музея истории города-курорта Сочи.

В Хостинском районе города обнаружен только один составной дольмен, так называемый «культовый камень с сидениями» рядом с пос. Кудепста. В Адлерском районе дольмены находятся главным образом в районе пос. Красная Поляна и Медовеевке. Есть еще одна интересная закономерность в расположении дольменов города Сочи - все они расположены в непосредственной близости от родников или ручьев, так как большая часть из них изготавливалась из песчаника, пласты которого формировались в непосредственной близости от водоемов.

  • Нарты - герои древних эпических сказаний многих кавказских народов.

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

Местные названия [ | ]

Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны [ | ]

«Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов [ | ]

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов [ | ]

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов [ | ]

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов [ | ]

Конструкция [ | ]

Орнаментация [ | ]

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
  2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
  3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
  4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
  5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
  6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
  7. Используют камень дольменов для своих построек.
  8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
  10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
  11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
  12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
  13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
  15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
  16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
  17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
  18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
  19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
  20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
  22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
  23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
  24. Марковин В. И. , 1983.
  25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
  27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
  28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
  29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.

Общие сведения о дольменах (из опубликованных источников)

Дольме́ны (от брет. taol maen - каменный стол) - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов . Название "дольмены" происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций - приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
В первых археологических трудах термин "дольмены" использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В англоязычной археологической литературе этот термин является устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском языке термин "дольмены" по-прежнему популярен. В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии - «рёсе»; эти слова входят в состав названий местных дольменов. В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это название распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира.
Дольмены расположены большей частью в Северной Африке (в Рокнии), Западной, Северной и Южной Европе. Наибольшее количество дольменов (не менее 30 000 ) обнаружено в Корее. В России, на Западном Кавказе также имеется много дольменов. Строились дольмены в разное время людьми различных культур. В Западной Европе активным строительством занималось население, принадлежавшее к культуре «воронковидных кубков», получившей свое название по используемым им характерным сосудам. Камень для дольменов в Западной Европе часто не вырубался, а использовались эрратические валуны, перенесённые в течение ледникового периода из Скандинавии.
Кавказские дольмены были созданы в период ранней и средней бронзы с III-II тысячелетия до нашей эры и использовались до I тысячелетия до н. э. во времена существования дольменной культуры
(см. ниже) .
В простейшем варианте дольмен - это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант - 3 камня, поставленные в форме буквы П (Стоунхендж построен из множества именно таких элементов). В самой архитектурно завершённой форме (что присуще дольменам Северного Кавказа) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите, как правило, имеется отверстие - круглой (чаще всего), овальной, арочной, подтреугольной или квадратной формы, которое закрывается каменной пробкой, - однако его может и не быть (ложнопортальный дольмен): в этом случае отверстие может быть сзади или сбоку. Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша дольменов могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрывалась общей крышей или имела перекрытие из отдельной плиты.
Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана. Иногда дольмены принимали более сложную форму: например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.
Основной функцией для дольменов всех типов является погребальная, что подтверждено археологическими исследованиями.
В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремнёвые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков - в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей.

Ориентировка дольменов на местности различна, но, как правило, она вписывается в дугу восхода-захода и кульминации небесных светил северо-восток-юг-северо-запад. Лишь одиночные памятники направлены на север… наблюдения на отдельных памятниках (комплекс Псынако-1, дольмен с кромлехом группы «Волчьи Ворота», дольмен с визиром «Мамедова щель») показали, что они отмечают точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний и равноденствий (М . Кудин «Дольмены и ритуал» . Сочинский краевед, вып.4.Сочи,1999.) . Подобные наблюдения могут являться косвенным подтверждением предположения, что строителям дольменов был не чужд солярный культ.




Top